Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СООБЩЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СООБЩЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА МВД РОССИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СООБЩЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус М.Р., Селин П.В.

Статья посвящена проблеме методологического обновления организации непрерывного профессионального образования сотрудников и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России. Руководствуясь принципом гуманизации образовательного процесса, на основании гуманитарно-антропологического подхода авторы обосновывают исследовательский потенциал понятия «сообщество воспитателей». Это понятие актуализирует представления о феномене, описываемом с помощью традиционного понятия «педагогический коллектив». Сообщество воспитателей - объединение воспитывающих взрослых, движущихся к осознанному занятию позиции воспитателя в индивидуальном темпе непрерывного профессионального образования. Диалоговая среда позволяет приходить к консенсусу по поводу миссии, значимых для профессии служения ценностей культуры и личностных смыслов воспитательной деятельности в Суворовском военном училище. Сообщество воспитателей выступает как групповой субъект воспитания, объединяющий взрослых с разным жизненным, профессиональным и педагогическом опытом и арсеналом воспитательных методов гуманистической направленности. Это разнообразие позволяет воспитанникам увидеть многообразие позитивной самореализации в профессии, которую они выбрали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илакавичус М.Р., Селин П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES FOR THE DEVELOPMENT OF A COMMUNITY OF EDUCATORS IN CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES AND PEDAGOGICAL WORKERS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the problem of methodological renewal of the organization of continuous professional education of employees and pedagogical workers of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Guided by the principle of humanization of the educational process, on the basis of a humanitarian and anthropological approach, the authors substantiate the research potential of the “community of educators” concept. This concept actualizes ideas about the phenomenon described using the traditional concept of “teaching staff”. The community of educators is an association of educating adults who are moving towards the conscious occupation of the position of an educator at the individual pace of continuous professional education. The dialogue environment allows us to come to a consensus about the mission, cultural values and personal meanings of educational activity that are significant for the profession of service at the Suvorov Military School. The community of educators acts as a group subject of education, uniting adults with different life, professional and pedagogical experience and an arsenal of educational methods of a humanistic orientation. This diversity allows pupils to see the diversity of positive self-realization in the profession they have chosen.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СООБЩЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ»

УДК 355.231.1:[371.12/.13:061/2](470)

М. Р. ИЛАКАВИЧУС, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук (г. Санкт-Петербург) ORCID: 0000-0003-4706-2877

М. R. ILAKAVICHUS, Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogy (St. Petersburg) OR-CID: 0000-0003-4706-2877

П. В. СЕЛИН, заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России (по работе с личным составом) (г. Уфа)

P V SELIN, Deputy Head of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia (for work with personnel) (Ufa)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СООБЩЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ

THEORETICAL BASES FOR THE DEVELOPMENT OF A COMMUNITY OF

EDUCATORS IN CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES AND PEDAGOGICAL WORKERS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация. Статья посвящена проблеме методологического обновления организации непрерывного профессионального образования сотрудников и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России. Руководствуясь принципом гуманизации образовательного процесса, на основании гуманитарно-антропологического подхода авторы обосновывают исследовательский потенциал понятия «сообщество воспитателей». Это понятие актуализирует представления о феномене, описываемом с помощью традиционного понятия «педагогический коллектив». Сообщество воспитателей - объединение воспитывающих взрослых, движущихся к осознанному занятию позиции воспитателя в индивидуальном темпе непрерывного профессионального образования. Диалоговая среда позволяет приходить к консенсусу по поводу миссии, значимых для профессии служения ценностей культуры и личностных смыслов воспитательной деятельности в Суворовском военном училище. Сообщество воспитателей выступает как групповой субъект воспитания, объединяющий взрослых с разным жизненным, профессиональным и педагогическом опытом и арсеналом воспитательных методов гуманистической направленности. Это разнообразие позволяет воспитанникам увидеть многообразие позитивной самореализации в профессии, которую они выбрали.

Ключевые слова и словосочетания: непрерывное профессиональное образование, суворовские военные училища МВД России, гуманизация, гуманитарно-антропологический подход, сообщество воспитателей, воспитательное пространство.

Abstract. The article is devoted to the problem of methodological renewal of the organization of continuous professional education of employees and pedagogical workers of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Guided by the principle of humanization of the educational process, on

the basis of a humanitarian and anthropological approach, the authors substantiate the research potential of the "community of educators" concept. This concept actualizes ideas about the phenomenon described using the traditional concept of "teaching staff". The community of educators is an association of educating adults who are moving towards the conscious occupation of the position of an educator at the individual pace of continuous professional education. The dialogue environment allows us to come to a consensus about the mission, cultural values and personal meanings of educational activity that are significantfor the profession of service at the Suvorov Military School. The community of educators acts as a group subject of education, uniting adults with different life, professional and pedagogical experience and an arsenal of educational methods of a humanistic orientation. This diversity allows pupils to see the diversity ofpositive self-realization in the profession they have chosen.

Key words and phrases: continuing professional education, Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, humanization, humanitarian and anthropological approach, community of educators, educational space.

Российское общество на рубеже веков столкнулось с нарастанием рисков дегуманизации, превалирования эгоистической позиции, нивелированием общинного начала, являющегося основой всех исторических свершений. Реакцией на длительную идеологизацию образования стало фактическое самоустранение государства из сферы воспитания, что в совокупности с трагической сменой ценностных ориентиров крайне негативно сказалось на состоянии человеческого потенциала страны. Сегодня педагогическое сообщество в целом говорит о том, что не имеет полноценного и достаточного представления о «поколении X», что влечет трудности в установлении воспитательного взаимодействия. С другой стороны, годы забвения приоритетности воспитания на государственном уровне повлекли ощутимые дефициты в подготовке выпускников педагогических вузов. В систему образования приходят представители поколения, не знавшего практик дворового детства, лагерных пионерских смен, реальных коллективных дел. Нередки случаи, когда молодые педагоги сознательно отказываются от выполнения воспитательных функций, считая себя «предметниками». Это не значит, что воспитательная деятельность в постперестроечные времена прекратила свое существование. Это значит, что во многом потерян мощный потенциал социального института. Сегодня мы являемся свидетелями возвращения государства и общества в эту сферу, острота проблемы определила

управленческое решение ввести специальную должность - советник по воспитанию. Однако понятно, что нужны системные усилия, консолидация всех конструктивных сил и традиций, новые подходы, адекватные указанным выше вызовам. Главные ориентиры-принципы поисков - заявленные уже как 30 лет назад гуманизация и гуманитаризация образования. Их реализация важна для образовательных организаций силовых ведомств России в большей степени, чем для других.

Институциональным ответом на указанные выше вызовы является непрерывное профессиональное образование, современное представление о котором выражается в триаде формального, неформального и ин-формального его видов. Эта триада позволяет моделировать адекватную реальности непрерывность. «Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора» [1, с.95]. Многообразие практик неформального образования сегодня признаны эффективным средством восполнения разного рода профессиональных дефицитов в силу оптимальности предлагаемого в них соотношения «форма-время-результат».

Воспитательная система образовательных организаций МВД России в меньшей степени была подвержена деконструкции

в силу волевого сохранения системообразующих ценностей. Суворовские военные училища МВД - преемники прекративших свое существование в 1960-х гг. СВУ войск НКВД СССР, а также дореволюционных кадетских корпусов, продолжили лучшие традиции воспитания: равнение на высокие идеалы воинского служения народу во имя сохранения законности и правопорядка, формирование и развитие братства как основы взаимопомощи, нацеленность на воспитание лидера воинского коллектива, защитника сограждан. Понятие служения имеет глубокие культурные корни, обусловленные христианской традицией: «работа от служения отличается тем, что человек работающий имеет право и возможность заниматься еще многими другими делами. А человек служащий не имеет такого права -всё, что он делает, всё, о чем он думает, всё, к чему он направляет волю, должно быть связано с благом народа» [2]. В этой сфере крайне важно удержание смысла братства, нравственного отношения к согражданам, товарищам, начальникам, подчиненным и Отечеству, что ставит на первое место по потенциалу личный пример старших. Специфика деятельности полицейского состоит в том, что исполнение служения происходит в неизмеримо большей мере не в вестерини-зированной сериальной индустрией псевдореальности со стрельбой и погонями, а в ежедневной рутине взаимодействия с гражданами, ищущими защиты, с одной стороны, презирающими общепринятые нормы, с другой. Именно поэтому служение в области закона и порядка очень чувствительно к общим тенденциям дегуманизации и нацеленности на быструю наживу, оно испытывает влияние ревизионистских настроений, навязывающих служению смыслы насилия, антинародности, что несет риски социального недоверия, разобщения, дестабилизации.

Воспитание человека служения требует особого внимания абсолютно ко всем параметрам воспитательной системы, в первую очередь, к штатному составу образовательной организации. Столкнувшиеся с описанными выше общими для всего образования

России негативными социокультурными факторами периода исторического перелома, СВУ МВД России испытывают влияние еще одного, внутреннего фактора. В них воспитывающие взрослые - и сотрудники (не имеющие базового педагогического образования, непрофессиональные педагоги), и педагогические работники (с потенциальными рисками, указанными выше). Проблема установления продуктивных отношений между ними, позволяющих достигать высоких воспитательных результатов, остается актуальной областью педагогических изысканий, системообразующим понятием которых является «педагогический коллектив». С его помощью исследованы и описаны аспекты развития объединения взрослых: условия для взаимодействия управленческих и исполнительных кадров, сохранения психологического здоровья педагогов, развития субъект-субъектных отношений в педагогической деятельности, в том числе в образовательных организациях МВД России. Этому посвящены работы И. В. Вачко-ва, Л. Т. Бородавко, А. В. Буданова, О. М. Боевой, Н. С. Дежниковой, В. В. Закатова, В. Я. Кикотя, В. Л. Кубышко, И. А. Латковой, А. М. Столяренко, Н. В. Сердюк, И. С. Скля-ренко, М. П. Стуровой, Ю. Ю. Тарасова, А. А. Федотова, В. И. Хальзова, Н. В. Ходя-ковой, О. В. Хухлаевой. Однако описанная выше специфика современной социокультурной реальности, требующая бОлыпих, чем ранее, усилий для удержания высоких ориентиров отечественной культуры в сфере служения, активирует поиски понятия, которое позволяло бы посмотреть на проблему в модернизированном ракурсе и найти новые ресурсы. Таким потенциалом обладает понятие «сообщество воспитателей». Обоснуем данное утверждение.

Понятие есть концептуальное описание исследуемого феномена, обусловленное определенной методологией, что позволяет использовать его для поиска решения актуальных проблем. Для воспитания важнейший фактор - среда, определяющая становление и развитие человеческого потенциала в конкретном индивиде. Каждая историче-

екая эпоха накладывает свои отпечаток на представления о ее качестве. На протяжении последних ста лет мы видим появление разных терминов, пополняющих тематический типологический ряд. При этом действует принцип дополнительности: новые термины не исключают устоявшихся, они расширяют представление об этом феномене. Первым в полной мере основанным на научных представлениях и успешно используемым в проектировании воспитательного процесса является понятие «коллектив».

Термин «коллектив» ведет свою историю от лат. соШёо - объединяю. Наличие общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместная деятельность, общение - основные элементы смысла современного понятия, о чем свидетельствуют работы, посвященные исследованию динамики его использования (А. Д. Глоточкин, О. И. Зотова, Е. С. Кузьмин, В. С. Лазарев, В В. Новиков, А. В. Петровский, К. К. Платонов, А. А. Русалинова, Л. И. Уманский, П. М. Якобсон). У понятия «педагогический коллектив» вековая история, что отразилось в его семантике настолько, что помимо основного значения, оно имеет коннотацию, диссонирующую с современными представлениями о социальности и воспитании.

Классические представления о феномене сложились в 20-30-е гг. прошлого века, что отражено в работах Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и, конечно, А. С. Макаренко. Главным отличием педагогического коллектива от всех прочих производственных коллективов изначально отмечалась его специфическая функция - воспитание. Смысловое поле понятия советского периода было задано коммунистической идеологией. Так, развивая идеи К. Маркса, высказанные в работе «Наемный труд и капитал», А. В. Луначарский неоднократно описывал воспитательный коммунистический идеал - коллективист, жизнь которого ориентируется светлым «завтра» и определяется интересами общества. На долгие годы в качестве одной из важнейших проблем в педагогике стал вопрос формирования личности в коллективе

и через коллектив. В специальной литературе с тех пор коллектив рассматривался как наивысшая стадия развития группы - от случайного объединения до гармоничного взаимодополнения, его отличали ясная структурная организация (каждый на своем месте) и внутренне мотивированная, лично принятая согласованность действий ради осуществления общей цели (В. С. Лазарев).

Идеологическая перегруженность понятия укоренена в непримиримом посыле революционного поколения, озвученном Н. К. Крупской. Хрестоматийны ее указания коллективу учителей, стремящихся к созданию образцовой, новой школы «сплотить педагогические силы», «идти плечом к плечу, действовать более спаянно» [3, с. 98]. С другой стороны, со времен А. С. Макаренко, помимо этого, понятие несло и глубокий нетривиальный смысл («инструмент прикосновения к личности», «гимнастический зал» для социально-педагогических упражнений). Этот его потенциал был использован в трудах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конни-ковой, В. А. Караковского, В. А. Кан-Калика и др. гуманистически ориентированных ученых и практиков. Развитие этого потенциала мы видим в работах, посвященных проблемам сплочения, способов стимулирования общей деятельности, способов групповой саморефлексии, соотношения взаимосвязанности и взаимозависимости участников (Л. Я. Гордин, М. П. Шульц, Н. Е. Щуркова). Идеальный образ педагогического коллектива, принадлежащий А. С. Макаренко, процессуален: он должен иметь свою историю -историю развития, самосовершенствования в освоении системных психолого-педагогических знаний, в сочетании доверия и требовательности. Эти аспекты смысла понятия делают его актуальным и поныне.

Но, помня о негромкой смысловой линии гармонического взаимодополнения общественного и личного, отметим несомненный перекос мыслетворчества и порождаемой им практики советского времени в сторону давления коллективного на личностное. На излете эпохи застоя все громче стали звучать призывы теоретиков и практиков к

осуществлению демократического развития педагогических коллективов, отказу от авторитарности и упрощенной однозначности. Пример - знаковая диссертация Н. С. Деж-никовой «Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания». «Предшествующий опыт общественного развития в сознании каждого человека утвердил приоритет общественных ценностей, общественных дел и общественных идеалов. Своеобразная модель коллективной, массовой жизни нашла свое отражение и широкое воплощение в педагогической практике, что определило командно-административный стиль взаимодействия и взаимоотношений в педагогическом коллективе» [4, с. 42]. На идеологические перекосы в воплощении в педагогической реальности упрощенных представлений о сущности коллектива указывает академик М. М. Поташник [5, с. 198].

На рубеже веков идея коллективизма уступила место идее индивидуализации, в гуманитарной сфере основным педагогическим ориентиром стала поддержка личности в выявлении и развитии ее уникальности, неповторимости. Однако онтология не изменилась: взаимодействия в социальной среде есть фактор развития конкретной личности и общества в целом. «На современном этапе приоритет получила модель коллектива, складывающаяся из взаимодополняющего многообразия индивидуальностей, а не унифицированных индивидов... Сегодня есть смысл говорить о социально-личностной концепции развития общества, где коллектив выступает инструментом развития личности, где интересы личности и коллектива не противопоставляются, а интегрируются и гармонизируются» [4, с. 43]. Таким образом, мы видим изменение системообразующего свойства самого явления действительности в части характеристики пространства «между» участниками. Это изменение определило поиск адаптированных к новым реалиям подходов и, соответственно, адекватной терминологии. Так в 1990-х гг. оформилась концепция открытой, гибкой, синергич-ной воспитательной системы - воспита-

тельного пространства и производящих его сообществ/общностей (Л. И. Новикова, X. И. Лийметс, А. Т. Куракин). Чуть позже коллектив и сообщество стали использоваться параллельно, но не рядоположен-но. Показательно, что член научной школы Л. И. Новиковой П. В. Степанов в 2002 г., давая толкование понятию «педагогический коллектив», указывал на обязательное наличие в истинном коллективе черт сообщества (в целях и ценностях) [6, с. 27]. А 10 лет спустя в монографии членов этой научной школы использовалось понятие «общность», синоним «сообществу» [7]. Еще одно направление категориальных поисков того же периода связано с освоением отечественной педагогикой идеи «человеческого капитала», практик бизнес-образования. Были предложены понятия «команда» и «корпорация».

Так, командой М. М. Поташник видит «добровольное сообщество автономных, суверенных, развитых личностей, исповедующих одинаковые или близкие ценности и связанные отношениями взаимодействия, сотрудничества, солидарности, где каждый оберегает автономию другого, считая ее ценностью» [5, 198], акцентируя наличие суверенного пространства «между». Обратим внимание на используемые слова, знаковые для отечественной культуры и диссонирующие с ценностным основанием бизнес-модели: «исповедующих», «сотрудничество» (далее - «соратники»). На наш взгляд, этот диссонанс объясняется тем, что исследуемый феномен, описанный такими понятиями, уплощается и упрощается, искомое свойство ускользает от понимания, а, значит, и от проектирования практик.

Оно (свойство педагогического коллектива, адекватное новым реалиям) было образно переосмыслено в фактически первой в Новой России попытке переименования исследуемого феномена. Гуманисту Е. А. Ям-бургу принадлежит метафора «педагогический ансамбль» [8]. Каждый педагог профессионально ведет свою законченную линию-мелодию, но ожидаемый результат определяется ее соразмерностью общему замыслу («педагогической партитуре») и

согласованностью, общим со-вниманием и принятием лидера. Эта метафора концентрированно хранит смыслы совместного со взрослеющим проживания ценностей культуры, их передачи самыми естественными средствами - личным поведением (телесными практиками), рутинным действием (практики повседневности). Однако метафора не стала понятием. Ее смыслы аккумулированы в «сообществе», пришедшем в педагогику из антропологии, урбанистики, социологии в ходе освоения концепции непрерывного образования. Насущная необходимость межличностного пространства в объединениях образовательной сферы, паритета автономности и со-гласия определили актуальность понятия в новой области проектирования образовательных экосистем. В гуманитарно-антропологической методологии оно получило еще определение, в совокупности с которым описание актуального свойства объединения окончательно оформилось в «со-бытийном сообществе/общности» (В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев).

Как мы указывали выше, в педагогической литературе имеются два синонима -сообщество и общность. Обоснованию его включения в педагогический тезаурус посвящены работы М. Р. Илакавичус. Выбор варианта «сообщество» и глубинные смыслы описаны в них следующим образом: «Мы следуем логике этимологии: корень называет общее (опосредованно - общение как некий механизм нахождения общего); приставка со- схватывает собирание как процесс и результат... Уникальные отношения, являющие себя в сообществе, дают возможность участнику понять значимость другого... Это не означает, что все участники размышляют «в одну сторону», но каждое мнение, каждый выбор важны... В подобных отношениях нет иерархии, «элит» и «маргиналов». Они, если бывают когда-либо испытаны, становятся эталонами человеческих отношений вообще» [9, с. 71]. Это и есть со-бытие, то есть совместное бытие, постижение значимых для личности и культуры смыслов, постепенное нелинейное продвижение от роли наставляемого к роли

наставника в разных сферах. Основываясь на традиции французской философии середины 20 века (Ж.-Л. Нанси, М. Бланшо, Ж. Батай), а также на философии традиции в образовании М. В. Захарченко, М. Р. Илакавичус определяет свойство сообщества, значимое для гуманитарно-антропологических исследований в воспитании: совмещение двух нелинейных процессов - профессионально-личностного развития в индивидуальном для каждого взрослого темпе, аспекте (развитие субъектности - занятие позиции воспитателя) И за счет этого развитие всего объединения, ориентированного осознанными общими целями (сообщество воспитателей). Этот эффект описан в трудах Э. В. Ильенкова: развитие личности происходит там, где результат ее деятельности волнует окружающих, действительно касается каждого из них [10]. У участников сообщества имеется общее направление (не идентичное) представлений о прошлом и будущем, они осознанно занимают авторскую позицию, что позволяет осуществлять и личностному каждого (достаточное для автономии пространство «между»), и общему развитию (взаимообогащение в рефлексивной среде людей разного опыта). В идеале отношения в сообществе основываются на «бытии-себя-в-другом» при удержании личностной дистанции между участниками этого совместного бытия. Эти отношения в силу отсутствия давления друг на друга или всех на каждого способствуют формированию заинтересованности друг в друге по причине сосуществований разных опытов, что активирует рефлексию, побуждающую к самоопределению, творческому поиску. Главный социально значимый «продукт» деятельности сообществ в воспитании - формирование и трансляция межпоколенного доверия благодаря «многоканальности» передачи (взрослые, занявшие позицию воспитателя с разным опытом, из разных сфер реальности), предъявление подрастающему поколению образца истинно человеческих отношений взаимовыручки, неравнодушия в сообществе воспитывающих взрослых. [11]. Именно поэтому сообщества - культу-

росообразная воспитательная среда.

Классическое представление о взаимосвязи субъектов в воспитательной системе определило следующую иерархию понятийного поля: иерархически первое понятие обозначает всю совокупность субъектов воспитания, его состав раскрыт в понятиях второго уровня. Например, «коллектив школы» включает «педагогический коллектив» и «детский коллектив/коллектив». По аналогии складывается и структура понятий гуманитарно-антропологической направленности. В современном дискурсе о воспитании термин «воспитательное сообщество» используется для обозначения совокупности сообщества воспитанников и сообщества воспитателей.

Для реальности СВУ МВД использование понятия «сообщество воспитателей» имеет инструментальную ценность в удержании гуманистического ориентира в воспитательной деятельности. Напомним знаковое исследование Г. А. Стрю-ковой, в котором автор обосновала необходимость гуманизации «в силу наличия дегуманизирующих факторов, связанных с закрытым характером и военной профессиональной направленностью обучения и воспитания», что оценено как «жесткие» воспитательные системы. Их специфика раскрыта Г. А. Стрюковой как сочетание несочетаемого, как гуманистическая авторитарная система, сочетающая организационную иерархию и гуманистический стиль отношений [12, с. 2]. Гуманитарно-антропологическая методология органично описывает характерный для сферы служения небыстрый переход от роли наставника к роли наставляемого в постепенном продвижении от послушания к руководству другими как закрепленный в историко-культурной традиции способ осуществления человека культуры. С помощью понятия «сообщество» фиксируется степень межличностной дистанции, позволяющей реализовать и индивидуализацию (внимание к другому, интерес к его продвижению, помощь), и нацеленность на личностное развитие в ориентации на идеал служения отечественной культуры (воспро-

изводство иерархии авторитета при другодо-минантности вне зависимости от возраста). Этот особый стиль един для взаимодействия между воспитывающими взрослыми и между взрослыми и воспитанниками.

Эффективность сообщества воспитателей достигается в организации их непрерывного профессионального образования во всей полноте современного представления о нем, то есть в такой конструкции образовательного пространства, которая задает условия для неформального и информаль-ного образования, нацеленного на устранение дефицитов в области знаний и опыта в воспитательной сфере у профессиональных и непрофессиональных педагогов, одновременно развивая сообщество воспитателей как коллективного субъекта. Еще один важный параметр - сохранение баланса между общекультурной составляющей, нацеленной на формирование гуманистического мировоззрения непрофессиональных педагогов, на занятие ими позиции воспитателя, и знаниевой, восполняющей дефициты в области современной педагогики. Адекватная поставленной задаче среда содержит локации для реализации всех разновидностей обеих составляющих. В ней должны быть представлены и методы гуманитарно-антропологической методологии, разворачивающие организационно-педагогические условия развития потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер жизнедеятельности человека, удержания в содержании образования высших смыслов бытия. К ним отнесем наставничество, антропопрактики (педагогические практики культивирования родовых способностей человека), которые в области профессионального воспитания нацелены на развитие субъектности во взаимоотношениях с другими в ориентации на идеалы отечественной культуры, доминантой которой является обращенность не «в себя», а на Другого. Это особенно важно ввос-питательном прострнастве Суворовских военных училищ МВД России, где последовательно решаются задачи становления личностного смысла выбранной профессии, освоение культурной нормы проживания в

ее пространстве, построение индивидуального культуросообразного профессионального пути. Антропологическая перспектива профессионального воспитания в этом случае задается ведущей целевой установкой на качество труда, служащего на благо людям и приносящего удовлетворение самому взрослому. Это смыслообразующая, общекультурная составляющая непрерывного профессионального образования в среде училища должна дополняться технологичными современными формами восполнения дефицита в области педагогического образования. К ним отнесем самостоятельную работу в профессиональных сетях, кейс-метод, корпоративное образование творческих групп, персонифицированные маршруты, гибридные форматы.

В контексте описанного выше мы предлагаем следующее толкование понятия «сообщество воспитателей СВУ МВД России». Это объединение воспитывающих взрослых, состоящее из сотрудников и педагогических работников, в котором протекает двулинейный процесс развития, поддерживаемый в непрерывном профессиональном образовании, осуществляемом на основе культуро-сообразности, диалоговости, событийности и сочетающем две содержательные составляющие: мировоззренческую и знаниевую. В нем каждый осознанно продвигается к занятию позиции воспитателя в своем темпе, и все вместе продвигаются к консоли-

дированному пониманию о осуществлении цели воспитания в СВУ, основополагающей ценности служения, сообразных ей методов и средств.

Таким образом, эффективность понятия «сообщество воспитателей СВУ МВД России» в моделировании воспитательного пространства училища определяется установлением более свободной взаимосвязи между его членами, паритета автономности и ценностно-смысловой общности участников воспитательной деятельности. Сообщество воспитателей имеет высокий потенциал в установлении межпоколенной, общекультурной и профессиональной преемственности, в том числе и в СВУ МВД России. Разнородность состава воспитывающих взрослых СВУ МВД России является фактором актуализации рефлексии, диалога, взаимообучения и самообразования. Оно описывает условия, необходимые, с одной стороны, для движения каждого его члена к занятию и развитию собственной позиции воспитателя (в перспективе и авторской), с другой - для осмысленного включения в общее воспитательное дело - консолидированное по целям и разнообразное по способам (в силу индивидуальных профессиональных особенностей, обусловленных индивидуальным образовательным путем участников). Развитие сообщества воспитателей возможно в непрерывном профессиональном образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Воронеж, 1991. 231 с.

2. Святейший Патриарх Кирилл. Пребывание на высших должностях - это служение/ Святейший Патриарх Кирилл // Сайт «Православие. Ru». URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=58266 (дата обращения: 12.08.2021).

3. Крупская Н. К. Обучение и воспитание в школе / Н. К. Крупская// Педагогические сочинения в 10 т., Т. 2. М. : Педагогика, 1965. 230 с.

4. Фоменко С. Л. Концепция и модель профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы: дис. ... д-ра пед. наук. М. : МПСИ, 2013. 397 с.

5. Поташник М. М. Сообщество педагогов школы: коллектив или команда? // Народное образование. 2012. № 5. С. 167- 174.

6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П. В. Степанов. М. : Педагогическое общество России, 2002. 33 с.

7. Детская общность как объект и субъект воспитания : монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : ИЦ ИЭТ; ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.

8. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М. : Знание, 1987. - 80 с.

9. Илакавичус М. Р. Исследование разновозрастных сообществ: философско-культурологический аспект // Человек и образование. 2013. № 2. С. 70-73.

10. Ильенков Э. В. Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. 412 с.

11. Илакавичус М. Р. Практики неформального образования для разновозрастных сообществ : гуманитарно-антропологический аспект / М. Р. Илакавичус // Известия ВГПУ. 2014. № 9. С.134 - 140.

12. Стрюкова Г. А. Гуманистический потенциал воспитательной системы суворовского военного училища : дис...канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. 208 с.

© Илакавичус М. Р.

О Селин П. В.

УДК 378.018.43:004.7/.9(470)

В. А. ЛИТВИНОВ, доцент кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Барнаул)

V. A. LIT VINO V, Assistant Professor of the Chair of Informatics and Special Equipment of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor (Barnaul)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

SOME QUESTIONS OF DISTANCE LEARNING QUALITY ASSESSMENT

Аннотация: Предметом исследования является организация обучения в дистанционной форме. Объектом исследования является система оценки качества усвоения учебного материала обучающимися. Рассматриваются различные подходы к организации дистанционного обучения и влияние их на оценку качества обучения. В качестве одной из основных проблем дистанционного обучения названо предоставление обучающимися работ, выполненных другими авторами. Рассмотрено несколько методик, позволяющих минимизировать использование обучающимися не оригинальных работ. Одним из инструментов, позволяющих минимизировать количество не самостоятельно выполненных работ, является использование компьютерных симуляторов при контроле качества усвоения учебного материала. Поднят вопрос о необходимости повышения юридической ответственности обучающихся за предоставление работ, выполненных другими авторами.

Ключевые слова: дистанционное обучение, оценка качества, аутентификация, тренажеры, подлог, плагиат.

Abstract. The subject of the research is the organization of distance learning. The object of the study is a system for assessing the quality of learning material by students. Various approaches to the organization of distance learning and their impact on the assessment of the quality of training are considered. One of the main problems of distance learning is the provision by students of works performed by other authors. Several

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.