УДК 159.923.2, 316.612, 323.28
Поморская культура в формировании личности М.В. Ломоносова
Т. М. Красовская
Формирование личности и путь М.В. Ломоносова в науку во многом определил культурный ландшафт Поморья начала XVIII века. Под культурным ландшафтом в гуманитарной географии понимается органическое единство природных пейзажей, материальной и духовной культуры сообщества определенной территории. Формирование гармоничной личности непременно сопряжено с воспитанием чувства «малой Родины», которое тесно связано с образом культур-
промысловика. Поморская культура — духовная, промысловая, селитебная, бытовая и языковая формировала личность молодого Ломоносова. Известно, что чем шире диапазон культурных феноменов, с которым человек взаимодействует с момента рождения, тем больше оснований для развития его как личности [3]. Территория Поморья существенно отличалась от районов Центральной России. Беломорский Север был деятельным и экономически успешным краем, где жили потом-
Формирование гармоничной личности непременно сопряжено с воспитанием чувства «малой Родины», которое тесно связано с образом культурного ландшафта, воспринимаемого в качестве эталона устойчивого существования.
к
Красовская Татьяна Михайловна
доктор географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Действительный член Русского географического общества.
ного ландшафта, воспринимаемого в качестве эталона устойчивого существования. Такой «малой родиной» для Михаила Васильевича стал поморский культурный ландшафт, частью которого было с. Мишанинское на Куростро-ве в дельте Северной Двины, где он родился в семье зажиточного помора-
ки новгородцев, незакрепощенные «черносошные крестьяне» — суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять, сплотившись в сильные земские «миры». Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства и
развитию торговли и ремесел в этом районе [11].
Каким же был поморский культурный ландшафт начала XVIII века? В отличие от современного представления о Поморье, которое чаще всего отождествляется с территорией Архангельской области, Поморье того времени В.Н. Татищев в «Истории Российской» определяет как северную часть России, расположенную по берегу Белого и Северного морей, от границы Карелии с финнами и на восток до гор Великого пояса, или Урала. Хозяйственное устройство поморского культурного ландшафта было обращено на поморское «поле»
— Белое, Баренцево и Карское моря
— традиционные промысловые территории поморов. Но поморскую географическую культуру формировал не только родной ландшафт. Поморский мир был значительно шире. Промысловые участки поморского «поля» располагались за сотни километров от дома и использовались 3—5 месяцев в году. Поморские становища устраивались на Терском и Мурманском берегах Баренцева моря, островах Белого моря, Новой Земле, Груманте (Шпицбергене). В Х^—ХУШ вв. начинается освоение русскими Сибири: поморы вместе с казаками идут «встречь солнцу», доходят до Тихого океана, исследуют побережье Арктики, открывают Русскую Америку. Походы эти осуществлялись «по своей вере» — по рукописным лоциям, по запечатленным в памяти примечательным природным
объектам [2]. Поморские лоции хранились и в семье М.В. Ломоносова, с девятилетнего возраста принимавшего
участие в промысловых походах отца. Архангельск в конце XVII — начале XVIII вв. был единственными «морскими воротами» России, откуда открывался путь в Западную Европу. До этого таким центром были Холмого-ры, столь близкие к родному селу Михаила Васильевича. У поморов традиционно существовали тесные контакты с норвежскими мореходами, близость морской культуры которых к поморской отмечают многие исследователи. Поморские сказания и мифы, исторические документы и труды самого Ломоносова, содержащие информацию не только о ближних землях соседей, но и дальних странах, по-
зволили нам создать ментальную карту районов, известных ученому в юности (см. рисунок 1).
Общая протяженность только морских путешествий Михаила Васильевича составляет 7.000 км [6]. Не это ли послужило его будущему обращению к географии, одним из основоположников которой он является? В 1758 г. Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, где велись работы по изучению и картографированию страны, организовывались экспедиции для астрономических съемок и точного определения положения различных мест.
Походы с промысловиками-помо-рами значительно расширили кругозор молодого Ломоносова, позволили ему сызмальства освоить не только навигационные приборы и технологию изготовления поморских судов, но и экологические основы промысловой культуры. Во многих своих трудах ученый выделяет элементы экорацио-нальной модели поведения, присущей поморскому субэтносу, который умел поддерживать определенный экологический баланс в хозяйственной деятельности (разделение промысловых угодий, регламентация сроков промысла, обеспечение отсутствия перелова и т. д.). В юности он познакомился с жизнью аборигенов Севера: ненцев, коми-зырян, лопарей, — узнал их обычаи, язык. Свои наблюдения о них позднее Михаил Васильевич изложил в «Примечаниях на рукопись Вольтера “История Российской империи при Петре Великом”» [7].
Архангельск и Холмогоры в начале XVIII в. были крупными производ-
Рисунок 1. Образно-географическая карта «Земные дали юного М.В. Ломоносова»
Шпицберген Новая Земля
Нордкап Пустозерск Обдорск Устье Яны Устье Колымы
Анадырь
Кола Мурманский берег Мезень
Терский берег Кандалакшский берег
Онега Холмогоры д.Мишанская Архангельск
Сия Емецк Шенкурск Вельск Вологда Данилов Ярославль Ростов Переславль Залесский Сергиев Посад Москва
Индия
У поморов традиционно существовали тесные контакты с норвежскими мореходами, близость морской культуры которых к поморской отмечают многие исследователи. Поморские сказания и мифы, исторические документы и труды самого Ломоносова, содержащие информацию не только о ближних землях соседей, но и дальних странах, позволили нам создать ментальную карту районов, известных ученому в юности.
ственными центрами. Там было множество верфей. Судостроение требовало развития подсобных производств: литейных, слесарных, парусных и пр.,
— которыми руководили русские и иностранные мастера. Такая интенсивная для того времени производственная деятельность развивала и повышала культурный уровень жителей Беломорского края. Ломоносов был хорошо знаком со многими промыслами, с богатыми природными ресурсами своего края.
Духовные начала культурного ландшафта Поморья определяла православная культура, однако при сохранении большого количества языческих элементов (например, во всех поморских семьях были обереги-амулеты). Поморье XVIII века представляло собой не только определенное географическое, экономическое и социальное пространство, но и являлось духовным пространством, насыщенным глубоким религиозным смыслом. Одна страница поморских лоций описывала географическую реальность, вторая
— содержала духовные тексты, с которыми эта реальность соотносилась. Составитель «Архангельского патерика» епископ Никодим (Кононов) писал, что по числу местных святых Архангельская епархия уступала только Киеву и Новгороду. Русское освоение пространства Севера переживалось народом в образах и символах Откровения Иоанна Богослова. Своеобразное положение — на рубеже, на краю
христианского мира — придает особую духовную значимость культурным ландшафтам Поморья. Формируется сеть форпостов православных монастырей: Ивановского, Емецкого, Важского, Антониево-Сийского. Они становятся особыми центрами образования и православной культуры, благодаря чему поморское население
было почти сплошь грамотным. Читать и писать Михаил Васильевич учился у соседа Ивана Шубина и у местного дьяка Семена Сабельникова по добытым церковным книгам, которые хранились во многих поморских семьях [1]. Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с шести или семи лет. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата — Наумов день (14 декабря), когда ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух— трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты. Православная культура сформировала личность Ломоносова, который был просвещенным, но верующим человеком, что не мешало ему критиковать церковный догматизм. Он считал, что наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. Мысль эта звучит очень современно: по словам академика В.А. Садовничего, в России Православие — это сила, веками формировавшая наше самосознание, без которой немыслима русская культура [4]. В духовных стихах поморов человек — сын земли, через Богородицу он носит печать божественности. Этот мировоззренческий принцип — «сын земли» лежит в основе экологической бытовой и хозяйственной культуры поморского субэтноса. Идея о гармо-
низации отношений с природой, подкрепленная обыденной экологической культурой поморов, отразилась в научном творчестве Михаила Васильевича: «Но посмотрим на чудную громаду сего видимого света: не везде ли видим мы взаимный союз вещей, в пользу друг другу бытие свое имеющих?» [8, с. 321].
Православная культура, суровый быт, тяжелый морской промысел требовали аскезы. Эта аскеза вошла в поморскую культуру, сформировала этические и социальные императивы поморов. Они нашли отражение в «Правильниках» — своеобразных учебниках обычного права поморов.
Сия книга устав,
Помните добрый нрав,
Како у моря жити:
Чтобы Бога не гневити
И люди не смешите.
(Из «Устьянского правильника» [12].)
Процесс изучения и применения «Правильников» был естественной формой духовной жизни поморов. Ю.М. Лотман, характеризуя цель обучения, писал: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести» [9, с. 167]. Именно такие знания сообщали поморам «Правильники». «Правилами» без сомнения руководствовался и юный Ломоносов, решившийся на «путь в науку»: «Собери умы свои и направи в путь. Горе, когда для домашних печалей ум мореходцу вспять зрит» (из «Устьянского правильника»). Известная исследовательница поморской культуры К.П. Гемп, писала, что в поморских сказаниях об ученом практически нет упоминаний о его юности, что связано с типичностью его образа для поморов. Заметим, что позднее «путь в искусство» преодолел еще один юный помор — будущий великий русский скульптор Федот Шубин, отправившийся в 1759 г. также с рыбным обозом в Петербург, где при поддержке Михаила Васильевича был принят в Академию художеств. «Камень веры и правды» (по Патриарху Гермогену) — единственное основание морской культуры поморов, не полагающейся на корабль и противопоставляющей ему веру, придававшую им силы преодолевать все трудности на пути к поставленной цели. Поэтому, видимо, для семнадцатилетнего Ломоносова путь за знаниями в далекую Москву не казался чем-то неосуществимым: он морально был готов к преодолению любых препятствий при продвижении к цели и питал надежду, что ему помогут поморы-промысловики, отправлявшие добытую рыбу зимой обозами в Москву. Таково было поморское «правило»: «О, человече! Лучше тебе дома по миру ходити, куски собирати,
Повсеместно в Поморье было распространено «очитание книжное», которому детей начинали учить с шести или семи лет. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата -Наумов день (14 декабря), когда ребенку родители впервые давали азбуку.
нежели в море позориться, переступая вечную заповедь морскую», которая предполагала взаимопомощь [12].
Особенности селитьбы как важного элемента поморского культурного ландшафта также сыграли свою роль в формировании личности будущего ученого. Мы назвали эти особенности «гармонией селитьбы и свободой замкнутого пространства». Идеальным, с психологической точки зрения, является нахождение поселений на природной границе, в данном случае, у берега моря или реки. Именно там располагались поморские селения. Соседство с непроходимой тайгой и языческим миром аборигенов приводило к тому, что выжить можно было, только «окукливаясь» в малом замкнутом пространстве. Таким селитебным пространством стала поморская деревня, и в целом — все Поморье. Это пространство не сковывало человека, но побуждало его уважать и сохранять свой устойчивый «мир», формировало чувство самодостаточности и любви к «малой Родине». Видимо, эти качества в чем-то помогли отроку незнатного сословия осуществить свою мечту и получить образование.
Учителем Ломоносова была и северная природа Поморья, не только выковавшая его мужественный характер, но и постоянно ставившая перед ним вопросы: почему полыхает северное сияние, почему приливы сменяются отливами, почему образуется лед из воды и т. п. Ответы на многие из них он найдет, преодолев трудный путь в науку. Определенные социальные и суровые природные условия формировали пассионарность поморов. Славяновед В.И. Ламанский утверждал, что для появления М.В. Ломоносова в целой России в начале XVIII века едва ли была иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной исторической почвой и более счастливыми местными условиями. Поморье — родина не только М.В. Ломоносова, но и известного русского скульптора Ф.И. Шубина, А.А. Баранова (основателя столицы Русской Аляски — Ситки), сподвижника В.А. Русанова, полярного капитана А.С. Кучина и многих других. Поморы открыли проход к северным морям, способствовали расширению российских земель.
Язык как непременный элемент поморского культурного ландшафта являет пример точных и образных формулировок, прививает любовь к своему краю, умение «читать» его природу. «Ну, поморы! Язык-то их нужно учить не хуже французского» [2]. Лаконичные тексты поморских лоций в отсутствии карт создавали точный образ пространства, которое предстояло преодолеть: «...а вода по салме ходит быстро»; «.меж островов воды мы-рит». О природных особенностях Белого моря свидетельствует поморское речение: «Белое море сердитое по осени, но отходчиво»; «Наше Белое морюшко островито, присолону в ем много!» Поморские «имена» ветров: Север, Побережник, Запад, Шелон-ник, Полуношник, Обедник, — содержали их характеристику [2]. Поморские пословицы четко описывали те или иные погодные явления, например: «Закипела в море пена — будет ветру перемена». Поморский текст, будь то скупые строки лоции, поэтические рассказы Бориса Шергина, сказы Марфы Крюковой или «Гимн Поморью» К.П. Гемп являются воплощением смыслов и ценностей поморской культуры, неразрывно связанной с Белым морем и его берегами. «Разлюбезное море наше! На простор океанский выведет, на широкий дальний путь. На восток и на запад, и в ночь путь-дорога открыта. А там, смотришь, и до летних теплых морей доведет. И обратный путь не закажет. Испытаны все эти пути» (из поморских речений) [2].
Природный речевой слух, активное, с детства усвоенное владение северно-русской речью Михаил Васильевич дополнил изучением церковнославянского языка. Языковые навыки помогли ему овладеть классическими латинским и греческим, немецким и французским языками, внести свой вклад в развитие филологии. Ломоносову принадлежит заслуга в деле упорядочения литературного языка своей эпохи. Он высказывал мысль о важности развития русского литературного языка в соответствии с национальным складом. При введении новых терминов он использовал народный словарный фонд, ограничивая засилье иностранных научных терминов. Им был
разработан научный функциональный стиль русского литературного языка и преобразована научно-техническая терминология [10]. Ломоносов был первым в России ученым, выступавшим с общедоступными лекциями по точным наукам перед широкой аудиторией на русском языке,
Поморский культурный ландшафт в разных своих ипостасях воспитал Ломоносова, передав ему энергию и волю к познанию, позволил значительно расширить свой кругозор, внушил глубокое уважение к родному краю. Он сформировал личность выдающегося ученого и патриота России.
Список литературы:
1. Белявский М.Т. ... Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 1986 - 221 с.
2. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. — М: Наука, 2004. — 637 с.
3. Дубровина И.В. Психологическая культура и образование // Национальный психологический журнал. — 2007.— № 1(2). — С. 16—21.
4. Известные люди о религии. Православие и его значение для России // Миссионерско-апологетический проект «К Истине». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www.k-istine.ru.
5. Ламанский В.И. Михаил Васильевич Ломоносов: биографический очерк. — СПб, 1863. — 102 с.
6. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Экология помора // Правда Севера. — 2007.
7. Ломоносов М.В. Примечания на рукопись «Истории Российской Империи при Петре Великом» Вольтера // Архив АН СССР. — 1757. — ф. 20. — оп. 3. — №55. — лл. 35—40.
8. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http //www.feb-web.ru/feb/ lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-0892.htm.
9. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб, 2001. — 624 с.
10. М.В. Ломоносов и его вклад в развитие российской словесности. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www.white-light.com.ua/page.php?id=22 / (дата обращения: 26.06.2010).
11. Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. Вступительная статья // М.В. Ломоносов. Избранные труды. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 5—61.
12. Устьянский правильник. Сайт, посвященный Б. Шергину. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http //www.boris-shergin.ru/?p=134.