Научная статья на тему 'Помощник Папанина (Е. М. Сузюмов в военной Арктике)'

Помощник Папанина (Е. М. Сузюмов в военной Арктике) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.М. Сузюмов / И.Д. Папанин / Великая Отечественная война / арктические перевозки / Главное управление Северного морского пути / E. M. Suzyumov / Glavsevmorput / Great Patriotic War / Arctic cargo transportation / I. D. Papanin / Main Directorate of the Northern Sea Route

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сузюмов Алексей Евгеньевич

Известный советский полярник Е.М. Сузюмов в годы Великой Отечественной войны работал в штабе начальника Главсевморпути И.Д. Папанина, где занимался организацией арктических грузоперевозок. Статья рассказывает о деталях этой работы в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Papanin's Assistant (E. M. Suzyumov in the Arctic in War)

The Soviet polar specialist E. M. Suzyumov during the Great Patriotic War worked in the headquarters of I. D. Papanin (the chief of the Glavsevmorput), where he was engaged in the organization of Arctic cargo transportation. The article describes the details of this work in wartime conditions.

Текст научной работы на тему «Помощник Папанина (Е. М. Сузюмов в военной Арктике)»

А. Е. СУЗЮМОВ

Помощник Папанина

(Е. М. Сузюмов в военной Арктике)

В Арктику Евгений Матвеевич Сузюмов (1908-1998) попал случайно, но этот случай изменил всю его жизнь. В 1930 г. он закончил Московский зоотехнический институт и два года проработал «в поле»: руководил генетической лабораторией в опорном пункте Европейского института овцеводства. Но вскоре это научное направление было разгромлено «лысенковщиной». Да и после сплошной коллективизации в стране наступил голод - было не до выведения новых пород скота. Сузюмов вернулся в Москву, поступил на работу в недавно созданный Наркомат совхозов и вскоре был назначен помощником наркома. Потом в его служебной деятельности было несколько перемещений, пока накануне Великой Отечественной войны, а именно 21 июня 1941 г., его не затребовал к себе начальник Главсевморпути (ГУСМП) И. Д. Папа-нин: ему был нужен помощник с опытом работы на государственном уровне. Видимо, речь шла о чём-то важном: летом 1941 г. Папанин должен был лично и на месте (а не из московского кабинета) руководить транспортными операциями в западном секторе Арктики (от Мурманска до 140-го меридиана) - как он это делал в 1940 г. в ходе решительного наступления РККА на Финском фронте. Тогда Папанин был назначен уполномоченным Совета Министров СССР по перевозкам на Белом море. Сузюмов получил предписание немедленно выехать на остров Диксон: там впервые в своей практике должен был базироваться штаб операций. По каким причинам были сделаны эти не совсем обычные предвоенные распоряжения - достоверно не известно.

И. Д. Папанин был национальным героем. Четвёрку папанинцев (И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Фёдоров и Э. Т. Кренкель) после дрейфа на льдине (1937-1938 гг.), на станции «Северный полюс - 1», толпы ликующего народа встречали в Москве так, как потом, в 1961 г., встречали Юрия Гагарина. Все четверо стали докторами географических наук и героями Советского Союза. П. П. Ширшов вскоре был избран академиком. Е. К. Фёдоров, будучи академиком, депутатом Верховного Совета, пройдя через высокие должности, в том числе и Главного учёного секретаря Академии наук и начальника Гидрометеослужбы страны, говорил,что главное его звание - папанинец.

После возвращения в Москву из Арктики Папанин был назначен заместителем начальника Главсевморпути (им был тогда академик О. Ю. Шмидт), а в 1939 г. стал начальником этой организации и оставался им до 1946 г.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. война смешала все планы: Папанин остался в Москве, но его штаб всё же отправился на Диксон. Там, на месте, у Сузюмова оказались опытные наставники, такие как начальник штаба морских операций Западной Арктики потомственный морской офицер Н. А. Еремеев, гидрологи М. М. Сомов и А. Г. Драл-кин (дававшие ледовый прогноз судам), полярные лётчики и капитаны. Они на деле знакомили новичка с особенностями арктической навигации, взаимодействием судов и ледоколов, работой Северного морского пути. Многие стали его друзьями на всю жизнь. Позже Су-зюмов изложил коллективный опыт использования Севморпути, накопленный за долгие годы, в докладе на конференции ООН по вопросу о применении научных и технических знаний для удовлетворения потребностей менее развитых районов1.

На Диксоне Евгений Матвеевич был назначен на рядовую должность диспетчера штаба: собирал и передавал руководству поступающую с судов и полярных станций информацию, наносил её на карты, передавал по назначению приказы. В конце ноября 1941 г., когда закончилась навигация, штаб на одном из ледоколов перебазировался в Архангельск.

Тут необходимо сказать, что Е. М. Сузюмов великолепно владел стенографией; это чрезвычайно помогало ему в работе. В семейном архиве долгие годы хранились его стенографические книжки, которые он в дальнейшем использовал при работе над статьями и книгами, в том числе по военной истории в Арктике. В 1970-х гг. началась активная публикация генеральско-адмиральских мемуаров, многие из которых (или, по крайней мере, часть) были либо надиктованы, либо даже написаны не теми авторами, которые значились на обложке, а их литературными помощниками. Для глав о войне в книге И. Д. Папанина «Лёд и пламень»2, изданной в «Политиздате» в 1977 г., таким летописцем (согласно официальному договору с издательством) был Е. М. Сузюмов. При написании этих глав он использовал свои

1. Сузюмов Е. М. Великий Северный морской путь (опыт комплексного развития). Документ E/CONF.39/E/60 Summary 23/10/1962 к пункту повестки дня Е.1.3 Конференции ООН по вопросу о применении научных и технических знаний для удовлетворения потребностей менее развитых районов. Нью-Йорк, 1962.

2. Папанин И. Д. Лёд и пламень. М., 1977.

стенографические заметки военных лет, потому изложенные в них детали достоверны, на них можно опираться. Другое дело, что книга излишне идеологизирована: севастопольский матрос и крымский чекист Папанин, попавший в Арктику далеко не сразу, не мог думать и писать иначе, чем в контексте «беззаветного служения партии». Поэтому вся картина деятельности Папанина в годы войны на Севере выглядит сглаженной. Возможно, этому способствовали и не снятая ещё секретность, и замалчивание в те годы значения ленд-лизовских поставок. А сейчас, 40-45 лет спустя, даже в Интернете можно разыскать много новых деталей. Правда, точность и достоверность некоторых сведений, дат и ссылок подлежат проверке.

Вот один из многих примеров из книги, отражающий события, записанные непосредственным очевидцем (Папанин в то время находился ещё в Москве): «В августе 1941 г. пароход "Садко" отправился с Диксона в долгий рейс, и экипаж, как всегда, задание выполнил: снял с Краснофлотских островов отряд гидрографов, доставил всё необходимое полярникам на остров Домашний, забрал с самой северной оконечности Северной Земли трёх полярников, высадил пассажиров на Диксоне и пошёл в новый рейс, теперь уже на север - на Землю Франца-Иосифа. Но до места назначения не дошёл. В Карском море севернее островов Известий "Садко" с полного хода налетел на подводные камни и крепко сел на банку». Людей спасли, а пароход достался морю.

Заметим, что на карте этой мели ещё не было, но с капитаном поступили по закону советского военного времени: он был расстрелян. Торговый флот потерял тогда руководящий плавсостав в большом количестве. Капитаны-«аварийщики» были кто расстрелян, кто посажен. Кое-кого выпустили из лагерей в ходе войны: они оказались нужны на линиях в Тихом океане, в Арктике, а позже и на Чёрном море. Среди них был многим хорошо известный капитан Иван Ман. О том, как ему помогали сняться с камней на трассе Севморпути, рассказано в книге И. Д. Папанина, о том, что выпустили на волю, -в книге А. А. Афанасьева3, а как он в 1955 г. пошёл капитаном «Оби» в Антарктику - в книге Е. М. Сузюмова4.

По возвращении в Архангельск, 1 декабря 1941 г., Сузюмов представился Папанину, в распоряжение которого и был первоначально направлен. К тому времени Иван Дмитриевич был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам

3. Афанасьев А. А. На гребне волны и в пучине сталинизма. Воспоминания. М., 2003.

4. Сузюмов Е. М. К шестому материку. М., 1958.

Рис. 1. Контр-адмирал, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза, уполномоченный ГКО и начальник Главсевморпути И. Д. Папанин со своими помощниками. Слева направо: С. Шапошников (диспетчер), В. Котомкин (адъютант), Г. Чумак (шофёр) и Е. Сузюмов (помощник). На обороте надпись рукой Папанина: «На память верному преданному сыну Родины Матвеевичу по совместной работе (далее неразборчиво) 14.11.46». Фотография из семейного архива. Опубликована автором в альбоме «Папанин» на сайте https://fotki.yandex.ru/users/alexeisuzyumov-paris /а1Ьит/107127/

на Белом море5 - он только к концу ноября прибыл в Архангельск. В тот же день Евгений Матвеевич был зачислен в штаб уполномоченного ГКО на должность адъютанта. Это было началом его сорокалетней совместной работы с Папаниным. Менее чем через полгода он из адъютанта стал помощником уполномоченного ГКО (рис. 1).

С января по май 1942 г. и с ноября 1942 г. по февраль 1943 г. Су-зюмов одновременно исполнял обязанности заместителя начальника штаба соответственно западного и восточного секторов Арктики: дело в том, что Папанин не только был уполномоченным ГКО, но и оставался начальником ГУСМП. И нередко деятельность его соответствующих штабов перекрещивалась.

Мандат «уполномоченного» выдавался в дополнение к обычным служебным обязанностям лично Сталиным людям известным и проверенным в деле для выполнения заданий особой важности. Это были «толкачи», наделённые огромными полномочиями, но и лично ответственные за результат.

В эти дни в Архангельск уже шли караваны судов из Англии, Канады и США с вооружением для фронта и продовольствием. Папа-нинский штаб отвечал за бесперебойность работ по приёмке, разгрузке и отправке на фронт союзнических грузов. По Северному морскому пути тоже шли караваны судов в Тихий океан и обратно, в том числе перегонялись военные корабли из Тихого океана. От бесперебойной работы Севморпути зависело снабжение армии, промышленности, населения, и это была зона ответственности ГУСМП. Значительную часть времени и сам Папанин, и сотрудники его штаба проводили в портах.

В своих неопубликованных воспоминаниях6 Сузюмов пишет: «Зима крепчала, Двинский залив покрывался тяжёлыми льдами, даже ледоколы не успевали проводить в Архангельск караваны судов. Надо было срочно менять порт приёмки караванов. Таким единственным незамерзающим портом был Мурманск. Но этот порт был законсервирован в первые месяцы войны, когда немцы развили успешное наступление на Северном фронте и были остановлены в 40 км от Мурманска. Папанин послал в Мурманск комиссию для обследования состояния порта... Картина была безрадостная, фактически он был пустым... После доклада о состоянии порта А. И. Микояну ГКО при-

5. Постановление Государственного Комитета Обороны № 800 от 20 октября 1941 г. «О назначении Папанина И. Д. уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Белом море и Архангельском порту».

6. Сузюмов Е. М. Моя жизнь. Воспоминания: Российский государственный архив экономики. Ф. 627 (личный фондЕ. М. Сузюмова). Оп. 1. Д. 171.

нял решение о его восстановлении». И далее: «...о годах войны у меня накопился очень большой материал... интересный и важный... Возьмите книгу Папанина "Лёд и пламень". В этой книге все главы о войне - около 200 страниц - написаны мною» (напомним, по официальному договору с «Политиздатом»).

Караваны приходили один за другим. 20 декабря 1941 г. в Мурманск прибыло два судна из каравана PQ-6 (первым пришёл и встал под разгрузку пароход «Декабрист»), 11 января 1942 г. - восемь судов конвоя PQ-7. 18 января в Кольский залив вошли шесть транспортов конвоя PQ-8. 10 февраля прибыли восемь транспортов из состава конвоев PQ-9 и PQ-10, а 23 февраля - 11 кораблей конвоя PQ-11. 12 марта пришли 13 судов конвоя PQ-12. Для примера: на их борту прибыло 8168 т грузов, в том числе 200 истребителей, 162 танка, 53 бронемашины, 1118 т боеприпасов и т.д. Доставлялось и продовольствие.

Адмирал А. Г. Головко (в годы войны командующий Северным флотом) в своих воспоминаниях7 неодобрительно отзывается о деятельности Папанина: тот то не давал ледоколы, нужные ВМФ, то отбирал их для нужд ГУСМП, то как-то иначе мешал военным. К тому же уполномоченный ГКО обладал в пределах своих обязанностей практически диктаторскими полномочиями и отчитывался непосредственно перед Сталиным и Микояном (и Молотовым за работу ГУСМП). И он пользовался этой «линией связи» в обход всех и всего. Всё могло быть на той войне! Были и несогласованность действий, и неразбериха, и противостояние ведомств и служб.

Поскольку весь путь Папанина во время войны (а следовательно, и его помощника Сузюмова) описан (см. ссылки 2 и 6) и автор не располагает дополнениями, здесь нет необходимости рассказывать о нём, кроме нескольких ярких эпизодов.

Свои впечатления от того дня, когда в Мурманск пришёл караван PQ-7, Евгений Матвеевич описал так: «В день прихода каравана фашистские лётчики сбросили на территорию порта больше тысячи зажигательных бомб. Возникло несколько пожаров, и иностранным морякам после долгого пути вместо желанного отдыха пришлось стоять у зенитных пушек и вместе с советскими артиллеристами вести огонь по вражеским эскадрильям. День этот запомнился мне как сущий ад... Надо было и тушить пожары, и госпитализировать раненых, и разгружать суда, и накормить уставших матросов пришедшего каравана». А следом

7. Головко А. Г. Вместе с флотом. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

уже шли другие караваны. Однажды штабная времянка в порту, куда все забегали погреться, была разбита прямым попаданием авиабомбы. К счастью, никого в ней тогда не было.

Союзные караваны несли в пути заметные потери. В порту тоже возникали проблемы - иногда доходило до предложений со стороны союзников некоторые суда отправлять назад неразгруженными. Для проверки ситуации в мае 1942 г. в Мурманск приехал из США капитан Аксель Пирсон (он был назначен уполномоченным Министерства торгового мореплавания США в Мурманске и Архангельске и пробыл там четыре месяца). Позже Папанину переслали по дипломатическим каналам копию отчёта Пирсона об этой инспекторской поездке. Вот что там, в частности, было написано.

«Я так и не получил отдыха. На нас сбрасывали бомбы утром, днём и ночью. Мы переживали по 14 бомбёжек в день. Я подсчитывал налёты в течение 38 дней: нас бомбили 168 раз. После этого я бросил записывать бомбёжки. Здесь вошло в привычку работать до самого последнего сигнала тревоги, и многие продолжали работать и во время налётов... Что это за люди! Я никогда не наблюдал у русских подавленного настроения. "Боже мой, что за народ эти русские?" - спрашивал я себя ежедневно. Они абсолютно уверены в том, что выиграют войну. Солдаты, которых вы видите работающими на причалах, - это отпускники с фронта. Вместо отдыха они пришли работать в порт. Женщины выполняют мужскую работу по 11 часов в смену. Они живут впроголодь на чёрном хлебе и супе, но никогда не жалуются, только шлют проклятья в адрес немцев. Мне нравятся русские. Они знают, за что воюют»8.

Разумеется, эти слова были правдой, но «секрет» заключался в организации дела, описанной в книге «Лёд и пламень». Работы в мурманском порту начались немедленно после вынесения решения ГКО, но рабочих рук не хватало. Первая тысяча человек была направлена в порт из запасного полка Карельского фронта по приказу Микояна. Шли бои за Москву, ленд-лизовские поставки были чрезвычайно важны. Более тысячи портовиков и судоремонтников было направлено эшелонами из Архангельска и других районов страны. Папанин добился мобилизации в Тульской и Рязанской областях двух тысяч человек из числа военнообязанных старших возрастов, а также около полутора тысяч жителей самого Мурманска. Размах проведённой

8. Сузюмов Е. М. Миссия капитана Пирсона. Рукопись: Каталог городского историко-краеведческого музея г. Полярный Мурманской области, опись НВ-295 (см. также ссылку 6). Использовано также в книге И. Д. Папанина.

работы был впечатляющим. Около посёлка Зелёный Мыс, в Угольной и Лесной гаванях построили новые причалы протяжённостью 1300 м. Портовые железнодорожные пути были удлинены в общей сложности до 8,5 км. Каждый участок порта был оснащён подъёмными кранами, привезёнными из Архангельска, с Мончегорского никелевого комбината, из Воркуты и других городов. Всего набралось 28 кранов. Позднее в Мурманске оставили ещё пять портовых кранов, полученных от союзников (один мощный кран был снят с торгового судна США в обмен на шкурку голубого песца для жены хозяина судна). Кроме того, были построены эстакады для выгрузки танков, а за городом - отдельный причал для слива горючего и выгрузки взрывчатых веществ. За всеми этими огромными работами стоял папанинский штаб, но и другие службы: портовые, транспортные, военные и партийные, объединившие свои действия перед лицом грозного врага.

В письме, адресованном автору, историк из США Гленн Стейн пишет (24.11.1998): «...вклад Вашего отца в военные действия в Арктике, так же как и вклад многих тысяч других ваших и наших солдат, всё ещё недооценен у нас в США... Холодная война, как я думаю, навсегда разрушила понимание американского народа в отношении того, насколько российский народ пострадал от войны...» К сожалению, это отражает реальный факт: решающая роль нашей страны, нашей армии, авиации и флота в победе во Второй мировой войне сознательно и последовательно искажается на Западе.

Весь народ жил для фронта, для победы. Этим же правилам следовал штаб Папанина, в котором находился Е. М. Сузюмов. Выступая 19 января 1978 г. на собрании Полярной комиссии Географического общества СССР, посвящённом 70-летию Евгения Матвеевича, один из «могикан» полярной авиации Герой Советского Союза И. П. Ма-зурук сказал: «Это был весьма существенный вклад в победу в годы войны и в становление народного хозяйства. И всё это собиралось в великолепной фигуре Евгения Матвеевича. Он умел организовывать, а Папанин это поддерживал своей настойчивостью. Без помощи Евгения Матвеевича Папанин не мог бы столь эффективно работать... Поэтому я должен отметить, что не только в морских полярных исследованиях, не только в научных экспедициях - в организации всей этой большой работы, но и в военное время в Арктике Евгений Матвеевич сделал очень много. И все полярники и лётчики всегда чувствовали на себе его внимание и заботу. Он сделал много добра людям: и постоянной помощью в работе, и в бытовых вопросах. Когда у нас возникала необходимость в поддержке, мы всегда начинали действовать

с помощью Евгения Матвеевича. И он всегда старался душевно помочь. Большое тебе, Евгений Матвеевич, спасибо от полярников!»

И ещё: по высказанному публично свидетельству академика А. Ф. Трёшникова, в годы войны - гидролога-прогнозиста на трассе Северного морского пути, Сузюмов «многих людей спас от гнева Папанина»9. В те трудные времена Папанин бывал по-чекистски крут. Впрочем, письменных свидетельств этих событий, скорее всего, не осталось. В июле 1945 г. штаб уполномоченного ГКО был ликвидирован, и вся документация о его деятельности была передана в архив Главсевморпути. Сузюмов был вскоре демобилизован и распоряжением Папанина направлен в ГУСМП, где и проработал до середины 1949 г.

В 1946 г. Папанина, а за ним и остальных из папанинской четвёрки Сталин снял с высоких государственных постов, но не репрессировал. Папанин был отправлен на пенсию, и только в 1949 г. академик П. П. Ширшов (тоже разжалованный из министров морского флота и пытавшийся сконцентрироваться на науке) пригласил Ивана Дмитриевича, бывшего «хозяина» всего Севера страны, на более чем скромную должность заместителя директора по экспедициям в только что созданный им Институт океанологии АН СССР. Сузюмова назначили первым учёным секретарём института, переведя из ГУСМП в Академию наук. В 1951 г., в связи с расширением работ в Мировом океане, Папанин был назначен начальником нового отдела морских экспедиционных работ Президиума АН СССР, а Сузюмов стал его заместителем. Можно условно сказать, что Папанин стал командующим разрастающегося академического флота, а Сузюмов - начальником штаба этого флота.

За успешную работу во время войны Е. М. Сузюмов был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и «Знак Почёта», а также медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ещё четыре ордена и большое количество юбилейных медалей он получил позднее. Он навсегда полюбил Север. Участвовал в экспедициях в высокие широты Арктики в 1947, 1949 и 195410 гг. Стал почётным полярником, а также членом Полярной секции Географического общества СССР и почётным иностранным членом Географического общества США. Был одним из организаторов 1-й Комплексной

9. Лагунова Г. Т. «Светлая голова Главсевморпути», или «История прошла сквозь Ваши руки...» // Арктика - история освоения и изучения. Наука, реальность, легенды (к 110-летию со дня рождения И. Д. Папанина). Апатиты, 2006.

10. Щербаков Д. И. На самолёте по Арктике. Л., 1956.

экспедиции АН СССР в Антарктику (1955-1956 гг.) и участвовал в её морской части. За этим последовали строительство новых академических судов, планирование экспедиционных работ в Мировом океане и участие в них. По его собственному выражению, относящемуся к началу 1980-х гг. (после выхода на пенсию), он «плавал по всем океанам и побывал на всех континентах». Был почётным гражданином города своего детства - Нижнего Ломова (что отмечено мемориальной доской на всё ещё сохранившемся доме его отца). На его родине - в г. Пензе -в декабре 2014 г. по ходатайству Русского географического общества ему тоже открыли мемориальную доску. Военно-морская шинель военных лет капитана административной службы ВМФ Е. М. Сузюмова, его награды, другие личные вещи экспонированы в музее города воинской славы Полярный Мурманской области.

Перу Е. М. Сузюмова принадлежат и исследования, и воспоминания о военных годах в Арктике. В 1964 г. была опубликована его небольшая книжка «Подвиг "А. Сибирякова"»11, восстановившая доброе имя капитана этого ледокольного парохода Анатолия Качаравы, попавшего тяжело раненным в немецкий плен. Ему, наконец, дали разрешение вернуться к судоводительской практике, но только на внутренних черноморских линиях. Справедливости ради нужно сказать, что ещё в 1961 г. другими авторами была опубликована книга о «Сибирякове»12, однако, по мнению Сузюмова, в ней содержались ошибки или, по крайней мере, неточности. Много материалов было опубликовано Сузюмо-вым в разных сборниках, таких как «Полярный круг», «Земля и люди», «Человек и стихия» и т. д. Всего им было опубликовано 13 книг и брошюр и около 170 статей и очерков, разумеется, не только об Арктике, но и о морских экспедициях Академии наук. В них исторические факты достоверны, поскольку для написания использовались многочисленные стенографические записи, сделанные «по горячим следам». Эти публикации уже мало доступны (кое-что попало в Интернет), но многие рукописи находятся в упомянутом выше фонде РГАЭ.

И в заключение приведу выдержку из письма от 6 ноября 1969 г. Е. М. Сузюмову, написанного известным ленинградским профессором-океанологом М. В. Максимовым: «Помните, Вас называли "светлой головой Главсевморпути". А называли ещё и "совестью Глав-севморпути". Глас народа - глас Божий. И это была правда. Годы это проверили, подчеркнули и доказали...»

11. Сузюмов Е. М. Подвиг «А. Сибирякова». М., 1964.

12. Новиков Л. А., Тараданкин А. К. Сказание о «Сибирякове». Документальная повесть. М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.