Закон и право. 2023. № 11. С. 81-84. Law and legislation. 2023;(11):81-84.
Научная статья УДК 342.92
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-81-84 NIION: 1997-0063-1 1/23-638
EDN: https://elibrary.ru/FDWXHQ MOSURED: 77/27-001-2023-11-838
Понятие административно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности
Джаватхан Магомеднабиевич Дибиргазиев
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа мнений различных ученых исследуются понятие и особенности административно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности и административно-правовых режимов.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, национальная безопасность, административно-правовой режим.
Для цитирования: Дибиргазиев Д.М. Понятие административно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности // Закон и право. 2023. № 11. С. 81—84. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-81-84 ББЫ: https://elibrary.ru/FDWXHQ
Original article
The concept of administrative and legal regulation of national security
Javatkhan M. Dibirgaziev
Dagestan State University, Makhachkala,
Russia, [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the opinions of various scientists, the article examines the concept and features of the administrative-legal regulation of ensuring national security and administrative-legal regimes.
Keywords: administrative-legal regulation, national security, administrative-legal regime.
For citation: Dibirgaziev J.M. The concept of administrative and legal regulation of national security // Law and legislation. 2023;(11):81—84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-81-84 EDN: https:// elibrary.ru/FDWXHQ
В настоящее время в связи с проводимой странами коллективного запада санкци-онной политикой в отношении России особую актуальность приобретают вопросы административно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности. Следует заметить, что в науке административного права не получили достаточного исследования проблемы, возникающие в этой сфере в связи с появлением новых гроз для обеспечения национальной безопасности РФ.
По мнению С.С. Алексеева, «правовое регулирование — это осуществляемое при помощи
© Дибиргазиев Д.М. М., 2023.
LAW & LEGISLATION • 11-2023
системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» [1].
По его мнению, механизм правового регулирования включает:
1) правовые нормы, составляющие основу правового регулирования;
2) правовые отношения;
3) акты реализации прав и обязанностей [2, с. 251-252].
Механизм правового регулирования устанавливается государством, а достижение цели пра-
вового регулирования обеспечивается государственными органами, которые, занимаясь правоприменением, осуществляют индивидуальное регулирование общественных отношений [3, с. 161-162].
По мнению Ю.Н. Старилова, при рассмотрении административно-правового регулирования вместо термина «механизм» необходимо использовать термин «система», который позволяет понять смысл административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные составляющие такого регулирования. По мнению данного автора, в систему административно-правового регулирования входят:
1) административно-правовые нормы;
2) применение норм административного права субъектами права;
3) административно-правовые отношения [7, с. 371-372].
Думается, что вышеприведенная система применима и для административно-правового регулирования обеспечения национальной безопасности.
Как известно, основным критерием разграничения отраслей права является предмет правового регулирования, который отличается особенностями общественных отношений.
По мнению Ю.А. Тихомирова, предмету публичного права характерны следующие особенности:
1) наличие публичного интереса (интересы общества, государства, национальной безопасности, общеэкономические интересы, региональные и местные интересы, корпоративные интересы);
2) особые требования к субъектам публичного права, представляющие собой государство;
3) наличие компетенции у субъектов публичного права;
4) использование императивного метода (властных предписаний);
5) регулирование вопросов формирования правовой системы и ее устойчивости;
6) функционирование механизма и процедуры юридической защиты всех субъектов права [12, с. 4-6].
Административное право относится к публичным отраслям права, в предмет которого входят отношения, характеризующиеся следующими признаками:
1) возникают в сфере государственного управления;
2) обязательным субъектом отношений является орган государственного управления;
3) субъекты отношений юридически не равны и т.д. [4, с. 109].
В предмет административного права входят различные управленческие отношения, возникающие в сфере публичного управления [7, с. 298], в том числе правоотношения, возникающие в процессе обеспечения национальной безопасности.
А.И. Стахов предлагает выделить в системе административного права такую подотрасль, как право безопасности, которая представляет собой совокупность административно-право -вых норм, регулирующих публичные властеот-ношения между органами публичной власти, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, которые возникают в процессе предупреждения, выявления и устранения негативных факторов окружающей среды, административных правонарушений, способствующих возникновению или развитию данных факторов [9, с. 18].
Предметом этой подотрасли являются общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением, выявлением и нейтрализацией негативных факторов окружающей среды, административных правонарушений, способствующих возникновению или развитию данных факторов [9, с. 18].
Думается, что выделение права безопасности в системе административного права вполне целесообразно, так как оно обусловлено особенностями правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере безопасности.
Отмечая административно-правовую природу безопасности, А.И. Стахов делает вывод, что безопасность в сфере административно-правового регулирования представляет собой систему урегулированных административным правом, субъектных, предметных, функциональных и ситуационных сфер охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства от негативных факторов окружающей среды, административных правонарушений, способствующих возникновению или развитию данных факторов окружающей среды [10, с. 42].
А.И. Стахов отмечает, что обеспечение безопасности носит административно-публичный характер [8]. Однако думается, что безопасность как комплексное понятие относится не только
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
к предмету административного права, но и может регулироваться нормами других отраслей публичного права.
Следует также заметить, что многие исследователи вместо термина «регулирование» чаще используют понятие «обеспечение». Думается, что «административно-правовое регулирование безопасности» по своему содержанию шире, чем «обеспечение безопасности». Под обеспечением безопасности понимается «совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие системы (личности, общества, государства)» [5, с. 10] или «проведение государственной политики, направленной на создание и поддерживание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства» [6, с. 23].
По мнению А.И. Стахова, обеспечение безопасности — это «комплексная деятельность государства по достижению состояния защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства, которая охватывает различные направления государственного воздействия...» [10, с. 81—82].
Как представляется, в системе административно-правового регулирования национальной безопасности большое значение отводится правовым режимам.
По мнению Ю.А. Тихомирова, правовой режим — это порядок деятельности субъектов права в различных сферах государственной жизни и чаще всего там, где требуются дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния [11, с. 402].
Многие ученые отождествляют понятия механизма правового регулирования и административно-правового режима, так как они преследуют общую цель — это упорядочение общественных отношений. Однако, как представляется, механизм правового регулирования является общей категорией, а административно-правовой режим отличается своими особенностями. Административно-правовые режимы характеризуются тем, что:
■ такие режимы регулируются нормами различных отраслей права (конституционного, административного, международного, финансового);
■ такие режимы касаются различных прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
А.И. Стахов в качестве специального правового режима выделяет административно-правовой режим безопасности и понимает под ним закрепленный административно-правовыми нормами совокупность мер административно-правового воздействия на поведение граждан и организаций, органов публичной власти, определяющих порядок предупреждения, выявления и устранения негативных факторов окружающей среды, административных правонарушений и административно-правовых казусов [10, с. 53—54].
Таким образом, административно-правовое регулирование национальной безопасности включает различные административно-право -вые режимы, которые направлены на обеспечение:
■ безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков в Российской Федерации;
■ надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность;
■ реализации прав и обязанностей граждан и организаций в условиях возникновения различных угроз;
■ безопасного использования сведений, составляющих государственную тайну;
■ создания необходимых условий эффективной деятельности органов исполнительной власти;
■ поддержания правопорядка на территории Российской Федерации;
■ создания необходимых условий для добровольного участия граждан и их объединений в обеспечении национальной безопасности.
Несмотря на специфичность многих правовых режимов, они являются определяющими при административно-правовом регулировании отношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Список источников
1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.187 с.
2. Алексеев С.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6: Восхождение к праву. М., 2010. С. 251—252.
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023
3. Алексеев С.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3: Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2010. С. 161-162.
4. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2007.
5. Дзлиев М.И., Урсул. Д. Основы обеспечения безопасности России: Учеб. пособие. М., 2003.
6. Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Монография. М., 1998.
7. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2-х ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С. 371-372.
8. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 34 с.
9. Стахов А.И. К вопросу о системе российского административного права / / Административное право и процесс. 2008. № 1.
10. Стахов А.И. Право безопасности как подотрасль административного права: Учеб. пособие. М., 2008.
11. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
12. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал рос. права. 2001. № 5. С. 4—6.
References
1. Alekseev S.S. The mechanism of legal regulation in a socialist state. M., 1966. 187 p.
2. Alekseev S.S. Collected works: In 10 vol. Vol. 6: Ascent to the law. M., 2010. Pp. 251—252.
3. Alekseev S.S. Collected works: In 10 vol. Vol. 3: Problems of the theory of law: a course of lectures. M., 2010. Pp. 161—162.
4. Bakhrakh D.N., Rossinsky B. V., Starilov Yu.N. Administrative law: Textbook for universities. 3rd ed. revised and additional. M., 2007.
5. Dzliev M.I., Ursul. D. Fundamentals of ensuring the security of Russia: Textbook. M., 2003.
6. Kondrashov B.P. Public safety and administrative and legal means of its provision: Monograph. M., 1998.
7. Starilov Yu.N. Administrative law: In 2 hours. Part 1: History. The science. Item. Norms. Voronezh, 1998. Pp. 371—372.
8. Stakhov A.I. Administrative and public security in the Russian Federation: Dis. ... dr. jurid. sciences. M., 2007. 34 p.
9. Stakhov A.I. On the issue of the system of Russian administrative law / / Administrative law and process. 2008. № 1.
10. Stakhov A.I. Security law as a sub-branch of administrative law: textbook. allowance. M., 2008.
11. Tikhomirov Yu.A. Course of administrative law and process. M., 1998.
12. Tikhomirov Yu.A. Public law regulation: dynamics of spheres and methods // Journal of Russian Law. 2001. №5. Pp. 4—6.
Информация об авторе
Дибиргазиев Д.М. — соискатель кафедры административного, финансового и таможенного права
Статья поступила в редакцию 24.07.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.
Information about the author
Dibirgaziev J.M. — applicant of the department of administrative, financial and customs law
The article was submitted 24.07.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023