Научная статья на тему 'Образовательные ценности учащихся старших классов (по материалам социально-педагогического исследования)'

Образовательные ценности учащихся старших классов (по материалам социально-педагогического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / SENIORS / EDUCATIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / FACTORS OF VITAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валяева Екатерина Владимировна

В статье на основе материалов анкетирования рассматриваются образовательные ценности учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных городских школ, выявляются мотивы их учебной деятельности, корреляционные связи с смысложизненными ориентациями, с представлениями о факторах жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Валяева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational values of pupils of senior classes (on materials of social and pedagogical research)

Basing on the materials of questioning this article describes the educational values of pupils of the 9th and 11th classes of comprehensive city schools, the motives of their educational activity, the correlation communications with orientations based on their understanding of life with their ideas of the factors of vital success.

Текст научной работы на тему «Образовательные ценности учащихся старших классов (по материалам социально-педагогического исследования)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Старшеклассники, образовательные ценности, ценностные ориентации, факторы жизненного успеха.

Одной из важнейших задач, осуществляемой в последние годы модернизации общеобразовательной средней и высшей профессиональной школы, является повышение качества образования во всех его звеньях. Необходимыми условиями, от которых в решающей мере зависит успешность реформ, проводимых в этой области, являются высокая степень осознания ценности образования самими учащимися — школьниками и студентами, действенность ценностных ориентаций, которыми они руководствуются в своей учебной деятельности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса требует поэтому изучения реального состояния представлений учащихся о ценности образования в общесоциальном плане, и особенно для них лично, знакомства с мотивами, которые побуждают их к учебному труду, с задачами, которые они перед собой ставят в данной сфере деятельности.

С этой целью мы приняли участие в осуществляемом Центром комплексных социологических исследований КГПУ им. В.П. Астафьева мониторинговом исследовании процесса функционирования и развития системы образования Красноярского края. На последнем этапе мониторинга по специально разработанным анкетам в 2011 году в трех типичных школах города Красноярска были опрошены 206 учащихся 9-х и 11-х классов, 216 их родителей и 32 учителя старших классов.

В результате статистической обработки анкет была получена обширная информация о различных сторонах жизни городской школы. В рамках данной статьи мы рассматриваем только образовательные ценности старшеклассников, выявляем их корреляционные связи с смысложизненными ориентациями, с представлениями о факторах жизненного успеха.

Образование — социальный институт, исторически возникший и развивающийся с целью удовлетворения потребностей общества в социализации новых поколений, в осуществлении «социального наследования» умножающихся знаний, опыта, традиций. Оно реализует преемственность исторического процесса, обеспечивает его кумулятивный характер, что повышает темпы общественного развития в целом. Выполняя эти функции, образование выступает в качестве стержневой основы культуры, отличающей человеческое сообщество от природного мира, человека как личности от человека как биологического индивида. Выдающийся российский педагог С.И. Гессен писал: «Задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям... превращение природного человека в культурного» [Гессен, 1995, с. 36].

Являясь необходимым условием и фактором формирования и развития культуры, ее содержательной основой, осуществляя историческую преемственность и обеспечивая социальный прогресс, образование объективно представляет для общества, социальных групп, каждого человека величайшую ценность в смысле значимости выполняемых им функций. Но эта ценность лишь потенциальна, имеет, если можно так выразиться, предпосылочный характер до тех пор, пока она не осознана, не стала объектом оценочного отношения, не воплотилась в идеях, представлениях, чувствах людей, не стала духовной ценностью, способной при определенных условиях трансфор-

мироваться в ценностные ориентации, в целевые установки и практические действия конкретных членов общества, социальных групп.

Для того чтобы выявить образовательные ценности наших респондентов, в «Анкете школьника» был поставлен вопрос: «В чем вы видите прежде всего ценность образования лично для себя?». Далее перечислялись тринадцать возможных мотивов, побуждающих человека ценить образование с позиций собственных жизненных интересов, мотивов, которыми люди в принципе могут руководствоваться в своей практической деятельности по овладению знаниями, навыками, компетенциями. Каждый из этих мотивов респондент должен был оценить по трехбалльной шкале («прежде всего», «в меньшей степени», «совсем нет») или отметить вариант «затрудняюсь ответить». Результаты анкетирования представлены в таблице.

Таблица

Мотивы образовательных ценностей старшеклассников

(в процентах к числу опрошенных)

№ п/п 9 кл. 11 кл. 9 и 11 кл. Ранговое место

прежде всего 55 30 45

1 В получении аттестата о в меньшей степени 28 38 32 ХП-ХШ

среднем образовании совсем нет 13 18 15

затрудняюсь ответить 3 8 5

В получении диплома о среднем специальном или прежде всего 70 45 60

о в меньшей степени 21 26 23 XI

высшем профессиональном образовании совсем нет 6 11 8

затрудняюсь ответить 2 10 6

прежде всего 90 76 84

3 Быть успешным в жизни в меньшей степени 7 11 9 II

совсем нет 1 1 1

затрудняюсь ответить 2 5 3

прежде всего 85 70 79

4 В приобретении любимой в меньшей степени 10 17 13 IV

профессии совсем нет 3 2 3

затрудняюсь ответить 2 3 2

прежде всего 63 67 65

5 В получении престижной в меньшей степени 29 22 26 VI

профессии совсем нет 3 3 3

затрудняюсь ответить 4 1 3

прежде всего 82 72 78

д В достижении карьерного в меньшей степени 14 18 16 V

роста совсем нет 2 2 2

затрудняюсь ответить 1 1 1

Стать высокообразованным и культурным человеком прежде всего 66 60 64

7 в меньшей степени 26 28 27 VII

совсем нет 6 3 5

затрудняюсь ответить 1 1 1

Окончание табл.

№ п/п 9 кл. 11 кл. 9 и 11 кл. Ранговое место

В формировании нравственных личностных качеств прежде всего 67 55 62

8 в меньшей степени 23 33 27 УШ-Х

совсем нет 6 3 5

затрудняюсь ответить 3 2 3

В возможности дальней- прежде всего 62 61 62

9 шего саморазвития (постоянного самообразования, духовного и физичес- в меньшей степени 30 25 28 УШ-Х

совсем нет 3 6 4

кого совершенствования) затрудняюсь ответить 5 1 3

прежде всего 94 82 89

10 В реализации своих целей в меньшей степени 3 3 3 I

в жизни совсем нет 2 2 2

затрудняюсь ответить 1 6 3

В практическом применении в будущей трудовой деятельности прежде всего 65 59 62

11 в меньшей степени 26 30 27 УШ-Х

совсем нет 2 1 1

затрудняюсь ответить 7 3 6

прежде всего 50 38 45

12 Приносить больше пользы в меньшей степени 39 34 37 ХП-ХШ

обществу совсем нет 8 15 11

затрудняюсь ответить 2 7 4

Обеспечить собственное материальное благополучие прежде всего 83 78 81

13 в меньшей степени 13 10 12 III

совсем нет 1 2 1

затрудняюсь ответить 2 2 2

Анализ отображенной здесь обширной информации существенно затрудняется, с одной стороны, разнородностью оцениваемых мотивов, а с другой — близостью и сложным соотношением многих из них. Тем не менее нам представляется правомерным подразделить эти мотивы на две основных группы — инструментальные и терминальные. К первым относятся те, с позиций которых образование ценится как средство для достижения субъектом других, жизненно важных для него целей. Терминальными же образовательными ценностями являются те, в основе которых — признание самоценности образования как такового, его значимости для удовлетворения потребности человека в познании себя и мира, его роли в самореализации личности, в духовно-нравственном развитии человека.

При этом важно, с одной стороны, учитывать относительность различий между этими уровнями образовательных ценностей, их взаимосвязь и возможные взаимопере-ходы. С другой же стороны, следует различать степень, так сказать, «инструмен-тальности», то есть утилитарности самих инструментальных ценностей, так же как и далеко не одинаковый характер ценностей терминальных. Сопоставим, например, пары инструментальных образовательных ценностей, в основе которых лежат такие мотивы: «приносить больше пользы обществу» и «обеспечить собственное материальное благополучие» или «в приобретении любимой профессии» и «в получении престижной профессии». Не приходится доказывать их существенное различие по уровню инстру-

ментальности, прагматического отношения к образованию. Существенные различия по этому критерию имеются и между рядом других инструментальных по своему характеру образовательных ценностей.

К собственно терминальным образовательным ценностям из всех перечисленных в анкете, по нашему мнению, относятся те, основой которых являются следующие мотивы: «стать высокообразованным и культурным человеком», «в формировании нравственных личностных качеств», «в возможности дальнейшего самообразования (постоянного самообразования, духовного и физического самосовершенствования)». К ним близки по своему характеру и в некоторых аспектах при определенных условиях могут стать терминальными ценности, основой которых являются, например, такие мотивы: «в реализации своих целей в жизни» (если к этим целям относится стремление к знаниям, к самореализации), «в приобретении любимой профессии» (если, допустим, такой профессией является научная или педагогическая деятельность, по своей сути предполагающая постоянное самообразование, углубление знаний).

Обратимся теперь непосредственно к данным опроса, представленным в таблице. Нетрудно видеть, что ценности инструментального порядка здесь явно преобладают. Для старшеклассников образование — прежде всего средство для решения разнообразных жизненных задач. Его же самоценность, роль в формировании личности, смыслообразующие функции отступают на второй план, причем отношение к самим инструментальным функциям образования далеко не однозначно. Наиболее наглядно это выражается в ранговых местах, которые заняли оценки мотивов значимости образования лично для каждого из опрошенных школьников.

Как мы видим, первые шесть мест по степени предпочтительности заняли мотивы инструментального характера, оцененные высшим баллом подавляющим большинством респондентов. Причем мотивы, занявшие первые два места с близкими показателями, имеют самый общий характер. Старшеклассники, выбравшие их, ценят образование как средство для «реализации своих целей в жизни» (89 % оценок высшим баллом) и как необходимое условие для того, чтобы «быть успешным в жизни» (84 %). Что подразумевается под этими весьма общими выражениями? Какие жизненные цели намерены осуществить наши респонденты благодаря образованию, как представляют они свою успешность, достигаемую с его помощью? В какой-то мере выяснить это нам поможет корреляционный анализ.

Оказывается, что мотив «реализация своих целей в жизни» связан с мотивом «успешности в жизни» на очень высоком уровне статистической значимости (г = 0,45).

И это вполне логично, поскольку молодые люди стремятся быть успешными в жизни, и цели, которые они перед собой ставят, подчинены этой задаче. Вопрос в том, какие это цели и как они понимают успешность. Высоким является уровень корреляционной связи «реализации своих целей в жизни» и с такими мотивами, как «достижение карьерного роста» (г = 0,33), «приобретение любимой профессии» (г = 0,32), «практическое применение в будущей трудовой деятельности» (г = 0,32), «обеспечение собственного материального благополучия» (г = 0,30). В то же время минимальное значение имеет связь этого фактора с таким благородным мотивом, как «приносить больше пользы обществу» (г = 0,09). Что касается представлений об «успешности в жизни», то они раскрываются в корреляционных связях этого стремления с такими мотивами признания ценности образования, как «обеспечение собственного материального благополучия» (г = 0,49), «приобретение любимой профессии» (г = 0,44) и в то же время «получение престижной профессии» (г = 0,31), «достижение карьерного роста» (г = 0,42), «стать высокообразованным и культурным человеком» (г = 0,34), «практическое применение в будущей трудовой деятельности» (г = 0,33).

Из этого краткого обзора можно сделать вывод, что среди образовательных ценностей старшеклассников явно преобладают ценности инструментального порядка, связанные с той ролью, которую образование может сыграть в достижении ими тех или иных жизненных целей, в обеспечении жизненного успеха. Но сами эти цели, понима-

ние успешности весьма разнородны и варьируют от сугубо прагматического стремления к материальному благополучию и карьерному росту до заслуживающего одобрения понимания необходимости образования для овладения профессией, практического применения в будущей трудовой деятельности. Причем многие респонденты связывают успешность своей жизни с возможностью благодаря образованию «стать высокообразованным и культурным человеком».

Следует заметить, что другие инструментальные мотивы признания ценности образования, имеющие формальный характер и связанные с официальной констатацией полученного уровня образования, заняли последние места. Речь идет о «получении аттестата о среднем образовании» (45 % оценок высшим баллом, XII—XIII места) и о «получении диплома о среднем специальном или высшем профессиональном образовании» (60 %, XI место). Заметим, что эти мотивы коррелируют на самом низком уровне с представлениями школьников о жизненных целях (соответственно г = —0,03 и г = 0,06) и успешности в жизни (соответственно г = 0,02 и г = 0,07). Подавляющее большинство старшеклассников относятся к образованию серьезно, понимают его огромную значимость для жизни в современном обществе, ценят отнюдь не за формальное признание, не за пресловутые «корочки».

Терминальные по содержанию образовательные ценности занимают в целом в представлениях учащихся более скромные места. Тем не менее большинство опрошенных оценили высшим баллом и значимость образования для того, чтобы «стать высокообразованным и культурным человеком» (64 %, общее седьмое место), и для «формирования нравственных личных качеств» (62 %, восьмое — десятое места), и для «возможности дальнейшего саморазвития» (также 62 % и те же восьмое — десятое места).

Надо сказать, что это совсем неплохие показатели отношения школьников к образованию как к смысложизненной ценности. Следует учитывать, что значимость этих мотивов в той или иной степени признают подавляющее большинство опрошенных (соответственно вышеприведенному порядку их перечисления 91, 89 и 90 %). Лишь очень немногие вообще их игнорируют (соответственно 5,5 и 4 %). Надо иметь в виду и то обстоятельство, что немалая часть школьников под образованием понимает лишь официально регламентированные его виды (школа, вузы и т. п.), не принимая во внимание роль самообразования, СМИ, Интернета и др. И некоторые из них полагают, что образовательные учреждения призваны главным образом не формировать личность, а давать учащимся знания и умения, необходимые в будущей практической деятельности. Впрочем, здесь мы сталкиваемся с ситуацией, характерной в современном обществе не только для школьников, но для всей учащейся молодежи, включая не в последнюю очередь и студентов. Как пишет на основе многолетнего (с 1987 г.) исследования в московских вузах Н.Г. Багдасарьян, «... образование не является терминальной или целевой жизненной ценностью для подавляющего большинства современных студентов, не выступает как идеал саморазвития личности. Преобладает отношение к нему как к инструментальной ценности, общественно значимому способу достижения других важных социальных и индивидуальных целей» [Багдасарьян, 2008, с. 5].

Терминальные образовательные ценности органически связаны друг с другом, образуют своеобразный комплекс, в рамках которого они коррелируют между собой на высоком уровне статистической значимости.

Молодые люди, оценивающие высшим баллом роль образования в их дальнейшем саморазвитии, которое включает «постоянное самообразование, духовное и физическое совершенствование», хорошо сознают его значение и для «формирования нравственных личностных качеств». Эти мотивы взаимосвязаны на высоком уровне статистической значимости (г = 0,45). Вполне закономерно желание такого рода молодых людей использовать образование для того, чтобы «стать высокообразованными и культурными», приобщиться к интеллектуальной и нравственно здоровой элите общества. Этот мотив связан с двумя другими на примерно одинаковом достаточно высоком уровне (с

«формированием нравственных личностных качеств» — на уровне г = 0,30, с «возможностью дальнейшего саморазвития» — на уровне г = 0,32).

Корреляционный анализ свидетельствует, что отношение к образованию как к терминальной ценности со стороны подростков и юношей отнюдь не случайно. Его основой, как правило, являются вполне определенные личные качества респондентов, которые проявляются в их ценностных ориентациях и представлениях о факторах жизненного успеха.

Так, высоко ценят образование за «возможность стать высокообразованным и культурным человеком» прежде всего те молодые люди, среди ценностных ориентаций которых преобладают стремления к «глубоким знаниям» (г = 0,24), к «полноценному овладению культурой» (г = 0,21), к «воспитанию детей» (г = 0,25), к «развитию своих способностей» (г = 0,19). Знаменательно и то, что этих подростков и юношей не влечет «материальная обеспеченность» в качестве жизненного ориентира (г = —0,01). Показателен и тот факт, что в качестве факторов собственного жизненного успеха они рассчитывают главным образом на «образование, компетентность, профессионализм» (г = 0,32), на «постоянное самообразование» (г = 0,24), на «трудолюбие, самосовершенствование» (г = 0,20). При этом их характеризует отрицательное отношение к таким нравственно сомнительным средствам достижения успеха, как «деньги» (г = —0,05) и «протекция влиятельных родственников и знакомых» (г = 0,00), а также недоверие к роли случайного «везения» в достижении успеха (г = —0,12). Аналогичные позитивные черты присущи ценностным ориентациям и представлениям о факторах жизненного успеха также и тем респондентам, которые высоко ценят образование за «формирование нравственных личностных качеств» и за «возможность дальнейшего саморазвития».

Библиографический список

1. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика.

2008. № 5.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс. 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.