АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА РФ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Агаева Аминат Арсланалиевна
Студентка, 2 курс, Институт права, Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа Максимова М. А.
Научный руководитель: ст.преп.
ADMINISTRATIVE - LEGAL STATUS OF RUSSIAN CITIZEN IN THE SPHERE OF PUBLIC ADMINISTRATION
Agaeva Aminat Arslanalievna
student, 2st year, Institute of Law, Bashkir State University Russia,
Bashkir State University Russia,
Ufa, Russia Maksimova M. A. Supervisor adviser:
Аннотация. Выбранная тема является актуальной так, как административно - правовой статус гражданина играет важную роль в отношениях с государством. Предмет регулирования административного права - это совокупность отношений, складывающиеся в сфере государственного управления, где гражданин рассматривается как субъект административного права.
В данной работе будет рассмотрены основы административно - правового статуса гражданина в сфере государственного управления, их права и обязанности.
Annotation. The chosen topic is relevant as the administrative and legal status of a citizen plays an important role in relations with the state. The subject of regulation of administrative law is a set of relations emerging in the field of public administration, where the citizen is considered as a subject of administrative law.
In this paper, the basics of the administrative and legal status of a citizen in the field of public administration, their rights and obligations will be considered.
Ключевые слова. Административное право, гражданин, гражданство, государственное управление, административно правовой статус.
Keywords. Administrative law, citizen, citizenship, state administration, administrative legal status.
Административно правовая часть статуса гражданина заложена в Конституции Российской Федерации. Административно - правовой статус - это одна из разновидностей статуса гражданина Российской Федерации.
Административно - правовой статус гражданина является единым и равным для всех граждан, которые характеризуется совокупностью прав и свобод, обязанностей, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и административным законодательством^].
Гражданин как участник административно - правовых отношений выступает в качестве частного лица и как представитель, какой либо организации. Так гражданин реализует права и обязанности не только свои собственные, но и права и обязанности, которые входят в административно -правовой статус организации.
Важным составным в административно - правовом статусе играет гражданство. Под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Присущность гражданина к Российскому гражданству гарантирует возможность пользоваться правами и свободами[4]. Чтобы быть участником административно - правовых отношений гражданин должен обладать административной правоспособностью - возможность иметь субъективные права и выполнять обязанности. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается со смертью[2]. В свою очередь административная правоспособность выступает необходимым условием административной дееспособности. Дееспособность выражается в способности гражданина своими действиями приобретать права и выполнять на него возложенные обязанности[2].
Права и свободы гражданина выражают возможность пользоваться определенными благами, удовлетворять законные интересы в сфере государственного управления.
Административно - правовой статус гражданина является важным условием для участия граждан в административно - правовых отношениях. Следовательно, происходит реализация возможностей граждан, созданных административно - правовым статусом, которые складываются в сфере государственного управления[4].
Активное участие в реализации прав и свобод в сфере государственного управления принимают участие органы государственной власти и должностные лица. При реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей системы гарантий. Система гарантий представляется как средства и способы, с помощью которых обеспечиваются те условия, необходимые для претворения прав и свобод в реальную действительность.
Общие гарантии включают в себя политические гарантии, которые позволяют гражданам Российской Федерации участвовать управлении делами государства; экономические гарантии обуславливаются материальными
условиями необходимыми для реализации прав и свобод; социальные гарантии направлены на обеспечение достойной жизни граждан. Юридические гарантии связаны с юридическими средствами и способами охраны и защиты прав гражданина. То есть это обеспечение гражданина права на судебную защиту, право на получение юридической помощи. Организационные гарантии исходят из органов государства, должностных лиц в сфере правотворчества и правоприменения. Их деятельность связана с повышением эффективности использования внутригосударственных гарантий[3].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что административное право, таким образом, конкретизирует права и обязанности граждан, выполняющие при помощи органов государственного управления.
Также предусмотрены отдельные гарантии в государственном управлении. Вышестоящие органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью нижестоящих органов.
Органы государственного управления и их должностные лица создают организационные, правовые и другие условия, которые необходимы для органов, учреждений, организаций, осуществляющие реализацией прав граждан.
Деление прав и обязанностей связанные с административно - правовым статусом исходят их Конституции Российской Федерации. Важно отметить, что конституционные права и обязанности имеют реальное значение, когда они находят свое отражение в административном аспекте. По содержанию права и обязанности классифицируются на статутные, которые указывают положение гражданина в социальной структуре государства, и адекватные - сферы, в которых имеет место их реализация.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и обязанности гражданина:
1. Каждый гражданин имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
2. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
3. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
4. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
5. Граждане имеют равный доступ к государственной службе;
6. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы[5].
Это не весь перечень прав и обязанностей, перечислены лишь основные
из них.
Одним из права гражданина это то, что он имеет право обратиться в государственные органы лично. Эта формула включает в себя право гражданина на подачу жалобы.
Гражданин может обратиться с жалобой на решения или действия, которые нарушают его права и законные интересы в государственные органы и органы муниципального образования, или же непосредственно в суд. Ответственность может лежать не только на государственном органе, но и на должностном лице. Ответственность может быть предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях, но и другими нормативными правовыми актами. Так граждане могут в полной мере защищают свои законные интересы[3].
Так же граждане вправе обращаться в государственные органы с заявлениями и предложениями. Они являются средством осуществления и охраны прав граждан Российской Федерации.
Непосредственное участие граждан в деятельности органов государства наделяют его дополнительными, специальными правами и обязанностями. Таким образом, гражданин будет являться специальным субъектом, обладающим специальным административно - правовым статусом.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, выступающий от своего имени, который обладает комплексом прав и обязанностей, выражающиеся в его административно - правовом статусе предоставляется возможность принять участие в деятельности органов государственного управления. Государственные органы в свою очередь оказывают содействие гражданам в реализации их прав и свобод.
Использованные источники:
1. Административное право России. Бахрах Д. Н. М.: изд. НОРМА -ИНФРА, 2000. - 640 с.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев. 3-е изд. М., изд. НОРМА, 2005. - 458 с.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало - М, 2003. - 608 с.
4. Попов, Л. Л. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / Л. Л. Попов ; отв. ред. Л. Л. Попов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — 447 с.
5. Конституция Российской Федерации. Москва: изд. «Э», 2017. - 64с.