УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-51-53
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бекзод Ахмадиллаевич АХМЕДОВ, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин частного учреждения высшего образования «Институт государственного администрирования»
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Административно-правовой статус гражданина является единым и равным для всех граждан и характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, гарантированных действующим административным законодательством. В статье рассмотрены особенности правового статуса гражданина в рамках административно-правового режима.
Ключевые слова: власть, гражданин, административно-правовой статус, гражданство, правоспособность, дееспособность, гарантии прав и свобод граждан.
Annotation. The administrative and legal status of a citizen is uniform and equal for all citizens and is characterized by a set of rights, freedoms and obligations guaranteed by the current administrative legislation. The article considers the features of the legal status of a citizen within the framework of the administrative-legal regime.
Keywords: power, citizen, administrative and legal status, citizenship, legal capacity, civil capacity, guarantees of the rights and freedoms of citizens.
Предметом данной статьи является административно-правовой статус гражданина в Российской Федерации.
Основной категорией населения в каждом государстве являются граждане. В период Великой французской буржуазной революции 1789 г. была принята Декларация прав человека и граждан. Этот документ закрепляет естественные неотъемлемые права человека, а также обязательство обеспечивать эти права. Впервые было формально установлено понятие «гражданин».
Так, ст. 6 Декларации гласила, что закон должен быть единственным для всех, и все граждане равны перед ним, имея равный доступ ко всем должностям, общественным должностям и сословиям в соответствии со своими способностями.
Как известно, права и свободы в полной мере распространяются только на граждан. Итак, административное право построено на общепризнанных принципах демократизма, равенства всех перед законом, оно учитывает международные акты в области прав и свобод человека и гражданина, создает все условия для их реализации и защиты.
В системе государственного управления данные условия содействуют увеличению роли гражданина, благодаря чему гражданин является ведущим субъектом административного права. Правовое регулирование административно-правового статуса гражданина Российской Федерации занимает достаточно значимую роль в административном праве, система закрепления и гарантии прав и свобод гражданина как одного из субъектов административного права является прогрессивным направлением в отечественном законодательстве.
Статус гражданина — комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности, закрепленных нормами гражданского административного права. Закрепление и гарантия прав и свобод граждан реализовыва-ется благодаря четкому распределению между государственными органами обязанностей и полномочий, при помощи которых они исполняют и гарантируют права и свободы граждан. Кроме того, законодательством предусмотрена ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение или неисполнение своих обязанностей, которые в дальнейшем привели к нарушению прав и свобод граждан.
№ 3/2021
Административно-правовой статус гражданина включает гражданство лица, которое устанавливает связь государства с гражданином, а институт гражданства находится под прямым контролем государства; административную правосубъектность; права и обязанности гражданина как субъекта административного права; административную ответственность за совершенные правонарушения; юридические гарантии, предоставляемые гражданину по вопросам его прав и свобод1.
Административно-правовой статус гражданина един и одинаков для всех граждан, он заключается в совокупности прав, свобод и обязанностей, предусмотренных действующим административным законодательством.
Следует сказать, что нормы административной правосубъектности закрепляются не только в КоАП РФ2, но и в УК РФ, ГК РФ. К числу таких актов также относятся: Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г.3, Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» № 1325 от 14 ноября 2002 г.4 и многие другие. Таким образом, законодатель закрепляет возрастные категории физических лиц, состояние их здоровья, образования, их права и обязанности.
В условиях продолжающейся административной реформы происходит обновление административного законодательства, изменения правового статуса гражданина в рамках административно-правового режима. Для этой цели были развиты права граждан, закреплены демократические основы и принципы деятельности органов исполнительной власти, а также была установлена главенствующая роль закона в урегулировании данных правоотношений.
Отметим, что гражданин в течение своей жизни имеет многочисленные и разнообразные контакты с органами управления, и в этих случаях существенную роль приобретает его юридически закрепленное положение в обществе — административно-правовой статус гражданина, его права и обязанности, которые и обеспечивают его участие в управлении государством, в удовлетворении публичных и личных интересов, осуществляемых в административно-правовых отношениях. Подобные отношения появляются у человека при его взаимодействии с административными органами.
Современное правовое регулирование административно-правового статуса гражданина РФ находится не только в ведении государства, но
и введении его субъектов, что позволяет создать действенную систему государственного управления, которая распространяется на административно-правовой статус гражданина5.
Административно-правовой статус гражданина имеет свою конструкцию, ключевыми элементами которой являются административная правоспособность и дееспособность.
Так, правовое регулирование административно-правового статуса гражданина РФ распространяется и на административную правосубъектность гражданина, которая включает: упрочение прав, свобод и обязанностей гражданина; регулирование порядка их реализации в области государственного управления; упрочение средств и способов охраны, защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод; назначение административной ответственности гражданина, а также порядок ее осуществления.
В формировании правового статуса гражданина в рамках административно-правового режима центральную роль играет гражданство — правовая связь человека и государства, которая основана на признании и уважении прав личности и характеризуется неизменным характером, выражается в объединении их обоюдных прав, обязанностей и ответственности.
С гражданством связаны важные правовые последствия. Субъектом государственно-правовых отношений может быть только лицо, обладающее правовым статусом гражданина страны. Так, принадлежность лица к гражданству РФ, в отличие от принадлежности к иностранному гражданству или отсутствия гражданства как такового, предоставляет и гарантирует ему множество прав и свобод, а также возлагает на него определенные обязанности6.
Граждане иностранного государства и лица без гражданства наделены меньшим количеством прав и обязанностей: они не могут принимать участие в государственном управлении и не несут воинскую обязанность, но на них возложена обязанность покинуть территорию страны по истечении разрешенного срока пребывания.
Таким образом, важно заметить, что в теории административного права выделяется несколько разновидностей статуса гражданина, а именно:
■ общий, т.е. присущий каждому лицу;
■ особенный, принадлежащий отдельным категориям граждан (военнослужащим);
■ специальный, присущий лишь некоторым категориям граждан (беженцам, вынужденным переселенцам).
№ 3/2021
Гражданин реализует принадлежащие ему особенные права в рамках определенных административно-правовых отношений, в которых гражданин выполняет возложенные на него конкретные обязанности. Фундаментом такого административно-правового статуса выступают права и обязанности, закрепленные в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, правовое регулирование в области административно-правового статуса гражданина РФ направлено на соблюдение прав и свобод гражданина, выполнение им возложенных на него обязанностей, реализацию прозрачности делопроизводства, которая осуществляется при помощи четко выстроенной системы административных процедур. Система правового регулирования в современной России активно развивается, что отражается не только на увеличении нормативно-правовых актов, но и на изменении самого подхода к государственному управлению.
Подобное взаимодействие государства и личности нуждается в четкой упорядоченности и урегулированности.
Таким образом, в связи с тем, что административно-правовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, в состав которого традиционно принято включать правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии, отметим, что важнейшим приоритетом в развитии административно-правового статуса гражданина является совершенствование и, конечно же, гарантирование конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан.
Вследствие этого реализация прав и свобод граждан в области государственного управле-
ния нуждается в более полном обеспечении. Государственные органы обладают главенствующей ролью по отношению к гражданам и поэтому необходимо приоритет регулирующей роли государственных органов и должностных лиц перенести на их обязанности по защите прав и свобод граждан.
За прошедшее с момента принятия Конституции РФ время в этом направлении были предприняты меры, однако на достигнутом не стоит останавливаться.
Стремительное развитие общественных отношений требует консолидации конкретных обязанностей органов и должностных лиц государственного управления, которые соответствуют правам и свободам граждан в области управления, а также в установлении детальных административных процедур, полно и всесторонне прописывающих порядок осуществления соответствующими органами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами, в том числе и в усилении ответственности органов и должностных лиц за невыполнение ими своих обязанностей, повлекших за собой нарушение прав граждан в области управления.
1 Агапов A.B. Административное право: Учебник для бакалавриата и магистратуры: В 2-х т. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. М.: Юрайт, 2019.
2 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1; 2021. № 18. Ст. 3046.
3 Там же. № 22. Ст. 2031; 2020. № 29. Ст. 4519.
4 Там же. № 46. Ст. 4571; 2019. № 18. Ст. 2226.
5 Шаназарова Е.В., Иванов Д.С. Правовое регулирование административно-правового статуса гражданина РФ / / Modern Science. 2021. № 2-1. С. 218—220.
6 Конин Н.М., Маторина Е.И. Административное право: Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019.
№ 3/2021