Информатика
УДК 027.53:004:323.1(=1.470)
ББК 78.34+66.3(2Рос),5
DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-3-12
ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ПЛАТФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ
© Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, 2016
Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов. Установлено значительное многообразие как сайтов о коренных малочисленных народах, так и владельцев сайтов. Приводятся результаты анализа контента сайтов центральных библиотек субъектов РФ, а также других учреждений и организаций, содержащих информацию о коренных малочисленных народах. Предлагается создавать на базе сайтов центральных библиотек субъектов РФ электронные путеводители по интернет-ресурсам о коренных малочисленных народах.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, сайты, владельцы интернет-ресурсов, центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, краеведческая информация, электронные путеводители.
Для цитирования: Гендина Н. И., Колкова Н. И. Официальные сайты центральных библиотек субъектов Российской Федерации как системообразующая платформа представления информации о коренных малочисленных народах // Библиосфера. 2016. № 4. С. 3-12. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-3-12.
Official sites of central libraries of the Russian Federation constituent entities as a system-forming platform of information presentation on indigenous ethnic groups N. I. Gendina, N. I. Kolkova
Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; e-mail: [email protected]
The paper considers the problem of preserving the civilization cultural diversity by creating online resources about indigenous peoples. Study results carried on by the Research Institute of Information Technologies in Social Sphere of Kemerovo State Institute of Culture are analysed. The research objective is to identify and analyze websites content including information about indigenous peoples. The investigation was based on the system of structural-functional and culturological approaches. The study established that owners of websites containing information on aboriginal peoples are the organizations engaged in the media, educational and research institutions, associations, cultural institutions, as well as individuals. The local index of the Internet resources owners about indigenous peoples is proposed that allows organizing and systematizing them into groups.
The paper applies the analysis of information about indigenous peoples of Russia as a part of websites content of Central Libraries (CL) of the Russian Federation subjects. Materials on aboriginals at CL websites of the Russian Federation are fragmented, incomplete, implicit ways of information presenting. It is proved the necessity to create navigators of Internet resources devoted aboriginal peoples based on CL of the Russian Federation entities. It gives the possibility of dispersed material cumulative reflection in the Internet about them.
The inclusion of electronic guides on the Internet resources about indigenous peoples into the local history block of official website of CL of Russian Federation subjects is aimed to solve the problem of high quality informationlibrary service, the growth of the libraries social status in modern society.
Keywords: indigenous peoples, websites, Russian Federation central libraries, local history information, electronic guides.
Citation: Gendina N. I., Kolkova N. I. Official sites of central libraries of the Russian Federation constituent entities as a system-forming platform of information presentation on indigenous ethnic groups // Bibliosphere. 2016. № 4. P. 3-12. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-3-12.
Чем грозит человечеству утрата культурного наследия коренных малочисленных народов? Сохранение культурного наследия, поддержка развития самобытности и самосознания коренных малочисленных народов (КМН) является одной из актуальных проблем мирового масштаба.
Важность ее решения подчеркивается во многих документах таких международных организаций, как ООН и ЮНЕСКО. В их числе Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, 2 ноября 2001 г. [1].
Коренные малочисленные народы, живущие зачастую в экстремальных природных условиях, накопили богатейший опыт бережного отношения к природным ресурсам и бесценные знания о технологиях рационального природопользования, выработали особую систему взаимоотношений с окружающим миром, демонстрирующую гармонию с природой, создали уникальные культурные системы и системы духовных ценностей. Исчезновение культурного наследия КМН наносит невосполнимый ущерб культурному многообразию Земли, представляет угрозу для человеческой цивилизации. Глобальный характер проблемы сохранения культурного многообразия требует активного участия в поисках ее решения различных социальных институтов, широкого круга учреждений и организаций.
Кто создает и поддерживает информационные ресурсы о коренных малочисленных народах РФ в Интернете? Поставив задачу выявить состав сайтов и порталов, содержащих информацию о КМН, авторы столкнулись с многообразием как самих интернет-ресурсов, так и их владельцев. Так, по запросу «Коренные малочисленные народы» с помощью информационно-поисковой системы Yandex был получен 1 млн ответов (апрель 2016 г.). При этом было установлено, что сайты и порталы, содержащие информацию о КМН, находятся в ведении представителей самых разных учреждений и организаций, а также частных лиц. Был разработан специальный инструмент - локальный двухуровневый рубрикатор владельцев интернет-ресурсов в предметной области «Коренные малочисленные народы», с помощью которого проведена группировка и систематизация полученных данных о владельцах.
Разработка рубрикатора была осуществлена на основе анализа и систематизации ответов, представленных на первых 30 страницах информационно-поисковой системы Yandex по запросу «Коренные малочисленные народы». Нормативную базу разработки данного рубрикатора составляют действующие в РФ федеральные законы (ФЗ). Анализ ФЗ позволил атрибутировать владельцев сайтов и определить, к какому типу организаций или учреждений относится тот или иной владелец интернет-ресурса. Всего было проанализировано 14 федеральных законов, включая № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон РФ № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Основной ряд (первый уровень иерархии) рубрикатора представлен в таблице 1.
Рубрикатор позволил увидеть, как содержащие информацию о КМН интернет-ресурсы распределяются по типам владельцев. В частности, с помощью
Т а б л и ц а 1
Структура локального рубрикатора «Владельцы интернет-ресурсов» в предметной области «Коренные малочисленные народы» (первый уровень иерархии)
Т а Ь 1 е 1
Structure of local index «The Internet resources owners» in the subject area «Indigenous peoples» (the first hierarchy level)
Код рубрик первого уровня Владельцы интернет-ресурсов
01.00 Органы государственной власти Российской Федерации
02.00 Органы местного самоуправления
03.00 Комплексные культурно-досуговые учреждения
04.00 Библиотеки
05.00 Музеи
06.00 Архивы
07.00 Туристические организации
08.00 Организации, осуществляющие выпуск продукции средств массовой информации
09.00 Образовательные организации
10.00 Научные организации
11.00 Общественные объединения
12.00 Союзы (ассоциации) общественных объединений
13.00 Некоммерческие организации
14.00 Коммерческие организации
15.00 Международные объединения
рубрикатора сведения о владельцах интернет-ресурсов, содержащих информацию о КМН «Шорцы», были сгруппированы по их принадлежности к типу владельца и ранжированы. В результате поиска по запросу «Шорцы», проведенного с помощью информационно-поисковой системы Yandex, было получено 263 тыс. ответов (апрель 2016 г.); для анализа были отобраны записи первых 30 страниц выдачи. Полученные данные отражены в таблице 2.
Таким образом, разработанный рубрикатор доказал также свою эффективность для системного и целостного представления сведений о владельцах интернет-ресурсов, содержащих информацию, посвященную конкретным КМН. Как следует из данных таблицы 2, глобальный характер проблемы сохранения культурного наследия КМН осознан современным
Т а б л и ц а 2
Ранжированный ряд владельцев интернет-ресурсов, содержащих информацию о коренном малочисленном народе «Шорцы»
T a b l e 2
Ranked number of the Internet resources owners containing information about indigenous people «Shor»
обществом, о чем свидетельствует широкий круг организаций и учреждений, создающих и поддерживающих сетевые ресурсы по профилю этой проблемы.
В этой связи неизбежно возникают вопросы о том, насколько плодотворны усилия столь разнородных владельцев интернет-ресурсов, чем отличаются эти ресурсы друг от друга; насколько информация, раз-
мещаемая на них, известна и доступна заинтересованным пользователям.
Самостоятельное значение имеет вопрос о том, какое место в ряду других многочисленных организаций и учреждений, располагающих сайтами и порталами, содержащими информацию о КМН, занимают библиотеки РФ. Особую роль в обеспечении оперативного доступа к информации, необходимой для решения проблем КМН, призваны сыграть центральные библиотеки субъектов РФ (ЦБ субъектов РФ): национальные, республиканские, областные, краевые, окружные универсальные библиотеки. Отражение на сайтах этих библиотек информации о КМН связано прежде всего с решением задач библиотечного краеведения и краеведческой деятельности. Вклад ЦБ субъектов РФ в гуманитарную поддержку КМН предполагает использование разнообразных видов библио-течно-информационных ресурсов и форм библиотечно-информационного сервиса в целях реализации информационной, просветительской и культурной функций.
Однако данные таблицы 2 говорят о том, что библиотеки, как владельцы сетевых ресурсов, вовсе не являются лидерами в распространении информации о КМН, уступая организациям, осуществляющим выпуск продукции средств массовой информации (СМИ), образовательным организациям и общественным объединениям. Полученные предварительные результаты побудили нас провести исследование того, какую информацию о КМН представляют своим пользователям библиотеки нашей страны.
Как выявлялась и анализировалась информация о коренных малочисленных народах России в контенте сайтов центральных библиотек субъектов РФ? Исследование было проведено в 2015— 2016 гг. в Научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Объектом исследования явились сайты центральных библиотек субъектов РФ. Исследование включало четыре этапа; краткая характеристика каждого из них приведена ниже.
Этап 1. Выявление субъектов РФ, на территории которых проживают КМН. Изучение нормативных документов позволило установить, что КМН проживают на территории 33 из 85 субъектов РФ. Перечень представлен в таблице 3.
Все 33 ЦБ субъектов РФ, на территории которых проживают КМН, согласно информационно-справочному порталу «Library.ru» (http://www.1ibrary.ru), располагают официальными сайтами, где потенциально может быть размещена информация о КМН.
Этап 2. Формирование выборочной совокупности сайтов центральных библиотек субъектов РФ, составивших базу исследования. Из 33 библиотек для проведения углубленного исследования были выделены 10 ЦБ субъектов РФ из Сибирского федерального округа: 4 республик (Алтая, Бурятии, Тывы, Хакасии); 3 краев (Алтайского, Красноярского, Забайкальского); 5 областей (Иркутской, Кемеровской,
Владелец интернет-ресурсов Количество сетевых ресурсов Ранг
08.00 Организации, осуществляющие выпуск продукции средств массовой информации 64/40,8 1
09.00 Образовательные организации 16/10,2 2
11.00 Общественные объединения 12/7,6 3
04.00 Библиотеки 12/7,6 3
01.00 Органы государственной власти Российской Федерации 10/6,4 4
05.00 Музеи 9/5,7 5
13.00 Некоммерческие организации 7/4,5 6
07.00 Туристические организации 6/3,8 7
02.00 Органы местного самоуправления 5/3,2 8
10.00 Научные организации 5/3,2 8
03.00 Комплексные куль-турно-досуговые учреждения 3/1,9 9
14.00 Коммерческие организации 3/1,9 3
12.00 Союзы (ассоциации) общественных объединений 2/1,3 10
15.00 Международные объединения 2/1,3 10
06.00 Архивы 1/0,6 11
Всего 15 157/100
Т а б л и ц а 3
Субъекты Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы
T a b l e 3
The Russian Federation constituent entities inhabited by indigenous peoples
Наименования субъектов РФ Наименования КМН, проживающих на территории субъекта РФ
Республики
1. Республика Алтай Кумандинцы, теленгиты, тубалары, челканцы, шорцы
2. Республика Бурятия Сойоты, эвенки
3. Карачаево-Черкесская Республика Абазины
4. Республика Карелия Вепсы, карелы
5. Республика Коми Манси, ненцы, ханты
6. Республика Саха (Якутия) Чукчи, эвенки, эвены (ламуты), юкагиры
7. Республика Тыва Тувинцы-тоджинцы
8. Республика Хакасия Шорцы
9. Удмуртская Республика Бесермяне
Края
10. Алтайский край Кумандинцы
11. Забайкальский край Эвенки
12. Камчатский край Алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены (ламуты), эскимосы
13. Краснодарский край Шапсуги
14. Красноярский край Долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чукчи, чулымцы, эвенки, энцы
15. Приморский край Нанайцы, тазы, удэгейцы
16. Хабаровский край Нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены (ламуты)
Области
17. Амурская область Эвенки
18. Архангельская область Ненцы
19. Иркутская область Тофалары, эвенки
20. Кемеровская область Кумандинцы, телеуты, шорцы
21. Ленинградская область Вепсы, водь, ижорцы
22. Магаданская область Ительмены, коряки, чуванцы, эвены, юкагиры
23. Мурманская область Саамы
24. Псковская область Сету (сето)
25. Сахалинская область Нанайцы, нивхи, ороки (ульта), эвенки
26. Свердловская область Манси
27. Томская область Селькупы, ханты, чулымцы, эвенки
28. Тюменская область Манси, селькупы, эвенки
29. Челябинская область Нагайбаки
Таблица 3 (окончание) Table 3 (concluded)
Наименования субъектов РФ Наименования КМН, проживающих на территории субъекта РФ
Автономные округа (АО)
30. Ненецкий АО Ненцы
31. Ханты-Мансийский АО - Югра Манси, ненцы, ханты
32. Чукотский автономный округ Кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эвены (ламуты), эскимосы
33. Ямало-Ненецкий АО Ненцы, селькупы, ханты
Новосибирской, Омской, Томской). На территории Сибирского федерального округа, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов России, проживают 18 из 47 КМН [5] общей численностью более 55 тыс. человек.
Этап 3. Выявление сайтов центральных библиотек субъектов РФ, содержащих информацию о КМН в явном и неявном виде. Явным видом считалось представление информации в том случае, когда рубрика или подрубрика контента сайта содержала в своем названии лексические единицы, относящиеся к предметной области «Коренные малочисленные народы». При этом исследовался лексический состав всех рубрик и подрубрик независимо от уровня вложения. Неявным считалось представление информации в том случае, когда рубрики и подрубрики сайта не содержали соответствующих ключевых слов, но при этом информация о КМН была выявлена в результате поиска по сайту в целом. Состав краеведческих каталогов, априори содержащих информацию о КМН, проживающих в соответствующих субъектах РФ, в рамках данного исследования не анализировался.
Этап 4. Семантический анализ информации о КМН, представленной на сайтах. Цель данного этапа - получить ответ на вопрос: какую именно информацию о КМН может найти пользователь на сайтах ЦБ субъектов РФ? Иными словами, необходимо было провести анализ тематики представляемой на этих сайтах информации о КМН. Для этого использовался разработанный нами проблемный рубрикатор «Коренные малочисленные народы». На первом уровне иерархии в составе рубрикатора выделено 23 рубрики. Каждая рубрика первого уровня включает от 2 до 24 рубрик второго уровня. Подробная характеристика этого рубрикатора приводится в наших предыдущих работах [2, 3]. Проблемный рубрикатор позволяет формализовать процедуру анализа контента сайтов и выявить весь тематический спектр информации о КМН.
В каком виде сайты центральных библиотек субъектов РФ содержат сведения о коренных малочисленных народах? Проведенный анализ позволяет утверждать, что информация о КМН на сайтах ЦБ РФ есть, но для пользователей она преимущественно имеет неявный (скрытый) характер. Подтверждением этому являются данные таблицы 4.
Исследование показало, что количество сайтов ЦБ субъектов РФ, содержащих информацию о КМН, составило 61%. Из 20 обследованных сайтов доля сайтов, содержащих информацию о КМН в явном виде, составила всего лишь 15%, в неявном виде - 85%.
В частности, в группе сайтов центральных библиотек Сибирского федерального округа наличие информации о КМН в явном виде имеет место только в одном случае: в контенте сайта Забайкальской КУНБ им. А. С. Пушкина. Однако при этом подрубрика «Эвенки», размещенная на четвертом уровне иерархии, пока может рассматриваться лишь в качестве проекта (заявки) на размещение информации о КМН в явном виде, поскольку при обращении к ней никаких конкретных сведений об эвенках найти не удалось. Что же касается информации о КМН, представленной в неявном виде, то на сайтах ЦБ субъектов РФ Сибирского федерального округа такую информацию удалось обнаружить в контенте пяти из десяти обследованных сайтов центральных библиотек этого округа (50%). Как правило, речь идет о краткой справочной информации, характеризующей КМН, проживающие в данном субъекте РФ.
О каких аспектах жизни коренных малочисленных народов содержат информацию сайты центральных библиотек субъектов РФ? С помощью проблемного рубрикатора «Коренные малочисленные народы» удалось получить представление о том, по каким тематическим направлениям пользователи могут получить информацию в рамках предметной области «Коренные малочисленные народы» на сайтах ЦБ субъектов РФ. В ранжированном виде эти сведения представлены в таблице 5.
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что на сайтах ЦБ субъектов РФ преимущественно представлена информация о культуре, истории и демографии КМН. Было установлено, что контент сайтов ЦБ субъектов РФ содержит информацию о КМН, относящуюся к 12 из 23 рубрик проблемного рубрикатора. Обращает на себя внимание незначительность объема информации, отражающей современную жизнь КМН, включая такие важнейшие тематические направления, как «Труд и занятость населения», «Финансы», «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды», «Социальное обеспечение».
Т а б л и ц а 4
Сайты центральных библиотек субъектов РФ как источники информации о коренных малочисленных народах в явном и неявном виде
Т а Ь 1 е 4
Central libraries' sites of the Russian Federation subjects as sources of information about indigenous peoples in explicit and implicit forms
Наименование федерального округа Количество ЦБ субъектов РФ -объектов исследования Количество ЦБ, контент сайтов которых содержит информацию о КМН, в том числе
всего в явном виде, абс./% в неявном виде, абс./%
Дальневосточный 8 5 1 4
Северо-Западный 6 4 1 3
Сибирский 10 6 1 5
Уральский 5 3 - 3
Приволжский 1 1 - 1
Северо-Кавказский 1 1 - 1
Южный 2 -
Всего 33 20 3/15 17/85
Т а б л и ц а 5
Тематические направления, характеризующие содержание информации о коренных малочисленных народах в контенте сайтов центральных библиотек субъектов РФ
T a b l e 5
Thematic areas characterizing the information on indigenous peoples in websites content of central libraries of the Russian Federation subjects
Тематическое направление (код и наименование рубрики) Частота встречаемости информации о КМН Ранг
20.00 Культура 14 1
01.00 Историко-демографическая и социокультурная характеристика народа 12 2
02.00 Народ как субъект конституционного права. Конституционное регулирование 5 3
10.00 Население. Труд и занятость населения 2 4
16.00 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды 2 4
05.00 Уголовное право. Исполнение наказаний 1 5
06.00 Правосудие. Безопасность и охрана правопорядка. Правоохранительные органы 1 5
07.00 Международные отношения. Международное право. Международная защита прав человека 1 5
11.00 Социальное обеспечение и социальное страхование 1 5
13.00 Финансы 1 5
17.00 Информация и информатизация 1 5
23.00 Туризм 1 5
Представляет интерес и вопрос о том, какой информацией о КМН не располагают сайты этих библиотек. Анализ показал, что по таким жизненно важным для КМН направлениям, как «Здравоохранение»; «Образование»; «Наука»; «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации, печать, телевидение, радио», информация на сайтах ЦБ субъектов РФ отсутствует. Нет информации и по таким направлениям, как «Международное сотрудничество (экономическое, научно-техническое, в социально-культурной сфере, в области охраны окружающей среды и др.)»; «Физическая культура и спорт». Такая ситуация характерна как для сайтов ЦБ Сибирского федерального округа, так и для сайтов библиотек субъектов РФ.
Фрагментарность и неполнота информации о КМН, представленной в контенте сайтов ЦБ субъектов РФ, усугубляется отсутствием системы внешних ссылок, то есть ссылок на интернет-ресурсы других учреждений и организаций. Как показало исследование, лишь две библиотеки из 33 ЦБ субъектов РФ (6%) практикуют размещение на своих сайтах внешних ссылок. Так, в Сибирском федеральном округе лишь Иркутская ОГУНБ им. И. Молчанова-Сибирского, то есть одна из десяти обследованных ЦБ субъектов РФ, использует на своем сайте внешнюю ссылку на энциклопедию Иркутской области (www.priangarye.ru).
Как соотносятся тематические направления, характеризующие коренные малочисленные народы, в контенте сайтов центральных библиотек субъектов РФ и сайтов (порталов) других учреждений и организаций. Исходя из того, что информацию о КМН наряду с библиотеками представляют и другие учреждения и организации, авторы решили сравнить тематику контента сайтов. При этом тематические направления, характеризующие информацию о КМН на сайтах, принадлежащих разным типам владельцев интернет-ресурсов, были систематизированы с помощью проблемного рубрикатора «Коренные малочисленные народы». Сведения о том, сайты каких организаций и учреждений наиболее полно освещают жизнь КМН, можно получить, обратившись к таблице 6, где даны результаты анализа информации, полученной при интернет-поиске по ха-растеризовавшемуся ранее запросу «Шорцы».
Данные таблицы 6 свидетельствуют как о значительном количестве учреждений и организаций, представляющих в Интернете информацию о КМН, так и о тематическом разнообразии информации, размещенной в самих интернет-ресурсах. Однако ни библиотеки, ни музеи сегодня не являются лидерами по полноте охвата тематики проблемного рубрикатора «Коренные малочисленные народы», поскольку информация на их сайтах характеризует всего лишь два из 23 отраженных в нем тематических направлений. Сайты представляют пользователям информацию по такому тематическому направлению, как 01.00 «Ис-торико-демографическая и социокультурная характеристика народа». Что касается второго тематического
направления, то сайты библиотек содержат информацию, соответствующую рубрике 02.00 «Народ как субъект конституционного права. Конституционное регулирование», а сайты музеев - рубрике 16.00 «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды».
Из таблицы 6 следует, что с точки зрения тематического охвата наиболее широко информацию о шорцах представляют на своих сайтах организации, осуществляющие выпуск продукции СМИ, некоммерческие и научные организации, общественные объединения. Тем не менее результаты исследования позволяют утверждать, что ни один из интернет-ресурсов не содержит информации, полностью охватывающей всю проблематику предметной области «Коренные малочисленные народы», в частности предметной области «Шорцы». Наиболее часто на всех сайтах представляется информация по одним и тем же тематическим направлениям: 01 «Историко-демо-графическая и социокультурная характеристика народа»; 20 «Культура»; 02 «Народ как субъект конституционного права. Конституционное регулирование»; 22 «Физическая культура и спорт». В целом анализ показывает, что по данному запросу в Интернете представлены ресурсы, относящиеся лишь к 15 из 23 рубрик проблемного рубрикатора «Коренные малочисленные народы».
Так, например, ни на одном из выявленных интернет-ресурсов, созданных 15 типами организаций и учреждений, не содержится информация по таким тематическим направлениям, как «Уголовное право. Исполнение наказаний»; «Правосудие. Безопасность и охрана правопорядка. Правоохранительные органы»; «Международные отношения. Международное право. Международная защита человека»; «Здравоохранение»; «Финансы»; «Международное сотрудничество (экономическое, научно-техническое, в социально-культурной сфере, в области охраны окружающей среды и др.)»; «Информация и информатизация»; «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации, печать, телевидение, радио».
Однако для пользователя такое многообразие владельцев интернет-ресурсов существенно затрудняет доступ к информации, прежде всего из-за ее разрозненности и отсутствия связей между множеством отдельных сайтов. Пользователь, не имея возможности получить общее представление обо всем многообразии существующих ресурсов, содержащих информацию о КМН, и уловить разницу в контенте, вынужден искать информацию самым непродуктивным способом - методом проб и ошибок (в просторечии -методом «тыка»). Следует подчеркнуть, что в настоящее время наличие организаций, осуществляющих отслеживание и оценивание представленной в Интернете информации о КМН, не выявлено.
Кто может и должен кумулировать сведения об интернет-ресурсах, посвященных коренным малочисленным народам? Для ответа на этот принципиальный вопрос имеет смысл напомнить о том, что
Т а б л и ц а 6
Ранжированный ряд владельцев интернет-ресурсов, отражающих информацию, выявленную по запросу «Шорцы»
T a b l e 6
Ranked number of the Internet resources owners reflecting the information identified on querry «Shor»
Типы владельцев интернет-ресурсов (код рубрики рубрикатора и наименование) Всего рубрик Код рубрики проблемного рубрикатора Ранг
08.00 Организации, осуществляющие выпуск продукции СМИ 12 01; 02; 08; 09; 10; 11; 14; 16; 18; 20; 22; 23 1
13.00 Некоммерческие организации 7 01; 10; 14; 16; 18; 20; 23 2
10.00 Научные организации 7 01; 02; 09; 16; 18; 19; 20 2
11.00 Общественные объединения 7 01; 02; 09; 10; 16; 20; 22 2
12.00 Союзы (ассоциации) общественных объединений 6 03; 04; 09; 10; 16; 19 3
07.00 Туристические организации 6 01; 14; 18; 20; 22; 23 3
02.00 Органы местного самоуправления 5 01; 02; 14; 20; 22 4
01.00 Органы государственной власти Российской Федерации 4 01; 02; 20; 22 5
09.00 Образовательные организации 3 01; 20; 22 6
14.00 Коммерческие организации 3 01; 16; 22 6
03.00 Комплексные культурно-досуговые учреждения 1 20 7
04.00 Библиотеки 2 01; 02 7
05.00 Музеи 2 01; 16 7
06.00 Архивы 1 02 8
15.00 Международные объединения 1 02 8
Всего неповторяющихся рубрик 15 01; 02; 03; 04; 08; 09; 10; 11; 14; 16; 18; 19; 20; 22; 23
позднелатинское слово сишиШю (накопление, увеличение), согласно «Толковому словарю русского языка» (http://www.vedu.ru/expdic/65877/), имеет в русском языке два значения:
1. Накопление в организме и суммирование действия некоторых лекарственных веществ и ядов.
2. Концентрация взрывной энергии в снаряде, гранате, бомбе и т. п. Именно в этом смысле - одновременного накопления и концентрации информации об интернет-ресурсах, посвященных КМН, - мы отводим главную роль ЦБ субъектов РФ.
Среди социальных функций ЦБ субъектов РФ принято выделять как особую функцию региональной памяти, реализация которой осуществляется в русле краеведческой деятельности этих библиотек. В соответствии с Руководством по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края) [6], в контенте сайта ЦБ субъекта РФ должен быть представлен краеведческий блок, содержащий
широкий набор элементов, включающих информацию не только о краеведческих ресурсах ЦБ субъекта РФ, но и о краеведческой деятельности других библиотек и учреждений региона, располагающих краеведческими ресурсами, а также внешние ссылки на краеведческие ресурсы за пределами ЦБ субъекта РФ (в том числе на наиболее крупные и стабильные интернет-ресурсы, посвященные региону; на сайты библиотек и других учреждений региона, на которых представлены краеведческие ресурсы, в частности информация о КМН). Особое место ЦБ субъектов РФ в составе социальных институтов, призванных обеспечить проведение масштабной работы по выявлению и систематизации накопленной различными организациями информации о КМН, предусмотрено Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки [4].
Если рассматривать сайты ЦБ субъектов РФ как официальные интернет-ресурсы, ориентированные на
достижение государственных и/или общественных интересов, то имеет смысл говорить о необходимости реализации нового подхода к представлению информации о КМН в условиях открытого информационного пространства. Суть этого подхода заключается, на наш взгляд, в создании на базе ЦБ субъектов РФ электронных информационных ресурсов интегратив-ного типа, реализующих широкий набор функций на основе единства вторичной и первичной информации с указанием сведений о содержащих ее источниках.
Каким образом официальные сайты центральных библиотек субъектов РФ могут обеспечить системное представление информации о коренных малочисленных народах? Разрешение проблемной ситуации, связанной, с одной стороны, со значительным разнообразием доступных в режиме онлайн интернет-ресурсов, содержащих информацию о КМН, а с другой - с их значительным рассеянием, требует поиска нетривиальных решений, ориентированных на применение системного подхода. Действенным средством, обеспечивающим устранение фрагментарности и неполноты информации о коренных этносах и открывающим возможность кумулятивного отражения рассеянных в Интернете материалов, с нашей точки зрения, призваны стать электронные путеводители. Основными функциями электронных путеводителей по интернет-ресурсам в предметной области «Коренные малочисленные народы» должны стать ориентирующая и кумулятивная. Наряду с этим они могут быть средствами, обеспечивающими оценочную, просветительскую, мемориальную и рекомендательную функции.
Разработка таких путеводителей предполагает диалектическое единство традиций и инноваций биб-лиотечно-информационной деятельности, реализуемой в электронной среде. Как известно, «путеводитель - это особый жанр библиографического пособия, задачей которого является ориентирование пользователя в основных источниках информации. Путеводитель соединяет в себе сведения о первичных документах и источниках справочной, библиографической и полнотекстовой информации. Часто путеводители содержат методические рекомендации и советы» [7, с. 576]. Электронная среда позволяет расширить поисковые возможности путеводителей и обеспечить поиск справочной информации по различным признакам (тематическому, предметному, персональному, географическому и др.) в любое время, независимо от местонахождения пользователя. Включение в электронный путеводитель мультимедийных средств (фото- и видеоматериалов) существенно расширит его сервисные возможности, обеспечивая наглядность представления информации, повышая эмоциональное воздействие на пользователей.
Электронные путеводители по интернет-ресурсам в предметной области «Коренные малочисленные народы» несомненно представляют интерес для широкого круга категорий пользователей. Среди них такие целевые группы, как работники органов власти
и управления, в ведении которых находится решение жизненно важных для КМН вопросов; исследователи и ученые, изучающие историю и культуру малых народов; специалисты библиотечно-информационной сферы; архивные и музейные специалисты, сохраняющие в документированной и музеефицированной форме культурное наследие малых этносов; работники масс-медиа, включая «старые» и «новые» СМИ, призванные транслировать это наследие, раскрывая культурное разнообразие планеты. И, конечно же, электронные путеводители по интернет-ресурсам в первую очередь должны быть адресованы представителям самих КМН, носителям уникальных исчезающих знаний, традиций, культуры.
Какие теоретико-методические проблемы требуется решить библиотекам при создании электронных путеводителей по интернет-ресурсам о коренных малочисленных народах? Разработка теории и методики электронных путеводителей является, по нашему мнению, частным случаем решения проблемы создания качественно новых информационных продуктов, позволяющих библиотекам сохранить и упрочить свою роль как социального института памяти, функционирующего в условиях глобальной электронной информационной среды. При этом принципиально важным является сохранение баланса традиций и инноваций, достижений многовекового опыта классического библиографоведения и колоссальных возможностей, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями в сфере поиска, обработки, хранения и передачи информации.
К числу важнейших вопросов технологии создания в ЦБ субъектов РФ электронных путеводителей по интернет-ресурсам о КМН относятся следующие:
1) разработка критериев отбора интернет-ресурсов для включения в электронный путеводитель;
2) создание методики формирования контента электронного путеводителя по интернет-ресурсам;
3) разработка системы навигации и обеспечение связи между разрозненными интернет-ресурсами, имеющими разных владельцев.
Наряду с теоретико-методическими вопросами ЦБ субъектов РФ предстоит решить и организационные вопросы, связанные с определением степени разумного дублирования информации о КМН. Это обусловлено таким фактором, как рассредоточенность проживания этносов на территориях различных субъектов РФ. Эта рассредоточенность хорошо видна в таблице 3 «Субъекты Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы». Например, эвенки проживают в десяти субъектах РФ, эвены - в пяти, манси - в четырех, шорцы - в трех субъектах РФ и т. д. Следовательно, ЦБ субъектов РФ предстоит обеспечить такую организацию работы, которая бы объединила информационный потенциал и исключила неоправданное дублирование контента официальных сайтов.
Какие выводы позволяет сделать проведенное исследование?
1. Необходимость сохранения культурного наследия КМН осознана обществом, что получило косвенное отражение в расширении круга учреждений и организаций, создающих и поддерживающих интернет-ресурсы, посвященные КМН. Особую роль здесь призваны сыграть библиотеки.
2. В настоящее время сайты ЦБ субъектов РФ предоставляют своим пользователям информацию о КМН весьма фрагментарно и в малом объеме. Соответственно, эти сайты играют очень незначительную роль в сохранении и продвижении культурного наследия современных КМН, а также в защите их интересов и решении жизненно важных проблем. В составе блока информации о КМН на сайтах ЦБ субъектов РФ должны быть представлены ссылки на сайты других владельцев информации в предметной области «Коренные малочисленные народы».
3. Контент сайтов ЦБ субъектов РФ в предметной области «Коренные малочисленные народы» нуждается в существенном расширении и дополнении. Включение в состав блока краеведческой информации официальных сайтов ЦБ субъектов РФ электронных путеводителей по интернет-ресурсам в предметной области «Коренные малочисленные народы» призвано не только решать задачи повышения качества библиотечно-информационного сервиса, но и содействовать повышению социального статуса библиотек в современном обществе.
4. Создание электронных путеводителей по интернет-ресурсам, содержащим информацию о КМН, может и должно рассматриваться в качестве инновационного направления деятельности библиотечно-информационных учреждений в сфере предоставления в общественное пользование материалов о социальном развитии и сохранении культурного наследия коренных малочисленных народов.
Список источников
1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии : принята 31-й сес. Генер. конф. ЮНЕСКО, Париж, 2 нояб. 2001 г. // Формирование информационного общества в XXI веке. Санкт-Петербург, 2006. С. 477-484.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Виртуальные средства межкультурных коммуникаций: сравнительный анализ самоидентификации коренных малочисленных народов на отечественных и зарубежных сайтах // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4. С. 209-226.
3. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Коренные малочисленные народы в зеркале отечественных и зарубежных сайтов: концептуальные подходы к разработке средств оптимизации контента // Вестник Томского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 143-152.
4. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти : утв. Министром культуры РФ В. Р. Мединским 31.10.2014 // Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/search/index.php7q (дата обращения: 28.06.2016).
5. О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 24.03.2000, № 255 // Собрание законодательства Российской Федерации. URL: http://www.minnac.ru/ minnac/info/13884.html (дата обращения: 28.06.2016).
6. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края) : подгот. Постоян. ком. секции «Краеведение в соврем. б-ках» РБА : принято Конф. РБА на VIII Ежегод. сес., Псков, 16 мая 2003 г. URL: http://www.rba.ru/content/about/ doc/ruk_kraeved2.php (дата обращения: 28.06.2016).
7. Справочник библиографа / под ред. Г. Ф. Гордукало-вой, Г. В. Михеевой. 4-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург : Профессия, 2014. 768 с.
References
1. The UNESCO universal declaration on cultural diversity: adopted by 31st sess. of UNESCO general conf., Paris, Nov. 2, 2001. Formirovanie informatsionnogo obshchestva vXXIveke. Saint Petersburg, 2006, 477-484. (In Russ.).
2. Gendina N. I., Kolkova N. I. Virtual means of intercultural communication: a comparative analysis of indigenous peoples self-identification at domestic and foreign sites. Vest-nik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, 4, 209-226. (In Russ.).
3. Gendina N. I., Kolkova N. I. Indigenous peoples in the mirror of domestic and foreign sites: conceptual approaches to the development of optimization tools content. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, 2, 143-152. (In Russ.).
4. A model standard for public library activities. Recommendations to public authorities of the Russian Federation subjects and municipal authorities: approved by Minister of Culture V. R. Medinsky 31.10.2014. Ministerstvo kul'tury Rossiiskoi Federatsii. URL: http://mkrf.ru/search/index.php7q (accessed 28.06.2016). (In Russ.).
5. On a unified list of indigenous peoples of the Russian Federation: decree of the Russian Federation government 24.03.2000, № 255. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.minnac.ru/minnac/info/13884. html (accessed 28.06.2016). (In Russ.).
6. Rukovodstvo po kraevedcheskoi deyatel'nosti tsentral'noi biblioteki sub'ekta RF (oblasti, kraya) : podgot. Postoyan. kom. sektsii «Kraevedenie v sovrem. b-kakh» RBA : prinyato Konf. RBA na VIII Ezhegod. ses., Pskov, 16 maya 2003 g. [Guide to local lore activity of the central library of the Russian Federation subject (regions, territories)] : prepared by the Standing Commiss. of sect. «Local history in modern libraries» : adopted by RLA conf. at VIII ann. sess., Pskov, May 16, 2003]. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/ ruk_kraeved2.php (accessed 28.06.2016).
7. Gordukalova G. F., Mikheeva G. V. (eds.) Spravochnik bibliografa [Bibliographer handbook]. 4th ed. Saint Petersburg, Professiya, 2014. 768 p. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 28.06.2016 г.
Сведения об авторах: Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Колкова Надежда Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, заслуженный работник культуры РФ