Научная статья на тему 'Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ'

Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ / ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ / ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА / LAW FACULTY OF THE MOSCOW STATE UNIVERSITY / TRAINING COURSES / ATTRACTING MOTIVATED ENROLLEES IN THE LAW FACULTY OF THE MOSCOW STATE UNIVERSITY / CHOICE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TRAJECTORIES TYPOLOGY SELECTION OF MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова А.В., Шаронова А.А.

В статье анализируются жизненные ориентиры и предпочтения слушателей подготовительных курсов при МГУ по выбору образовательных и профессиональных траекторий. В результате применения факторного анализа была построена типология мотивов выбора образовательных траекторий обучающихся на подготовительных курсах. Данное исследование свидетельствует о том, что именно категория слушателей подготовительных курсов характеризуется в значительной степени наличием мотивации к обучению. Сравнительный анализ образовательных траекторий показывает, что МГУ является безусловным лидером для подавляющего большинства слушателей подготовительных курсов в отличие от школьников профильных классов школ г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparatory courses as the most effective tool to attract motivated enrollees at the Law Faculty of the MSU

This article analyzes the life orientation and preferences of listeners of preparatory courses at MSU for choice of educational and professional trajectories. As a result of factor analysis was constructed typology of motives for choosing educational trajectories of listeners in preparatory courses. This study suggests that it is, the category of listeners of preparatory courses, characterized largely by the presence of motivation to learn. Comparative analysis of educational trajectories shows that MSU is the undisputed leader for the vast majority of listeners of preparatory courses as opposed to schoolchildren specialized classes in Moscow schools.

Текст научной работы на тему «Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 6

проблемы университетского

образования

А. В. клочкова, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*

А. А. шаронова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ**

подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет мгу

В статье анализируются жизненные ориентиры и предпочтения слушателей подготовительных курсов при МГУ по выбору образовательных и профессиональных траекторий. В результате применения факторного анализа была построена типология мотивов выбора образовательных траекторий обучающихся на подготовительных курсах. Данное исследование свидетельствует о том, что именно категория слушателей подготовительных курсов характеризуется в значительной степени наличием мотивации к обучению. Сравнительный анализ образовательных траекторий показывает, что МГУ является безусловным лидером для подавляющего большинства слушателей подготовительных курсов в отличие от школьников профильных классов школ г. Москвы.

Ключевые слова: юридический факультет МГУ, подготовительные курсы, привлечение мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ, выбор образовательных и профессиональных траекторий, типология мотивов выбора.

This article analyzes the life orientation and preferences of listeners of preparatory courses at MSUfor choice of educational and professional trajectories. As a result of factor analysis was constructed typology of motives for choosing educational trajectories of listeners in preparatory courses. This study suggests that it is, the category of listeners of preparatory courses, characterized largely by the presence of motivation to learn. Comparative analysis of educational trajectories shows that MSU is the undisputed leader for the vast majority of listeners of preparatory courses as opposed to schoolchildren specialized classes in Moscow schools.

* a.klotchkova@rambler.ru

** alla.sharonova@gmail.com

Keywords: Law Faculty of the Moscow State University, training courses, attracting motivated enrollees in the Law Faculty of the Moscow State University, choice of educational and professional trajectories typology selection of motives.

Традиционным и эффективным методом привлечения способных старшеклассников на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова являются подготовительные курсы, приглашающие в качестве слушателей учащихся 9—11 классов1.

Для абсолютного большинства слушателей подготовительных курсов высшее образование является не просто средством приобретения престижного диплома, а возможностью стать профессионалом, быть востребованным на рынке труда (табл. 1). Из возможных мотивов поступления в вуз среди первоочередных выделяются возможности реализовать цели личностного роста и саморазвития. Примерно две трети опрошенных хотят обрести высокий статус в обществе.

Таблица 1

Мотивы слушателей подготовительных курсов о продолжении обучения в вузе (%)

Варианты ответов Важно Менее важно совсем не важно

Получить диплом о высшем образовании 98,2 1,8

Стать профессионалом 90,1 9,9

Гарантия трудоустройства 84,5 14,5 0,9

Приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям 81,8 17,3 0,9

Иметь высокий доход 77,5 21,6 0,9

Нравится учиться 71,7 25,7 2,7

Приобрести полезные связи 71,2 22,5 6,3

1 В рамках исследования «Образовательная стратегия привлечения высокомотивированных абитуриентов на Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова» выборочную совокупность составили: школьники 9—11 классов, посещающие подготовительные курсы юридического факультета (114 человек); слушатели «Школы права» (68); потенциальные абитуриенты на Дне открытых дверей — 21 ноября 2015 г. (132); слушатели «Школы права для школьников г. Москвы» при поддержке Департамента образования г. Москвы (76); учащиеся гуманитарных классов общеобразовательных учреждений города Москвы (258); учащиеся профильных классов общеобразовательных учреждений города Москвы (124); педагоги, работающие с учащимися старших классов в общеобразовательных учреждениях данных школ (23); родители учащихся старших классов общеобразовательных учреждений города Москвы (82); преподаватели юридического факультета, работающие в общеобразовательных школах-партнерах г. Москвы, в «Школе права», на подготовительных курсах, участвовавшие в программе «Школа права для школьников г. Москвы» (при поддержке Департамента образования г. Москвы), (18 человек).

Приобрести высокий статус в обществе 64,9 29,7 5,4

Интересное общение со сверстниками в студенческой среде 59,6 32,1 8,3

Иметь возможность работать за границей 41,4 37,8 20,7

Продолжить семейную традицию 18,3 25,7 56

Найти спутника жизни 18,3 38,5 43,1

Получить отсрочку от службы в армии 14 14 72

По желанию родителей 9,3 45,4 45,4

Планирую заниматься научной деятельностью 9 52,3 38,7

С помощью факторного анализа можно построить типологию мотивации выбора образовательной траектории слушателями подготовительных курсов юридического факультета.

Применение факторного анализа (наряду со статистическими описаниями) дает возможность интерпретировать и обобщить полученные результаты, используя не исходные переменные, а значения факторов, представляющих их комбинацию. В результате мы можем оценить восприятие респондентами возможных перспектив профессионального роста и выделить группы ответов, которые латентно присутствуют в полученных данных. Согласно полученным данным, на основании мотивов о продолжении обучения можно выделить шесть типов слушателей подготовительных курсов (табл. 2).

Таблица 2

Мотивы слушателей подготовительного курса о продолжении обучения в вузе (факторный анализ)

компоненты факторной модели Переменные исходного массива коэффициенты корреляции

Фактор 1. «Традиционалисты» Продолжить семейную традицию Приобрести высокий статус в обществе Интересное общение со сверстниками в студенческой среде ,740 ,657 ,598

Фактор 2. «Профессионалы» Гарантия трудоустройства Стать профессионалом Иметь высокий доход ,805 ,662 ,556

Фактор 3. «Приспособленцы» Найти спутника жизни Приобрести полезные связи Интересное общение со сверстниками в студенческой среде ,744 ,701 ,419

Фактор 4. «Инноваторы» Нравится учиться Приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям Вопреки желанию родителей ,799 ,760 -,418

Фактор 5. «Космополиты» Планирую заниматься научной деятельностью Иметь возможность работать за границей Приобрести высокий статус в обществе ,783 ,534 ,454

Фактор 6. «Прагматики» Получить диплом о высшем образовании По желанию родителей ,776 ,528

Для анализа отобрано шесть факторов, по мнению студентов, определяющие такие возможные траектории роста. В каждой строке повернутой факторной матрицы присутствуют факторные нагрузки (компоненты), которые следует рассматривать как корреляционные коэффициенты между переменными и факторами (см. табл. 2).

Фактор 1: «продолжить семейную традицию», «приобрести высокий статус в обществе», «интересное общение со сверстниками в студенческой среде». Он описывает потенциальную глубину «укоренения» личности абитуриента в культуре сообществ, к которым он хотел бы принадлежать. Это представляется возможным за счет укрепления традиционных связей и престижных позиций в данной среде. Такой сегмент потока абитуриентов можно было бы назвать «традиционалистским».

Фактор 2: «гарантия трудоустройства», «стать профессионалом», «иметь высокий доход». Краткой характеристикой этого фактора станет выражение «профессионалы». Он выявляет карьерные устремления части абитуриентов, отражает их ориентацию на жизненный успех в профессии.

Фактор 3: «найти спутника жизни», «приобрести полезные связи», «интересное общение со сверстниками в студенческой среде». Фактор характеризует конформистские настроения части абитуриентов, ожидание признания и защиты со стороны более статусных кругов. Данный тип характеризуется повышенной адаптивностью к ситуации, и его можно определить как «приспособленческий».

Фактор 4: «нравится учиться», «приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям», «вопреки желанию родителей». Данный фактор можно обозначить в качестве ориентации абитуриентов на инициативные, самостоятельные решения и действия с учетом возникающих рисков. Это — инновационный сегмент.

Фактор 5: «планирую заниматься научной деятельностью», «иметь возможность работать за границей», «приобрести высокий статус в обществе». Комплекс этих переменных фиксирует стремление к универсальным цивилизационным ценностям, регулярным научным контактам с представителями других стран, достижению высокого общественного положения. Данный фактор обозначим как «космополитизм».

Фактор 6: «получить диплом о высшем образовании», «по желанию родителей». В этом случае важно стремление абитуриентов использовать опыт предшествующих поколений для более успешной адаптации к имеющимся жизненным условиям. Данный сегмент можно назвать «прагматики».

Полученные данные свидетельствуют о том, что, возникает определенное противоречие между стремлением к завершенности классического университетского образования в формате «интегрированного магистра» («традиционалисты») и творческим преодолением ограничений устоявшихся образцов («инноваторы»). Обнаруживается своеобразный феномен «космополитизма» (ориентация на эмиграцию) у «инноваторов», с одной стороны, и склонности к обыденному практицизму (получить «корочки») у «прагматиков», с другой стороны. Данный факт объясняется определенным «смещением» от традиций к инновациям и от профессионализации к полюсу прагматизма жизненных ориентиров респондентов.

Мотивация получения высшего образования у слушателей подготовительных курсов и у опрошенных учащихся профильных классов средних школ г. Москвы в некоторых аспектах существенно отличается. С одной стороны, старшеклассники, не занимающиеся подготовкой к поступлению в вуз на юридическом факультете, больше направлены на приобретение профессии, связанной со своими склонностями (87,9%), с другой — большинство из них ориентированы на возможность впоследствии работать за границей (56,7%).

По полученным данным, образовательные стратегии трети школьников, обучающихся на курсах, связаны с получением нескольких высших образований. Примерно двое слушателей из пяти стремятся к получению степени интегрированного магистра, каждый десятый считает достаточным получение степени бакалавра (рис. 1).

I I Аспирантура и научная степень

Бакалавриат (4 года обучения в вузе) ^^ Затрудняюсь ответить 4:

НИ Два и более высших образования

I Бакалавриат + магистратура (6 лет обучения в вузе)

Рис. 1. Максимальный уровень планируемого образования

Самыми важными факторами для поступления в вуз подавляющее большинство опрошенных считает высокий балл по ЕГЭ, интерес к получению знаний и дополнительную самоподготовку, две трети отмечают, что необходимым условием является обладание способностями и посещение подготовительных курсов. Половина школьников выделяют необходимость занятий с репетиторами, и лишь каждый третий видит смысл участия в олимпиадах (табл. 3).

Таблица 3

условия, необходимые для поступления в вуз, по мнению слушателей (%)

Варианты ответов слушателей Очень важно Менее важно совсем не важно

Высокий балл по ЕГЭ 97,4 2,6

Интерес к получению знаний 85,7 13,4 0,9

Дополнительная самоподготовка 83,8 15,3 0,9

Призвание, способности 60,4 35,1 4,5

Учеба на подготовительных курсах 60,2 35,4 4,4

Занятия с репетиторами 50 40 10

Хорошая школа 42 43,8 14,3

Участие/победы в олимпиадах 37,2 52,2 10,6

Возможность заплатить за учебу 23,4 50,5 26,1

Низкий конкурс в вузе 22,5 58,6 18,9

Связи и знакомства 17,1 55 27,9

В ряду предпосылок успешного поступления в вуз следует отметить самостоятельное расширение кругозора, изучение дополнительной литературы по профильным предметам. Около половины респон-

9%

"2 Нет, не хватает свободного времени

^ Иногда, когда хватает времени 46%

I Приходится много читать, если хочешь учиться в вузе

Рис. 2. Изучение дополнительной литературы по профильным предметам

дентов заявили, что приходится много читать для того, чтобы учиться в престижном учебном заведении (рис. 2).

Успешная подготовка к поступлению в вуз требует достаточно жесткой самоорганизации и интенсивных занятий по овладению необходимыми знаниями. Половина опрошенных на подготовительном отделении свидетельствует о наличии учебных перегрузок, препятствующих продуктивности обучения. Очевидна связь данного фактора с собственной ленью для каждого третьего респондента и неумением организовать внеучебное время — для каждого пятого (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, ограничивающие продуктивность обучения (%)

Также среди проблемных моментов, препятствующих раскрытию в полной мере личностного потенциала будущих абитуриентов, отмечается сложность основных предметов и интернет-зависимость. Лишь каждому шестому-седьмому слушателю подготовительных курсов, по данным исследования, ничего не мешает учиться на отлично.

Подавляющее большинство слушателей подготовительных курсов сделали осознанный выбор в пользу юридической специально-

сти2. Более половины из них хотели бы поступить на юридический факультет МГУ, для каждого четвертого среди приоритетов выступают и иные юридические вузы (рис. 4).

Значительный интерес представляет сопоставление жизненных ориентиров и предпочтений по выбору образовательных и профессиональных траекторий слушателей подготовительных курсов при МГУ и учащихся профильных классов средних школ г. Москвы, с которыми сотрудничает факультет.

Если большинство слушателей подготовительных курсов определились с выбором профессиональной траектории, то среди школьников профильных классов лишь две трети сделали рациональный выбор в пользу юридической специальности. Важно отметить, что среди школьников только каждый четвертый планирует поступать на юридический факультет МГУ, количество слушателей подготовительного отделения, поступающих на факультет, в два раза больше (рис. 4).

Рис. 4. Осознанность выбора вуза и факультета (%)

Абсолютное большинство слушателей подготовительных курсов, именно те, кто мечтает поступить на юридический факультет МГУ, считают, что необходимым условием успеха является самоподготов-

2 Шаронова А. А. Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2016. № 3.

ка, интерес к получению знаний. Две трети из числа респондентов на первое место ставят призвание и способности.

Для большинства старшеклассников московских школ необходимым условием для поступления в вуз, в отличие от слушателей подготовительных курсов, является участие в олимпиадах (37,2 и 53,2% соответственно), обучение в хорошей школе (42 и 69,4%) и занятия с репетиторами (50 и 58,5%). Они в большей степени, чем слушатели курсов, надеются на связи и знакомства и нацелены на поступление в вуз, где будет низкий конкурс.

В системе привлечения способных и мотивированных абитуриентов особое значение для эффективного выстраивания позиционирования факультета имеют его преимущества на рынке образовательных услуг. Полученные данные свидетельствуют о том, что решающими факторами выбора для слушателей подготовительных курсов являют-

Рис. 5. Преимущества обучения на юридическом факультете МГУ (%)

ся критерии, связанные с высоким качеством образования, востребованностью его выпускников на рынке труда, имиджем и репутацией (рис. 5).

Старшеклассники московских школ, обучающиеся в гуманитарных классах правового профиля, в большей степени стремятся обучаться по международным программам с дальнейшей перспективой работы за рубежом, иметь возможность в будущем получить работу в органах государственной власти и заниматься бизнесом.

Соотношение возможностей и рисков, возникающих при определении приоритетных вузов, создает сложную ситуацию выбора для абитуриента3.

В отношении выбора между конкурентными предложениями вузов на рынке образовательных услуг МГУ является безусловным лидером как для подавляющего большинства школьников подготовительных курсов юридического факультета, так и для учеников профильных классов общеобразовательных московских школ (рис. 6). Второе и третье места соответственно распределились между МГЮА имени О. В. Кутафина и МГИМО и НИУ «ВШЭ» для первой группы опрошенных.

Рис. 6. Наиболее привлекательные вузы с точки зрения потенциальных абитуриентов (%)

В то же время для школьников среди приоритетов МГЮА имени М. В. Кутафина занимает лишь четвертое место.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Котлова Е. Вузы-конкуренты ГУ ВШЭ в сфере бакалаврского образования // Мониторинг университета ГУ «Высшая школа экономики». 2010. № 2. С. 13—18.

Данное распределение подтверждается и выявленным порядком предпочтений абитуриентов в случае его поступления сразу в несколько вузов. Сравнительный анализ показывает, что МГУ является безусловным лидером для подавляющего большинства слушателей подготовительных курсов юридического факультета и только для половины школьников профильных классов. Доля школьников профильных классов, выбравших МГИМО в качестве приоритета, примерно в шесть раз превосходит слушателей курсов юридического факультета МГУ (рис. 7).

Рис. 7. Приоритетный выбор вуза при условии поступления в несколько ведущих юридических вузов

При этом окончательный выбор вуза определяется такими факторами, как бюджетная основа обучения и престижность вуза вне зависимости от стоимости обучения в нем. Согласно полученным данным, более половины школьников подготовительных курсов выберут бесплатное обучение, в то время как треть — предпочтет высокий статус вуза, даже на коммерческой основе (рис. 8).

Среди жизненных ориентиров старшеклассников, посещающих подготовительные курсы, абсолютно доминируют ценности качества жизни: хорошее образование, успешная карьера, личное счастье и интересная работа. Указанные ценности имеют самодостаточный характер. В то же время повышение социального статуса и достижение влиятельности носит скорее инструментальный характер и выбира-

Рис. 8. Факторы, влияющие на выбор при поступлении в несколько вузов (%)

ется в качестве жизненной цели лишь каждым третьим респондентом (табл. 4).

Таблица 4

твои жизненные ориентиры

Варианты ответов Буду стремиться всеми силами буду пытаться хотелось бы, но вряд ли смогу Пока нет такой цели

Получить хорошее образование 83,3 14 _ 2,6

Сделать успешную карьеру 79,6 16,8 1.8 1,8

Достойно прожить свою жизнь 79,5 14,3 3,6 2,7

Создать счастливую семью 71,7 17,7 1,8 8,8

Найти интересную работу, приносящую удовлетворение 68,1 24,8 2,7 4,4

Иметь много настоящих, верных друзей 63,1 27 4,5

Найти высокооплачиваемую работу 62,8 35,4 0,9 0,9

Стать богатым человеком, наслаждаться жизнью 37,5 48,2 6,3 8

Иметь собственный бизнес 28,3 33,6 15 23

Войти в круг богатых и влиятельных людей 20,7 43,2 13,5 22,5

Анализ жизненных ориентиров слушателей подготовительных курсов определил абсолютный приоритет качественных критериев стиля жизни над инструментальными задачами повышения социального статуса и обретения влиятельных позиций в обществе.

Оценка личностных качеств сверстников со стороны респондентов свидетельствует о доминировании такой характеристики, как общительность и коммуникабельность, в ущерб профессионально требуемым характеристикам сосредоточенности, дисциплины и ответственности будущего юриста (табл. 5).

Таблица 5

какими личностными качествами обладают твои сверстники (%)

Варианты ответов Обладают недостаточно обладают не обладают

Общительность, коммуникабельность 82,9 15,3 1,8

Умение логически мыслить 57,7 38,7 4,5

Доброта, забота об окружающих 51,8 42,9 5,4

Умение работать в команде 49,1 40,9 10

Настойчивость, нацеленность на результат 47,3 47,3 5,4

Наличие фактора самомотивации 40,5 45,9 13,5

Целеустремленность и усердие в учебе 33,9 56,3 9,8

Стремление к самообразованию, самосовершенствованию 33 55,4 11,6

Высокая степень ответственности и надежности 31,5 56,8 11,7

Работоспособность и самодисциплина 29,7 53,2 17,1

Иное 0,9

Симптоматичным является тот факт, что лишь каждый третий из числа опрошенных считает, что современные старшеклассники характеризуются стремлением к самообразованию и самосовершенствованию. Данной точки зрения придерживается пятая часть опрошенных родителей абитуриентов4. Высокая степень ответственности и надежности еще меньше свойственна респондентам.

Смещение жизненных ориентиров школьников в сторону эмоциональных категорий личностного самовыражения представляется одним из основных противоречий, выявленным в ходе исследования. Полученные данные показывают, оценивая своих сверстников, ре-

4 Клочкова А. В., Хвыля-ОлинтерН. А. Привлечение талантливых абитуриентов как актуальное направление образовательной стратегии в условиях реформы образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2016. № 2.

спонденты дают себе отчет в дефиците таких характерных черт, как целеустремленность и последовательность в учебе, самодисциплины и работоспособности для совершенствования профессиональных навыков, совершенно необходимых будущему юристу.

Важным инструментом отбора наиболее мотивированных и способных абитуриентов являются олимпиады различных уровней. Практически все школьники, обучающиеся на подготовительных курсах, являются активными участниками олимпиадного движения. Значительная доля респондентов принимала участие в районной олимпиаде, примерно треть — в городской, каждый одиннадцатый опрошенный отбирался на олимпиаду всероссийского уровня (рис. 9).

Рис. 9. Участие в олимпиадах/конференциях (%)

В олимпиаде на юридическом факультете МГУ участвовала значительная доля опрошенных (43%). Научные мероприятия и конференции факультета, День науки периодически посещают примерно каждый пятый школьник подготовительных курсов.

Победителем в спортивных соревнованиях является каждый десятый респондент. Школьники подготовительных курсов указали следующие виды спорта, которыми они занимались в последние два года: футбол, гандбол, легкая атлетика, акробатический рок-н-рол, волейбол, пулевая стрельба, академическая гребля, хоккей, современное пятиборье и т. д. Серебряный или золотой значок имеют 13,9% опрошенных. В волонтерской деятельности принимали участие 16,7% респондентов. Значительная часть слушателей подготовительного курса (38,9%) имеет награды и поощрения в связи с занятиями музыкой, художественным творчеством, танцами (рис. 10).

Данное исследование свидетельствует о том, что именно категория слушателей подготовительных курсов характеризуется в значительной степени наличием мотивации к обучению. Окончательный

Серебряный/ золотой значок за сдачу норм ГТО

Статус чемпиона в спортивных соревнованиях

Участие в волонтерской деятельности

Награды за творческие успехи

38,9

Рис. 10. Достижения за последние два года (%)

выбор юридической специальности сделан большинством респондентов данной категории.

Сравнительный анализ образовательных траекторий показывает, что МГУ является безусловным лидером для подавляющего большинства слушателей подготовительных курсов в отличие от школьников профильных классов школ г. Москвы. Преимуществами юридического факультета МГУ, которые способны повлиять на выбор вуза абитуриентом, являются высокое качество образования и устойчивая преемственность академических традиций. Это открывает для выпускника университета уникальную возможность получить как качественное образование, так и престижную работу по окончании вуза.

Список литературы

1. Клочкова А. В., Хвыля-Олинтер Н. А. Привлечение талантливых абитуриентов как актуальное направление образовательной стратегии в условиях реформы образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2016. № 2.

2. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М., 2013.

3. Котлова Е. Вузы-конкуренты ГУ ВШЭ в сфере бакалаврского образования // Мониторинг университета ГУ «Высшая школа экономики». 2010. № 2.

4. Попов Д. С., Тюменева Ю. А, Кузьмина Ю. В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // СОЦИС. 2012. № 2.

5. Тайхлер У. Многообразие и диверсификация высшего образования: тенденции, вызовы и варианты политики // Вопросы образования. 2015. № 1.

6. Шаронова А. А. Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2016. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.