УДК 1:001; 001.8
ББК 6
ПОНИМАНИЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ
НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА ГАЛАНИНА,
доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат философских наук Научная специальность — 09.00.11 Социальная философия
E-mail: Natgal2411@ rambler.ru Рецензент: доктор философских наук доцент С.Р. Аблеев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проблема понимания смысла детерминации — органически составная часть философской концепции развития, требующей постоянного совершенствования. Особо выделяется, как своей значимостью, так и неоднозначностью, проблема исследования имманентных механизмов детерминации изменения и развития социальных систем.
Ключевые слова: детерминация, детерминизм, обусловленность, причина, случайность, развитие.
Annotation. The problem of understanding the meaning of determination — organically part of the philosophical concept of development that requires constant updating. Stands out, both for its significance and ambiguity, the problem of the study of the immanent mechanisms of determination of the change and development of social systems.
Keywords: determination, determinism, causality, cause, accident, development.
В последние годы в научной литературе широко употребляется понятие «детерминация», однако этот термин до сих пор не получил ясного и чёткого определения. Достаточно сказать, что в справочных философских изданиях этого термина вообще нет. В понимании его содержания существует известная неопределённость. Так, в философской литературе термин «детерминация» встречается в различных сочетаниях: «вероятностная», «каузальная», «акаузальная», «социокультурная», «социально-материальная», «иде-альная»...1. На наш взгляд, недостаток употребления термина «детерминация» состоит в том, что либо ему не достаёт чёткого и ясного определения, либо он подразумевает отождествление с причинностью или детерминизмом. В любом случае прослеживается явная связь с детерминизмом.
Первоначально смысловое значение слова «детерминация» было связано с буквальным его значением и имело антропоморфный характер. Термин «детерминация» происходит от латинского determinare, означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и «в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого»2.
Под детерминацией наиболее часто понимают: «обусловленность»3, целый ряд факторов, взятых с их активной стороны4, аспект активного и очень подвиж-
ного взаимодействия5. Некоторые авторы употребляют термин «детерминация» для обозначения конкретных форм социального детерминизма и как одновременно синоним термина «детерминированность». Как нам представляется, понятие детерминации в общем случае выражает способы и процессы обусловливания, определения явлений, важнейшие формы которых уже давно исследуются философией в рамках принципа детерминизма6.
Философское понятие «детерминизм» достаточно хорошо разработано. Существует несколько наиболее распространённых вариантов трактовки этого понятия; на наш взгляд, можно выделить три основных подхода к определению детерминизма, которые в той или иной интерпретации нашли широкое распространение в научной литературе.
Первое определение детерминизма наиболее чётко сформулировано в коллективной работе «Материалистическая диалектика как общая теория развития», где указывается, что «детерминизм является философским учением о всеобщей обусловленности вещей, событий, процессов, состояний, о зависимости их от тех факторов, которыми они определены в своём существовании, развитии»7. Нам представляется, что в данном определении происходит сведение принципа детерминизма к учению об «обусловленности», под последней в философской литературе обычно понима-
ют те отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он возникнуть не может.
Однако особенность процессов обусловливания состоит в том, что условия неравнозначны; многие из них сами по себе не могут превратиться в новую действительность, продуцировать её, они создают лишь возможность новой действительности. Требуется более конкретный подход к самому обусловливанию, учёт качественной специфики разных форм обусловливания, вносящих неодинаковый вклад в развитие объекта (например, роль внешних и внутренних условий, причин и условий в узком смысле этого слова). В свете сказанного можно констатировать, что данное определение детерминизма страдает некоторой расплывчатостью, хотя в нём содержится указание на одно очень важное свойство, которое и является определяющей чертой принципа детерминизма, а именно: определя-емость. Это согласуется с первоначальным значением самого термина «детерминация» — определять.
Второе определение детерминизма, которое трактует его как «универсальную закономерную связь всех вещей и явлений мира»8, ключевым моментом детерминизма признаёт наличие объективных законов, определяющих направленность процессов в природе и в обществе и регулирующих процессы детерминации. К сожалению, в отечественной литературе, в частности советского периода, фактически для большинства интерпретаций принципа детерминизма свойственно признание закономерности и однозначной определённости в качестве характерной черты этого принципа.
Это означает, что за определённым состоянием материальной системы или за определённым элементом временной, пространственной или психологической последовательности необходимо возникает или следует другое, также вполне однозначно определённое состояние или элемент, что на наш взгляд, просто фантастично, так как подобной простоты не только в идеальном, но и в материальном пространстве можно наблюдать не часто. В принципе это толкование детерминизма как однозначной определённости коснулось и вероятностного (статистического) детерминизма: исследователи обосновывают своё истолкование этого понятия наличием вполне определённых свойств в совокупностях случайных событий. «Каждый элемент ведёт себя случайным образом, а в массе они дают не-обходимость»9, — определяет суть указанного подхода Ю.В. Сачков.
Исходя из выше изложенных соображений, считаем возможным остановиться на определении детерминизма, предложенном М.В. Дёминым: «Теория детерминизма содержит учение о всеобщей универсальной связи явлений в мире, которая выражается во взаимодействии и взаимовлиянии этих явлений, в их взаимной определённости»10. В подобном аспекте теория детерминизма включает представления о различных типах связей — причины и следствия, необходимости и случайности, взаимодействия, связи материального и идеального и т.д., которые в совокупности и состав-
ляют всеобщую мировую связь11. Данное определение является широким, но на наш взгляд более подходящим, так как в нём сглажен момент закономерного характера связей и однозначной определённости событий и явлений как духовного, так и материального мира.
Содержание принципа детерминизма в философии раскрывает исторически сложившаяся совокупность категорий, прежде всего таких как причина и следствие, условие, повод, необходимость, случайность, возможность, действительность, закономерность и т.д. Эта совокупность пересекается с гнездом категорий, раскрывающих принцип развития, прежде всего с такими категориями, как противоречие, понимаемое как источник и движущая сила движения и развития, пересекается она также и с категориями, раскрывающими принцип системности, такими как система, целостность и т.д. С нашей точки зрения, все вышеперечисленные категории выражают конкретные способы детерминации — причинной, случайной, закономерной, функциональной, системной и т.д.
Современный детерминизм включает в себя признание двух объективно существующих способов взаимообусловливания, то есть детерминации явлений.
Первый способ складывается на основе причинной связи, учение о которой представляет краеугольный камень традиционного детерминизма. Сущность принципа причинности заключается в признании таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения. Принцип причинности подразумевает реальное существование взаимосвязанных явлений как целостных развивающихся систем, в процессе взаимодействия которых одни из них (причины) при наличии определённых условий неизбежно порождают, вызывают к жизни другие явления, события, процессы (следствия). Причинность, иными словами, есть генетическая связь. Принцип причинности методологически ориентирует познающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересечений и взаи-модействий12.
Второй способ детерминации состоит в отношениях между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют причинного характера. Например, функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую; вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов; отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и. т.д.
История познания показала, что детерминизм, то есть учение о детерминации, нельзя сводить к какой-либо одной из его форм или видов13. Универсальный характер взаимной обусловленности проявляется в самых разных сферах не только природной, но и социальной жизни: во взаимовлиянии природного и раз-
умного в деятельности человека14, во взаимодействии науки и техники в развитии современной техногенной цивилизации15, в законах общественного развития в целом16. Примечательно замечание, которое делает американский социолог О. Тоффлер по поводу эволюции теории детерминизма, происшедшей за последние сто лет: «На смену представлениям о высших, не ведающих индивидуальных различий перманентных законах, безраздельно властвующих над всем происходящим в природе, пришли представления о законах взаимодействия... проблема детерминизма превратилась в проблему порядка во Вселенной. стирающий всякие различия, обезличивающий подход старого детерминизма сменился всячески подчёркивающим различия эволюционным подходом, основанном на использовании детерминаций»17.
Очевидно, различие трактовок данного понятия имеет объективное основание. В тех или иных конкретных познавательных и практических ситуациях вполне допустимо употребление понятия детерминации только в каком-то одном аспекте. Главное, этот аспект не следует абсолютизировать и считать единственным. «Открытие новых измерений детермина-ционных процессов: их динамичность, нелинейность, опосредованность, гетерохронность и при рассмотрении каждого отдельного феномена требует раскрытия системы детерминант. Апелляция исследователей к одной единственной детерминанте, или фиксированному соотношению детерминант, якобы действующих во всех случаях жизни, не является корректной»18.
1 Аблеев с.Р. История мировой философии. М., 2016.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.
3 Материалистическая диалектика как научная система. М., 1981. с. 161.
4 Мотрошилова Н.В. Проблема внутренней детерминации научного познания // Философия и социология науки и техники. М., 1985. с. 109.
5 Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развития социализма. М., 1981. с. 86-91.
6 Галанина Н.В. Социальная детерминация в структурах самоопределения: дис. ... канд. филос. наук. Ижевск, 2004. с. 15.
7 Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. с. 146.
8 Чинакова Л.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. М., 1985. с. 15.
9 Сачков Ю.В. Жёстко детерминированные и статистические закономерности // Современный детерминизм. Законы природы. М., 1973. с. 255.
10 Дёмин М.В. Детерминизм и специфика обусловленности социальных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. № 2. 1987. с. 45.
11 Золкин А.Л. Право и социальная этика // Вестник Москов-
ского университета MВД России. 2014. № 9. с. 216-218.
12 Aблеев с.Р. Универсум сознания: Философские проблемы сознания в евразийском антронокосмизме. M., 2010.
13 Галанина Н.В. Критика принципа детерминизма в гуманитарном знании представителями «философии жизни» // Вестник Mосковского университета MВД России. 2014. № 9. с. 210-212.
14 Прикладные аспекты философского знания / под ред. Д.И. Грядового. M., 2009. с. 33.
15 Прикладная философия. Философия техники / нод ред. Т.Н. Фроловой. M., 2011. с. 9.
16 Социальная философия / нод ред. Н.Ф. Mедушевской. M., 2010. с. 67.
17 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. M., 1986. с. 28.
18 Барабанщиков ВА. Системная организация и детерминация психики. M., 2013. с. 7.
1 Ableev S.R. Istoriya mirovoj filosofii. M., 2016.
2 Alekseev P.V., Panin A.V. Filosofiya. M., 2003.
3 Materialisticheskaya dialektika kak nauchnaya sistema. M., 1981. P. 161.
4 Motroshilova N.V. Problema vnutrennej determinacii nauchnogo poznaniya // Filosofiya i sociologiya nauki i tekhniki. M., 1985. P. 109.
5 Parkin V.F. Social'nyj determinizm kak problema razvitiya socializma. M., 1981. P. 46-91.
6 Galanina N.V. Social'naya determinaciya v strukturah samoopredeleniya: dis. ... kand. filos. nauk. Izhevsk, 2004. P. 15.
7 Materialisticheskaya dialektika kak obshchaya teoriya razvitiya. M., 1982. P. 146.
8 Chinakova L.I. Social'nyj determinizm: Problema dvizhushchih sil razvitiya obshchestva. M., 1985. P. 15.
9 Sachkov Yu.V. Zhyostko determinirovannye i statisticheskie zakonomernosti // Sovremennyj determinizm. Zakony prirody. M., 1973. P. 255.
10 Dyomin M.V. Determinizm i specifika obuslovlennosti social'nyh yavlenij // Vestn. Mosk. un-ta. Seriya 7. Filosofiya. No. 2. 1987. P. 45.
11 Zolkin A.L. Pravo i social'naya ehtika // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. No. 9. P. 216-218.
12 Ableev S.R. Universum soznaniya: Filosofskie problemy soznaniya v evrazijskom antropokosmizme. M., 2010.
13 Galanina N.V. Kritika principa determinizma v gumanitarnom znanii predstavitelyami «filosofii zhizni» // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. No. 9. P. 210-212.
14 Prikladnye aspekty filosofskogo znaniya / pod red. D.I. Gryadovogo. M., 2009. P. 33.
15 Prikladnaya filosofiya. Filosofiya tekhniki / pod red. T.N. Frolovoi. M., 2011. P. 9.
16 Sotsial'naya filosofiya / pod red. N.F. Medushevskoi. M., 2010. P. 67.
17 Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz haosa: Novyj dialog cheloveka s prirodoj. M., 1986. P. 28.
18 Barabanshchikov V.A. Sistemnaya organizaciya i determinaciya psihiki. M., 2013. P. 7.