Научная статья на тему 'Деятельность Арктического института в годы Великой Отечественной войны'

Деятельность Арктического института в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический научно-исследовательский институт / арктические навигации / Великая Отечественная война / Arctic and Antarctic Research Institute / AARI / Great Patriotic War / Arctic navigations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Сергей Викторович

В статье рассматривается работа полярных исследователей Арктического научно-исследовательского института (ныне Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт) в годы Великой Отечественной войны. Опасный труд специалистов института имел важнейшее значение для организации гидрометеорологического обслуживания арктических навигаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Arctic Research Institute during the Great Patriotic War World War II

The article examines the work of polar researchers from the Arctic Research Institute (now the Arctic and Antarctic Research Institute, AARI) during the Great Patriotic War. The dangerous work of the Institute's specialists was of crucial importance for the organization of hydrometeorological services for Arctic navigations.

Текст научной работы на тему «Деятельность Арктического института в годы Великой Отечественной войны»

С. В. ФРОЛОВ

Деятельность Арктического института в годы Великой Отечественной войны

В 1940 г. приказом по Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) была произведена реорганизация Арктического на-учно-исследовательского института (АНИИ)1. Арктический институт, сохраняя прежнее название, сосредоточивал свою деятельность на освоении трассы Северного морского пути (СМП) как таковой. Произведённая реорганизация должна была ещё больше приблизить институт к решению практических задач арктического мореплавания.

Перед Великой Отечественной войной АНИИ вместе с изучением арктических морей и условий судоходства в них были развёрнуты исследования в Арктическом бассейне. В 1937-1938 гг. был организован и успешно проведён дрейф станции «Северный полюс»; в 1938— 1940 гг. - дрейф во льдах Арктического бассейна ледокольного парохода «Г. Седов».

Весной 1941 г. проведена Высокоширотная воздушная экспедиция (ВВЭ) на самолёте СССР Н-169 в район Полюса относительной недоступности, явившаяся прообразом и предтечей знаменитых послевоенных ВВЭ «Север». Был составлен план дальнейшего развития гидрометеорологических и геофизических исследований в высоких широтах, включая весь Арктический бассейн2.

С самого начала Великой Отечественной войны Арктика стала театром военных действий. В условиях военного времени роль Северного морского пути, обеспечивающего важнейшие народно-хозяйственные и военные перевозки, резко возросла. СМП стал транспортной коммуникацией, связывающей Северный фронт с предприятиями

1. Реорганизация Арктического института // Проблемы Арктики. 1940. № 7-8. С. 106-107.

2. Буйницкий В. X. Основные итоги и перспективы научно-исследовательских работ Арктического института // Доклады юбилейной сессии: XXV лет. 1920-1945 / Отв. ред. А. Минеев. М.-Л., 1945; XXV лет научной деятельности Арктического института. Сборник статей / Отв. ред. изд. В. X. Буйницкий. Л.-М., 1945.

оборонного комплекса, месторождениями стратегически важных ископаемых Сибири и Дальнего Востока3.

Планы и программы научных и экспедиционных работ АНИИ были пересмотрены. Главной задачей исследований института стали совершенствование методов сбора надёжной ледовой и гидрометеорологической информации и разработка новых, совершенствование существующих методик составления метеорологических и ледовых прогнозов различной заблаговременное™4.

С первых дней Великой Отечественной войны многие сотрудники АНИИ были призваны в действующую армию и военно-морской флот, а также вступили в ряды народного ополчения, защищая блокадный Ленинград. Среди них: директор АНИИ В. X. Буйницкий, научные сотрудники И. В. Максимов, В. С. Антонов, М. Е. Острёкин, Г. Я. Ванген-гейм, А. А. Гире, гидролог М. М. Сомов, синоптик В. В. Фролов, ледовые разведчики Ю. М. Барташевич, В. И. Решеткин, гидрологи П. А. Гевор-кянц, В. И. Соколов, геологи И. Д. Гатиев, Н. Н. Мутафи, И. А. Скляр, заведующий аспирантурой А. И. Звёздин, гидролог Ю. К. Чернявский, ледоисследователь А. Н. Золотов и др.5

В боях с врагом пали смертью храбрых: начальник конструкторского бюро АНИИ В. А. Ноздрёв, гидрологи А. И. Кулагин, Уралов, А. А. Сиверцев, Фильчаков, магнитологи В. А. Фриновский, И. Б. Канторович, биолог П. А. Рудаков, А. Ф. Боровков, П. Т. Бутенко, В. Б. Кару-зо, Д. Д. Примаков, И. Л. Рысюков, Н. М. Сторожев, И. И. Тамарский, А. Н. Тюмин, Б. Б. Чернышёв.

3. Крутских Б. А. Полярники в годы Великой Отечественной войны // Метеорология и гидрология. 1985. № 5. С. 48-52.

4. Воеводин В. А. Арктический институт в годы Великой Отечественной войны (к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне). Юбилейный выпуск 70 (к 75-летию ААНИИ) // Проблемы Арктики и Антарктики. 1995. С. 50-57; Волков Н. А., Макштас А. П. Полярники Арктического научно-исследовательского института в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (40 лет Великой Победе) (Павильон «Гидрометеорология и контроль природной среды»). Л., 1985.

5. Аветисов Г. П. Имена сотрудников НИИГА-ВНИИОкеангеология на картах Арктики и Антарктиды // Проблемы Арктики и Антарктики. 2009. № 2 (82). С. 153-166; Бородачёв В. Е., Шильников В. И. История ледовой авиационной разведки в Арктике и на замерзающих морях России (1914-1993 гг.) / Ред. Ю. А. Горбунов. СПб., 2002; Дорожкина М. В., Саватюгин Л. М. Имена сотрудников ААНИИ на географических картах. Анатолий Николаевич Золотов, Вера Михайловна Коновалова // Проблемы Арктики и Антарктики. 2010. № 3 (86). С. 114-116; Дубовцев В. Ф. Заметки из прошлого: страницы истории // Проблемы Арктики и Антарктики. 2008. № 3 (80). С. 156-159; Полярники в Отечественной войне. Сборник статей / Сост. Т. Алферьева и др.; ред. М. Черненко, Т. Селявина. М., 1945; Саруханян Э. К. Игорь Максимов. Их именами названы корабли науки. СПб., 2013; Сузюмов Е. М. Полярники в Великой Отечественной войне. В сб. Советские географы - фронту и тылу (1941-1945 гг.) // Вопросы географии. 1985. Сб. 128. С. 163-169; Трёшников А. Ф. Их именами названы корабли науки. Л., 1978.

Сотрудники АНИИ, оставшиеся в Ленинграде, дежурили в группах самозащиты, ликвидировали очаги пожаров при воздушных налётах, участвовали в строительстве оборонительных укреплений. Многие из сотрудников жили в здании института на Фонтанке, 34 и спасали научные фонды от огня и сырости.

Во время блокады Ленинграда институт потерял гидрохимиков С. К. Деменюк и Ю. Н. Дерюгина, гидробиолога Г. П. Горбунова, гидрологов С. К. Добронравова, М. И. Сперанского, И. Ф. Сарновского, А. К. Кюльвая, С. Ф. Лаврентьева, П. Н. Неволина, Самойленко, Тюртю-бек, инженера Б. Ф. Архангельского, аэрологов И. М. Бушева и Арефьева, геодезиста Г. А. Войцековского, картографа Собенникова и др.6

Осенью 1941 г. Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение об эвакуации организаций ГУСМП в Красноярск. В этот период началась эвакуация и Арктического института. В Красноярске он был размещён по адресу: ул. Маркса, ЮЗ7.

Арктический институт в течение первого полугодия 1942 г. не имел возможности развернуть научно-исследовательскую деятельность, т. к. в связи с военными условиями только небольшая группа работников института, в основном находившаяся на оперативной работе в Москве, была эвакуирована в Красноярск в 1941 г. Кроме того, сюда же были направлены состав экспедиции «Ледовый патруль» и участники экспедиции, работавшей в районе Новосибирских островов.

Такое же положение создалось с научными материалами: небольшую часть материалов (фондов) институту удалось отправить из Ленинграда в Красноярск в конце июля 1941 г., причём эти материалы были первичными данными наблюдений. Сюда же прибыл материал московской опергруппы. Совершенно отсутствовала научная библиотека.

К началу 1942 г. в Красноярске оказался небольшой коллектив сотрудников института (в составе 46 человек) с очень ограниченным научным материалом. Среди них был В. Ю. Визе с семьёй. В. Ю. Визе и здесь выполнял функции председателя учёного совета института, наряду с большой научной работой он принимал участие в работе краевых организаций8.

6. Гаккель Я. Я. За четверть века: обзор деятельности Арктического института Главсев-морпути за 25 лет (1920-1945). М.-Л., 1945.

7. Андреев А. О., Дукальская М. В., Фролов С. В. Страницы истории ААНИИ // Проблемы Арктики и Антарктики. 2010. № 1 (84). С. 7-25.

8. Трёшников А. Ф. Арктический институт в Великой Отечественной войне // Метеорология и гидрология. 1975. № 5. С. 53-54.

Только в начале февраля 1942 г. началась эвакуация из Ленинграда, которая длилась до июня месяца, а в отдельных случаях и до августа, т. к. прибывающие из Ленинграда сотрудники надолго задерживались на излечении в госпиталях и стационарах. Таким образом, первая половина года прошла в напряжённой оргработе по эвакуации института из Ленинграда и созданию в Красноярске нормальных условий для работы всех отделов института.

Лётчики полярной авиации (экипаж Г. К. Орлова: штурман В. И. Аккуратов, бортмеханик Н. Л. Кекушев, бортрадист С. Наместников, второй бортмеханик Н. Баек) в очень сложных условиях эвакуировали в Ярославль и Череповец больных сотрудников и их семьи из блокированного Ленинграда. Оттуда поездом они были переправлены в Красноярск. Одновременно с эвакуацией людей были вывезены материалы наблюдений полярных станций и более 150 на-учно-исследовательских арктических экспедиций. Экипаж Орлова и группа начальника Политуправления ГУСМП В. Д. Новикова разыскали и вывезли из Ленинграда более 600 человек9.

Учитывая важность научно-оперативного обеспечения морских операций в Арктике в период войны, ГКО освободил работников Главсевморпути, в том числе и учёных института, от мобилизации. В Красноярске АНИИ был укреплён сотрудниками, возвратившимися из летних экспедиций, специалистами родственных институтов, эвакуированных в Сибирь из Москвы.

В этот сложный период директорами АНИИ были Л. Л. Балакшин (и. о., с 27 июня 1941 г. по 28 января 1942 г.), С. В. Славин (и. о., с 29 января по 19 апреля 1942 г.). В июне 1942 г. В. X. Буйницкий был отозван из действующей армии в распоряжение Главсевморпути и вновь назначен директором Арктического института10.

После завершения эвакуации института его сотрудники активно включились в научную деятельность. В этот период были значительно расширены работы по совершенствованию методов долгосрочных ледовых прогнозов и синоптической метеорологии. Научный руководитель прогностических исследований В. Ю. Визе на основании собственных исследований и обобщения работ, выполненных в 1941— 1943 гг. сотрудниками АНИИ Д. Б. Карелиным, Н. А. Волковым, М. М. Сомовым, И. Г. Овчинниковым и др., подготовил и опубликовал в 1944 г. монографию «Основы долгосрочных ледовых прогнозов

9. Аккуратов В. И. Лёд и пепел. Записки штурмана. М., 1984.

10. Дукальская М. В. Виктор Харлампиевич Буйницкий. К 100-летию со дня рождения

// Российские полярные исследования. СПб., 2012. № 1 (7). С. 43-45.

для арктических морей», за которую в 1946 г. был удостоен Сталинской премии11.

В июне 1942 г. И. В. Максимов был переведён из Архангельска в АНИИ в Красноярске, а 1 апреля 1943 г. стал заместителем директора Арктического института по научной части. И. В. Максимов продолжал научные исследования, связанные с изучением течений и приливов в арктических морях и проливах. В эти годы он обосновал необходимость новых подходов в дальнейшем изучении Арктики, в том числе и в центральной части Арктического бассейна, разработал основы технологии использования данных по приливо-отливным колебаниям уровня моря для оценки средней ледовитости морей Северного морского пути12.

В годы войны в институте произошло становление школы ма-кроциркуляционного метода долгосрочных метеорологических прогнозов (Г. Я. Вангенгейм, А. А. Гире); С. Д. Лаппо в 1942 г. защитил кандидатскую диссертацию, в которой разработал новый метод прогнозирования ледовитости на основе осенних метеопризнаков; В. В. Фролов и К. И. Чуканин составили «Наставление по метеорологическому обеспечению действий полярной авиации», которое было принято как обязательное пособие на всех полярных бюро погоды.

Геофизиками института были разработаны теоретические основы методики прогнозов прохождения радиоволн на арктических линиях связи, под руководством И. В. Максимова и А. Ф. Лактионова составлены гидрометеорологические описания арктических морей и атласы течений в проливах, расширены работы по ледоведению; создана новая лаборатория для изучения физико-механических свойств льда и разработки методов активной борьбы со льдом (руководитель И. С. Песчанский)13.

В 1943 г. в Арктическом институте было положено начало систематическим работам по изучению изменчивости девиации магнитного компаса при плавании судов в высоких широтах. В навигацию этого года К. К. Федченко и профессором П. Д. Белоновским был собран обширный материал по девиации компаса на ледоколах «Красин», «А. Микоян» и ледорезе «Литке». В навигацию 1944 г. аналогичные работы были проведены Е. А. Залюм на борту парохода «Революционер».

Проводился и научно-методический надзор за наблюдениями полярных станций. Так, в 1944 г. тремя сотрудниками Арктического ин-

11. Визе В. Ю. Основы долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей. 1944.

12. Саруханян Э. К. Игорь Максимов. Их именами названы корабли науки. СПб., 2013.

13. Волков Н. А., Макштас А. П. Указ. соч.

ститута (Е. Н. Тихомировым, А. В. Бианки и С. А. Муравьёвым) была осуществлена инспекция 14 полярных станций14.

В эти годы институтом издано более 50 монографий, сборников научных трудов, руководств и пособий, содержащих научные данные о природе арктических морей. Среди них - 14 выпусков из серии «Пособия и руководства», 24 тома Трудов Арктического института, подготовлено к печати и издано восемь выпусков сборника «Проблемы Арктики».

В предвоенные и военные годы с полной отдачей и энтузиазмом начинали работу в Арктике молодые специалисты, ставшие впоследствии крупными полярными исследователями: В. X. Буйницкий, А. Ф. Трёшников, В. В. Фролов, Е. И. Толстиков, М. М. Сомов, Н. А. Волков, П. А. Гордиенко, Д. Б. Карелин, А. Г. Дралкин, В. М. Иванов и многие другие. В 1944-1945 гг. в Арктическом институте на основе работ, выполненных в предвоенные и военные годы, подготовили и защитили кандидатские диссертации Д. Б. Карелин, П. Г. Лобза, М. М. Сомов, Н. А. Лабзовский, А. А. Гире, А. В. Коптева, 3. М. Прик и др.15

В Арктическом институте в период его пребывания в Красноярске работали многие сотрудники других научных учреждений Москвы и Ленинграда. Б. В. Штокман там начал разрабатывать методы анализа водных масс, расчётные методы прогноза температуры воды в океане, теорию полных потоков в динамике вод Северного Ледовитого океана; гидробиологи В. Г. Богоров, К. А. Бродский, М. А. Виркетис разработали систему гидробиологических показателей гидрологических и ледовых условий арктических морей16.

В 1943 г., в соответствии с решением ГУСМП, директору института было поручено произвести набор студентов в Гидрографический институт и организовать их обучение. Молодёжь призывного возраста была в армии, поэтому среди студентов оказались юноши, не достигшие 18 лет, и девушки; всего удалось набрать 20-25 человек17. Занятия были организованы в здании Арктического института. Читали лекции известные учёные-полярники: А. Ф. Лактионов, И. С. Песчанский, О. Г. Дитц и др. Среди студентов этой группы были

14. Тихомиров Е. И. Инспекция полярных станций в 1944 году // Проблемы Арктики. 1945. № 2. Л.: Издательство Главсевморпути, 1946. С. 127.

15. В учёном совете Арктического института // Проблемы Арктики. 1945. № 4. Л.: Издательство Главсевморпути, 1946. С. 106.

16. Трёшников А. Ф. Арктический институт в Великой Отечественной войне // Метеорология и гидрология. 1975. № 5. С. 53-54.

17. Дубовцев В. Ф. Заметки из прошлого: страницы истории // Проблемы Арктики и Антарктики. 2008. № 3 (80). С. 156-159.

будущие известные сотрудники Арктического института: А. Л. Соколов, И. М. Кузнецов, В. Ф. Дубовцев, В. М. Коновалова, В. И. Задорина, а также Б. С. Майнагашев, ставший впоследствии капитаном дальнего плавания, начальником морских операций западного района Арктики.

В связи с передачей сети полярных станций в ведение АНИИ, согласно решению коллегии Главсевморпути от 21 июля 1944 г., подготовку кадров для станций было решено проводить в Ленинграде под непосредственным наблюдением института. Для этого при Гидрографическом институте ГУСМП была организована Школа метеорологии и связи. Из сотрудников Арктического института в организации школы приняли участие Н. А. Терлецкий и В. Т. Тимофеев. К преподаванию были привлечены А. В. Бианки, Н. А. Терлецкий,

A. Ф. Трёшников, М. В. Николаева, С. И. Петров и Г. С. Меламед. Всего в 1944 г. в школу было принято 195 человек - 69 мужчин и 126 женщин18.

Особо важное значение при проводке караванов судов на трассе СМП имела ледовая авиаразведка, объём которой в годы войны значительно возрос. В практику вошло выполнение ледовой разведки в несколько этапов: зимние разведки, преднавигационные, навигационные, осенние19.

Наибольший вклад в производство ледовой разведки внесли ледовые разведчики АНИИ - гидрологи-бортнаблюдатели: Н. А. Волков, Д. Б. Карелин; А. Н. Петриченко, Ю. М. Барташевич, П. А. Горди-енко, И. Г. Овчинников, А. П. Шумский, А. Н. Смесов, Б. И. Иванов,

B. С. Назаров, Н. Т. Субботин; К. И. Ермак, М. М. Сомов, А. Г. Драл-кин20. И. Г. Овчинников, гидролог Арктического института, специалист по ледовому режиму Баренцева и Карского морей, погиб вместе с эки-

18. Школа метеорологии и связи Управления учебных заведений Главсевморпути // Проблемы Арктики. 1945. № 2. Л.: Издательство Главсевморпути, 1946. С. 128.

19. Бородачёв В. Е., Шильников В. И. История ледовой авиационной разведки в Арктике и на замерзающих морях России (1914-1993 гг.) / Ред. Ю. А. Горбунов. СПб., 2002; Гордиенко П. А. Рекогносцировка «белых пятен» Полярного бассейна за годы войны // Проблемы Арктики. 1945. № 1. Л.: Издательство Главсевморпути, 1946. С. 92-94.

20. Ледовый ежегодник 1940/1941. Наблюдение над состоянием льда в арктических морях за зиму 1940/1941 года и в навигацию 1941 года / Под ред. А. Ф. Лактионова. М.-Л., 1948; Ледовый ежегодник 1941/1942. Наблюдение над состоянием льда в арктических морях за зиму 1941/1942 года и в навигацию 1942 года. М.-Л., 1949; Ледовый ежегодник 1942/1943. Наблюдение над состоянием льда в арктических морях за зиму 1942/1943 года и в навигацию 1943 года / Под ред. А. Ф. Лактионова. М.-Л., 1949; Ледовый ежегодник 1943/1943. Наблюдение над состоянием льда в арктических морях за зиму 1943/1944 года и в навигацию 1944 года / Под ред. А. Ф. Лактионова. М.-Л., 1950; Ледовый ежегодник 1944/1945. Наблюдение над состоянием льда в арктических морях за зиму 1944/1945 года и в навигацию 1945 года / Под ред. А. Ф. Лактионова. М.-Л., 1951.

пажем самолёта 81-43 СССР Н-207 23 августа 1942 г. при выполнении ледовой разведки21.

В годы войны коренным образом были усовершенствованы методы картирования льдов, разработана новая номенклатура морских льдов, введены новые пособия по производству авиационных наблюдений. В результате обобщения созданных сотрудниками АНИИ вместе со штурманами и лётчиками методов разведки и картирования льдов Д. Б. Карелиным, Н. А. Волковым, В. В. Жадринским, П. А. Гордиенко подготовлена к печати книга «Ледовая авиационная разведка»22.

Для улучшения гидрометеорологического обслуживания СМП в годы войны была значительно расширена сеть полярных станций в Арктике. Данные наблюдений за погодой и ледовыми условиями поступали в радиоцентр АНИИ, оттуда направлялись в региональные бюро погоды на острове Диксон, на мысе Шмидта, в Тикси, Амдерме и Крестах Колымских, которыми руководили сотрудники института В. В. Фролов, Н. В. Шацилло, К. И. Чуканин, Е. И. Толстиков, Н. А. Волков, С. Т. Серла-пов и др. Краткосрочные прогнозы погоды, составляемые синоптиками бюро погоды, высоко ценились моряками и лётчиками23.

Все годы войны специалисты по метеорологическим и ледовым прогнозам (М. М. Сомов, В. В. Фролов, Н. В. Шацилло, Д. Б. Карелин, А. Ф. Трёшников, А. Г. Дралкин, К. А. Сычёв, Н. А. Волков, Е. И. Толстиков, П. А. Гордиенко и др.) на навигационный период выезжали в штабы морских операций, на ледоколы, вылетали в ледовую разведку и на месте давали рекомендации о ледовых условиях проводки караванов судов.

В июне 1942 г. ГКО было принято решение о переброске Северным морским путём нескольких боевых кораблей с Дальнего Востока в поддержку Северного флота. 8 июня 1942 г. нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов подписал Приказ № 0192 на переход экспедиции особого назначения - ЭОН-18. В состав отряда боевых кораблей вошли: лидер «Баку», ЭМ «Разумный», «Разъярённый» и «Ревностный». Научное обеспечение кораблей гидрометеорологической информацией и прогнозами осуществляли сотрудники АНИИ гидрологи Н. А. Волков и М. М. Сомов, синоптики Е. И. Толстиков и В. В. Фролов,

21. Полярники в Отечественной войне. Сборник статей / Сост. Т. Алферьева и др.; ред. М. Черненко, Т. Селявина. М., 1945.

22. Карелин Д. Б., Волков Н. А., Жадринский В. В., Гордиенко П. А. Ледовая авиационная разведка. М.-Л., 1946.

23. Гордиенко П. А. Полярные гидрометеорологические станции в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Метеорология и гидрология. 1975. № 8. С. 110-113; Гордиенко П. А. Полярные гидрометеорологи: Воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Человек и стихия - 80. Л., 1979. С. 113-114.

которые за эту операцию были награждены орденами Красной Звезды24. На Дальнем Востоке обеспечением ледовыми и метеорологическими прогнозами зимних морских операций в проливе Лаперуза, Охотском и Японском морях занималась созданная институтом при Штабе морских операций научно-оперативная группа, в состав которой входили сотрудники АНИИ ледовый прогнозист Н. А. Волков и синоптик В. А. Аристов. В результате первого года работы группой было подготовлено и издано «Руководство для плавания во льдах пролива Лаперуза».

В Красноярске формировались экспедиции ледового патруля, которые на небольших моторно-парусных судах обследовали кромку льда в морях Баренцевом, Карском и Лаптевых. Эти суда не только собирали важную информацию о гидрометеорологических условиях, но и занимались снабжением полярных станций25.

4 октября 1941 г. научно-экспедиционное судно АНИИ «Академик Шокальский» (начальник экспедиции П. А. Шумский, гидрологи Н. Т. Субботин, В. Б. Старков и Б. А. Любимцев) встретило германскую подводную лодку у северо-восточных берегов Новой Земли и вынуждено было уйти под защиту берегов26.

В июне 1942 г. по распоряжению члена ГКО, начальника Главсев-морпути И. Д. Папанина в Архангельск направили научно-оперативную группу сотрудников Арктического института для участия в работах ледового патруля на гидрографическом судне «Мурманец». В состав группы входили: начальник экспедиции А. П. Шумский, научный руководитель В. С. Назаров, гидрограф Б. Л. Лейкин, океанолог Н. В. Субботин, навигатор В. В. Дремлюг. Ледовому патрулю предстояло выполнить комплекс работ, связанных с обеспечением боевых и транспортных операций в Баренцевом и Карском морях. В период экспедиции судно приняло участие в спасении моряков конвоя РО-17. Всего на борт «Мурманца» с 13 по 17 июля подняли более 100 человек27.

В августе 1943 г. под обстрел вражеского самолёта попала возглавляемая А. Ф. Трёшниковым экспедиция Арктического института на гидрографическом судне «Мурманец», следовавшая к мысу Желания на помощь зимовщикам28.

24. Волков Н. А., Макштас А. П. Указ. соч.

25. Дмитриев А. А., Горбунов Ю. А. Ледово-гидрологические патрули в российских арктических морях // Проблемы Арктики и Антарктики. 2013. № 4 (98). С. 104-115.

26. Сузюмов Е. М. Указ. соч. С. 163-169.

27. Дремлюг В. В. Военное лихолетье // Проблемы Арктики и Антарктики. 2009. № 2 (82). С. 167-175; Дремлюг В. В. Ледовые патрули в Арктике // Проблемы Арктики и Антарктики. 2009. № 3 (83). С. 154-157.

28. Сузюмов Е. М. Указ. соч. С. 163-169.

27 июля 1943 г. в 15 милях к юго-востоку от мыса Спорый Наволок у северо-восточного побережья Новой Земли немецкой подводной лодкой было обстреляно и потоплено экспедиционное судно АНИИ «Академик Шокальский» (начальник экспедиции - В. С. Большаков). Но подводная лодка не оставила в покое спасшихся. Подойдя ещё ближе, противник начал расстреливать их из пулемётов и орудий. Были убиты две женщины, в том числе гидрохимик экспедиции, сотрудница АНИИ Б. И. Футерман, и моторист и ранен гидролог экспедиции А. В. Иванов. 2 и 3 августа 1943 г. мотобот «Полярник» подобрал 15 оставшихся в живых из 27 членов экипажа и пассажиров «Академика Шокальского» и доставил их в порт Диксон29.

В июле и августе 1942 г. гитлеровцы пытались блокировать восточную часть Баренцева моря и всё Карское море. Для этого в Карское море был послан крейсер «Адмирал Шеер». Ледокольный пароход «А. Сибиряков» во время Великой Отечественной войны вошёл в состав Беломорской военной флотилии. Рейдер обнаружил его 25 августа в районе острова Белуха. После неравного боя, длившегося полчаса, «А. Сибиряков» был потоплен. Погибла большая часть экипажа, остальных взяли в плен. Среди пленных оказался сотрудник АНИИ А. Н. Золотов30.

27 августа 1942 г. «Адмирал Шеер» напал на радиоцентр и порт острова Диксон. Три батареи, установленные на острове, и находившийся в бухте ледокольный пароход «Дежнёв» (СКР-19) ответили залпами своих орудий. Рейдер получил несколько попаданий и, прикрываясь дымовой завесой, ушёл в открытое море. Большую роль в обороне острова сыграли противодесантные группы народного ополчения, в числе которых были сотрудники АНИИ В. В. Фролов, Н. В. Шацилло, М. М. Сомов, А. Г. Дралкин, К. А. Сычёв и др.31

Арктический институт работал в Красноярске до 1944 г., затем вернулся в Ленинград. Координация деятельности института в этот период значительно осложнялась тем, что в 1943 г. часть его оперативных подразделений была реэвакуирована в Москву и лишь по завершении навигации 1945 г. вернулась в Ленинград. После возвращения в Ленинград

29. Большаков В. С. Гибель экспедиционного судна «Академик Шокальский» // Проблемы Арктики. 1944. № 1. Л.: Издательство Главсевморпути, 1945. С. 157-159.

30. Воеводин В. А. Указ. соч. С. 50-57; Дорожкина М. В., Саватюгин Л. М. Имена сотрудников ААНИИ на географических картах. Анатолий Николаевич Золотов, Вера Михайловна Коновалова// Проблемы Арктики и Антарктики. 2010. № 3 (86). С. 114— 116; Крутских Б. А. Полярники в годы Великой Отечественной войны // Метеорология и гидрология. 1985. № 5. С. 48-52.

31. Сузюмов Е. М. Указ. соч. С. 163-169; Трёшников А. Ф. Арктический институт в Великой Отечественной войне // Метеорология и гидрология. 1975. № 5. С. 53-54.

сотрудники института своими руками восстанавливали здание АНИИ, для того чтобы как можно скорее продолжить исследовательскую работу32.

Родина высоко оценила труд сотрудников Арктического института в годы Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 3 декабря 1945 г. за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны награждены орденами и медалями работники Главсевморпути.

В Арктическом институте были награждены следующие сотрудники33:

- орденом Ленина - В. Ю. Визе;

- орденом Отечественной войны I степени - В. X. Буйницкий;

- орденом Отечественной войны II степени - И. В. Максимов;

- орденом Трудового Красного Знамени - Д. Б. Карелин, Л. И. Леонов, Е. А. Леонтьева, М. Е. Острёкин, С. В. Славин, Е. И. Тихомиров;

- орденом Красной Звезды - В. В. Аристов, В. Е. Благодаров, Н. А. Волков, Я. Я. Гаккель, К. А. Гомоюнов, П. А. Гордиен-ко, А. Г. Дралкин, Н. М. Жемчугов, А. И. Зубков, В. Н. Кошкин, А. Ф. Лактионов, А. П. Никольский, Е. И. Толстиков, В. В. Фролов, К. А. Радвиллович, М. М. Сомов;

- орденом «Знак Почёта» - В. М. Бессуднов, Г. Я. Вангенгейм, К. Д. Егоров, А. И. Ионов, А. П. Кибалин, С. Д. Лаппо, В. С. Назаров, Н. П. Осипов, Г. М. Силин, Г. П. Смирнов, И. М. Суслов, И. Д. Тельнов, В. Т. Тимофеев, П. Е. Терлецкий, В. А. Трапновская, А. Ф. Трёшников, К. К. Федченко, И. Л. Фрейдин, А. А. Храпаль, К. И. Чуканин, В. Н. Янкович;

- медалью «За трудовую доблесть» - М. Ю. Берман, М. А. Богуславская, Т. В. Николаева, 3. И. Павлова, 3. М. Прик, Е. Н. Седова, Н. Д. Травин, Н. В. Шацилло;

- медалью «За трудовое отличие» - А. В. Бианки, В. П. Богомолова, А. А. Гире, Е. П. Комарова, М. И. Комиссаров, Е. И. Куржен-кова, В. Ф. Рудич, Е. А. Синицына, Т. И. Челышева.

Сотрудники АНИИ внесли достойный вклад в победу над врагом своим самоотверженным трудом по гидрометеорологическому обеспечению арктической навигации, действий Военно-морского флота и авиации в Арктике и непосредственным участием в боевых операциях на Северном театре военных действий.

32. Андреев А. О., Дукальская М. В., Фролов С. В. Страницы истории ААНИИ // Проблемы Арктики и Антарктики. 2010. № 1 (84). С. 7-25.

33. О награждении работников Арктического института орденами и медалями // Проблемы Арктики. 1945. № 5/6. Л.: Издательство Главсевморпути, 1947. С. 131-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.