А. Е. СУЗЮМОВ
Помощник Папанина
(Е. М. Сузюмов в военной Арктике)
В Арктику Евгений Матвеевич Сузюмов (1908-1998) попал случайно, но этот случай изменил всю его жизнь. В 1930 г. он закончил Московский зоотехнический институт и два года проработал «в поле»: руководил генетической лабораторией в опорном пункте Европейского института овцеводства. Но вскоре это научное направление было разгромлено «лысенковщиной». Да и после сплошной коллективизации в стране наступил голод - было не до выведения новых пород скота. Сузюмов вернулся в Москву, поступил на работу в недавно созданный Наркомат совхозов и вскоре был назначен помощником наркома. Потом в его служебной деятельности было несколько перемещений, пока накануне Великой Отечественной войны, а именно 21 июня 1941 г., его не затребовал к себе начальник Главсевморпути (ГУСМП) И. Д. Папа-нин: ему был нужен помощник с опытом работы на государственном уровне. Видимо, речь шла о чём-то важном: летом 1941 г. Папанин должен был лично и на месте (а не из московского кабинета) руководить транспортными операциями в западном секторе Арктики (от Мурманска до 140-го меридиана) - как он это делал в 1940 г. в ходе решительного наступления РККА на Финском фронте. Тогда Папанин был назначен уполномоченным Совета Министров СССР по перевозкам на Белом море. Сузюмов получил предписание немедленно выехать на остров Диксон: там впервые в своей практике должен был базироваться штаб операций. По каким причинам были сделаны эти не совсем обычные предвоенные распоряжения - достоверно не известно.
И. Д. Папанин был национальным героем. Четвёрку папанинцев (И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Фёдоров и Э. Т. Кренкель) после дрейфа на льдине (1937-1938 гг.), на станции «Северный полюс - 1», толпы ликующего народа встречали в Москве так, как потом, в 1961 г., встречали Юрия Гагарина. Все четверо стали докторами географических наук и героями Советского Союза. П. П. Ширшов вскоре был избран академиком. Е. К. Фёдоров, будучи академиком, депутатом Верховного Совета, пройдя через высокие должности, в том числе и Главного учёного секретаря Академии наук и начальника Гидрометеослужбы страны, говорил,что главное его звание - папанинец.
После возвращения в Москву из Арктики Папанин был назначен заместителем начальника Главсевморпути (им был тогда академик О. Ю. Шмидт), а в 1939 г. стал начальником этой организации и оставался им до 1946 г.
Начавшаяся 22 июня 1941 г. война смешала все планы: Папанин остался в Москве, но его штаб всё же отправился на Диксон. Там, на месте, у Сузюмова оказались опытные наставники, такие как начальник штаба морских операций Западной Арктики потомственный морской офицер Н. А. Еремеев, гидрологи М. М. Сомов и А. Г. Драл-кин (дававшие ледовый прогноз судам), полярные лётчики и капитаны. Они на деле знакомили новичка с особенностями арктической навигации, взаимодействием судов и ледоколов, работой Северного морского пути. Многие стали его друзьями на всю жизнь. Позже Су-зюмов изложил коллективный опыт использования Севморпути, накопленный за долгие годы, в докладе на конференции ООН по вопросу о применении научных и технических знаний для удовлетворения потребностей менее развитых районов1.
На Диксоне Евгений Матвеевич был назначен на рядовую должность диспетчера штаба: собирал и передавал руководству поступающую с судов и полярных станций информацию, наносил её на карты, передавал по назначению приказы. В конце ноября 1941 г., когда закончилась навигация, штаб на одном из ледоколов перебазировался в Архангельск.
Тут необходимо сказать, что Е. М. Сузюмов великолепно владел стенографией; это чрезвычайно помогало ему в работе. В семейном архиве долгие годы хранились его стенографические книжки, которые он в дальнейшем использовал при работе над статьями и книгами, в том числе по военной истории в Арктике. В 1970-х гг. началась активная публикация генеральско-адмиральских мемуаров, многие из которых (или, по крайней мере, часть) были либо надиктованы, либо даже написаны не теми авторами, которые значились на обложке, а их литературными помощниками. Для глав о войне в книге И. Д. Папанина «Лёд и пламень»2, изданной в «Политиздате» в 1977 г., таким летописцем (согласно официальному договору с издательством) был Е. М. Сузюмов. При написании этих глав он использовал свои
1. Сузюмов Е. М. Великий Северный морской путь (опыт комплексного развития). Документ E/CONF.39/E/60 Summary 23/10/1962 к пункту повестки дня Е.1.3 Конференции ООН по вопросу о применении научных и технических знаний для удовлетворения потребностей менее развитых районов. Нью-Йорк, 1962.
2. Папанин И. Д. Лёд и пламень. М., 1977.
стенографические заметки военных лет, потому изложенные в них детали достоверны, на них можно опираться. Другое дело, что книга излишне идеологизирована: севастопольский матрос и крымский чекист Папанин, попавший в Арктику далеко не сразу, не мог думать и писать иначе, чем в контексте «беззаветного служения партии». Поэтому вся картина деятельности Папанина в годы войны на Севере выглядит сглаженной. Возможно, этому способствовали и не снятая ещё секретность, и замалчивание в те годы значения ленд-лизовских поставок. А сейчас, 40-45 лет спустя, даже в Интернете можно разыскать много новых деталей. Правда, точность и достоверность некоторых сведений, дат и ссылок подлежат проверке.
Вот один из многих примеров из книги, отражающий события, записанные непосредственным очевидцем (Папанин в то время находился ещё в Москве): «В августе 1941 г. пароход "Садко" отправился с Диксона в долгий рейс, и экипаж, как всегда, задание выполнил: снял с Краснофлотских островов отряд гидрографов, доставил всё необходимое полярникам на остров Домашний, забрал с самой северной оконечности Северной Земли трёх полярников, высадил пассажиров на Диксоне и пошёл в новый рейс, теперь уже на север - на Землю Франца-Иосифа. Но до места назначения не дошёл. В Карском море севернее островов Известий "Садко" с полного хода налетел на подводные камни и крепко сел на банку». Людей спасли, а пароход достался морю.
Заметим, что на карте этой мели ещё не было, но с капитаном поступили по закону советского военного времени: он был расстрелян. Торговый флот потерял тогда руководящий плавсостав в большом количестве. Капитаны-«аварийщики» были кто расстрелян, кто посажен. Кое-кого выпустили из лагерей в ходе войны: они оказались нужны на линиях в Тихом океане, в Арктике, а позже и на Чёрном море. Среди них был многим хорошо известный капитан Иван Ман. О том, как ему помогали сняться с камней на трассе Севморпути, рассказано в книге И. Д. Папанина, о том, что выпустили на волю, -в книге А. А. Афанасьева3, а как он в 1955 г. пошёл капитаном «Оби» в Антарктику - в книге Е. М. Сузюмова4.
По возвращении в Архангельск, 1 декабря 1941 г., Сузюмов представился Папанину, в распоряжение которого и был первоначально направлен. К тому времени Иван Дмитриевич был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам
3. Афанасьев А. А. На гребне волны и в пучине сталинизма. Воспоминания. М., 2003.
4. Сузюмов Е. М. К шестому материку. М., 1958.
Рис. 1. Контр-адмирал, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза, уполномоченный ГКО и начальник Главсевморпути И. Д. Папанин со своими помощниками. Слева направо: С. Шапошников (диспетчер), В. Котомкин (адъютант), Г. Чумак (шофёр) и Е. Сузюмов (помощник). На обороте надпись рукой Папанина: «На память верному преданному сыну Родины Матвеевичу по совместной работе (далее неразборчиво) 14.11.46». Фотография из семейного архива. Опубликована автором в альбоме «Папанин» на сайте https://fotki.yandex.ru/users/alexeisuzyumov-paris /а1Ьит/107127/
на Белом море5 - он только к концу ноября прибыл в Архангельск. В тот же день Евгений Матвеевич был зачислен в штаб уполномоченного ГКО на должность адъютанта. Это было началом его сорокалетней совместной работы с Папаниным. Менее чем через полгода он из адъютанта стал помощником уполномоченного ГКО (рис. 1).
С января по май 1942 г. и с ноября 1942 г. по февраль 1943 г. Су-зюмов одновременно исполнял обязанности заместителя начальника штаба соответственно западного и восточного секторов Арктики: дело в том, что Папанин не только был уполномоченным ГКО, но и оставался начальником ГУСМП. И нередко деятельность его соответствующих штабов перекрещивалась.
Мандат «уполномоченного» выдавался в дополнение к обычным служебным обязанностям лично Сталиным людям известным и проверенным в деле для выполнения заданий особой важности. Это были «толкачи», наделённые огромными полномочиями, но и лично ответственные за результат.
В эти дни в Архангельск уже шли караваны судов из Англии, Канады и США с вооружением для фронта и продовольствием. Папа-нинский штаб отвечал за бесперебойность работ по приёмке, разгрузке и отправке на фронт союзнических грузов. По Северному морскому пути тоже шли караваны судов в Тихий океан и обратно, в том числе перегонялись военные корабли из Тихого океана. От бесперебойной работы Севморпути зависело снабжение армии, промышленности, населения, и это была зона ответственности ГУСМП. Значительную часть времени и сам Папанин, и сотрудники его штаба проводили в портах.
В своих неопубликованных воспоминаниях6 Сузюмов пишет: «Зима крепчала, Двинский залив покрывался тяжёлыми льдами, даже ледоколы не успевали проводить в Архангельск караваны судов. Надо было срочно менять порт приёмки караванов. Таким единственным незамерзающим портом был Мурманск. Но этот порт был законсервирован в первые месяцы войны, когда немцы развили успешное наступление на Северном фронте и были остановлены в 40 км от Мурманска. Папанин послал в Мурманск комиссию для обследования состояния порта... Картина была безрадостная, фактически он был пустым... После доклада о состоянии порта А. И. Микояну ГКО при-
5. Постановление Государственного Комитета Обороны № 800 от 20 октября 1941 г. «О назначении Папанина И. Д. уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Белом море и Архангельском порту».
6. Сузюмов Е. М. Моя жизнь. Воспоминания: Российский государственный архив экономики. Ф. 627 (личный фондЕ. М. Сузюмова). Оп. 1. Д. 171.
нял решение о его восстановлении». И далее: «...о годах войны у меня накопился очень большой материал... интересный и важный... Возьмите книгу Папанина "Лёд и пламень". В этой книге все главы о войне - около 200 страниц - написаны мною» (напомним, по официальному договору с «Политиздатом»).
Караваны приходили один за другим. 20 декабря 1941 г. в Мурманск прибыло два судна из каравана PQ-6 (первым пришёл и встал под разгрузку пароход «Декабрист»), 11 января 1942 г. - восемь судов конвоя PQ-7. 18 января в Кольский залив вошли шесть транспортов конвоя PQ-8. 10 февраля прибыли восемь транспортов из состава конвоев PQ-9 и PQ-10, а 23 февраля - 11 кораблей конвоя PQ-11. 12 марта пришли 13 судов конвоя PQ-12. Для примера: на их борту прибыло 8168 т грузов, в том числе 200 истребителей, 162 танка, 53 бронемашины, 1118 т боеприпасов и т.д. Доставлялось и продовольствие.
Адмирал А. Г. Головко (в годы войны командующий Северным флотом) в своих воспоминаниях7 неодобрительно отзывается о деятельности Папанина: тот то не давал ледоколы, нужные ВМФ, то отбирал их для нужд ГУСМП, то как-то иначе мешал военным. К тому же уполномоченный ГКО обладал в пределах своих обязанностей практически диктаторскими полномочиями и отчитывался непосредственно перед Сталиным и Микояном (и Молотовым за работу ГУСМП). И он пользовался этой «линией связи» в обход всех и всего. Всё могло быть на той войне! Были и несогласованность действий, и неразбериха, и противостояние ведомств и служб.
Поскольку весь путь Папанина во время войны (а следовательно, и его помощника Сузюмова) описан (см. ссылки 2 и 6) и автор не располагает дополнениями, здесь нет необходимости рассказывать о нём, кроме нескольких ярких эпизодов.
Свои впечатления от того дня, когда в Мурманск пришёл караван PQ-7, Евгений Матвеевич описал так: «В день прихода каравана фашистские лётчики сбросили на территорию порта больше тысячи зажигательных бомб. Возникло несколько пожаров, и иностранным морякам после долгого пути вместо желанного отдыха пришлось стоять у зенитных пушек и вместе с советскими артиллеристами вести огонь по вражеским эскадрильям. День этот запомнился мне как сущий ад... Надо было и тушить пожары, и госпитализировать раненых, и разгружать суда, и накормить уставших матросов пришедшего каравана». А следом
7. Головко А. Г. Вместе с флотом. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
уже шли другие караваны. Однажды штабная времянка в порту, куда все забегали погреться, была разбита прямым попаданием авиабомбы. К счастью, никого в ней тогда не было.
Союзные караваны несли в пути заметные потери. В порту тоже возникали проблемы - иногда доходило до предложений со стороны союзников некоторые суда отправлять назад неразгруженными. Для проверки ситуации в мае 1942 г. в Мурманск приехал из США капитан Аксель Пирсон (он был назначен уполномоченным Министерства торгового мореплавания США в Мурманске и Архангельске и пробыл там четыре месяца). Позже Папанину переслали по дипломатическим каналам копию отчёта Пирсона об этой инспекторской поездке. Вот что там, в частности, было написано.
«Я так и не получил отдыха. На нас сбрасывали бомбы утром, днём и ночью. Мы переживали по 14 бомбёжек в день. Я подсчитывал налёты в течение 38 дней: нас бомбили 168 раз. После этого я бросил записывать бомбёжки. Здесь вошло в привычку работать до самого последнего сигнала тревоги, и многие продолжали работать и во время налётов... Что это за люди! Я никогда не наблюдал у русских подавленного настроения. "Боже мой, что за народ эти русские?" - спрашивал я себя ежедневно. Они абсолютно уверены в том, что выиграют войну. Солдаты, которых вы видите работающими на причалах, - это отпускники с фронта. Вместо отдыха они пришли работать в порт. Женщины выполняют мужскую работу по 11 часов в смену. Они живут впроголодь на чёрном хлебе и супе, но никогда не жалуются, только шлют проклятья в адрес немцев. Мне нравятся русские. Они знают, за что воюют»8.
Разумеется, эти слова были правдой, но «секрет» заключался в организации дела, описанной в книге «Лёд и пламень». Работы в мурманском порту начались немедленно после вынесения решения ГКО, но рабочих рук не хватало. Первая тысяча человек была направлена в порт из запасного полка Карельского фронта по приказу Микояна. Шли бои за Москву, ленд-лизовские поставки были чрезвычайно важны. Более тысячи портовиков и судоремонтников было направлено эшелонами из Архангельска и других районов страны. Папанин добился мобилизации в Тульской и Рязанской областях двух тысяч человек из числа военнообязанных старших возрастов, а также около полутора тысяч жителей самого Мурманска. Размах проведённой
8. Сузюмов Е. М. Миссия капитана Пирсона. Рукопись: Каталог городского историко-краеведческого музея г. Полярный Мурманской области, опись НВ-295 (см. также ссылку 6). Использовано также в книге И. Д. Папанина.
работы был впечатляющим. Около посёлка Зелёный Мыс, в Угольной и Лесной гаванях построили новые причалы протяжённостью 1300 м. Портовые железнодорожные пути были удлинены в общей сложности до 8,5 км. Каждый участок порта был оснащён подъёмными кранами, привезёнными из Архангельска, с Мончегорского никелевого комбината, из Воркуты и других городов. Всего набралось 28 кранов. Позднее в Мурманске оставили ещё пять портовых кранов, полученных от союзников (один мощный кран был снят с торгового судна США в обмен на шкурку голубого песца для жены хозяина судна). Кроме того, были построены эстакады для выгрузки танков, а за городом - отдельный причал для слива горючего и выгрузки взрывчатых веществ. За всеми этими огромными работами стоял папанинский штаб, но и другие службы: портовые, транспортные, военные и партийные, объединившие свои действия перед лицом грозного врага.
В письме, адресованном автору, историк из США Гленн Стейн пишет (24.11.1998): «...вклад Вашего отца в военные действия в Арктике, так же как и вклад многих тысяч других ваших и наших солдат, всё ещё недооценен у нас в США... Холодная война, как я думаю, навсегда разрушила понимание американского народа в отношении того, насколько российский народ пострадал от войны...» К сожалению, это отражает реальный факт: решающая роль нашей страны, нашей армии, авиации и флота в победе во Второй мировой войне сознательно и последовательно искажается на Западе.
Весь народ жил для фронта, для победы. Этим же правилам следовал штаб Папанина, в котором находился Е. М. Сузюмов. Выступая 19 января 1978 г. на собрании Полярной комиссии Географического общества СССР, посвящённом 70-летию Евгения Матвеевича, один из «могикан» полярной авиации Герой Советского Союза И. П. Ма-зурук сказал: «Это был весьма существенный вклад в победу в годы войны и в становление народного хозяйства. И всё это собиралось в великолепной фигуре Евгения Матвеевича. Он умел организовывать, а Папанин это поддерживал своей настойчивостью. Без помощи Евгения Матвеевича Папанин не мог бы столь эффективно работать... Поэтому я должен отметить, что не только в морских полярных исследованиях, не только в научных экспедициях - в организации всей этой большой работы, но и в военное время в Арктике Евгений Матвеевич сделал очень много. И все полярники и лётчики всегда чувствовали на себе его внимание и заботу. Он сделал много добра людям: и постоянной помощью в работе, и в бытовых вопросах. Когда у нас возникала необходимость в поддержке, мы всегда начинали действовать
с помощью Евгения Матвеевича. И он всегда старался душевно помочь. Большое тебе, Евгений Матвеевич, спасибо от полярников!»
И ещё: по высказанному публично свидетельству академика А. Ф. Трёшникова, в годы войны - гидролога-прогнозиста на трассе Северного морского пути, Сузюмов «многих людей спас от гнева Папанина»9. В те трудные времена Папанин бывал по-чекистски крут. Впрочем, письменных свидетельств этих событий, скорее всего, не осталось. В июле 1945 г. штаб уполномоченного ГКО был ликвидирован, и вся документация о его деятельности была передана в архив Главсевморпути. Сузюмов был вскоре демобилизован и распоряжением Папанина направлен в ГУСМП, где и проработал до середины 1949 г.
В 1946 г. Папанина, а за ним и остальных из папанинской четвёрки Сталин снял с высоких государственных постов, но не репрессировал. Папанин был отправлен на пенсию, и только в 1949 г. академик П. П. Ширшов (тоже разжалованный из министров морского флота и пытавшийся сконцентрироваться на науке) пригласил Ивана Дмитриевича, бывшего «хозяина» всего Севера страны, на более чем скромную должность заместителя директора по экспедициям в только что созданный им Институт океанологии АН СССР. Сузюмова назначили первым учёным секретарём института, переведя из ГУСМП в Академию наук. В 1951 г., в связи с расширением работ в Мировом океане, Папанин был назначен начальником нового отдела морских экспедиционных работ Президиума АН СССР, а Сузюмов стал его заместителем. Можно условно сказать, что Папанин стал командующим разрастающегося академического флота, а Сузюмов - начальником штаба этого флота.
За успешную работу во время войны Е. М. Сузюмов был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и «Знак Почёта», а также медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ещё четыре ордена и большое количество юбилейных медалей он получил позднее. Он навсегда полюбил Север. Участвовал в экспедициях в высокие широты Арктики в 1947, 1949 и 195410 гг. Стал почётным полярником, а также членом Полярной секции Географического общества СССР и почётным иностранным членом Географического общества США. Был одним из организаторов 1-й Комплексной
9. Лагунова Г. Т. «Светлая голова Главсевморпути», или «История прошла сквозь Ваши руки...» // Арктика - история освоения и изучения. Наука, реальность, легенды (к 110-летию со дня рождения И. Д. Папанина). Апатиты, 2006.
10. Щербаков Д. И. На самолёте по Арктике. Л., 1956.
экспедиции АН СССР в Антарктику (1955-1956 гг.) и участвовал в её морской части. За этим последовали строительство новых академических судов, планирование экспедиционных работ в Мировом океане и участие в них. По его собственному выражению, относящемуся к началу 1980-х гг. (после выхода на пенсию), он «плавал по всем океанам и побывал на всех континентах». Был почётным гражданином города своего детства - Нижнего Ломова (что отмечено мемориальной доской на всё ещё сохранившемся доме его отца). На его родине - в г. Пензе -в декабре 2014 г. по ходатайству Русского географического общества ему тоже открыли мемориальную доску. Военно-морская шинель военных лет капитана административной службы ВМФ Е. М. Сузюмова, его награды, другие личные вещи экспонированы в музее города воинской славы Полярный Мурманской области.
Перу Е. М. Сузюмова принадлежат и исследования, и воспоминания о военных годах в Арктике. В 1964 г. была опубликована его небольшая книжка «Подвиг "А. Сибирякова"»11, восстановившая доброе имя капитана этого ледокольного парохода Анатолия Качаравы, попавшего тяжело раненным в немецкий плен. Ему, наконец, дали разрешение вернуться к судоводительской практике, но только на внутренних черноморских линиях. Справедливости ради нужно сказать, что ещё в 1961 г. другими авторами была опубликована книга о «Сибирякове»12, однако, по мнению Сузюмова, в ней содержались ошибки или, по крайней мере, неточности. Много материалов было опубликовано Сузюмо-вым в разных сборниках, таких как «Полярный круг», «Земля и люди», «Человек и стихия» и т. д. Всего им было опубликовано 13 книг и брошюр и около 170 статей и очерков, разумеется, не только об Арктике, но и о морских экспедициях Академии наук. В них исторические факты достоверны, поскольку для написания использовались многочисленные стенографические записи, сделанные «по горячим следам». Эти публикации уже мало доступны (кое-что попало в Интернет), но многие рукописи находятся в упомянутом выше фонде РГАЭ.
И в заключение приведу выдержку из письма от 6 ноября 1969 г. Е. М. Сузюмову, написанного известным ленинградским профессором-океанологом М. В. Максимовым: «Помните, Вас называли "светлой головой Главсевморпути". А называли ещё и "совестью Глав-севморпути". Глас народа - глас Божий. И это была правда. Годы это проверили, подчеркнули и доказали...»
11. Сузюмов Е. М. Подвиг «А. Сибирякова». М., 1964.
12. Новиков Л. А., Тараданкин А. К. Сказание о «Сибирякове». Документальная повесть. М., 1961.