Научная статья на тему 'Понимание базовых понятий общей психологии как основа профессиональной компетентности психолога'

Понимание базовых понятий общей психологии как основа профессиональной компетентности психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ / ПОНИМАНИЕ / ОБЪЯСНЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGIST / COMPETENCE OF PROFESSION / BASIC CONCEPTS OF GENERAL PSYCHOLOGY / UNDERSTANDING / EXPLAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Александр Федорович

В статье уточняются понятия "профессиональная компетенция" и "профессиональная компетентность" применительно к профессиональной подготовке и профессиональной деятельности психолога, а также преподавателя психологии. Утверждается, что одним из необходимых условий достижения высокого уровня профессиональной компетентности как психолога, так и преподавателя психологии является не только знание основных понятий общей психологии, но и их понимание, без которого невозможно объяснение. Основные положения, выдвигаемые в статье относительно сути и условий формирования "профессиональной компетентности", иллюстрируются соответствующими схемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the concepts of "competence of profession" and "professional competence" with reference to professional training and professional activity of psychologist and also of the teacher of Psychology are specified. It is asserted that one of needful conditions of achievement of high level of professional competence either of psychologist or of the teacher of Psychology is not only the knowledge of basic concepts of General Psychology, but also their understanding without which the explaining is impossible. Conceptual issues, which are put forward in article concerning an essence and conditions of formation of "professional competence", are illustrated by appropriate schemes.

Текст научной работы на тему «Понимание базовых понятий общей психологии как основа профессиональной компетентности психолога»

сошльш юхологпя

П КОР РШП ОШЯ Hf Л А го гп КА

ПОНИМАНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПСИХОЛОГА

А.Ф. Корниенко

В статье уточняются понятия «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» применительно к профессиональной подготовке и профессиональной деятельности психолога, а также преподавателя психологии. Утверждается, что одним из необходимых условий достижения высокого уровня профессиональной компетентности как психолога, так и преподавателя психологии является не только знание основных понятий общей психологии, но и их понимание, без которого невозможно объяснение. Основные положения, выдвигаемые в статье относительно сути и условий формирования «профессиональной компетентности», иллюстрируются соответствующими схемами.

Ключевые слова: профессиональная компетентность психолога, профессиональная компетенция, базовые понятия общей психологии, понимание, объяснение.

The understanding of the basic concepts of General Psychology as the basis of professional competence of psychologist. In the article, the concepts of «competence of profession» and «professional competence» with reference to professional training and professional activity of psychologist and also of the teacher of Psychology are specified. It is asserted that one of needful conditions of achievement of high level of professional competence either of psychologist or of the teacher of Psychology is not only the knowledge of basic concepts of General Psychology, but also their understanding without which the explaining is impossible. Conceptual issues, which are put forward in article concerning an essence and conditions of formation of «professional competence», are illustrated by appropriate schemes.

Keywords: professional competence of psychologist, competence of profession, basic concepts of General Psychology, understanding, explaining.

В любой сфере профессиональ- и даже низким уровнем профессио-

ной деятельности имеются специали- нального мастерства или, как сейчас

сты как с высоким, так и со средним, принято говорить, уровнем профес-

сиональной компетентности. Не является исключением и сфера профессиональной деятельности психолога. Однако, поскольку существует множество отраслей психологии (например, теоретическая, экспериментальная, практическая, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.), существуют и разные виды деятельности психолога и разные, отличающиеся своей специализацией, психологи, в частности, юридический, медицинский, педагогический, социальный психолог, психолог-консультант, психолог-тренер и др. Поэтому говорить об уровнях профессионализма и профессиональной компетентности психолога без уточнения его специализации было бы некорректным. Вместе с тем, несмотря на различия в специализации, все эти психологи являются, прежде всего, психологами, и все они должны знать, что такое «Психология» и обладать не только специальными, но и общими психологическими знаниями, на которых, собственно, специальные знания и базируются. Не случайно профессиональная подготовка психологов любой специализации всегда начинается с усвоения студентами курса «Общая психология». Усвоение системы базовых психологических понятий, знакомство с основными общепсихологическими теориями и концепциями психики, мышления, сознания, личности, мотивации поведения и деятельности, межличностных отношений является залогом дальнейшего превращения студента-психолога в психолога-профессионала с высоким уровнем профессиональной компетентности.

Что касается самих психологических понятий, теорий и концепций, то они составляют центральную часть области профессиональной компетенции психолога.

Несмотря на достаточно широкое использование понятий «компетенция» и «компетентность», содержание этих понятий в научном плане до сих пор точно не определено (см., например, [1]). Нам более импонирует точка зрения В. Хутма-хера (W. НиШасЬег) [7], согласно которой смысловое поле понятия «компетенция» описывается не только выражением «знаю, что», но и выражением «знаю, как». Вместе с тем мы считаем целесообразным расширить смысловое поле понятия «компетенция», дополнив указанные «знания» соответствующими «пониманиями». Важно не просто что-то знать, но и понимать то, что знаешь.

Что касается «компетентности», то вслед за Л.А. Петровской [4] и Н.В. Кузьминой [3] мы склонны рассматривать ее как определенное свойство личности. Если компетенция — это область знаний и пониманий, подлежащая усвоению, то компетентность — это свойство личности, которое выражается в степени усвоения знаний и пониманий, относящихся к области компетенции, и определяет уровень эффективности деятельности, соответствующей данной компетенции.

В наглядной форме суть понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» применительно к профессиональной деятельности психолога и преподава-

теля психологии отражена в схеме, представленной на рисунке 1.

В соответствии со схемой психолог является представителем психологии как особой отрасли науки, и его профессиональная деятельность состоит в том, чтобы используя различные научные методы психологического исследования, либо уже известные в науке и определяемые понятием «научная парадигма», либо вновь предлагаемые, получать новые знания о психике и психических явлениях.

В результате профессиональной деятельности психолога в психологии как науке накапливается определенная совокупность психологических знаний, часть которых становится содержанием учебного предмета, также именуемого «Психология». Основное содержание учебного предмета обычно излагается в форме учебников и

учебных пособий и подлежит усвоению учащимися в процессе их профессиональной подготовки как будущих специалистов-психологов или преподавателей психологии. Профессиональной подготовкой и передачей учащимся необходимых психологических знаний занимаются педагоги, а точнее, преподаватели психологии, обладающие, с одной стороны, достаточным объемом психологических знаний, с другой стороны, знаниями по педагогике и навыками педагогической деятельности. В связи с этим очевидно, что не каждый хороший психолог может быть хорошим преподавателем психологии. Совокупность психологических знаний, составляющих содержание учебного предмета, должна быть достоянием как психолога, так и преподавателя психологии. Следовательно, психология как учебный предмет имеет

Рис. 1. Соотношение понятий «профессиональная компетенция и «профессиональная компетентность» специалиста (психолога и преподавателя психологии). (Пояснения в тексте)

отношение не только к психологии, но и к педагогике, что отражено в схеме, представленной на рисунке 1, наличием соответствующих связей блока «Учебный предмет» с блоками «Психология» и «Педагогика».

В принципе оба вида профессиональной деятельности — психологической по получению знаний о психике и психических явлениях и педагогической по передаче этих знаний учащимся — могут осуществляться одним и тем же человеком. Однако, занимаясь психологией как наукой, он выступает как психолог, как представитель Психологии, а преподавая психологию, он выступает уже как педагог, как представитель Педагогики.

Совокупность знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности психолога и преподавателя психологии, составляет, как уже было отмечено, область их профессиональной компетенции.

Каждый психолог, в той или иной мере усвоив знания из области профессиональной компетенции психолога, включая знания о методах психологического исследования, в результате профессиональной деятельности получает какие-то новые психологические знания, которые обогащают психологическую науку (расширяют область профессиональной компетенции психолога) и могут быть использованы для обновления содержания учебного предмета.

Что касается преподавателя психологии, то он начинает заниматься педагогической деятельностью, усвоив знания из области своей профессиональной компетенции, включающей знания и психологии (содержание

учебного предмета «Психология»), и педагогики (знания о методах преподавания). Результатом его педагогической деятельности могут быть и коррекция содержания учебного предмета, и совершенствование методов его преподавания. Однако наиболее важным результатом является степень усвоения учащимся содержания преподаваемого ему учебного предмета, достижение им высокого уровня профессионального развития и степень его готовности к самостоятельной работе либо в качестве психолога, либо в качестве преподавателя психологии. Уровень профессионального развития учащегося, степень усвоения знаний, относящихся к области профессиональной компетенции психолога или преподавателя психологии, является его личностной профессиональной характеристикой, которая выражается в понятии «уровень профессиональной компетентности».

Следует отметить, что достижение высокого уровня профессиональной компетентности учащегося зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от способностей и личностных качеств самого учащегося. Не секрет, что есть как сильные, так и слабые учащиеся. Но самое главное, на наш взгляд, это наличие взаимной внутренней мотивации — у учащегося учиться у данного преподавателя, а у преподавателя учить данного учащегося. О какой профессиональной подготовке специалиста можно говорить в случае, например, когда учащийся не хочет учиться, пропускает занятия, не читает специальную литературу, не готовится к семинарам и скачивает контроль-

ные, курсовые и дипломные работы с Интернета, а преподаватель сводит свою педагогическую деятельность к дословному изложению текста учебника и к последующей проверке точности воспроизведения этого текста.

При наличии мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности каждый специалист будет самостоятельно стремиться к повышению уровня своей профессиональной компетентности. Однако важно не только расширение области своих профессиональных знаний, но и достижение их понимания. Без понимания человеком того, что, как и зачем он что-то делает, он превращается в робота. Понимание в свою очередь всегда предполагает возможность объяснения. Если человек что-то понял,

он может это объяснить. То, что непонятно, объяснить невозможно — можно лишь повторить, изложить, пересказать. Отсюда следует, что повышение уровня профессиональной компетентности специалиста, равно как и учащегося, возможно лишь при наличии как минимум двух человек, каждый из которых способен и понимать, и объяснять то, что он понял, другому.

И здесь мы вновь возвращаемся к ситуации межличностного взаимодействия преподавателя и учащегося, в ходе которого реализуются процессы передачи и усвоения профессиональных психологических знаний, составляющих содержание учебного предмета. В схеме, приведенной на рисунке 2, показано значение внутренней мотивации во взаимной пе-

Совместная деятельность

Рис. 2. Мотивация педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности учащегося в передаче и усвоении содержания учебного предмета

Рис. 3. Соотношение процессов понимания и объяснения в передаче и усвоении знаний

дагогической и учебной деятельности преподавателя и учащегося.

Соотношение процессов понимания и объяснения в педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности учащегося, необходимых для расширения области профессиональной компетенции как учащегося, так и преподавателя, можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 3).

Очевидно, чтобы что-то объяснить, надо, во-первых, иметь определенную совокупность знаний об этом «что-то» и, во-вторых, иметь достаточно высокий уровень понимания того, как эти знания получены и что они означают. Другими словами, необходимо знать,

как одни знания связаны с другими и почему именно так, а не иначе. Естественно, это требует обширных знаний и напряженной мыслительной деятельности, чего порой не хватает как учащимся, так и преподавателям.

Более простой вариант взаимодействия преподавателя и учащегося без процессов понимания и объяснения представлена на рисунке 4.

Как видим, в данном варианте для преподавателя достаточно иметь текст учебника или учебного пособия и умение грамотно изложить его содержание, а для учащегося — хорошую память и умение по возможности более полно и точно воспроизвести

Рис. 4. Процессы передачи и усвоения знаний в отсутствии понимания

ту часть учебника, которая была изложена преподавателем. Очевидно, что при отсутствии хорошей памяти учащийся может сделать то, что от него требуется, только при условии, что будет пользоваться различного рода шпаргалками. Не менее очевидным является и то, что после такой «профессиональной подготовки» уровень профессиональной компетентности учащегося и специалиста, который из него получится, будет невысоким, если не сказать крайне низким.

А теперь представим, что и преподаватель психологии, и учащийся имеют сильную мотивацию достижения успешности соответственно педагогической и учебной деятельности. Допустим также, что они имеют широкий кругозор знаний, высокий уровень способностей, хорошую память и замечательные личностные качества. Кроме того, в преподавании реализуются современные личностно ориентированные педагогические технологии и методы проблемного обучения. Можно ли сказать, что на сегодня этого было бы вполне достаточно для того, чтобы «на выходе» получить психолога с высоким уровнем профессиональной компетентности?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, какие психологические понятия составляют «центральное ядро» или основу профессиональной компетенции психолога.

Первую группу понятий составляют базовые понятия общей психологии:

— сущность и природа психики;

— сущность и природа сознания как высшего уровня развития психики;

— виды психических процессов и их особенности;

— механизмы эволюционного развития психики и психических процессов;

— сущность и природа личности;

— свойства личности и их особенности;

— механизмы развития личности и межличностных отношений.

В качестве второй группы можно выделить понятия, относящиеся к методологическим основам психологического исследования:

— объект и предмет исследования;

— гипотеза исследования;

— цель и задачи исследования;

— методы и процедуры исследования.

Анализ современной психологической литературы показывает, что практически все указанные понятия до сих пор не имеют четких научных определений. Существует великая разноголосица и противоречивость в их трактовках [2, 6]. А такие понятия, как «психика» и «сознание», а также особенности и механизмы соотношения «психики» и «мозга», «психического» и «физиологического» признаются некоторыми учеными многовековыми загадками, разрешение которых на современном уровне развития науки в рамках естественнонаучной парадигмы не представляется возможным [5].

Спрашивается, как можно объяснять учащемуся основы общей психологии, если в самой психологии нет удовлетворительного понимания этих основ. Как можно подготовить психолога с высоким уровнем профессиональной компетентности, если

ни у профессиональных психологов, ни у профессиональных преподавателей психологии нет ясности в определениях, что такое «психика» и «сознание», в чем специфика познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов как процессов отражения и как особых свойств мозга. О какой профессиональной компетентности можно говорить, если среди профессиональных психологов до сих пор идут споры о том, что считать объектом и предметом психологии, как соотносятся объект и предмет психологического исследования с научной проблемой, целью и гипотезой исследования.

Несомненно, для получения спе-циалиста-психолога с высоким уровнем профессиональной компетентности наличие соответствующей мотивации у преподавателя психологии и учащегося крайне важно. Необходимы как наличие у них широкого круга знаний и способностей, так и современные педагогические технологии. Но в первую очередь нужно достичь понимания базовых понятий общей психологии. Необходимо создать единую внутренне непротиворечивую систему психологических понятий путем их согласования на основе четкого разграничения их

смысловых полей. Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности как психолога, так и преподавателя психологии знание и понимание основных понятий общей психологии является одним из самых необходимых условий.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня.- 2003.- № 5.- С. 34-42.

2. Корниенко А.Ф. Проблемы определения понятия «психика» //Российский психологический журнал.- 2008.-Т 5.- № 1.- С. 9-22.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1990.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. Смирнов С.Д. Возможна ли единая теория психического? //Вопросы психологии.- 1997.- № 3.- С. 129.

6. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности //Вопросы психологии.- 2007.- № 3.- С. 3—15.

7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Beme, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe.- Stras-burg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.