ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА
УДК 372.857
А. А. Каверина
Кандидат педагогических наук, ст. науч. сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва
E-mail: [email protected]
Ada A. Kaverina
PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ШКОЛЬНАЯ ХИМИЯ И ЕЕ ТВОРЦЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В. И ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XXI В.)
В статье дана характеристика основных направлений исследований, которые проводились научными коллективами лаборатории химии НИИ методов обучения АПН РСФСР, далее — лаборатории обучения химии НИИ СИМО АПН СССР, лаборатории дидактики химии ИСМО РАО. Главное внимание уделено результатам исследований по проблемам, имеющим важное значение в совершенствовании системы основного общего и среднего общего химического образования в отечественной школе. В их числе проблемы соотношения общего и политехнического образования; дифференцированного обучения химии; совершенствования содержания и структуры школьного курса химии, системы методов обучения химии содержания и структуры УМК по химии, повышения качества химического образования в соответствии с требованиями образовательного стандарта и др.
В статье освещен вклад известных методистов-химиков в решение вышеназванных проблем.
Ключевые слова: систематический курс химии, содержание школьного химического образования; общее и политехническое образование, типовые программы по химии, учебно-методический комплект по химии, концепция химического образования, методическая система работы учителя химии, государственный образовательный стандарт.
Как цитировать статью: Каверина А. А. Школьная химия и ее творцы (вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 102-117.
В истории развития методики обучения химии в отечественной школе начало 50-х годов XX века отмечено весьма заметными успехами. Учебный предмет «Химия» занял прочное место в учебном плане общеобразовательных школ, что явилось благоприятным условием для оформления методических взглядов по многим вопросам, касающимся содержания обучения и методики постановки преподавания предмета. Утвердилась тенденция построения учебных программ на основе систематического курса химии, который сложился в основном как курс неорганической и органической химии. Были определены основное содержание предмета, относительный объем знаний, который должны усвоить учащиеся, установлены главные методы организации учебного процесса. Впервые в методике преподавания химии была предпринята попытка разрешения важнейших методологических и методических вопросов: о соотношении общего и политехнического обучения, теории и практики в содержании курса; о роли и видах школьного химического эксперимента и др.
Существенное возрастание интереса к проблемам изучения химии в школе являлось одной из характерных особенностей развития методики преподавания химии в тот период. К научно-педагогическим исследованиям по проблемам содержания химического образования привлекались сотрудники республиканских НИИ педагогики (школ), преподаватели кафедр педагогических вузов, институты усовершенствования учителей. Ведущую роль в деле повышения научной квалификации специалистов в области школьного химического образования играла лаборатория химии НИИ методов обучения АПН РСФСР. В числе основных были исследования лаборатории по проблемам обновления целей и содержания школьного химического образования, обеспечения его качества, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства при сохранении традиций российской школы.
Так, во второй половине XX века в связи с переходом на всеобщее восьмилетнее образование возникла необходимость принципиального обновления программы по химии с тем, чтобы курс химии VIII класса стал относительно завершенным. Содержание программы должно было обеспечивать возможность успешного решения поставленных перед школой задач по совершенствованию политехнического образования учащихся при изучении химии, по совершенствованию форм и методов трудового, нравственного и эстетического воспитания.
В середине пятидесятых годов XX века среди первостепенных задач, поставленных перед школой, была признана необходимость успешной подготовки молодежи к жизни, к активной трудовой деятельности в народном хозяйстве. В связи с этим специалистами лаборатории химии была проведена большая работа по усовершенствованию учебных планов, пересмотру программ и учебников. Внедрение усовершенствованной программы по химии в практику школы завершилось в 1956/1957 учебном году. Эта программа предусматривала ознакомление учащихся с закономерностями химических процессов и использованием законов химии в практике, формирование представлений о химическом производстве как одной из главных отраслей социалистической индустрии. Среди методистов-химиков (С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн, Л. А. Цветков) укрепилось мнение, что знания о химическом производстве должны приобретаться учащимися «во время систематического и последовательного изложения курса химии, ориентированного на экспериментальное изучение химических реакций, лежащих в основе производства» [25, с. 4].
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов перед школами страны была поставлена задача создания новых переработанных программ [20]. Необходимость пересмотра содержания учебных предметов вызывалась требованиями научно-технического прогресса и введением всеобщего среднего образования. Перед методистами встала задача поиска решений по усилению теоретической направленности курса химии, более полному отражению в его содержании связей науки с жизнью, с производством, а также выявлению возможностей предмета для воспитания и развития учащихся. В эти годы была организована комиссия АН СССР и АПН СССР по определению содержания образования в средней школе. В состав программной комиссии по химии, руководимой академиком АПН М. А. Прокофьевым, вошли академики С. И. Вольфкович, Б. М. Кедров, В. И. Спицин, В. А. Каргин, профессора С. А. Балезин, Я. Л. Гольдфарб, В. А. Измаилевский, Ю. В. Ходаков, действительные члены АПН РСФСР С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн и другие. В результате всестороннего обсуждения исходных позиций для составления программы и предложений по ее усовершенствованию, поступающих от учителей и методистов различных регионов страны, программа была создана и введена в школу одновременно с новыми учебниками Ю. В. Ходакова, П. А. Глориозова, Д. А. Эпштейна по неорганической химии [18; 19], Л. А. Цветкова — по органической химии [21]. Эти
учебники на протяжении длительного времени являлись стабильными для средней школы учебниками химии, по которым учились несколько поколений школьников.
Работа по созданию новой программы явилась логическим развитием ранее проводившихся научных исследований, в том числе и по проблеме совершенствования политехнического образования учащихся при изучении химии. Выявленные возможности для его совершенствования послужили основой для введения в школьную практику факультативных занятий, а также для организации классов с углубленным теоретическим изучением отдельных учебных предметов. Положительную оценку учителей-практиков заслужили факультативные курсы по химии, имеющие четкую практико-ориентированную направленность: «Химия в промышленности» (Д. А. Эпштейн, Ю. Д. Хацинская, А. А. Каверина), «Химия в сельском хозяйстве» (Р. Н. Князева), «Основы химического анализа» (Л. А. Коробейникова, А. М. Неймарк), «Химия металлов» (Т. З. Савич), «Строение и свойства органических веществ» (И. Н. Чертков). Изучение этих курсов обеспечивало учащимся возможность получения углубленных знаний о промышленных способах получения важнейших неорганических и органических веществ, об основных направлениях химизации сельского хозяйства, о методах исследования веществ, практических умениях и навыках, необходимых для проведения химического эксперимента. Следует заметить, что организации факультативных курсов и классов с углубленным изучением химии предшествовало многолетнее экспериментальное исследование (начало его относится к 1958 году), которое проводилось под руководством действительного члена АПН СССР Д. А. Эпштейна. Так, в частности, в рамках данного исследования в одной из экспериментальных школ Академии педагогических наук — в школе № 710 города Москвы — в числе других были созданы химико-технологические классы, в учебном плане которых присутствовал предмет «Химическая технология». Изучение этого предмета имело целью ознакомление учащихся с общими научными принципами химического производства и общими закономерностями управления технологическими процессами. Программой курса также предусматривалось рассмотрение классификации производственных реакций по физико-химическому признаку, благодаря чему обеспечивались условия для изучения вопросов о химическом производстве в тесной связи с основами курса химии. Сказанное выше дает основания для вывода о том,
что экспериментальное исследование проблемы углубленного изучения химии во многом помогло определению подходов к формированию политехнического содержания в составе общеобразовательного курса химии и разработке методики его изучения.
Пятидесятые и шестидесятые, а также начало семидесятых годов XX века в истории методики обучения химии отмечены не только успехами в решении задач обновления целей и содержания химического образования. Наряду с новой программой и отвечающими ей учебниками в это время сотрудниками лаборатории методики химии была подготовлена целая серия методических пособий для учителей, монографий, научных статей, в которых нашли отражение результаты научных исследований по различным проблемам преподавания химии в школе. Так, в это время вышли в свет методические пособия И. Н. Борисова [1], Д. М. Кирюшкина [10], Г. И. Шелинского и А. Д. Смирнова [26], В. С. Полосина, в которых рассматривались основные проблемы методики обучения химии. Особое внимание в этих пособиях было уделено содержанию учебного предмета, критериям его отбора на основе общедидактических принципов научности, доступности, систематичности, связи обучения с жизнью и др. Эти теоретические положения иллюстрировались соответствующим программным материалом. Признания учителей заслужили также следующие работы: П. А. Глориозов, Т. М. Дризовская, Л. А. Цветков, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн — «Вопросы политехнического обучения в преподавании химии» (1959 г.); П. А. Глориозов, Е. П. Клещева — «Методика преподавания химии в восьмилетней школе» (1958 г.); Л. А. Цветков — «Методика преподавания органической химии» (1958 г.), «Эксперимент по органической химии (1959 г.); К. Я. Парменов — «Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе» (1963 г.). Особенно важное значение имела фундаментальная работа, результатом который явилось обобщение ведущих методических идей и теоретическое осмысление всех аспектов сложного процесса обучения химии — от истории возникновения и развития методики преподавания предмета до вопросов воспитания учащихся, методики программированного обучения и особенностей изучения конкретных тем курса химии. Речь идет о труде С. Г. Шаповаленко «Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы) М.: Учпедгиз, 1963 г. В эти же годы Л. А. Цветковым была предложена теоретическая концепция формирования содержания и построения курса органической химии,
опубликованная в «Известиях АПН СССР» в 1962 году.
Период 50-70-х годов XX века явился также временем выполнения широкой программы научных исследований, которые проводились в лаборатории обучения химии в рамках общего плана НИР Института содержания и методов обучения, в дальнейшем — НИИ общего среднего образования АПН СССР. Важным стимулом для такой работы служили указания на «необходимость проведения ряда существенных мероприятий, способствующих улучшению преподавания химии в школах» (инструктивно-методическое письмо ИСМО АПН СССР, август 1958 г.) и утвержденные Учебно-методическим советом (УМС) Министерства просвещения РСФСР «Требования к учебникам и другим учебным книгам по химии для восьмилетней и средней школы» (1960 г.). В центре внимания по-прежнему находились вопросы формирования содержания обучения химии. Очевидно, что решение данной проблемы предполагало уточнение целей обучения в соответствии с задачами, поставленными перед школой, выяснение сущности понятия «основы химии», отбор важнейших химических понятий и определение принципов создания понятийных систем. Все эти вопросы нашли свое отражение в проводимых исследованиях. Так, для сложившегося к 1980-м годам взгляда на проблему «основ химии» методологическое значение имела точка зрения Л. А. Цветкова: «.. .учебный предмет конструируется из основ науки, то есть из фактов, понятий, законов и теорий, которые являются наиболее общими и фундаментальными в науке, которые позволяют понять современную картину мира, пути развития материального производства и открывают доступ к познанию других, более частных и специальных наук этого профиля» [13, с. 40].
Исследование проблемы формирования содержания курса химии самым тесным образом было связано с поиском решений повышения качества действующих учебников. Большую и плодотворную работу в этом отношении провел Л. А. Цветков. Его учебник по органической химии, изданный в 1952 году, постоянно совершенствовался и выдержал более тридцати изданий. В 1974 году учебник был удостоен Государственной премии СССР. Можно смело сказать, что и в настоящее время среди существующих учебников по химии нет ни одного, который бы превосходил учебник Л. А. Цветкова по логической стройности содержания, доступности, проблемной подаче учебного материала, безукоризненности методических решений. В русле требований того
времени к содержанию обучения химии (речь, в частности, идет о необходимости включения в содержание курса сведений о перспективных отраслях химической промышленности) Л. А. Цветков дополнительно к основному учебнику разработал содержание и методику изучения темы «Высокомолекулярные вещества».
Значительное продвижение в это время нашли исследования теоретических проблем методов и организационных форм обучения. Показательным в этом отношении явилось исследование проблемы урока, проводившееся Р. Г. Ивановой (1968-1974 гг.), которое было направлено на выявление взаимосвязей между целями, содержанием и методами обучения как основными компонентами учебного процесса. Изучение урока как системы, состоящей из подструктур, позволило уточнить типологию уроков химии, раскрыть их сущность, определяемую главной дидактической целью, которая соответствует определенной особенности учебной деятельности учащихся. С этих же позиций был изучен вопрос о сочетании фронтальных, групповых, индивидуальных форм самостоятельной работы учащихся на уроках разных типов. Результаты исследования были представлены в монографии Р. Г. Ивановой «Урок химии в средней школе. Типы, структура и самостоятельная работа учащихся» (1974 г.)
Проблема методов обучения, тесно связанная с проблемой урока, изучалась с использованием педагогического эксперимента по сравнительной эффективности методов, применяемых в разных дидактических целях. Развитие теории методов обучения химии проходило в направлении более полного рассмотрения их сущности, определяемой особенностями познавательной деятельности учащихся. В этом аспекте свой взгляд на классификацию методов обучения химии развивала Т. З. Савич (1975 г.). Позднее (в 1980-1985 гг.) Р. Г. Иванова предложила теоретическую концепцию построения системы методов обучения химии, в которой были даны обоснования условий выбора методов обучения в зависимости от целей урока и особенностей содержания учебного материала. В исследовании Р. Г. Ивановой рассмотрены разные по масштабу методы обучения: общие (объяснительно-иллюстративный, эвристический или частично-поисковый, исследовательский), частные (словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические), каждая группа которых может быть представлена организационными формами с разной долей активности участников деятельности (лекция,
беседа, самостоятельная работа учащихся).
Так была представлена логически выстроенная система методов обучения химии, в которой каждый элемент имеет определенное существенное значение. Результаты данного исследования отражены в работе Р. Г. Ивановой «Пути совершенствования методов обучения химии в общеобразовательной школе» [4]. Способам организации самостоятельной работы учащихся как оптимальной форме активной деятельности при усвоении знаний были посвящены работы методистов: Р. Г. Ивановой, Т. З. Савич, И. Н. Черткова (1982), А. Г. Иодко (1987), Н. П. Гаврусейко (1973, 1975).
Практический интерес представляли также исследования по отдельным частным проблемам методики обучения химии:
- изучение химических реакций в школе (Т. З. Савич, 1978);
- изучение ключевой темы курса — «Периодический закон и строение атома» (Т. М. Дризовская, 1953 г.; А. А. Тыльдсепп, 1970 г.; В. Г. Краснова, 1982 г.);
- формирование мировоззрения учащихся при обучении химии (Т. В. Смирнова, 1980 г.);
- развитие учащихся при обучении химии (М. В. Зуева, 1978 г.);
- изучение научных основ химического производства и политехническая подготовка учащихся при обучении химии (диссертационные исследования Д. П. Ерыгина, 1958 г., В. П. Гаркунова, 1962 г., Л. Г. Коротаевой, 1963 г., А. А. Кавериной, 1978 г.).
Исследования по проблеме изучения интересов учащихся, особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации (Д. А. Эпштейн, А. А. Каверина, Т. З. Савич, И. Н. Чертков, Р. Н. Князева) обеспечили условия для создания программ углубленного изучения химии, а также программ и пособий по факультативным курсам. Содержание этих программ создавало предпосылки для организации целенаправленной работы по развитию мышления и воспитания учащихся в процессе обучения химии. Свидетельством тому явилось включение в программы нового материала и требований к усвоению знаний, повышающих степень их осознанности и обобщенности; иное логическое расположение учебного материала, обеспечивающее возможности для более глубокого понимания общих закономерностей, для использования методов сравнения, сопоставления и т.д.; сокращение избыточного материала; усиление внимания к вопросам активизации
познавательной деятельности учащихся и особенно к формированию у них навыков самостоятельной работы.
В этот период времени внимание методистов-химиков было привлечено к решению и таких важных проблем, как:
- изучение опыта работы школ по новым программам; анализ знаний и умений учащихся (В. Л. Рысс, П. А. Глориозов);
- анализ учебной нагрузки учащихся при изучении химии и обеспечение условий преодоления возможной перегрузки;
- особенности усвоения системы химических знаний учащимися, обучающимися в школе с шести лет (педагогический эксперимент на базе школы города Пущино-на-Оке Московской области, научные руководители А. С. Корощенко, Е. Е. Минченков).
Вся эта обширная научно-методическая экспериментальная работа проводилась в рамках программы НИР АПН СССР по проблеме «Повышение качества обучения: совершенствование программ, учебников, методов и средств обучения, нормализация учебной нагрузки» (научные руководители — академики АПН СССР И. Д. Зверев и В. Г. Разумовский). Результаты этих исследований оказали самое положительное влияние на определение возможных направлений последующего совершенствования как методики обучения химии, так и способов контроля учебных достижений. Глубокий анализ сложившейся практики обучения химии в школе был дан в статье М. П. Кашина и Л. А. Цветкова, опубликованной в 1976 в журнале «Химия в школе» [9, с. 7-13].
Научные основы разработки методики преподавания химии в школе, которые закладывались в 1950-е — 70-е годы известными методистами-химиками, научными сотрудниками лаборатории химии НИИ СИМО, получают свое развитие в 80-е годы, когда развернутые исследования предполагали коренную реформу образовательной школы. Эти исследования требовали комплексного подхода к решению выдвигаемых проблем, максимальной мобилизации всех научных сил, всего потенциала учебных и педагогических организаций страны. В это время в методике обучения химии сложилось понятие «методическая система работы учителя» по определенной проблеме. Данное понятие включает в себя комплекс органично взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение определенного результата. Разработчики такой системы ставят перед учителем и учащимися цели, ориентированные на результат. Выявляют возможности содержания курса для решения задач
интеллектуального развития учащихся, выбирают оптимальные методы и формы обучения, составляют систему заданий для оценки качества знаний и умений их применять в конкретной ситуации. Исследования, которые проводились в лаборатории методики обучения химии в то время, с полным правом можно отнести к системным. Так, например, исследование Т. В. Смирновой имело целью создание методической системы работы учителя по формированию научного мировоззрения учащихся (1981-1984 гг.). Методическую систему работы учителя по трудовому воспитанию и профориентации учащихся исследовала А. А. Каверина, обобщив опыт передовых учителей в книге, вышедшей в издательстве «Просвещение» в 1987 году. Система лабораторно-прак-тических занятий при обучении химии с использованием малых количеств реактивов была разработана И. Н. Чертковым и П. Н. Жуковым (1989 г.). Исследование М. В. Зуевой своей задачей имело разработку системы работы учителя по формированию и развитию познавательной активности учащихся в учебном процессе (1987-1989 гг.).
Новым значительным шагом в совершенствовании методики преподавания предметов, химии в том числе, явилось создание типовых программ, ориентирующих содержание обучения на итоговый результат — формирование базовых знаний, умений и навыков (1980, 1982 гг.). Типовая программа по химии была введена в школах страны в 1981/1982 учебном году. Ее совершенствование было проведено в направлении повышения общедоступности курса, освобождения его от чрезмерно сложного и второстепенного материала, усиления воспитательной и политехнической направленности обучения на основе более глубокого раскрытия связи обучения с жизнью, улучшения логической последовательности в построении материала. Новизна программы, в сравнении с ранее существовавшими программами, проявилась в том, что в ней были сформулированы требования к знаниям и умениям учащихся для каждого года обучения химии — к усвоению основ химии, умению применять знания, пользоваться химическим языком, проводить химический эксперимент, выполнять расчеты; к овладению приемами умственной деятельности и учебной работы, необходимыми для успешного усвоения того или иного учебного материала и т.д. В программе были сформулированы рекомендации к оцениванию устных и письменных ответов учащихся, а также к оцениванию выполнения заданий и химического эксперимента. Реализация усовершенствованной типовой
программы обусловила необходимость полноценного научно-методического обеспечения процесса преподавания химии. Поэтому в течение восьмидесятых годов ведется целенаправленная работа по созданию руководств и пособий различного назначения для учителей. Пособием первого типа, своеобразной вехой в истории методики обучения химии явилось издание двухтомного пособия для учителей «Общая методика обучения химии»: том 1 — Содержание и методы обучения (1981 г.), том 2 — Учебно-воспитательные вопросы (1982 г.). В пособии были освещены основные результаты методических исследований по актуальным проблемам обучения, развития и воспитания учащихся. В создании пособия приняли участие ученые-методисты-химики НИИ СИМО АПН СССР: Цветков Л. А., (гл.ред.) Иванова Р. Г., Минченков Е. Е., Князева Р. Н., Неймарк А. М., Смирнова Т. В., Зуева М. В., Савич Т. З., Чертков И. Н., Эпштейн Д. А., Каверина А. А., Рысс В. Л., Глориозов П. А. Работа удостоена первой премии АПН СССР (Постановление Президиума АПН СССР от 14 декабря 1983 года).
В это время были подготовлены также пособия, раскрывающие отдельные проблемы методики преподавания химии:
— по вопросам формирования научного мировоззрения учащихся — автор Г. В. Смирнова (1984 г.),
— по проблеме развития понятий о химической реакции — авторы Т. З. Савич, Т. С. Ярославцева, А. С. Корощенко (1960, 1961, 1984 гг.),
— по вопросам развития основных понятий в органической химии — автор И. Н. Чертков. (1979 г., 2-е изд. 1990 г.)
В целом можно отметить, что последнее десятилетие XX века и начало XXI века в истории методики обучения химии явились этапом обобщения и дальнейшего развития достигнутых результатов.
Состояние дел в сфере общего среднего образования кардинально изменилось в связи с принятием в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», согласно которому в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты. Введение государственного образовательного стандарта было призвано обеспечить определенные условия для реализации вариативности образования в целях создания единства образовательного пространства страны. Новые тенденции в развитии школы явились основой для серьезных перемен и в химическом образовании. Так, были уточнены цели обучения химии, которые оказывают значительное влияние на содержание предмета. Важное
значение на этом этапе имели предложенные методистами лаборатории замыслы по изменению структуры учебного предмета «Химия». Они нашли отражение в «Концепции химического образования в 11-летней школе» [12], которая основывалась на ведущих принципах государственной политики в образовании — принципах дифференциации, демократизации, гуманизации и свободного развития личности. В данной концепции отмечалось, что структура и содержание предмета «Химия» (в равной мере как и других естественнонаучных предметов) должны соответствовать трехступенчатой структуре школы: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование. В концепции также отмечалось, что в целях создания соответствующей базы для профильной дифференциации обучения химии на старшей ступени школы должна быть обеспечена относительная завершенность основного общего химического образования. Согласно этим положениям предлагаемый в концепции подход к построению системы химического образования основывался на принципах преемственности и последовательного развития идей концентрического структурирования учебного предмета «Химия». В концентрической системе химического образования было выделено три взаимосвязанных концентра: пропедевтический, основной и профильный.
Идеи структурирования предмета по ступеням обучения, предложенные в концепции 90-х годов, были положительно восприняты школой и не утратили своей актуальности и в настоящее время. В определенной мере они были материализованы в учебниках и программах по химии [6; 7]. Отдельными авторскими коллективами по химии было создано более 20 учебников, в чем-то различающихся по содержанию и его методической обработке.
На основании всего сказанного выше можно заключить, что начиная с 90-х годов прошлого столетия в химическом образовании устойчивое развитие получил принцип вариативности обучения, который наилучшим образом позволяет учитывать различные возможности и потребности обучающихся.
В условиях качественных изменений в жизни школы методика обучения химии была призвана обеспечить соответствие изучения предмета на определенной ступени требованиям, зафиксированным в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего химического образования (утвержден в 2004 году).
Возникла острая необходимость в новом осмыслении общеметодических проблем, которые являлись предметом исследований предыдущих лет, необходимость в выявлении и обсуждении новых идей, оказывающих влияние на обучение химии, рассмотрение с новых позиций тех реальных подходов к преподаванию предмета, эффективность которых была подтверждена результатами проведенных ранее исследований. Решение этих общих проблем методики, представленное как результат длительных поисков методистов и учителей, было предложено в фундаментальном труде последнего десятилетия «Общая методика обучения химии в школе. Пособие для учителя» под редакцией Р. Г. Ивановой (М.: Дрофа, 2007. Авторы: Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю., Журин А. А., Зуева М. В., Каверина А. А., Корощенко А. С., Лаврова В. Н., Минченков Е. Е., Оржековский П. А.). Эта работа была подготовлена в рамках фундаментальных исследований РАО по программе «Российская академия образования — учителю».
В пособии дано подробное обоснование сущности целого ряда общеметодических проблем и способов их решения; раскрыты новые акценты в общих целях и содержании обучения химии, соответствующие требованиям государственного стандарта общего среднего образования; дана характеристика критериев и принципов отбора и структурирования содержания предмета; рассмотрена проблема школьного учебника и других компонентов УМК; много внимания уделено вопросам повышения эффективности организационных методов обучения, развития познавательной деятельности и интеллекта учащихся; рассмотрена проблема контроля знаний и оценки достижений школьников и т.д.
Каждый учитель может пополнить свою методическую библиотеку этим пособием, посвященным общеметодическим проблемам, а когда познакомится с его содержанием, то либо приобретет уверенность, что его система обучения соответствует выработанным в методике подходам, либо увидит новые для себя и более эффективные способы преподавания, которыми можно обогатить свой опыт.
Научная деятельность коллектива лаборатории химии широко известна в стране и за рубежом. В 80-е годы XX века функционировал международный совет, объединяющий методистов по химии ряда европейских стран и Республики Кубы. Его организатором и идейным руководителем был Л. А. Цветков. Научные труды участников симпозиумов этого совета по актуальным вопросам методики обучения химии были опубликованы
с восьми книгах. На идеях методической школы лаборатории обучения химии повышали свою квалификацию ведущие научные сотрудники и преподаватели вузов многих регионов России и зарубежья: Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Вьетнама, Болгарии, Югославии.
Литература
1. Борисов И. Н. Методика преподавания химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1956. 462 с
2. Гара Н. Н., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Настольная книга учителя. Справочно-методичес-кое пособие. М.: Астрель, 2002. 190 с.
3. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978. 190 с.
4. Иванова Р. Г. Пути совершенствования методов обучения химии в общеобразовательной школе. М.: Школа и педагогика, 1986. 235 с.
5. Иванова Р. Г. Урок химии в средней школе. Типы, структура и самостоятельная работа учащихся. М.: Педагогика, 1974. 88 с.
6. Иванова Р. Г. Химия: Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Просвещение, 2001. 287 с.
7. Иванова Р. Г., Каверина А. А. Химия: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2001. 160 с.
8. Каверина А. А. О некоторых путях совершенствования трудового воспитания при изучении химии // Усиление политехнической направленности обучения химии. М.: Просвещение, 1987. 120 с.
9. Кашин М. П., Цветков Л. А. О некоторых итогах перехода на новое содержание обучения химии и задачах дальнейшего повышения уровня учебно-воспитательной работы // Химия в школе. 1976. № 4. С. 7-13.
10. Кирюшкин Д. М. Методика преподавания химии: пособие для учителей. 2-е изд. М.: Госучпед, 1958. 490 с.
11. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1968. 495 с.
12. Концепция школьного химического образования // Химия в школе. 1993. № 6, С. 2-8.
13. Общая методика обучения химии в школе / Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю., Каверина А. А. и д.р., под. ред. Р. Г. Ивановой. М.: Дрофа, 2008. 319 с.
14. Общая методика обучения химии. Т. 1: Содержание и методы обучения: пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Зуева М. В. и д.р., под ред. Л. А. Цветкова, М.: Просвещение, 1981. 224 с. Общая методика обучения химии. Т. 2: Учебно-воспитательные вопросы. пособие для учителей / Бочковский Э. Б., Зуева М. В., В. Л. Рысс, Савич Т. З. и д.р., под ред. Л. А. Цветкова, М.: Просвещение,1982. 223 с.
15. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе / под ред. Д. А. Эпштейна. М.: Просвещение, 1979. 150 с.
16. Рысс В. Л. Контроль знаний учащихся. М.: Педагогика, 1982. 82 с.
17. Смирнова Т. В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
18. Ходаков Ю. В., Глориозов П. А., Эпштейн Д. А. Неорганическая химия: учебник для 7-8 классов, 16-е изд. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
19. Ходаков Ю. В., Глориозов П. А., Эпштейн Д. А. Неорганическая химия: учебник для 9 класса. 17-е изд. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
20. Цветков Л. А. О проекте новой программы по химии для средней школы // Химия в школе. 1967. № 1, С. 50-56.
21. Цветков Л. А. Органическая химия: учебник для 10 класса средней школы—25 -е изд. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
22. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе: пособие для учителя. 3-е изд М.: Просвещение, 1984. 256 с.
23. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. Общие
вопросы: пособие для учителей. М.: Госучпедизд, 1963. 668 с.
24. Шаповаленко С. Г., Глориозов П. А. Методика преподавания химии в семилетней школе. М.: Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 296 с.
25. Шаповаленко С. Г., Эпштейн Д. А., Цветков Л. А. Вопросы политехнического обучения в преподавании химии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 159 с.
26. Эпштейн Д. А. Химия в промышленности: учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся X класса. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976. 159 с.
27. Эпштейн Д. А., Хацинская Ю. Д., Каверина А. А. Изучение факультативного курса «Химия в промышленности»: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. 112 с.
TEACHING DISCIPLINE "CHEMISTRY" IN THE SCHOOL AND ITS CREATORS: THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY AND THE FIRST DECADE OF THE 21ST CENTURY
The author of the article gives a description of the main directions of research conducted by the scientific teams of the Chemistry Laboratory of the Institute for Methods of Teaching of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. Then the Laboratory was renamed into the Chemistry Teaching Laboratory of the Institute for Means and Methods of Teaching of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, and after that - the Laboratory of Chemistry Didactics of the Institute for Means and Methods of Teaching of the Russian Academy of Education. The author pays most attention to the results of studies related to the problems of improving the system of basic general and secondary general chemical education in the Russian school. Such problems are the following: the ratio of general and polytechnical education; differential chemistry training; improving the content and structure of the school chemistry course; improving the system of methods of teaching chemistry; the content and structure of the teaching and methodological complex in chemistry; improving the quality of chemical education in accordance with the requirements of the educational standard. The author highlights the contribution of well-known methodologists in the "Chemistry" discipline in solving the above problems.
Keywords: systematic course of chemistry, content of school chemical education, general and polytechnical education, standard programmes in chemistry, educational and methodological kit for chemistry, concept of chemical education, methodical system of work of the teacher of chemistry, state educational standard.
References
• BorisovI. N. Metodika prepodavanija himii v srednej shkole. M.: Uchpedgiz, 1956. 462 s
• Cvetkov L. A. O proekte novoj programmy po himii dlja srednej shkoly // Himija v shkole. 1967. № 1, S. 50-56.
• Cvetkov L. A. Organicheskaja himija: uchebnik dlja 10 klassa sr.shk.—25 -e izd. M.: Prosveshhenie, 1988. 240 s.
• Cvetkov L. A. Prepodavanie organicheskoj himii v srednej shkole: Posobie dlja uchitelja.— 3-e izd — M.: Prosveshhenie, 1984. 256 s.
• Gara N. N., Ivanova R. G., Kaverina A. A. Nastol'naja kniga uchitelja. Spravochno-metodicheskoe posobie. M.: Astrel', 2002. 190 s.
• Hodakov Ju. V., GloriozovP. A., Jepshtejn D. A. Neorganicheskaja himija: uchebnik dlja 7-8 klassov, 16-e izd. M.: Prosveshhenie, 1985. 240 s.
• Hodakov Ju. V., Gloriozov P. A., Jepshtejn D. A. Neorganicheskaja himija: uchebnik dlja 9 klassa, 17 -e izd. M.: Prosveshhenie, 1988. 176 s.
• Ivanova R. G. Himija: Uchebnik dlja 8-9 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij 4-e izd. M.: Prosveshhenie, 2001. 287 s.
• Ivanova R. G. Puti sovershenstvovanija metodov obuchenija himii v obshheobrazovatel'noj shkole. M.,
«Shkola i pedagogika», 1986. 235 s.
• Ivanova R. G. Urok himii v srednej shkole. Tipy, struktura i samostojatel'naja rabota uchashhihsja. M.: Pedagogika, 1974. 88 s.
• Ivanova R. G., Kaverina A. A. Himija: Uchebnik dlja 10 klassa obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 2001. 160 s.
• Jepshtejn D. A. Himija v promyshlennosti: ucheb. posobie po fakul'tativnomu kursu dlja uchashhihsja X klassa / 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 1976. 159 s.
• Jepshtejn D. A., Hacinskaja Ju. D., Kaverina A. A. Izuchenie fakul'tativnogo kursa «Himija v promyshlennosti». Posobie dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1976. 112 s.
• Kashin M. P., Cvetkov L. A. O nekotoryh itogah perehoda na novoe soderzhanie obuchenija himii i zadachah dal'nejshego povyshenija urovnja uchebno-vospitatel'noj raboty // Himija v shkole. 1976. № 4, S. 7-13.
• Kaverina A. A. O nekotoryh putjah sovershenstvovanija trudovogo vospitanija pri izuchenii himii // Usilenie politehnicheskoj napravlennosti obuchenija himii. M.: Prosveshhenie, 1987. 120 s.
• Kirjushkin D. M. Metodika prepodavanija himii: posobie dlja uchitelej / 2-e izd. M.: Gosuchped, 1958. 490 s.
• Kirjushkin D. M., Polosin V. S. Metodika obuchenija himii. M.: Prosveshhenie, 1968. 495 s.
• Koncepcija shkol'nogo himicheskogo obrazovanija // Himija v shkole. 1993. № 6, S. 2-8
• Obshhaja metodika obuchenija himii v shkole / Ivanova R. G., Gorodilova N. A., Dobrotin D. Ju., Kaverina A. A. i d.r., pod. red. R. G. Ivanovoj. M.: Drofa, 2008. 319 s.
• Obshhaja metodika obuchenija himii. T. 1: Soderzhanie i metody obuchenija: posobie dlja uchitelej / Cvetkov L. A., Ivanova R. G., Zueva M. V. i d.r., pod red. L. A. Cvetkova, M.: Prosveshhenie, 1981. 224 s; Obshhaja metodika obuchenija himii. T. 2: Uchebno-vospitatel'nye voprosy. posobie dlja uchitelej / Bochkovskij Je.B., Zueva M. V., V. L. Ryss, Savich T. Z. i d.r., pod red. L. A. Cvetkova, M.: Prosveshhenie,1982. 223 s.
• Politehnicheskij princip v obuchenii osnovam nauk v srednej shkole / pod red. D. A. Jepshtejna. M.: Prosveshhenie, 1979. 150 s.
• Ryss V. L. Kontrol' znanij uchashhihsja. M.: Pedagogika, 1982. 82 s.
• Shapovalenko S. G. Metodika obuchenija himii v vos'miletnej i srednej shkole. Obshhie voprosy: posobie dlja uchitelej. M.: Gosuchpedizd, 1963. 668 s.
• Shapovalenko S. G., Gloriozov P. A. Metodika prepodavanija himii v semiletnej shkole. M.: L.: Izd-vo APN RSFSR, 1948. 296 s.
• Shapovalenko S. G., Jepshtejn D. A., CvetkovL. A. Voprosy politehnicheskogo obuchenija v prepodavanii himii. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1954. 159 s.
• Smirnova T. V. Formirovanie nauchnogo mirovozzrenija uchashhihsja pri izuchenii himii: posobie dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1984. 175 s.
• Zueva M. V. Razvitie uchashhihsja pri obuchenii himii. M.: Prosveshhenie, 1978. 190 s.