ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
методология, правовое обеспечение
Редкоус Владимир Михайлович,
доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права Российской академии наук, Российская Федерация, 119019, г. Москва,
ул. Знаменка, д. 10
ORCID 0000-0002-2585-6388
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
УДК 342
DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-48-55
Дата поступления: 29 ноября 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.
Vladimir Mikhailovich Redkous,
Doctor of Law, Professor, Leading Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 119019, Moscow, Znamenka St., 10
ORCID 0000-0002-2585-6388
E-mail: [email protected]
Scientific speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences
Административно-правовые режимы, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности
Administrative and Legal Regimes Established for the Purpose of Ensuring State Security
Аннотация
Актуальность рассмотрения административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения государственной безопасности, обусловлена потребностями совершенствования арсенала административно-правовых средств, применение которых может позволить своевременно выявлять, предупреждать и пресекать угрозы безопасности Российской Федерации, противодействовать противоправной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, предотвращать совершение преступлений и адми-
Abstract
The relevance of the consideration of administrative and legal regimes established in order to ensure state security is due to the need to improve the arsenal of administrative and legal means, the use of which can allow timely identification, prevention and suppression of threats to the security of the Russian Federation, counteract illegal activities of foreign intelligence services and organizations, as well as individual citizens aimed at harming the security of the Russian Federation, to prevent the commission of crimes and administrative offenses in the field of state security.
Problem statement: as practice shows, the effectiveness of ensuring the state security of the
нистративных правонарушений в области обеспечения государственной безопасности.
Постановка проблемы: как показывает практика, эффективность обеспечения государственной безопасности Российской Федерации во многом зависит от своевременности применения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции совокупности административно-правовых средств, позволяющих на ранних стадиях выявлять угрозы государственной безопасности и тем самым предотвращать нанесение нашей стране большего ущерба в области государственной безопасности. Административно-правовые режимы зарекомендовали себя как эффективные организационно-правовые образования, институты, активно используемые в области государственного управления для решения различного рода задач, в том числе и в целях обеспечения государственной безопасности.
Цель исследования: совершенствование подходов к разработке теоретических основ установления и использования административно-правовых режимов в целях обеспечения государственной безопасности.
Методы исследования: диалектика, общие и частные методы юридических наук.
Результаты и ключевые выводы: в современных условиях административно-правовые режимы являются эффективным средством обеспечения государственной безопасности, не исчерпавшим резервы воздействия на охраняемые общественные отношения. Основными направлениями совершенствования административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения государственной безопасности, являются: дальнейшее развитие правовой основы их функционирования; уточнение лежащей в основе каждого административно-правового режима системы подлежащих применению административно-правовых средств; усиление взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации (прежде всего органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Рос-гвардии и иных) в целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации.
Russian Federation largely depends on the timeliness of the use by authorized federal executive authorities within the competence granted to them of a set of administrative and legal means that make it possible to identify threats to state security at an early stage and thereby prevent greater damage to our country in the field of state security. Administrative and legal regimes have established themselves as effective organizational and legal entities, institutions that are actively used in the field of public administration to solve various kinds of tasks, including in order to ensure state security.
The purpose of the study is to improve approaches to the development of theoretical foundations for the establishment and use of administrative and legal regimes in order to ensure state security.
Research methods: dialectics, general and particular methods of legal sciences.
Results and key conclusions: in modern conditions, administrative and legal regimes are an effective means of ensuring state security that has not exhausted the reserves of impact on protected public relations. The main directions of improving the administrative and legal regimes established in order to ensure state security are: further development of the legal basis for their functioning; clarification of the system of administrative and legal means underlying each administrative and legal regime to be applied; strengthening the interaction of law enforcement agencies of the Russian Federation (primarily the Federal Security Service, internal affairs agencies, Rosgvardiya and others) in order to solve the tasks of ensuring the security of the Russian Federation.
Ключевые слова: государственное управление; административное право; административно-правовые средства; национальная безопасность; государственная безопасность; общественная безопасность; административно-правовой режим; режимные меры; органы внутренних дел; органы федеральной службы безопасности; взаимодействие.
Keywords: public administration; administrative law; administrative and legal means; national security; state security; public security; administrative and legal regime; regime measures; internal affairs bodies; bodies of the federal security service; interaction.
50
Современное развитие Российского государства и общества связано с формированием и действием большого количества реальных угроз государственному суверенитету, территориальной целостности, обороноспособности страны, обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан, оказываемым на нашу страну санкционным давлением, стремлением западных государств принизить роль России в мировой истории и культуре, что требует принятия адекватных мер по недопущению развития неблагоприятных тенденций в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Большой объем данных мер был разработан административно-правовой наукой, закреплен в нормах административного права и получил оформление в виде административно-правовых режимов, которые активно используются в целях обеспечения национальной безопасности. Ранее автор в ряде работ затрагивал данную тему, однако потребности совершенствования административно-правового обеспечения национальной безопасности и усиление внимания исследователей к вопросам обеспечения государственной безопасности требуют продолжения начатых исследований [9, с. 206-285; 10, с. 92-95].
Административно-правовые режимы играют возрастающую роль в решении вопросов обеспечения национальной безопасности нашей страны. Их применение обусловлено, прежде всего, наличием и реальным действием угроз безопасности Российской Федерации, в особенности, когда на повестку дня ставится вопрос о самом существовании Российской Федерации как суверенного государства, ее территориальной целостности и независимости. Использование разнообразных административно-правовых режимов актуализировалось в современных условиях, условиях проведения специальной военной операции на Украине. Одним из последних решений Президента Российской Федерации в данной области является введение на территориях Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей чрезвычайного правового режима военного положения с ноля часов 20 октября 2022 г. Эта мера является вынужденной и обусловлена тем, как сказано в Указе Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756, что «против территориальной целостности Российской Федерации применяется вооруженная сила»1. В данном случае Президент Российской Федерации реализовал полномочия, закрепленные в ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации2 и статьях 3 и 4 Фе-
1 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 // СЗ РФ. 2022. № 43. Ст. 7381.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
дерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»3.
Относясь к так называемой группе чрезвычайных правовых режимов, правовой режим военного положения имеет достаточно обширную прочную административно-правовую основу, позволяющую его рассматривать и с административно-правовых позиций в качестве самостоятельного административно-правового режима.
Актуализация научной разработки теории административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения государственной безопасности, также во многом связана с открытым противостоянием российских вооруженных сил и украинских вооруженных сил, националистических формированиий и так называемых «наемников», активной борьбой специальных служб России со спецслужбами Украины и ряда западных стран, поддерживающих руководство Украины.
Специальные службы Украины, прежде всего Служба безопасности Украины (СБУ)4, Главное разведывательное управление Министерства обороны Украины (ГУР МОУ), активно осуществляют противоправную деятельность против Российской Федерации, в том числе и переносят ее непосредственно на территорию Российской Федерации. За примерами далеко ходить не нужно. Так, на своем официальном интернет-портале (http://www.fsb.ru/) ФСБ России регулярно информирует о предотвращении органами безопасности диверсионно-террористических актов то в Волгоградской области на объекте нефтегазового комплекса, то на территории Карачаево-Черкесской Республики, то на объектах транспортной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики и в других местах.
Совершение противоправных действий, затрагивающих интересы государственной безопасности, связано со знанием правонарушителями и использованием действующего российского законодательства, в том числе и режимного, что позволяет осуществлять противоправную деятельность. Поэтому административно-правовые режимы должны способствовать выявлению и препятствовать деятельности на территории Российской Федерации сотрудников спецслужб иностранных государств, в том числе и находящихся на так называемом «нелегальном» положении.
голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.10.2022).
3 О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
4 О Службе безопасности Украины: Закон Украины от 25 марта
1992 г. № 2229-XII (с изм. от 23.09.2021 г.) // Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 27. Ст. 382 ; Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины: Закон Украины от 20 октября 2005 г. № 3014-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. 2006. № 4. Ст. 53.
Так, например, ФСБ России была вскрыта и пресечена курируемая спецслужбами НАТО операция ГУР МОУ по угону боевых самолетов ВКС России [14]. Также ФСБ России была своевременно пресечена шпионская деятельность офицера-нелегала ГУР МОУ Д. А. Штыблико-ва, который по заданию ГУР МОУ в 2014 г. после вхождения Крыма в состав России, оставшись на территории Российской Федерации, на Крымском полуострове получил российское гражданство, устроился на работу в качестве гражданского специалиста в воинскую часть Черноморского флота, используя открывшиеся возможности для сбора и передачи в ГУР МОУ сведений, составляющих государственную тайну о деятельности дислоцированных в Республике воинских частей [6]. Его преступная шпионская деятельность была пресечена путем возбуждения уголовного дела по ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации «Государственная измена»5. В данных случаях мы видим, как своевременное использование режимных мер в рамках административно-правового режима защиты государственной тайны совместно с проведением оперативно-розыскных, контрразведывательных и иных специальных мероприятий позволило предотвратить угон российского военного воздушного судна к противнику и нанесение тем самым значительного ущерба военной безопасности, имиджу Российской Федерации, а также позволило выявить и привлечь к уголовной ответственности гражданина уже Российской Федерации, занимавшегося шпионской деятельностью в пользу иностранного государства — Украины. В то же время действующие правила предоставления гражданства Российской Федерации не позволили своевременно выявить Д. А. Шты-бликова, что позволило ему в течение определенного времени своей деятельностью наносить ущерб безопасности Российской Федерации.
Как правило, для совершения противоправных действий лицу приходится преодолевать действие режимных мер. Поэтому их установление и постоянное совершенствование — задача, прежде всего, правотворческой деятельности, которая должна опираться на результаты анализа обстановки, показатели действенности режимных мер, эффективности взаимодействия уполномоченных органов и структур в области действия административно-правовых режимов. Так, убийство журналистки Д. Дугиной после фестиваля «Традиция» было подготовлено и совершено, как установила ФСБ России, украинскими спецслужбами. Исполнителем является гражданка Украины Н. П. Вовк, 1979 г. р., которая вместе с дочерью прибыла в Россию 23 июля 2022 г.
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
В целях организации убийства и получения информации об образе жизни Д. Дугиной ими была арендована квартира в Москве в доме, где проживала погибшая.
Н. П. Вовк въезжала в Россию на автомобиле «Mini Cooper» с использованием номеров ДНР, передвигалась в Москве с казахстанскими номерами, а при выезде после совершения преступления через Псковскую область в Эстонию использовала украинские регистрационные номера [15]. Убийство Д. Дугиной в Москве готовил еще один член украинской диверсионно-террористиче-ской группы, гражданин Украины Б. П. Цыга-ненко, который прибыл в Россию транзитом через Эстонию 30 июля 2022 г. и покинул территорию России за день до совершения убийства. Через него Н. П. Вовк получила поддельные автомобильные номера и документы на имя реально существующей гражданки Республики Казахстан. Также он оказал Н. П. Вовк помощь в сборке самодельного взрывного устройства [16].
Опубликованная в открытой печати информация позволяет сделать вывод, что существующие возможности административно-правовых режимов въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства не только не позволили своевременно выявить и предотвратить убийство Д. Дугиной, но и допустили возможность свободного беспрепятственного оставления лицами, совершившими преступление, территории Российской Федерации по чужим документам и с использованием на автомобиле чужих номеров.
Все это показывает важность применения всех правовых средств, в том числе и административно-правовых, для выявления, предупреждения и пресечения преступной и иной противоправной деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Государственная безопасность как понятие до настоящего времени нормативно не определена, в отличие от общего понятия национальной безопасности. В Конституции Российской Федерации термин «национальная безопасность» отсутствует, в ней речь идет о безопасности государства, государственной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. государственная и общественная безопасность рассматриваются как парные, но не тождественные категории6. Так, анализ п. 46 рассматриваемой Стратегии, где закреплены цели обеспечения государственной и общественной безопасности, позволяет сделать вывод, что традиционно к вопросам государст-
6 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Фепдерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
52
венной безопасности относятся защита конституционного строя России, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. К задачам обеспечения государственной безопасности может быть отнесено и искоренение коррупции, а с учетом современной международной и внутригосударственной ситуации - и защита от противоправных посягательств традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Совершенствование же механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе имеют больше общеуправленческую, организационную подоплеку, и их включение в число целей обеспечения государственной и общественной безопасности - решение авторов Стратегии.
Остальные составляющие (защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) можно отнести к общественной безопасности, но и то с оговоркой, что угрозы общественной безопасности при определенных условиях проявления могут стать угрозами безопасности государственной.
В юридической науке предпринимались попытки разработки определений государственной безопасности, в том числе и автором [9, с. 66]. В своем большинстве определения государственной безопасности связывают ее с достижением выделенных нами на основе анализа п. 46 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. целей путем защиты не только от внешних и внутренних угроз, но и от разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств специальных служб иностранных государств, а также организаций, отдельных групп и лиц. Вот на обеспечение государственной безопасности и направлена реализация совокупности административно-правовых режимов, которые мы выделим в данном исследовании.
В административно-правовой науке большое внимание исследованию административно-правовых режимов уделено М. И. Агабала-евым, А. М. Вороновым, А. А. Долгополовым,
A. Н. Жеребцовым, О. В. Зиборовым, С. С. Маи-ляном, А. Ф. Ноздрачевым, Н. И. Побежимовой,
B. Б. Рушайло, О. Е. Стародубовой, К. В. Шафи-гулиным [1-3; 5; 7; 12] и рядом других ученых.
С. М. Зырянов, Э. В. Маркина, И. С. Розанов, Ю. Н. Сосновская, А. И. Сапожников, А. И. Стахов рассматривают административно-правовые режимы в контексте обеспечения национальной безопасности и ее видов [11], при
этом С. С. Маилян и А. И. Стахов говорят об административно-правовом режиме безопасности в целом [4, с. 128; 13, с. 159-160].
До настоящего времени в административном праве царит плюрализм мнений по поводу определения понятия административно-правовых режимов. Так, О. В. Зиборов отмечает, что административно-правовой режим, являясь составным элементом правового режима, представляет собой сложное, многокомпонентное явление. Основным предназначением административно-правовых режимов является определение специфического порядка деятельности субъектов права в различных сферах государственной жизни. Сама цель режима - упорядочить определенные группы общественных отношений, говорит о важности и необходимости в определенных случаях воспользоваться заблаговременно разработанными режимными мерами [3, с. 30]. Н. И. Побежимова отмечает, что сущностью административно-правового режима является именно официально установленный и нормативно закрепленный особый порядок правового регулирования [7, с. 141-142].
Отметим, что в формирование общего понятия административно-правового режима (далее -АПР) существенный вклад внесло определение, предложенное в свое время И. С. Розановым, что АПР есть «установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели службами государственного управления» [11, с. 85 ].
А. Ф. Ноздрачев говорит о АПР как об особых инструментах управления, необходимость в которых вызывается в большинстве случаев потребностями обеспечения безопасности [5, с. 146]. По мнению С. С. Маиляна, можно говорить о режиме обеспечения государственной безопасности в целом как об одном из наиболее значимых предметных комплексных административно-правовых режимов [4, с. 104].
А. А. Долгополов отмечает, что административно-правовые режимы как форма правового регулирования призваны применяться в тех случаях, когда: необходимо эффективное правовое воздействие на сложные общественные отношения, в которых участвует множество субъектов; объекты правоотношений имеют особую общественную значимость; требуется гарантированное достижение правовой цели, поставленной правотворческим органом; необходимо обеспечить поведение субъектов правоотношений, выстраиваемое не по альтернативному принципу, а только по принципу соблюдения определенных
правил, установленных соответствующими нормативными правовыми актами [2, с. 138].
С учетом вышеизложенного можно предложить следующее определение: административ-но-правовойрежим, устанавливаемый в целях обеспечения государственной безопасности, — это совокупность правовых норм и основанных на них организационных мер, устанавливающих и обеспечивающих специальный порядок регулирования поведения граждан и деятельности организаций, их должностных лиц, позволяющий посредством четкой регламентации общественных отношений достичь необходимый уровень защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, противоправных посягательств специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных групп и лиц, достигаемый применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического, разведывательного, контрразведывательного и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам Российской Федерации как объективно значимым потребностям личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.
В юридической науке выделяются основные признаки современных административно-правовых режимов, которые присущи и АПР, устанавливаемым в целях обеспечения государственной безопасности [1, с. 16-17; 3; 5; 7; 9, с. 209-210].
Административно-правовые режимы, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, отличаются следующими характерными признаками:
- связаны с реализацией важнейших государственных функций обороны страны и обеспечения безопасности государства от внешних и внутренних угроз, что обусловливает направленность правового регулирования и содержание АПР;
- предметная область воздействия режимных мер устанавливается на уровне Конституции страны и федерального законодательства, составляющих ядро правовой основы устанавливаемых АПР в целях обеспечения государственной безопасности;
- особенности функционирования АПР находят отражение и в документах стратегического планирования (стратегиях, концепциях, доктринах и иных документах), где указываются угрозы безопасности Российской Федерации в той или иной области, меры, направленные на их выявление, предупреждение
и пресечение, согласованные с механизмом государственного управления той или иной сферой жизнедеятельности;
— обеспечивают баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях действия угроз государственной безопасности и необходимости принятия режимных мер;
— в большей степени носят статичный характер, динамизм проявляется в случае возникновения реальных угроз государственной безопасности и необходимости им противодействовать, в том числе и административно-правовыми средствами;
— правовое регулирование носит, как правило, межотраслевой характер, так как одним лишь применением административно-правовых средств невозможно полностью упорядочить общественные отношения в той или иной области государственного управления, связанной с государственной безопасностью;
— имеют как общие цели установления, так и специальные, заключающиеся в необходимости противодействия противоправной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, групп граждан и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, которая зачастую может осуществляться в том числе и негласно, тайно;
— Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) предусмотрена возможность ограничения пав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что влечет включенность механизма гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности в механизм реализации режимных мер;
— в процессе обеспечения государственной безопасности чаще, чем в других случаях, могут возникнуть ситуации правовой неопределенности, связанные с недостатком информации о характере протекающих процессов, действием угроз государственной безопасности, что влечет повышенную роль в режимном правовом регулировании основных принципов обеспечения безопасности, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»7, а также принципов, осуществляемых как физическими лицами, так и организациями видов деятельности;
— установление более «жесткого» контроля за соблюдением режимных мер;
7 О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
54
— повышенная правовая ответственность за нарушение установленных в рамках АПР правил;
— функционирование на постоянной или временной основе органов и организаций, реализующих режимные меры, а также координирующих деятельность иных субъектов в пределах действия АПР; и ряд других.
Мы уже привыкли к реалиям современного государственного управления, многое нам кажется уже очевидным, не требующим дополнительной аргументации, однако область административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения государственной безопасности, требует к себе пристального внимания. И причиной этому является не столько специальная военная операция, а сколько общая потребность проверки действенности режимных мер обеспечения государственной безопасности, которые в современных условиях могут стать реальными правовыми средствами, обеспечивающими стабильность реализации государственной власти,
Список литературы:
1. Административно-правовые режимы в Российской Федерации: курс лекций / сост. Н. Т. Леоненко. Новосибирск, 2018.
2. Долгополое А. А. О соотношении единого предмета правового регулирования и режимного административно-правового регулирования // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 2 (32).
3. Зиборов О. В. Административно-правовые режимы как объект научного осмысления // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 3.
4. Маилян С. С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: монография. Москва, 2002.
5. Ноздрачев А. Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. № 2.
6. О вступлении в законную силу приговора Южного окружного военного суда в отношении полковника нелегальной разведки Главного управления разведки Минобороны Украины. Информация от 9 ноября 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single.htm%21id%3D10439615%40fsb Messa ge.html (дата обращения: 19.11.2022).
7. Побежимова Н. И. К продолжению дискуссии об административно-правовых режимах // Актуальные проблемы администра-
осуществления государственного управления на уровне Федерации и ее регионов, обеспечение внешней и внутренней безопасности страны.
Следует согласиться с мнением А. Ф. Ноздра-чева, высказанным им несколько лет назад, но по-прежнему остающимся актуальным, что необходимо формирование новой современной концепции административно-правовых режимов [5, с. 147]. Такая концепция так и осталась в умах исследователей и в отдельных публикациях на эту тему. Но несмотря на то, что дорогу в государственном управлении прокладывают многочисленные административно-правовые режимы, основанные не на запретах и ограничениях, а на разрешениях, льготах и преимуществах, административно-правовые режимы, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, будут по-прежнему занимать отведенную им нишу, играя роль важнейших правовых средств, позволяющих обеспечивать стабильное развитие Российской Федерации, ее защиту от внешних и внутренних угроз.
References:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Administrativno-pravovye rezhimy v Rossijskoj Federatsii: kurs lektsij / sost. N. T. Leonenko. Novosibirsk, 2018.
Dolgopolov A. A. About the ratio of the uniform subject of legal regulation and regime administrative and legal regulation // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2 (32).
Ziborov O. V. Administrativno-pravovye rezhimy kak ob''ekt nauchnogo osmysleniya // Aktual'nye problemy administrativnogo prava i protsessa. 2018. № 3.
Mailyan S. S. Administrativno-pravo-vye rezhimy v teorii administrativnogo prava i praktike gosudarstvennogo upravleniya pravookhranitel'noj deyatel'nost'yu: monogra-fiya. Moskva, 2002.
Nozdrachev A. F. Modern Contents of the Theory "Administrative and Legal Regime" // Journal of Russian Law. 2017. № 2. O vstuplenii v zakonnuyu silu prigovora Yuzh-nogo okruzhnogo voennogo suda v otnoshenii polkovnika nelegal'noj razvedki Glavnogo up-ravleniya razvedki Minoborony Ukrainy. In-formatsiya ot 9 noyabrya 2022 g. [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/ message/single.htm%21id%3D10439615%40fsb Messa ge.html (data obrashcheniya: 19.11.2022). Pobezhimova N. I. K prodolzheniyu diskussii ob administrativno-pravovykh rezhimakh // Aktual'nye problemy administrativnogo i ad-ministrativno-protsessual'nogo prava: sb. statej po materialam ezhegodnoj Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferentsii (Sorokinskie chte-
тивного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения): в 3 т. / под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. Санкт-Петербург, 2016.
8. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / под ред. А. В. Опалева. Москва, 2017.
9. Редкоус В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: монография. Пятигорск, 2010.
10. Редкоус В. М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60).
11. Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9.
12. Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. Москва, 2000.
13. Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: монография. Москва, 2006.
14. ФСБ России пресечена операция ГУ МО Украины по угону боевых самолетов ВКС России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21i d%3D10439532%40fsbMessage.html (дата обращения: 19.11.2022).
15. ФСБ России раскрыто убийство российской журналистки Дарьи Дугиной. Информация от 22 августа 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/ message/single.htm%21id%3D10439560%40fs bMessage.html (дата обращения: 19.11.2022).
16. ФСБ России установлен соучастник по делу об убийстве российской журналистки Д. Ду-гиной [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21i d%3D10439574%40fsbMessage.html (дата обращения: 19.11.2022).
niya): v 3 t. / pod red. Yu. E. Avrutina, A. I. Ka-plunova. Sankt-Peterburg, 2016.
8. Pravovaya osnova obespecheniya natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: monografiya / pod red. A. V. Opaleva. Moskva, 2017.
9. Redkous V. M. Administrativno-pravovoe obe-spechenie natsional'noj bezopasnosti v gosu-darstvakh — uchastnikakh Sodruzhestva Neza-visimykh Gosudarstv: monografiya. Pyatigorsk, 2010.
10. Redkous V. M. Concept of the administrative-legal regimes, installed in the region of providing national security // Law and State: the Theory and Practice. 2009. № 12 (60).
11. Rozanov I. S. Administrative and legal regimes under the legislation of the Russian Federation, their meaning and structure // State and Law. 1996. № 9.
12. Rushajlo V. B. Administrativno-pravovye rezhimy. Moskva, 2000.
13. Stakhov A. I. Administrativno-publichnoe obe-spechenie bezopasnosti v Rossijskoj Federatsii: monografiya. Moskva, 2006.
14. FSB Rossii presechena operatsiya GU MO Ukrainy po ugonu boevykh samoletov VKS Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id% 3D10439532%40fsbMessage.html (data obra-shcheniya: 19.11.2022).
15. FSB Rossii raskryto ubijstvo rossijskoj zhurna-listki Dar'i Duginoj. Informatsiya ot 22 avgusta 2022 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id% 3D10439560%40fsbMessage.html (data obra-shcheniya: 19.11.2022).
16. FSB Rossii ustanovlen souchastnik po delu ob ubijstve rossijskoj zhurnalistki D. Duginoj [Jele-ktronnyj resurs]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/ press/message/single.htm%21id%3D104395 74%40fsbMessage.html (data obrashcheniya: 19.11.2022).
Для цитирования:
For citation:
Редкоус Владимир Михайлович. Административно-правовые режимы, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 48-55.
Redkous Vladimir Mikhailovich. Administrative and Legal Regimes Established for the Purpose of Ensuring State Security // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 48-55.