Научная статья на тему 'ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКАМ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКАМ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки в конфликте с законом / взросление / социальная реабилитация / значимый взрослый / наставничество / психологический тренинг

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорова Зинаида Николаевна

В статье представлен уникальный опыт сопровождения процесса взросления подростков, находящихся в конфликте с законом, в Благотворительном Фонде «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого». Рассматривается наставничество в освоении взрослости, особенности групповой работы с воспитанниками Центра, описана работа реабилитационной группы в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорова Зинаида Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКАМ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 27-4:316.624.3

Григорова Зинаида Николаевна (Санкт-Петербург)

ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКАМ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация: В статье представлен уникальный опыт сопровождения процесса взросления подростков, находящихся в конфликте с законом, в Благотворительном Фонде «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого». Рассматривается наставничество в освоении взрослости, особенности групповой работы с воспитанниками Центра, описана работа реабилитационной группы в условиях пандемии.

Ключевые слова: подростки в конфликте с законом, взросление, социальная реабилитация, значимый взрослый, наставничество, психологический тренинг.

HELPING ADOLESCENTS WITH UNLAWFUL BEHAVIOUR TO MASTER ADULTHOOD

Abstract: The article presents a unique experience of supporting the process of growing up of adolescents in conflict with the law in the BF «Center for Social Adaptation of St. Basil the Great». Mentoring in the development of adulthood, features of group work with pupils of the Center are considered, the work of the rehabilitation group in pandemic conditions is described.

Key words: teenagers in conflict with the law, growing up, social rehabilitation, significant adult, mentoring, psychological training.

Подростковый возраст занимает особое место в развитии личности. Это связано с тем, что он является переходом от одной эпохи развития к другой — от детства к взрослости. Универсальной целью отрочества является избавление от родительской опеки, приобретение все большей независимости в поведении. Однако, это невозможно без развитого самосознания, без целостного представления о самом себе и окружающем мире (Аверин. 1998. С. 339). Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Таким образом, главной внутренней сущностью подросткового возраста является взросление. При этом, «взросление — дело трудное и даже болезненное» (Слободчиков. 2017. С. 4). Особенности протекания процесса освоения подростком взрослости, несомненно, откладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.

В современном обществе претерпевают серьезные изменения основные «пространства взросления». В поле взросления все чаще доминирует модель принятия «взрослых привилегий» (удовольствий) без принятия ответственности. При отсутствии ответственности свобода носит разрушительный характер: «Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол» (Франкл. 1990. С. 24). Взросление проходит нормально, если постепенное возрастание свободы (автономности) происходит пропорционально с осознанием и принятием ответственности (за себя, окружающих, мир) в поступках и поведении ребенка. Такое освоение взрослости возможно лишь при включенной заинтересованности и активном участии значимых взрослых в жизни ребенка, находящихся с ним в иерархических отношениях любви и заботы (взрослый) и послушания (ребенок) (Остапенко. 2013. С. 13). Очень важно, чтобы передача ответственности и предоставление свободы ребенку по мере его взросления, опирались на ориентиры нравственного сознания, которые закладываются, как правило, родителями или другими значимыми взрослыми. Архим.

Платон (Игумнов) в понимание нравственного сознания включает такие понятия, как стыд, совесть, долг, стремление к добру или добродетель, ответственность. Ответственность он определяет как «нравственную отчетность за совершенный поступок.

Раскрытие перед взрослеющим подростком истинных возможностей свободы является важнейшей задачей взрослых. Однако далеко не всегда в его ближайшем окружении есть такие люди, которым он готов доверять, а они в свою очередь, готовы полноценно участвовать в жизни ребенка. При таких обстоятельствах подросток вынужден самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления, что повышает вероятность формирования девиантных форм поведения.

Особенно актуальным является помощь в освоении взрослости подросткам, находящимся в конфликте с законом, т. е. вступивших во взаимодействие с системой правосудия в качестве обвиняемых или подозреваемых. С такой группой в Санкт-Петербурге успешно работает Благотворительный Фонд «Центр святителя Василия Великого» (далее Центр), учрежденный в 2004 году православным приходом церкви св. вмц. Анастасии Узорешительницы, который представляет удачную модель социального партнерства светской некоммерческой организации Русской Православной Церкви. Это единственная в России негосударственная организация открытого типа, где подростки с противоправным поведением могут пройти курс социальной реабилитации в режиме стационара. Реабилитационный курс осуществляется в группе не более семи человек, его продолжительность — от девяти месяцев.

Вся деятельность Центра ориентирована, прежде всего, на создание благоприятных условий для взросления подростков, на раскрытие их потенциалов и способностей. Это происходит путем формирования для воспитанников Центра безопасной терапевтической среды, моделирования социальных ситуаций, в которых молодой человек учится

самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, ставить цели и учиться их достигать.

Сопровождение процесса взросления подростков, которым занимаются специалисты Центра свт. Василия, представляет собой наставничество в освоении взрослости. В Центре наставником может быть любой сотрудник или волонтер, который курирует деятельность подростка в определенный период реабилитационного курса. Наставник является неким проводником подростка во взрослую жизнь, минимизирующим возможные социальные риски взросления. Наставники являются трансляторами социальных норм через совместную деятельность с подростками направляют их к использованию модели социально-одобряемого поведения. Наставник личным примером демонстрирует воспитаннику нормы поведения в совершенно разных сферах: от соблюдения правил этикета за столом и норм поведения в общественных местах, до взаимодействия с представителями различных учреждений, поведения в конфликтных ситуациях и т. д. Наставничество не заканчивается после прохождения курса социальной реабилитации в Центре свт. Василия. Выпускники приходят за помощью, советом. Для некоторых наставники стали действительно близкими людьми, с которыми они могут посоветоваться, обсудить свою личную жизнь, семейные проблемы, профессиональные планы. Формирование доверительных отношений воспитанников с сотрудниками и волонтерами Центра свт. Василия возможно за счет со-бытийной общности, важным элементом которой является совместная деятельность подростков и взрослых. В. И. Слободчиков определяет со-бытийную общность как необходимую ситуацию развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивается только в структуре со-бытийной общности, основная функция которой — развитие» (Слободчиков. 2005. С. 153). Со-бытийная общность начинается с эмоционального восприятия субъектом другого (других), как значимого и интересного человек, с возникновения общего пространства

взаимодействия, в котором каждый может открыто проявить себя, найти «себя в другом» и «другого в себе» в условиях открытого диалога на уровне смыслов (Шустова. 2010. С. 27).

Параллельно с курсом социальной реабилитации в Центре свт. Василия реализуются проекты, которые дают возможность разнообразить совместную деятельность воспитанников и сотрудников, а также делает реабилитационный процесс более насыщенным и динамичным. К участию в проектах активно привлекаются волонтеры, которые являются важнейшим ресурсом Центра. Один из проектов, «Школа странствий», представляет собой совместные длительные автомобильные туристические поездки с элементами сложных многодневных пеших походов. Такие походы дают подросткам уникальную возможность проверить свои силы в экстремальных условиях проживания и научиться преодолевать трудности. Это способствует развитию у них стрессоустойчивости, волевых качеств, ответственности, раскрытию внутреннего потенциала. В походах воспитанники Центра учатся контролировать свое поведение, ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, получают новый социальный опыт. В течение путешествия они делают остановки в православных монастырях или на приходах церквей, где совместно трудятся, знакомятся с православными традициями, историей и культурой родной страны.

Одним из этапов «Школы странствий», является посещение Соловецких островов, где группа проживает недалеко от Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в палаточном лагере. Уже стали традиционными встречи-беседы с иером. Прокопием (Пащенко), который дает наставления как воспитанникам, так и сотрудникам Центра. Отец Прокопий (Пащенко) обращает внимание специалистов, работающих с подростками, нарушившими закон, прежде всего, на принципы христианского отношения к личности другого человека. А именно: видеть образ Божий; разделять грех и человека; поверить в человека; признать возможность

возрождения — «увидеть» другого; любовь и уважение; не терзать прошлым; сопереживать; найти подход; принимать человека, несмотря на его срывы; выслушать; избегать заискивания и превозношения. Отец Прокопий (Пащенко) подробно разъясняет каждый из этих принципов, поскольку без их соблюдения невозможно полноценное сопровождение процесса взросления.

Реабилитационный курс, который проходят подростки в Центре, обязательно включает в себя психологические тренинги. Они проводятся регулярно, совместно с воспитанниками и сотрудниками Центра. Совместная работа в тренинговой группе подростков и взрослых позволяет минимизировать характерное для подросткового возраста противостояние взрослым, продемонстрировать различные социально-одобряемого модели взрослого поведения. Основная цель психологических тренингов заключается в обучении воспитанников Центра успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, выстраиванию конструктивных и безопасных отношений. Работа в группе дает подросткам возможность формулировать и обсуждать свои проблемы, мысли, чувства, способствует развитию самоанализа, рефлексии, оценки своих поступков. В формате психологического тренинга обсуждается необходимость соблюдения определенных норм и правил, анализируются возможности, которые открываются воспитанникам при прохождении реабилитационного курса, рассматриваются проблемы межпоколенного взаимодействия и многое другое. На протяжении всего курса социальной реабилитации, ведущий тренинга обращается к позитивным сторонам личности подростков, не акцентируя внимания на негативных аспектах. Групповая работа опирается на следующие принципы, которые способствуют поддержанию положительного эмоционального фона и заинтересованности у участников тренинговой группы:

Ненасильственность общения. Прежде всего предполагает добровольное участие подростков в тренинге, блокирование

тренером попыток участников группы принуждать друг-друга к каким-либо действиям, избегание принуждения при выборе водящего и т. п.

Положительный характер обратной связи. Использование только положительной обратной связи, как надежного средства помощи подростку в снятии напряжения, преодолении застенчивости, повышении самооценки. Пресечение тренером попытки самих участников группы давать друг другу негативную обратную связь.

Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Подбор игр и упражнений должен производиться таким образом, чтобы они не фиксировали слабые стороны подростка, а подчеркивали сильные, не ставили подростка в ситуацию неуспешности, а укрепляли веру в себя, давали ему возможность быть успешным и поощряя его, расширяли репертуар социально-приемлемых моделей поведения.

Дистанцирование и идентификация. В случаях ситуации неуспешности тренер помогает подростку дистанцироваться от его неудачи. Вместе с тем, в ходе тренинга тренер помогает участникам группы идентифицироваться с их успехами, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность подростка.

Включенность. Тренер придерживается роли участника всех игр. Участвуя в играх, тренер своим примером помогает участникам включиться в игру или упражнение, а также помогает осознавать, что игры и упражнения в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.

Введение ограничительных мер, связанных с пандемией, повлекли за собой сложности в реализации реабилитационного курса для подростков с противоправным поведением, который должен был бы осуществляться в обстановке организации закрытого типа. Чтобы избежать этого, специалисты Центра успешно адаптировали технологию социальной реабилитации для реализации в условиях самоизоляции в сельском поселении. Группа проживала на подворье хра-

ма Рождества Христова (Ленинградская область, деревня Надкопанье). Это позволило не прерывать сопровождение процесса взросления подростков с противоправным поведением в период карантина. Реабилитационные мероприятия продолжались в условиях деревенской жизни воспитанников и сопровождавших их сотрудников. В таком формате курса социальной реабилитации был проведен психологический тренинг с элементами экотерапии: занятия на открытом воздухе, использование образов животных, релаксационные упражнения на природе. Посредством этих методов удалось успешно достичь цель и решить задачи тренинга. Планируется дальнейшая разработка цикла психологических тренингов с использованием методов экотерапии для подростков с противоправным поведением.

Анализируя шестнадцатилетний опыт работы БФ «Центр свт. Василия», можно говорить о том, что используемые методы работы способствуют благополучному взрослению подростков. Об этом свидетельствует низкий процент рецидивных правонарушений среди выпускников Центра. Более 80 % не совершили повторных преступлений, им удалось интегрироваться в общество, многие получили профессиональное образование в соответствии со своими интересами, нашли работу, создали семьи. Уникальный опыт, накопленный за годы работы Центра, может быть использован как в светских социальных организациях, так и в церковном социальном служении при работе с подростками и молодежью.

ЛИТЕРАТУРА

Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. 379 с.

Остапенко А. А. Взросление подростков: дисфункции детско-взрослой общности и пути их преодоления // Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа. Сборник. М., 2013. С. 11-18.

Слободчиков В. И. Антропологический смысл и духовно-нравственные основы семейной жизни // Профилактика зависимостей. 2017. № 2 (10). С. 1-8.

Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 128 с.

Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Вып. 1 (43). 2010. С. 22-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.