Научная статья на тему 'Административно-процессуальный статус лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц'

Административно-процессуальный статус лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / АДВОКАТ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / LEGAL PERSONALITY / REPRESENTATIVE OF AN INDIVIDUAL / REPRESENTATIVE OF A LEGAL ENTITY / LAWYER / COMMISSIONER UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO PROTECT THE RIGHTS OF ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурзина Лариса Ивановна, Казакова Марина Александровна

В статье рассматриваются отдельные проблемы участия лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц (правонарушителя и потерпевшего) в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Выделены права и обязанности представителей и защитников, а также характерные особенности их правового положения, в том числе и порядка осуществления прав в процессе производства отдельных процессуальных действий. Раскрываются полномочия представителя и защитника по окончанию производства по делам об административных правонарушениях, а также в процессе рассмотрения дела и обжалования постановления или определения по делу. Исходя из теоретических положений нормативно-правовых актов и практики рассмотрения дел были предложены отдельные практические рекомендации по совершенствованию административного законодательства в области правового регулирования деятельности представителей в процессе осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL STATUS OF PERSONS PROTECTING AND PRESENTING INTERESTS OF OTHER PERSONS

The article deals with some problems of participation of persons protecting and representing the interests of other persons (the offender and the victim) in the course of the proceedings on administrative offenses. The rights and duties of representatives and defenders, as well as the characteristic features of their legal status, including the procedure for the exercise of rights in the course of certain procedural actions are highlighted. Powers of the representative and the defender on the termination of production on cases of administrative offenses, and in the course of consideration of the case and the appeal of the resolution or determination on business reveal. Based on the theoretical provisions of the normative legal acts and the practice of consideration of cases, some practical recommendations were proposed to improve the administrative legislation in the field of legal regulation of the activities of representatives in the course of proceedings on administrative offenses.

Текст научной работы на тему «Административно-процессуальный статус лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц»

УДК 34

Л. И. Мурзина

кандидат юридических наук, доцент кафедра правоохранительной деятельности Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

М. А. Казакова

соискатель

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЦ, ЗАЩИЩАЮЩИХ И ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы участия лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц (правонарушителя и потерпевшего) в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Выделены права и обязанности представителей и защитников, а также характерные особенности их правового положения, в том числе и порядка осуществления прав в процессе производства отдельных процессуальных действий. Раскрываются полномочия представителя и защитника по окончанию производства по делам об административных правонарушениях, а также в процессе рассмотрения дела и обжалования постановления или определения по делу. Исходя из теоретических положений нормативно-правовых актов и практики рассмотрения дел были предложены отдельные практические рекомендации по совершенствованию административного законодательства в области правового регулирования деятельности представителей в процессе осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: правосубъектность, представитель физического лица, представитель юридического лица, адвокат, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

L. I. Murzina

Candidate of law, associate professor Department of Law enforcement activities Penza State University, Penza, the Russian Federation

M. A. Kazakova

Applicant

Penza State University, Penza, the Russian Federation

ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL STATUS OF PERSONS PROTECTING AND PRESENTING INTERESTS OF OTHER PERSONS

Abstract. The article deals with some problems of participation of persons protecting and representing the interests of other persons (the offender and the victim) in the course of the proceedings on administrative offenses. The rights and duties of representatives and defenders, as well as the characteristic features of their legal status, including the procedure for the exercise of rights in the course of certain procedural actions are highlighted. Powers of the representative and the defender on the termination of production on cases of administrative offenses, and in the course of consideration of the case and the appeal of the resolution or determination on business reveal. Based on the theoretical provisions of the normative legal acts and the practice of consideration of cases, some practical recommendations were proposed to improve the administrative legislation in the field of legal regulation of the activities of representatives in the course of proceedings on administrative offenses.

Key words: legal personality, representative of an individual, representative of a legal entity, lawyer, Commissioner under the President of the Russian Federation to protect the rights of entrepreneurs.

По делам об административном правонарушении главное место отводится субъектам производства. Субъекты административно-процессуальных правоотношений наделены определенным общим административно-правовым статусом, например, вступая в отношения процессуального характера, происходит реализация их прав, определенных нормами материального административного права. Процессуальный статус субъектов административно-процессуальных правоотношений является производным от общего административно-правового статуса и предусматривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуальных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно - проце ссуальных правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод [4].

Так, в настоящее время, соблюдение прав участников административного производства, выполнение обязанностей и непозволение злоупотребления их правами является одной из актуальных проблем. Следовательно необходимо исследовать объем правосубъектности, а также их полномочия при осуществлении административно процессуальных правоотношений [5, с. 52].

Всех участников административного производства, указанных в гл. 25 КоАП РФ, по мнению А.И. Каплунова, можно разделить на несколько групп:

- лица, интересы которых непосредственно затрагиваются административным производством, к примеру, правонарушитель ст. 25.1, а также потерпевший ст. 25.2 КоАП РФ. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

- лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, к данной подгруппе относятся: законные представители физического лица и представители юридического лица (ст.25.3-25.4 КоАП РФ), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ), уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1 КоАП РФ).

- лица, занимающиеся процессуальными функциями, например, свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ), понятой (ст. 25.7 КоАП РФ), специалист (ст. 25.8 КоАП РФ), эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ), переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ) [2, с. 263].

Первостепенной задачей государства заключается в принятии мер в отношении несовершеннолетних, которые участвуют в административно-правовых отношениях. На основании ст. 25.3 КоАП РФ законные интересы физических лиц (несовершеннолетних) в качестве правонарушителя либо же потерпевшего представляют их законные представители, то есть родители, а также опекуны, попечители [3]. Стоит обратить внимание, на ст. 64 Семейного Кодекса, в которой указывается на то, что родители должны защищать права и интересы своих детей [7]. Но все же, если проанализировать ст. 23.5 КоАП РФ, то можно заметить некую коллизию, касающеюся вопроса присутствия в судебном процессе законного представителя. Судья или должностное лицо может обязать явиться представителя несовершеннолетнего, хотя данная норма и не предусматривает обязательного присутствия представителя физического лица [3].

По мнению, З.Р. Танаевой указанная статья не достаточно конкретизирована, поскольку у некоторых несовершеннолетних могут быть отклонения в интеллектуальном развитии [11, с. 107]. Для подтверждения вышеуказанной точки зрения разберем ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. В данном случае стоит усомниться, сможет ли несовершеннолетний представить доказательства или же заявить ходатайство [3].

Также стоит выделить отдельный аспект, указывающий на отношения между законным представителем (родитель, опекун и т.д.), поскольку может выступать лишь один из представителей и несовершеннолетним. Буквально, для

ребенка опекун может не быть авторитетом из-за личной неприязни (несоблюдение принципа законности).

Таким образом, в зависимости от того, кто рассматривает дело, стоит также уделить внимание отношению между участниками административного производства.

Другая позиция, когда в деле учувствует юридическое лицо, законным представителем в данном случае является руководитель, но также и иное лицо, признанное на основании учредительного документа законным представителем.

По аналогии, также как и законный представитель физического лица, суд вправе обязать явиться представителя юридического лица. Но во всех правилах существуют исключения, а именно: если правонарушение совершено в области дорожного движения (фото и видео фиксация) или же благоустройства территории, то явка не обязательна. На наш взгляд, это одна из проблем, во-первых, неизвестно кто находился за рулем транспортного средства, а по закону будет уплачивать штраф руководитель. Во-вторых, несправедливым считается тот факт, что, несмотря на грубое нарушения, к примеру, обгон через две сплошные, будут влечь административное наказание в виде штрафа [6].

Своеобразной спецификой в административном процессе обладают защитник и представитель. В частности при осуществлении своей деятельности вышеназванные лица опосредуют реализацию административно-процессуальной правоспособности иных лиц, но все же они оставляют за собой право обладать собственной правосубъектностью [12, с. 269]. Проведя сравнительную характеристику данных субъектов, следует провести черту, отграничивающую их деятельность. Защитником выступает лицо, которое оказывает юридическую помощь правонарушителю, а представителем напротив потерпевшему. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо. Несомненно, когда речь идет об адвокате, стоит упомянуть ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.№ 63-ФЗ [7], регулирующий действия защитника (адвоката) в административном процессе. При участии адвоката необходимо удостоверить является ли он, членом коллегии адвокатов, подтверждая соответствующим удостоверением, либо специальным ордером, выданный юридической консультацией [13, с. 277]. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Так, например, на основании Постановления Верховного суда РФ от 8 сентября 2014 г. № 9 АД14-18, адвокат А. подал жалобу в районный суд на постановление о привлечении гражданина П. к административной ответственности, но данный суд посчитал правильным отказать в удовлетворении жалобы. Указав причину, что выданный адвокату ордер не является основанием для подачи жалобы. Но судья Верховного суда счел такой отказ необоснованным, поскольку согласно КоАП РФ полномочия адвоката определяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием [8].

Стоит согласиться и упомянуть про квалифицированную юридическую помощь, которую имеют право получать каждый гражданин РФ, то есть осуществление такой помощи может оказывать юрист. Однако на протяжении долгого времени в КоАП РСФСР была позиция, что данное может осуществить лицо, имеющее высшее образование. Смеем отметить, некорректность указания в норме данного положения, поскольку исходя, из умозаключения любое физическое лицо с высшим образованием обладает таким правом.

Большие дискуссии вызывает вопрос предпринимательской деятельности, поскольку предприниматели при обращении в государственные органы не всегда

могут отстаивать свои права и интересы, в силу слабого ориентирования в данной деятельности. Безусловно, при вступлении в административное правоотношение в качестве правонарушителя данным лицам необходим защитник. На основании ст. 25.5.1 функцию защиту по делам предпринимателей может осуществлять Уполномоченный по правам предпринимателей при Президенте РФ [3] и также уполномоченный в субъекте. К участию в деле данные лица допускаются по ходатайству правонарушителя. При этом закрепляя за собой следующие права:

- ознакомление со всеми материалами дела;

- предоставление доказательств;

- заявление ходатайств и отводов;

- обжалование применения мер обеспечения производства по делу и постановления;

- и иные процессуальные права.

Для участия в деле об административном правонарушении Уполномоченный должен оформить доверенность.

Реализуя свои компетенции, Уполномоченный разъясняет права и законные интересы предпринимателю, с указанием на способы и формы защиты со стороны законодательства. Затем осуществляется передача жалобы в те органы, которые вправе ее рассматривать, за исключением к должностному лицу, действия (бездействия), которого обжалуются. При обнаружении нарушений в действиях (бездействиях) должностных лиц, муниципальных органов и т.д., Уполномоченный вправе направить заключение для восстановления нарушенных прав. Вместе с тем, законодательством не предусмотрено исполнение данного заключения [1, с. 16].

В случае участия в арбитражном производстве, Уполномоченные может подать заявление, например, о признании недействительными ненормативные правовые акты, также незаконными действия решения органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.

К примеру, так, в отношении гражданки Н. по ст. 14.7 КоАП РФ «обман потребителей» было вынесено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. без присутствия ее на разбирательстве. Поскольку она пропустила срок оспаривания, ей был отказано в рассмотрении ее жалобы на постановление административного органа. Арбитражный суд мотивировал свой отказ тем, что срок Н. пропустила без уважительных причин. На что она обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пензенской области, который помог восстановить срок обжалования, посредством обращения с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Пензенской области, восстановив срок обжалования [7].

На основании изложенного предлагается следующее:

- в ст. 25.3 КоАП РФ внести дополнение: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если имеются основания полагать, что между интересами родителей и детей имеются противоречия».

- в ч. 1 ст.5.35 усилить санкцию в виде обязательных работ, за не исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Данная мера позволит избежать вторжение в имущественные права граждан;

- в ст.25.1 КоАП РФ внести изменения с уточнением - «иным лицом, имеющим высшее юридическое образование».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брунер Р.А. Административно процессуальное регулирование участия в производстве по делам об административных правонарушениях Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей / Р.А. Брунер, Ю.В. Кивич // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 2. — С. 14-16.

2. Каплунов А.И. Административно процессуальное право: учебник / А.И. Каплунов. — СПб: ООО «Р-КОПИ», 2017. — 376 с.

3. Кодекс об административном правонарушении РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 21.01.2019).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.01.2019).

5. Муза О.В. Особенности административно-процессуальной правосубъектности / О.В. Муза // Журнал российского права. — 2013. — № 11. — С. 52-56.

6. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012 № 2)/ Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63581/ (дата обращения: 27.01.2019).

7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_36945/ (дата обращения: 28.01.2019).

8. Постановление Верховного суда РФ от 8 сентября 2014 г. по делу № 9 АД14-18 / Сайт «Договор-Юрист. Ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/дело/9-ад14-8/ (дата обращения: 21.01.2019).

9. Решение Арбитражного Суда Пензенской области от 14 августа 2014 г. по делу № А49-2963/2014 / Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ombudsmanbis.pnzreg.ru/files/business_pnzreg_ru/reshenie_motiv_(2).pdf (дата обращения: 27.01.2019).

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 23.01.2019).

11. Танаева З.Р. Административно-правовой статус родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в административно-деликтных отношениях / З.Р. Танаева // Вестник Южного Уральского государственного университета. Серия: право. — 2018. — № 2. — С. 105-111.

12. Цыбанев А.В. К вопросу о содержании административной процессуальной правоспособности / А.В. Цыбанев // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. — 2014. — № 6. — С. 268-270.

13. Щепилов Е.В. Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях в сфере экологии / Е.В. Щепилов //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право. — 2010. — № 1. — С. 271-282.

REFERENCES

1. Bruner R. A., Kivich Iu. V. Administrative and procedural regulation of an involvement in production on cases of administrative offenses the Commissioner for the President of the Russian Federation on protection of the rights of businessmen. Vestnik ekonomicheskoi be-zopasnosti = Vestnik of economic security, 2017, no. 2, pp. 14-16 (in Russian).

2. Kaplunov A. I. Administrativno protsessual'noe pravo: uchebnik [Administratively procedural law: textbook]. Saint Petersburg, OOO «R-KOPI» Publ., 2017, 376 p.

3. Kodeks ob administrativnom pravonarushenii RF ot 30 dekabria 2001 g. № 195-FZ (The code about administrative offense of the Russian Federation of December 30, 2001 no. 195-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (accessed 21.01.2019).

4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 20.01.2019).

5. Muza O. V. Features of administrative procedural legal personality. Zhurnal rossiis-kogo prava = Journal of Russian Law, 2013, no. 11, pp. 52-56 (in Russian).

6. O nekotorykh voprosakh, voznikaiushchikh u sudov pri primenenii Osobennoi chasti Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: postanovlenie Ple-numa Verkhovnogo Suda RF ot 24.10.2006 № 18 (red. ot 09.02.2012 № 2) (About some questions arising at vessels at application of the Special part of the Russian Federation Code of Administrative Offences: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 24.10.2006 no. 18 (edition of 09.02.2012 no. 2)). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_63581 / (accessed 27.01.2019).

7. Ob advokatskoi deiatel'nosti i advokature v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ (About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation: the federal law of 31.05.2002 no. 63-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_36945/ (accessed 28.01.2019).

8. Postanovlenie Verkhovnogo suda RF ot 8 sentiabria 2014 g. po delu № 9 AD14-18 (The Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation of September 8, 2014 on case no. 9 AD14-18). Available at: https://dogovor-urist.ru/sudebnaia_praktika/delo/9-ad14-8/ (accessed 21.01.2019).

9. Reshenie Arbitrazhnogo Suda Penzenskoi oblasti ot 14 avgusta 2014 g. po delu № A49-2963/2014 (Decision of Arbitration Court of the Penza region of August 14, 2014 on case no. A49-2963/2014). Available at: http://ombudsmanbis.pnzreg.ru/files/business_pnzreg_ru/ reshenie_motiv_(2).pdf (accessed 27.01.2019).

10. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (The Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 no. 223-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8982/ (accessed 23.01.2019).

11. Tanaeva Z. R. Administrative legal status of parents or other legal representatives of minors in the administrative-tortious relations. Vestnik Iuzhnogo Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: pravo = Bulletin of South Ural State University. The series «Law», 2018, no. 2, pp.105-111 (in Russian).

12. Tsybanev A. V. To the question about the content of administrative standing. Probe-ly v Rossiiskom zakonodatel'stve. Iuridicheskii zhurnal = Gaps in Russian legislation, 2014, no 6, pp. 268-270 (in Russian).

13. Shchepilov E. V. Legal status of participants of production on cases of administrative offenses in the sphere of ecology. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: pravo = FToceedings of VSU. Series: Law, 2010, no. 1, pp. 271-282 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мурзина Лариса Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: janemurzik@yandex.ru.

Казакова Марина Александровна - соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: marina6875. kazakova98@yandex.ru.

AUTHORS

Murzina Larisa Ivanovna — Candidate of law, associate professor, department of Law enforcement activities, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: janemurzik@yandex.ru.

Kazakova Marina Aleksandrovna — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: marina6875.kazakova98@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Мурзина Л.И. Административно-процессуальный статус лиц, защищающих и представляющих интересы других лиц / Л.И. Мурзина, М.А. Казакова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Murzina L. I., Kazakova M. A. Administrative and procedural status of persons protecting and presenting interests of other persons. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.