Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА МВД РОССИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАННИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус М. Р., Иванов Е. Ю.

Статья описывает вариант организации практики социализации старших подростков в первом полугодии пребывания в суворовском военном училище МВД России - самом сложном этапе обучения. Практика его педагогического сопровождения нуждается в научно обоснованных вариантах организации подготовки полицейских, относящихся к профессии служения, которые позволяют избежать рисков упрощения понимания процесса социализации и формализации воспитательной работы, ведущей к дегуманизации отношений. В статье предложен вариант организации педагогического сопровождения, основанный на философии традиции, гуманитарно-антропологическом подходе, теории неформального образования. Представлен опыт использования двойного наставничества первокурсников, реализованного взрослым сотрудником училища и старшекурсником, прошедшими соответствующую подготовку. Это позволило преодолеть риск установления порядка ориентации «повелевание-подчинение», ведущего к развитию отношений отчуждения и страха, и активировать порядок «ответственность-послушание», реализующий отношения доверия и авторитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илакавичус М. Р., Иванов Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE SOCIALIZATION OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MIA OF RUSSIA AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING ON THE BASIS OF THE HUMANITARIAN AND ANTHROPOLOGICAL APPROACH

The article describes a variant of organizing the practice of socialization of older adolescents in the first half of the year of stay at the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia the most difficult stage of training. The practice of its pedagogical support needs scientifically based options for organizing the training of police officers related to the profession of service, which avoid the risks of simplifying the understanding of the process of socialization and formalizing educational work, leading to dehumanization of relations. The article proposes a variant of the organization of pedagogical support, based on the philosophy of tradition, the humanitarian-anthropological approach, the theory of non-formal education. The experience of using double mentoring of first-year students, implemented by an adult employee of the school and a senior student who has undergone appropriate training, is presented. This made it possible to overcome the risk of establishing a “command-submission” order of orientation, leading to the establishment of relations of alienation and fear, and to activate the “responsibility-obedience” order, which implements relations of trust and authority.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

УДК 355.231.1:351.741(470)

М. Р. ИЛАКАВИЧУС, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук (г. Санкт-Петербург)

М. R. ILAKAVICHUS, professor of the department of pedagogy and psychology, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogy (St. Petersburg)

E. Ю. ИВАНОВ, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России (г. Санкт-Петербург)

Е. YU. IVANO V, adjunct of the chair ofpedagogy and psychology, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE SOCIALIZATION OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MIA OF RUSSIA AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING ON THE BASIS OF THE HUMANITARIAN AND ANTHROPOLOGICAL APPROACH

Аннотация. Статья описывает вариант организации практики социализации старших подростков в первом полугодии пребывания в суворовском военном училище МВД России - самом сложном этапе обучения. Практика его педагогического сопровождения нуждается в научно обоснованных вариантах организации подготовки полицейских, относящихся к профессии служения, которые позволяют избежать рисков упрощения понимания процесса социализации и формализации воспитательной работы, ведущей к дегуманизации отношений. В статье предложен вариант организации педагогического сопровождения, основанный на философии традиции, гуманитарно-антропологическом подходе, теории неформального образования. Представлен опыт использования двойного наставничества первокурсников, реализованного взрослым сотрудником училища и старшекурсником, прошедшими соответствующую подготовку. Это позволило преодолеть риск установления порядка ориентации «повелевание-подчинение», ведущего к развитию отношений отчуждения и страха, и активировать порядок «ответственность-послушание», реализующий отношения доверия и авторитета.

Ключевые слова и словосочетания: суворовские военные училища МВД России, социализация, воспитанники, педагогическое сопровождение, гуманитарно-антропологический подход, наставничество.

Annotation. The article describes a variant of organizing the practice of socialization of older adolescents in the first half of the year of stay at the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia - the most difficult stage of training. The practice of its pedagogical support needs scientifically based options for organizing the training ofpolice officers related to the profession of service, which avoid the risks of simplifying the understanding of the process of socialization and formalizing educational work, leading to dehumanization of relations. The article proposes a variant of the organization ofpedagogical support, based on the philosophy of tradition, the humanitarian-anthropological approach, the theory of non-formal educa-

tion. The experience of using double mentoring of first-year students, implemented by an adult employee of the school and a senior student who has undergone appropriate training, is presented. This made it possible to overcome the risk of establishing a "command-submission " order of orientation, leading to the establishment of relations of alienation and fear, and to activate the "responsibility-obedience " order, which implements relations of trust and authority.

Keywords and phrases: Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, socialization, pupils, pedagogical support, humanitarian-anthropological approach, mentoring.

В соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России задачу по подготовке несовершеннолетних граждан мужского пола к службе в органах внутренних дел решают специально для этого созданные суворовские военные училища МВД России (далее - СВУ МВД России) [1; 2]. Срок обучения в указанных образовательных организациях составляет три года, за которые воспитанники приобщаются к новым условиям жизни и деятельности, у них формируются нравственные убеждения, культура межнационального и межэтнического общения, представления о правоохранительной деятельности, ее значимости для человека, общества и государства, происходит профессиональное самоопределение, выбор пути служения народу и Отечеству. Особую роль в подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел играет первое полугодие обучения, когда осваиваются определенные ценностные ориентиры, составляющие фундамент дальнейшего профессионального развития. Это период сущностно является социализацией. Для нас важным является факт причисления в отечественной культурной традиции профессии полицейского к профессиям служения, ценностным основанием которых является другодоми-нантность, осознание общего блага иерархически высшим, что накладывает на жизнедеятельность отпечаток регламентации необходимыми для поддержания порядка нормами. Основываясь на работах А. В. Му-дрика и В. И. Слободчикова, мы определяем социализацию в СВУ МВД России в контексте субъект-субъектного подхода как сочетание приспособления и обособления взрослеющего в условиях регламентированного, основанного на отечественных традициях

военного уклада в рамках специального организованного процесса воспитания. Теоретически процесс социализации может быть реализован на разных методологических основаниях. Мы определяем главными принципами их выбора природо- и культуросо-образность. Данная ориентация обусловила выбор в качестве методологии организации воспитательной практики гуманитарно-антропологический подход.

Начальный этап обучения проблемати-зирован факторами, которые можно разделить на две группы: индивидуально-личностные и средовые. К первым отнесем следующие.

1. Старший подростковый возраст (14 лет), заканчивающийся кризисом отрочества, который характеризуется колоссальными морфофункциональными изменениями организма, противоречивостью поведения, попыткой «примерить» взрослость, выстраиванием иерархии отношений со сверстниками, увеличением эмоциональной дистанции с родителями и другими взрослыми, протестной реакцией на любое противостояние с окружающим подростка обществом [3].

2. Особенности, присущие людям, родившимся уже в XXI веке, так называемому «поколению Ъъ. К ним специалисты относят «клиповое мышление», индивидуалистич-ность, предпочтение виртуального общения реальному, нетерпеливость, постановка для себя только краткосрочных целей, более доверительные отношения с родителями, нежели у представителей других поколений [4]. Также надо иметь в виду современный социальный контекст взросления, в котором транслируются преимущественно ценности потребительства, эгоцентризма, асоциальности, цинизма.

3. Разнородный состав кандидатов на обучение в СВУ МВД России по социальному положению семей, национальной и региональной принадлежности. Так, например, в соответствии с Планом комплектования образовательных организаций системы МВД России по общеобразовательным программам на 2020 год [5], в шесть СВУ МВД России поступали подростки из 43 субъектов Российской Федерации. С учетом того, что в Грозненское СВУ МВД России имени Героя Российской Федерации А. А. Кадырова поступают кандидаты из одного региона, в оставшиеся пять училищ осуществлялся набор в среднем из 8-9 субъектов.

4. Различные мотивы поступления в СВУ МВД России и ожидания результатов образовательной деятельности у кандидатов на обучение и их законных представителей. Подростки приходят в училища с целью саморазвития и самосовершенствования в основном в физическом плане, в достижении определенного статуса, выделяющего их из сверстников. Родители видят высокий уровень образования, строгую дисциплину, воспитание мужского характера [6; 7] и т. п. Такие позиции не в полной мере совпадают с задачей СВУ МВД России по профессиональному ориентированию и подготовке к службе в органах внутренних дел.

К средовым факторам мы относим:

1) круглосуточное нахождение воспитанников на территории образовательной организации, строгий распорядок дня, ежедневное выполнение одинаковых функций и обязанностей, нормированность жизни и деятельности в училище;

2) уклад СВУ МВД России, основанный на иерархии коллективов воспитанников, сотрудников и работников образовательной организации;

3) высокий уровень сметающих друг друга умственных и физических нагрузок; подростки учатся самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, за внутренним порядком, нести ответственность за вверенное имущество и т. д.

ОБРАЗОВАНИЯ

В совокупности данные факторы противоположно направлены и усложняют первокурсникам обживание новой среды, обретение своего места в нем. Подросткам тяжело переформатировать модель поведения, быть вне семьи, редко видеться с родными и близкими, сменить школьный образ жизни на военный, устанавливать новые социальные связи со сверстниками и взрослыми, научиться выполнять команды и распоряжения, правильно планировать свое время, находить общий язык с ребятами разных национальностей, вероисповеданий, профессионально ориентировать себя в сфере правоохранительной деятельности, о которой они имеют стереотипизированные представления.

Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической помощи со стороны воспитывающих взрослых, которая определяется нами с помощью понятия «педагогическое сопровождение». Феномен описан в исследованиях Е. И. Казаковой, А. П. Тря-пицыной, Л. И. Пономаревой, Г. В. Самусе-вой, Т. Н. Сапожниковой, Т. В. Солодовни-ковой, Е. В. Стародубцевой, А. Р. Уразовой, Н. О. Яковлевой и др. При этом сам термин употребляется и как синоним педагогической поддержке, и как описывающий самостоятельный феномен. Мы присоединяемся ко второй позиции, обоснованной Н. О. Яковлевой, которая описала специфику педагогического сопровождения [8]. Оно относительно непрерывно, нацелено на разрешение проблем определенного процесса, реализующегося в непосредственном взаимодействии взрослого и взрослеющего при учете результатов диагностики хода этого процесса. В данном контексте педагогическая поддержка рассматривается как подпроцесс педагогического сопровождения. Мы будем понимать под педагогическим сопровождением социализации воспитанников СВУ МВД России на первоначальном этапе обучения систему условий, обеспечивающую на основе отечественной культурно-исторической традиции баланс между адаптацией и обособлением, то есть способствующую пониманию воспитанником своего обучения в училище как осво-

ение смыслового пространства профессии служения.

В СВУ МВД России мы имеем дело с социально-адаптирующей моделью воспитания в ее функционально-ролевой вариации [9]. Такую модель используют образовательные организации, нацеленные на воспитание человека как носителя определенных значимых в обществе ролевых обязанностей. Ее потенциал (при условии принятия личностью условий учреждения) - воздействие на воспитанника особой атмосферой, обусловленной, как правило, многовековыми традициями. Но при формализации традиций, слепом следовании «букве», при забвении их «духа» имеется риск системного давления на взрослеющего. «Мера свободы человека внутри функционально-ролевой модели зависит от степени «гуманистичности» и гибкости исходных целевых педагогических установок» [9, с. 11]. Мы тогда воспитаем человека служения, когда эта позиция будет принята им на основе осмысленного освоения ценностей. Гуманитарно-антропологическое методологическое основание педагогического сопровождения позволяет нивелировать указанные риски и использовать потенциал отечественной культурной традиции.

Гуманитарно-антропологическая методология в педагогике основывается на положениях философии традиции (Г.-Г. Гадамер, Е. Шацкий, К. Лоренц, М.В. Захарченко, Е. Шестун). Под традицией понимается способ жизнедеятельности определенного народа, который позволил ему длить свое существование в веках. Из поколения в поколение передаются смысложизненные ценности, реализация которых позволяет каждому представителю данной культуры и самоосуществиться, и внести свой вклад в общее большое дело, быть полезным другим, что и является оптимальным балансом адаптации и обособления в социализации. Трансфер ценностей осуществляется в личной встрече, во взаимодействии в событийном сообществе. Главными ценностями нашего народа являются доминанты на другого, на дарение, на заботу, что является

основой обретения призвания для служения общему делу как главному смыслу человеческой жизни.

Авторы гуманитарно-антропологического подхода В. И. Слободчиков и И. Е. Исаев объясняют его название так: гу-манитарность указывает на культуру и социальность как источник развития человеческого потенциала; антропология необходима для удержания над-обыденных, бытийных констант этого развития. Задачей образования признается создание условий для освоения субъектной позиции в познании себя и мира, что дает возможность достижения полноты человеческого качества, человеческого потенциала, основывающегося на идеалах отечественной культуры и закрепленного в ее образцах [10]. Норма социальных отношений в ней - забота и доверие. Они и формируются в иерархических отношениях наставничества в воспитательном пространстве совместного проживания опыта [11]. Стилистика взаимоотношений взрослых и взрослеющих проявляется в традициях, удерживающихся как в повседневности, так и в воспитательных событиях. При этом важно, как понимаются воспитывающими взрослыми феномены «человек» и «субординация», то есть какие ценностные основания лежат в основе совместного бытия и быта. Именно это прежде всего прочитывается первокурсниками - старшими подростками на первоначальном этапе обучения и оценивается по принципу «справедливо-несправедливо». Несправедливость вызывает противостояние, рушит все воспитательные усилия организации.

В гуманитарно-антропологической методологии человек признается существом сознательным, ответственно относящимся к принятию решений, существом социальным, развивающимся в реально-практических отношениях и развивающим их, субъектом культуры, то есть способным преобразовывать себя и мир в ориентации на идеалы культуры. Качества, подлежащие воспитанию в этом контексте, - самообладание и самобытность. Все перечисленное является антропологической опорой для

педагогического сопровождения проблемных процессов. По второму аспекту важное разделение вариантов субординации сделано А. А. Остапенко. Первый - «повелевани-е-подчинение», основанные на отношении отчуждения и страха, второй - «ответственность-послушание», основанные на доверии и авторитете. Для формирования этих отношений необходимы специальные организационные усилия, их важно демонстрировать и выстраивать в совместной разновозрастной деятельности, помогающей подростку занять субъектную позицию в новом для него пространстве. Сущность этой деятельности осмыслена научной школой Л. И. Новиковой в понятии «воспитательное пространство» [12] (Н. Л. Селиванова, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М. С. Якушкина). Само пространство определяется как созидаемое деятельностью субъектов по развитию сети воспитательных событий, в проживании воспитательных событий в соответствии с актуальными возрастными задачами. Преобразовывая данную изначально чуждую окружающую среду своей творческой деятельностью, субъект обживает ее, запуская преобразования и в себе. Так происходит и социальное, и личностное развитие.

Одним из способов подобного взаимодействия является древнейшая практика неформального образования - наставничество, эффективно сочетающая в себе решение как воспитательных, так и обучающих задач. Неформальное образование сегодня понимается как организованный вне лицензированных образовательных программ, максимально ориентированный на запросы и проблемы обучающихся, адаптированный к условиям их жизнедеятельности образовательный процесс, укорененный в традиционном, общинном образовании. Гуманитарно-антропологические основания наставничества раскрыты в работах В. И. Слободчикова, М. В. Захарченко, А. А. Остапенко, И. В. Шустовой, М. Р. Плакав ичу с. Человек занимает позицию субъекта в лоне родной ему культуры, включаясь в личную встречу с ее носителями. Взрос-

ОБРАЗОВАНИЯ

ление происходит в двух общностях: вертикальной детско-взрослой иерархической со-бытийной общности (В. И. Слободчиков) и горизонтальной сверстнической со-дружеской общности равных (А. А. Остапенко). Потенциальный наставник как носитель, субъект профессиональной культуры имеет успешный опыт в той сфере жизни, в которой наставляемый испытывает дефицит, он готов прийти на помощь другому, раскрыв свои стратегии, приемы решения значимых для наставляемого проблем. Сочетание со-бытийной вертикали и со-дружеской горизонтали определяют синергетический эффект педагогического сопровождения, которое и активирует духовное восхождение и становление в отечественной культурной традиции служения, и создает условия в виде образца фактически сверстника для душевно-телесного развития старшего подростка. Развитие получает и сам наставник, потому что перед ним открывается поле заботы о другом, а без этого опыта нет перспективы культуросообразного самоосуществления, невозможно формирование чувства благодарности по отношению к тем, кто для него был наставником. Диалоги и совместная деятельность по созиданию наставническим тандемом воспитательных событий, реализующих ценности традиции, позволяют самоопределиться в их отношении, то есть планировать и реализовывать жизнестрое-ние, включая профессиональный выбор, в их ориентации. Принятие ценностей культуры, транслируемых наставником, возможно при полноценном человекосообразном взаимодействии, которое в разновозрастном сообществе основывается на принятии авторитета наставника, установлении личного контакта, отсутствии жесткой регламентации взаимодействия, принятии индивидуального темпа наставнического взаимодействия [13].

В данном контексте педагогическое сопровождение социализации воспитанников на первом этапе обучения в СВУ МВД России предстает как создание условий для воспроизводства культурособразного процесса взросления, нацеленного на обретение про-

фессионального призвания. Его цель - создание условий, при которых воспитанник будет входить (то есть принимать нормы) в регламентированный мир училища на основании осмысления, проживания ценностей отечественной культурной традиции в области профессий служения (то есть позитивно самоопределяться по отношению к этим ценностям).

Научно-педагогический поиск оптимальной модели педагогического сопровождения социализации в первые полгода обучения в СВУ МВД России не прерывается: теоретики и практики оценивают используемые организационные формы на предмет их эффективности в современных условиях. С одной стороны, специфика подготовки будущих защитников закреплена в многовековой традиции военного воспитания. С другой

стороны, за эти века риск формализации, состоящей в забвении ценностей, лежащих в основе профессии, лишь нарастал и обусловил ясный заказ общества на гуманизацию. Пройти между Сциллой и Харибдой авторитарной и гуманной педагогики невероятно сложно, как сложно осмыслить рассогласованность общественного заказа на подготовку защитников и неоднозначное отношение части обывателей к «служивым людям». Гуманитарно-антропологический подход как основа педагогического сопровождения социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения позволяет удерживать высокие смыслы аксиосферы культуры, позволившие нашим предкам передать нам Отечество в силе и славе для заботы о народе и служения ему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «суворовское военное училище», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации: приказ МВД России от 15 июня 2015 г. № 682 // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182896 (дата обращения: 26.01.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.01.2022).

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.

4. Сапа А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.

5. План комплектования образовательных организаций системы МВД России по общеобразовательным программам; образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре: утвержден Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В. А. Колокольцевым 21 декабря 2020 г. № 1/14592 // СПС «КонсультатнПлюс».

6. Кулинченко А. В. Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность// Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 3 (26). С. 93-97.

7. Поляков А. Ф. Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №3 (79). С. 193-198.

8. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4 (263). С. 46-49.

9. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.

10. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ psihologiya-stanovleniya-i-razvitiya-cheloveka-v-obrazovanii-doklad (дата обращения: 17.01.2022).

11. Остапенко А. А. Очевидная педагогика. Модульная наглядность в преподавании вузовского курса. М.: Народное образование, 2013. 128 с.

12. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-143.

13. Илакавичус М. Р. Взрослый в разновозрастном сообществе неформального образования: постановка научной проблемы: монография. СПб.: ЛЕМА, 2013. 96 с.

© Илакавичус М. Р.

О Иванов Е. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.