https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-3.10
Помелов Владимир Борисович
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Г. Н. ВОЛКОВ, Л. А. ЦВЕТКОВ, В. Г.
РАЗУМОВСКИЙ
В статье раскрывается вклад в педагогику трех выдающихся отечественных ученых в области педагогики -этнопедагога Геннадия Никандровича Волкова (1927-2010), методиста-химика Леонида Александровича Цветкова (1909-1993) и методиста-физика Василия Григорьевича Разумовского (1930-2017). Показаны основные факты их биографий, охарактеризован вклад каждого из ученых в развитие педагогической науки и подготовку научно-педагогических кадров. В статье делается ссылка на основные труды каждого из ученых, среди которых "Этнопедагогика чувашского народа" Волкова, "Органическая химия" Цветкова, "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике" Разумовского и др. Отмечаются активные международные связи характеризуемых ученых: работа в иностранных вузах, выступления на международных конференциях, подготовка аспирантов из-за рубежа, публикация материалов за границей.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472018/3/10.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 46-51. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
УДК 3.37.378 Дата поступления рукописи: 11.09.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.10
В статье раскрывается вклад в педагогику трех выдающихся отечественных ученых в области педагогики -этнопедагога Геннадия Никандровича Волкова (1927-2010), методиста-химика Леонида Александровича Цветкова (1909-1993) и методиста-физика Василия Григорьевича Разумовского (1930-2017). Показаны основные факты их биографий, охарактеризован вклад каждого из ученых в развитие педагогической науки и подготовку научно-педагогических кадров. В статье делается ссылка на основные труды каждого из ученых, среди которых «Этнопедагогика чувашского народа» Волкова, «Органическая химия» Цветкова, «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» Разумовского и др. Отмечаются активные международные связи характеризуемых ученых: работа в иностранных вузах, выступления на международных конференциях, подготовка аспирантов из-за рубежа, публикация материалов за границей.
Ключевые слова и фразы: Г. Н. Волков; Л. А. Цветков; В. Г. Разумовский; этнопедагогика; методика обучения химии; методика обучения физике.
Помелов Владимир Борисович, д. пед. н., профессор
Вятский государственный университет, г. Киров vladimirpomelov@mail. гы
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Г. Н. ВОЛКОВ, Л. А. ЦВЕТКОВ, В. Г. РАЗУМОВСКИЙ
Трудно писать о людях, о которых ты мало что знаешь. Но, пожалуй, еще сложнее писать о тех, кого хорошо знаешь, более того, любишь, ценишь и уважаешь. А выдающиеся педагоги нашего времени Г. Н. Волков, Л. А. Цветков и В. Г. Разумовский принадлежат как раз к числу именно таких людей. Так, Геннадий Никандро-вич Волков был оппонентом на защите докторской диссертации автора этой статьи. Причем, как я узнал впоследствии, на день моей защиты у него была назначена операция. Он добился переноса времени начала операции, выступил на защите, - иначе она была бы сорвана, - и только после этого лег на операционный стол...
Авторитет названных выше ученых в научно-педагогических кругах на протяжении всех десятилетий их плодотворной деятельности был настолько высок, что нет ни малейших сомнений в том, что они по праву входили в число наиболее известных и уважаемых ученых в области педагогики. Поэтому когда московское издательство «Вече» поручило мне написать книгу «100 великих педагогов», я без колебаний включил их в число этих ста великих. В данной статье мы и ставим перед собой задачу рассказать подробнее об этих, несомненно, достойных во всех отношениях людях.
Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 г. в с. Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики. Педагогическую деятельность начал в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Он окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева (ЧГПИ), аспирантуру Казанского государственного педагогического института. В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе ЧГПИ. В 1971-1979 гг. работал в Москве в НИИ национальных школ.
Именно в эти годы он особенно активно развивал концепцию этнопедагогики. Затем ряд лет работал в Эрфуртском университете (ГДР) и был награжден золотой медалью И. Г. Гердера за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы. С 1991 г. Г. Н. Волков - заведующий лабораторией этнопедагогики Института семьи и воспитания РАО. В 2000-е годы работал консультантом в Республике Калмыкия. Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Он обладатель уникального достижения: им написано свыше 1000 работ, в том числе около 50 монографий. Г. Н. Волков владел несколькими тюркскими языками. Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России.
Г. Н. Волков навсегда вошел в историю мировой и отечественной педагогики как родоначальник целого направления в педагогике - этнопедагогики. Первая крупная книга на эту тему - «Чувашская народная педагогика» вышла в 1958 г. В 1962 г. вышла монография «Этнопедагогика чувашского народа» (в связи с проблемой общности народных педагогических культур), которая спустя пять лет была защищена автором в качестве докторской диссертации.
В чем же суть концепции этнопедагогики? Традиционная (то есть национальная) образовательная практика, считал Г. Н. Волков, должна иметь место в современной педагогике. Многие этносы и народности владели в прошлом и продолжают владеть сейчас эффективными приемами воспитания, поэтому их применение остается важным и сегодня. А потому необходимо добиться соответствия традиционно применяемых
методов современным принципам гуманности, толерантности и добрососедства. Иными словами, следует выявлять в истории каждого этноса то, что может пригодиться и сегодня в ходе воспитания подрастающего поколения [1, с. 4]. Г. Н. Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции.
Впоследствии государственное признание получила его этнопедагогическая концепция национальной школы, а книга «Этнопедагогика» была утверждена Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений и практически каждый год переиздается. Во многих гуманитарных и педагогических вузах преподается учебная дисциплина «Этнопедагогика», и это заслуга Г. Н. Волкова. В. А. Сухомлинский писал Волкову в 1961 г., что под впечатлением книги Волкова он решил написать аналогичную книгу - об украинской народной педагогике. Великому педагогу не хватило времени осуществить свой замысел, хотя, конечно, практически все его произведения проникнуты этнопедагогическими идеями.
Г. Н. Волков имел многочисленные награды и звания. Он был почетным жителем Чувашии и Калмыкии, заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом АПН СССР (1990). Был награжден медалями Н. К. Крупской, К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского (ЧССР). Он писал не только на тему этнопедагогики, хотя именно благодаря этому научному направлению он и вошел в историю педагогики. Первой его книгой стали «Рассказы бабушки» (1957). В его активе как писателя роман-эссе «Судьба патриарха», двухтомник «Педагогика любви» и много других произведений.
Г. Н. Волков скончался 27 декабря 2010 г. в Чебоксарах. В этом городе ему поставлен памятник. Научно-исследовательский институт этнопедагогики при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева носит имя академика РАО Г. Н. Волкова.
Есть такие ученые, имена которых с детских лет привычно для всех ассоциируются с той или иной наукой - это, конечно же, авторы школьных учебников: Перышкин, Рымкевич, Закожурникова, Коровкин, Киселев... Но даже в этой блестящей плеяде выдающееся место занимает Л. А. Цветков, крупнейший отечественный ученый в области методики обучения химии.
Леонид Александрович Цветков родился 16 апреля 1909 г. в селе Николаевском Костромской губернии. В 1915 г. семья переехала на постоянное жительство в село Вонданка ныне Даровского района Кировской области. Так что Л. А. Цветков считал себя вятским. Отец будущего ученого был сельским священником. В 1922 г. церковную службу он оставил, а умер в 1926 г. В 1924 г. Л. А. Цветков окончил школу 11-й ступени.
Как вспоминал в беседах с автором этой статьи Леонид Александрович, методические нововведения Наркомпроса тех лет (пресловутый Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод обучения и т.п.) Вондан-ской школы не коснулись. Обучение велось по обычной классно-урочной системе. По некоторым предметам, например по истории, приходилось заниматься вообще без учебников: старые не годились по идеологическим причинам, а новых не было. Поэтому оставались вечером всем классом в школе и записывали в свои тетрадки пересказ нового материала под диктовку того ученика, кто лучше записал конспект урока. При изучении природоведения, математики и физики приходилось пользоваться немногими дореволюционными учебниками; новые только начинали появляться. Преподавание вели в основном учителя, получившие образование до революции, опытные и гуманные наставники. Особенно памятны Леониду Цветкову были учитель математики Роман Альфредович Крегер, заведующий школой и преподаватель истории Павел Васильевич Стрежнев, словесница Софья Константиновна Москвина. Одноклассником Леонида был ставший впоследствии известным педагогом Василий Федулович Смердов [2, с. 67]. Конечно, объем сведений, которые получали тогда учащиеся, не идет в сравнение с ныне обрушивающимся на школьников информационным потоком, но отсутствие спешки в прохождении учебного материала, мастерство учителей и старательность тянувшихся к знаниям сельских ребятишек обеспечивали формирование пусть не обильных, но достаточно основательных знаний. Кстати, химию будущий ученый-химик в школе не изучал; такой предмет тогда не входил в учебную программу.
В Вонданской школе Леонид Цветков был одним из первых комсомольцев. Его фамилия значится пятнадцатой в протоколе самого первого комсомольского собрания. Пятнадцати лет он уехал в Свердловск, где окончил железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1927 г. комсомольская организация командировала его на дальнейшую учебу в Московский индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта, в котором готовились преподавательские кадры для школ ФЗУ и профессионально-технических школ. Здесь и произошла первая встреча Леонида с наукой, которая стала делом и смыслом всей его жизни.
1931 год. Институт окончен, получен диплом преподавателя химии и металлургии. Некоторое время Леонид работает инструктором-методистом по подготовке рабочих кадров металлургического объединения «Сталь» в Харькове, а оттуда направляется в Москву, в НИИ политехнического образования, где работает в лаборатории методики химии в должности научного сотрудника и одновременно, без отрыва от работы, учится в аспирантуре. С этим институтом, неоднократно изменявшим впоследствии свое наименование (НИИ общего и политехнического образования, методов обучения, содержания и методов обучения), связана вся дальнейшая научная деятельность Леонида Александровича.
Некоторое время (с 1934 г.) он работает учителем химии в московских школах, в 1938-1941 гг. он декан и преподаватель химического факультета Московского городского института усовершенствования учителей (ИУУ). Это был первый такой институт в стране. Наставниками Л. А. Цветкова в науке были известные ученые В. Н. Верховский и Л. М. Сморгонский. Цветков стал разрабатывать наиболее актуальные проблемы методики обучения химии. В печати появились первые его работы: «Освещение жизни и деятельности А. М. Бутлерова на уроках химии», «Возникновение, развитие и современная оценка структурной теории в органической химии», «О пространственных и электронных представлениях при изучении органической химии» и др.
В 1937 г. Л. А. Цветков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы химической структуры в курсе органической химии». С июня 1941 г. по декабрь 1945 г. Л. А. Цветков служит в армии, причем всю Великую Отечественную войну - в действующей армии, в должности начальника химической лаборатории отдельного батальона химической защиты. За участие в боях награжден восемью орденами и медалями, а всего Леонид Александрович за свою многолетнюю ратную и трудовую деятельность был удостоен шести орденов и семнадцати медалей. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1965 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР (с 1966 г. - АПН СССР).
В работах иных ученых-педагогов явственно чувствуется оторванность от жизни, школьной практики. О научных трудах Леонида Александровича этого не скажешь. Он ведь никогда не был кабинетным ученым, постоянно совмещал работу в академическом НИИ с работой в школе. В 1950-1955 гг. был редактором журнала «Химия в школе», активным автором и членом редколлегии которого оставался до конца жизни.
Если в начальный период своей научной деятельности (1930-1934 гг.) ученый разрабатывал вопросы профессионального образования, детского технического творчества, писал методические работы для школ ФЗУ и школьных технических кружков, то в предвоенные годы он начинает заниматься проблемами методики обучения органической химии в средней школе. В послевоенный период его интересы значительно углубляются и концентрируются вокруг следующих трех направлений школьной методики обучения химии: изучение теории и химического строения в средней школе, содержание учебного курса органической химии, школьный эксперимент по органической химии. В развитие последнего из указанных направлений Л. А. Цветков написал книгу «Эксперимент по органической химии», в которой рассматриваются особенности и задачи учебного эксперимента, его классификация; большое внимание уделяется химическому методу установления строения органических веществ, выяснению зависимости свойств веществ от их строения.
Значительным вкладом в методическую науку стал выход в свет его книг-пособий для учителей, таких как «Преподавание органической химии» и «Преподавание органической химии в средней школе», в которых обобщен богатейший учительский опыт, собранный выдающимся методистом за многие годы кропотливого неустанного труда. Пособия вооружали учителей методиками формирования и развития химических понятий.
Важную роль в научно-методическом оснащении учителей химии сыграли такие книги Л. А. Цветкова, как «Изучение полимеров в средней школе» (1960), «О преподавании химии в средней школе» (1954), «Преподавание химии в школе» (1959), «Проблемы содержания и методов обучения химии в средней школе» (1971), «Общая методика обучения химии» (1981), «Преподавание органической химии в 10 классе» (четыре издания), «Эксперимент по органической химии в средней школе» (пять изданий) и целый ряд других. Всего им опубликовано свыше двухсот научных работ, причем некоторые из них вышли за рубежом - в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше и других странах. Л. А. Цветков - автор важных материалов для ЮНЕСКО. Под руководством Л. А. Цветкова постоянно совершенствовалась школьная программа по химии. Так, в 1982 г. вышли в свет два больших тома коллективного монографического труда «Основы методики обучении химии в средней школе» (ред. Л. А. Цветков), в которых отражены основные достижения отечественных методистов в разработке проблем преподавания химии.
И все же главным детищем Л. А. Цветкова, предметом его постоянной заботы и работы был и остается учебник для X класса средней школы, первое издание которого вышло еще в 1950 г. Учебник постоянно совершенствовался автором на протяжении полувека и потому выдерживает испытание временем. Более полувека по нему учатся школьники всей страны. Специалисты отмечают, что это один из лучших учебников для средней школы. По общему признанию учителей и методистов, он дает учащимся полноценные знания, точнее сказать, дает возможность овладеть ими. Высокий научный уровень материала, включенного в учебник, органично сочетается с доступностью изложения, теоретическая доказательность - с удачным раскрытием связей изучаемого с жизненной практикой. При этом учащиеся как бы вовлекаются в обсуждение серьезных проблем органической химии, в самостоятельное решение сложных и интересных задач. За эту книгу Л. А. Цветков в 1974 г. был удостоен Государственной премии СССР.
Много сил отдавал Л. А. Цветков руководству комиссиями по химии ученого методического совета Министерства просвещения СССР, на которых обсуждались актуальные вопросы преподавания этого учебного предмета. Он был организатором и постоянным участником международных симпозиумов по методике преподавания химии.
Его выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях всегда вызывали большой интерес у учителей, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений и играли важную роль в деле распространения передового опыта школы и совершенствования химического образования.
«Продолжаю работать, что, вероятно, Вас немало удивит», - так начиналось одно из последних писем Л. А. Цветкова, адресованное автору данной статьи. Неудовлетворенность - вот, пожалуй, то слово, которое определяло его умонастроение. Не скрывая своей озабоченности состоянием преподавания химии в школе, Цветков писал незадолго до своей кончины: «Вы спрашиваете о современных проблемах методики химии. Коснусь этого вопроса в субъективном плане. Я в течение четверти века заведовал лабораторией химии НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. Постоянным предметом моих забот было учебно-методическое обеспечение преподавания химии в школе, повышение знаний учащихся, качества обучения. К сожалению, результаты неутешительны, и за это я несу немалую моральную ответственность. Возможность существенных перемен в школе, в частности в химическом образовании, я вижу в организации дифференцированного обучения. На него вся надежда! Вот десятилетиями в школе используется мой учебник
по органической химии. Он, конечно, в значительной степени рассчитан на то, чтобы учащиеся смогли продолжать химическое образование в вузе; для всей молодежи заложенный в нем объем сведений слишком велик. Готовлю сейчас учебник более краткий и общедоступный, который давал бы минимум необходимых знаний по химии для всех обучающихся в школе, а не только для тех, кто готовится к продолжению естественнонаучного образования. Коллективом сотрудников лаборатории, где состою теперь так называемым ведущим научным сотрудником, разрабатываем разнопрофильные программы для дифференцированного обучения химии и методические пособия к ним. Годы подсказывают необходимость обратиться к очерку развития методических идей преподавания химии в школе...» [3, с. 392-393].
Конечно, столь самокритично может писать о себе и о результатах своего труда лишь смелый и честный человек, уверенный в собственной правоте, убежденный в важности дела, которому отдана жизнь. Дела, которому служишь.
Л. А. Цветков скончался 12 марта 1993 г.
Выдающийся отечественный методист-физик Василий Григорьевич Разумовский родился 1 февраля 1930 г. в г. Вятке Вятского округа Нижегородского края в семье педагога. Как и отец, Василий также выбрал профессию учителя. По окончании физико-математического факультета Кировского пединститута (1952) он в течение трех лет работал учителем в Татауровской средней школе Нолинского района Кировской области. Впоследствии Василий Григорьевич так вспоминал об этом времени: «Для молодого начинающего учителя очень важно сразу попасть в хороший педагогический коллектив. Мне в этом смысле повезло. В нашей школе царила атмосфера сотрудничества учителей и учащихся. Со стороны большинства педагогов проявлялось кровно заинтересованное отношение к делу. Почти все мы были молоды. У нас была совместная комсомольская организация учителей и учащихся. Я был ее секретарем.» [2, с. 75].
Став известным ученым, В. Г. Разумовский не забыл школу, давшую ему путевку в жизнь. Всякий раз, приезжая в родной город, он стремился побывать и в Татауровской школе. Надо ли говорить, какой это всегда был праздник для татауровских учителей и учащихся!
В Татауровской школе велась обширная кружковая работа, находил практическое применение принцип дифференциации обучения. Молодой учитель в те годы много занимался организацией детского технического творчества. В школе было плохо с освещением, и Василий взялся с ребятами за создание ветросиловых установок, которые вырабатывали свет для школы. Опыт школы по организации детского технического творчества в 1954 г. был представлен на ВДНХ СССР и получил всесоюзное признание. Для молодого учителя это стало стимулом к последующей научной работе.
Всегда праздником был приезд В. Г. Разумовского и для кировских учителей физики и методистов-физиков местного пединститута. С ними он проводил семинары, участвовал в работе диссертационного совета. Его отец Григорий Николаевич на склоне лет совместно со своим одноклассником по Вятской мужской гимназии, знаменитым ученым, основоположником спортивной психологии Авксентием Цезаревичем Пуни издал небольшую, но содержательную книжку «Страницы истории спорта в Вятке» (Киров, 1969). Имя Г. Н. Разумовского (1902-1989) было в свое время хорошо известно вятским учителям. Много лет он работал директором средней школы № 32 г. Кирова, прожил долгую, насыщенную событиями и добрыми делами жизнь и оставил о себе светлую память в сердцах многочисленных учеников.
Пытливый молодой исследователь учился в аспирантуре под руководством автора школьных учебников по физике Александра Васильевича Перышкина. Защитил кандидатскую диссертацию, а затем и докторскую (1972). Его избрали действительным членом АПН СССР. В 1980-е гг. он был самым молодым членом экспертного совета ВАК СССР по психологии и педагогике и одним из самых молодых, если не самым молодым, действительным членом АПН СССР за всю ее историю.
В числе его многочисленных аспирантов и докторантов были не только советские (российские) исследователи, но и граждане ГДР, Кубы, Египта, Ирака, Болгарии и стран СНГ. Творческие достижения учащихся московской школы № 315 под его руководством экспонировались в Центральном выставочном зале Москвы (1968), а также в Сан-Франциско, Сиэтле, Портленде, Бостоне (США, 1965-1967). В 1970-1980-е гг. Разумовский был руководителем семинара московских учителей «Современный урок физики». Совместно с академиком Е. П. Велиховым вел всесоюзный семинар «Компьютер и образование» (1985-1992), был соучредителем Московского детского фонда (1991), руководителем научного коллектива и национальным координатором Международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) (1989-1991).
Итогом научных исследований В. Г. Разумовского стало опубликование таких значительных работ, как «Развитие творческой деятельности учащихся в физико-техническом кружке» (М., 1959), «Развитие технического творчества учащихся» (М., 1961), «Творческие задачи по физике в средней школе» (М., 1966), «Изучение электроники в курсе физики средней школы» (М., 1968, в соавт.), «Физика в современной школе в США. Основные направления в изменении содержания и методов обучения» (М., 1973), «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» (М., 1975), «Задания для контроля знаний учащихся: VIII кл.» (М., 1976) и др.
В течение нескольких лет Разумовский заведовал лабораторией в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. В 1965-1992 гг. выполнял обязанности главного редактора журнала «Физика в школе». Работа в журнале дала ему возможность общаться с такими выдающимися учеными, как П. Л. Капица, И. Я. Кикоин, В. А. Фабрикант. Общение с такими людьми, вспоминал В. Г. Разумовский, поистине бесценно, ибо очень
многому учит, оттачивает мысль, убеждает в необходимости приобретения широких и глубоких знаний [Там же]. А первый разговор с П. Л. Капицей начался с... дымковской игрушки. Гениальный физик, нобелевский лауреат был чрезвычайно любознательным человеком, живо интересовался самыми разнообразными вопросами из области культуры и истории. Близки ему были и проблемы школы, народного образования.
В 1976 г. по линии ЮНЕСКО Василий Григорьевич проходил стажировку в Стокгольмском и Лондонском университетах. Как специалист в области сравнительной педагогики, он принимал участие во многих международных конференциях и семинарах в Берлине, Будапеште, Праге, Софии, Варшаве, Марселе, Триесте, Женеве, Вашингтоне, Копенгагене, Лос-Анджелесе, Франкфурте-на-Майне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Прин-стоне, Пекине, Токио, Стамбуле и др. В 1981 г. он возглавлял делегацию СССР и был вице-президентом международного конгресса ЮНЕСКО «Научно-техническое образование и национальное развитие» в Париже.
Не один десяток лет В. Г. Разумовский работал в президиуме АПН СССР (ныне РАО), а в 1989-1992 гг. был вице-президентом. В конце 1980-х гг. ее деятельность подверглась острой и, надо признать, во многом справедливой критике со стороны средств массовой информации, прежде всего со стороны «Учительской газеты». Разумовский самокритично признавал и свою часть ответственности за промахи в работе тогдашней академии. И все-таки его научный и моральный авторитет никогда и ни у кого не вызывал ни малейшего сомнения. Доказательством этого служит хотя бы такой факт, как его избрание вице-президентом академии.
Что же академик В. Г. Разумовский считал главными направлениями своей деятельности? Это, прежде всего:
- восстановление престижности образования, образованности, таланта;
- демократизация школьной жизни, дифференциация и индивидуализация обучения, гуманизация образования и воспитания на основе овладения достижениями национальной и мировой культуры и искусства при необходимо высоком уровне естественно-математического образования;
- борьба с перегрузкой школьников путем разработки новых учебников и методик;
- борьба за высокий авторитет и престиж учительской профессии в обществе;
- расширение участия советских специалистов в международных симпозиумах и семинарах, в обмене студентами, в стажировках ученых, в совместной с зарубежными коллегами разработке педагогических, психологических, физиологических проблем воспитания и развития подрастающего поколения.
В 1989 г. на волне горбачевской «перестройки» проводились выборы в народные депутаты СССР. Значительная часть депутатов избиралась от организаций. На Академию педагогических наук СССР была выделена квота - два депутата. Ими были избраны коллективом АПН СССР Герой Советского Союза, директор НИИ профессионально-технического образования Сергей Яковлевич Батышев и Василий Григорьевич Разумовский. Разумовский вошел в состав комитета Верховного совета СССР по науке, культуре, образованию и воспитанию.
В 1999 г. вышел второй том «Российской педагогической энциклопедии», в который, в частности, был включен материал автора данной книги о Разумовском. Василий Григорьевич был очень тронут этим фактом, так же как и статьей о нем в нашей книге «Педагоги и психологи Вятского края», вышедшей в Кирове в 1993 г. В течение ряда лет мы входили с В. Г. Разумовским в диссертационный совет и в связи с этим постоянно общались. Он запомнился как человек не только высокообразованный, но и интеллигентный, высококультурный. В. Г. Разумовский скончался 21 февраля 2017 г. в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Замечательные ученые Г. Н. Волков, Л. А. Цветков и В. Г. Разумовский внесли значительный вклад в развитие педагогической науки и подготовку кадров высшей квалификации. Их книги и научно-методические разработки еще долго будут служить отечественным педагогам-практикам.
Список источников
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 2000. 176 с.
2. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров: Информцентр, 1993. 84 с.
3. Помелов В. Б. 100 великих педагогов. М.: Вече, 2018. 416 с.
Слева направо: Г. Н. Волков, Л. А. Цветков, В. Г. Разумовский
OUTSTANDING PERSONALITIES OF PEDAGOGICAL SCIENCE G. N. VOLKOV, L. A. TSVETKOV, AND V. G. RAZUMOVSKII
Pomelov Vladimir Borisovich, Doctor in Pedagogy, Professor Vyatka State University, Kirov vladimirpomelov@mail. ru
The article reveals the contribution to pedagogy of three outstanding domestic scientists in the field of pedagogy: the ethno-educator Gennady Nikandrovich Volkov (1927-2010), the methodologist-chemist Leonid Aleksandrovich Tsvetkov (1909-1993) and the methodologist-physicist Vasilii Grigor'evich Razumovskii (1930-2017). The basic facts of their biographies are shown; the contribution of each of the scientists to the development of pedagogical science and the training of scientific and pedagogical personnel is described. In the work, the author refers to the main works of the scientists, for instance, "Ethno-pedagogy of the Chuvash People" by G. N. Volkov, "Organic Chemistry" by L. A. Tsvetkov, "The Development of Students' Creative Abilities in the Process of Teaching Physics" by V. G. Razumovskii, etc. The active international relations of the characterized scientists are also noted: they worked in foreign higher education establishments, took part in international conferences, trained foreign post-graduate students, and published their materials abroad.
Key words and phrases: G. N. Volkov; L. A. Tsvetkov; V. G. Razumovskii; ethno-pedagogy; Chemistry teaching technique; Physics teaching technique.
УДК 3.37.378 Дата поступления рукописи: 11.09.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.11
В статье раскрываются малоизвестные факты биографии видного российского педагога Дмитрия Дмитриевича Семенова (1834/1835-1902). Характеризуются его прогрессивные педагогические воззрения и активные усилия, предпринимавшиеся им в ходе открытия новых учебных заведений. Особенно подробно показан период его практической педагогической деятельности в Смольном институте благородных девиц, где он работал под руководством К. Д. Ушинского. Д. Д. Семенов предстает в статье как один из зачинателей женского образования в России, как основатель и руководитель первых педагогических училищ на юге страны - Кубанской и Закавказской учительских семинарий.
Ключевые слова и фразы: Д. Д. Семенов; Н. А. Вышнеградский; К. Д. Ушинский; Смольный институт; Кубанская учительская семинария; учительская семинария в г. Гори; Важа Пшавела; Рашид Эфендиев; А. Ф. Фролков; Л. Н. Модзалевский; П. Ф. Лесгафт.
Помелов Владимир Борисович, д. пед. н., профессор
Вятский государственный университет, г. Киров vladimirpomelov@mail. гы
Д. Д. СЕМЕНОВ - ДРУГ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ К. Д. УШИНСКОГО
В сознании, вероятно, немалого числа современных педагогов-практиков укоренилось представление о том, что российская педагогика второй половины XIX века - это, прежде всего, К. Д. Ушинский. Разумеется, Ушинский - вершина, своего рода символ отечественной науки об образовании. Но вместе с тем следует признать и тот факт, что многие преобразовательные устремления Константина Дмитриевича не были бы осуществлены, если бы рядом с ним не было верных единомышленников, таких как Д. Д. Семенов, В. И. Водовозов, Л. Н. Модзалевский, Я. П. Пугачевский и др. Однако имена этих замечательных педагогов как-то не утвердились в истории педагогической науки. Это, прежде всего, относится к Д. Д. Семенову. Даже однотомник его произведений издавался в советские годы лишь один раз, и то в 1950-е гг., а в более поздний период - вообще ни разу! И это при том, что одни его интереснейшие воспоминания могли бы быть изданными в нескольких больших томах. Поэтому мы сочли необходимым подготовить данную статью, чтобы ознакомить читателей с замечательным российским педагогом XIX века Дмитрием Дмитриевичем Семеновым.
Д. Д. Семенов родился 22 декабря 1834 г. (3 января 1835 г. по новому стилю) в селе Осиповке Могилев-ской губернии. В детстве он был окружен вниманием и заботой близких, которые внушили мальчику любовь к филологии. Бабушка разговаривала с внуком только по-немецки и по-французски. Отец был редким знатоком литературы.
В 1852 г. Дмитрий окончил Витебскую мужскую гимназию, в которой его отец многие годы преподавал русский язык и словесность. Затем он выдержал экзамен на звание учителя истории и географии уездных школ, и в тот же год приступил к педагогической работе. Четыре года он проработал в четырехклассном училище для еврейских детей. Тогда же им была написана первая работа «Краткое руководство промышленно-торговой географии». В 1856 г. попечитель Санкт-Петербургского учебного округа посетил Витебск и обратил на талантливого юношу свое внимание. Семенов показался способным, подающим надежды в педагогическом деле.