УДК 342.922.3
А.И. Стахов
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНИЗАЦИИ КАК УЧАСТНИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
Введение: устанавливая административные процедуры либо регламентируя отдельные фрагменты таких процедур, российский законодатель в качестве их адресатов выделяет организации, их представителей, которым предоставляет определенные административные права и возлагает отдельные административные обязанности, но при этом не конкретизирует категорию (вид) административного дела, за редким исключением. Практика внесудебного привлечения юридических лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях по сути сводится к объективному вменению. Цель: выявление особенностей и перспектив развития современного нормативного регулирования административно-правового статуса организаций, позволяющих решить проблемы систематизации и унификации административных дел, разрешаемых во внесудебном (исполнительном административно-процессуальном) порядке, а также проблемы привлечения к административной ответственности юридического лица по делу об административном правонарушении. Методологическая основа: комплексный анализ норм законодательства РФ, регулирующих административно-правовой статус организаций, совокупность метода формальной логики, диалектического и системно-структурного методов исследования. Результаты: выдвинуты научно-практические подходы к индивидуализации административно-правового статуса организации в современной системе административно-процессуальных отношений, сложившейся в Российской Федерации, в т.ч. о необходимости: размежевания административно-правового статуса организаций, создаваемых на основании гражданского законодательства, и организаций, создаваемых на основе норм административного и иного публичного законодательства; вычленения административно-публичных органов и административно-публичных организаций из общего числа организаций, функционирующих в России; выделения в структуре юридического лица или иной организации системы административных представителей; выделения в структуре административно-правового статуса организации комплекса административных прав и обязанностей, корреспондирующих с административно-распорядительными и административно-охранительными полномочиями публичной администрации, иных административно-публичных органов, а также комплекса административных прав и обязанностей организации, реализуемых руководителем, иными административ-
© Стахов Александр Иванович, 2018
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса им. Н. Г. Салищевой, заведующий отделом административно-правовых исследований (Российский государственный университет правосудия); e-mail: 15 [email protected] © Stakhov Alexander Ivanovich, 2018
Doctor of law, Professor, head of the Department of administrative law and procedure named after 106 n.G. Salischeva, head of Department of legal and administrative research (Russian state University)
ными представителями организации в административных правоотношениях, складывающихся без непосредственного участия, но под контролем административно-публичных органов. Выводы: в целях совершенствования нормативного регулирования административно-правового статуса организаций в Российской Федерации необходимо разработать Единый классификатор административных дел, разрешаемых в исполнительном административно-процессуальном порядке, а также эффективные приемы оценки вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности по делу об административном правонарушении.
Ключевые слова: административно-правовой статус организации, административное дело, административная процедура, административно-процессуальные нормы, административно-публичный орган, административные права, административные обязанности, административная ответственность, вина юридического лица.
А.1. Stakhov
ABOUT CERTAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE REGULATION OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE ORGANIZATION AS A PARTY OF THE ADMINISTRATIVE CASE
Background: russian legislator when establishing administrative procedures or regulating certain parts of such procedures, in the name of their addressees identifies organizations and their representatives to whom certain administrative rights are granted and imposes certain administrative duties, but does not specify the category (type) of the administrative case, with rare exceptions. The practice of out-of-court bringing legal entities to administrative responsibility in cases of administrative offenses, in fact, is essentially reduced to an objective imputation. Purpose: the author of the research intends to identify features and prospects of the development of modern regulatory administrative legal status of organizations allowing to solve the problems of systematization and unification of administrative cases resolved in extrajudicial (Executive administrative procedure) order, as well as the problems of bringing to administrative responsibility of a legal entity in the case of an administrative offense. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: comprehensive analysis of the legislation of the Russian Federation regulating the administrative and legal status of organizations, and formal logic, dialectical and system-structural methods of research. Results: scientific and practical approaches to the individualization of the administrative and legal status of the organization in the modern system of administrative and procedural relations established in the Russian Federation including the need for: separation of the administrative and legal status both of organizations established on the basis of civil law and organizations established on the basis of the norms of administrative and other public legislation, separation of administrative and public bodies and administrative organizations from the total number of organizations operating in, allocation in the structure of legal entity or other organization of system of administrative representatives, allocation in the structure of the administrative and legal status of the organization of the complex of the administrative rights and duties corresponding to administrative and administrative-protective powers of public administration, other administrative and public bodies, and also the complex of the administrative rights and duties of the organization realized by the Head or other administrative representatives of the organization in the administrative legal relations developing without direct participation but under control of administrative and public bodies. Conclusions: the author states that in order to develop scientific approaches it is
necessary to work out a Single classifier of administrative cases resolved in the Executive administrative procedure, as well as the effective methods for assessing the guilt of a legal entity brought to administrative responsibility in the case of an administrative offense.
Key-words: administrative and legal status of the organization, administrative case, administrative procedure, administrative procedural rules, administrative and public authority, administrative rights, administrative duties, administrative responsibility, the fault of the legal entity.
В настоящее время на основании и в соответствии со ст. 10, 72 Конституции Российской Федерации активно развивается современная система административно-процессуальных отношений, складывающихся в рамках того или иного административного дела, которое разрешается органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами данных органов самостоятельно, без взаимодействия с судебными органами и законодательными органами, т.е. по сути в специальном внесудебном порядке, который предлагается называть исполнительным административно-процессуальным порядком.
Основным нормативным регулятором таких правоотношений является административная процедура, а их многочисленными участниками выступают юридические лица и другие организации. В таком контексте административная процедура понимается как система административно-процессуальных норм, определяющих специальный порядок (последовательность, нормативную продолжительность во времени (срочность), вид, характер, правила документального оформления) внесудебных действий публичной администрации (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов), а также действий иных административно-публичных органов по применению типизированных административно-правовых мер, связанных с исполнением наиболее важных и, как правило, унифицированных административно-правовых функций публичной администрации, нацеленных на принятие промежуточных и конечных решений по подведомственным административным делам [1, с. 50].
Под административным делом понимается возникший в сфере правоприменительной деятельности органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на основе материальных норм административного или других отраслей законодательства индивидуальный юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), правовое разрешение которого в интересах публичного образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), физического лица или организации требует применения данными органами и их должностными лицами, а также иными административно-публичными органами соответствующих административно-процессуальных мер, реализуемых посредством последовательного совершения (издания) в рамках замкнутного цикла взаимосвязанных, документально оформляемых и ограниченных по времени административно-процессуальных действий и актов.
К мерам, применяемым в рамках того или иного административного дела, относятся предусмотренные административно-процессуальными нормами способы и приемы обеспечения полного и объективного разрешения данного дела, применяемые органом исполнительной власти, органом местного самоуправления,
иным административно-публичным органом, их должными лицами в отношении юридических лиц, иных организаций, других участников административного дела. Например, в отношении юридических лиц, участвующих в административном деле, применяются такие административно-процессуальные меры, как контрольная закупка1, меры принудительного исполнения2, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях3, и др.
Устанавливая административные процедуры либо регламентируя отдельные фрагменты таких процедур, российский законодатель в качестве их адресатов выделяет организации (как правило, это юридические лица), их представителей (как правило, руководитель, иные должностные лица), которым предоставляет определенные административные права и возлагает отдельные административные обязанности, но при этом не конкретизирует категорию (вид) административного дела, за редким исключением. В частности, законодатель выделяет: реестровые дела4, лицензионные дела5, дела об административных правонарушениях6.
К примеру, на основании положений ст. 4, 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) в Российской Федерации сформировались многочисленные административные процедуры государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в рамках которых возбуждаются и разрешаются дела о предупреждении, выявлении и пресечении нарушений обязательных требований (по сути административные контрольно-надзорные дела). Вместе с тем среди дефиниций, используемых в названном Законе, такое понятие, как «административное дело о нарушении обязательных требований», не выделяется, хотя в качестве участников и представителей такого дела по сути признаются юридические лица, их руководители и иные должностные лица юридического лица7. В Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) без конкретизации административного дела (по сути дела о принудительном исполнении судебных и административных актов о возложении специальных обязанностей на юридическое лицо и его представителей) в качестве участни-
1 См. ст. 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6249; 2018. № 18, ст. 2564.
2 См. ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41, ст. 4849; 2018. № 18, ст. 2572.
3 См. ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2018. № 18, ст. 2573.
4 См. ст. 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 3 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. 1, ст. 4344; 2018. № 15, ч. 1, ст. 2031.
5 См. ст. 16 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2716; 2018. № 1, ч. 1, ст. 87.
6 См. ст. 24.1, 25.12, 25.13, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
7 См. ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
ков данного дела могут выступать юридические лица и их представители как участники (стороны) исполнительного производства (ст. 48, 49, 53).
КоАП РФ по сути признает юридическое лицо участником подавляющего числа дел об административных правонарушениях, определяет признаки виновности юридического лица, а также специальные правила назначения административных наказаний юридическому лицу. Кроме того, нормы КоАП РФ позволяют рассматривать в качестве участника дела об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, различных представителей юридического лица, которые при разрешении данного дела могут выступать в качестве должностных лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, либо это могут быть иные лица (например, свидетели и иные лица, содействующие данному производству). При этом в КоАП РФ отсутствует дефиниция, раскрывающая понимание юридического лица как субъекта административного правонарушения, не раскрывается также понятие представителя в деле об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ возможность привлечения юридического лица к административной ответственности ставится в зависимость от отдельных обстоятельств, которые в совокупности будет логично называть признаками виновности, оцениваемыми органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать по существу дело об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом. Такими признаками виновности являются возможность юридического лица соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность; непринятие данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Между тем, понимая юридическое лицо как определенную систему представителей в деле об административном правонарушении, следует отметить, что существующая конструкция ст. 2.1 КоАП РФ не предполагает при рассмотрении данного дела обязанность уполномоченного органа (должностного лица) проводить оценку активных действий руководителя, иных должностных лиц, а также других представителей юридического лица по исполнению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность юридического лица (в т.ч. действий, связанных с надлежащим или своевременным исполнением таких правил и норм, устранением допущенных нарушений правил и норм). Правовая позиция Верховного Суда РФ по привлечению к административной ответственности юридического лица по сути сводится к признанию допустимости привлечения к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и конкретных должностных лиц, по вине которых данное административное правонарушение было совершено. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить вопрос о мерах, предпринимаемых должностным лицом с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность
исполнения данного решения в связи с тем, что это могло привести к совершению административного правонарушения8.
На наш взгляд, при отсутствии развернутой правовой позиции Верховного Суда РФ по индивидуализации административной ответственности юридического лица, учитывающей степень вины его представителей в административных правоотношениях, практика внесудебного привлечения юридических лиц к административной ответственности по сути сводится к объективному вменению, которое противоречит положениям ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ.
Приведенные и другие примеры фрагментарного установления взаимосвязи юридических лиц и их представителей с той или иной категорией (видом) административного дела свидетельствуют о необходимости разработки научно-практических подходов к индивидуализации административно-правового статуса организации в современной системе административно-процессуальных отношений, сложившейся в Российской Федерации. В этой связи в структуре юридического лица или иной организации предлагается выделять систему представителей организации в административно-процессуальных правоотношениях и определить ряд особенностей нормативного регулирования административно-правового статуса организации, которые могут быть выявлены из анализа действующего законодательства Российской Федерации в целях конструктивного решения вскрытой проблемы.
Во-первых, необходимо отметить, что юридические лица и иные организации создаются в Российской Федерации как на основании гражданского законодательства, так и на основе норм административного и иного публичного законодательства. Перечень организаций, создаваемых на основании гражданского законодательства, систематизирован, закреплен в гл. 4 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.)9 и является исчерпывающим. В обобщенном виде такие организации называются юридическими лицами. Организации, создаваемые на основе норм административного и иного публичного законодательства, признаются законодателем юридическими лицами, выполняют некоторые административно-публичные функции, наделяются соответствующими отдельными административно-публичными полномочиями (т.е. с юридически властными полномочиями по обеспечению исполнения норм законодательства иными участниками административных правоотношений, которые не находятся в их организационном (служебном) подчинении). Например, административно-публичными полномочиями наделены Счетная палата РФ11! Центральный банк РФ11! частная охранная организация12! образова-
8 См. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта.2005 г. № 5 «О некоторых 1 вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правона- ) рушениях» (в ред. от 19 декабря 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6; 2014. № 2. 2
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4808. 8
10 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Фе- ю дерации» (в ред. от 7 февраля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14,
ст. 1649; 2017. № 7, ст. 1030.
11 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 18, ст. 2557.
12 См.: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992.
№ 17, ст. 888; 2017. № 50, ч. 3, ст. 7562. 111
тельная организация1^! Между тем систематизированный перечень организаций, создаваемых в России на основе норм административного и иного публичного законодательства, в настоящее время отсутствует. Организации, наделяемые отдельными административно-публичным полномочиями, могут иметь в соответствии с законом статус государственного или иного органа (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Государственная корпорация по атомной энергии «Роса-том») либо осуществлять отдельные административно-публичные полномочия, не имея статуса государственного или иного органа (частная охранная организация, образовательная организация). Учитывая используемый законодателем подход, организации, наделяемые отдельными административно-публичными полномочиями и имеющие в соответствии с законом статус государственного или иного органа, предлагается считать административно-публичными органами (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», административная комиссия и др.). Организации, которые наделяются отдельными административно-публичным полномочиями, но не имеют в соответствии с законом статуса государственного или иного органа, предлагается считать административно-публичными организациями (Вооруженные Силы РФ, частное охранное предприятие, образовательная организация). С позиции данного подхода в научно-практических целях предлагается различать административно-правовой статус организаций, создаваемых на основании гражданского законодательства, и административно-правовой статус организаций, создаваемых на основе норм административного и иного публичного законодательства, а также вычленить из общего числа организаций, функционирующих в России, административно-публичные организации и административно-публичные органы.
Во-вторых, следует подчеркнуть, что юридическое лицо, а также иная организация как участники административного дела приобретают и реализуют соответствующие элементы административно-правового статуса через руководителя, иных должностных лиц, а также иных представителей организации, предусмотренных административным законодательством. В обобщенном виде таких представителей организации предлагается называть административными представителями. При таком подходе административными представителями юридического лица и иной организации являются: руководитель, должностные лица, а также иные представители юридического лица или иной организации, которые от имени юридического лица или иной организации имеют административные права, выполняют административные обязанности, реализуют отдельные административно-публичные полномочия, несут административную ответственность в зависимости от степени вины по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
В-третьих, необходимо указать, что административные права и обязанности юридического лица или иной организации могут реализовывать административные представители не только в ходе непосредственного взаимодействия с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами, но и в ходе публичного взаимодействия данных представителей между собой, а также с другими организациями и их представителями,
13 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53,
112 ч. 1, ст. 7598; 2018. № 11, ст. 1591.
осуществляемого без непосредственного участия, но под контролем уполномоченных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В-четвертых, административные права и обязанности юридического лица или иной организации, с одной стороны, определяют меру возможного и должного поведения юридического лица, организации и их административных представителей в сфере взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными административно-публичными органами (в силу особенностей субъектного состава — сфере публичного администрирования). С другой стороны административные права и обязанности организации являются мерой возможного и должного поведения организации и ее административных представителей в сфере публичного взаимодействия с другими организациями и гражданами (в силу особенностей субъектного состава — сфере публичного взаимодействия граждан и организаций). При таком подходе из анализа действующего законодательства РФ в сфере публичного администрирования представляется необходимым выделять в структуре административно-правового статуса организации:
1) комплекс административных прав и обязанностей организации (ее руководителя, иных должностных лиц, иных представителей организации), корреспондирующих с административно-распорядительными полномочиями публичной администрации и иных административно-публичных органов (далее — полномочия административно-публичных органов), в т.ч.:
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов по предоставлению организациям права на материальные или нематериальные блага, имеющие публичное значение (например, права е и обязанности организации, ее руководителя, иных должностных лиц, а так- и же иных представителей организации, корреспондирующие с полномочиями а административно-публичных органов по регистрации юридического лица, ре- о гистрации нормативных актов организации, регистрации права собственности к
; о
п
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно- а публичных органов по возложению на организацию публичных обязанностей е и обеспечению их реализации (например, права и обязанности организации, ее о руководителя, иных должностных лиц, а также иных представителей организа- ю
Т5
ции, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов |
по регистрации или постановке организации на налоговый учет); к
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями администра- а
тивного стимулирования, реализуемыми административно-публичными |
органами (например, права и обязанности организации, корреспондирующие с ии
полномочиями административно-публичных органов по предоставлению госу- №
дарственных льгот); 1
2
2) комплекс административных прав организации, корреспондирующих с ~ административно-охранительными полномочиями органов исполнительной 5 власти, органов местного самоуправления, иных административно-публичных органов:
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов административного санкционирования (по официальной оценке правомерной деятельности (действий) организаций, создающих угрозу, опасность публичным и частным правам, законным интересам). Например, 113
права и обязанности организации, реализуемые руководителем, должностным лицом, иным представителем организации в связи с получением организацией лицензий или разрешений, государственной регистрацией автомобиля или судна, принадлежащих организации на праве собственности);
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению административных и иных публичных правонарушений, совершаемых организациями и влекущих для них возникновение административных правоотношений. Например, права и обязанности организации, реализуемые руководителем, должностным лицом, иным представителем организации в связи с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий органами исполнительной власти на основании Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 19 февраля 2018 г.)14, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 7 марта 2018 г.)15, а также в связи с привлечением юридического лица к административной ответственности на основании и в соответствии с КоАП РФ;
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов по разрешению административных споров. Например, права и обязанности организации, связанные с подачей жалобы на неправомерные или необоснованные действия и решения налогового органа, предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
права и обязанности организации, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению общественно опасных ситуаций (административно-правовых казусов), складывающихся с участием организаций (например, права и обязанности организации, реализуемые ее руководителем, иными должностными лицами и представителями в условиях аварии или пожара, возникших на территории организации);
права и обязанности, корреспондирующие с полномочиями административно-публичных органов принудительного административно-правового исполнения актов органов исполнительной власти, иных административно-публичных органов о возложении на организации специальных обязанностей (например, права и обязанности организации, отказавшейся в добровольном порядке уплатить административный штраф).
Рассматривая административно-правовой статус организации в сфере публичного взаимодействия граждан и организаций, в структуре данного статуса предлагается выделить комплексы административных прав и обязанностей организации, реализуемые руководителем, иными административными представителями организации в административных правоотношениях, складывающихся без непосредственного участия, но под контролем административно-публичных органов, в т.ч.:
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2018. № 9, ст. 1291.
15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2018. № 11, ст. 1591.
права и обязанности, корреспондирующие с административными правами и обязанностями подчиненных работников (например, административные права и обязанности организации, реализуемые руководителем в отношениях с работниками по поводу соблюдения и исполнения работниками установленных публичных требований безопасности (пожарной, экологической, безопасной эксплуатации транспортных средств и т.п.); административные права и обязанности образовательной организации, реализуемые должностными лицами ректората, преподавателями в отношениях со студентами, которые складываются по поводу обеспечения исполнения законодательства в сфере образования);
права и обязанности, корреспондирующие с административными правами и обязанностями граждан, которые не находятся в служебном (организационном) подчинении (например, административные права и обязанности частной охранной организации и ее должностных лиц, реализуемые в отношении охраняемого объекта и его посетителей);
взаимные права и обязанности организаций, которые реализуются в ходе их публичного общения и взаимодействия (например, взаимные права и обязанности образовательных организаций, участвующих в сетевом обучении студентов).
Обобщая предложенные научные подходы, следует отметить, что они в ближайшей перспективе могут найти практическое применение, прежде всего, для разработки Единого классификатора административных дел, разрешаемых в исполнительном административно-процессуальном порядке, в котором остро нуждается административное судопроизводство, активно развивающееся в России в условиях неопределенности перечня административных дел, рассматриваемых судами на основании ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г.)16. НННН
Кроме того, сформулированные научные позиции могут быть использованы для разработки эффективных приемов оценки вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности по делу об административном правонарушении.
Библиографический список
1. Административно-процессуальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. М.: Юрайт, 2016. 341 с.
References
1. Administrative Procedural Law of Russia: a textbook for undergraduate and graduate students / A.B. Zelentsov, P.I. Kononov, A.I. Stakhov. M.: Yurayt, 2016. 341 p.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1391; 2018. № 1, ч. 1, ст. 5.
115