Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА'

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
498
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Шалагинова Ксения Сергеевна, Декина Елена Викторовна

Актуальность исследования связана с изучением социальной ответственности как основы становления подростка группы риска субъектом саморазвития, с воспитанием социальной ответственности с использованием педагогических технологий. Анализируется понятие социальной ответственности в контексте предупреждения девиантного поведения у школьников. Социальная ответственность определена как способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, составляющая одну из важных и существенных характеристик человеческой личности и индивидуальности. Подростковый возраст рассматривается как сензитивный период для переосмысления и развития этого качества. Два выделенных аспекта: изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей и проектирование программы ее воспитания - обусловили постановку цели статьи. Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. Методы исследования включали в себя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проектирование, в качестве эмпирических методов использовались тестирование, педагогический эксперимент. С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, где акцент сделан на работе со следующими компонентами: когнитивным, эмоциональным, волевым, поведенческим. Разработанная программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска носила комплексный характер и включала в себя следующие формы работы: консультации, семинары, мастер-классы, квесты, дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, проекты, обучающие уроки, воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности. В качестве основополагающих использовались принципы комплексности, учета индивидуальных и возрастных особенностей подростков, психолого-педагогической поддержки и др. Результаты исследования могут быть полезны при сопровождении подростков группы риска в образовательном учреждении, молодежном центре, учреждении дополнительного образования; развитии социального партнерства в сфере позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Шалагинова Ксения Сергеевна, Декина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATING SOCIAL RESPONSIBILITY IN ADOLESCENTS AT RISK

The relevance of the research is associated with the study of social responsibility as the basis for the formation of a risk group teenager as a subject of self-development, with the cultivation of social responsibility using pedagogical technologies. The concept of social responsibility is analyzed in the context of preventing deviant behavior in schoolchildren. Social responsibility is defined as the ability to be responsible for oneself, personal self-development and self-design, which is one of the important and essential characteristics of the human personality and individuality. Adolescence is considered as a sensitive period for comprehending and developing this quality. Two highlighted aspects - the study of social responsibility in adolescents at risk in the context of measuring significant age-related psychological characteristics and working out a program for its cultivating determined the goal of the article. The study was carried out on the basis of educational institution No. 4 in Tula. The research methods included a theoretical analysis of the literature on the research problem; design, testing and a pedagogical experiment were used as empirical methods. Taking into account the data obtained, the authors have worked out a program for cultivation of social responsibility in adolescents at risk, where they put emphasis on working with the following components: cognitive, emotional, volitional, and behavioral. The worked-out program of cultivating social responsibility in adolescents at risk is of a complex nature and includes the following forms of work: consultations, seminars, master classes, quests, discussions, training sessions, role-playing games, projects, educational lessons, educational activities of patriotic, creative, sports, health-improving, local history studying orientation. The fundamental principles were the principles of complexity, taking into account the individual and age characteristics of adolescents, psychological and pedagogical support, etc. The research results can be used for working with adolescents at risk in an educational institution, a youth center, an institution of additional education; for development of social partnership in the field of positive prevention of deviant behavior of children and young people.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2021, № 8 (август) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211052 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11052 УДК 37.013.42

Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска

Cultivating social responsibility in adolescents at risk

Авторы статьи

Authors of the article

Пазухина Светлана Вячеславовна,

доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0003-3190-3520 pazuhina@mail.ru

Шалагинова Ксения Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики фГбоУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0002-9037-449X shalaginvaksenija99@yandex.ru

Декина Елена Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГбоУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0002-0777-1122 kmppedagogika@yandex.ru

Конфликт интересов

Svetlana V. Pazukhina,

Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia ORCID: 0000-0003-3190-3520 pazuhina@mail.ru

Ksenia S. Shalaginova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia ORCID: 0000-0002-9037-449X shalaginvaksenija99@yandex.ru

Elena V. Dekina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,Tula, Russia ORCID: 0000-0002-0777-1122 kmppedagogika@yandex.ru

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

For citation

Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декана Е. В. Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 08. С. 1-12. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211052.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11052

S. V. Pazukhina, K. S. Shalaginova, E. V. Dekina, Cultivating social responsibility in adolescents at risk // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 08. P. 1-12. URL: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11052

Поступила в редакцию Received 14.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.07.21

Принята к публикации Accepted for publication 30.07.21 Опубликована Published 31.08.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декина Е. В., 2021

Аннотация

Актуальность исследования связана с изучением социальной ответственности как основы становления подростка группы риска субъектом саморазвития, с воспитанием социальной ответственности с использованием педагогических технологий. Анализируется понятие социальной ответственности в контексте предупреждения девиантного поведения у школьников. Социальная ответственность определена как способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, составляющая одну из важных и существенных характеристик человеческой личности и индивидуальности. Подростковый возраст рассматривается как сензитивный период для переосмысления и развития этого качества. Два выделенных аспекта: изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей и проектирование программы ее воспитания - обусловили постановку цели статьи. Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. Методы исследования включали в себя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проектирование, в качестве эмпирических методов использовались тестирование, педагогический эксперимент. С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, где акцент сделан на работе со следующими компонентами: когнитивным, эмоциональным, волевым, поведенческим. Разработанная программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска носила комплексный характер и включала в себя следующие формы работы: консультации, семинары, мастер-классы, квесты, дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, проекты, обучающие уроки, воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности. В качестве основополагающих использовались принципы комплексности, учета индивидуальных и возрастных особенностей подростков, психолого-педагогической поддержки и др. Результаты исследования могут быть полезны при сопровождении подростков группы риска в образовательном учреждении, молодежном центре, учреждении дополнительного образования; развитии социального партнерства в сфере позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи.

Ключевые слова

социальная ответственность, подростки группы риска, воспитание, саморазвитие, самопроектирование

Благодарности

Авторы выражают благодарность администрации МБОУ ЦО № 4 г. Тулы, на базе которого проводилось экспериментальное исследование.

Abstract

The relevance of the research is associated with the study of social responsibility as the basis for the formation of a risk group teenager as a subject of self-development, with the cultivation of social responsibility using pedagogical technologies. The concept of social responsibility is analyzed in the context of preventing deviant behavior in schoolchildren. Social responsibility is defined as the ability to be responsible for oneself, personal self-development and self-design, which is one of the important and essential characteristics of the human personality and individuality. Adolescence is considered as a sensitive period for comprehending and developing this quality. Two highlighted aspects - the study of social responsibility in adolescents at risk in the context of measuring significant age-related psychological characteristics and working out a program for its cultivating determined the goal of the article. The study was carried out on the basis of educational institution No. 4 in Tula. The research methods included a theoretical analysis of the literature on the research problem; design, testing and a pedagogical experiment were used as empirical methods. Taking into account the data obtained, the authors have worked out a program for cultivation of social responsibility in adolescents at risk, where they put emphasis on working with the following components: cognitive, emotional, volitional, and behavioral. The worked-out program of cultivating social responsibility in adolescents at risk is of a complex nature and includes the following forms of work: consultations, seminars, master classes, quests, discussions, training sessions, role-playing games, projects, educational lessons, educational activities of patriotic, creative, sports, health-improving, local history studying orientation. The fundamental principles were the principles of complexity, taking into account the individual and age characteristics of adolescents, psychological and pedagogical support, etc. The research results can be used for working with adolescents at risk in an educational institution, a youth center, an institution of additional education; for development of social partnership in the field of positive prevention of deviant behavior of children and young people.

Key words

social responsibility, adolescents at risk, education, self-development, self-design

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the administration of educational institution No. 4 in Tula, where the experimental study was carried out.

Введение / Introduction

В современных условиях предъявляются новые требования к личности и индивидуальности человека, к таким ее свойствам, как активность, самостоятельность, принятие решений, умение делать выбор, поступать ответственно и самостоятельно. Д. А. Леонтьев отмечает, что проблема свободы и ответственности - это не абстрактная философская проблема, это проблема жизненная, проблема в каком-то смысле выживания всех нас - страны и человечества в целом [1].

Категория ответственности остается недостаточно дифференцированной ни со стороны ее принадлежности субъекту, ни со стороны ее проявления, ни со стороны варианта, когда внутренне присущее индивиду качество ответственности не согласуется с достижением им общественных целей. Социальная ответственность не может быть развита при отсутствии личностной ответственности. Именно ответственность признается в настоящее время тем ценным качеством личности, которое необходимо каждому человеку не только для личностного развития, но и для адаптации к современному миру в период неопределенности и изменчивости [2], в силу чего его необходимо воспитывать [3].

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4].

Е. И. Исаев отмечает, что основной смысл воспитания - становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности. В данном понятии можно «вычитать» два исходных значения: во-первых, «воспитание» в своей корневой основе имеет «питание» или «напитание» воспитанников ценностями, смыслами и т. д.; во-вторых, «вос-питание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в настоящего человека [5].

Обзор литературы / Literature review

Под ответственностью подразумевают форму контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения [6]. Согласно Д. А. Леонтьеву, ответственность определяется как способность быть причиной самому, отвечать за следствия, производить целенаправленные изменения в себе и в мире: «Ответственность - это та сторона, которой моя субъективная причинность обращена к другим людям» [7]. М. К. Акимова, О. А. Галстян обращают внимание на важность принятия ответственности за свои действия при организации как индивидуальной, так и совместной активности индивида с другими [8]. В. И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев ответственность связывают со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой [9].

В современных исследованиях отсутствует комплексный подход к формированию социальной ответственности у подростков, в частности, входящих в группы риска.

В процессе социализации многие дети могут попадать в группу риска с возможностью дальнейшего отклонения в поведении, переживания одиночества в контексте дилеммы свобода - ответственность [10]. В связи с этим наблюдается возрастающий интерес к изучению социальной ответственности именно в подростковом возрасте, и особенно у групп риска, не имеющих в большинстве случаев идеальных образцов поведения, а также нравственной основы, позволяющей человеку самому управлять своим потенциалом и развитием.

О. Г. Кравцов подходит к пониманию психологической природы девиантного поведения в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [11]. Автор отмечает, что девиантное поведение может быть следствием нарушения в развитии субъекта деятельности [12].

Мы полагаем, что изучение социальной ответственности у подростков группы риска целесообразно проводить в контексте анализа значимых возрастно-психологи-ческих особенностей.

По мнению Н. Н. Толстого, важно обратиться к представлениям о развивающемся человеке в сложно организованном, глобализирующемся и быстро изменяющемся мире [13]. Автор уделяет внимание проблемам современного взросления, маркерам взрослости в направлении «личность — группа — социум» [14]. К. Н. Поливанова отмечает расширение рамок современного детства, его траекторий через семейный и профессиональный статус [15]. Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис обращают внимание на способность учащихся участвовать в деятельности различных социальных общностей, влиять на их развитие [16]. С. П. Будникова подчеркивает важность развития внутригрупповой сплоченности в рамках включения в различные виды общностей [17]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают понятие со-бытийной общности, внутри которой образуются способности, позволяющие индивиду не только входить в различные общности, но и выходить из нее, индивидуализироваться, быть само-бытным [18].

О. В. Рубцова рассматривает основные представления о подростковом возрасте в традиции культурно-исторической научной школы, в частности, обращает внимание на понятие роли, ролевого развития, ролевого экспериментирования в подростниче-стве [19], Л. С. Выготский - на развитие интересов, творчества подростка [20].

Несмотря на многочисленные трудности в становлении личности подростка, следует отдать должное огромным преобразованиям, которые происходят с личностью ребенка: возрастание самостоятельности, расширение направлений деятельности, сфер общения и т. д., становление способности к самоопределению, проектирование условий формирования субъектной позиции учащихся [21]. Среди множества подростковых противоречий считаем целесообразным рассмотреть противоречие между готовностью и способностью к самостоятельным и ответственным действиям и все еще присутствующей зависимости поведения от переживаемых эмоций и потребностей, а также от непосредственно воспринимаемой ситуации. Е. И. Исаев отмечает важность обращения к себе и своим возможностям как потенциальным точкам роста собственной субъектности [22].

Ответственность подростков группы риска можно рассматривать как сложный феномен, характеризующий социально-личностную зрелость человека. Являясь формой саморегуляции человека, личностная ответственность подростков группы риска может позволять индивиду осознавать собственную значимость, а также помогать саморазвиваться в любых условиях. А. А. Синькевич, Е. П. Ивутина указывают на взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения [23]. И. С. Кон рассматривает подростковый возраст как важнейший этап в становлении ответственности личности, который связан с самовоспитанием и саморазвитием, Н. А. Горлова - развитии личности обучающихся в образовательном процессе [24, 25].

В контексте рассматриваемой проблемы мы определяем ответственность подростков группы риска с нескольких сторон. С одной стороны, анализируя социальную ответственность, можно вполне признавать, что она является внеличностной, когда подросток обязан что-то сделать и за чем-то проследить; с другой стороны, это личностная характеристика подростка, от сформированности которой зависит дальнейшее саморазвитие, направление и содержание его социальной активности; ее специфика состоит в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения.

Социальная ответственность - способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, конструктивные проявления активности человека, поэтому обращается внимание на подготовку педагога-наставника для учащегося [26].

Авторы отмечают важность повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в вопросах воспитания [27], социализации подрастающего поколения [28], «пополнения родительского запаса», в восстановлении эмоциональной связи родителей и детей [29].

Выделим компоненты, позволяющие дать комплексную оценку сформирован-ности социальной ответственности подростков группы риска:

- когнитивный компонент: учет особенностей развития адекватной самооценки подростка (знание себя, своих достоинств и недостатков, реалистичное оценивание собственной личности, потенциала и качеств, способностей, поступков);

- эмоциональный компонент: учет того, что в современном мире смена жизненных событий происходит с огромной скоростью, особенно разнообразием наполнена жизнь подростка, с большим количеством проблем и трудных жизненных ситуаций (умение контролировать свои эмоции, самоконтроль, локус контроля, активность человека в достижении целей, ответственность за происходящее с ним);

- волевой компонент: выработка силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других;

- поведенческий компонент предполагает выстраивание индивидуальной стратегии поведения, применение эффективных копинг-стратегий, стрессоустойчивость.

В настоящее время рассматривается создание условий для воспитания социальной ответственности учащихся в условиях добровольческой деятельности, социально значимой, учебной и внеучебной деятельности. Так, Б. М. Зайнулабидов к числу показателей вовлеченности в добровольческую практику включает уровень социальной ответственности, соотношение уровня социальной ответственности и степени вовлеченности в добровольческую деятельность и др. [30] С. О. Ларионова, Н. М. Булычева отмечают, что социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности подростков [31]. В работе Л. Фрэнсис представлены различные модели наставничества, которые может использовать педагог [32]. При этом важно учитывать психологические особенности подростков, их ценностные ориентации, отношение к будущему [33].

Таким образом, по мнению отечественных и зарубежных авторов, социальная ответственность требует целенаправленного воспитания не только от образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, но и от самого обучающегося; подготовки педагогов, педагогов-психологов к сопровождению данного процесса. В контексте современной социальной ситуации считаем актуальным дополнить понятие социальной ответственности такими характеристиками, как копинг-стратегия, самооценка, самоконтроль, сила воли. Актуальность обращения к проблеме воспитания социальной ответственности связана с формированием готовности и способности личности к саморазвитию и самореализации в современных условиях, приобретению опыта поведения и применения сформированных знаний на практике (учебная и внеучебная деятельность, ключевые общешкольные дела, добровольческая деятельность, самоуправление, направления Российского движения школьников, наставничество и др.).

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Цель исследования - изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей, проектирование программы воспитания социальной ответственности у подростков группы риска.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа.

В табл. 1 представлены структура и содержание диагностической программы по исследованию сформированности социальной ответственности у подростков группы риска в соответствии с обозначенными выше компонентами.

Таблица 1

Структура и содержание диагностической программы по исследованию сформированности личностной ответственности у подростков группы риска

Компоненты Показатели Диагностические методики

Когнитивный Адекватность самооценки Методика «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямполь-ский). Методика диагностики стиля исполнительности. Опросник «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г. Н. Казанцевой). Когнитивный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность»

Эмоциональный Уровень самоконтр оля, локус контроля Эмоциональный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность». Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова). Методика «Принятие ответственности»

Волевой Сила воли Тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов). Мотивационно-смысловой, регуляторный компоненты и компонент «Регулирующая сторона ответственности» опросника В. П. Прядеина «Ответственность»

Поведенческий Копинг-страте-гии. Стрессо-устойчивость, ответственность Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО). Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т. А. Крюковой). «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер)

Проведенное нами исследование осуществлялось на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. На первоначальном этапе было спланировано пилотное обследование (методика «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И. Г. Ти-мошук) с целью определения подростков, входящих в группу риска.

Результаты исследования / Research results

В ходе проведения обследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности (11 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 13-14 лет, из которых 46% подростков имеют стойкую неуспеваемость по большинству предметов, 42% нарушают нормы и правила поведения, 12% испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Именно эта категория подростков группы риска составила выборку исследования, с ними был проведена комплексная диагностика сформированности социально-личностной ответственности в соответствии с критериями, приведенными в табл. 1. Приведем результаты по одной методике каждого выделенного нами компонента.

Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» Г. Н. Казанцевой) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Диагностика общей самооценки» (когнитивный компонент)

Количество подростков Показатель самооценки у подростков, находящихся в группе риска (когнитивный компонент)

Высокая самооценка Адекватная самооценка Низкая самооценка

10% 28% 62%

Большая часть выборки имеет заниженную самооценку - 62% испытуемых; адекватная самооценка у 28% опрошенных, у 10% учащихся самооценка завышена. Подростки демонстрируют тенденцию к занижению своих качеств и свойств, что в контексте рассматриваемой нами проблемы может являться индикатором обесценивания себя, собственного потенциала и качеств, способностей, поступков; выступать причиной внутренней нестабильности, дисгармонии, что препятствует формированию чувства уверенности, защищенности, приобретению положительного жизненного опыта, выстраиванию конструктивных взаимоотношений с окружающими и в итоге тормозит формирование социально-личностной ответственности как необходимого качества личности.

По итогам анализа результатов методики можно сказать, что необходимо стимулировать у этих подростков самопознание, выступающее средством формирования адекватной самооценки. Изучение себя - путь к становлению психологической зрелости, к сознательной регуляции собственного поведения, мыслей, эмоций, ведущий к укреплению чувства взрослости, так необходимого подростку.

Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Диагностика общей самооценки» (эмоциональный компонент)

Количество подростков Показатель уровня самоконтроля у подростков группы риска (эмоциональный компонент)

Высокая самооценка Адекватная самооценка Низкая самооценка

0% 32% 68%

Анализ представленных результатов позволяет сделать вывод о том, что у большинства испытуемых низкий коммуникативный контроль - 68%; средний коммуникативный контроль у 32%; респонденты с высоким уровнем коммуникативного контроля в выборке отсутствуют. Умение контролировать свои эмоции и поведение помогает и дает возможность личности развивать свою ответственность. Самоконтроль личности является неким гарантом в нужный момент действовать конструктивно и наиболее рационально, при этом независимо от внутреннего состояния.

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов) представлены в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Самооценка силы воли» (волевой компонент)

Количество подростков Показатель уровня самооценка силы воли у подростков группы риска (волевой компонент)

Большая сила воли Средняя сила воли Слабая сила воли

7% 44% 49%

У большинства испытуемых слабая сила воли - 49%; средняя сила воли у 44% опрошенных и у 7% сила воли развита на высоком уровне. Наличие силы воли, ее достаточный и необходимый уровень мы рассматриваем как ресурс выхода сознания подростка на новый уровень, стремление и необходимость понять себя, свою истинную личность, мотиватор необходимости формирования и выработки силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других. Именно сила воли является одной из важнейших черт подростка, благодаря чему ему удается добиться значимых результатов в своей жизни. Развивая свою силу воли, подросток во многом развивает себя, свою личность.

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Копинг-страте-гии» (Р. Лазарус) представлены в табл. 5.

Таблица 5

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Копинг-стратегии» (поведенческий компонент)

Количество подростков Показатели «Копинг-стратегии» у подростков группы риска (поведенческий компонент)

Адаптивный варианткопинга Адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии Выраженная дезадаптация

0 чел. (0%) 7 чел. ( 41%) 9 чел. ( 59%)

У большинства испытуемых (59%) зафиксирована высокая напряженность ко-пинга, что свидетельствует о выраженной дезадаптации. Средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии выявлен у 41% опрошенных. Низкий уровень напряженности, который может говорить об адаптивном варианте копинга, ни у одного из испытуемых не обнаружен.

Отсутствие в выборке подростков с адаптивным вариантом копинга, выраженная дезадаптация, позволяет констатировать стремление и тенденцию у респондентов разрешать свои жизненные трудности за счет неэффективного, неконструктивного поведения и стратегий. У подростков данной категории, вероятнее всего, слабая сопротивляемость трудностям, неумение отстоять собственную точку зрения при разрешении проблемной ситуации, сопровождающееся стремлением к поиску социальной поддержки, избеганием и уклонением от негативных переживаний, уходом от проблем. Совладание с самим собой, со своими переживаниями зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и его копинг-механизмов, помогающих ему справляться со стрессами и психологическими трудностями. Копинг для подростка является когнитивным и поведенческим усилием, которое он прилагает для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям человека со средой.

На основе результатов исследования была составлена программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, построенная таким образом, что один вид деятельности сменяется другим и позволяет сделать работу с подростками группы риска динамичной и насыщенной. Программа, как и исследование, выстраивалась по компонентам. Представим краткое содержание программы:

- индивидуальные и групповые консультации с подростками (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

- семинар «Управление своими эмоциями» (формируем эмоциональный компонент);

- мастер-классы «Ответственность в моей жизни», «Секреты моего Я» (формируем когнитивный компонент);

- квест «Трудолюбие и сила воли» (формируем волевой компонент);

- дискуссия на темы «Копинг-стратегии», «Подросток и ответственность», «Ответственность глазами подростка» (формируем поведенческий компонент);

- занятия с элементами тренинга «Навстречу к себе», «Взрослеем вместе» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

- ролевые игры «Критическое мышление», «Принятие решения», «Мой индивидуально-личностный маршрут» (формируем волевой и поведенческий компоненты);

- включение в проектную деятельность «Город неравнодушных», «Как достичь успеха в жизни?» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

- обучающий урок «Кем быть и каким быть», «Учимся быть ответственным» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

- воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

- методическая копилка «Развитие социальной ответственности учащихся в совместной образовательной деятельности», консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» и др.

Заключение / Conclusion

Социальная ответственность составляет одну из важных и существенных характеристик человеческой личности, и именно подростковый возраст является наиболее сензитивным для переосмысления и развития этого качества в совокупности составляющих его компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого.

Воспитание ответственности в подростковом возрасте связано с осознанием, присвоением нравственных ценностей. Наиболее значимыми условиями ее становления являются те, которые способствуют удовлетворению потребности в одобряемом как сверстниками, так и взрослыми социальном выражении. Это возможно при осознании подростком группы риска зависимости его деятельности от значимости реализуемых в ней общественных целей и ценностей. Умение проявлять социальную ответственность позволяет подростку реализовать важнейшую потребность возраста -быть признанным и принятым в мире взрослых.

Сформированный когнитивный компонент (ответственность и самооценка) дает подростку ощущение внутренней стабильности, гармонии и покоя. Эмоциональный компонент (самоконтроль) способствует развитию своей ответственности, основываясь на воле. Волевой компонент (сила воли) позволяет добиваться колоссальных результатов в своей жизни. Поведенческий компонент (копинг-стратегии) необходим для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям со средой.

Выявленные количественно-качественные характеристики изучаемых компонентов указывают на то, что у подростков группы риска рассмотренные составляющие социальной ответственности являются «западающими» звеньями, негативно влияющими на ход их субъектно-личностного развития, искажающими направления саморазвития в этом возрасте, уводящими их на девиантный путь развития. Подростки группы риска должны научиться следовать не только собственным интересам, но прежде всего необходимым социальным требованиям. Спонтанные действия, противоречащие собственным морально-нравственным чувствам, ведут к укреплению переживания недовольства самим собой, создают дополнительные трудности на пути развития личности в этом возрасте.

С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, нацеленная на стимулирование у школьников самопознания, саморазвития и самопроектирования, которые являются необходимыми этапами в общем процессе формирования адекватной самооценки, становления психологической зрелости, овладения сознательной регуляцией собственного поведения, мыслями, эмоциями, что ведет к укреплению чувства взрослости и адекватной самореализации на социально значимом уровне как в среде сверстников, так и в мире взрослых.

Ссылки на источники / References

1. Леонтьев Д. А. Власть над жизнью. - URL: http://www.ng.ru/stsenarii/2015-10-27/9_freedom.html.

2. Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология деятельности в контексте «функциональной парадигмы» // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 2. - С. 19-24.

3. Теология, философия и психология ответственности: материалы науч. конф. / под ред. В. А. Сакутина. - Владивосток: ДВГУ, 1995. - С. 10-15.

4. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/

5. Исаев Е. И. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2012. - С. 193.

6. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. - М.: URSS, 2010. - С. 38-44.

7. Стенограмма лекции психолога Дмитрия Леонтьева, прочитанной 23 ноября 2014 года в рамках Фестиваля публичных лекций - совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. -URL: https://polit.ru/article/2015/01/04/leontiev/

8. Акимова М. К., Галстян О. А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 51-61.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Школа Пресс, 1995. - С. 351.

10. Слободчиков И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. - 2007. - Т. 12. - № 3. - С. 27-35.

11. Кравцов О. Г. Психологическое содержание понятия «девиантное поведение» в культурно-исторической теории // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал. - 2016. - № 3(39). - С. 113-120.

12. Кравцов О. Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 49-56.

13. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23. - № 4. - С. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402.

14. Толстых Н. Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л. С. Выготского и А. В. Петровского // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 25-34.

15. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 2. -С. 5-10.

16. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. - 2020. -Т. 16. - № 1. - С. 57-67.

17. Будникова С. П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъект-ности // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 4. - С. 137-152.

18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - С. 191.

19. Рубцова О. В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - № 2. - С. 69-77.

20. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

21. Исаев Е. И. Антропологические основы психологического сопровождения подростков и юношей в образовательном процессе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2013. - Вып. 3 (7). - С. 9-18.

22. Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Евгения Ивановича Исаева / ред. колл. Е. И. Исаев и др. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. - С. 16.

23. Синькевич А. А., Ивутина Е. П. Взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 172-181.

24. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 50.

25. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Педагогика. - 2020. - № 1. - С. 35-42.

26. Кривошеева О. Р. Практические аспекты формирования социальной ответственности. - Омск: Изд-во Сибирского гос. ун-та физ. культуры и спорта, 2010. - С. 5-10.

27. Gorshkova V. V., Uskova S. A., Tonkonogaya E. P. Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2019. - P. 2096-2107.

28. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Социальная психология. docx. - URL: https://yadi.sk/i/N44IQOKIFepHdQ.

29. Rankin N. Taking Parenting Public: The Case for a New Social Movement. - Rowman & Littlefield, 2002. - 295 p.

30. Зайнулабидов Б. М. Модель формирования социальной ответственности у старшеклассников в условиях добровольческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25126.

31. Воспитание социальной ответственности подростков в организации дополнительного образования: учеб.-ме-тод. пособие / С. О. Ларионова, Н. М. Булычева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2018.

32. Francis L. M. Shifting the shape of mentoring // T+D. - 2009. - Vol. 63. - Is. 9. - Р. 36-39.

33. Murtezani L. The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities // European Journal of Social Sciences Education and Research. - 2017. - Vol. 11. - № 2. - P. 34-38. - URL: journals.euser.org/index.php/ejser/ar-ticle/view/2742/2683.

1. Leont'ev, D. A. Vlast' nad zhiznju. [Power over life.] Available at: http://www.ng.ru/stsenarii/2015-10-27/9_freedom.html (in Russian).

2. Leont'ev, D. A. (2020). "Kul'turno-istoricheskaja psihologija dejatel'nosti v kontekste "funkcional'noj paradigmy" [ Cultural-historical psychology of activity in the context of the "functional paradigm"] Kul'turno-istoricheskaja psihologija, t. 16, № 2, pp. 19-24 (in Russian).

3. Sakutin, V. A. (ed.) (1995). Teologija, filosofija i psihologija otvetstvennosti [ Theology, philosophy and psychology of responsibility] materialy nauch. konf., DVGU, Vladivostok, pp. 10-15 (in Russian).

4. Metodicheskie rekomendacii organam ispolnitel'noj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii, osushhestvljajushhim gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovanija, po organizacii raboty pedagogicheskih rabotnikov, osushhestvljajushhih klassnoe rukovodstvo v obshheobrazovatel'nyh organizacijah. [Methodological recommendations to the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, carrying out state administration in the field of education, on the organization of the work of teachers who are engaged in class tutoring in educational organizations. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/ (in Russian).

5. Isaev, E. I. (2012). Pedagogicheskaja psihologija, [ Pedagogical psychology ] Jurajt, Moscow, p. 193 (in Russian).

6. Muzdybaev, K. (2010). Psihologija otvetstvennosti [ Psychokogy of responsibility], URSS, Moscow, pp. 38-44 (in Russian).

7. Stenogramma lekcii psihologa Dmitrija Leont'eva, prochitannoj 23 nojabrja 2014 goda v ramkah Festivalja publichnyh lekcij - sovmestnogo proekta informacionno-analiticheskogo kanala "Polit.ru" i Departamenta nauki, promyshlennoj politiki i predprinimatel'stva g. Moskvy.[ Transcript of a lecture by psychologist Dmitry Leontiev, delivered on November 23, 2014 within the framework of the Festival of Public Lectures - a joint project of the information and analytical channel "Polit.ru" and the Department of Science, Industrial Policy and Entrepreneurship of Moscow] Available at: https://polit.ru/article/2015/01/04/leontiev/ (in Russian).

8. Akimova, M. K. & Galstjan, O. A. (2019). "Tipologija social'noj aktivnosti molodezhi v zavisimosti ot prinjatija nravstvennyh normativov" [Typology of social activity of young people depending on the adoption of moral standards] Voprosy psihologii, № 3, pp. 51-61 (in Russian).

9. Slobodchikov, V. I. & Isaev, E. I. (1995). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka. Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti, [ Foundations of psychological anthropology. Human's psychology. An introduction to the psychology of subjectivity.] Shkola Press, Moscow, p. 351 (in Russian).

10. Slobodchikov, I. M. (2007). "Sovremennye issledovanija perezhivanija odinochestva" [ Contemporary research on the experience of loneliness], Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, t. 12, № 3, pp. 27-35 (in Russian).

C. B. na3yxuHa, K. C. MaAazumôa, E. B. ffexum

11. Kravcov, O. G. (2016). "Psihologicheskoe soderzhanie ponjatija "deviantnoe povedenie" v kul'turno-istoricheskoj teorii" [The psychological content of the "deviant behavior" concept in cultural-historical theory], Psihologo-pedagogicheskij poisk. Nauchno-metodicheskij zhurnal, № 3(39), pp. 113-120 (in Russian).

12. Kravcov, O. G. (2020). "Problema lichnostnogo razvitija nesovershennoletnih pravonarushitelej: kul'turno-istoricheskij podhod" [The problem of personal development of juvenile offenders: a cultural-historical approach] , Kul'turno-istoricheskaja psihologija, t. 16, № 1, pp. 49-56 (in Russian).

13. Tolstyh, N. N. (2015). "Sovremennoe vzroslenie" [Modern growing up], Konsul'tativnaja psihologija ipsihoterapija, t. 23, № 4, pp. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402 (in Russian).

14. Tolstyh, N. N. (2020). "Social'naja psihologija razvitija: integracija idej L. S. Vygotskogo i A. V. Petrovskogo" [Social psychology of development: integration of the ideas of L. S. Vygotsky and A. V. Petrovsky] , Kul'turno-istoricheskaja psihologija, t. 16, № 1, pp. 25-34 (in Russian).

15. Polivanova, K. N. (2016). "Detstvo v menjajushhemsja mire" [Childhood in a changing world], Sovremennaja zarubezhnaja psihologija, t. 5, № 2, pp. 5-10 (in Russian).

16. Gromyko, Ju. V., Rubcov, V. V. & Margolis, A. A. (2020). "Shkola kak jekosistema razvivajushhihsja detsko-vzroslyh soobshhestv: dejatel'nostnyj podhod k proektirovaniju shkoly budushhego" [School as an ecosystem of developing child-adult communities: an activity-based approach to designing a school of the future], Kul'turno-istoricheskaja psihologija, t. 16, № 1, pp. 57-67 (in Russian).

17. Budnikova, S. P. (2020). "Uchebno-professional'naja obshhnost' kak prostranstvo razvitija professional'noj sub#ektnosti" [Educational and professional community as an environment for the development of professional subjectness], Pedagogika i psihologija obrazovanija, № 4, pp. 137-152 (in Russian).

18. Slobodchikov, V. I. & Isaev, E. I. (2000). Psihologija razvitija cheloveka: razvitie sub#ektivnoj real'nosti v ontogeneze /Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis/ , Shkol'naja Pressa, Moscow, p. 191 (in Russian).

19. Rubcova, O. V. (2020). "Sovremennoe podrostnichestvo v fokuse kul'turno-istoricheskoj psihologii: k probleme rolevogo jeksperimentirovanija" [Contemporary adolescence in the focus of cultural-historical psychology: on the problem of role-based experimentation] , Kul'turno-istoricheskaja psihologija, t. 16, № 2, pp. 69-77 (in Russian).

20. Vygotskij, L. S. (1996). Psihologija razvitija kak fenomen kul'tury: izbrannye psihologicheskie trudy /Psychology of development as a cultural phenomenon: selected works in Psychology/ , Institut prakticheskoj psihologii, Moscow; NPO "MODJeK", Voronezh, 512 p. (in Russian).

21. Isaev, E. I. (2013). "Antropologicheskie osnovy psihologicheskogo soprovozhdenija podrostkov i junoshej v obrazovatel'nom processe" [ Anthropological foundations of psychological support for adolescents and young people in the educational process] , Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo, vyp. 3 (7), pp. 9-18 (in Russian).

22. Isaev, E. I. et al. (eds.) (2017). Antropologicheskie perspektivy psihologicheskogo obrazovanija pedagoga: sbornik nauchnyh trudov, posvjashhennyj 65-letnemu jubileju doktora psihologicheskih nauk, professora Evgenija Ivanovicha Isaeva /Anthropological perspectives of the psychological education of a teacher: a collection of scientific works dedicated to the 65th anniversary of the doctor of psychological sciences, professor E. I. Isaev/ , Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo, Tula, p. 16 (in Russian).

23. Sin'kevich, A. A. & Ivutina, E. P. (2016). "Vzaimosvjaz' otvetstvennosti i samoreguljacii povedenija v junosheskom vozraste" [The relationship between responsibility and self-regulation of behavior in adolescence] , Nauchno-metodicheskijjelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 32, pp. 172-181 (in Russian).

24. Kon, I. S. (1989). Psihologija rannej junosti [Psychology of early adolescence] , Prosveshhenie, Moscow, p. 50 (in Russian).

25. Gorlova, N. A. (2020). "Razvitie lichnosti obuchajushhihsja v obrazovatel'nom processe kak pedagogicheskaja kategorija" [ Personal development of students in the educational process as a pedagogical category], Pedagogika, № 1, pp. 35-42 (in Russian).

26. Krivosheeva, O. R. (2010). Prakticheskie aspekty formirovanija social'noj otvetstvennosti [Practical aspects of the social responsibility formation], Izd-vo Sibirskogo gos. un-ta fiz. kul'tury i sporta, Omsk, pp. 5-10 (in Russian).

27. Gorshkova, V. V., Uskova, S. A. & Tonkonogaya, E. P. (2019). "Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, pp. 2096-2107 (in English).

28. Mudrik, A. V. "Social'naja psihologija vospitanija (kratkaja jeksplikacija i sub#ektivnye zametki)" [Social psychology of education (brief explication and subjective notes)], Social'naja psihologija. docx. Available at: https://yadi.sk/i/N44IQOKIFepHdQ (in Russian).

29. Rankin, N. (2002). Taking Parenting Public: The Case for a New Social Movement, Rowman & Littlefield, 295 p. (in English).

30. Zajnulabidov, B. M. (2016). "Model' formirovanija social'noj otvetstvennosti u starsheklassnikov v uslovijah dobrovol'cheskoj dejatel'nosti" [Model of the social responsibility formation among high school students in the

context of volunteer activity] , Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25126 (in Russian).

31. Larionova, S. O. & Bulycheva, N. M. (2018). Vospitanie social'noj otvetstvennosti podrostkov v organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija: ucheb.-metod. Posobie [Raising the social responsibility of adolescents in the organization of additional education]: Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg [b. i.] (in Russian).

32. Francis, L. M. (2009). "Shifting the shape of mentoring", T+D, vol. 63, is. 9, pp. 36-39 (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Murtezani, L. (2017). "The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities", European Journal of Social Sciences Education and Research, vol. 11, № 2, pp. 34-38. Available at: journals.euser.org/index.php/ejser/article/view/2742/2683 (in English).

Вклад авторов

С. В. Пазухина - подготовка обзора литературных источников.

К. С. Шалагинова - проведение эмпирического исследования.

Е. В. Декина - обработка результатов эмпирического исследования.

Contribution of the authors

S. V. Pazukhina - preparation of a review of literary sources.

K. S. Shalaginova - conducting an empirical study.

E. V. Dekina - processing of the of empirical study results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.