МИР БИБЛИОТЕК
УДК 01:021:004.738.1
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-2-17-24
Научная статья
Библиографическая продукция в составе контента официальных сайтов библиотек: достижения и проблемы1
Н. И. Ген дина , Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева
Гендина
Наталья Ивановна,
Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный эксперт Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы
ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема создания библиографической продукции в электронной форме. Цель статьи - анализ краеведческой библиографической продукции в составе контента сайтов центральных библиотек субъектов РФ.
Установлено, что создание библиографической продукции в электронной форме носит эмпирический характер. Наиболее часто библиотеки создают библиографические базы данных и электронные путеводители. Выявлены идентификационные барьеры, затрудняющие пользователям нахождение и использование библиографической продукции на сайтах библиотек.
Ключевые слова: библиографическая продукция, контент, официальные сайты библиотек, электронные информационные ресурсы Для цитирования: Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Библиографическая продукция в составе контента официальных сайтов библиотек: достижения и проблемы // Библиосфера. 2021. № 2. С. 17-24. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-2-17-24.
Колкова
Надежда Ивановна,
Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,
Рябцева
Лариса Николаевна,
Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации
ORCID: 0000-0003-1649-2663 e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2021 Получена после доработки 19.05.2021 Принята для публикации 24.05.2021
кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы
ORCID: 0000-0001-6949-0456 e-mail: [email protected]
ш I-О х с ш
X
ш
CL
© Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Л. Н. Рябцева, 2021
1 Научная статья подготовлена на основе доклада на III Международном библиографическом конгрессе, 27-30 апреля 2021 г.
17
Bibliographic products as a part of the content of official library websites: achievements and challenges
Natalia I. Gendina'^, Nadezhda I. Kolkova, Larisa N. Ryabtseva
Gendina Natalia Ivanovna,
Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova st., 17, Kemerovo, 650056, Russia,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science, Chief expert of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere
ORCID: 0000-0002-6501-7765 e-mail: [email protected]
Abstract. The problem of creating bibliographic products in electronic format is considered. The purpose of the article is to analyze local history bibliographic products as part of the content of the central libraries sites of the Russian Federation subjects.
It is established that the creation of bibliographic products in electronic format is empirical in nature. Most often, libraries create bibliographic databases and electronic guidebooks. Identification barriers that make it difficult for users to identify and use bibliographic products on library websites have been revealed. Keywords: bibliographic products, content, official library websites, electronic information resources
Citation: Gendina N. I., Kolkova N. I., Ryabtseva L. N. Bibliographic products as a part of the content of official library websites: achievements and challenges. Bibliosphere. 2021. № 2. P. 17-24. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-2-17-24.
Kolkova Nadezhda Ivanovna,
Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova st., 17, Kemerovo, 650056, Russia,
PhD, Professor of Department of Technology of Automated Data Processing
ORCID: 0000-0003-1649-2663 e-mail: [email protected]
Ryabtseva Larisa Nikolaevna,
Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova st., 17, Kemerovo, 650056, Russia,
PhD, Senior Researcher, Institute of Information Technologies in Social Sphere
ORCID: 0000-0001-6949-0456 e-mail: [email protected]
Received 17.05.2021 Revised 19.05.2021 Accepted 24.05.2021
Введение
Библиотека и библиография в эпоху перемен. Начало ХХ1 в. характеризуется одновременной трансформацией и технологической, и социальной сфер общества. Динамичное развитие информационных технологий и средств электронной коммуникации, глобализация и локализация, развитие идей постмодернизма и пост-неклассической науки обусловили модернизацию всех социальных институтов общества, включая библиотеку. В работах отечественных библиотековедов активно обсуждается будущее библиотек и перспективы развития книжной коммуникации, библиотечного дела, библиографии в контексте футурологических концепций информационного общества, общества знаний, конвергентных технологий, трансгуманистической эволюции и посттехногенной гуманистической цивилизации (Соколов, 2015), оценивается возможность появления электронного библиотековедения (Шрайберг, Соколова, 2019), обосновывается новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний (Степанов, 2019).
Технологические и социальные трансформации не могли не затронуть библиографию в целом и библиографическую деятельность
библиотек в частности. Одной из наиболее обстоятельных публикаций, характеризующих методологию библиографии и современную библиотечную философию, является аналитический обзор А. К. Воскресенского (Воскресенский, 2017). Особенности библиографирования библиографических ресурсов в эпоху цифровой трансформации многоаспектно рассмотрены в работах Г. Л. Левина (Левин, 2017, 2018). Необходимость описания и предоставления систематизированных данных о сетевых библиографических ресурсах, находящихся на сайтах библиотек РФ в открытом доступе, подчеркивается в статье О. В. Решетниковой (Решетникова, 2020).
Краеведческие электронные информационные ресурсы в системе исследований и разработок НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры. Исследования краеведческого контента, представленного на официальных сайтах библиотек, проводятся в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры (www.nii.kemguki.ru) с 2000 г. по настоящее время. Уникальность краеведческих электронных информационных ресурсов (ЭИР) связана
с отражением специфики определенной территории страны. Именно краеведческие ЭИР обеспечивают продвижение в открытом мировом информационном пространстве самобытной истории, экономики и культуры той или иной республики, области, края, служат основой для формирования их культурного бренда, содействуют развитию позитивного имиджа региона.
Масштабное изучение краеведческих ЭИР началось в 2019-2020 г.; базу исследования составили официальные сайты центральных библиотек (ЦБ) всех 85 регионов - субъектов РФ, в том числе: 22 ЦБ республик, 46 ЦБ областей, 9 ЦБ краев, 4 ЦБ автономных округов, 1 ЦБ автономной области, 3 ЦБ городов федерального значения. Каждый субъект РФ был представлен в исследовании одной центральной библиотекой, которая располагает официальным сайтом. Результаты исследования связаны с характеристикой самостоятельно генерируемых краеведческих электронных информационных ресурсов, представленных на этих сайтах; методика и итоги исследования отражены в научных статьях (Гендина и др., 2020а, б, с).
Цель этой статьи - анализ краеведческой библиографической продукции в составе контента сайтов ЦБ субъектов РФ. Авторам известны разные точки зрения на целесообразность использования терминов «библиографическая продукция» и «библиографический ресурс» (Левин, 2010), а также содержание первой редакции проекта нового ГОСТ СИБИД «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения»2. Тем не менее далее будет использоваться термин «библиографическая продукция», под которым в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» понимается «информационная продукция, содержащая библиографическую информацию»3.
Краеведческая библиографическая продукция как объект исследования
Прежде всего было необходимо вычленить и определить долю библиографической продукции в составе контента сайтов библиотек, выявить видовой состав представленной библиографической продукции и оценить удобство ее использования с точки зрения удаленного пользователя.
2 Проект ГОСТ Р. Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения. URL: https://www.rsl.ru/ photo/!_ORS/5-PROFESSЮNALAM/7_sibid/ГОСТ_ББР_1_редак-ция_проект.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
3 ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятель-
ность, библиография. Термины и определения. Минск : Изд-во стандартов, 1999. 24 с.
Обнаружение библиографической продукции в составе контента официальных сайтов ЦБ субъектов РФ оказалось непростой задачей, неразрывно связанной с общей проблемой - затрудненностью идентификации ЭИР, самостоятельно генерируемых ЦБ. Наряду с ЭИР, имеющими явное обозначение вида (полнотекстовая база данных, электронная библиотека и т. п.), распространенной является ситуация, когда ЭИР представлены в неявном виде, то есть ЦБ не указывают конкретное название вида ЭИР, именуя их многозначными словами «проект», «ресурс», «издание», не отражающими вид и целевое назначение ресурса. Попытки библиотек снизить многозначность этих слов за счет использования определений типа «электронный», «мультимедийный», «инновационный», «аккумулированный», «историко-культурный» и т. п. не только не помогают, но еще больше затрудняют для пользователя идентификацию подобных ЭИР. Ни по одному из таких названий, несмотря на их внешне броский, современный и актуальный характер, пользователь не поймет, что конкретно он может получить на ресурсе до тех пор, пока он не откроет этот ресурс и не попытается проанализировать его.
Аналогичная ситуация сложилась и с представлением на сайтах библиографической продукции. Неявное представление означает, что библиографическая продукция либо вообще не содержит конкретного названия ее вида, либо также обозначается одним из многозначных слов типа «проект», «ресурс», «издание» и т. п. Ситуацию с представлением краеведческих ЭИР в целом и видов краеведческой библиографической продукции как их части характеризуют данные таблицы 1.
Как показало исследование, в общем объеме краеведческих ЭИР доля библиографической продукции составляет 20 %.
Выявление диапазона видов библиографической продукции, самостоятельно генерируемой ЦБ субъектов РФ, велось исходя из номенклатуры этой продукции, зафиксированной в ГОСТ 7.0-99. В составе библиографической продукции в ГОСТ 7.0-99 выделено шесть основных видов библиографических пособий: обзор библиографический, список библиографический, указатель библиографический, издание библиографическое, картотека библиографическая, каталог библиографический. В зависимости от целевого и читательского назначения в ГОСТ 7.0-99 выделены 34 разновидности библиографических пособий (научно-вспомогательные, отраслевые, персональные и др.) и 3 разновидности библиографических указателей (государственный, местной печати, к изданию)4.
4 ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Минск : Изд-во стандартов, 1999. 24 с.
^
Ш I-О х с ш
X
ш
CL
Таблица 1. Сопоставительная характеристика краеведческих ЭИР и краеведческой библиографической продукции по признаку их явного и неявного представления на официальных сайтах ЦБ
Table 1. Comparative characteristics of local history electronic information resources and local history bibliographic products on the basis of their explicit and implicit presentation on the official websites of central libraries
Виды краеведческих ЭИР Количество Виды краеведческой библиографической продукции Количество
абс. % абс. %
Виды ЭИР, представленные в явном виде 292 65 Виды краеведческой библиографической продукции, представленные в явном виде 71 77
Виды ЭИР, представленные в неявном виде 157 35 Виды краеведческой библиографической продукции, представленные в неявном виде 21 23
Всего 449 100 92 100
Из зафиксированной в ГОСТ номенклатуры библиографической продукции на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ выявлено всего лишь семь ее разновидностей: указатель библиографический, обзор литературы библиографический, пособие биобиблиографическое, путеводитель, хроника биобиблиографическая, список библиографический, база данных библиографическая. На сайтах библиотек эти виды библиографической продукции обозначены уточняющими словами «электронный», «цифровой», «интерактивный», «мультимедийный» и т. п.
Как уже отмечалось, библиографическую продукцию на сайтах библиотек выявить достаточно сложно, поскольку ее создатели не всегда указывают конкретный вид продукции. Поэтому если конкретный вид библиографической продукции в названии не был указан, то он определялся дополнительно путем экспертной оценки.
Результаты анализа состава видов библиографической продукции, представленных на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ явно, приводятся в таблице 2.
Данные таблицы 2 показывают, что чаще всего из библиографической продукции библиотеки создают базы данных и электронные путеводители. 3 Для того чтобы максимально полно выявить
О состав библиографической продукции, представ-5 ленной на сайтах библиотек, была осуществлена ос экспертная оценка краеведческих электронных информационных ресурсов, представленных 5 в неявном виде. Результаты этой оценки отражает таблица 3.
Как следует из таблицы, ни перечень видов 20 библиографической продукции, ни их удельный
вес в составе краеведческих ЭИР существенно не изменились. Незначительное дополнение произошло лишь за счет библиографических списков.
В целом данные таблиц 2 и 3 свидетельствуют об ограниченности видов библиографической продукции и ее незначительном удельном весе в составе краеведческих ЭИР, самостоятельно генерируемых библиотеками и представленных на сайтах библиотек.
Результаты исследования
Помимо ограниченности номенклатуры и удельного веса видов краеведческой библиографической продукции в составе краеведческих ЭИР, исследование обнаружило идентификационные барьеры, препятствующие их отысканию и использованию. В ходе определения вида краеведческой библиографической продукции было выявлено пять проблемных ситуаций:
1. Наличие библиографической продукции, не имеющей указания на вид. Пользователь видит на сайте некоторое название, по которому невозможно понять, является ли эта информация библиографической, не говоря уже о возможности определить вид библиографической продукции. Например, на официальном сайте Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького можно обнаружить электронный информационный ресурс «Достижения изобретателей Владимирского региона (2011-2018)» (https://library.vladimir.ru/ resursy/dostigeшya.html). Отнести этот ресурс к категории библиографической продукции и установить ее вид, а именно то, что этот ЭИР
Таблица 2. Сопоставительная статистическая характеристика видов библиографической продукции, представленных на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ в явном виде
Table 2. Comparative statistical characteristics of the types of bibliographic products presented on the official websites of the central libraries of the subjects of Russia in an explicit form
Название вида библиографической продукции Всего Ранг В том числе
абс. % ЦБ республик ЦБ краев и областей ЦБ автономных областей ЦБ городов федерального значения
База данных 57 80,3 1 1 53 - 3
Обзор литературы электронный библиографический 1 1,4 5 - 1 - -
Пособие электронное биобиблиографическое 3 4,2 3 - 3 -
Путеводитель электронный 5 7,0 2 1 3 - 1
Указатель электронный библиографический 3 4,2 3 1 2 - -
Хроника биобиблиографическая 2 2,8 4 - 2 - -
Всего 71 100 - 3 64 - 4
представляет собой библиографический список, можно только при непосредственном обращении к его контенту.
На сайте Национальной библиотеки Чувашской республики пользователь, прочитав название «Новые книги Чувашии 2021: Природа и сельское хозяйство» (http://nbchr.ru/index. php?optюn=шm_irЫs&view=irЫs&Itemid=1961), только после обращения к самому ресурсу обнаружит, что это библиографическая база данных.
2. Наличие библиографической продукции, обозначенной многозначными словами «ресурс», «проект», «издание» и т. п. Так, например, сайт Кировской универсальной областной научной библиотеки предлагает пользователям интернет-проект «Детская книга военного времени» (http://herzenlib.ru/detgiz). По его названию невозможно предположить, что именно он собой представляет, и лишь перейдя на сам «проект», можно узнать, что это библиографический
Таблица 3. Сопоставительная статистическая характеристика видов краеведческой библиографической продукции, представленных на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ в явном и неявном видах
Table 3. Comparative statistical characteristics of the types of local history bibliographic products presented on the official websites of the central libraries of the Russian Federation subjects in explicit and implicit forms
Название вида библиографической продукции Всего Ранг
абс. %
База данных 61 66,3 1
Обзор литературы электронный библиографический 1 1,1 6
Пособие электронное биобиблиографическое 3 3,3 4
Путеводитель электронный 9 9,8 3
Указатель электронный библиографический 13 14,1 2
Хроника биобиблиографическая 2 2,2 5
Список библиографический 3 3,3 4
Всего 92 100
ш i— О x с ш
X
ш
CL
CE О
CE <
CE
m
указатель. Еще один типичный пример: на сайте Дальневосточной государственной научной библиотеки размещен виртуальный книжный проект «Вторая мировая война. Подвиг на дальневосточных рубежах» (https://www.fessl. ra/resourœs/elektronnye-resursy/local-lore/podvig-na-dv-rubezhah), который является аннотированным библиографическим указателем.
3. Наличие библиографической продукции, указанный вид которой не соответствует содержанию. Речь идет о небрежном отношении к используемой на сайтах библиотек терминологии при обозначении вида библиографической продукции. Например, на сайте Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина внимание пользователя привлекает анонс «Грани нижегородской культуры. Информационный листок отдела периодических изданий №18 2016 г. Кулебак-ский район» (http://ngounb.ru/?p=1444). На деле за названием «Информационный листок» кроется библиографический указатель.
4. Наличие библиографической продукции, представляющей собой механическое смешение различных видов информационной продукции. Такой конгломерат, как показало исследование, может быть образован путем сочетания самых разных элементов: библиографических (библиографический список, аннотированный указатель статей, рекомендательный указатель литературы, путеводитель, обзор, вспомогательный указатель, библиографические базы данных и др.), справочных (справочник, энциклопедия, календарь), мультимедийных (фотоархив, фотогалерея, видеолекция и т. п.), полнотекстовых электронных (электронная библиотека, электронная выставка, электронная коллекция и др.), первичных документов (альманах, очерк, интервью, новостные сообщения) и др.
Одним из типичных примеров может служить электронный информационный ресурс «Моя Осетия» ( http://nslib.tmweb.ru/oset_lang/index. php), представленный на сайте Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия - Алания» Он включает следующие части:
- электронная коллекция документов «Творчество осетинских писателей»;
- электронная коллекция документов «Нарт-ский эпос Осетин - неувядаемый фольклорный шедевр»;
- электронный путеводитель «Литературная карта Осетии»;
- электронный путеводитель «... я люблю Владикавказ» - виртуальные прогулки по Владикавказу;
- справочник «Осетия в изобразительном искусстве».
В составе библиографической продукции, представляющей собой конгломерат различных
видов информационной продукции, особое распространение получили библиографические указатели, позволяющие за счет внутренних гиперссылок сразу же перейти к полным текстам документов, в частности статей из периодических изданий.
Подобные конгломераты иллюстрируют постулат В. А. Фокеева: «Объектная область современной библиографии неуклонно расширяется за счет новых форм бытования квантов знания (информации), нетрадиционных текстов, медиа и т. д.» (Фокеев, 2007, с. 12).
5. Наличие библиографической продукции, в характеристике которой одновременно используется указание на несколько видов ЭИР. Как правило, речь идет о продукции, обозначаемой одним из многозначных слов «проект», «ресурс» и т. п. Так, на главной странице официального сайта Государственной УНБ Красноярского края внимание пользователя привлекает «Литературная карта Красноярского края» (https:// litkarta.kraslib.ru/cgi-bin/irbis64r/irbis64r_91/ cgiirЫs_64.exe?C21COM=T&ШDBN=GEODB_ ЬТ&Р2тБМ=ОЕООБ&Т21С=). Обратившись к рубрике «О проекте», озадаченный пользователь узнает, что это одновременно и информационно-образовательный ресурс, и издание, и проект, и путеводитель, и электронное издание, и самоучитель.
Оценивая происходящие изменения на официальных сайтах ЦБ, следует заметить, что конвертирование библиографической продукции в электронную форму и использование гипертекстовых и мультимедийных технологий открывают для пользователей целый ряд преимуществ: удаленный доступ, оперативность и много-аспектность поиска, комфорт, возможность получения на одной платформе не только текстовой, но и фото-, аудио-, видеоинформации.
Вместе с тем сложившаяся на официальных сайтах библиотек ситуация с библиографической продукцией не может быть оценена как благоприятная для пользователя. Ему, как было показано выше, затруднительно найти библиографическую продукцию вообще, и, в частности, сложно разыскать библиографическую продукцию нужного вида.
Переход от аналоговой к цифровой форме представления библиографической продукции не обеспечивает кардинального улучшения качества электронной библиографической продукции, если ее генератор не стремится к полноте использования возможностей электронной среды. Анализ электронной библиографической продукции, представленной на сайтах библиотек, показал, что пользователь при обращении к ней не обнаруживает наличия многих сущностных характеристик, без которых немыслимы современные ЭИР. Это касается сведений
о наличии внешних и внутренних гиперссылок, гиперссылки «Читать далее», схемы навигационных переходов; интерактивных форм сервиса, англоязычной версии, версии для слабовидящих; возможностей поиска по ресурсу; даты актуализации и др.
Ситуация усложняется еще и тем, что создатели электронной библиографической продукции пренебрегают канонами традиционной библиографической теории и методики, игнорируют важнейшие характеристики библиографической продукции, заданные в учебной, справочной и методической литературе:
- хронологические границы отбора материала;
- языковой охват;
- виды документов по целевому назначению;
- виды документов по знаковой природе информации;
- виды документов по периодичности;
- способ группировки материала;
- наличие рубрикации;
- наличие вспомогательных указателей;
- целевое и читательское назначение;
- списки просмотренных источников;
- сведения о составителе;
- дата создания.
Отсутствие этих сведений в библиографической продукции, представленной на сайтах библиотек, обрекает пользователя на дополнительные временные и интеллектуальные усилия, а в конечном счете «отталкивает» от библиотеки. Ведь если библиотека отказывается от упорядочения и систематизации информации, не указывает критерии отбора информации при подготовке библиографической продукции, то тем самым она уподобляется интернету с его бесконтрольностью и информационным хаосом.
Заключение
К числу основных результатов, полученных в ходе исследования, нужно отнести следующие:
- доля библиографической продукции, самостоятельно генерируемой библиотеками, в общем объеме краеведческих ЭИР, представленных на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ, незначительна, она составляет 20 %;
- диапазон видов библиографической продукции на официальных сайтах ЦБ субъектов РФ ограничен и включает лишь семь раз-
новидностей: указатель библиографический, обзор литературы библиографический, пособие биобиблиографическое, путеводитель, хроника биобиблиографическая, база данных библиографическая, список библиографический; наиболее часто библиотеки создают библиографические базы данных и электронные путеводители;
- создание библиографической продукции, представленной на официальных сайтах библиотек, носит эмпирический характер из-за отсутствия теоретической и нормативно-справочной базы в деятельности библиографа-практика;
- для пользователей выявление и использование библиографической продукции на сайтах библиотек затрудняется несколькими причинами: отсутствием указания на вид библиографической продукции; использованием в составе обозначений многозначных слов «ресурс», «проект», «издание» и т. п.; ошибками в указании вида, не соответствующего содержанию библиографической продукции; одновременным указанием нескольких видов библиографической продукции и видов ЭИР.
Результаты исследования уже применяются в образовательной сфере:
- для обогащения существующих и создания инновационных учебных дисциплин в системе профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров;
- разработки новых программ по повышению квалификации и переподготовке библио-течно-информационных кадров в сфере деятельности библиотек в интернет-среде, в том числе в системе дистанционного обучения.
Проведенное исследование позволяет наметить ряд перспективных направлений в развитии теории и методики создания библиографической продукции библиотек в электронной среде:
1) выявление отличительных признаков различных видов электронной библиографической продукции и разработка ее типологии;
2) создание непротиворечивого понятийно-терминологического аппарата в сфере электронных информационных ресурсов, включая локальную и сетевую библиографическую продукцию;
3) разработка технологии, отражающей единство традиционных библиографических принципов и методов и особенностей представления библиографической информации в электронной форме.
ш I-О X
с ш
X
ш о.
Список источников / References
Воскресенский А. К. Информация и библиотека. Т. 1. Методология библиографии и библиотечная философия. Аналитические обзоры и размышления. Москва, 2017. 438 с. [Voskresensky AK (2017) Information and library. Vol. 1. Methodology of bibliography and library philosophy. Analytical reviews and reflections. Moscow. (In Russ.)].
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Краеведческие электронные информационные ресурсы библиотек в контексте единого информационного пространства // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2020а. №10. С. 13-21 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2020а) Local history electronic information resources of libraries in the context of a unified information space. Nauchno-tekhnich-eskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 10: 13-21. (In Russ.)]. DOI: 10.36535/0548-0019-2020-10-2.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Краеведческий цифровой контент центральных библиотек субъектов Российской Федерации как объект потенциального роста обращений пользователей // Научные и технические библиотеки. 2020б. № 7. С. 49-70 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2020b) Digital content of regional central libraries in the Russian Federation as a potentiality for user access growth. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 7: 49-70. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2020-7-49-70.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Терминологические и методологические аспекты формирования единого информационного пространства // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2020с. № 8. С. 10-17 [Gendina NI, Kolkova NI and Ryabtseva LN (2020с) Terminological and methodological aspects of the unified information space formation. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 8: 10-17. (In Russ.)]. DOI: 10.36535/0548-0019-2020-08-2.
Левин Г. Л. Библиографическая продукция онлайн: вопросы теории и практика РГБ и РНБ // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 5. С. 501-512 [Levin GL (2018) Online bibliographic products: theory issues and
practice of the Russian State Library and National Library of Russia. Bibliotekovedenie 67 (5): 501-511. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-5-501-512.
Левин Г. Л. Традиционные типы библиографической продукции в электронной среде: проблемы теории и практика российских библиотек // Библиосфера. 2010. № 1. С. 7-13 [Levin GL (2010) Traditional types of bibliographic products in the electronic environment: problems of theory and practice of the Russian libraries. Bibliosfera 1: 7-13. (In Russ.)].
Левин Г. Л. Электронные библиографические ресурсы и их библиографирование // Библиография. 2017. № 4. С. 46-54 [Levin GL (2017) Electronic bibliographic resources and their bibliographying. Bibli-ografiya 4: 46-54. (In Russ.)].
Решетникова О. В. Сетевые библиографические ресурсы библиотек как часть общей информационной среды // Библиография. 2020. № 2. С. 3-15 [Reshetnikova OV (2020) Online bibliographic resources of libraries as part of the general information environment. Bibliografiya 2: 3-15. (In Russ.)].
Соколов А. В. Миражи. Россия. 2045. Библиофуту-рологическая лекция // Научные и технические библиотеки. 2015. № 10. С. 53-66 [Sokolov AV (2015) Mirages. Russia. 2045. Bibliofuturologic lecture. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 10: 53-66. (In Russ.)].
Степанов В. К. Новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 7-15 [Stepanov VK (2019) Libraries as social institutions in the knowledge society. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 1: 7-15. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-1-7-15.
Фокеев В. А. Современная библиография в контексте постмодернизма и синергетики // Культура народов Причерноморья. 2007. № 100, т. 2. С. 8-26 [Fokeev VA (2007) Modern bibliography in the context of postmodernism and synergetics. KuVtura narodov Prichernomor'ya 100 (2): 8-26. (In Russ.)]
Шрайберг Я. Л., Соколова Ю. В. Электронное библиотековедение - новая наука? // Научные и технические библиотеки. 2019. № 12. С. 85-93 [Shraiberg YL and Sokolova YV (2019) Digital library science as a new discipline? Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 12: 85-93. (In Russ.)]. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-85-93.
DC О
DC <
DC
m