ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378:001.89
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-225-236
ТРАНСФЕР РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНТЕНТА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КУЛЬТУРЫ КАК РЕАКЦИЯ НА СКОЛЬЗЯЩИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНСЬЮМЕРИЗМ И РОСТ ПЛАГИАТА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, главный эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Колкова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Рябцева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, ведущий эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Подчёркивается влияние идей постиндустриального, информационного, цифрового общества, общества потребления и эпохи постмодерна на систему образования. Показывается воздействие современной информационной среды на новое осмысление плагиата. Раскрываются понятия «информационный консьюмеризм» и «скользящий информационный консьюмеризм». Приводятся результаты исследования контента официальных сайтов центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Отмечается, что избыточность и анонимность, отсутствие оценочности и фильтрации, отсутствие логического структурирования и дифференциации информации на сайтах библиотек косвенным образом способствуют развитию плагиата в условиях электронной информационной среды. Делается вывод, что если библиотеки хотят на деле содействовать системе образования в условиях динамично меняющегося мира, то их важнейшей задачей является упорядочение и систематизация создаваемых электронных информационных ресурсов.
Характеризуются трансфер результатов научных исследований и разработок в организацию подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» на библиотечно-информационном факультете Кемеровского государственного института культуры. Показывается, как за счет результатов научных исследований и разработок происходит актуализация содержания имеющихся и создание инновационных учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих библиотекарей и информационных работников.
Ключевые слова: современная система образования, официальные сайты библиотек, электронные информационные ресурсы, плагиат, информационный консьюмеризм, подготовка библиотечных кадров.
TRANSFER OF RESEARCH RESULTS OF OFFICIAL LIBRARY WEBSITES CONTENT IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY OF CULTURE AS A REACTION TO THE SLIDING INFORMATION CONSUMERISM AND GROWTH OF PLAGIARISM IN THE INTERNET ERA
Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Expert of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kolkova Nadezhda Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Technology of Automated Data Processing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ryabtseva Larisa Nikolaevna, PhD in Pedagogy, Researcher of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The modern education system is significantly influenced by the ideas of the post-industrial, information, digital society, consumer society and postmodern era. The post-industrial digital society has provided huge benefits for the education system. At the same time, they caused redundancy, chaotic fragmented presentation of information, lack of logical structuring and differentiation of information. The ideology of the postmodern era and consumer society devalued the idea of education, led to the emergence of students' ideas about the non-necessity of observing the norms of information ethics, about the permissibility of plagiarism, about the uselessness of volitional efforts to master knowledge, and contributed to the spread of sliding information consumerism.
The analysis of the content of official websites of central libraries of subjects of Russia allowed to take a new look at the place of libraries in countering the growth of plagiarism and sliding information consumerism in the context of development of electronic information environment. It is established that such shortcomings in the structure of the content of library sites as redundancy and anonymity, the lack of logical structuring and differentiation of information indirectly contribute to the development of plagiarism in the electronic information environment. In addition, poorly structured content on official library websites also indirectly contributes to the development of sliding information consumerism. Consequently, the ordering and systematization of electronic information resources created by libraries should ensure the strengthening of traditional links between libraries and the education system in a dynamically changing world.
The article describes the transfer of the results of research works for the preparation of bachelors in the Direction of Training 51.03.06 "Library and Information Activities" at the Library and Information Faculty of the Kemerovo State Institute of Culture.
Keywords: modern education system, official library websites, electronic information resources, plagiarism, information consumerism, library personnel training
Образование в контексте многомерного мира: воздействие идей постиндустриального, информационного, цифрового общества, общества потребления и эпохи постмодерна. Многогранность и сложность, изменчивость и противоречивость современного общества получили отражение в таких терминах, как «постиндустриальное общество», «информационное общество», «цифровое общество», «общество потребления», «эпоха постмодерна». Каждый из данных терми-
нов представляет лишь отдельную характерную черту нынешнего социума, а их совокупность отражает синкретизм и сложное переплетение разнородных социокультурных процессов, воздействующих на современную систему образования.
Постиндустриальное и цифровое общество, являясь следствием научно-технического прогресса, усилили технократизм жизни современного человека, его зависимость от информационно-коммуникационных технологий и компьютера,
заставили участвовать в погоне за бесконечно меняющимися и обладающими все новыми возможностями девайсами и гаджетами [5].
Развитие информационного общества дало не только осознание особой роли информации (информация как стратегический ресурс, как товар, как атрибут власти и т. д.) в жизни социума, но и привело к новому витку «информационного взрыва» и усилению информационного кризиса, связанного с невозможностью освоения людьми все нарастающих гигантских объемов информации [16].
Общество потребления как результат роста материального благосостояния людей в индустриально развитых странах существенно повлияло на традиционную систему ценностей, изменило жизненные установки людей: в умы людей была внедрена идея необузданного потребления, произошла абсолютизация материальных потребностей человека, а потребительству стал придаваться статус высшей социальной, нравственной ценности [17].
Термины «постмодернизм» и «эпоха постмодерна», не имея канонического определения, тем не менее, явились идейным выражением современной эпохи, особого образа мышления, характеризующегося кризисным мироощущением, ощущением распада единого и целостного мира, отрицанием возможности его познания и тем более организации и управления. Неслучайно отличительными чертами культуры эпохи постмодерна выступают всеобщий плюрализм (множественность), эклектизм, цитатность, ироничность, фрагментарность и мозаичность, безоценочность, игра, отказ от традиционных ценностей, отречение от эстетических и этических табу [7].
Эта беглая и весьма ограниченная характеристика трансформации современного общества преследует только одну цель - показать многоплановость и многофакторность воздействия на образование различных социокультурных процессов, протекающих одномоментно и отражающих динамично меняющийся мир. При этом следует особо подчеркнуть, что система образования не существует изолированно и не может не учитывать мощного воздействия таких инструментов современной общественной жизни, как Интернет, социальные сети, традиционные масс-медиа, массовая культура, мода, реклама. В совокупности
они представляют собой важный фактор общественной трансформации, создавая новые ценности и/или псевдоценности, формируя жизненные ориентиры, идеи и идеалы.
Без понимания причинно-следственных отношений, характеризующих современную интернет-среду [12], нельзя оценить два присущих современной системе образования явления, отражающих одновременное влияние разнородных черт и факторов, обусловленных влиянием современного общества (постиндустриального, информационного, цифрового, консьюмеристского, эпохи постмодерна). Речь идет о росте плагиата и развитии скользящего информационного консью-меризма.
Изменение современной информационной среды и новое осмысление плагиата. Плагиат как умышленное присвоение авторства на чужое произведение представляет собой явление столь же древнее, как и противоправное деяние, лежащее в его основе и обозначающееся латинским словом plagio, то есть «похищаю». Однако в век Интернета плагиат приобрел особый размах. О масштабности проблемы могут свидетельствовать заголовки публикаций: «Тотальный плагиат как норма российской научной жизни» [3], «Краденные мысли: половина студенческих рефератов и курсовых скачивается из Интернета [8]. О серьезности положения свидетельствуют данные исследований: «В сегодняшней России сложилась обстановка, когда число плагиат-диссертаций (плагиат-статей) сопоставимо с числом честных диссертаций (честных статей) (подробнее см. [15]). Плагиат - это, разумеется, не только российская, но и мировая проблема, причем в скандалах с плагиатом все чаще оказываются замешанными не только высокопоставленные научные работники [19], но и министры, сенаторы и даже премьер-министры.
Помимо традиционной негативной оценки плагиата как явления, безусловно, отрицательного, нарушающего этические и правовые нормы, плагиат в последние годы стал трактоваться как вызов системе высшего образования в России и за рубежом [4], как угроза инновационной экономике [18] интеллектуальной и информационной безопасности регионов [14].
Причины, вызвавшие невиданные ранее масштабы плагиата, в последние годы все чаще связывают с развитием информационного общества
и информационно-коммуникационных технологий [1; 9], а также несоответствием между действующими в образовании традициями и тенденциями постмодерна [20].
В целом современная трактовка академического плагиата оказывается неразрывно связанной с воздействием на систему образования технологий цифрового общества (рост объемов информации и ее доступность за счет массового использования девайсов и гаджетов; развитие гипертекстового гиперпространства, приводящего к анонимности текста, который становится «как бы ничей», общий; углубление информационного кризиса, в результате которого человек осознает свою неспособность справиться с нарастающими гигантскими потоками информации. В то же время постмодернистский образ мышления, ценности культуры постмодерна (множественность, мозаичность, цитатность как основа создания нового), ориентация на отказ от традиционных ценностей и этических табу, служат основой для нарушения правовых и моральных норм при использовании чужих произведений и, прежде всего, текстов. Общество потребления с его идеалами беспроблемного бытия и комфорта наталкивает человека на мысли о том, что и научно-исследовательская работа, занятия наукой не должны быть трудными и сложными, таким образом на смену «мукам творчества» приходит принцип «скопировал - вставил» или «заплатил - получил».
Помимо плагиата отчетливое влияние на систему образования идей и принципов, характеризующих информационное, цифровое общества, эпоху постмодерна и общество потребления, прослеживается на примере такого явления, как скользящий информационный консьюмеризм.
Информационный консьюмеризм. Прежде чем дать характеристику этого явления уточним значение исходного термина, который встречается в различных написаниях: «консьюмеризм, консумеризм, консюмеризм» и происходит от английского слова consumer - потребитель. Современные словари фиксируют два основных значения:
1) Консьюмеризм - движение за расширение прав потребителей, покупателей, создание обществ потребителей [21].
2) Консьюмеризм - тенденция к росту потребительской психологии, развивающейся в мас-
совой аудитории под воздействием культа вещизма, возникающего в условиях коммерциализации СМИ, а также под воздействием навязчивой рекламы [13].
Развитие информационного общества породило новый вид потребления - потребление информации, которое в условиях общества потребления приобрело специфические черты. Проблема информационного потребления или информационного консьюмеризма получила освещение в работах А. Н. Ильина [10; 11].
На наш взгляд, само по себе информационное потребление имеет амбивалентный характер. Оно может быть и позитивным (интенсивное изучение источников информации в ходе учебной или исследовательской деятельности и т. п.), и негативным (бесцельное и безрезультатное многочасовое блуждание в Интернете и т. д.).
А. Н. Ильин, исследуя негативный аспект информационного потребления, называет его феноменом поверхностного или скользящего информационного потребления, суть которого сводится к тому, что «человек не способен качественно перерабатывать огромные ее объемы, поэтому сознание расщепляется, внутренний мир теряет глубину, а заинтересованный взгляд скользит по поверхности информационного многообразия, не осмысливая должным образом содержательное богатство получаемых сведений» [11, с. 22].
К числу факторов, обусловивших появление феномена информационного консюмеризма как поверхностного информационного потребления, А. Н. Ильин относит информационную свободу и информационную вседозволенность эпохи Интернета; количественный рост потоков информации и дезинформации; информационную избыточность и фрагментарность; доминирование хаоса и энтропии, отказ от иерархии и порядка; подмену научных данных псевдонаучной дезинформацией, затруднительность верификации циркулируемых в Интернете сведений; неспособность человека качественно перерабатывать возросшие объемы информации, самостоятельно делать заключения и принимать решения, отсутствие осмысления содержательного богатства получаемых сведений; перелистывание картинок вместо основательного анализа изображений, сканирующее (скользящее) чтение вместо углубленного, отсутствие критического анализа и осмысления информации [11].
Результаты исследования контента официальных сайтов библиотек и новое осознание места библиотек в противодействии росту плагиата и скользящего информационного кон-сьюмеризма. Образование в его самом простом и обыденном понимании, как известно, представляет собой получение систематизированных знаний и навыков как совокупность знаний, приобретенных в результате обучения. Соответственно, очевидна неразрывная связь системы образования с таким социальным институтом, как библиотека, целью которого является собирание и хранение источников информации (документов), содержащих знания для общественного пользования. На органичную связь библиотеки с образованием указывал гениальный русский ученый Н. И. Лобачевский, который с 1825 по 1835 год совмещал обязанности ректора университета с обязанностями библиотекаря, подписывая документы «Ректор и библиотекарь университета Н. Лобачевский». Им сформулированы «твердые правила» комплектования фондов университетской библиотеки, важнейшими из которых являются: «...Чтоб сочинения были новейшими. Чтобы они заключали не столько отдельные и частные открытия, иногда подверженные сомнению, сколько открытия, приведённые уже в систему... Чтоб главная цель при выборе книг была польза для преподавания наук в университете» (цит. по [6]). В век Интернета эти «твердые правила» не только не стали архаичными, но и приобрели особую актуальность.
Как и система образования, современная библиотека также претерпевает значительную трансформацию, обусловленную цифровизацией, развитием информационного общества, распространением в обществе идеологии потребления и постмодерна. Для того чтобы выявить пози-
цию, которую занимают современные библиотеки в условиях многофакторного влияния социокультурной среды и, в частности, роста в образовательной среде плагиата и распространения поверхностного информационного консьюмеризма, проанализируем результаты крупномасштабного исследования НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры (НИИ ИТ СС КемГИК), проведенного в 2019-2020 годах. Базу исследования составили официальные сайты 85 центральных библиотек (ЦБ) субъектов РФ, в том числе: 22 ЦБ республик, 46 ЦБ областей, 9 ЦБ краёв, 4 ЦБ автономных округов, 1 ЦБ автономной области, 3 ЦБ городов федерального значения.
Подробное описание цели, задач, методов и итогов этого исследования представлено в работе [2]. Результаты исследования дают возможность посмотреть на особенности взаимодействия системы образования и библиотек как социальных институтов в условиях одновременного влияния идей и принципов, характеризующих информационное, цифровое общества, эпоху постмодерна и общество потребления.
Переход из реального пространства в виртуальное существенно расширил возможности библиотек за счет предоставления информационных услуг удаленным пользователям на основе созданных сайтов. Однако проведенное исследование доказало, что библиотеки не избежали негативных тенденций, которыми характеризуется современная интернет-среда. Характеристика типичных проблем представления цифрового контента на официальных сайтах библиотек в контексте атрибутов современной интернет-среды представлена в таблице 1.
Таблица 1
Проблемы представления цифрового контента на официальных сайтах центральных библиотек субъектов РФ в контексте атрибутов современной интернет-среды
Атрибут современной интернет среды Проблемы представления цифрового контента на сайтах библиотек
Избыточность информации Главные страницы сайтов библиотек характеризуются избыточной информацией: одновременно представлены текст, графика, анимация, всплывающие окна, баннеры и т. п. Внимание пользователя рассеивается, и он с трудом ориентируется в структуре страницы
Окончание таблицы 1
Атрибут современной интернет среды Проблемы представления цифрового контента на сайтах библиотек
Непредсказуемость и хаотичность представления информации Логически неоправданная вариативность в месторасположении важнейших рубрик контента («О библиотеке», «Услуги», «Ресурсы», «Читателям» и др.) в составе разных видов меню (верхнее горизонтальное, левое вертикальное, правое вертикальное, центральное и др.) на главной странице. При переходе из сайта одной библиотеки на другой сайт библиотек того же типа (республиканские, областные, краевые и т. д.) пользователь каждый раз должен заново осваивать порядок следования и месторасположение рубрик. В библиотеках одного и того же типа рубрики формулируются по-разному, например: «О библиотеке» - «Путешествие по библиотеке», «Отделы», «Деятельность» и т. д. Пользователь при обращении на разные сайты библиотек одного и того же типа каждый раз должен «догадываться», как может называться та или иная рубрика
Отсутствие логического структурирования информации Нарушение принципа системного подхода к структурированию контента сайтов. Выражается в логическом несоответствии представленных на сайтах библиотек объемов понятий: в состав сайтов включены порталы и тематические сайты. Как известно, портал - это более крупная структура, которая может включать несколько сайтов. При этом каждый из сайтов и порталов обладает своей собственной сложной структурой (одновременное наличие горизонтального и вертикального меню, сайдбара и т. д.), не унифицированной рубрикацией, всплывающими и исчезающими баннерами. Пользователь теряется в таком многообразии ЭИР, не располагающих ясными и наглядными средствами навигации
Непонятность контента Сложность распознавания электронных информационных ресурсов. (ЭИР) в составе сайтов: более трети ЭИР на сайтах ЦБ субъектов РФ представлены в неявном виде: «проект», «ресурс» и т. п. В результате пользователь не понимает, что он обнаружит, обратившись к «проекту» или «ресурсу», и должен потратить дополнительное время на то, чтобы открыть ресурс и понять, какая именно информация (библиографическая, полнотекстовая, справочная, научная, досуговая, рекламная и т. д.) в нем представлена. Кроме того, отсутствие указания на вид ЭИР не способствует повышению уровня информационной культуры пользователей, отучает их от привычки осознанно выбирать вид необходимой информации (учебная, официальная, научно-популярная и др.) и четко формулировать свои информационные запросы
Отсутствие оценочности и фильтрации информации Отсутствие указания на доминирующий вид информации в составе ЭИР (научная, рекламная, учебная, справочная и др.), а также отсутствие критической оценки ЭИР, низкий уровень аналитики
Анонимность представления информации Отсутствие указания на авторство, дату создания и источник заимствования материалов, приведенных на сайте. В нарушение библиографической традиции точного указания использованных источников информации получила распространение практика размещения на сайтах библиотек сведений без указания того, на основе каких источников, кем и когда данный текст создан или заимствован. Анонимность представления информации на сайтах библиотек оказывает системе образования «медвежью услугу», принося вместо помощи вред, поскольку приучает пользователей к некорректному информационному поведению
Как известно, именно краеведческий контент отражает уникальность того региона, в котором находится та или иная центральная библиотека субъекта РФ. К сожалению, типичной является ситуация, когда на официальном сайте в рубри-
ке «Краеведение», как правило, приводятся некие справочные сведения без указания того, на основе каких источников, кем и когда данный текст создан или заимствован. Такая анонимность представления информации на сайтах на-
учных библиотек имеет явные отрицательные следствия. Во-первых, для молодых, начинающих пользователей библиотека закладывает стереотип негативного информационного поведения: необязательность указания на источник заимствования приучает к безответственному отношению к заимствованию результатов чужого интеллектуального труда, нарушению норм информационной этики, граничащему с плагиатом. Во-вторых, для пользователей-специалистов, ученых, хорошо осознающих опасность анонимной информации и некорректного цитирования, библиотека создает необходимость дополнительного информационного разыскания, с целью составления точного библиографического описания источника. В свою очередь, необходимость дополнительного поиска информации требует дополнительных временных затрат и подрывает доверие пользователей к библиотеке как к надежному поставщику информационных продуктов и услуг.
Таким образом, если учесть, что избыточность и анонимность, отсутствие оценочности и фильтрации, отсутствие логического структурирования и дифференциации информации в Интернете в принципе усугубляют рост плагиата, то следует признать, что библиотечный цифровой контент, которому не чужды эти характеристики, косвенным образом способствуют развитию плагиата в условиях электронной информационной среды.
Как показало исследование, плохо структурированный контент на сайтах библиотек также косвенным образом содействует развитию скользящего информационного консьюмеризма. Докажем это, обратившись к результатам исследования. Во-первых, в ходе исследования было установлено отсутствие единой логической схемы, системно и целостно отражающей цифровой контент центральных библиотек субъектов РФ. Пользователь, переходя от сайта к сайту, сталкивается с чрезмерным количеством рубрик (20-29), что не позволяет ему уверенно ориентироваться в общероссийском библиотечном пространстве. Если сайты центральных библиотек субъектов РФ ориентированы на предоставление информационных услуг в сфере образования и самообразования граждан, то тогда они должны располагать унифицированной структурой контента. Иначе
библиотеки будут способствовать наращиванию неупорядоченных информационных массивов, служащих основой скользящего информационного консьюмеризма.
Во-вторых, было установлено, что библиотеки практически отказались от использования иерархических классификаций как средств систематизации и упорядочения электронных информационных ресурсов, которые они создают. Стремясь быть современными, библиотеки стараются действовать по правилам и алгоритмам, диктуемыми Интернетом. В результате происходит неконтролируемое наращивание ЭИР при отсутствии какой-либо классификационной схемы, которая бы выступала в качестве информационной модели, раскрывающей их место в системе знаний. За редчайшим исключением на сайтах библиотек нельзя найти рубрикаторы, классификаторы, которые позволяли бы отразить имеющиеся ЭИР в виде иерархически упорядоченных систем с четким указанием логических связей между отдельными ЭИР. Вместе с тем наличие систематизации и иерархической упорядоченности изучаемых объектов является важнейшим условием результативности обучения. Именно иерархические классификации делают сложный объект обозримым, наглядно демонстрируя логические связи между его составляющими. Неслучайно современные ученые, отмечая проблемы сегодняшнего состояния информационной среды, ее избыточность и неупорядоченность, противопоставляют Интернету именно библиотеку как образец информационного порядка. Так, А. Н. Ильин, характеризуя Интернет, справедливо утверждает: «Информационный мир - не биб-лиотекоподобное здание с характерной структуризацией содержащейся в нем информации, не структурированный космос, а хаос и энтропия, ризомоподобная постмодернистская реальность, отказавшаяся от иерархии и порядка» [11].
Таким образом, если библиотеки хотят на деле содействовать системе образования в условиях динамично меняющегося мира, то их важнейшей задачей является упорядочение и систематизация создаваемых ЭИР.
Проведенное исследование, с одной стороны, дало возможность получить системное и целостное представление о состоянии и проблемах раз-
работки контента сайтов центральных библиотек субъектов РФ, а с другой - явилось основанием для рассмотрения и поиска путей решения кардинальных проблем в сфере библиотечно-информа-ционного образования. Проблема плагиата и поверхностного информационного консьюмеризма не обошла стороной и эту сферу образования.
Трансфер результатов научных исследований и разработок в организацию подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ в вузе культуры. С нашей точки зрения, и плагиат, и негативный информационный консью-меризм не могут быть устранены до тех пор, пока темы исследовательских работ, предлагаемых студентам, не будут носить поистине инновационный характер, иными словами, выдаваемая студенту тема не должна иметь в Интернете заведомо готового ответа. Именно тогда студент обязан будет проявить свои креативные, а не репродуктивные способности типа «скопировал - вставил», именно тогда он будет глубоко вникать в содержание читаемых текстов, а не заниматься информационным серфингом и копипастом.
Это убеждение основано на нашем многолетнем опыте трансфера (лат. transferre - переносить) результатов научных исследований в учебный процесс. Наличие уникальных исследовательских материалов позволяет наполнить инновационным содержанием проблемное изложение лекционного материала, конвертировать лекции в программированные дискуссии по реальной проблематике библиотечного сайтостроения; реализовать при проведении практических занятий такие интерактивные технологии, как технология «кейс-стади», тренинговые технологии, технологии самостоятельного выполнения учебного исследовательского проекта, направленные на выработку студентами мотивированных рациональных проектных решений.
Трансфер результатов научных исследований в учебный процесс включает, во-первых, организацию курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), а во-вторых, обновление и обогащение учебных дисциплин.
Приобщение студентов к проведению научных исследований и проектных разработок по профилю деятельности НИИ ИТ СС КемГИК, прежде всего, связано с формированием темати-
ки курсовых работ (первой и второй) и проектов, выпускных квалификационных работ (ВКР), магистерских и кандидатских диссертаций. Основополагающим принципом формирования тематики выпускных квалификационных работ для сотрудников НИИ является принцип «выращивания» ВКР в ходе последовательного выполнения студентами курсовых работ и проектов в заданном направлении. Опыт многолетнего руководства научно-исследовательской работой студентов (НИРС) показывает возможность достижения лучших результатов при условии, если каждая следующая работа студента базируется на результатах предыдущих работ. Так, выполнение первой курсовой работы обеспечивает получение опыта подготовки аналитического обзора по теме исследования; выполнение второй курсовой работы формирует способности проведения самостоятельного эмпирического исследования; выполнение курсового проекта (на примере проектирования баз данных) вырабатывает навыки принятия конкретных проектных решений по разработке состава решаемых электронным информационным ресурсом задач, а также логическому и физическому моделированию информационного объекта. С учетом особенностей этих видов исследований и разработок для каждого студента формируется модель его персональной траектории НИРС на весь период обучения в вузе.
В качестве важнейшего условия обеспечения технологичности и эффективности НИРС сотрудниками НИИ ИТ СС КемГИК в рамках каждой конкретной темы каждого конкретного студента осуществляется разработка программы научного исследования, включающая методики и рекомендации по структурно-семантическому анализу темы, составлению списка литературы по теме, построению плана работы, проведению исследования документального потока по теме, проведению эмпирического исследования, проведению проектирования, созданию опытного образца электронного информационного ресурса, подготовке текста работы, подготовке справочного аппарата работы. Такая программа позволяет обеспечить ориентирование студента в рамках конкретного предметного поля темы научного исследования, адаптированное погружение в глубины проблемной ситуации.
Трансфер результатов научных исследований и разработок в актуализации учебных дисциплин. Развитие инновационных образовательных программ невозможно без опоры на результаты научных исследований. На базе достижений НИИ ИТ СС КемГИК в сфере библиотечного сайтостроения стали возможными не только актуализация содержания, но и становление новых учебных дисциплин в системе профессиональной подготовки библиотечно-инфор-мационных кадров. Представление о том, как результаты научных исследований и разработок используются в различных учебных дисциплинах, дает таблица 2.
Таблица 2
Использование результатов исследований и разработок по направлению «Теория и технологии создания электронных информационных ресурсов» для актуализации содержания учебных дисциплин направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат и магистратура)
Окончание таблицы 2
Результаты научного исследования/разработки Наименования учебных дисциплин
Методика формализованного аннотирования веб-сайтов Аналитико-синтетическая переработка информация. Ч. 2. Аннотирование и реферирование (бакалавриат БИД)
Методика критического анализа веб-текстов и веб-сайтов Информационный анализ и синтез в документационном обеспечении управления и архивной деятельности (бакалавриат БИД)
Технология подготовки веб-текстов (магистратура БИД)
Выводы
1. Современная система образования испытывает существенное влияние социокультурных трансформаций, которые переживает современное общество. Одновременное воздействие идей постиндустриального, информационного, цифрового общества, общества потребления и эпохи постмодерна остро ощущается как в информационной среде, так и в системе образования. Наряду с огромными преимуществами, которые открыло для системы образования постиндустриальное и цифровое общество, оборотной стороной явились избыточность, хаотичность и фрагментарность представления информации, отсутствие логического структурирования и дифференциации информации. Идеология эпохи постмодерна и общества потребления во многом обесценила саму идею образования, привела к появлению в среде обучаемых представлений о необязательности соблюдения норм информационной этики, о допустимости плагиата, о ненужности волевых усилий для овладения знаниями, способствовала распространению скользящего информационного консьюмеризма.
2. Проведенный анализ контента официальных сайтов центральных библиотек субъектов РФ позволил по-новому посмотреть на место библиотек в противодействии росту плагиата и скользящего информационного консьюмеризма в условиях развития электронной информационной среды. Установлено, что такие недостатки в структуре контента библиотечных сайтов, как избыточность и анонимность, отсутствие логического структурирования и дифференциации
Результаты научного исследования/разработки Наименования учебных дисциплин
Типовая логическая модель контента официальных сайтов Проектирование интернет-ресурсов (бакалавриат БИД)
Информационное обеспечение автоматизированных библиотеч-но-информационных систем (бакалавриат БИД)
Логические схемы унификации представления информации на официальных сайтах Проектирование интернет-ресурсов
Информационное обеспечение автоматизированных библиотеч-но-информационных систем (бакалавриат БИД)
Методика разработки лингвистических средств (проблемных рубрикаторов) для организации контента официальных сайтов Лингвистические средства библи-отечно-информационной деятельности, (бакалавриат БИД)
Лингвистическое обеспечение информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивной деятельности (бакалавриат БИД)
информации косвенным образом способствуют развитию плагиата в условиях электронной информационной среды. Кроме того, плохо структурированный контент на официальных сайтах библиотек также косвенным образом содействует развитию скользящего информационного кон-сьюмеризма. Следовательно, упорядочение и систематизация создаваемых библиотеками ЭИР должны обеспечивать укрепление традиционных связей библиотек и системы образования в условиях динамично меняющегося мира.
3. Одним из способов противодействия росту плагиата и скользящего информационного консьюмеризма в подготовке библиотечно-ин-формационных специалистов является трансфер результатов научных исследований и разработок в организацию подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ и актуализацию содержания имеющихся и создание инновационных учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих библиотекарей и информационных работников.
Литературы
1. Беляева Е. В. Специфика плагиата в информационную эпоху // Этическое регулирование в академической среде: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 4-5 дек. 2009 года). - М., 2009. - С. 173-181.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Краеведческий цифровой контент центральных библиотек субъектов Российской Федерации как объект потенциального роста обращений пользователей // Науч. и техн. б-ки. - 2020. - № 7. - С. 49-70.
3. Гилинский Я. И. Тотальный плагиат как норма российской научной жизни // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: междунар. ежегодник. - СПб., 2007. - Вып. 23. - С. 269-273.
4. Голунов С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования». - 2010. - № 3. - С. 243-257.
5. Еремина Я. В. Переход к постиндустриальному обществу и его влияние на образование на современном этапе // Вопросы политологии. - 2020. - Т. 10, № 2 (54). - С. 442-447.
6. Ермолаева Н. В. Ректор и библиотекарь университета Н. Лобачевский // Культура и менталитет России нового и новейшего времени: к 80-летию Анатолия Евгеньевича Иванова / Ин-т Рос. истории РАН. - М., 2018. -С. 69-77.
7. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования // Ценности и смыслы. - 2016. - Т. 1(46), № 6. - С. 115-124.
8. Ивойлова И. Украденные мысли: половина студенческих рефератов и курсовых скачивается из Интернета // Российская газета. - 2009. - 20 янв.
9. Игнатович Е. В. Явление копи-паст в сфере научных публикаций о непрерывном образовании // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 3 (19). - С. 1-17.
10. Ильин А. Н. От информационной дезориентации к поверхностному потреблению информации // Информационное общество. - 2014. - № 5-6. - С. 42-49.
11. Ильин А. Н. Проблема информационного консьюмеризма // Информационное общество. - 2013. - № 6. -С. 22-28.
12. Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе: сб. мат-лов международной конференции (Южно-Сахалинск, 8-12 сент. 2013 года) / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М., 2014. - 315 с.
13. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. - 70 с.
14. Котляров И. Д., Брумштейн Ю. М. Студенческий плагиат: влияние на интеллектуальную и информационную безопасность регионов // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 1(10). - С. 30-36.
15. Левин В. И. Проблема плагиата в научно-образовательной сфере и общественной жизни России // А1таММег (Вестник высшей школы). - 2014. - № 6. - С. 111-114.
16. Лутовац М. Д., Маркович Д. Ж. Влияние информационного общества на развитие образования // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 3-8(12). - С. 83-85.
17. Москвитина О. А. Цифровизация образования в обществе потребления: вызовы и риски для подрастающего поколения // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. ст. -Коломна, 2020. - С. 276-281.
18. Пархомов В. А. Плагиат как угроза инновационной экономике // Вестн. ЮРГТУ (НПИ). - 2010. - № 1. -С. 45-52.
19. Пархомов В. А. Плагиат как угроза модернизации экономики // Известия Байкал. гос. ун-та. - 2010. - № 1. -С. 134-141.
20. Севостьянов Д. А. Плагиат в современном образовании: беда или симптом? // Высшее образование в России. - 2017. - № 3(210). - С. 17-25.
21. Словарь бизнес терминов [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. - URL: https:// dic.academic.ru/contents.nsf/business/ (дата обращения: 11.04.2021).
References
1. Belyaeva E.V. Spetsifika plagiata v informatsionnuyu epokhu [Specifics of plagiarism in the information age]. Eticheskoe regulirovanie v akademicheskoy srede: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Ethical regulation in the academic environment. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2009, pp. 173-181. (in Russ.).
2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Ryabtseva L.N. Kraevedcheskiy tsifrovoy kontent tsentral'nykh bibliotek sub"ektov Rossiyskoy Federatsii kak ob"ekt potentsial'nogo rosta obrashcheniy pol'zovateley [Digital content of regional central libraries in the Russian Federation as a potentiality for user access growth]. Nauchnye i tekhnicheskie bibliotek [Scientific and Technical Libraries], 2020, no. 7, pp. 49-70 (in Russ.).
3. Gilinskiy Ya.I. Total'nyy plagiat kak norma rossiyskoy nauchnoy zhizni [Total plagiarism as the norm of Russian scientific life]. Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnykh kollektivov: mezhdunar. ezhegodnik [Problems of the activity of the scientist and research teams. International Yearbook]. St. Petersburg, 2007, no. 23, pp. 269-273. (In Russ.).
4. Golunov S.V. Studencheskiy plagiat kak vyzov sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Student plagiarism as a challenge to the higher education system in Russia and abroad]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow], 2010, no. 3, pp. 243-257. (In Russ.).
5. Eremina Ya.V. Perekhod k postindustrial'nomu obshchestvu i ego vliyanie na obrazovanie na sovremennom etape [Transition to a post-industrial society and its influence on modern education]. Voprosy politologii [Political Science Issues], 2020, vol. 10, no. 2(54), pp. 442-447. (In Russ.).
6. Ermolaeva N.V. Rektor i bibliotekar' universiteta N. Lobachevskiy [Rector and librarian of the University N. Lobachevsky]. Kul 'tura i mentalitet Rossii novogo i noveyshego vremeni: k 80-letiyu Anatoliya Evgenevicha Ivanova [Culture and mentality of Russia of the new and modern times: to the 80th anniversary of Anatoly yevgenyevich Ivanov]. Moscow, 2018, pp. 69-77. (In Russ.).
7. Ivanova S.V, Elkina I.M. Postmodernizm i kachestvo obrazovaniya [Postmodernism and the quality of education]. Tsennosti i smysly [Tsennosti i Smysly], 2016, vol. 1(46), no. 6, pp. 115-124. (In Russ.).
8. Ivoylova I. Ukradennye mysli: polovina studencheskikh referatov i kursovykh skachivaetsya iz Interneta [Stolen thoughts: half of student essays and term papers are downloaded from the Internet]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2009, 20 January. (In Russ.).
9. Ignatovich E.V. Yavlenie kopi-past v sfere nauchnykh publikatsiy o nepreryvnom obrazovanii [The phenomenon of «copy-paste» in the academic publications on lifelong learning and continuing education]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: theXXI century], 2017, vol. 3(19), pp. 1-17. (In Russ.).
10. Ilyin A.N. Ot informatsionnoy dezorientatsii k poverkhnostnomu potrebleniyu informatsii [From information disorientation to superficial information consumption]. Informatsionnoe obshchestvo [Information Society], 2014, no. 5-6, pp. 42-49. (In Russ.).
11. Ilyin A.N. Problema informatsionnogo kons'yumerizma [The problem of information consumerism]. Informatsionnoe obshchestvo [Information Society], 2013, no. 6, pp. 22-28. (In Russ.).
12. Internet i sotsiokul'turnye transformatsii v informatsionnom obshchestve: sb. materialov mezhdunarodnoy konferen-tsii (Yuzhno-Sakhalinsk, 8-12 sentyabrya 2013 goda) [Internet and socio-cultural transformations in the information society. Collection of materials of the international conference (Yuzhno-Sakhalinsk, September 8-12, 2013)]. Comp. E.I. Kuzmin, A.V. Parshakova. Moscow, 2014. 315 p.
13. Knyazev A.A. Entsiklopedicheskiy slovar' SMI [Encyclopedia of Mass Media]. Bishkek, Kyrgyz Russian Slavic University Publ., 2002. 70 p. (In Russ.).
14. Kotlyarov I.D., Brumshteyn Yu.M. Studencheskiy plagiat: vliyanie na intellektual'nuyu i informatsionnuyu bezopas-nost' regionov [Student's plagiarism: influence on regions intellectual and information security]. Informatsionnaya bezopasnost' regionov [Information security of regions], 2012, no. 1(10), pp. 30-36. (In Russ.).
15. Levin V.I. Problema plagiata v nauchno-obrazovatel'noy sfere i obshchestvennoy zhizni Rossii [The problem of plagiarism in the scientific and educational sphere and public life in Russia]. AlmaMater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma Mater (Bulletin of the Higher School)], 2014, no. 6, pp. 111-114. (In Russ.).
16. Lutovats M.D., Markovich D.Zh. Vliyanie informatsionnogo obshchestva na razvitie obrazovaniya [The impact of the information society on the development of education]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2015, no. 3-8(12), pp. 83-85. (In Russ.)
17. Moskvitina O.A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya v obshchestve potrebleniya: vyzovy i riski dlya podrastayushchego pokoleniya [Digitalization of education in the consumer society: challenges and risks for the younger generation]. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskiy kontekst razvitiya cheloveka: sb. nauch. st. [Digital society as a cultural and historical context of human development. Collection of scientific articles]. Kolomna, 2020, pp. 276-281. (In Russ.).
18. Parkhomov V.A. Plagiat kak ugroza innovatsionnoy ekonomike [Plagiarism as a threat to the innovation economy]. Vestnik Yuzhno-rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences], 2010, no. 1, pp. 45-52. (In Russ.).
19. Parkhomov V.A. Plagiat kak ugroza modernizatsii ekonomiki [Plagiarism as a threat to economic modernization]. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University], 2010, no. 1, pp. 134-141. (In Russ.).
20. Sevostyanov D.A. Plagiat v sovremennom obrazovanii: beda ili simptom? [Plagiarism in Modern Education: A Problem or a Symptom?]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 3 (210), pp. 17-25. (In Russ.).
21. Slovar' biznes terminov [Dictionary of Business Terms]. Slovari i entsiklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias on Akademik]. (In Russ.). Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/business (accessed 11.04.2021).
УДК 159.9.072
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-236-241
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ «АКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ЮНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Клейберг Юрий Александрович, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, основатель и президент Международной Ассоциации девиантологов, АНО «Академия Национального образования и науки» и Международной академии ювенологии, главный редактор научного журнала «Вопросы девиантологии» (РИНЦ, ISSN), профессор Института педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет (г. Тверь, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлена психолого-девиантологическая концептуализация феномена «актуальный ресурс юной личности» с акцентированием на смысложизненные ценности и потенциал личности. Главным тезисом статьи является то, что установка на самопознание своих способностей и самооценку возможностей является базовой не только в структуре личности, но и в системе экзистенциальных ценностей, отражающих уникальный смысл жизнедеятельности и значимость самореализации личности. Поэтому автор считает, что актуальный ресурс юной личности - это реально имеющийся в «Я-концепции» индивида пока невостребованный внутренний ценностно-нормативный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий потенциалы, направленные на позитивную, созидательную реализацию. Предлагается авторская дефиниция концепта «справедливость» как осознанно мотивированного, социально-позитивно-ориентированного поведения личности, как аксиологического конструкта, смыслообразующего основания человеческого бытия. Важным является не только указание пути достижения смысла жизни для израсходования (оправданного или неоправданного) ресурсов юной личности, но и осознанность вступления ею на этот путь. Поэтому в каждой жизненной ситуации личность должна заново обретать смысл и делать его актуальным и ценным для себя и общества.