Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ'

ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панфилов М.А., Панфилова В.М., Панфилов А.Н.

В статье рассматриваются подходы к пониманию жизненной успешности. Анализируются эмпирические данные исследования понимания факторов успешности старшеклассниками и студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панфилов М.А., Панфилова В.М., Панфилов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW THE SUCCESSFULNESS OF THE PERSONALITY IS UNDERSTOOD BY HIGH SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS

The article considers approaches to understanding life success. The empirical data of the study of the understanding of success factors by high school students and university students is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ»

УДК 37.01

Панфилов М.А. аспирант Панфилова В.М., к.пед.н. старший преподаватель кафедра иностранных языков Панфилов А.Н., к.пед.н.

доцент кафедра психологии Казанский федеральный университет

Россия, г. Елабуга ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ Аннотация. В статье рассматриваются подходы к пониманию жизненной успешности. Анализируются эмпирические данные исследования понимания факторов успешности старшеклассниками и студентами вуза.

Ключевые слова: успешность, успешный человек, понимание успешности.

Panfilov M.A, graduate student Panfilova V.М., PhD, senior lecturer, Department of Foreign Languages Panfilov А.К, PhD, docent, Department of Psychology

Kazan federal University Russia, Elabuga HOW THE SUCCESSFULNESS OF THE PERSONALITY IS UNDERSTOOD BY HIGH SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS Abstract. The article considers approaches to understanding life success. The empirical data of the study of the understanding of success factors by high school students and university students is analyzed.

Keywords: success, successful man, understanding of success.

Современное развитие общества вызывает необходимость понимания механизмов формирования человека 21-го века - человека успешного. Личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, человека успевающего за «бешеным» темпом происходящих изменений не теряющего при этом собственной индивидуальности и точно знающего, чего он хочет получить от жизни. Стремительно развивающиеся экономика, образование, техника и технологии, социум в целом ежедневно выдвигают новые запросы и требования к личности человека. Отстав однажды, человек рискует отстать навсегда и выпасть из жизни общества. А дальше -разочарование, сниженная самооценка, безынициативность, частые посещения психологов.

В связи с этим раскрытие представлений об успешности весьма важная проблема для многих областей жизнедеятельности человека - это может способствовать успеху в школе, институте, профессиональном становлении, карьере, семье. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, наблюдается определенный недостаток информации, нет общепринятого понимания успешности, «портрета» успешного человека.

На сегодняшний день очень сложно определить как само понятие «успешность», так и выделить те критерии, по которым ее можно выделить. В отечественной психологии темы успешной личности исследовались Л.В. Бороздиной (исследование уровня притязаний), В.Ф. Петренко и Е.В. Лыбиной (анализ восприятия образа успешного человека), Г.В. Трубецкой и А.С. Спиваковской (феномен страха успеха). В акмеологическом подходе жизненная успешность определяется с точки зрения достижения общественной значимости.

Исследуя успех или неудачу в конкретной деятельности, Ф. Хоппе [3] так же как и В.Н. Люсин связывал их с достижением - недостижением результата, к которому стремился человек. Успех является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности. По мнению исследователя, деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху. Он обнаружил, что успех конкретного человека помогает ему поддерживать свою самооценку как можно выше, отсутствие успеха приносит урон уровню «Я» [6].

В зарубежной и отечественной психологической литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят особенности органической конституции личности, интеллект, уровень мотивации, уровень притязаний, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля [5, 2].

Понятие успех, можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, значимости для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственные возможности.

Успех личности в процессе жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводит к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В этом случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность [1].

По мнению А. Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к

получению желаемого результата [7].

Анализ литературы показывает, что и зарубежные, и отечественные исследователи, говоря об успешности, используют понятие успех.

Успех - это удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Если успех мы рассматриваем как удачу в конкретном деле, то успешность человека можно представить как проявление жизненного потенциала, умение успевать за жизнью. Успешный человек -это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами.

Успешность - это индивидуальное качество каждого человека, которое может проявляться в разных моментах его жизни. В формировании понятия успешности способствуют механизмы социализации, которые сопутствуют всей жизнедеятельности человека. К определению успешности мы так же можем добавить такую характеристику, как владение способами, которые способствуют достижению высоких результатов в поставленных целях. Именно владение способами деятельности, позволяет человеку перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая ему успешность в том или ином деле.

Характер деятельности и, соответственно, целей может быть разным, поэтому и виды успешности тоже выделяются разные, в зависимости от той области, в которой человек задается самосовершенствованием и развитием. Выделяют личностную, социальную, профессиональную, которые в совокупности образуют жизненную успешность [4].

Для успешного человека важна не только внешняя оценка его успешности, но и внутренняя. Цель эмпирического исследования: выявить представления об успешности человека у обучаемых старших классов общеобразовательных школ и студентов вуза.

Суммарное количество испытуемых 153 человека. Первую выборку испытуемых составили 74 учащихся 10 -11 классов в возрасте от 15 до 17 лет. Вторую - 79 студентов вуза в возрасте 18-20 лет.

Диагностический инструментарий представлен двумя диагностическими методиками: Рисуночная методика. Испытуемым предлагалось выполнить рисунок по инструкции: «Пожалуйста, нарисуй успешного человека, как ты его представляешь»; Авторская анкета «Успешный человек это...».

Проанализируем результаты анкетирования, где по каждому из вопросов студентами и старшеклассниками были даны ответы на выбор. На вопрос «Скажите, встречали ли вы успешных людей», все школьники (100%) ответили «да». На аналогичный вопрос 94% студентов также дали положительный ответ. Вероятно, расхождение в количестве положительных ответов обусловлено тем, что 6% студентов имеют несколько отличающееся от других представление об успешной личности.

На вопрос «Как вы думаете, что помогает человеку стать успешным?»

на первое место и учащиеся (86%), и студенты (66%) ставят «огромное желание достичь чего-то в жизни».

В ответе на вопрос «С чем можно сравнить успех?» мнения школьников и студентов различаются. Первые сравнивают успех главным образом с удачей (84%), а вторые - с победой (72%). Можно предположить, что у школьников и студентов различное понимание путей и средств достижения успеха. Если школьники связывают достижение успеха с удачей (везением), то студенты во главу угла ставят победу, т.е. нечто заработанное трудом, в борьбе (конкуренции).

По вопросу «Успешность может зависеть от ...» мнения представителей обеих выборок совпало: 72% школьников и 74% студентов. Обе выборки испытуемых согласились с тем, что успешность может зависеть только от самого человека и его усилий.

Вопрос «Успешный человек - это ...» выявил основные факторы успешности в понимании старшеклассников и студентов, а именно: отличная работа и высокий заработок. Данные факторы выбрали 52% школьников и 47% студентов.

Вопрос «Сколько успешных людей, в процентном соотношении, Вас окружает?» 21 старшеклассник ответил, что их окружают 100% успешных людей, 26 студентов были менее категоричны в плане своего успешного окружения, указав, что их окружают 50% успешных людей. Остальные испытуемые (как студенты, так и учащиеся) указали меньший процент своего успешного окружения.

Вопрос «Как вы думаете, с чего начинается успешная жизнь?» позволил выявить сами представления испытуемых. Старшеклассники (62%) ответили, что успешная жизнь начинается с успешного завершения школы и правильного выбора вуза и будущей профессии. Студенты (31%) на первое место определили, что успешная жизнь начинается с построения человеком своей карьеры.

По вопросу «Считаете ли Вы себя успешным?» практически в обеих выборках наблюдается минимальная разница: 88% старшеклассников и 73% студентов считают себя успешными.

Вопрос «В чем Вы считаете себя успешным?» предполагал, что испытуемые кратко обозначат те сферы, в которых они считают себя успешными. Наиболее высокие показатели были отмечены по четырем сферам жизнедеятельности, причем эти сферы, как видно из диаграммы на рисунке 1 совпали лишь наполовину (см. Рис. 1).

Из диаграммы на рисунке 1 можно сделать вывод, что старшеклассники считают себя успешными, поскольку имеют дружную семью. Студенты на первое место ставят освоение будущей профессиональной деятельности (учебу). Далее по убыванию с небольшим отставанием у старшеклассников следуют: учеба, друзья, хобби и спорт. У студентов - семья, друзья и любовь. Таким образом, существенные отличия наблюдаются по сферам любовь, хобби и спорт.

□ учеба □ семья □ друзья □ любовь □ хобби, спорт

Рис. 1. Сферы жизнедеятельности, в которых испытуемые считают себя успешными.

В вопросе «Какие качества нужно развивать, чтобы стать успешным?» испытуемые должны были указать качества, выбрав из списка (целеустремленность, уверенность, равнодушие, настойчивость, дружелюбие, властность, эгоистичность, нежность, строгость, бесчувственность, справедливость) три варианта. Для наглядности представим результаты ответов на данный вопрос в виде диаграммы (Рис. 2).

Как видно из диаграммы на рисунке 2, старшеклассники и студенты единодушно выделили целеустремленность и уверенность в качестве основных качеств, способствующих успешности в жизни. Дружелюбие и настойчивость оказались на третьем месте соответственно у учащихся старших классов и студентов. Видимо это объясняется тем, что дружба и взаимоотношения ценятся учащимися школы больше, чем настойчивость, а у студентов - наоборот.

Заключительный вопрос, испытуемые должны своими словами описать успешного человека. Результат: 28% старшеклассников назвали успешным человека, имеющего высшее образование; 26% - человека,

старшеклассники студенты

□ целеустремленость □ уверенность □ дружелюбие □ настойчивость

Рис. 2. Качества, необходимые для успешности в жизни.

имеющего дружную семью; 22% - человека, имеющего достижения в жизни. 54% студентов, описывая успешного человека, определили того, кто ставит и добивается целей несмотря ни на что; 20% - считают успешным человека, являющегося профессионалом на высокооплачиваемой работе.

Анализ результатов анкеты показывает, что понимание успешности человека у студентов и старшеклассников во многом схожи. Однако, студенты успешность связывают с учебной деятельностью по освоению будущей профессии, в то время, как для старшеклассников наиболее важным является успех в межличностных отношениях. Отношение к успеху в первой и второй выборке раскрывается через вопрос, где испытуемые сравнивают успех с удачей и победой.

Анализ результатов проективной методики «Рисунок успешного человека» выявил следующую картину: материальное благополучие "нарисовали" 30% старшеклассников и 32% студентов; профессионала, строящего карьеру - 38% старшеклассников и 44% студентов; семью (муж, жена, дети...) - 32% старшеклассников и 24% студентов.

Представим результаты Рисуночной методики в виде диаграмм (Рис. 3, 4).

профессионал, строящий карьеру: 38%

материальное благополучие; 30%

Рис. 3. Результаты методики «Нарисуй успешного человека» у старшеклассников

Диаграммы на рисунке 4 позволяет сказать, что старшеклассники чаще рисовали профессионала, строящего карьеру. Рисунков материального благополучия и семьи было примерно одинаковое количество.

семья; 24%

профессионал, строящий карьеру; 44%

материальное благополучие; 32%

Рис. 4. Результаты методики «Нарисуй успешного человека» у студентов

Диаграмма на рисунке 4 показывает, что студенты в качестве успешного человека также чаще рисовали профессионала, строящего карьеру. На втором месте по частоте встречаемости исследуемого признака находится материальное благополучие, и на третьем - семья, причем разрыв по частоте по сравнению с учащимися школы более значительный.

Таким образом, по результатам исследования можно говорить о том, что кардинальных различий в определении факторов успешности человека между старшеклассниками и студентами нет. Это объясняется тем, что разница в возрасте не настолько велика и обе выборки стоят на ступени приобщения к общественной деятельности. У первой выборки впереди профессиональное самоопределение, выбор профессии, окончание школы. У второй - идет профессиональное становление, освоение необходимых компетенций в выбранной профессии. Поэтому и для той, и для другой выборки успешное обучение, получение высшего образования, построение карьеры является важным фактором успешности человека. Немаловажен фактор семьи, которая поддерживает и старшеклассников, и студентов эмоционально и материально.

Использованные источники:

1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта. // Вопросы психологии. - 1993. - Т.14. - № 5. - С. 99105

2. Гиоева Е.П. Феномен успеха в воззрениях классиков психоанализа и гештальтпсихологии. Электронный ресурс. https://science-education.щ/pdf/2014/6/524.pdf

3. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во МГУ.- 1981. -

с. 66-67

4. Зет И. Что такое успешность? Электронный ресурс Источник: http://www.innov.ru/news/thema/chto-takoe-uspeshnost/

5. Мальц Л.А., Федосеева А.М. Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического вуза. Электронный ресурс. http://www.imek.org/?q=node°/o2F1230

6. Современная зарубежная социальная психология / Под ред.

Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ.-1984. - С.97-110.

7. Bandura A. Recycling misconceptions of perceived self - efficacy. Cognitive Therapy and Research, 1984, 8, 231-255.

УДК 37.017.7

Пинигина Ю.А. студент 4 курса педагогический факультет Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) ТюмГУ Россия, г. Ишим ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В статье отражены результаты экспериментальной работы по выявлению представлений о семье у младших школьников. Автором определены особенности данных представлений. Обобщены и проанализированы результаты, полученные после реализации диагностических методик.

Ключевые слова: семья, представления о семье, особенности представлений о семье, младший школьный возраст.

Abstract:

The article reflects the results of experimental work on the identification of the notions of family in primary school children. The author defined the features of these representations. Summarizes and analyzes the results obtained after the implementation of diagnostic techniques.

Keywords: family, ideas about the family, especially the notions of family, primary school age.

Современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. В настоящее время среди большинства общественности отмечается понимание той определяющей роли, какую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании его представлений обо всех явлениях действительности, а значит и ценностных установок на всю дальнейшую жизнь.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам изучить проблему представления о семье у детей младшего школьного возраста в отечественной науке. Представление о семье - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.