Научная статья на тему 'Физическое и астрономическое образование в СССР и Российской Федерации'

Физическое и астрономическое образование в СССР и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1107
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание образования / методика обучения / системно-деятельностный подход / научный метод познания. / educational content / teaching methods / system-activity approach / scientific method of cognition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Фадеева, Г Г. Никифоров

В статье рассматриваются этапы создания системы физического и астрономического образования: разработка содержания образования, внедрение демонстрационного и лабораторного эксперимента, физического практикума. Обращено внимание на создание учебно-методической литературы по конкретным проблемам обучения, методики преподавания по разделам программ, реализации политехнического принципа в обучении (с опорой на исследования по педагогике, дидактике и психологии). Анализируется вклад ученых-методистов в создание учебных и методических пособий для факультативных курсов, школ и классов с углубленным изучением физики. Прослеживается история создания учебно-методических комплектов (УМК) для основной и средней школы, анализируется опыт разработки различных версий комплектов. Обращено внимание на различные аспекты диагностики учебных достижений обучающихся, на создание современной системы демонстрационного оборудования на основе принципа комплексного использования аналогового, цифрового и компьютерного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND ASTRONOMICAL EDUCATION IN THE USSR AND IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider the stages of creating a system of physical and astronomical education, which are the development of the content of education, the introduction of a demonstration and laboratory experiment, the physical workshop. The authors draw attention to the creation of educational and methodological literature on specific problems of teaching, the methodology of teaching by sections of programmes, the implementation of the polytechnic principle in teaching, research on pedagogy, didactics and psychology. The authors analyze the contribution of methodologists to creating educational and methodological manuals for optional courses, schools and classes with in-depth study of physics. The article traces the history of the creation of teaching and methodological kits for primary and secondary schools, as well as the experience of developing various versions of kits. The authors draw attention to various aspects of diagnostics of students’ learning achievements, to create a modern system of demonstration equipment based on the principle of the integrated use of analog, digital and computer equipment.

Текст научной работы на тему «Физическое и астрономическое образование в СССР и Российской Федерации»

ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА

УДК 372.853

А. А. Фадеева

Д-р пед. наук, профессор, вед. науч. сотр. Центра естественнонаучного образования, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: [email protected] Alevtina A. Fadeeva

Dr.Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, Centre of Natural Science Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Г. Г. Никифоров

Канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Центра естественнонаучного образования, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: [email protected] Gennady G. Nikiforov

PhD (Education) Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ФИЗИЧЕСКОЕ И АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются этапы создания системы физического и астрономического образования: разработка содержания образования, внедрение демонстрационного и лабораторного эксперимента, физического практикума. Обращено внимание на создание учебно-методической литературы по конкретным проблемам обучения, методики преподавания по разделам программ, реализации политехнического принципа в обучении (с опорой на исследования по педагогике, дидактике и психологии). Анализируется вклад ученых-методистов в создание учебных и методических пособий для факультативных курсов, школ и классов с углубленным изучением физики.

Прослеживается история создания учебно-методических комплектов (УМК) для основной и средней школы, анализируется опыт разработки различных версий комплектов.

Обращено внимание на различные аспекты диагностики учебных достижений обучающихся, на создание современной системы демонстрационного оборудования на основе принципа комплексного использования аналогового, цифрового и компьютерного оборудования.

Ключевые слова: содержание образования, методика обучения, системно-деятельностный подход, научный метод познания.

Введение

В 1922 году в результате слияния физико-педагогического, гуманитарно-педагогического и естествен-

Как цитировать статью: Фадеева А. А., Никифоров Г. Г. Физическое и астрономическое образование в СССР и Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 118-130.

но-педагогического институтов был учрежден Научно-педагогический институт методов школьной работы Народного комиссариата РСФСР (многие годы назывался «Институт содержания и методов обучения РАО»).

При Институте был создан физический подотдел программно-методического отдела. Ядром подотдела были выдающиеся специалисты по методике преподавания физики В. В. Лермантов, И. В. Глинка, П. А. Баранов, авторы оригинальных школьных учебников А. И. Цингер, И. И. Косоногов, А. В. Бачинский. Труды этих ученых обогатили российскую методическую мысль и в ряде вопросов опередили зарубежную. Так, приоритет внедрения в среднюю школу лабораторных работ по физике по праву принадлежит России. В 1923 году подотделом были разработаны программы по физике, предусматривающие два варианта построения курса: радиальное и ступенчатое. Ныне более прогрессивным признан принцип ступенчатого построения курса.

В данной статье раскрыта история развития физического и астрономического образования в разные периоды и обозначены современные задачи образования, раскрыты различные аспекты диагностики учебных достижений обучающихся.

Развитие физического образования в 20-е — 70-е годы XX в.

В 1920-е годы проводились эксперименты по внедрению системы организации учебно-воспитательной работы в школе: комплексов Дальтон-планов, метода проектов, бригадно-лабораторной формы проведения занятий. Универсальным методом изучения предмета был признан исследовательский метод, активно разрабатывалась технология реализации политехнического принципа в обучении физике.

В 1930-е годы, после принятия постановлений Совета Министров СССР о школе, главное внимание методики преподавания было обращено на проблему вооружения учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук. Были разработаны и введены стабильные учебники, их авторы —профессора П. А. Знаменский и И. И. Соколов. С 1934 года стал издаваться научно-методический журнал «Математика и физика в школе», а с 1937 года выделился самостоятельный журнал — «Физика в школе».

В 1940-е годы вышло фундаментальное учебно-методическое пособие по учебному эксперименту под редакцией Е. Н. Горячкина. В 1944 году была создана АПН РСФСР, в НИИ методов обучения был организован

кабинет физики, в штат которого перешла часть сотрудников, работавших в НИИ школ.

Первым заведующим кабинетом был известный физик и методист, ученик П. Н. Лебедева, один из организаторов АПН, доктор физико-математических наук Д. Д. Галанин. В кабинете (затем секторе, лаборатории) в 1940-е — 70-е годы работали известные ученые-методисты, авторы учебников и монографий по основным проблемам обучения физике. Среди них — Д. И. Сахаров, А. В. Пёрышкин, Е. Н. Горячкин,

B. Н. Бакушинский, С. И. Иванов, В. Г. Разумовский, Л. И. Резников, А. А. Покровский, Б. С. Зворыкин, Э. Е. Эвенчик, А. С. Енохович,

C. Я. Шамаш, Н. А. Родина, С. И. Юськович. Сектор (лабораторию) физики в 1950-е — 60-е годы возглавляли С. И. Иванов и В. Ф. Юськович, а с 1961-го по 1972 год — Л. И. Резников.

Основными направлениями исследований в эти и последующие годы были повышение научности содержания и фундаментализации основ курса физики. В то же время большое внимание уделялось самостоятельному эксперименту: фронтальным лабораторным работам и физическому практикуму. Создание А. А. Покровским, Б. С. Зворыкиным, В. А. Буровым, И. М. Румянцевым и другими системы школьного физического эксперимента было важнейшим достижением сектора (лаборатории) физики.

В 1965 году под редакцией П. А. Знаменского, А. В. Пёрышкина и Л. И. Резникова было подготовлено пособие по общим вопросам методики преподавания физики, в создании которого приняли участие ведущие методисты-физики страны. Был также создан четырехтомный труд, посвященный конкретным проблемам методики преподавания физики (Н. А. Родина, Л. И. Резников, Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаш и др.). В дальнейшем были разработаны методики преподавания физики по разделам программы — молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике и др. [5-7], в авторский коллектив которых вошли также А. А. Пинский,

A. Т. Глазунов, В. А. Орлов, Ю. А. Коварский, А. А. Фадеева, Г. Б. Куперман,

B. В. Усанов и др. Крупный вклад в разработку проблемы активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей на уроках физики и во внеурочной работе внес В. Г. Разумовский [11].

Этап развития физического образования — приведение научного уровня преподавания в соответствие с современным состоянием науки

Бурное развитие физики и ее практических применений потребовало

приведения научного уровня преподавания физики в соответствие с современным состоянием науки. Комиссия по физике и астрономии АН СССР и АПН СССР (руководитель — академик АН СССР И. К. Кикоин), в которую входили сотрудники лаборатории, осуществила серьезный пересмотр курса, и с 1968/69 учебного года школы страны перешли на новые программы и учебники. Научный и методический уровни учебников И. К. Кикоина, А. В. Пёрышкина, Н. А. Родиной, Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева и Ю. П. Климонтовича оказались существенно выше, чем у прежних пособий. Учебник для основной школы, созданный

A. В. Пёрышкиным и Н. А. Родиной, в течение тридцати лет был самым распространенным учебником физики и по достоинству оценен Государственной премией СССР.

В 1970 году под редакцией Л. И. Резникова вышла принципиально важная книга «Преподавание физики и астрономии в средней школе по новым программам», в которой рассмотрены методические проблемы, связанные с преподаванием этих предметов в условиях модернизации физического образования. Совершенствование содержания физического и астрономического образования в последующие годы осуществляли, кроме перечисленных выше ученых, научные сотрудники лаборатории Ю. И. Дик, А. Т. Глазунов, Н. К. Гладышева, И. Г. Кириллова, Ю. А. Коварский, И. И. Нурминский, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, А. А. Пинский, Е. К. Страут,

B. В. Усанов, А. А. Фадеева, Л. С. Хижнякова, В. Ф. Шилов и др. Они успешно продолжили дело предшественников и внесли существенный вклад в развитие методики преподавания физики и астрономии. Лабораторию обучения физике (дидактики физики) возглавляли последовательно В. Г. Разумовский (1972-1982), Ю. И. Дик (1982-1997), В. А. Орлов (1997-2014).

Главная цель совершенствования содержания школьного курса физики в 1970-е — 80-е годы — приведение его в соответствие с современным состоянием науки и требованиями к общему среднему образованию.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

— сформировать у школьников физическое мышление;

— привить учащимся любовь и уважение к физике как основе естественнонаучного мировоззрения и фундаменту современной науки о природе;

— подготовить учащихся к пониманию широкого круга явлений природы и привить умение решать физические задачи, имеющие практическое применение;

— показать сущность физических методов исследования, развитие которых приводит к величайшим открытиям, имеющим революционизирующее значение для человечества;

— изложить курс на современном уровне понимания изучаемых вопросов с обязательным учетом возрастных познавательных возможностей школьников.

Большое внимание уделялось решению проблемы повышения качества образования, а также изучению зарубежного опыта обучению физике. Эти задачи решались в содружестве с крупными учеными-физиками. Среди них — академик АН СССР И. К. Кикоин, академик АПН СССР В. Г. Зубов, В. А. Фабрикант, Е. Д. Щукин и др. В эти годы были созданы книги: «Совершенствование содержания обучения физике в средней школе / под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой; «Современный урок физики в средней школе» / под ред. В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. Среди авторов — сотрудники лаборатории С. Я. Шамаш, Н. А. Родина, Л. П. Краснокутская, А. А. Фадеева, Ю. А. Коварский и др.

Большое внимание уделялось изучению опыта преподавания физики в разных странах, модернизации содержания физического образования. Результатом этой работы был выход нескольких книг. Среди них:

— В. Г. Разумовский. «Физика в средней школе США. Основные направления в изменении содержания и методов обучения» (1973 г.),

— «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса (1978 г.) [4],

— «Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран: кн. для учителя / X. Бинёшек, Я. Варга, М. Вюншман, А. С. Енохович, А. Т. Глазунов и др. / под ред. В. Г. Разумовского (1985) [14]. Эта книга написана на основе изучения тенденций развития школьных курсов физики ряда социалистических стран: НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР — и обобщения практического опыта преподавания физики в этих странах. В ней выявлены общие подходы к решению проблем физического образования: модернизации содержания школьных курсов физики в соответствии с потребностями общества и уровнем развития современной физики, формирования научного мировоззрения, совершенствования политехнического образования, достижения глубоких и прочных знаний.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. с целью углубления знаний, развития разносторонних интересов

обучающихся и их профориентации были созданы школы и классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов и система факультативных занятий.

Сотрудники лаборатории обучения физике (дидактики физики) совместно с сотрудниками лаборатории дифференциации обучения разработали программы факультативных курсов по физике и их учебно-методическое обеспечение. В создании учебных и методических пособий для факультативных курсов по физике, школ и классов с углубленным изучением физики большой вклад внесли О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов, А. А. Пинский, Е. К. Страут, Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаш и др.

Реализации политехнического принципа были посвящены книги В. Ф. Юськовича, Л. И. Резникова и А. С. Еноховича «Политехническое обучение в преподавании физики»; А. Т. Глазунова «Физика и техника» и «Физика и научно-технический прогресс» под редакцией А. Т. Глазунова, В. Г. Разумовского и В. А. Фабриканта [1; 10; 16].

Справочники по физике и технике для учителей и учащихся, созданные А. С. Еноховичем, выдержали десятки изданий и стали настольными книгами учителя.

В 1980-е годы была продолжена работа по совершенствованию содержания школьного курса физики и его методическому обеспечению. Эти исследования позволили издать фундаментальный труд «Основы методики преподавания физики в средней школе» под редакцией А. В. Пёрышкина, В. Г. Разумовского и В. А. Фабриканта и книгу «Научные основы школьного курса физики» под редакцией С. Я. Шамаша и Э. Е. Эвенчик [8; 9].

В 1980-е — 90-е гг. вышла серия работ: «Современный урок физики в средней школе», обобщающая опыт учителей физики; «Контроль знаний учащихся по физике», «Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7-11 классы». Авторы этих работ: В. Г. Разумовский, Р. Ф. Кривошапова, Л. С. Хижнякова, Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаш, Г. С. Ковалева, И. И. Нурминский, А. Т. Глазунов, А. А. Фадеева, Г. Г. Никифоров, Л. П. Краснокутская, И. Г. Кириллова и др.

В 1970-е — 90-е годы в лаборатории работало три поколения сотрудников. Заведующий лабораторией создавал условия для проведения фундаментальных исследований, сотрудничества в небольших группах по разным темам, а также были работы, в которых участвовал весь коллектив. Проводилась большая экспериментальная работа как

в академических школах, так и в регионах, в союзных республиках. При лаборатории действовал научно-методический семинар, на который приглашались выдающиеся ученые нашей страны. Все это создавало атмосферу для реализации задумок сотрудников, их творческого роста. Многие сотрудники защитили кандидатские и докторские диссертации.

Научные сотрудники лаборатории В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, А. Т. Глазунов, Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский, А. А. Пинский, Н. А. Родина, А. А. Фадеева, Л. С. Хижнякова, Э. Е. Эвенчик успешно защитили диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В. Г. Разумовским разработана проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике; А. А. Пинским — проблема формирования релятивистских идей в преподавании физики; Н. А. Родиной исследованы научные основы построения первой ступени обучения физике, Э. Е. Эвенчик — научные основы изучения механики в школе; Л. С. Хижняковой — проблема планирования учебного процесса по физике; А. Т. Глазуновым — методические основы реализации политехнического принципа при обучении физике; И. И. Нурминским — статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся при изучении физики в школе; Ю. И. Диком — концептуальные основы физического образования в условиях введения образовательных стандартов; Н. К. Гладышевой — теоретические основы преподавания физики в основной школе; А. А. Фадеевой — проблемы школьного курса физики (содержания, интеграции, методики преподавания).

В советский период в центре внимания лаборатории была подготовка национальных кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов педагогических наук для всех союзных республик, а также зарубежных стран (Германия, Египет, Куба, Польша и др.). Проведен ряд исследований по изучению методики преподавания физики и астрономии.

Диагностика учебных достижений обучающихся

В 1990-е годы в России появилась возможность создания параллельных программ и учебников, построенных на разных концепциях обучения физике.

Основными научными проблемами лаборатории в это время были совершенствование концепции, структуры и содержания физического образования; разработка образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения преподавания физики в 11-летней школе в условиях

введения этих стандартов; создание учебно-методических материалов для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования.

Сотрудниками лаборатории разработан обязательный минимум содержания физического образования для основной школы, для базового и профильного уровней средней (полной) школы, сформулированы требования к качеству подготовки выпускников основной и средней школы, созданы образцы измерителей для проверки знаний — государственной итоговой аттестации (ГИА) для основной школы и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по физике для средней (полной) школы.

Эксперимент по внедрению в школы страны Единого государственного экзамена начат в 2001 г., а с 2009 г. он перешел в «штатный режим».

В разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ по физике активное участие принимали сотрудники лаборатории В. А. Орлов, И. И. Нурминский, А. И. Нур минский, А. А. Фадеева, Г. Г. Никифоров, Е. К. Страут.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (стандарт первого поколения), разработанный при активном участии сотрудников лаборатории, был утвержден приказом Минобразования России (№ 1089 от 5 марта 2004 г.).

Были уточнены цели и задачи обучения физике и астрономии, разработаны содержание и требования к уровню подготовки выпускников.

В 2010 г. утвержден стандарт нового поколения для основной школы (№ 1897 от 17 декабря 2010 г.), в 2012 г.— стандарт для средней школы (№ 413 от 17 мая 2012 г.), в основе которых лежит деятельностная парадигма образования, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, разработано содержание курса физики.

Лаборатория считает, что изучение физики в основной и средней (полной) школе должно предоставить учащимся возможность:

— научиться наблюдать природные явления, описывать результаты наблюдений, выделять существенные признаки явлений, формулировать необходимые условия для успешного наблюдения явлений, обобщать результаты наблюдений, делать выводы;

— научиться пользоваться простыми измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для изучения физических явлений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,

графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

— применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, физических свойств вещества, предсказания результатов взаимодействия тел;

— получить представления об основных чертах естественнонаучной и физической картины мира: законах механического движения, сохранения импульса и энергии, атомном строении вещества, тепловых явлениях, электрических зарядах и электрическом токе, электромагнитном поле, световых явлениях, строении атома и атомного ядра, а также об основных физических теориях;

— ознакомиться с физическими принципами действия важнейших технических устройств, осознать роль и значение знаний по физике в повседневной практической деятельности человека;

— получить представления об общих закономерностях в природе, ознакомиться с естественнонаучными методами изучения природы, сформировать основы научного мировоззрения;

— развить интерес к природным явлениям, воздействующим на организм человека, и к техногенным последствиям человеческой деятельности;

— развить творческие способности в процессе решения интеллектуальных проблем физического содержания, выполнения экспериментальных заданий исследовательского типа;

— сформировать умения приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

— приобрести опыт восприятия, переработки и критической оценки естественнонаучной информации из различных источников, представленной в разных формах;

— получить знания по физике, связанные с проблемами экологии, защиты окружающей среды, сохранения здоровья человека, формирования ценностного отношения к природе.

Сотрудниками лаборатории разработаны учебники, соответствующие требованиям образовательных стандартов. Среди них:

— учебники для основной школы: «Физика и астрономия» (7-9 кл.) под редакцией А. А. Пинского, В. Г. Разумовского; «Физика» (8-9 кл.), авторы: Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский; «Физика» (7-9 кл.) под редакцией А. А. Фадеевой [18-20] и др.; «Физика» (9 кл.), авторы: А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, «Физика» (7-9 кл.) под редакцией В. Г. Разумовского, В. А. Орлова.

— учебники для средней (полной) школы: «Физика (10-11 кл.— профильный уровень) / под редакцией В. Г. Разумовского, В. А. Орлова.

Ко всем учебникам подготовлены и опубликованы методические пособия для учителя и пособия для учащихся.

Для 10-11 классов школ и классов с углубленным изучением физики разработан полный учебно-методический комплект. Учебники «Физика-10» и «Физика-11» под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина выдержали 13 переизданий (последнее переиздание было в 2011 г.).

Совместно с сотрудниками лаборатории химии, биологии и географии И. Г. Кирилловой, Л. П. Краснокутской и А. А. Фадеевой разработаны интегрированные курсы «Естествознание» (5-6 кл.) и «Естествознание» (5-7 кл.), хорошо зарекомендовавшие себя в практике обучения [22-24]. Наибольший вклад в это направление исследования — интеграции естественнонаучных знаний — внесли А. А. Фадеева и Е. К. Страут.

В качестве решения проблемы повышения познавательной и творческой активности учащихся при изучении физики В. Г. Разумовским и В. В. Майером разработана концепция деятельностного подхода к разработке содержания курса физики и методов проведения учебных занятий на основе научного метода познания. Эта концепция изложена в монографии «Физика в школе. Научный метод познания и обучение» В. Г. Разумовского и В. В. Майера [12; 13].

Обновлено содержание образования по астрономии. Е. К. Страутом разработана программа этого курса, издан учебник «Астрономия-11» (авторы: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут), создана методика преподавания астрономии. Готовятся к изданию методические рекомендации по изучению астрономии в начальной, основной и старшей школе, отражающие практический опыт и идеи Е. К. Страута.

Совершенствование физического эксперимента

Важнейшим направлением деятельности лаборатории является совершенствование физического эксперимента. Большой вклад в это направление внесли А. А. Покровский, Б. С. Зворыкин, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, В. А. Буров, В. Ф. Шилов: «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений»: кн. для учителя; авторы - В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др.; под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова; «Физический практикум для классов с углубленным изучением физики» под редакцией Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина [2; 3; 15; 17].

Во время социально-экономических преобразований в стране (1990-е — 2000-е годы) сложившаяся отечественная система учебного приборостроения прекратила свое существование. Однако довольно быстро в России сформировалась новая система разработки, производства, распространения и методического обеспечения учебной техникой с использованием частной собственности. Свою эффективность она продемонстрировала в период реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006-2008 гг. Результаты выполнения Федерального этапа ПНПО показали, что сложившаяся система может решить любые необходимые проблемы материально-технического обеспечения учебного процесса. В частности, за годы реализации ПНПО 10% школ обновили лабораторное и демонстрационное оборудование. Параллельно сформировалась и школа методистов-экспериментаторов, которые могут решать и трудные вопросы дидактико-методического характера учебного физического эксперимента, в том числе в условиях ФГОС.

Среди этих вопросов важно назвать такие, как создание системы демонстрационного оборудования на основе принципа комплексного использования аналогового, цифрового и компьютерного оборудования. Средствами демонстрационного оборудования теперь можно исследовать практически весь спектр изучаемых в школе явлений, причем на количественной и графической основе.

В области самостоятельного эксперимента осуществлен полный переход от уникальной отечественной системы лабораторного оборудования, построенной на приборном принципе, к системе тематических комплектов. Созданы и серийно выпускаются комплекты лабораторного аналогового оборудования и цифровые лаборатории типа «ФГОС-лаборатория НР» и «Цифровая ФГОС-лаборатория».

Впервые разработана технология проверки сформированности экспериментальных умений учащихся при проведении государственной итоговой аттестации. Для этого созданы и серийно выпускаются комплекты с использованием реального учебного оборудования («ЕГЭ-лаборатория» и «ОГЭ-лаборатория»).

Созданы и внедрены модели муниципальной сети кабинетов физики и проекты региональных трехуровневых кабинетных систем.

Наибольший вклад в это важнейшее направление деятельности лаборатории в настоящее время вносит Г. Г. Никифоров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Рассмотрены стратегические направления исследований в области физического и астрономического образования в СССР и РФ:

1. разработка концепций и содержания образования на различных этапах;

2. создание учебно-методической литературы по конкретным проблемам обучения, методики преподавания по разделам программ, реализации политехнического принципа в обучении (с опорой на исследования по педагогике, дидактике и психологии);

3. внедрение демонстрационного и лабораторного эксперимента, физического практикума; создание современной системы демонстрационного оборудования на основе принципа комплексного использования аналогового, цифрового и компьютерного оборудования;

4. обновление и обоснование различных этапов диагностики учебных достижений обучающихся;

5. требуется обновление содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов с учетом современных достижений науки и технологий, ориентированности на применение знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

PHYSICAL AND ASTRONOMICAL EDUCATION IN THE USSR AND IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider the stages of creating a system of physical and astronomical education, which are the development of the content of education, the introduction of a demonstration and laboratory experiment, the physical workshop. The authors draw attention to the creation of educational and methodological literature on specific problems of teaching, the methodology of teaching by sections of programmes, the implementation of the polytechnic principle in teaching, research on pedagogy, didactics and psychology. The authors analyze the contribution of methodologists to creating educational and methodological manuals for optional courses, schools and classes with in-depth study of physics. The article traces the history of the creation of teaching and methodological kits for primary and secondary schools, as well as the experience of developing various versions of kits. The authors draw attention to various aspects of diagnostics of students' learning achievements, to create a modern system of demonstration equipment based on the principle of the integrated use of analog, digital and computer equipment.

Keywords: educational content, teaching methods, system-activity approach, scientific method of cognition.

Литература/References

1. Глазунов А. Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977. 159 с.

2. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1: Механика, молекулярная физика, основы электродинамики / под ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1978. 351 с.

3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей. Ч. 2.

Колебания и волны. Оптика. Физика атома / под ред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, 1979. 287 с.

4. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / под ред. В. Г. Зубова и др. Москва-Берлин: Просвещение -Фольк унд виссен, 1978. 223 с. (Акад. пед. наук СССР. Акад. пед. наук ГДР).

5. Методика преподавания физики в средней школе. Механика: пособие для учителя / В. А. Орлов, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик / под ред. Э. Е. Эвенчик. М.: Просвещение, 1986. 240 с.

6. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Электродинамика: пособие для учителя / В. А. Орлов., В. В. Усанов, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик; под ред. С. Я. Шамаша. М.: Просвещение, 1987. 256 с.

7. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика: пособие для учителя / Глазунов А. Т., Нурминский И. И., Пинский А. А.; под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 1989. 272 с.

8. Научные основы школьного курса физики / А. Т. Глазунов, В. А. Орлов, В. В. Усанов, О. Ф. Кабардин; под ред. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик. М.: Педагогика, 1985. 240 с.

9. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. / под ред. А. В. Пёрышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. 398 с.

10. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, Б. М. Игошев и др. / под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1985. 159 с.

11. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. 272 с.

12. Разумовский В. Г., Майер В. В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение М.: ВЛАДОС, 2004. 463 с.

13. Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 208 с.

14. Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран: кн. для учителя / Х. Бишёнек, Я. Варга, М. Вюншман и др. / под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

15. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений / Ю. И. Дик, Ю. С. Песоцкий, Г. Г. Никифоров; / под ред. Г. Г. Никифорова. М.: Дрофа, 2005. 396 с.

16. Физика и научно-технический прогресс: пособие для учителей / под ред. В. Г. Разумовского,

A. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1980. 159 с.

17. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл. /

B. А. Орлов О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, и др. / под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. 157 с.

18. Физика: механика с элементами астрономии: учебник для 8 кл. общеобразоват. организаций / А. В. Засов, Д. Ф. Киселев, А. А. Фадеева / под ред. А. А. Фадеевой. М.: Просвещение, 2007. 272 с.

19. Физика. Электродинамика, атом и атомное ядро с элементами общей астрономии: учебник для 9 кл. общеобразоват. организаций / А. В. Засов, Д. Ф. Киселев, А. А. Фадеева / под ред. А. А. Фадеевой. М.: Просвещение, 2009. 224 с.

20. Физика: молекулярная физика и термодинамика с элементами астрономии: учебник для 7 кл. общеобразоват. организаций / А. В. Засов, Д. Ф. Киселев, А. А. Фадеева / под ред. А. А. Фадеевой. Просвещение, 2014. 256 с.

21. Mayer V. V., Saurov Yu. A. Moral testament-program of Professor V. G. Razumovsky ... Glazov, 2017. XXII All-Russia scientific and practical conference "The Educational Physics Experiment: Topical problems. Modern solutions." 3-22. [In Rus].

22. Hripkova A. G., Dorohina L. N., Ivanova R. G. i dr. Estesvoznanie: Uchebnik dlia 6 kl. obcheobraz uchregdenii /Pod red. A. G. Hripkovoi.— 4 izd.— M.: Prosveshenie, 1999.— 224 s. [In Rus].

23. Hripkova A. G., Ivanova R. G., Ivanova T. V. i dr. Estesvoznanie: Uchebnik dlia 7 kl. obcheobraz uchregdenii /Pod red. A. G. Hripkovoi.— M.: Prosveshenie, 1997.— 224 s. [In Rus].

24. Suravegina I. T., Fadeeva A. A., Dushenkova A. I. i dr. Estesvoznanie: Uchebnik dlia 5 kl. obcheobraz uchregdenii /Pod red. I. T. Suraveginoi, A. A. Fadeevoi.— 3 izd.— M.: Prosveshenie, 1999.— 270 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.