МИР БИБЛИОГРАФИИ
ПОЛЯ ЕЛИСЕЙСКИЕ
Яновский В.С. Поля Елисейские: Книга памяти / Пре-дисл. Мельникова Н.Г.; Коммент. Коростелёва О.А. и Мельникова Н.Г. - М.: Астрель, 2012.-479 с.
Свою знаменитую книгу воспоминаний Василий Семенович Яновский (1906, Полтава - 1989, Нью-Йорк) начал писать в конце 1950-х годов. Фрагменты были опубликованы в эмигрантской периодике, а полностью книга вышла отдельным изданием в Нью-Йорке в 1983 г.1 Главные ее герои, как и сам автор, - «незамеченное поколение». Так, по определению В.С. Варшавского, принято называть поколение «эмигрантских сыновей», пришедших в литературу в 20-е годы прошлого столетия: «Выключенные из цепи поколений, они жили где-то вне истории, сбоку... Непосредственно даны были только одиночество, бездомность, беспочвенность.»2.
Н.Г. Мельников во вступительной статье «Незамеченный писатель» прослеживает творческий путь В.С. Яновского, о произведениях которого в разные годы сочувственно отзывались Г. Адамович, Вл. Ходасевич, У. Хью, С. Довлатов. Его первые прозаические опыты относятся ко времени пребывания в Варшаве, куда он прибыл в 1922 г. четырнадцатилетним подростком, нелегально перейдя с отцом и двумя сестрами советско-польскую границу. Там он написал несколько произведений, в том числе и «Рассказ о трех распятых и многих оставшихся жить» - о разбойнике Варавве, избежавшем распятия на кресте.
В 1926 г. начинающий писатель переехал в Париж, где сблизился с поэтами-монпарнасцами Б. Поплавским, В. Дряхловым, В. Мамчен-ко, П. Бредом (псевдоним П. Горгулова), стал постоянным автором журнала молодых «Числа». Участвуя в литературной жизни русского Парижа, Яновский поступил на медицинский факультет Сорбонны (в 1937 г. получил степень доктора медицины); до конца жизни он совмещал писательскую деятельность с врачебной практикой.
277
Врачебный опыт «наложил глубокий отпечаток на многие произведения Яновского и обусловил характерные особенности его творческой манеры: откровенные, без боязни слов натуралистические описания, пристальное внимание к физиологии человека ... жесткая правдивость в освещении таких сторон человеческой жизни, как насилие, голод, страх, физические страдания, парализующие духовное "я" человека» (с. 11). Эти черты проявились в автобиографической повести «Колесо», вышедшей в 1930 г. отдельной книгой в издательстве «Новые писатели» и переведенной на французский язык (в переводе название «Sachka L'Enfant qui a Faim»). Одна из главных тем повести - «спокойная, бесстрастная жестокость мира», безжалостно калечащая людские судьбы.
Темами и мотивами людского страдания - одиночества, нищеты, нравственной деградации в условиях одуряющее-моно-тонного труда за кусок хлеба - пронизаны довоенные рассказы писателя «Тринадцатые», «Документ», «Рассказ медика», «Розовые дети», «Вольно-американская» и роман «Мир» (Берлин, 1931). Произведения В. Яновского, как пишет Н.Г. Мельников, проникнуты нигилистическим отчаянием «бессмысленного балагана» жизни; критики отмечали в них многочисленные психологические неувязки, «нарочитость физиологических нагромождений» и постоянные срывы в стиле.
Все это создало писателю репутацию последователя М. Арцыбашева и Л. Андреева, не способного к глубокому осмыслению и творческому преображению действительности. Такой репутации Яновский обязан весьма сдержанным приемом его повести «Любовь вторая» (Париж, 1935), где он пытался преодолеть трагическую безысходность прежних произведений. Однако, по мнению критиков, духовное просветление главной героини (бедной девушки-эмигрантки), было изображено психологически неубедительно и
оставляло впечатление авторского насилия над материалом.
Знаком преодоления отчуждения «эмигрантских сыновей» от «отцов» стала для Яновского его деятельность в религиозно-философском обществе «Круг», организованном в 1935 г. по инициативе И.И. Фондаминского и ставшем местом встречи двух эмигрантских поколений. Здесь задавали тон близкие «Новому граду» Г.П. Федотов, К.В. Мочульский, мать Мария, Н.А. Бердяев и другие мыслители, исповедовавшие идеалы социально-активного, творческого христианства.
Идеологические установки «Круга» и «Нового града», как и философские концепции А. Бергсона и Н.Ф. Фёдорова, легли в основу наиболее значительного довоенного произведения В. Яновского, романа «Портативное бессмертие». «В центре авторского внимания - мятущаяся душа неприкаянного русского эмигранта, представителя "святого рыцарства" мечтателей, "шатунов-неудачников, художников", мучительно переживающего ущербность своего одинокого "я", утратившего смысл жизни, покинутого среди враждебно равнодушного мира "других", человека кризисной предвоенной эпохи, подсознательно ощущающего симптомы близкой катастрофы привычного мироуклада» (с. 16).
Роман «Портативное бессмертие» родствен таким произведениям французской литературы того времени, как «Путешествие на край ночи» Л.-Ф. Селина и «Тошнота» Ж.-П. Сартра. Из русских произведений, повлиявших на генезис романа Яновского, автор предисловия называет романы Ф.М. Достоевского и Б. Поплав-ского, а также скандально прогремевшую в мире русского Парижа «поэму в прозе» Г. Иванова «Распад атома». По мнению Н.Г. Мельникова, с произведениями Б. По-плавского и Г. Иванова роман В. Яновского сближается бесфабульным построением, мощной лирической стихией, обилием эмоциональных монологов и философских медитаций героя-повествователя.
Перебравшись в 1942 г. в США, писатель зарабатывал на жизнь медициной, не переставая писать художественную прозу. Однако почти все его произведения, написанные в Америке, ждала трудная издательская судьба. Публикация романа-притчи «Американский опыт» в «Новом журнале» растянулась почти на три года (1946. - № 12-14; 1947. - № 15; 1948. -№ 18,19), а отдельной книгой роман вышел лишь в 1983 г. Роман «Заложник», с большими сокращениями печатавшийся также в «Новом журнале» (1960. - № 60, 61; 1961. - № 62, 63), не нашел положительного отклика в эмигрантской прессе и не был опубликован полностью. Роман «По ту сторону времени» (первоначальное название, по имени главного героя, «Корней Ямб») и вовсе был отвергнут редактором «Нового журнала» Р. Гулем и в результате впервые вышел в 1967 г. в Нью-Йорке в английском переводе («No Mans Time»)3 на рус. яз. впервые опубликован в «Новом журнале» в 1987, № 166170). Попытка завоевать американского читателя не увенчалась успехом.
Особое место среди послевоенных произведений В. Яновского занимает по-
строенная на автобиографическом материале повесть «Челюсть эмигранта» (Нью-Йорк, 1957), где были выработаны композиционные и повествовательные принципы его ставших знаменитыми мемуаров «Поля Елисейские». Подобно «Портативному бессмертию», повесть представляет собой образец лирико-фило-софской прозы, не скованной сквозной сюжетной интригой. «Челюсть эмигранта», пишет Н.Г. Мельников, отличается глубиной философской проблематики и напряженностью ярко выраженных миросозерцательных и религиозных устремлений автора, развивающего, концепцию «линейной» и «вертикальной» памяти под влиянием философских взглядов А. Бергсона о времени.
Концепция «вертикальной памяти», родственная и платоновскому учению об анамнезисе, была реализована в лучшей книге Яновского - в его мемуарах «Поля Елисейские».
Современное издание этой известной книги снабжено новыми комментариями О.А. Коростелёва и Н.Г. Мельникова.
Т.Г. Петрова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН
Примечания
1 Яновский В.С. Поля Елисейские: Книга памяти. - Нью-Йорк: Серебряный век, 1983; переизд.: СПб.: Пушкинский фонд, 1993 / Предисл. Довлатова С.; То же: Яновский В.С. Сочинения: В 2 т. / Предисл., сост. Мельникова Н.; Примеч. Мельникова Н., Коростелёва О. - М.: Гудьял-Пресс, 2000.
2 Варшавский В.С. Незамеченное поколение. - Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1956. - С. 183.
3 Роман впервые на рус. яз. был опубликован: Яновский В. По ту сторону времени // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1987. - № 166-170.