ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
УДК 008; 304.444 ББК 71.4
З.Н. Григорова, Д.В. Чудновская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Рассматриваются возможности методов театральной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением. Выделены основные факторы театральной деятельности, которые могут способствовать профилактике подростковой преступности. Описан опыт использования методов театральной педагогики в системе социально-психологической реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, в БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого». Рассматривается творческая активность девиантных подростков как фактор их позитивной социализации и инкультурации.
Ключевые слова:
девиантное поведение, дезадаптация, инкультурация, подростковая преступность, социализация, социальная реабилитация, театральная педагогика.
Григорова З.Н., Чудновская Д.В. Использование методов театральной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 4. - С. 99-104.
© Григорова Зинаида Николаевна - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Чудновская Дарья Владимировна - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В настоящее время общество глубоко обеспокоено тем, что за последние годы в среде подростков и молодежи произошли процессы, влекущие за собой переоценку культурных ценностей предыдущих поколений, что привело к нарушению преемственности передачи позитивного социокультурного опыта. В результате подобные перемены повлекли за собой образование ценностного и правового кризиса у современной молодежи, отражение которых проявилось в девиантном поведении среди подростков, в частности, одной из самых опасных его форм - преступности. Статистика уголовных преступлений показывает увеличение доли преступлений насильственного характера в структуре подростковой преступности. Наблюдается тенденция к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних. Также отмечается увеличение доли преступлений крупного масштаба, совершаемых на почве национальной ненависти или вражды в отношении представителей отдельных социальных групп,
и рост преступлений, сопряженных с экстремизмом.
В связи с этим особо актуальной задачей профилактики преступности среди молодежи является организация социально-психологической реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом. С 2004 года в Санкт-Петербурге успешно действует благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» (далее Центр), где подростки, совершившие преступления, могут пройти курс социальной реабилитации в режиме стационара продолжительностью от девяти месяцев [4] .
Это негосударственный реабилитационный Центр открытого типа, который является альтернативой тюремному заключению для несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести, не относящиеся к числу особо тяжких, а также регулярно совершающих административные правонарушения. Центр ¡5 создавался для того, чтобы, с одной сторо- о ны, избежать необходимости отправлять ю
о
детей в места лишения свободы, которые не всегда способствуют исправлению, с другой, апробировать новые механизмы воспитательного воздействия в условиях стационара.
В целях создания реабилитационного терапевтического пространства в Центре создана уютная обстановка, задан определённый эстетический стандарт, который подразумевает своеобразное оформление помещений. В интерьере используются керамические изделия ручной работы, сделанные воспитанниками и сотрудниками, а также их рисунки и художественные фотографии.
Вся деятельность Центра ориентирована, прежде всего, на создание благоприятных условий для процесса социализации, инкультурации и взросления подростков, а также на раскрытие их творческого потенциала. Это происходит путём формирования безопасной развивающей среды, которую обеспечивает соблюдение определенных принципов: уважение, отсутствие двойного стандарта, личный пример и профилактика насилия. Одним из основных направлений работы с девиантными подростками в Центре является творческая деятельность, в рамках которой реализуется потенциал театра в социальной реабилитации.
Результаты исследования психологических особенностей воспитанников Центра показывают, что раскрытие творческих способностей у подростков с противоправным поведением приводит к их позитивной социализации за счёт ослабления влияний личностных факторов риска [3, с. 372].
В настоящее время можно выделить три основных направления, по которым проводится изучение воспитательного и социализирующего потенциала театра. Первое направление включает в себя общие теоретические работы, рассматривающие театр для детей и молодежи как элемент культурной среды, а также исследования, посвященные анализу роли театра в процессе постижения человеком окружающего мира, инкультурации и социализации (М.Н. Конорская, Н.И. Корот-кова, Н.Л. Крымова, Г.Г. Дадамян, М. Бра-уншвиг, Л.С. Клейн, М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер, А.Е. Строганов и другие).
Второе направление связано с изучением роли, которую театр играет для детей и молодежи среди других социальных институтов культуры. Об этом говорится в научных трудах Ю.П. Азарова, Н.Н. Бахтина, И.В. Бестужева-Лады, В.С. Библера,
Й. Хейзинга, А.Н. Семашко, О.Е. Коханой, Е.А. Добренко, А.И. Савенковой, О.В. Шу-ляповой.
Третье направление - прикладное, посвященное размышлениям режиссеров, актеров, драматургов, театроведов, критиков, социологов о проблемах детского и молодежного театра. В данном аспекте можно выделить труды Н.П. Акимова, А.Б. Никитиной, И.Л. Любинского, Е.С. Кал-мановского, Е.Р. Ганелина, Е.М. Абелюк, С.В. Паламарчук.
Новизна практики применения методов театральной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением заключается в том, что эти методы используются в условиях открытого реабилитационного центра, который является альтернативой тюремному заключению. Центр свт. Василия - единственная в России организация, где несовершеннолетние, совершившие уголовные преступления, могут пройти длительный курс социальной реабилитации в режиме круглосуточного стационара с интенсивной программой, включающей драмотерапию.
В Центре создаются благоприятные условия для самореализации подростков через творческий, созидательный процесс, что способствует отвлечению их от девиантных форм поведения [1, с. 264]. Творческая активность обогащает опыт общения подростков, даёт им возможность осознать свои возможности и индивидуальность во взаимодействии с другими людьми. Активное участие в творческом процессе позволяет расширить границы мировосприятия, способствует самопознанию, помогает развить эстетические и этические ориентиры, привить чувство прекрасного, возвышенного, обучить навыкам общения.
В творческом направлении деятельности Центра широко используются методы театральной педагогики, которая является эффективным инструментом преодоления проблемы дезадаптации подростков. Театр как искусство синтетическое может активно воздействовать на личность подростка, настроить его на созидательный лад, обогатить духовный мир, дать почву для самореализации и раскрытия собственного потенциала, что немаловажно в этом «трудном» возрасте.
В рамках театральных занятий используются этюдный метод, метод действенного анализа, метод наглядности, метод физических действий, дискуссионный метод, метод психогимнастики и тренинго-вый метод. В совокупности они позволяют
эффективно работать над постановочным материалом, проводить репетиции и театральные тренинги, обсуждать важные мировоззренческие вопросы и драматические произведения, а также заниматься саморазвитием в широком смысле этого слова. В связи с этим одними из главных задач театральных тренингов являются: выстраивание коммуникации в среде ровесников и старшего поколения, научение подростков работе со своим телом как пластическим инструментом, способным выражать чувства, настроение и смыслы, а также раскрытие собственного творческого потенциала. В основном упражнения, необходимые для решения этих задач, достаточно просты, их проходят на начальном этапе подготовки актёров в театральных училищах. Как правило, это речевые и пластические тренинги, постановка театральных этюдов, разучивание стихотворений и отрывков из литературных произведений, контактная и бесконтактная импровизации, моделирование серьезных и комичных жизненных ситуаций на сцене и т.п.
Использование методов театральной педагогики оказывает влияние на развитие подростка в различных сферах:
- в сфере социального развития театрально-педагогические методы формируют положительные взаимоотношения воспитанников в процессе совместной творческой деятельности, научают социально одобряемым способам общения, которые соответствуют общепринятым нормам и правилам, а также развивают способность к эмпатии;
- в сфере познавательного развития происходит взаимосвязь обучения с театрализованной игрой, что позволяет развивать интеллектуальную инициативу, творческий подход и пространственное представление. Благодаря театрально-педагогическим методам происходит развитие памяти и предвосхищающего воображения, что является необходимым условием для развития цельной личности. Также появляется возможность обучения умению планировать свои действия и достигать необходимого результата, что, в свою очередь, важно для процесса взросления несовершеннолетнего. На актёрских тренингах, направленных на наблюдение за поведением животных, явлениями природы и поведенческими особенностями человека, развивается внимание;
- благодаря использованию методов театральной педагогики в сфере художественного и эстетического развития происходит
приобщение подростков к классической художественной литературе, а также к совместной творческой деятельности по проектированию и изготовлению костюмов, декораций и театрального реквизита. Развивается пространственное воображение как основа проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата. Для создания театральной постановки в большинстве случаев необходима интерпретация литературных образов произведения, что способствует развитию особых форм воображения и созданию выразительного художественного образа. При формировании сюжетных картин с множеством персонажей необходима организация коллективной работы и обучение самостоятельному нахождению приемов изображения и материалов;
- в сфере речевого развития методы театральной педагогики способствуют овладению выразительными средствами общения, содействуют развитию монологической и диалогической речи, а также обогащают словарных запас разнообразными эпитетами, сравнениями, метафорами, антонимами и синонимами, образными высказываниями;
- в сфере развития движений происходит согласование действий актёра и сопровождающих их реплик. В театральных этюдах рождается музыкально-двигательная импровизация, способствующая выразительному исполнению основных видов движений. Также развиваются умения воплощать в пластических этюдах настроение, характер и процесс развития образа;
Таким образом, использование методов театральной педагогики в системе социальной реабилитации девиантных подростков создает предпосылки для многостороннего развития их личности и способствует процессу инкультурации и социализации.
В качестве иллюстрации использования методов театральной педагогики в работе с девиантными подростками можно привести пример творческого проекта «Мы молоды, пока мы живы», который был реализован на базе БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» в июне 2016 года.
Участники проекта. К участию в проекте было привлечено 14 основных участников: 10 юношей и 4 девушки. Помимо них в проекте принимали участие музыканты, оформляющие сценическое действие музыкальным сопровождением. Юноши проходили курс социальной реабилитации в «Центре свт. Василия» в ре-
о
жиме стационара с круглосуточным проживанием. Все молодые люди относились к категории подростков, находящихся в конфликте с законом, которые вступили в контакт с системой правосудия в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении правонарушений. Чаще всего у воспитанников Центра встречаются следующие составы преступлений: кража, преступления, связанные с употреблением и распространением наркотиков, грабеж, разбой, нанесение тяжких телесных повреждений.
Девушки, участвовавшие в проекте, проходили курс социального патронажа без проживания в Центре. Большинство из них было направлено на социальный патронаж комиссией по делам несовершеннолетних в связи с систематическими прогулами школы, асоциальным образом жизни, мелкими кражами, уходами из дома.
идея проекта. На протяжении многих веков подростки испытывали схожие чувства, переживания, внутренние и внешние конфликты. Это легло в основу идеи авторской театральной концепции, суть которой состоит в объединении сильных смысловых отрывков из нескольких литературных, драматических произведений и стихотворений разных эпох в этюдную форму исполнения. Между постановочным материалом присутствуют связующие переходы в форме музыкальных произведений (песни, живое исполнение на музыкальных инструментах), танцев и театральных упражнений. Одна из главных особенностей выбранных произведений состоит в том, что главными героями в них являются подростки. Предполагается, что воспитанники «Центра свт. Василия», оказавшись в роли героев, близких к себе по духу и возрастной категории, смогут прочувствовать радость и боль других людей, увидеть в их историях свои собственные поступки, переживания, важные смысловые (мировоззренческие) вопросы и поиски ответов на них. Благодаря этому станет возможным отдалиться от внутреннего одиночества, зачастую переживаемого подростками, и испытать единение не только с вымышленным персонажем, но и партнерами, с которыми подросток будет взаимодействовать во время творческого процесса. Таким образом, для современных молодых людей полезным опытом станет возможность проследить, а главное, прожить характерные черты и проявления своего возраста - его историческое развитие в лице различных героев драматических и литературных произведений.
Цель проекта. Участие в данном театральном проекте должно оказать положительное влияние на личность подростка, развить эмпатию, привести к осознанию своего единства с целыми поколениями таких же «одиноких душ», испытывающих схожие состояния, конфликты, взлеты и падения. Более того, данная работа с несовершеннолетними направлена на переоценку ими своего поведения, разрушительных целей и мировоззренческих установок, обращению к созидательному духовно-нравственному вектору развития.
мотпвпрованпе подростков участвовать в проекте заключается в том, чтобы для каждого из них найти наиболее важный стимул для участия в театральных занятиях, пробудить, а затем поддержать интерес к театральной деятельности. Методы и приёмы вовлечения воспитанников Центра в проект индивидуальны. Первое время для многих подростков основной мотивацией участвовать в проекте является обязательность участия во всех мероприятиях Центра, обозначенная в постановлении суда о прохождении курса реабилитации. Отказ от участия может повлечь замену условного срока лишения свободы реальным. Также важным стимулом участвовать в творческих проектах Центра является личный пример сотрудников и волонтеров. Их искренняя вовлеченность в творческий процесс способствует формированию интереса у подростков к этой деятельности.
Сверхзадача режиссера - повлиять на воспитанников в их решении отказаться от разрушительных стремлений и привести к созидательным, так как тогда их жизнь наполнится позитивным смыслом, стремлением создавать прекрасное, а не разрушать.
Предпосылки создания проекта. Противоправные действия, то есть поведение с разрушительными установками - это состояние рано состарившихся душой людей, надломленных натиском испытаний. Напротив, созидательный процесс «дарует вечную молодость». Работая с подростками, склонными к разрушительному поведению, можно прийти к выводу, что далеко необязательно быть молодым человеком по возрастному критерию, чтобы оставаться юным душою и наполненным силами, вдохновением, мечтами и светлыми планами на будущее. Данное наблюдение является противоречивым фактом, потому что когда как ни в юношеские годы стремиться к чему-то масштабному, возможно нереальному, но желанному и захватываю-
щему сознание целиком и полностью. Тем не менее, большинство современных подростков, как уже упоминалось ранее, имеют одну серьезную и негативную тенденцию - они перестают радоваться жизни, мечтать и стремиться к целям, а также не хотят взрослеть и брать ответственность за свою жизнь, более того, большинство из них находятся в апатичном психологическом состоянии. В результате размышлений на обозначенную тему родилось название данного театрального проекта: «Мы молоды, пока мы живы».
Принципы отбора постановочного материала. Для осуществления данного проекта важной задачей стал выбор материала для постановки. Благодаря верно отобранному постановочному материалу существует возможность помочь подросткам открыть их нереализованный творческий потенциал, а также разобраться с личностными проблемами. Итак, возникло желание выбрать произведения, позволяющие продемонстрировать воспитанникам позитивные возможности и радость пребывания в подростковом возрасте. Более того, появилась возможность познакомить их с главными героями, такими же подростками и молодыми людьми, как и они сами. В связи с этим были выбраны следующие литературные и драматические произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера; «А завтра была война» Б.Л. Васильева; стихотворение «В неволе скучной увядает» А.С. Пушкина; «Бородино» М.Ю. Лермонтова; «Молодость» О.Ф. Берггольц; «Я шатаюсь в толкучке столичной» Е.А. Евтушенко; «Мы молоды, пока мы живы» Р. Жука.
Ход работы. Работа началась с продумывания концепции и отбора постановочного материала. Определившись с ним, также оставалось место для свободного выбора участниками проекта материала, желанного и близкого по духу. Принимались во внимание индивидуальные пожелания каждого, что обеспечило позитивный настрой и желание создавать данную работу. Одной из важных задач было выявление талантов того или иного подростка и развитие соответствующих навыков у каждого участника театрального процесса. Таким образом, каждый участник постановки мог максимально полно раскрыть свой потенциал, проявить себя.
В процессе выбора материала с участниками проекта проводились специальные беседы, направленные на рефлексию и осмысление себя в формате данного мероприятия. Роли распределялись в соот-
ветствии с пожеланиями участников, тем не менее, заключительное слово всегда оставалось за режиссером. После отбора материала начались репетиции, сопровождающиеся театральными тренингами, направленными на подготовку и включение в процесс создания постановки.
Первыми трудностями, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы, были отказ некоторых подростков участвовать в выборе стихотворений, репетициях и выполнении театральных упражнений. Происходило это в основном с теми, кто абсолютно не имел опыта сценической деятельности и недостаточно обладал навыками коммуникации. В силу психологических зажимов, страхов и нестабильности в принятии ответственных решений, участвовавшие в проекте подростки могли несколько раз в день принимать различные решения относительно участия в творческом проекте. Однако большинство в итоге склонилось к решению участвовать и помогать создавать театрально-сценическую концепцию. Также естественной трудностью было удержать их концентрацию внимания в работе с материалом и особенно справляться с конфликтным и вызывающим поведением. Большой удачей было наличие лидера с позитивной установкой на творческий процесс, который помог своим желанием и харизмой активно вовлечь в работу над постановкой других воспитанников.
Межличностные контакты воспитанников с режиссером-педагогом складывались на протяжении длительного времени, и обладали уважительным и располагающим к общению и совместной деятельностью характером. Благодаря этому многие возникающие трудности разрешались довольно быстро и мирно. Положительными проявлениями участников проекта были инициативность, нестандартный и креативной подход к работе над ролью, вовлеченность в создание этюдных зарисовок и режиссерских находок. Поражала скорость придумывания некоторыми подростками идей для постановки и их собственная радость от раскрытия своих способностей и талантов. Многие из них обладают настоящими задатками актеров и режиссеров, а также энергией, которая в прошлом не нашла должного созидательного применения. Данная театрально-сценическая концепция способствовала раскрытию творческого потенциала воспитанников «Центра свт. Василия», применению их навыков и способностей в созидательном
ключе, культурному, воспитательному и образовательному развитию, а также преодолению страхов сцены, боязни открыться другому человеку.
итоги проекта. Опыт реализации твор -ческого проекта позволяет говорить, что включаясь в театральную деятельность, подростки изменяют отношение к себе и окружающему миру, приобретают необходимые навыки общения и созидания, корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения, открывают для себя ранее неисследованный мир театра, таящий в себе бессмертные сокровища. В данном опыте открывается возможность постепенного изменения самооценки, гармонизации потребностей разного уровня,
развития нравственного самосознания, формирования новых полезных навыков. Приобретя в процессе театральной деятельности более активную жизненную позицию, вживаясь в ситуацию личной ответственности, подросток получает шанс постепенно приобрести психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях. И что особенно важно, все личностные изменения, связанные с социальной реабилитацией, происходят не по принуждению и внушению, а через собственный позитивный опыт и самореализацию. Таким образом, опыт участия подростков в театральной деятельности может быть эффективной формой их позитивной инкультурации.
список литературы:
[1] Григорова З.Н. Развитие творческой активности у условно осужденных подростков // Технологии социальной работы с молодежью: материалы IV конференции с международным участием (Кострома, 13-15 октября 2016 г.) / Сост. О.Н. Веричева. - Кострома: КГУ, 2016. - С. 263-264.
[2] Никитина А.Б. Театр, где играют дети / Уч.-мет. пос. - М.: Владос, 2001. - 286 с.
[3] Николаева Ю.Л. Креативность в системе взаимосвязанных индивидуально-личностных особенностей делинквентных подростков // Студенческая наука - 2016: Материалы Всероссийского студенческого научного форума, посвященного 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.В. Папаяна. - СПб.: Изд-во СПБГПМУ, 2016. - С. 371-372.
[4] Официальный сайт благотворительного фонда «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://svtvasilij.ru (24.03.2016)
[5] Плоткин М.М. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведение // Семья в России. - 2005, № 1-2. - С. 32-34.
[6] Савина Н.Н. Возможности прогнозирования и профилактики подростковой преступности на основе личностных факторов // Закон и право. - 2006, № 8. - С. 47-50.
[7] Савина Н.Н. Креативность - творчество - социальная адаптация: научное издание. - Новосибирск: ИЭПМСО РАО, 2006. - 27 с.
[8] Серебрякова Л.Ю. Духовно-нравственный потенциал православной театральной педагогики на уроках литературы / Дис. ... магистра пед. наук. - СПб., 2016. - 101 с.
[9] Слуцкая Е.А., Корнилова С.В. Театральное образование как аспект современного культурологического образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития: электрон. научн. журн. - 2013, № 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: Мрр:/Леопа-ргайка.ги/-1-2013/сикиге (20.02.2018)
[10] Янутш О.А., Неретина Т.В., Новикова Н.П. Взросление как культурно-педагогическая проблема: анализ ожиданий современных российских подростков // Ярославский педагогический вестник. -2017, № 5. - С. 368-373.
О