Научная статья на тему 'Поляков валерий Алексеевич'

Поляков валерий Алексеевич Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поляков валерий Алексеевич»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛЯКОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

22 ноября 2006 г. оборвалась жизнь Валерия Алексеевича Полякова — замечательного ученого и крупного организатора педагогической науки, обогатившего ее трудами первостепенного теоретического и практического значения в области профессиональной педагогики.

Валерий Алексеевич родился 9 октября 1936 г. в с. Субботино Павлово-Посадского района Московской области. Свою научно-педагогическую работу начал в Московском областном институте усовершенствования учителей методистом. Окончив очную аспирантуру НИИ производственного обучения АПН РСФСР, в 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы содержания производственного обучения учащихся по группе электротехнических профессий», в которой были разработаны научные основы содержания трудового и производственного обучения школьников, его формы и методы. В дальнейшем был сотрудником НИИ производственного обучения АПН РСФСР, а также НИИ школ Минпроса РСФСР. Осуществлял исследования по проблемам подготовки рабочих высокой квалификации. В мае 1978 г. был назначен на должность заместителя директора по научной работе НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, а в 1991 г. — директором этого института.

В. А. Поляков руководил и непосредственно участвовал в проведении исследований по широкому кругу проблем подготовки учащихся к труду. Основные теоретические положения им были определены в докторской диссертации «Проблемы развития системы трудового обучения учащихся общеобразовательных школ», которая была защищена в 1980 г.

На посту директора Института общего среднего образования Российской академии образования Валерий Алексеевич осуществлял руководство исследовани-

ями, нацеленными на решение ключевых проблем перестройки системы российского образования —построение школы будущего, обновление содержания и процесса общего среднего образования.

В ноябре 1997 г. В. А. Поляков был избран вице-президентом Российской академии образования. В системе Академии образования он в общей сложности проработал более 30 лет и внес крупный вклад в профессиональную педагогику и практику подготовки подрастающего поколения к труду. Им создана научная школа по проблемам трудовой подготовки молодежи, через которую прошли 17 докторов и более 50 кандидатов наук. Ряд диссертаций при его научном кураторстве выполнен учеными зарубежных стран: Германии, Польши, Китая, Вьетнама, Монголии. Ученым опубликовано свыше 150 работ, в том числе монографии «Трудовое обучение в средней школе и проблема подготовки квалифицированных рабочих», «Политехнический принцип в трудовом обучении школьников», «Совершенствование подготовки рабочих высокой квалификации в средних профессионально-технических училищах», «Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ», учебные пособия по электротехнике, методике трудового и профессионального обучения учащихся школ и профтехучилищ, книги для практических работников и др. Валерий Алексеевич более 20 лет занимался научной разработкой проблем сельской школы, являлся заместителем главного редактора Библиотеки «Сельская школа России», в которой издано 8 книг нормативного и учебно-методического характера.

Среди государственных и отраслевых наград В. А. Полякова— орден «Знак Почета», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»,

«Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», им. К. Д. Ушинского, нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Премия Президента РФ в области образования за 2002 г.

Как вице-президент Российской академии образования Валерий Алексеевич Поляков являлся одним из инициаторов и активным проводником современных концепций реформирования образования, курировал исследования, нацеленные на решение ключевых проблем перестройки системы российского образования. В качестве члена Головного научно-технического совета он принимал участие в разработке Федеральной программы развития образования Российской Федерации, в составе рабочей группы Государственного совета РФ по проблеме реформирования образования — в создании Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., наметившей основные направления и приоритеты государственной политики в области образования.

Валерий Алексеевич Поляков являлся членом дирекции Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—

2006 годы». В качестве сопредседателя или члена принимал активное участие в работе более десяти федеральных советов, возглавлял экспертную комиссию по учебному книгоизданию Национального фонда подготовки кадров.

Лучшие годы, знания и опыт В. А. Поляков отдал самому благородному делу — воспитанию подрастающего поколения, с честью пройдя путь от старшего пионервожатого до вице-пре-зидента Российской академии образования. Своей высокой требовательностью, принципиальностью, человечностью, доступностью и готовностью помочь людям он заслужил глубокую признательность научных работников и педагогов-практиков. Добросовестное отношение к делу, чуткость и доброжелательность в общении с коллегами и подчиненными позволили ему приобрести высокий авторитет и уважение.

С 2002 г. В. А. Поляков являлся членом редакционной коллегии журнала «Интеграция образования». Вместе со всем российским педагогическим сообществом мы осознаем глубокую утрату в связи с кончиной Валерия Алексеевича и выражаем соболезнование его родным и близким.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.