Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕШНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коршиков Борис Николаевич

В данной статье представлен анализ материала зарубежных исследований, проводимых в 2015-2021 гг. индийскими, американскими, чешскими, польскими, австралийскими и др. учеными и направленных на изучение феномена успешности (successfullness). Рассмотрены основные подходы к пониманию успешности и направления в её изучении. Установлено, что успешность является многомерной конструкцией, которая напрямую взаимосвязана с различными позитивными характеристиками личности, способствует эффективному совладанию со стрессом и повышению удовлетворенности жизнью. Представлены основные концептуальные направления исследований, изучающих феномен успешности личности в различных сферах жизнедеятельности. Проведен анализ и систематизация подходов к изучению успешности личности, а также обозначены перспективы для дальнейшего изучения данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коршиков Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FOREIGN STUDIES OF THE PHENOMENON OF SUCCESSFULNESS

Analysis of foreign research material conducted in 2015-2021 by Indian, American, Czech, Polish, Australian and other scientists aimed at studying successfulness phenomenon is presented in this article. Main approaches to understanding successfulness and directions in its study are reviewed. It is established that successfulness is a multidimensional construction directly correlated with various positive personality characteristics that contribute to effective coping with stress and increased life satisfaction. The main conceptual areas of investigations studying the phenomenon of personal successfulness in various spheres of life activities are presented. Analysis and systematisation of approaches to personality successfulsness study are conducted, and also the prospects for further study of this phenomenon are outlined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕШНОСТИ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 189-193. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 189-193. (In Russ.)

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.9:316.6

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-189-193

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕШНОСТИ

Коршиков Борис Николаевич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, boris.korshikov@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2652-127X

Аннотация. В данной статье представлен анализ материала зарубежных исследований, проводимых в 2015-2021 гг. индийскими, американскими, чешскими, польскими, австралийскими и др. учеными и направленных на изучение феномена успешности (successfullness). Рассмотрены основные подходы к пониманию успешности и направления в её изучении. Установлено, что успешность является многомерной конструкцией, которая напрямую взаимосвязана с различными позитивными характеристиками личности, способствует эффективному совладанию со стрессом и повышению удовлетворенности жизнью. Представлены основные концептуальные направления исследований, изучающих феномен успешности личности в различных сферах жизнедеятельности. Проведен анализ и систематизация подходов к изучению успешности личности, а также обозначены перспективы для дальнейшего изучения данного феномена.

Ключевые слова успешность, жизненная успешность, эффективность деятельности.

Для цитирования: Коршиков Б.Н. Современные зарубежные исследования феномена успешности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 189-193. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-189-193

Research Article

MODERN FOREIGN STUDIES OF THE PHENOMENON OF SUCCESSFULNESS

Boris N. Korshikov, Kostroma State University, Kostroma, Russia, boris.korshikov@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2652-127X

Abstract. Analysis of foreign research material conducted in 2015-2021 by Indian, American, Czech, Polish, Australian and other scientists aimed at studying successfulness phenomenon is presented in this article. Main approaches to understanding successfulness and directions in its study are reviewed. It is established that successfulness is a multidimensional construction directly correlated with various positive personality characteristics that contribute to effective coping with stress and increased life satisfaction. The main conceptual areas of investigations studying the phenomenon of personal successfulness in various spheres of life activities are presented. Analysis and systematisation of approaches to personality successfulsness study are conducted, and also the prospects for further study of this phenomenon are outlined.

Keywords: successfullness, success in life, performance efficiency.

For citation: Korshikov B.N. Modern foreign studies of the phenomenon of successfulness. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 189-193. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-189-193

© Коршиков Б.Н., 2021 Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 189

В настоящее время отмечается большой исследовательский интерес к феномену успешности личности. В конце ХХ века «успешность» стала широко обсуждаемой темой в психологии, социологии, философии. Это обусловливается тем, что современные реалии личностных траекторий развития направлены на достижение успеха в различных сферах деятельности.

Несмотря на то, что понятие «успешность» активно используется в психологических исследованиях, отсутствие единого понятийного поля и вольная трактовка создают вопросов больше, чем ответов. К сожалению, следует отметить, что исследований, в которых были бы представлены экспериментальные или эмпирические данные по выделенной нами теме, среди отечественных коллег крайне мало. В основном преобладают статьи, в которых представлен обзор и попытка синтеза фрагментов исследований по смежным дисциплинам (философия, социология, педагогика).

Для того, чтобы подробно раскрыть понятие успешности, его категориальные признаки, основные векторы исследований, в том числе и полученные в них результаты, мы провели анализ ключевых направлений зарубежных исследований за последние 5 лет по данной проблематике. С целью рассмотрения разных концептуальных взглядов на данный феномен мы также включили исследования, в которых устанавливается взаимосвязь успешности с различными личностными характеристиками.

Ввиду отсутствия единого понимания феномена успешности рассмотрим подробнее работы авторов, в которых предпринята попытка в концептуализации данного феномена.

Индийскими исследователями N. Gopalan и M. Pattusamy (2020) отмечается, что успешность является многомерной конструкцией. Под успешностью авторы понимают индивидуальное восприятие успеха в своей жизни. Выборку исследования составили 344 академика, работающих в индийских образовательных учреждениях. Авторы отмечают, что этот феномен может обусловливаться удовлетворением потребностей в различных сферах жизни, таких как работа, семья, социальный окружение и т. д. В качестве вывода исследователи отмечают, что плохой баланс между работой и семьей значительно влияет на удовлетворенность карьерой и общее ощущение успешности, что указывает на необходимость поддержки субъекта в трудных жизненных ситуациях [Gopalan, Pattusamy].

Американские исследователи M.M. Shoja, R. Shane Tubbs и D.B. O'Brien (2019) в своей работе провели теоретический анализ конструкта успешности и определяют её как состояние, которое характеризуется удовлетворительным ощущением субъек-

та тем, кто он есть, и пониманием, что образы себя в прошлом, настоящем или будущем соответствуют тому, кем человек стремится быть [Shoja, Shane Tubbs, O'Brien].

Коллегами из Нидерландов N. Mercer, D.P. Far-rington и M.M. Ttofi (2016) отмечается, что успешность жизни может рассматриваться как совокупный показатель успешности в области трудоустройства, жилья, интимных отношений и психического здоровья и отражает субъективную оценку эффективного достижения основных жизненных задач [Mercer, Farrington, Ttofi].

Исследователь из Украины I. Borovynska (2017) отмечает, что жизненная успешность - это эмоциональное состояние, которое сопровождается успешной реализацией собственного жизненного проекта. Под жизненным проектом автор подразумевает удовлетворение потребностей во всех значимых для субъекта сферах жизнедеятельности [Borovynska].

Вместе с тем встречаются исследования, в которых авторы предпринимают попытку систематизации терминов, характеризующих позитивное функционирование личности, в частности, определения соотношения успешности личности с другими схожими конструктами.

Так, например, исследование, проведенное в Чехии A.W. Crossan, A.M. Bednar, A.R. Quinn (2021), раскрывает социальную составляющую успешности, подчеркивая, что значительная часть успешности - это её влияние на соотношение статуса человека с другими людьми или другими референтными группами людей. В ходе проведенного интервью авторами было выявлено, что успешность чаще соотносится с успехами в области социально значимых достижений (31,7 %), производительностью, определяемой с точки зрения выигрыша (28,2 %), а также эмоциональным ростом (21,1 %) и личностным ростом (7,6 %). При этом интересно отметить, что удовольствие в качестве критерия успешности выделили лишь небольшое число испытуемых (5,6 %) [Crossan, Bednar, Quinn].

Исследователь из Польши W. Paszenda (2020) в своей научной работе отмечает, что меняющийся образ мышления о феномене успешности делает невозможным его измерение с помощью одного критерия, потому что он субъективен и изменчив, однако, несмотря на то, что каждый понимает успешность индивидуально и обращается к своему опыту, можно выделить две категории успешности: 1. Успешность как развитие собственного потенциала и достижение амбициозной и трудной цели, которая приводит к познанию самого себя и развитию собственных навыков. Также включает в себя достижение того, чего человек хочет и что находится в пределах его досягаемости и в то же время кажется труднодости-

жимым. Этот вид успешности измеряется анализом своего собственного восприятия, того, сколько сил и навыков у человека есть, чтобы изменить реальность. 2. Успешность как стремление обрести рыночные ценности. Данный вид успешности становится преобладающим в конкретных аспектах современной жизни, например в идеологии успеха и потребительстве. В её рамках человек часто воспринимает себя как вещь, которую можно выгодно использовать на рынке и манипулировать ею. В личной жизни это может привести к изоляции и одиночеству [Paszenda].

Многие зарубежные авторы изучают субъективные представления об успешности с целью выделения ключевых аспектов образа успешности в разных возрастных группах.

Индийскими коллегами B. Balachander и U. Sa-dasivan (2020) в ходе исследования было обнаружено, что студенты с пониманием относились к проблемам других и воспринимали образ успешности с точки зрения смысла жизни, а деньги не имели значения. Фактически авторы отмечают, что ни один респондент не сказал, что жизненная успешность означает хорошо оплачиваемую работу [Balachander, Sadasivan].

Австралийскими коллегами A. Gill, K. Trask-Kerr и D. Vella-Brodrick (2021) в ходе теоретического и эмпирического исследования образа успешности у подростков было выявлено, что подростки ценят внутренний успех, который представлен самоактуализацией, удовлетворением собственных потребностей и социальными связями. Это согласуется с удовлетворением основных психологических потребностей автономии, родства и компетентности, которые связаны с внутренней мотивацией и ощущением успешности. Эти идеи могут обусловливать содержание образовательных программ, направленных на выявление жизненных ценностей и стремлений, одновременно способствующих повышению ощущения собственной успешности [Gill, Trask-Kerr, Vella-Brodrick].

Группа американских коллег - A.S. Mac Intosh, E.M. Martin и M.E. Ewing (2020) - целью своего исследования поставили определение успешности преодоления молодыми людьми препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к успешности, и возможности для фасилитации системы достижений субъекта. В ходе исследования было выявлено, что молодежь определила следующие аспекты: «отсутствие возможностей», «отсутствие поддержки», «давление со стороны сверстников», «другие вас унижают» и «образ мышления» как общие универсальные препятствия на пути к успешности. Помимо «мышления», которое носит личный характер, другие препятствия подчеркивают социальный аспект образа успешности [Mac Intosh, Martin, Ewing].

Ряд исследований отражает данные о взаимосвязи различных типов успешности (образовательной, спортивной, социальной, профессиональной) с такими переменными, как мотивация, интеллектуальные и личные ресурсы, социальная активность, самоконтроль, познавательная активность и т. д.

Исследователь из Албании J. Lesha (2020) в своей работе отмечает, что коэффициент эмоционального интеллекта человека может быть таким же важным показателем успешности, как и шкала IQ, несмотря на утверждение, что люди с более высоким уровнем IQ достигают большего в жизни. Это исследование показывает, что есть практическая психологическая ценность в понимании эмоций, собственных и эмоций других, в эффективном управлении ими и использовании для помощи в мышлении и суждениях. Автором также отмечается, что определение эмоций и управление ими помогает в процессе познания, производительности и построении социальных отношений. Развивая навыки и преимущества, полученные в результате совершенствования эмоционального интеллекта, можно использовать их и в других контекстах, таких как семья, работа, развитие, социальный, образовательный контекст и т. д., что будет способствовать повышению уровня успешности в различных аспектах жизни субъекта [Lesha].

Группой исследователей из Америки - A.P. Whitehall, L.G. Hill и D.M. Yost (2018) - было проведено исследование, направленное на изучение влияния жизненных навыков, включая управление конфликтами, гибкость в реагировании на изменения и эффективное общение, на успешность в колледже и карьере. Авторы отмечают, что повышенная адаптивность к изменениям и социальная интеграция в значительной степени обусловливают не только академическую успешность, но и успешность в других сферах деятельности [Whitehall, Hill, Yost].

Интересные результаты были получены американскими коллегами A.L. Duckworth et al. (2019) в масштабном исследовании, посвященном изучению когнитивных и не когнитивных предикторов успешности. В данных, собранных более чем от 10 000 курсантов Вест-Пойнта за целое десятилетие, когнитивные способности оказались лучшим показателем академической и личностной успешности, а физические способности - лучшим предтренировочным предиктором физической работоспособности. При этом авторы отмечают, что упорство как личностная характеристика, напротив, внесла лишь скромный вклад в академическую, физическую и личностную успешность. В то же время при очень высоком уровне когнитивных и физических способностей кадеты с меньшей вероятностью заканчивают учебу и, соответственно, показывают низкий уровень профессиональной успешности [Duckworth].

Индийский исследователь B. Johnson (2021) в своей работе рассматривает совокупность личностных качеств и ценностей, которые важны для достижения успешности в личной и профессиональной жизни. В качестве предикторов успешности автор отмечает такие параметры, как «внутренняя мотивация», «критическое мышление», «стойкость», «настойчивость», «уверенность в себе» и «самосознание» [Johnson].

M. Pao (2017) в своем исследовании подчеркивает, что успешность личности может обусловливаться тремя ключевыми факторами: 1) способностью действовать, 2) интегрированной идентичностью и 3) компетенциями. Автор пришел к выводу, что саморегулирование, осведомленность и осмысление опыта и навыки критического мышления являются важными основами успешности. Развивая такие компетенции, как ответственное принятие решений и способность сотрудничать с другими, можно значительно улучшить собственное представление об успешности, которое в конечном итоге становится интегрированным с идентичностью [Pao].

Также интересно отметить новое активно развивающееся направление в психологии развития, именуемое «успешное старение» (successful aging), в котором исследуются предикторы субъективного ощущения успешности в связи с возрастными изменениями в пожилом возрасте.

Так, например, греческим исследователем D. Papa-dopoulos (2020) отмечается, что субъективное ощущение успешности в пожилом возрасте можно концептуализировать как обусловленное не только отсутствием проблем с физическим и психическим здоровьем, но и наличием субъективного ощущения жизненного успеха, включающего в себя когнитивный и аффективный компоненты. Автором особенно подчеркивается, что в пожилом возрасте именно субъективное ощущение успешности жизни часто оказывает наибольшее влияние на то, как человек функционирует и видит свою жизнь. При этом постулируется важность развития понимания смысла и целей жизни, а также чувства способности к генерации или передаче чего-то важного следующему поколению, что обусловливается важностью социальных взаимоотношений [Papadopoulos].

Корейские коллеги Zhou Jing и So-Hyun Joo (2021) провели исследование с целью выявления различия в восприятии успешности в пожилом возрасте между поколениями миллениалов (рожденные с 1981 по 1996 г.) и бэби-бумеров (рожденные с 1946 по 1964 г.) в Южной Корее. В исследовании приняли участие 635 респондентов. Самым важным условием успешности для обоих поколений была «легкость повседневной жизни», за которой следовали «личностный рост» и «социальное и психологическое

благополучие». Результаты также показали, что в целом миллениалы в качестве предиктора успешности выделяют «личностный рост» в более позднем возрасте, а бэби-бумеры выделяют «простоту повседневной жизни» в связи с предстоящим выходом на пенсию. Следует отметить, что модели, представленные в этом исследовании, обладают низкой объясняющей способностью, что означает отсутствие в анализе других важных факторов успешного старения. Предыдущее исследование показало, что помимо демографических и психологических факторов физическое и психическое здоровье и социальные отношения могут иметь значение [Jing, Joo].

Заключение

Принимая во внимание то, что нас интересуют вопросы изучения успешности в жизни, при подборке и анализе зарубежных исследований преимущество отдавалось тем, в которых раскрывались различные аспекты успешности личности не только в профессиональной сфере. Обобщая исследования зарубежных коллег, можно отметить, что успешность является сложным и многомерным конструктом, который присутствует во всех сферах деятельности субъекта.

С нашей точки зрения, успешность может быть рассмотрена как интегральное свойство личности, в котором отражается комплексное субъективное восприятие своего актуального статуса в системе сфер жизнедеятельности и его сравнение с желаемым и/или социально обусловленным статусом.

Рассмотренные нами данные, полученные зарубежными коллегами, позволяют заложить основу для систематизации большого массива полученных данных в ходе изучения феномена успешности, с целью определения его положения в системе позитивного функционирования субъекта.

На наш взгляд, проведение качественных теоретических и эмпирических исследований, направленных на изучение данного феномена, может способствовать разработке программ повышения качества жизни в разные возрастные периоды и с разными социальными группами. Способствуя повышению ощущения жизненной успешности, можно добиться снижения уровня стресса, а также повышения удовлетворенности жизнью и качества жизни.

Список литературы

Balachander B., Sadasivan U. Situational contingencies and its effect on behavior - a study of student perceptions towards success. Journal of critical reviews, 2020, vol. 7, pp. 101-109.

Borovynska I. Psychological understanding of the concepts "success", "successfulness", "life success", "life successfulness" Scientific Bulletin of Kherson State University. Series: Psychological Sciences, 2017, vol. 3 (2), pp. 142-148.

CrossanA.W., BednarA.M., QuinnA.R. Perceptions of coaching success: an exploratory analysis of Czech coaches views on success. Physical Culture and Sport Studies and Research, 2021, vol. 91, pp. 1-12.

Duckworth A.L., Quirk A., Gallop R. Cognitive and noncognitive predictors of success. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2019, vol. 116/47, pp. 23499-23504.

Gill A., Trask-Kerr K., Vella-Brodrick D. Systematic Review of Adolescent Conceptions of Success: Implications for Wellbeing and Positive Education. Educational Psychology Review, 2021, pp. 1-30.

Gopalan N., Pattusamy M. Role of work and family factors in predicting career satisfaction and life success. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17/14, pp. 5096.

Jing Z., Joo S.H. Intergenerational Comparison of Successful Aging Perception, Lifestyle and Self-Esteem. Journal of Intergenerational Relationships, 2021, vol. 19/1, pp. 92-108.

Johnson B. Soft Skills-Essential for Success. BMH Medical Journal, 2021, vol. 8/3, pp.99-102.

Lesha J. Emotional intelligence to achieve success: a theoretical approach. European Journal of Social Sciences Studies, 2020, vol. 5/5. URL: https://oapub.org/soc/ index.php/EJSSS/article/view/929

Mac Intosh A.S., Martin E.M., EwingM.E. Youth definitions of success, obstacles to success, and how significant others can help: Providing youth a voice in their own development. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, vol. 25/1, pp. 491-504.

Mercer N., Farrington D.P., Ttofi M.M. Childhood predictors and adult life success of adolescent delinquency abstainers. Journal of abnormal child psychology, 2016, vol. 44/3, pp. 613-624.

Pao M. Conceptualization of Success in Young Adulthood. Child and adolescent psychiatric clinics of North America, 2017, vol. 26/2, pp. 191-198.

Papadopoulos D. et al. The role of well-being, spirituality, and religiosity for successful aging in late life: A brief review. Advances in aging research, 2020, vol. 9/02, pp. 23.

Paszenda W. Success in everyday life. Hermeneu-tics, Social Criticism and Everyday Education Practice, 2020, vol. 2, pp. 187.

Shoja M.M., Shane Tubbs R., O'Brien D. Defining and Re-Defining Success. A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing, 2019, pp. 1-13.

Whitehall A.P., Hill L.G., Yost DM. & Kidwell K.K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course. The Journal of General Education, 2018, vol. 65/ 3-4, pp. 241-263.

Статья поступила в редакцию 25.09.2021; одобрена после рецензирования 19.10.2021; принята к публикации 20.10.2021.

The article was submitted 25.09.2021; approved after reviewing 19.10.2021; accepted for publication 20.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.