Работы конференции «Инновационное развитие России»
УДК 373/378:37
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Порошина Е. А., Кузнецова А. Р., МБУ ДО
«Центр образования «Перспектива», Зеленогорск, Красноярский край
В статье рассмотрены факторы формирования успешной личности. Автором выявлялась роль образования в формировании личностного успеха в современном обществе в представлении старших школьников. В ходе исследования проведен теоретический анализ подходов к проблеме успешности личности, изучены критерии успешности, проанализированы представления старших школьников о факторах жизненного успеха. Установлено, что старшеклассники не видят значимости формального образования в достижении успеха, отдают предпочтение личностным, социальным и природным качествам.
Ключевые слова: Образование, модели образования, личность, успех, успешность, факторы успеха.
Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал изменения в отношениях к общечеловеческим ценностям. В этой связи важно рассмотреть факторы формирования успешной личности.
Каждый человек хочет добиться успеха в жизни. Но не каждый знает, что для этого нужно сделать. Общеизвестен стереотип, что один из путей достижения успеха - хорошее образование. Но ведь есть успешные и даже гениальные личности, которые не получили классического хорошего образования: Стивен Пол Джобс, Билл Гейтс, гениальный Альберт Эйнштейн и др.
Причины неудач в учебе были самые разнообразные, но этим людям плохие оценки не помешали добиться мировой славы и признания.
У большинства молодых людей есть трудности в виде объективного понимания путей достижения личной успешности, недостаток внимания к значимости образования. В этом состоит актуальность изучения факторов, влияющих на личностный успех в
современном обществе. На основании данного противоречия возникает проблема соотношения успеха личности и образования в современном мире.
Проводилось исследование с целью выявления роли образования в формировании
успешной личности в представлении старших школьников.
В данной работе опирались на общепринятую формулировку понятия образования как одного из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации.
В последнее время в науке стали выделять три модели образования: формальное, неформальное и информальное. «Это современный подход к способу восприятия и познания окружающей действительности». Данную терминологию предложила комиссия по образованию ЮНЕСКО [4].
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность
законодательно установленных прав. В итоге выдается официальный документ о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и является основанием приема на работу или назначения на официальную должность. Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и не ведет к официальной сертификации. В тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат и продолжительность обучения. Неформальное обучение - это любая образовательная деятельность вне формальной системы, например, обучение в кружках, клубах. на различных курсах, тренингах.
Информальное обучение происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. К информальному обучению относят стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы; взаимообучение в ходе совместного решения задач; обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры, поиск в сети Интернет, обучающее
взаимодействие в Интернет-среде, обсуждение в профессиональном сообществе [4].
Из трех видов образования именно как фактор успешности личности в данной работе рассматривается формальное образование.
Далее рассмотрен
объект исследования - понятие успешная личность в современном обществе.
Необходимо трактовать понятие личность с точки зрения социальной природы человека. Известно, что под личностью понимают
«человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности», а так же «устойчивую систему социально значимых черт индивида, характеризующих его или иного общества» [6].
Понятие «успешный» производным от понятия «успех». В
Диаграмма №1 Результаты Интернет-опроса о понимании жизненного успеха
как члена того
является Толковом
словаре русского языка Д.Н. Ушакова «Успех» определяется следующими признаками:
- удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели;
- признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений;
- признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь [6].
Из века в век люди задают себе вопрос: в чем же именно заключается жизненный успех, и какого человека можно назвать успешным? Какую роль в собственной успешности играет человек? Успех - это дело случая, удачи? Что помогает достичь успеха?
Долгое время понятие жизненного успеха в сознании людей связывалось именно с богатством. В современном обществе к критериям успешности нет единого подхода. Успех субъективен. Чаще всего основным мерилом успешности можно назвать «взгляд со стороны», то есть внешний критерий - деньги, карьера, высокие профессиональные достижения, успех в отношениях.
Так как в литературе отсутствует однозначный критерий успешности,
проанализировали данные ВЦИОМ о том, что для россиян является признаком успеха и насколько сегодня важно быть успешным человеком [5].
По результатам исследования,
успешным, по мнению россиян, является тот, у кого получилось добиться поставленных целей и материального благополучия.
Был проведен свой опрос в социальной сети Интернет. Был задан открытый вопрос - что для вас есть жизненный успех? Участвовало 105 респондентов.
По результатам опроса большинство респондентов - 19 - считают успехом достижение целей, так же для 19 человек успех означаетнайти себя, что подразумевает профессию и карьеру. Для 10успех это деньги. Это выбор половины респондентов.
Другая половина выбирают признаки внутренней успешности - 12 человек считает успехом бескорыстную помощь всем людям,11 -ассоциируют успех с умением радоваться мелочам, для 9 респондентов успехом является благополучие семьи и детей, для 7 это состояние счастья, душевного равновесия.
Таким образом, около половины респондентов по опросам ВЦИОМ и нашего Интернет-исследования как модель жизненной успешности выбирают реализовавшуюся
личность, достигшую целей. В половине случаев он имеет деньги, для него важно благополучие семьи и детей.
Согласно теории социальной
стратификации, успешные люди находятся в верхних слоях общества. У них больше объем власти, материального богатства, прав, привилегий и престижа. Наука утверждает, что главными критериями социальной стратификации являются - доход, власть, образование, социальный престиж [2].
Критерии рассматриваемого понятия -успеха - есть внешние и внутренние. В работе мы говорим об общественной стороне предмета исследования, следовательно, важны внешние критерии. К ним относят видимые достижения человека: материальное благополучие; признание и известность в профессиональных кругах; общественное признание (награды, звания); доступ к финансовым ресурсам для реализации своих идей и планов; хорошее здоровье, физическая привлекательность и пр. [2].
К внутренним критериям относят удовлетворенность своей жизнью: работой, семьей, материальным положением,
отношениями; творческую реализацию личности и т. д.
Далее изучали мнение населения о факторах достижения жизненного успеха. Целью исследования было выявить представления старшеклассников по данному вопросу. Для сравнения изучалось мнение взрослого населения г. Зеленогорска и Интернет-аудитории по компонентам «факторы достижения жизненного успеха».Одним из факторов выступало формальное образование, необходимо было выявить степень важности данного фактора в представлении старшеклассников и других категорий респондентов.
Как же достичь успеха, то есть высоких результатов, получивших признание со стороны общества?
В литературе в качестве путей достижения успеха отмечаются следующие:
1 личные качества;
физические и умственные
способности;
1 формальное образование;
J квалификация;
J социальный статус семьи;
J бизнес;
J военная служба;
J вступление в брак;
J политика;
1 церковь. [2]
По итогам опроса проанализировали полученные результаты.
Сначала опрашивали учащихся школ города Зеленогорска - гимназии № 164, лицея № 174, школы 176.Участвовало 94 старшеклассника, 36 мальчиков и 58 девочек. Гимназия № 164 представлена 23 респондентами, лицей № 174 -50, школа № 176 - 21.
На первое место среди факторов достижения жизненного успеха старшие школьники ставят личные качества - 48%, на второе - физические и умственные способности -23%. Наука считает их наследственными факторами.
На третье место респонденты поставили значимость социального статуса семьи - 9,54%. Далее отметили значимость
квалификации.Значимость формального
образования поставили на пятое место.
Диаграмма № 2 Мнение старших школьников о факторах достижения успеха
Фактор формального образования опрашиваемые оценивают невысоко.
Далее сравнили результаты опроса по нескольким школам города, устанавливали различия.
Диаграмма № 3 Сравнительная
диаграмма результатов опроса старших школьников по школам
Оказалось, что старшеклассники гимназия № 164 больше других оценивают
значимость наследственных факторов - личных качеств и физических и умственных способностей.
Зато старшеклассники лицея № 174 больше признают значимость формального образования и квалификации, в то время как опрашиваемые гимназисты отдали всего один голос за формальное образование и квалификацию.
Считаем, объяснить такое расхождение можно направлением образовательного учреждения - гуманитарное направление гимназистов определяет их внимание к личным качествам, а техническая направленность лицеистов позволяет им в большей мере ценить образование, т. е. науку. Подтверждает такое объяснение средняя между ними позиция учеников общеобразовательной школы № 176.
Далее рассмотрены результаты опроса по тендерному признаку.
Диаграмма № 4 Сравнительная
диаграмма результатов опроса старших школьников по гендерному признаку
Девочки выбирают значимость личных качеств почти в два раза чаще - 58%, чем мальчики - 33%.3ато мальчики в большей степени отмечают влияние и физических и умственных способностей - 30,47%, в то время как девочки - 18, 92%.Говоря об образовании, отметим, что мальчики отмечают его значимость в два раза чаще, чем девочки. Причина, возможно, в том, что большинство мальчиков намерены делать карьеру в технической области, что невозможно без научных знаний, которые дает образование.
Для сравнения мы опросили людей зрелого возраста. По общепризнанному подходу это люди 25-55 лет. Участвовало 67 человек: 26 мужчин и 41 женщина.
Диаграмма № 5 Результаты опроса взрослого квалифицированного населения
Предполагалось, что взрослое население, формировавшееся в прежний период, ценят формальное образование. Оказалось,
большинство опрошенных так же выделяет из всех факторов физические и умственные способности. В этом результат отличен от итогов опроса школьников и Интернет аудитории. Но фактор образования взрослые респонденты так же не считают преобладающим.
Диаграмма № 6 Результаты Интерент -опроса о факторах достижения успеха
Далее провели Интернет-опрос о факторах достижения успеха. Всего опрошено257 респондентов, 140 женщин и 117 мужчин.
На 1 место ставят личные качества, на второе физические и умственные способности, далее социальный статус семьи, бизнес, квалификация. Фактор образования выбрал всего один респондент. Так же Интерент-аудитория предлагала выбирать фактор окружение.
Полученные данные опросов о незначительной роли образования в формировании жизненного успеха вступают в противоречие с тем фактом, что почти все старшеклассники после окончания стремяться поступить в высшие учебные заведения. В обществе до сих пор чувствуется власть стереотипов. Принято, что успешного человека обычно связывают с набором стандартных показателей: высшее образование, карьерный рост, материальное благополучие. [3]
В ходе изучения темы не выявлено прямой взаимосвязи понимания хорошего образования и успехов личности. Старшие школьники, оценивая образование как фактор достижения успехов, ставили его на 4 место. Расчёты, что люди среднего возраста оценивают важность образования, не подтвердились.
Но если рассматривать значение не только формального образования, дающего аттестат и диплом, а и роль информального образования, то можно связь проследить. В условиях непрерывного образования
формируются навыки самостоятельного поиска и анализа полученной информации, развивается самостоятельная познавательная деятельность. Все модели образования сопровождаются овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками и развитием личностного потенциала, а также адаптируют личность в социуме посредством формирования социальной компетентности и вхождения в
профессиональную деятельность.
В итоге образование опосредовано ведет к успешности. Успех в жизни обосновывается количеством и качеством знаний и умений. Поэтому можно проследить связь образования с профессией, карьерой, материальным
благополучием, высоким статусом, влиянием.
Схема. Образование и успех
Но на пока установлено, что старшеклассники не видят значимости формального образования в достижении успеха, отдают предпочтение личностным, социальным и природным качествам. Такая же тенденция обнаружена и в предпочтениях Интернет-аудитории. У взрослого населения в приоритете природные качества, на втором месте личностные.
Практическая значимость исследования в том, что учитывая невысокую оценку старшеклассниками значимости образования есть необходимость социальным институтам - школе, семье - активно разъяснять связь уровня подготовки и компетенции личности для успешности карьеры, материального
благополучия и общественного признания.
Источники и литература
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.
2. Баранов П. А. Обществознание. Социальные отношения.- М, АСТ: Астрель, 2011. - 356 с.
3. Ворон В. Образование известных и успешных людей // Образование: путь к успеху. — 2009. — № 7. — С. 5—23.
4. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. - 2016, №10. - С. 119-120.
5. Порошина Е.А Историческое краеведение -перспективное направление работы ноу (на примере ноу МБУ ДО «Центр образования «перспектива») The Newman in Foreign Policy Номер: 34 (78) Год: 2016 С. 26-29
6. Результаты опроса ВЦИОМ [Электронный
ресурс]Ы1р ://gtmarket. ru/news/2013/09/19/6278Вци ом.
7. Никуленков В.В., Рыжако А.В. Особенности реализации сетевой дистанционной образовательной программы на примере проекта «Знаковые символы территорий»
The Newman in Foreign Policy. 2016. № 34 (78). С. 63-66.
8. Словари [Электронный ресурс] http://www.gramota.ru/slovari/types/17_26.
КАК ИЗМЕНИТЬ НАШУ ШКОЛУ?
Слово учащимся из Красноярского края Вероника БОРЩЕВА
Человечество не стоит на месте, оно постоянно усовершенствуется, обновляется. И система образования не является исключением. Причем изменения происходят ни каждое само по себе, а одно обуславливает другое. Например, именно ускорение
темпов развития обуславливает динамическое развитие экономики, рост конкуренции, переход к постиндустриальному обществу как бы говорят, что нужно как можно быстрее переходить, практически, к реализации и воплощению принципов всеобщности и доступности образования. А материально -техническое оснащение учебных кабинетов? Нет слов, сделано уже очень много. И это «многое» видит каждый ученик и родитель, но много где еще следует сделать. Кроме этого, школе сегодня нужно быть готовой ответить на многие вопросы. Например, сегодня далеко не все дипломированные специалисты востребованы на рынке труда в соответствии с полученным образованием. Почему? Очень неоднозначные можно получить суждения по вопросу о том, нужна ли профильная школа?
Конечно, ранние выявление
профессиональных предпочтений обучающихся, активная профориентационная деятельность, возможность углубленно изучать профессионально значимые предметы - это на первый взгляд замечательно. Но ведь можно же на определенном этапе обучения «перестроиться» с «физика» на «лирика». Тогда что? Значит, не исключая тенденцию профилизации, наверное, нужно думать о том, чтобы не ущемлен был школьник ни «лирик», ни «физик» с точки зрения количества учебных часов и здесь как раз будет правильно взятый курс на гуманизацию процесса образования в школах, который обеспечит повышенное внимание к ученику, к его потребностям, интересам, способностям. Кроме этого будет обеспечен равный доступ к получению образования ребятам с ограниченными возможностями здоровья,
возможность самореализации. Курс на
интернационализацию процесса образования, который призван развить академическую мобильность студентов и преподавателей, способствовать стремлению соответствовать международным образовательным стандартам не может не заинтересовать и нас, сидящих сегодня за школьными партами, потенциальных студентов.
Усиление в содержании обучения в школе блока гуманитарных общественных наук - это очень правильно. Демократизация жизни общества, системы образования - это реальность сегодняшнего дня. И умению жить в этой новой реальности учат обществоведческие науки. Информатизация процесса образования уже прочно вошла в наши школы. Но, к сожалению, качеств интернет связи не всегда позволяет использовать обучающимся возможности интернета. Как решить эту проблему стоит подумать.