А.А. Остапенко
КРУГ ПОЛНОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПОДРОСТКА И ТИПЫ ИХ НАРУШЕНИЙ1
Ключевые слова: социальное окружение подростка, со-бытийная общность, сверстничество, отождествление, обособление, подростковое одиночество.
Аннотация. В статье рассматривается модель вертикальных и горизонтальных социальных связей подростка, обозначаются условия его нормального становления и развития. В рамках антропологического подхода В.И. Слободчикова и концепции развития личности через парный механизм идентификации-обособления В.С. Мухиной предложена модель анализа нарушения социальных связей подростка и описания их следствий.
Возвращение подростков к традиционной системе ценностей как путь и как проблема. Общаясь на курсах повышения квалификации с сегодняшними учителями, школьными психологами, социальными педагогами и заместителями директоров школ по воспитательной работе, понимаешь, что в наибольшей степени они озабочены социальными проблемами и болезнями, стремительно поражающими подростков и молодежь. Подростковая и молодежная наркомания, алкоголизм, ранние беременности, всплеск немотивированных самоубийств, «неокриминализация», экстремизация молодежи стали обыденными явлениями. А воспитательная работа сводится, как правило, к профилактике этих социальных болезней в виде неких профилактических мероприятий (бесед, классных часов, разовых акций и развешивания социальных плакатов типа «Антинарко», «АнтиСПИД», «Антитеррор» и т.д.). Эффективность этих мероприятий зачастую ничтожна и напоминает действия неквалифицированного врача, пытающегося лечить серьезные глубокие системные заболевания пациента путем борьбы с внешними проявлениями заболевания в виде прыщей и сыпи. Между тем внешние проявления молодежных социальных проблем порождены серьезными и глубокими системными социальными болезнями, которые разовыми поверхностными профилактическими мероприятиями не лечатся.
Одна из главных причин этих социальных болезней - заимствование некомплементарных для нашего социального уклада чужих моделей социальных отношений. «Слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста, нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия» [6].
Заимствование и перенесение в Россию терпящих крах на Западе моделей мультикультурализма, толерантности, социальной конкуренции, нравственного релятивизма и упрямое их продвижение в молодежную культуру - главный фактор деградации социальных отношений в молодежной среде России. Еще в 2011 году Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, в речи на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности заявил о провале политики «государственной мультикультурности» и предложил своим европейским партнерам «проснуться и
1 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект РФФИ № 19-011-00440 «Глубинные причины подростковой (нео)криминализации в современной России».
пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas
осознать, что же происходит внутри наших границ». Более того, он заявил, что «нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет» [8]. Это было сказано? Было. И не у нас.
У нас в России лишь в 2013 году президент громко заявил: «Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением», - сказал В.В. Путин, отвечая на вопрос журналиста CNN о том, почему в России стало большое внимание уделяться религии и нравственным ценностям, почему Россия критикует западные ценности. «Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания <...>. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперед» [13]. Но до 2013 года, начиная с перестроечных времен, мы четверть века шли не к традиционным ценностям, а от них к «западным квазиценностям».
Для того чтобы успешно лечить заработанные на этом пути социальные болезни, надо выстроить или вспомнить, какова должна быть выстроенная на традиционных для России ценностях структура социальных отношений молодого человека. А для этого вспомним, каковы же эти ценности и попробуем это сделать. 1 сентября 2015 года эти ценности были четко сформулированы президентом: «Ведь только общество с четкими нравственными ориентирами, твердой духовной позицией и опорой способно к созданию и развитию гармоничного общества, способно к гармоничному технологическому прогрессу. Только такое общество может обратить достижения науки во благо, а не во вред человеку. <...> Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности не подлежат изменениям - они всегда остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга» [14]. 31 декабря 2015 года эти ценности были зафиксированы в «Стратегии национальной безопасности»: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» [23]. Дополним список традиционных ценностей формулой Патриарха: «Призываем соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой "вера - справедливость - солидарность - достоинство -державность"» [7].
А теперь попробуем выстроить основанную на традиционных для России ценностях модель оптимального (или нормального) социального окружения
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини
молодого человека. Для создания содержательной инфографики, дополняющей текст, воспользуемся дидактическим многомерным инструментарием, разработанным в Башкирском государственном педуниверситете им. М. Акмуллы [27].
Модель социального окружения подростка, способствующего его взрослению и развитию. В жизни и в норме подросток ежедневно чередует свое пребывание в вертикальной детско-взрослой иерархической со-бытийной общности (термин В.И. Слободчикова) и горизонтальной сверстнической со-дружеской общности равных. Со-бытийная вертикаль во многом обеспечивает его духовное восхождение и становление, а со-дружеская горизонталь создает условия для его душевно-телесного развития. Описанная модель представлена на рисунке 1 в виде логико-смысловой модели.
Рис. 1. Логико-смысловая модель оптимального социального окружения подростка, способствующего
его становлению и развитию
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
1. Со-бытийная вертикаль обеспечивает с «верхней» стороны отношение послушания старшим, а с «нижней» - возможность наставничества и заботы о младших. Эти два типа вертикальных отношений антиномично обеспечивают ситуацию накопления ответственности подростком. Антиномичное чередование, пульсация, «витание» (термин С.Л. Франка) между послушанием и наставничеством обеспечивают баланс, необходимый для восхождения по ступеням социального взросления.
2. Сверстническая горизонталь как со-дружество равных, обеспечивает, с одной стороны, возможность здорового соперничества (интеллектуального, творческого, трудового, спортивного), а с другой стороны, радостного сотрудничества и взаимопомощи. Антиномичное чередование соперничества и сотрудничества обеспечивает баланс между персональностью и коллективностью.
Рассмотрим каждый из четырех векторов-отношений отдельно.
Вертикальные отношения послушания / наставничества. Вертикальные отношения послушания и наставничества обеспечивают подростку ситуацию взросления как процесса накопления ответственности. Ответственность - это способность держать ответ «пред ближним и Вышним» [6, 59]. «Ты не ответственный, если у тебя нет вопрошающего: либо ближнего, либо Вышнего»2.
1. Вектор послушания. Верхний вертикальный вектор (рис. 1) характеризует отношения подростка и значимого взрослого [28, 40] в детско-взрослой (в нашем случае подростково-взрослой) со-бытийной общности, которая представляет собой своеобразные «сообщающиеся сосуды» (см. левую сторону рис. 2) с разным уровнем наполняющей их ответственности, которая «перетекает» из старшего (взрослого) «сосуда» с высоким уровнем ответственности в младший «сосуд» с более низким уровнем ответственности по своеобразному «закону Ома», где от разности потенциалов ответственности (Дфотв=и) зависит величина перетекания (сила потока I). Уровень взаимного доверия [1; 3; 16], как своеобразный вентиль на трубе, определяет проводимость (б) перехода ответственности от более ответственного взрослого к менее ответственному младшему. Доверие растет - вентиль увеличивает поток ответственности. И наоборот. Чем ниже уровень взаимного доверия, тем выше сопротивление (Р процессу этого протекания. А проводимость и сопротивление, как известно, величины взаимно обратные (И - а = 1).
2 Из личного диалога с В.И. Слободчиковым от 7.02.2019.
вж&§ж槧§§ж®а槧§®&§§§§§1 про еле мы современной психологии и пеппгогики
Рис. 2
Движение ответственности в со-бытийной общности
Роль со-бытийной общности в жизни человека блестяще описал автор этого термина В.И. Слободчиков, который характеризует ее как «живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее сродство при внешней их противопоставленности; со-бытие предполагает, что несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы» [18, 155]. «Такая общность есть фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения собственно человеческого в человеке, основание его нормального развития и полноценной жизни. По сути, такая общность должна быть принципиально со-бытийной в силу того, что ее участники «неслиянны-нераздельны»: неслиянны - в своей предельной индивидуальности каждого, нераздельны - в своем предельном духовном единстве» [20, 9].
Именно в доверительной подростково-взрослой со-бытийной общности, основанной на доверительном послушании, происходит ступенчатое взросление младшего. Оно сопровождается метками взросления, сопряженными со снятием с него взрослым тех или иных запретов при условии накопления подростком определенного уровня ответственности. От снятия запрета самостоятельно переходить дорогу и пользоваться спичками до родительского благословения на
пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
брак как снятие запрета на супружеские отношения, которые требуют колоссальной ответственности. Механизм возникновения меток взросления как возрастных инициаций описан подробно нами ранее [5].
Механизм послушания обеспечивает подростку процесс взросления как накопления ответственности.
2. Вектор наставничества. Нижний вертикальный вектор (рис. 1) характеризует отношения подростка и значимого младшего (рискнем ввести этот термин) в подростково-детской со-бытийной общности, которая тоже представляет собой своеобразные «сообщающиеся сосуды» (см. правую сторону рис. 2) с разным уровнем наполняющей их ответственности. Значимый младший (либо в семье, либо в школе) как воздух необходим подростку для того, чтобы этот подросток не утонул в собственном эгоизме и наслаждениях от потребления заботы, проявляемой к нему значимым взрослым. Значимый младший позволяет подростку почувствовать себя значимым взрослым, а значит более ответственным.
Советская педагогика устами выдающегося педагога и философа-марксиста Э.В. Ильенкова утверждает, что человек растет там, где «производит результат, всех других волнующий, всех других касающийся» [4, 412]. Христианство на тринадцать веков раньше марксизма устами преподобного Максима Исповедника заявило, что «мое только то, что я отдал». Даже современная западная психология утверждает, что «учащиеся удерживают в памяти <...> 95% от того, чему они обучают сами» [2, 99]. Вы когда-нибудь видели глаза ученика, который радостно восклицает «Я ему объяснял-объяснял, я даже сам лучше понял»? Радость заботы о другом, о значимом младшем - это великое средство нравственного становления подрастающего человека. Он ведь и учится тогда с иным уровнем мотивации. Ведь сегодня полученные знания понадобятся ему не когда-то, через месяцы или годы. Они ему нужны уже завтра, чтобы делиться ими с другим, значимым другим младшим.
Подростку нужен опыт заботы о другом, иначе в нем не будет возникать чувство благодарности к тем, кто проявил заботу о нем. Иначе в нем не возникнет другодоминанта, он захлебнется в эгодоминанте. Перекормленный заботой значимых старших подросток тучнеет душой, если он не делится заботой со значимым младшим. Не зря же исконно славянское слово «заботиться» (от зоб -«еда, пища») так же, как и слово «воспитание» (от питание), означает «кормить».
Вновь беремся утверждать, что механизм наставничества и заботы о значимом младшем обеспечивает подростку процесс взросления как накопления ответственности.
Таким образом, антиномичные отношения послушания и наставничества неслиянно и нераздельно в полноте образуют механизм взросления человека как накопления ответственности.
Горизонтальные процессы послушания / наставничества. Горизонтальные векторы характеризуют отношения подростка со сверстниками в сверстнической со-дружеской общности равных. Мы принципиально используем слово «сверстник», а не слово «ровесник». Сверстник - это тот, с кем мы прошли равное количество верст, а ровесник - тот, с кем мы прожили равное количество
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини
весен. Поэтому сверстники - это люди, вовсе не обязательно равные по возрасту, так как один мог пройти эти версты быстрее, а другой - медленнее. Сверстники -это люди, достигшие равных результатов. Они на равных сотрудничают или соперничают, но вовсе не обязательно равны по возрасту.
Если главный стержень вертикали - это иерархия, то стержень горизонтали -это равенство. Если вертикаль со-бытийна, то горизонталь со-дружественна. Она основана на дружбе. Друг - это не только ведь другой, это ведь и «второй, один из двух, без отношения к последовательности чисел» [25, 69] (вспомним украинское другий или белорусское друг1й, что означает второй, иной). Друг - это второй, иной я, стоящий (и стоящий) рядом со мной, при этом неважно, кто из нас первый. Поэтому мы друзья, то есть оба другие, оба вторые в нашем единстве равных. Мы поддерживаем друг друга и доверяем друг другу. Фразеологизмы с повторяющимися словами друг друга, друг другу (в украинском языке один одного, один одному) подчеркивают равенство обоих, где нет ни первых, ни вторых. Вместе мы идем по одному пути, мы спутники (лит. draйgas «спутник»). Мы вместе, а когда мы вместе, то мы дружина («отряд, войско, рать» [29, 134]).
3. Вектор сотрудничества. Правый горизонтальный вектор (рис. 1) обеспечивает подростку обретение опыта сотрудничества как совместного участия в общем деле, в общей работе, в общем страдании и в общей скорби. Ведь слово труд имеет целый спектр значений: «труд, работа, рвение, забота, страдание, скорбь» [24, 108], и даже «болезнь» [26, 92]. Сотрудничество - это ведь и со-работничество (аи^£ру|'а), и совместное преодоление трудностей. В сотрудничестве воспитываются те нравственные качества и добродетели, которые начинаются либо на со- (сочувствие, согласие, соратничество, спасение как со-пасение), либо на взаимо- (взаимодействие, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимность).
Совершенно очевидно, что для сотрудничества необходимо либо общее объединяющее дело, либо общая объединяющая скорбь. Скорбь, конечно, специально и искусственно придумывать не надо (она и так вас найдет, будьте уверены), а вот общее дело для подростков необходимо как воздух. Но не навязывать следует дело, а помогать его обрести. Иначе навязанная цель или навязанное дело освобождает от ответственности за их достижение. В противном случае мы воспитываем людей, пребывающих в безскорбном безделии.
4. Вектор соперничества. Левый горизонтальный вектор (рис. 1) обеспечивает подростку обретение возможности испытать себя в борьбе, «попробовать на вкус настоящей борьбы» (В.С. Высоцкий), почувствовать радость и бодрость здорового со-ревнования с другими. В традиционном нашем понимании смысл слова соперничество не совпадает со смыслом иноземного слова конкуренция, хоть некоторые словари и считают их синонимами. Латинское оопсиггвпИв означает столкновение. Славянское соперничество происходит от переть, то есть «перепираться, переть друг на друга; <...> отсюда пря, распря, спор» [12, 43], что в свою очередь восходит к «индо-европейскому *per-исполнение действия, направленного вперед, стремление» [12, 42]. А в споре, как известно, рождается истина.
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(во), яо19 §®§°®аб
Для подростка важно иметь круг друзей, с которыми он со-перничает, соревнуется в физической силе, в интеллектуальных высотах, в творческих достижениях. Чрезвычайно важно воспитать в подростке, в молодом человеке умения радоваться успеху другого. Всякое соперничество очень легко из здорового, радостного и дружеского может перейти в нездоровое. Тогда ржавчина зависти и досады уничтожит радость соперничества, спор перерастет в ссору и не породит никакой истины.
Так же как вертикаль и горизонталь образуют неслиянно-нераздельную антиномичную полноту социальных связей подростка, так и в каждой из них есть свои неслиянно-нераздельные антиномии послушания/наставничества и сотрудничества/соперничества.
Изменение соотношения со-бытийной вертикали и со-дружеской горизонтали в разных возрастах. В разном возрасте «ширина» со-дружеской сверстстнической горизонтали различна, так же, как неодинакова высота точки ее пересечения с со-бытийной вертикалью. Разберемся в этом подробно. Для этого воспользуемся общепринятой периодизацией жизни человека на пять крупных эпох (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) и условно их изобразим на рисунке 3, давая себе отчет, что процессы телесного и социального роста, созревания, зрелости и «плодоношения» очень часто не совпадают. Одни взрослеют не по годам и становятся «мужичками» в шесть лет, как «мужичок с ноготок» (он же «парнище» Влас) в известном стихотворении Н.А. Некрасова, а иные задерживаются в своем становлении, оставаясь «маменькиными
сыночками» и в сорок.
Рис. 3. Изменение соотношения со-бытийной вертикали и со-дружеской горизонтали в разных возрастах
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
В.И. Слободчиков в своей работе делит человеческую жизнь на пять ступеней развития субъективной реальности человека: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация (см. подробнее [21]). Соглашаясь с этим делением по сути, представляется уместным заменить иноязычные названия трех ступеней на более точные русские слова: оживление, одушевление, облагораживание, одухотворение, обожание [11, 10]. Хотя это, видимо, дело вкуса и требует отдельного размышления.
1. Роль и доля сверстничества в разном возрасте. Доля сверстничества в разных возрастах на рис. 4 обозначена в виде белого ромба. Белым цветом обозначена доля послушания, серым - наставничества.
В период младенчества у ребенка просто нет сверстнических отношений (близнецы - скорее исключение, чем правило). По мере перехода из младенчества в детство и отрочество круг его дружеских отношений расширяется и в юности, видимо, достигает максимума. В юности ширина сверстнической горизонтали наибольшая, и, кстати, здесь хорошо видно, что сверстничество вовсе не совпадает с ровесничеством. Небольшие различия в возрасте становятся незаметными.
В зрелом возрасте круг друзей, как правило, не расширяется. Человек становится избирательнее и требовательнее к себе и другим. Дружеские связи становятся более устойчивыми и прочными, но их становится меньше, постепенно уходит задор юношеского соперничества. Большую значимость обретают семейные связи, возрастает роль дружбы семьями.
По мере приближения к старости этот круг сужается.
Все уже круг друзей, тот узкий круг, где друг моих друзей - мне тоже друг,
и брат моих друзей - мне тоже брат, и враг моих друзей - мне враг стократ.
Все уже круг друзей, все уже круг знакомых лиц и дружественных рук.
Все шире круг потерь, все глуше зов ушедших и умолкших голосов.
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
Распался круг - прощайте - круга нет. Распался - ни упреков, ни обид.
Спокойное движение планет по разобщенным эллипсам орбит [9, 64].
2. Соотношение послушания и наставничества на со-бытийной вертикали в разном возрасте. Это соотношение на рисунке 5 представлено следующим образом: белым обозначена доля послушания, серым -наставничества.
Младенец, маленький ребенок полностью находится в состоянии послушания. Ему нечем и не с кем делиться. Он еще ничего не накопил, он еще не обрел опыта. Он еще не обрел друзей-сверстников, поэтому точки пересечения со-бытийной вертикали и со-дружеской горизонтали у него либо вовсе нет, либо она находится в самом низу вертикали.
ДЕТСТВО ОТРОЧЕСТВО ЮНОСТЬ ЗРЕЛОСТЬ СТАРОСТЬ
/ / \ / \ / >
<.......^ —
N \ г \ г > г \ г
Рис. 5. Соотношение послушания и наставничества на со-бытийной вертикали
По мере взросления точка пересечения становится выше. В юности она доходит до своего серединного положения, когда доли отношений послушания и наставничества уравновешиваются. По мере приближения к старости (и мудрости) доля послушания снижается, доля наставничества возрастает. Слушаться уже некого, а неразумных младших все больше. В максимуме своего возраста горизонталь и вовсе исчезает, и время нашей жизни устремляется к вечности.
Диагональ на рисунке 3 как бы суммирует изображенное на рисунках 4-5 и ясно показывает, что именно в юношеском возрасте полнота и баланс всех четырех векторов социальных связей должна быть максимальна. Должна быть... Но мы-то понимаем, что разрушение традиционного для нашего Отечества уклада и традиционных ценностей серьезнейшим образом нарушили и эту полноту, и баланс.
Отождествление-обособление как механизм развития человека. В
основу анализа нарушений социальных связей молодого человека положим устоявшуюся в отечественной психологии концепцию развития личности через целостный механизм отождествления (идентификации) и обособления. Вслед за Л.С. Выготским В.С. Мухина рассматривает «идентификацию-обособление как парный механизм развития и бытия личности» [10, 430]. В.И. Слободчиков, основываясь на методологии антиномизма, утверждает, что норма между обособлением и отождествлением описывается формулой халкидонского догмата - «неслиянно и нераздельно». Изначальное единство людей он называет со-
48
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
бытийной общностью, основу которой составляют «нераздельность и неслиянность двух и более самостоятельных форм жизни. <...> Принцип развития - динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в со-бытийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления)» [19, 15].
В норме нераздельность и неслиянность отождествления и обособления находится в состоянии баланса. В случае смещения этого равновесия в одну из сторон со-бытийная общность впадает либо в крайность гиперотождествления, либо в крайность гиперобособления.
В.С. Мухина гиперкрайности описывает через метафору «сгущение». «Акцентировка членов пары «идентификация-обособление» имеет сложную обусловленность. Этим объясняется то, что индивид может развиваться в трех направлениях:
- в направлении постоянной, гиперболизированной, ярко выраженной готовности к идентификации с другим человеком, живым существом, предметом, явлением (здесь речь может идти о сгущении идентификации как крайнем проявлении отождествления);
- в направлении постоянной, гиперболизированной, ярко выраженной готовности к отчуждению от другого человеком, живого существа, предмета, явления (здесь речь может идти о сгущении отчуждения как крайнем проявлении отождествления);
- в направлении гармонического взаимодействия пары идентификация-обособление в соответствии с внутренними потребностями личности и социальной необходимостью.
Развитие личности через механизм идентификации-обособления - сложный противоречивый процесс» [10, 446].
В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов эти две крайности называют иначе. Гиперотождествление они определяют как «со-бытийную депривацию и позиционный сепаратизм», а гиперобособление - как «со-бытийную оккупацию и позиционную экспансию» [22, 102].
Полагаем, что резонно в контексте нашей статьи, кроме гиперотождествления и гиперобособления как двух крайних дисфункций этого парного механизма развития личности, выделять ситуацию одиночества как полное разрушение этого механизма.
Далее проанализируем варианты нарушений все четырех типов социальных связей подростка (послушания, наставничества, сотрудничества и соперничества) с позиции крайностей гиперотождествления и гиперобособления, а также в патологической ситуации подросткового одиночества.
Типы нарушений социальных связей подростков и молодежи. Для наглядности дальнейшего анализа используем визуальную логико-смысловую модель (рис. 6).
П€/1ПГОГИЧ€СНИЙ ЖЫРНПЛ ЕПШНОРТОСТПНП N 1(аО), 2019
Рис. 6. Типы нарушений социальных связей подростка
На предлагаемой схеме, в основу которой положена модель социального окружения подростка, мы выделили три круга нарушений его социальных связей: внутренний круг одиночества, центральный круг гиперобособления, внешний круг гиперотождествления.
Рассмотрим перечисленные на рисунке 6 дисфункции гиперобособления и гиперотождествления отдельно по каждому направлению.
1. Нарушения послушания. Дисфункции гиперобособления и гиперотождествления подростка взрослым подробно описаны В.И. Слободчиковым и А.В. Шуваловым.
02165301020230000091
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
«Со-бытийная депривация и позиционный сепаратизм определяются фиксацией взрослого на обособлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону формальной общности. Феноменология: низкая эмоциональная заряженность взрослого ребенком, отстранение, самодисквалификация, гипопротекция. В пределе - гиперобособление, характеризуемое отчуждением взрослого и беспризорностью, атомизированностью, одинокостью ребенка, депривированностью и незащищенностью его жизненного мира.
Со-бытийная оккупация и позиционная экспансия определяются фиксацией взрослого на отождествлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону симбиотической общности. Феноменология: гиперпротекция, сдерживание развития, культивирование беспомощности ребенка, инфантилизация и инвалидизация, подмена актуальности (потенциальности) ребенка актуальностью (потенциальностью) взрослого. В пределе - гиперотождествление, характеризуемое бесцеремонностью «отношений», оккупированностью жизненного мира ребенка, блокированием полноценного развития. Гиперотождествление может сопровождаться актами физического и психологического насилия над ребенком, еще не носящими тенденциозный характер» [22, 102-103].
Первый описанный В.И. Слободчиковым и А.В. Шуваловым тип нарушения социальных связей (на рис. 6 мы его обозначили словом «гипоопека») характеризуется сознательной или несознательной недостаточной включенностью взрослого в процесс воспитания ребенка. «Да он уже взрослый!» - говорит о ребенке такой родитель, взваливая на подростка такое количество собственных проблем и решений, которые тот не в силах решить сам. Взрослый пытается передать своему ребенку такую ношу ответственности, которую тот не в силах взять. В итоге, он ее либо не перенимает вовсе, либо в недостаточной степени. Взросление в полной мере не происходит. Помогут тут коррективы и тренинги, которые психологи устраивают с детьми? Нет, конечно. Здесь очевидным образом необходимы коррективы вменяемого взрослого, «подзабросившего» своего ребенка. И ему об этом надо своевременно напомнить и, если надо, подсказать, что крайне вредно нагружать ребенка непомерным количеством ответственности.
Второй тип (на рис. 6 мы его обозначили словом «гиперопека») характеризуется избыточной опекой своего ребенка, причем, как правило, это делается из добрых побуждений. Это неграмотная тактика воспитания «маменьких сыночков», впоследствии неспособных нести ответственность ни за себя, ни за других. Причем эта тактика осуществляется «не со зла», а по безграмотности и бездарности родителя. И, опять-таки, эту подростковую инфантильность следует «лечить» не тренингами и беседам, а педагогическим ликбезом «избыточно» любящих мам и пап, шагу не дающих ступить своим чадам без их сопровождения.
Совершенно очевидно, что эти нарушения корректируемы и исправимы, так как в них нет нарушений социальной зрелости взрослых, есть лишь нарушения педагогического такта. Это вменяемые, ответственные взрослые, не отличающиеся педагогической грамотностью. Это взрослые, которые способны нормально воспитывать своих детей, но либо не умеющие этого делать, либо не имеющие возможности это делать.
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(во), яо19 §®§°®аб
Если нарушения верхнего вектора описаны и проанализированы ученым сообществом психологов весьма детально, то остальные варианты еще предстоит описывать и анализировать подробно. И их детализация выходит за пределы предлагаемой статьи. Поэтому мы ограничимся кратким их обозначением. Названия этих нарушений пока будем считать предварительными и неустоявшимимся.
2. Нарушения наставничества. Выше мы уже обозначили, что для нормального взросления подростку необходим не только значимый старший (взрослый), но и без значимого младшего не обойтись. Ему необходима событийная общность, где он сам будет не младшим, а значимым старшим. Ему нужен опыт приношения, иначе он не выкарабкается из ярма потребительства.
Отношения со значимым младшим (хоть в семье, хоть в школе) могут также обретать формы гиперобособления или гиперотождествления. Предлагаем эти нарушения предварительно назвать «потаканием» и «подавлением».
Потакание как форма нарушения нормального наставничества по отношению к младшему характеризуется: проявлениями попустительства, потворствования недолжным проявлениям младшего; сюсюканьем, нежничанием как несоразмерными возрасту младшего отношениями; привлечением младшего к недолжным «взрослым» действиям; снисходительностью к детским шалостям; уступками требованиям младшего; излишним снисходительным отношением.
Подавление как форма нарушения нормального наставничества по отношению к младшему характеризуется: проявлениями угнетения младшего; подростковой «дедовщиной», давлением, эксплуатацией; навязыванием младшему интересов и форм взаимодействия; подавлением собственной активности младшего; в пределе преследованием и гнетом.
Дисфункции послушания и наставничества, как правило, взаимосвязаны. Дисгармоничность отношений со взрослыми порождает дисгармоничность отношений с младшими. Гиперопеку взрослых подросток может возмещать подавлением младших. И наоборот, гипоопека взрослых порождает легкое попустительское отношение к младшим. Все это влечет нарушения нормальной (в идеале соборной) иерархичности, что в итоге приводит к разорванности поколений, проблемам отцов и детей, исчезновению уважения к старшим. В итоге мы имеем инфантилизацию подростков в сочетании с доминированием их прав над их обязанностями.
Переходим к типам нарушений горизонтальной сверстнической со-дружеской общности равных.
3. Нарушения сотрудничества. Для ситуации сверстнического сотрудничества необходимы либо общее дело, либо общая забота, либо общая трудность. Но даже при наличии этого условия сотрудничество как значимая для его участников совместная деятельность может принимать искаженные формы. Опять-таки эти искажения могут быть связаны со сбоем механизма обособления-отождествления, что будет проявляться в нарушении равенства участников общего дела. Отношения сотрудничества могут также обретать формы гиперобособления или гиперотождествления. Предлагаем эти нарушения предварительно назвать «обособленностью» и «подчиненностью».
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
Обособленность как форма нарушения нормального сотрудничества характеризуется: разобщенностью участников общего дела; избыточной или подчеркнутой независимостью; отстраненностью друг от друга («И без вас справлюсь»); замкнутостью отдельных участников; взаимным безразличием (в пределе - взаимным отчуждением). Эта форма нарушения может быть обусловлена отсутствием или навязанностью общей цели, осознанием неподъемности общего дела или непреодолимости общей трудности.
Подчиненность как форма нарушения нормального сотрудничества характеризуется: избыточными лидерскими амбициями или безынициативностью одного из участников общего дела; подчиненным положением одного и начальствующим положением другого; несамостоятельностью одного и независимостью другого; в пределе подавленностью одного другим. Эта форма нарушения может быть обусловлена различным уровнем готовности к преодолению общей трудности, неверным распределением функций или обязанностей, педагогически неграмотным формированием со-работнической общности.
3. Нарушения соперничества. Для ситуации сверстнического соперничества необходима возможность здорового справедливого (!) соревнования с другими. Но даже при наличии этой возможности соперничество как значимая для его участников совместная деятельность может принимать искаженные формы. Чаще всего эти дисфункции проявляются либо в ситуации несправедливого (в организации или в оценке) соревнования, либо в ситуации принудительной обязательности («Я же знал, что я проиграю, а вы заставили участвовать!»). Эти искажения могут быть связаны со сбоем механизма обособления-отождествления, что будет проявляться в нарушении равенства соперничества. Отношения соперничества могут также обретать формы гиперобособления или гиперотождествления. Предлагаем эти нарушения предварительно назвать «препятствованием» и «пособничеством».
Поскольку ситуацию дружеского соперничества, соревновательности подростков, как правило, организовывают они не сами, то равенство условий или справедливость оценки, чаще всего, нарушаются взрослыми.
Препятствование как форма нарушения нормального соперничества характеризуется: искусственным внешним сдерживанием участника; противодействием достижению результата; изменением правил соревнования во время соревнования или после него; недопущением его к участию в соревновании под надуманным предлогом; созданием неравных условий для разных участников.
Пособничество как форма нарушения естественного соперничества характеризуется: искусственным содействием и помощью (подсказка, допинг) одному из участников соревнований; избирательным покровительством и протекционизмом; намеренным завышением результатов.
Обиды подростков, ставших свидетелями намеренной несправедливости взрослых, - одни из самых мощных причин разрушения доверительных отношений между подростками и взрослыми.
Сведем перечисленные виды нарушений социальных связей в таблицу 1.
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(во), яо19 §®§°®аб
Таблица 1
Типы нарушений социальных связей подростка
Нарушения
со-бытийной иерархии со-дружеского равенства
Послушание (авторитетное) Наставничество (заботливое) Сотрудничество (открытое) Соперничество (справедливое)
гиперобособление гипоопека потакание обособленность препятствование
гиперотождествление гиперопека подавление подчиненность пособничество
Подростковое одиночество как трагичная причина социальных болезней. В советскую бытность была модной веселая песенка Эдуарда Ханка на слова Игоря Шаферана «Я у бабушки живу», которую исполнял ансамбль «Верасы». Кто из читателей постарше, те помнят строки припева:
У меня сестренки нет,
У меня братишки нет.
Говорят, с детьми хлопот невпроворот.
Что же будет на земле
Через сто ближайших лет,
Если мода на детей совсем пройдет?
Сегодня, увы, к проблеме исчезновения многодетности и банальной занятости родителей добавились десятки других проблем, которые приводят к всеобъемлющему одиночеству детей, подростков и молодежи. И было бы еще полбеды, если бы социальные проблемы подростков сводились к перечисленным дисфункциям гиперобособления или гиперотождествления. Перечисленные нарушения исправимы. Трудно, но исправимы. Гораздо страшнее ситуация этого тотального всеобъемлющего одиночества как крайнего обособления молодого человека.
По всем четырем векторам (рис. 6) наблюдается рост подросткового одиночества.
Утрата доверия к родителям и учителям, доминирование прав подростков над их обязанностями, пропаганда ценностей индивидуализма, конкурентности и потребительства, рост числа разводов и семей с одним родителем, который сутками занят добычей хлеба насущного, - все это приводит к росту одиночества по вектору послушания. Слушаться некого! Либо физически некого, либо нет доверия.
Доминирование семей с одним ребенком (по разным данным 51-54%) или двумя детьми (39%), разрушение механизмов детского и подросткового наставничества, практическое отсутствие разновозрастного общения в школах и детских учреждениях приводят к росту одиночества по вектору наставничества. Наставлять некого! Да и зачем?
Отсутствие крупных настоящих дел, объединяющих детей как в школах, так и за их пределами, доминирование индивидуальных учебных проектов, ликвидация реального детского производства под предлогом эксплуатации детского труда,
bS§sbs§§sss§ss§§s§s§ss§ss проелемы современной психологии и пеппгогики
пропаганда потребительства приводят к росту одиночества по вектору сотрудничества. Вместе делать нечего! Да и неохота.
Пропаганда образа конкурентного, успешного лидера, гонка за индивидуальными достижениями для наполнения личного портфолио, разжигающая тщеславие и гордыню, тотальная гонка за баллами ЕГЭ приводят к росту одиночества по вектору здорового соперничества. Радоваться победам другого? Да что вы!
И круг одиночества неумолимо завершается отсутствием значимых старших, значимых младших, значимых друзей и значимых достойных соперников. А петля рядом...
Хорошо известно, что Россия занимает лидирующие позиции в мире по смертности молодежи и подростков. Каждый год из ста тысяч гибнет шестнадцать человек. Не всех социальное одиночество приводит к петле. Кого-то оно приводит к наркомании или алкоголизму. Кого-то к протестному экстремизму. Кого-то в стаи
футбольных фанатов. Кого-то в банды под флагом А.У.Е.
***
Подводя итог, мы видим, что профилактическими средствами сегодняшние социальные проблемы молодежи уже не решить. Они эффективны для профилактики, а не для лечения. Запущенные болезни закаливанием не лечат. Профилактические плакаты и акции «Молодежь против наркотиков» эффекта не дадут. Прежде чем проводить основательную терапию, нужна глубокая честная диагностика социальных проблем нашего общества в целом и молодежи в частности. О необходимости начать исследования современных детей уже в 2019 году в ходе заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященного обсуждению основных направлений законодательного обеспечения реализации послания Президента Российской Федерации, сообщил президент РАО Ю.П. Зинченко: «Мы принимаем массу решений, закрепляем их законодательно, но абсолютно не знаем современного ребенка, поэтому нам необходимо начать исследования» [15]. И откладывать с этим нельзя, иначе лечить будет поздно.
1. Белянин, А.В., Зинченко, В.П. Доверие в экономике и общественной жизни [Текст]. - Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 164 с. ISBN 978-5-903135-16-5.
2. Джонсон, Дж. Индивидуализация обучения [Текст] // Новые ценности образования. - 1995. - № 3. - С. 97-103.
3. Зинченко, В.П. Психология доверия [Текст]. - Самара : СамГПУ, 1998. - 112 с. - ISBN 5-88940020-7.
4. Ильенков, Э.В. Философия и культура. Москва : Политиздат, 1991. - 464 с. ISBN 5-250-01302-3.
5. Касатиков Алексий, прот, Остапенко А.А. Метки взросления как мера соответствия ступеней онтогенеза человека и иерархических ступеней общества [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 2. - С. 59-64.
6. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на ХХ Всемирном русском народном соборе // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 1 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://www. patriarchia.ru/d b/text/4656175.html.
7. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Соборное слово XVIII Всемирного русского народного собора // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 11 нояб. 2014. - [Электронный ресурс]. URL : http://www.patriarchia.ru/db/text/3837990.html.
8. Кэмерон, Д. Пора агрессивнее защищать западные либеральные ценности // Взгляд. Деловая газета. 6 февр. 2011. - [Электронный ресурс]. URL : https://vz.ru/opinions/2011/2/6/466610.html.
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas
9. Левитанский Ю.Д. День такой-то. Книга стихов [Текст]. - Москва : Советск. писатель, 1976. -
112 с.
10. Мухина, В.С. Личность. Мифы и реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с. ISBN 978-5-903747-01-6.
11. Остапенко, А.А. Из чего складывается полнота образования человека. Москва : НИИ школьных технологий, 2019. - 44 с. ISBN 978-5-91447-206-8.
12. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка [Текст]. - Т. 2. - Москва : Типогр. Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. - 420 с.
13. Пресс-конференция Владимира Путина // Официальный сайт Президента России. 19 дек. -[Электронный ресурс], 2013. http://www.kremlin.ru/events/president/tnanscripts/press conferences/19859.
14. Путин, В.В. Выступление на праздновании Дня знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одаренных детей «Сириус» // Официальный сайт Президента России. 1 сент. 2015 г. - [Электронный ресурс]. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/50216.
15. Российская академия образования планирует начать исследования современных детей до конца года // Москва. Агентство городских новостей. 14 марта 2019 г. [Электронный ресурс]. URL : https://www.mskagency.ru/materials/2871723.
16. Скрипкина, Т.П. Психология доверия [Текст]. - Москва : Академия, 2000. - 264 с. - ISBN 5-76950647-4.
17. Слободчиков В.И. О развитии человека и восхождении к полноте его образования: размышления и проблематизации // Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии / Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. М.: НИИ школьных технологий, 2019. С. 47-63. ISBN 978-5-91447-198-6.
18. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.272 с. ISBN 5-8170-0062-8.
19. Слободчиков, В.И. Презумпция человечности. О пространстве духовно-нравственного развития ребенка [Текст] // Школьный психолог, 2005. - № 12. - С. 14-17.
20. Слободчиков, В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования [Текст] // Новые ценности образования. - 2010. - № 1 (43). - С. 9.
21. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Уч. пособ. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с. ISBN 978-5-7429-0732-9.
22. Слободчиков, В.И., Шувалов, А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91 -105.
23. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российск. газета. 31 дек. 2015. -[Электронный ресурс]. URL : https://rg. ru/2015/12/31 /nac-bezopasnost-site-dok. html.
24. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст]. - В 4 т. - Т. 4. - 2-е изд. Москва: Прогресс, 1987. - 864 с.
25. Шимкевич, Ф. Корнеслов русского языка [Текст]. - Ч. I. Санкт-Петербург : Типогр. Императорской Академии Наук, 1842. - 186 с.
26. Шимкевич, Ф. Корнеслов русского языка [Текст]. Ч. 2. Санкт-Петерберг : Типогр. Императорской Академии Наук, 1842. - 165 с.
27. Штейнберг, В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. - Москва : Народное образование, 2015. - 351 с. - ISBN 978-5-87953-366-8.
28. Шувалов А.В. Значимый взрослый // Новые ценности образования. 2005. № 5 (24). С. 40.
29. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд [Текст]. Вып. 5 / Под ред. О. Н. Трубачева. - Москва : Наука, 1978. - 254 с. - ISBN 5-02-011808-7.