Научная статья на тему 'ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНТЕНТА НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ БИБЛИОТЕК'

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНТЕНТА НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ БИБЛИОТЕК / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ / КОНТЕНТ САЙТА / УНИФИКАЦИЯ / РУБРИКИ / ПОДРУБРИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гендина Н.И., Колкова Н.И., Рябцева Л.Н.

ССоздание официальных сайтов открыло современным библиотекам принципиально новые возможности представления обширного спектра информационных ресурсов и услуг для удаленных пользователей. Цели статьи - раскрыть с позиций пользовательско-ориентированного подхода проблему определения рационального состава и размещения рубрик и подрубрик в структуре контента библиотечных сайтов; представить типовую модель контента как одно из возможных средств, обеспечивающих комфортную ориентацию пользователей на сайтах однотипных библиотек. Предлагается типовая модель контента официального веб-сайта центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Она может быть использована в любой из библиотек рассматриваемых видов: республиканских, областных, краевых, автономных округов и областей, а также центральных библиотек городов федерального подчинения. Предлагаемая типовая модель направлена на преодоление неоправданного многообразия структурных элементов посредством сокращения имеющегося перечня рубрик и подрубрик и приведения их к однотипности. Основное назначение типовой модели контента сайта - обеспечить взаимопонимание между разработчиками библиотечных сайтов и удаленными пользователями. Унификация структуры официальных сайтов библиотек может стать условием не только повышения качества контента отдельных сайтов, но и обеспечения их совместимости для формирования единого цифрового библиотечно-информационного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гендина Н.И., Колкова Н.И., Рябцева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USER-ORIENTED APPROACH TO CONTENT IMPROVEMENT IN OFFICIAL LIBRARY WEBSITES

The creation of official websites of modern libraries has opened up for them fundamentally new opportunities to present a wide range of information resources and services for remote users. The purpose of the article is to reveal the problem of determining the rational composition and placement of headings and subheadings in the content structure of library sites and to present a typical content model as one of the possible means to ensure the orientation of users on the sites of the same type of libraries from the standpoint of a user-oriented approach. A typical model of the content of the official website of the central libraries of the subjects of the Russian Federation is proposed. It can be used in any of the libraries of the types under consideration (republican, regional, autonomous districts and regions, as well as central libraries of cities of federal subordination). The proposed typical model is aimed at overcoming the unreasonable diversity of structural elements by reducing the existing list of headings and subheadings and bringing them to uniformity and to provide mutual understanding between library site developers and remote users. The unification of the content structure of official library websites can become a condition not only for improving the quality of the content of individual sites, but also for ensuring their compatibility to form uniform digital library and information space in Russia.

Текст научной работы на тему «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНТЕНТА НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ БИБЛИОТЕК»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 021:004.738.1

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-19-27

Пользовательско-ориентированный подход к формированию контента на официальных

сайтах библиотек

Н. И. Ген дина , Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева

Гендина Наталья Ивановна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный эксперт Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы

ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: gendina@inbox.ru

Колкова Надежда Ивановна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации

ORCID: 0000-0003-1649-2663 e-mail: kolkovani@mail.ru

Рябцева Лариса Николаевна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,

кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы

ORCID: 0000-0001-6949-0456 e-mail: lara_ryabtseva@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2021 Получена после доработки 15.03.2022 Принята для публикации 18.03.2022

Аннотация. Создание официальных сайтов открыло современным библиотекам принципиально новые возможности представления обширного спектра информационных ресурсов и услуг для удаленных пользователей. Цели статьи - раскрыть с позиций пользовательско-ориентированного подхода проблему определения рационального состава и размещения рубрик и подрубрик в структуре контента библиотечных сайтов; представить типовую модель контента как одно из возможных средств, обеспечивающих комфортную ориентацию пользователей на сайтах однотипных библиотек. Предлагается типовая модель контента официального веб-сайта центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Она может быть использована в любой из библиотек рассматриваемых видов: республиканских, областных, краевых, автономных округов и областей, а также центральных библиотек городов федерального подчинения. Предлагаемая типовая модель направлена на преодоление неоправданного многообразия структурных элементов посредством сокращения имеющегося перечня рубрик и подрубрик и приведения их к однотипности. Основное назначение типовой модели контента сайта -обеспечить взаимопонимание между разработчиками библиотечных сайтов и удаленными пользователями. Унификация структуры официальных сайтов библиотек может стать условием не только повышения качества контента отдельных сайтов, но и обеспечения их совместимости для формирования единого цифрового библиотечно-информационного пространства России.

Ключевые слова: официальные сайты библиотек, типовая модель, контент сайта, унификация, рубрики, подрубрики Для цитирования: Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Пользовательско-ориентированный подход к формированию контента на официальных сайтах библиотек // Библиосфера. 2022. № 2. С. 19-27. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-19-27.

© Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева, 2022

^

Ш I-О х с ш

X

ш

CL

19

User-Oriented Approach to Content Improvement in Official Library Websites Natalia I. Gendina , Nadezhda I. Kolkova, Larisa N. Ryabtseva

Gendina Natalia Ivanovna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science,

Director of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere

ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: gendina@inbox.ru

Kolkova Nadezhda Ivanovna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia, PhD, Professor of Department of Technology of Automated Data Processing

ORCID: 0000-0003-1649-2663 e-mail: kolkovani@mail.ru

Ryabtseva Larisa Nikolaevna,

Kemerovo State Instirute of Culture,

Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia,

PhD, Senior Researcher, Institute of Information Technologies in Social Sphere

ORCID: 0000-0001-6949-0456 e-mail: lara_ryabtseva@inbox.ru

Abstract. The creation of official websites of modern libraries has opened up for them fundamentally new opportunities to present a wide range of information resources and services for remote users. The purpose of the article is to reveal the problem of determining the rational composition and placement of headings and subheadings in the content structure of library sites and to present a typical content model as one of the possible means to ensure the orientation of users on the sites of the same type of libraries from the standpoint of a user-oriented approach. A typical model of the content of the official website of the central libraries of the subjects of the Russian Federation is proposed. It can be used in any of the libraries of the types under consideration (republican, regional, autonomous districts and regions, as well as central libraries of cities of federal subordination). The proposed typical model is aimed at overcoming the unreasonable diversity of structural elements by reducing the existing list of headings and subheadings and bringing them to uniformity and to provide mutual understanding between library site developers and remote users. The unification of the content structure of official library websites can become a condition not only for improving the quality of the content of individual sites, but also for ensuring their compatibility to form uniform digital library and information space in Russia. Keywords: official library websites, user-oriented approach, standard model, site content, unification, headings, subheadings

Citation: Gendina N. I., Kolkova N. I., Ryabtseva L. N. User-Oriented Approach to Content Improvement of Official Library Websites. Bibliosphere. 2022. № 2. P. 19-27. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-19-27.

Received 10.11.2021 Revised 15.03.2022 Accepted 18.03.2022

Актуальность проблемы. Создание официального сайта как виртуального «двойника» библиотеки стало в XXI веке для отечественных библиотек массовым явлением. Подтверждением этому может служить каталог библиотечных сайтов на информационно-справочном портале Library.ru, содержащий в настоящее время 2586 адресов сайтов российских библиотек различных типов и ведомственной принадлежности.

Наличие официальных сайтов открыло удаленным пользователям обширный спектр информационных ресурсов и услуг, кото-3 рыми располагают современные библиотеки. § Успешное конвертирование этих потенциаль-5 ных возможностей в фактические достижения ос требует от библиотек особых усилий по обес-[е печению качества контента генерируемых ими 5 интернет-ресурсов. Не случайно в справочнике «Электронные документы» подчеркивается, что «хорошо отобранная, структуриро-20 ванная и постоянно пополняемая информация

на сайте обеспечивает половину успеха при его использовании» (Электронные..., 2007, с. 119). Претворение этого концепта в практику создания и модернизации официальных сайтов библиотек приобретает особую актуальность в контексте государственных задач по увеличению числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры1.

Обоснование использования пользова-тельско-ориентированного подхода к разработке и модернизации контента сайта библиотеки. Методологическая платформа разработки официальных сайтов библиотек предусматривает комплекс принципов: применение системного и технологического подхо-

1 Национальный проект «Культура» на 2019-2024 гг. Ци-фровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (федеральный проект «Цифровая культура») // Стратегия 24 : сайт. 2019. URL: https://strategy24.ru/rf/ culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura (дата обращения: 06.11.2021).

дов, принципа новых задач, преемственности и др. (Гендина и др., 2021а; Колкова, Скипор, 2020; Создание..., 2015).

Особое место в методологии создания контента библиотек, на наш взгляд, должно отводиться пользовательско-ориентированному подходу. Это требуется для того, чтобы обеспечить высокую потребительскую ценность цифрового контента, максимально сократив путь информации до пользователя.

Необходимость ориентации на пользователя при разработке сайтов учреждений культуры неоднократно отмечалась в документах международного статуса, ориентированных на создание сайтов, соответствующих высоким стандартам качества (Взаимодействие., 2010; Принципы., 2006).

С позиций пользовательско-ориентированного подхода важнейшими ориентирами пригодности официального сайта библиотеки для удаленного пользователя должны стать следующие положения.

1. Учет интересов всех категорий потенциальных пользователей с приоритетом удобства и эффективности их взаимодействия с сайтом.

2. Представление контента сайта в обозримой и легко воспринимаемой пользователем логической форме, выраженной в системе рубрик и подрубрик.

3. Наличие четкой системы ссылок между рубриками и подрубриками с указанием на их взаимосвязи и размежевания.

4. Соблюдение принципа системного отражения информации о каких-либо объектах.

5. Однозначность и понятность наименований рубрик.

6. Доступность контента сайта, интуитивно-понятная навигация, лаконичное визуальное оформление.

Ориентиры пригодности, являющиеся ключевыми в контексте пользовательско-ориентированного подхода, ассоциируются с критериями человеко-ориентированного проектирования информационных систем/ продукции, то есть проектирования, ориентированного на пользователя. Нормативную базу этой деятельности составляют стандарты серии ISO 9241 «Эргономика взаимодействия человек - система», в которых не только представлено логическое обоснование критерия пригодности, но и даны рекомендации по его применению. Понятие «пригодность использования» рассматривается с позиций «юза-билити» и определено в ГОСТ Р ИСО 9241210-2016 как свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей

с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью2.

Несмотря на то что стандарты названной выше серии ориентированы преимущественно на специалистов, осуществляющих разработку аппаратных и программных компонентов интерактивных систем, и не затрагивают вопросы управления контентом, тем не менее они могут быть полезны при создании и модернизации контента библиотечных сайтов.

К сожалению, развитие отечественного библиотечного сайтостроения многие годы носило эмпирический характер, не имея единого регламента требований. Результаты создания официальных сайтов библиотек при этом во многом имеют черты субъективного подхода, отражающего личный опыт, предпочтения и взгляды их создателей, зачастую не совпадающие с ожиданиями и предпочтениями удаленных пользователей.

Содержание и общая характеристика результатов исследования. В 2019-2021 гг. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры (НИИ ИТ СС КемГИК) провел масштабное исследование контента официальных библиотечных сайтов. Оно проводилось на базе официальных сайтов центральных библиотек (ЦБ) каждого из 85 субъектов РФ: 22 республик, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округов, 1 автономной области, 3 городов федерального значения. Тем самым это исследование может быть квалифицировано как репрезентативное.

Исследование было нацелено на выявление структуры контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ и особенностей представления в его составе электронных информационных ресурсов (ЭИР) и услуг.

В ходе исследования были выявлены типичные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при взаимодействии с сайтами библиотек:

- сложность идентификации и распознавания вида ЭИР;

- низкое качество контента;

- аннотирование электронных информационных ресурсов, осуществляемое библиотеками исключительно эмпирическим путем, выполнено без учета специфики интернет-ресурсов как объектов аннотирования.

Подробная характеристика и предлагаемые нами способы решения названных проблем получили отражение в статьях (Гендина, 2019; Гендина, Колкова, 2018, 2019; Гендина

2 ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016. Эргономика взаимодействия человек - система. Ч. 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем. Москва : Стандартинформ, 2018. 30 с.

^

Ш I-О х с ш

X

ш

CL

и др., 2020а, б, 2021с), сборнике научных трудов (Создание., 2015) и монографии (Гендина и др., 2021а).

Стремление не ограничиваться при разработке концепции пользовательско-ориентированного подхода опытом собственных экспертных исследований определило потребность анализа документального потока в этой сфере. Изучению зарубежного опыта сайто-строения в первое десятилетие XXI в., в частности анализу англоязычных и русскоязычных сайтов учреждений культуры, искусства и образования, посвящалась публикация сотрудников НИИ ИТ СС КемГИК (Гендина и др., 2008). Анализ современного состояния официальных сайтов 24 национальных библиотек 22 стран мира в соответствии со специально разработанным опросником был предпринят И. П. Тикуновой, изучавшей цифровые сервисы зарубежных библиотек (Тикунова, 2021а). Этим же автором было проведено изучение библиотечных сайтов как точек доступа к дистанционным библиотечным услугам (Тикунова, 2021б).

В аналитическом обзоре Ю. В. Потехиной рассматриваются существующие в современном отечественном библиотековедении подходы к управлению библиотечным сайтом (Потехина, 2011). Автором отмечается, что управление деятельностью библиотек в электронной среде -явление новое, малоизученное, не обеспеченное прикладными исследованиями и методическими разработками; обозначаются нерешенные вопросы, связанные с обеспечением «встро-енности» сайта в деятельность библиотеки.

В целом, несмотря на наличие явного исследовательского интереса к проблеме оценки и повышения качества библиотечных сайтов, как справедливо отмечает О. В. Кулева, необходимо отметить дефицит научных работ и методических разработок, которые комплексно и всесторонне рассматривали бы вопросы повышения качества контента библиотечных сайтов (Кулева, 2009).

Цель статьи - раскрыть с позиций пользова-тельско-ориентированного подхода проблему определения рационального состава и размещения рубрик и подрубрик в структуре сайтов и представить типовую модель контента как одно из возможных средств, обеспечивающих ориентацию пользователей на сайтах однотипных библиотек. Независимыми экспертами 3 качества контента официальных сайтов биб-О лиотек выступали сотрудники-исследователи 5 НИИ ИТ СС КемГИК, обладающие высокой ос компетентностью в этой сфере и проводившее шие экспертизу по специально разработанной 5 методике. При этом, по мнению авторов, поиск ответов на актуальные вопросы: «Как пользователи ищут информацию?», «Как формули-22 руют запросы?», «Какими путями проходят?» -

представляет собой самостоятельную научную задачу, решение которой выходит за рамки данного исследования.

В определении состава, формулировки и размещения рубрик и подрубрик в структуре контента библиотечных сайтов, как показало исследование, подходы библиотек весьма различаются. Поэтому для пользователя библиотечный сайт очень часто представляет собой своеобразный информационный лабиринт, найти выход из которого бывает весьма непросто, а порой - просто невозможно. Рубрики и под-рубрики на библиотечном сайте зачастую выступают для пользователя как загадочные и таинственные символы, на расшифровку которых у него нет ни времени, ни желания. Так, библиотечные сайты изобилуют многозначными и метафоричными формулировками разделов, требующими дополнительных усилий для понимания смысла (например, «Байки из книгохранилища», «О большой литературе и морских ершах», «Записки на манжетах» и т. д.). Однако наибольший вред приносят нарушение принципа логичности в структурировании контента и искажение принципа системного отражения информации о каких-либо объектах. Примерами могут служить рассредоточенность информации о краеведческих ресурсах и отсутствие обозримости их состава, избыточность рубрик на главной странице сайта, отсутствие единообразия в представлении компонентов структуры контента официальных сайтов однотипных библиотек.

Проблема определения состава рубрик и под-рубрик неразрывно связана с проблемой полноты и качества характеристик, представляющих однотипные информационные объекты на официальных сайтах библиотек. Речь, прежде всего, идет об объектах, которые отражают сущность деятельности любой библиотеки. Было установлено, что характеристика таких важнейших объектов, как библиотечный фонд, традиционные каталоги и картотеки, электронные каталоги, ЭИР, базы данных, услуги на сайтах библиотек, отличается разностью подходов к полноте и детальности их описания, несовпадением аспектов (признаков), отражающих эти объекты. Соответственно, удаленные пользователи, желая, например, сравнить ресурсы или услуги, предоставляемые в областных научных библиотеках А, Б и С, сталкиваются с разными как по количеству, так и по содержанию характеристиками. При этом характеристики однотипных информационных объектов на официальных сайтах библиотек весьма разнятся межу собой, включая от 1 до 15 аспектов (признаков). У пользователей неизбежно возникает вопрос о том, почему данные сайтов однотипных библиотек не имеют унифицированной структуры представления?

Типовая модель контента официальных сайтов центральных библиотек субъектов Российской Федерации как способ унификации и упорядочения данных. В противовес тому, что одна и та же рубрика на главной странице однотипных библиотечных сайтов имеет не только разное количество подрубрик, но и значительную вариативность в наименовании, в основу данной модели положена идея рационализации и унификация структуры контента сайтов библиотек с целью обеспечения его понятности и удобства для конечного пользователя. Унификация позволяет устранить избыточность информации посредством сокращения перечня допустимых элементов сайтов.

Достижение унификации структуры контента сайтов библиотек обеспечивается за счет использования следующих средств и приемов:

- устранение неоправданного многообразия рубрик, количество которых варьируется на различных сайтах от 7 до 30; а также подрубрик, размещаемых с использованием от 3 до 5 уровней вложения;

- логическое упорядочение (систематизация) рубрик и подрубрик.

Предлагаемый унифицированный подход к структурированию контента официального сайта библиотеки на примере ЦБ субъекта РФ представлен в таблице 1.

Предлагаемый вариант сводит количество рубрик до 12 допустимых. При этом они целостно отражают все функции и направления

деятельности ЦБ субъектов РФ. Максимальная глубина размещения информации в предлагаемом варианте составляет три уровня вложения.

Особое значение имеет логическое упорядочение (систематизация) подрубрик и разработка систематизированного перечня рубрик и подрубрик, необходимого и достаточного для рационального структурирования контента библиотечных сайтов. Столкнувшись с проблемой, когда одна и та же рубрика на главной странице разных однотипных библиотечных сайтов имеет не только разное количество под-рубрик, но и значительную вариативность в их наименовании, мы решили использовать унификацию как эффективный метод устранения излишнего многообразия посредством сокращения перечня допустимых элементов. Иными словами, речь идет о своего рода «конструкторе», элементами которого могут выступать рубрики и подрубрики.

Проиллюстрируем систематизацию подрубрик на примере рубрики «Услуги». Состав подрубрик 2-го и 3-го уровней, конкретизирующих рубрику «Услуги», приводится в таблице 2.

Аналогичный способ разработки систематизированного перечня подрубрик 2-го и 3-го уровней был использован для рубрик «О библиотеке», «Ресурсы», «Краеведение», «Интеллектуальный досуг», «Библиотекарям».

Размещение важнейших для пользователя официального сайта библиотеки рубрик «Электронные каталоги», «Электронная библиотека»,

Таблица 1. Унифицированный вариант структуры официального сайта библиотеки (на примере ЦБ субъекта РФ)

Table 1. Unified version of the structure of the official library website (on the example of a central library of the subject of the Russian Federation)

Наименование рубрик первого уровня Местоположение рубрики на главной странице сайта Количество подрубрик второго уровня вложения Количество подрубрик третьего уровня вложения

1. О библиотеке Левое вертикальное меню 18 54

2. Ресурсы 12 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Краеведение 10 16

4. Услуги 6 6

5. Интеллектуальный досуг 4 0

6. Библиотекарям 17 24

7. Электронные каталоги Горизонтальное меню 0 0

8. Электронная библиотека 0 0

9. Виртуальная справочная служба 0 0

10. Навигатор пользователя По центру 0 0

11. Новости Правое вертикальное меню 0 0

12. Анонсы 0 0

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

Таблица 2. Пример систематизации подрубрик второго и третьего уровней

Table 2. Composition of subheadings of the 2nd and 3rd levels, specifying the category "Services"

Рубрика «Услуги»

Подрубрики 2-го уровня Подрубрики 3-го уровня

Документы Регламенты Приказы Положения Прейскурант Льготы при получении платных услуг

Каталог услуг Алфавитный перечень услуг

Виды услуг Библиографические Библиометрические Библиотечные Госуслуги (услуги по продвижению Госуслуг) Издательско-полиграфические Информационные Консультационные Копировально-множительные Образовательные Патентно-информационные Переводческие Издательско-полиграфические Правовые Просветительские Рекламные Реставрационные Торговые Услуги библиотеки, оказываемые на условиях аренды Услуги, обеспечивающие комфортное пребывание в библиотеке Оцифровка документов Экспертные Иные

Услуги для отдельных категорий пользователей Для детей и юношества Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Электронные услуги. Доступ из дома (онлайн) Алфавитный перечень услуг

Электронные услуги. Доступ из библиотеки (офлайн) Алфавитный перечень услуг

«Виртуальная справочная служба» в контексте типовой модели контента сайта предусмотрено в горизонтальном меню главной страницы сайта. Размещение этих рубрик в позиции, максимально выгодной с точки зрения восприятия, обусловлено ориентацией на комфортный и оперативный доступ удаленного пользователя к ключевой для библиотечного сайта информации.

Рассматривая электронные каталоги и электронные библиотеки в качестве разновидности основных электронных информационных ресурсов, генерируемых библиотеками, считаем, что они должны быть продублированы еще и в рубрике «Ресурсы». Таким образом, пользователь с главной страницы имеет доступ «в один клик» к электронным каталогам и электронной библиотеке и при этом не пропустит их, обратившись к рубрике «Ресурсы».

Состав подрубрик второго и третьего уровней и аспектов их содержания может рассматриваться дифференцированно:

• обязательные рубрики, неизменные для каждого официального сайта, диктуемые государственными требованиями;

• условно-обязательные, необходимые для обеспечения полноты характеристики каждой библиотеки;

• факультативные, используемые в соответствии с интересами конкретной библиотеки.

Например, к факультативным подрубрикам рубрики «О библиотеке» могут быть отнесены подрубрики: «Символы библиотеки: талисман; гимн, эмблема, логотип и др.», «Виртуальная экскурсия по библиотеке», «Партнеры библиотеки».

Особое значение в разработке контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ имеет

логическое упорядочение (систематизация) подрубрик и разработка систематизированного перечня рубрик и подрубрик, необходимого и достаточного для рационального структурирования контента библиотечных сайтов. Предлагаемая типовая модель контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ может рассматриваться как средство структурирования и упорядочения контента библиотечных сайтов по принципу «конструктора», элементами которого могут выступать как рубрики, так и подрубрики.

Разумеется, предлагаемая нами модель в настоящее время не может считаться окончательной и принятой для всех. Тем не менее она основана на детальном анализе репрезентативного эмпирического материала и преследует цель распределения рубрик и подрубрик, структурирующих контент библиотечных сайтов в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования. Предлагаемая типовая модель направлена на преодоление неразумного многообразия структурных элементов посредством сокращения имеющегося перечня рубрик и подрубрик и их типизации. Ее основное назначение - обеспечить взаимопонимание между разработчиками библиотечных сайтов и удаленными пользователями.

Отбор рубрик и подрубрик для типовой модели контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ. Пользователь при обращении как в традиционную, так и виртуальную библиотеку рассчитывает на получение систематизированной информации о составе ее информационных ресурсов и услуг. Поэтому в состав рубрик первого уровня, обозначенных на главной странице официальных сайтов ЦБ субъектов РФ, в первую очередь были включены: «Ресурсы», «Услуги», «Электронный каталог», «Электронная библиотека», «Виртуальная справочная служба».

В предлагаемой типовой модели заметен отказ от использования рубрики «Читателям»/ «Пользователям». С нашей точки зрения, наличие на сайте библиотеки рубрики «Читателям»/ «Пользователям является нонсенсом, так как неизбежно порождает у пользователей вопрос о том, кому адресованы все остальные рубрики. Поэтому рубрика «Читателям» была признана нецелесообразной и исключена из структуры контента сайта.

С целью достижения однозначности и точности понимания используемых рубрик пользователями взамен рубрики «Профессионалам» («Коллегам», «Специалистам» и т. п.) введена рубрика «Библиотекарям». Поскольку официальный сайт библиотеки посещают люди разных профессий (музыканты, педагоги, металлурги и др.), то рубрика «Профессионалам» является многозначной, способной вводить пользователя

не-библиотекаря в заблуждение. Для рубрики «Библиотекарям» предусмотрен перечень из 16 подрубрик, позволяющих полно и многоаспектно отразить все направления их профессиональной деятельности.

В центральной части главной страницы официального сайта библиотеки предусмотрено размещение рубрики (модуля) «Навигатор пользователя». Он призван простым и понятным языком охарактеризовать назначение и особенности каждой рубрики сайта. Навигатор пользователя должен перенаправлять пользователя на соответствующие инструкции, положения, прейскуранты и т. п. Цель навигатора - облегчить пользователю ориентацию на официальном сайте библиотеки, оперативно выбрать оптимальный путь поиска информации.

Создание официального сайта любой библиотеки в соответствии с требованиями к документированию разработки информационных систем должно сопровождаться подготовкой его паспорта. Создание библиотекой паспорта официального сайта свидетельствует о переходе от эмпирического подхода к теоретически обоснованной и осмысленной деятельности по представлению библиотеки в электронном информационном пространстве. С нашей точки зрения, паспорт официального сайта библиотеки призван в первую очередь играть роль не юридического документа, удостоверяющего право владельца на сайт как результат интеллектуальной деятельности, а важного общесистемного технологического документа, комплексно характеризующего официальный сайт библиотеки, включая сведения об основных параметрах, назначении и особенностях сайта.

Мы считаем, что формат паспорта официального сайта центральной библиотеки субъекта РФ должен предусматривать выделение в его составе двух разделов.

1. Общие сведения об официальном сайте (полное имя, сокращенное обозначение, URL сайта; тип, назначение, цель создания, функции, категории пользователей сайта; структурное подразделение библиотеки и/или лицо, отвечающее за ведение сайта; разработчик сайта, знак копирайта; дата создания или ввода сайта в эксплуатацию).

2. Основные характеристики официального сайта (контент; сервисы, предоставляемые сайтом; дизайн, программная реализация).

Предлагаемая типовая модель контента официальных сайтов центральных библиотек субъектов РФ обсуждалась 5 ноября 2020 г. в ходе круглого стола, прошедшего в онлайн-формате на базе Российской государственной библиотеки (РГБ) и НИИ ИТ СС КемГИК. Участниками круглого стола являлись работники РГБ, руководители и специалисты ЦБ субъектов РФ,

ш I-О s с ш s

LU CL

а также президент РБА, руководители и члены секций РБА. В октябре 2021 г. типовая модель контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ была представлена ученым и специалистам библиотечно-информационной сферы в рамках проходившего на базе центральной научной библиотеки Кузбасса IX Сибирского библиотечного форума. Реакция аудитории дает надежду считать, что, даже будучи не бесспорной, предлагаемая модель контента библиотечного сайта способна уже сегодня быть полезной для проведения самоаудита и модернизации контента сайтов библиотек; позволит выявить логические пробелы в представлении контента, даст возможность систематизировать и упорядочить имеющийся контент.

Заключение. Разработка типовой модели контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ основана на детальном анализе репрезентативного эмпирического материала и преследует цель конвертирования хаотичного (лишенного разумного порядка) контента библиотечных сайтов в понятную и удобную для удаленных пользователей систему. Предлагаемая типовая модель разработана как инструмент, имеющий тиражируемый (пригодный к многократному использованию) характер, то есть может быть использована любой из библиотек рассматриваемых видов (республиканских, областных, краевых, автономных округов и областей, а также ЦБ городов федерального подчинения). Кроме того, будучи выполненной в виде совокупности логически обоснованных взаимосвязанных элементов, она может выступать в качестве

прототипа при структурировании и упорядочении контента официальных сайтов библиотек других видов. Для того чтобы предлагаемая модель стала типовой в значении «принятая для всех», безусловно, необходимы как дальнейшие исследования, так и обсуждение их результатов в профессиональной среде.

Унификация структуры официальных сайтов библиотек может стать залогом не только повышения качества контента отдельных сайтов, но и обеспечения их совместимости во имя формирования единого цифрового библиотечно-информационного пространства России.

Внедрение в практику предлагаемой нами типовой модели контента официальных сайтов библиотек, в свою очередь, вызывает потребность в дальнейшем совершенствовании кадрового обеспечения деятельности библиотек в электронной среде. В контексте овладения библиотечно-информационными специалистами медийно-информационной грамотностью и информационной культурой в условиях цифровой среды (Гендина и др., 2021б) следует отметить важность трансляции в программах по повышению квалификации и переподготовке библиотечно-информационных кадров в сфере создания цифрового контента заложенных серией стандартов ISO 9241 «Эргономика взаимодействия человек - система» принципов и технологий человеко-ориентированного проектирования информационных систем, направленных на создание полезных и эргономически пригодных в использовании систем с учетом особенностей требований пользователей.

Список источников / References

Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем : рекомендации. Москва : Центр ПИК, 2010. 659 с. [(2010). Interaction of cultural websites with the user: recommendations. Moscow: PIK Center. (In Russ.)].

Гендина Н. И. Блуждая в лабиринте Минотавра // Библиотека. 2019. № 12. С. 10-14 [Gendina NI (2019) Wandering in the labyrinth of the Minotaur. Biblioteka 12: 10-14. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И. Краеведческий цифровой контент в структуре сайтов библиотек: как обеспечить качество и востребованность в условиях высококонкурентной информационной среды // Стратегии продвижения достижений культуры и образования в эпоху пост-ПК : материалы междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2019. С. 7-12 [Gendina NI and Kolkova NI (2019) Local history digital content in the structure of library sites: how to ensure quality and demand in a highly competitive information environment. Strategii prodvizheniya dostizhenii kultury i obrazovaniya

v epokhu post-PK: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novokuznetsk, pp. 7-12. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И. Методика формализованного аннотирования интернет-ресурсов // Научные и технические библиотеки. 2018. № 8. С. 48-65 [Gendina NI and Kolkova NI (2018) Methodology of formalized annotation of Internet resources. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 8: 48-65. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Русскоязычные и англоязычные сайты учреждений культуры и образования: общее и специфическое (результаты пилотажного исследования) // Представление языков народов России и стран СНГ в российском сегменте Интернета : семинар Рос. комитета Прогр. ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегион. центра библ. сотрудничества в рамках Междунар. конф. «EVA 2007 Москва» : сб. докл. Москва, 2008. С. 46-61 [Gendina NI, Kolkova NI and Aldokhina OI (2008) Russian and English-language websites of cultural and educational institutions: general and specific (results of a pilot study). Predstavlenie yazykov narodov Rossii i stran SNG v rossiiskom segmente Interneta: seminar Ros.

komiteta Progr. YuNESKO «Informatsiya dlya vsex» i Mezhregion. tsentra bibl. sotrudnichestva v ramkax Mezhdunar. konf. «EVA 2007 Moskva»: sb. dokl. Moscow, pp. 46-61. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Контент официальных сайтов библиотек: оценка качества и стратегия информационного моделирования. Кемерово : КемГИК, 2021а. 237 с. [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2021a) Content of official library websites: quality assessment and information modeling strategy. Kemerovo: Kemguki. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Краеведческие электронные информационные ресурсы библиотек в контексте единого информационного пространства // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2020а. № 10. С. 13-21 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2020a) Local history electronic information resources of libraries in the context of a unified information space. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 10: 13-21. (In Russ.)]. DOI: 10.36535/0548-0019-2020-10-2.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Краеведческий цифровой контент центральных библиотек субъектов Российской Федерации как объект потенциального роста обращений пользователей // Научные и технические библиотеки. 2020б. № 7. С. 49-70 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2020b) Digital content of regional central libraries in the Russian Federation as a potentiality for user access growth. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 7: 49-70. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2020-7-49-70.

Гендина Н. И., Косолапова Е. В., Рябцева Л. Н. Медий-но-информационная грамотность и информационная культура библиотечно-информационных специалистов в условиях цифровой среды : учеб.-практ. пособие. Москва : IPRMedia, 2021б. 512 с. [Gendina NI, Kosolapova EV and Ryabtseva LN (2021b) Media and information literacy and information culture of library and information specialists in the digital environment: an educational and practical guide. Moscow: IPRMedia. (In Russ.)].

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. «Нить Ариадны» или как выйти из информационных лабиринтов на сайтах библиотек // Библиотека. 2021с. № 5. С. 6-12 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2021c) "Ariadne's Thread" or how to

get out of information labyrinths on library websites. Biblioteka 5: 6-12. (In Russ.)].

Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) : учеб. для вузов. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2020. 355 с. [Kolkova NI and Skipor IL (2020) Information support of automated library and information systems (ABIS): textbook for univ. 2nd ed. Moscow: Yurayt. (In Russ.)].

Кулева О. В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек // Библиосфера. 2009. № 3. С. 59-64 [Kuleva OV (2009) Overview of the main research directions of library sites. Bibliosfera 3: 59-64. (In Russ.)].

Потехина Ю. В. Управление официальным сайтом библиотеки как предмет научных исследований: постановка проблемы // Библиосфера. 2011. № 4. С. 85-89 [Potekhina YuV (2011) Management of the library's official website as a subject of scientific research: problem statement. Bibliosfera 4: 85-89. (In Russ.)].

Принципы качества веб-сайтов по культуре : руководство. Москва : АВГУСТ-ПРИНТ, 2006. 64 с. [(2006) Principles of quality of cultural websites: guide. Moscow: AUGUST-PRINT. (In Russ.)]

Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 384 с. [Gendina NI and Kolkova NI (eds) (2015) Creation of official websites of cultural and educational institutions: theory and practice: coll. of pap. Saint Petersburg: Profession. (In Russ.)].

Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 1. С. 80-88 [Tikunova IP (2021a) Remote services of national libraries. Trudy GPNTB SO RAN 1: 80-88. (In Russ.)]. DOI: 10.20913/2618-7575-2021-1-80-88.

Тикунова И. П. Цифровизация как тренд библиотечного развития // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 3. С. 31-37 [Tikunova IP (2021b) Digitalization as a trend in library development. Trudy GPNTB SO RAN 3: 31-37 (In Russ.)]. DOI: 10.20913/2618-7575-2021-3-31-37.

Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : справочник / ред.: Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 604 с. [Gilyarevskii RS and Gordukalova GF (eds) (2007) Electronic documents: creation and use in public libraries. Saint Petersburg: Profession. (In Russ.)].

ш i— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.