Научная статья на тему 'ПОЛТАВСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШТУРМАНОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ'

ПОЛТАВСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШТУРМАНОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АВИАЦИЯ / ЧКАЛОВСКАЯ (ОРЕНБУРГСКАЯ) ОБЛАСТЬ / СОЛЬ-ИЛЕЦК / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ШТУРМАНОВ / КРАСНОДАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

Статья освещает историю Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии, эвакуированных из Ставрополя в город Соль-Илецк Чкаловской (Оренбургской) области в 1942 году. В центре внимания находится деятельность начальника курсов Героя Советского Союза полковника Г.М. Прокофьева. Приводятся данные о выпусках Полтавских военных курсов усовершенствования штурманов в годы Великой Отечественной войны. Показано, что с данными авиационными курсами связаны биографии целого ряда прославленных советских пилотов - Героев Советского Союза. Автор вводит в научный оборот материалы, касающиеся истории Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLTAVA MILITARY AVIATION ADVANCED TRAINING COURSES FOR NAVIGATORS OF THE RED ARMY AIR FORCE

The article highlights the history of the Poltava military aviation advanced training courses for navigators of the Red Army Air Force, evacuated from Stavropol to the city of Sol-Iletsk in the Chkalovsky (Orenburg) region in 1942. The focus is on the activities of the head of the Hero of the Soviet Union courses, Colonel G.M. Prokofiev. The data on the graduates of Poltava military courses for the improvement of navigators during the Great Patriotic War are given. It is shown that the biographies of a number of famous Soviet pilots - Heroes of the Soviet Union are associated with these aviation courses. The author introduces materials concerning the history of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «ПОЛТАВСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШТУРМАНОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ»

29. Известия. - 1941. - 19 июня.

30. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. В 3 т. Т.1. Документы и материалы. - М.: Госполитиздат, 1946. - 803 с.

31. Документы министерства иностранных дел Германии. Германская политика в Турции (1941-1943). Вып. 2. - М.: Госполитиздат, 1946. - 143 с.

32. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. В 2 кн. Кн. 1. - М: Воениздат, 1968. - 415 с.

33. БатлерДж. ГуайерДж. Большая стратегия. Июнь 1941-август 1942. В 6 т. Т. 3. - М.: Иностранная литература, 1961. - 556 с.

References and Sources

1. Gosudarstva - uchastniki Vtoroj mirovoj vojny [Elektronnyj resurs] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Gosudarstva_— _uchastniki_Vtoroj_mirovoj_vojny (Data obrashcheniya 19.01.2023 g.) (Data obrashcheniya: 10.02.2023.).

2. Balkanskaya Antanta [Elektronnyj resurs] URL: http://virezkipress.rn/load/1934/fevral_1934/1934_02_09_sozdanie_balkanskoj_antanty/350-1-0-480 (Data obrashcheniya: 22.01.2023.); https://wwii.space/09-02-34-sozdana-balkanskaya-antanta/

3. Mezhdunarodnye otnosheniya. XX vek. Saadabadskij pakt // [Elektronnyj resurs] URL: http://virezkipress.ru/load/1937/ijul_1937/1937_07_08_podpisan_saadabadskij_pakt/181-1-0-469 (Data obrashcheniya: 21.01.2023.).

4. Sovetskaya istoricheskaya enciklopediya. V 16 t. T. 12. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1969. - 972 s.

5. Saadabadskij pakt 1937 goda, 8 iyulya (Vyshinskij, 1948). Dokumenty XX veka // [Elektronnyj resurs] URL: http://doc20vek.ru/node/3426 (Data obrashcheniya: 21.01.2023.).

6. Istoriografiya «Myunhenskogo sgovora» 1938 g. [Elektronnyj resurs] URL: https://historyrussia.org/proekty/80-letie-myunkhenskogo-soglashenie-1938-goda/istoriografiya-myunkhenskogo-sgovora-1938-goda.html (Data obrashcheniya: 20.01.2023.).

7. Tillmann H. Deutschland's Araberpolitik im zweiten Weltkrig. - Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965. - 473 S.

8. Documents on British Foreign Policy 1919-1939. Ser. 3. Vol. 5. 1939. Dok. 124.) // [Elektronnyj resurs] URL: https://web.archive.org/web/20190131182335/https://diplomatic-documents.org/editions/united-kingdom (Data obrashcheniya: 20.01.2023.)

9. Krecker L. Deutschland und die Turkei im zweiten Weltkrig. - Frankfurt/Main, 1964. - 293 p.

10. SSSR v bor'be za mir nakanune Vtoroj mirovoj vojny. Dokumenty i materialy. - M.: Politizdat, 1971. - 736 s.

11. Sovetsko-tureckie peregovory o pakte vzaimopomoshchi // [Elektronnyj resurs] URL: https://history.fandom.com/ru/wiki/Sovetsko-tureckie_peregovory_o_pakte_vzaimopomoshchi (Data obrashcheniya: 15.01.2023.).

12. Anglo-franko-tureckij dogovor 1939 g. // [Elektronnyj resurs] URL: https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/ANGLO-TURECKO-FRANCUZSKIJ_DOGOVOR_1939 (Data obrashcheniya: 15.01.2023.)

13. Dancig B. Turciya. - M.: Voenizdat, 1940. - 312 s.

14. Istoriya diplomatii. V 5 t. T. 4. Diplomatiya v gody Vtoroj mirovoj vojny. - M.: Politizdat, 1975. - 752 s.

15. Novejshaya istoriya Turcii. - M.: Nauka, 1968. - 396 s.

16. Sovetsko-germanskij dogovor o nenapadenii mezhdu Germaniej i SSSR. 23 avgusta 1939 g. Istoricheskie istochniki. Dokumenty 20-h godov XX v. // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/1939ru_ge.php (Data obrashcheniya: 17.01.2023.).

17. Narochnickaya N.A. Staryj «Vostochnyj vopros» v novoj anglosaksonskoj politike // Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2001. - № 8. - S. 75-89.

18. Istoriya vneshnej politiki SSSR. 1917-1945. V 2 t. T. 1. - M.: Nauka, 1980. - 512 s.

19. Dokumenty XX v. Anglo-franko-tureckij dogovor 1939 goda, 19 oktyabrya (Vyshinskij, 1948) // [Elektronnyj resurs] URL: http://doc20vek.ru/node/3557 (Data obrashcheniya: 16.01.2023.).

20. Foreign Relations of the United States // Diplomatic Parers. 1939. Vol. 1. Washington. 1959. - 889 P.

21. Kosak Semil. TurkiyeMe Milli Sef donemi (1938-1945). - Ankara. 1991. - 360 P.

22. Turk-Alman Iliskileri (1923-1939). - Ankara. 1991. - 277 P.

23. Vasil'ev. N. Turciya v orbite evropejskoj vojny // Mirovoe hozyajstvo i mirovaya politika. - 1940. - N° 4-5. - S. 141-153.

24. Medlicott W.N. The Economic Blockade. Vol. 1. History of the Second World War United Kingdom Civil Series. - London, 1952. - 732 r.

25. Korhmazyan R.S. Turecko-germanskie otnosheniya v gody Vtoroj mirovoj vojny. - Erevan: Izdatel'stvo AN Armyanskoj SSSR, 1977. - 186 s.

26. Ataov T. Turkish Foreign Policy 1939-1945. - Ankara, 1965. - 148 s.

27. Nazi-Soviet Relations 1939-1941. Documents from Archives of the German Foreign Office. / Ed. by Raymond James Sontag a. James Stuart Beddie. - Washington: Dept. of state, 1948. - 362 p.

28. Cherchill' U. Vtoraya mirovaya vojna. T. 3. - N'yu-Jork: Izd-vo im. CHekhova, 1954-1955. - 348 s.

29. Izvestiya. - 1941. - 19 iyunya.

30. Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza v period Otechestvennoj vojny. V 3 t. T.1. Dokumenty i materialy. - M.: Gospolitizdat, 1946. - 803 s.

31. Dokumenty ministerstva inostrannyh del Germanii. Germanskaya politika v Turcii (1941-1943). Vyp. 2. - M.: Gospolitizdat, 1946. - 143 s.

32. Shtemenko S.M. General'nyj shtab v gody vojny. V 2 kn. Kn. 1. - M: Voenizdat, 1968. - 415 s.

33. Batler Dzh. Guajer Dzh. Bol'shaya strategiya. Iyun' 1941-avgust 1942. V 6 t. T. 3. - M.: Inostrannaya literatura, 1961. - 556 s.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения, Дагестанский государственный университет

MUSAYEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru).

УДК 94(47)«1942/1945»:378.046.4 Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-1-113-122

ФЁДОРОВА А.В.

ПОЛТАВСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ШТУРМАНОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, авиация, Чкаловская (Оренбургская) область, Соль-Илецк, военно-учебные заведения, подготовка штурманов, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.

Статья освещает историю Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии, эвакуированных из Ставрополя в город Соль-Илецк Чкаловской (Оренбургской) области в 1942 году. В центре внимания находится деятельность начальника курсов Героя Советского Союза полковника Г.М. Прокофьева. Приводятся данные о выпусках Полтавских военных курсов усовершенствования штурманов в годы Великой Отечественной войны. Показано, что с данными авиационными курсами связаны биографии целого ряда прославленных советских пилотов - Героев Советского Союза. Автор вводит в научный оборот материалы, касающиеся истории Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

FEDOROVA, A.V.

POLTAVA MILITARY AVIATION ADVANCED TRAINING COURSES FOR NAVIGATORS OF THE RED ARMY AIR

FORCE

Key words: The Great Patriotic War, aviation, Chkalovskaya (Orenburg) region, Sol-Iletsk, military educational institutions, navigator training, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots.

The article highlights the history of the Poltava military aviation advanced training courses for navigators of the Red Army Air Force, evacuated from Stavropol to the city of Sol-Iletsk in the Chkalovsky (Orenburg) region in 1942. The focus is on the activities of the head of the Hero of the Soviet Union courses, Colonel G.M. Prokofiev. The data on the graduates of Poltava military courses for the improvement of navigators during the Great Patriotic War are given. It is shown that the biographies of a number of famous Soviet pilots - Heroes of the Soviet Union are associated with these aviation courses. The author introduces materials concerning the history of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots into scientific circulation.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны ряд военных учебных заведений -среди них Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии - эвакуировали в Чкаловскую (Оренбургскую) область. Однако в вышедшем в 1993 году сборнике-справочнике «Урал ковал Победу» данные курсы, наряду с некоторыми другими авиационными школами, не указаны [1]. В региональной научной литературе указанный вуз впервые был упомянут в диссертации А.В. Фёдоровой, представленной к защите в 1996 году [2, с. 165]. К сожалению, с тех пор существенного продвижения в изучении темы не произошло. К примеру, в 2004 году Р.В. Стрелец в книге «Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны», характеризуя Полтавские авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС, писал: «... к сожалению, данных о деятельности этого учебного заведения найдено не было» [3, с. 46].

Согласно архивным сведениям, указанные курсы находились в городе Соль-Илецке Чкаловской (Оренбургской) области с 15 сентября 1942 года по 7 февраля 1944 года [4-6] В связи с временным передислоцированием в Южно-Уральский военный округ, за курсами сохранилось прежнее наименование согласно приказу заместителя народного комиссара обороны СССР армейского комиссара обороны 1 ранга Е.А. Щаденко № 0337 от 3 сентября 1941 года [7, л. 458].

В годы Великой Отечественной войны курсы возглавлял полковник Г.М. Прокофьев [6, л. 11]. Гавриил Михайлович родился в 1907 году в селе Белое Тамбовской губернии. Обучался в школе фабрично-заводского ученичества в поселке Кадом (ныне - Рязанская область), после чего работал слесарем на заводе в городе Выкса Нижегородской области, на Московском автосборочном заводе. Начал служить в Красной Армии в 1929 году [8, с. 328]. После получения специальности автотехника в Московской школе спецслужб ВВС его направили в Севастопольскую военную школу морских лётчиков и летчиков-наблюдателей, вскоре перебазированную в город Ейск (ныне - Краснодарский край). В 1934 году Г.М. Прокофьев окончил Ейскую военную школу морских летчиков и летчиков-наблюдателей. Уже два года спустя он участвовал в дальнем перелете Москва-Хабаровск в качестве штурмана воздушного корабля ТБ-3. Приятной неожиданностью для экипажа стало появление у самолета командарма, маршала Василия Константиновича Блюхера. Он тискал в своих крепких объятиях счастливых лётчиков, приговаривая: «Орлы! Ну настоящие орлы!» [9, с. 42].

С октября 1936 года Прокофьев принимал участие в боевых действиях в Испании в составе 1 -й интернациональной бомбардировочной эскадрильи, которой командовал испанец Мартин Луна - один из лучших офицеров королевской авиации. Пилот совершал боевые вылеты на бомбардировщиках Potez-54 и СБ под командованием швейцарца, Героя Советского Союза Эрнста Шахта [10], а также И.И. Проскурова [11]. Летал он и с Н.А. Остряковым, ставшим в двадцать девять лет генерал-майором авиации [12]. За боевые заслуги 2 января 1937 года летчик был награжден орденом Красного Знамени. А 27 июня 1937 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, старшему лейтенанту Гавриилу Михайловичу Прокофьеву присвоили звание Героя Советского Союза [13, с. 48-49]. 8 марта 1938 года Г.М. Прокофьев отмечен орденом Красной Звезды. Звание полковника получил в тридцать лет.

После Испании имевший богатый военный опыт летчик руководил перебазированием самолетов И-15 и СБ из Средней Азии в Китай (Ланьчжоу). На должность флаг-штурмана ВВС его выдвинули в 1938 году. Участник беспосадочного перелета через Северный полюс в США в 1937 году (командир - В.П. Чкалов), А.В. Беляков в своих воспоминаниях написал: «Г.М. Прокофьев

флаг-штурманом пробыл около года. ... Гаврила Михайлович старательно перенимал опыт руководства, а затем стал начальником Полтавских курсов усовершенствования штурманов, созданных по его инициативе» [14].

Уточним, что начальником Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС, которые еще только предстояло сформировать, Г.М. Прокофьева назначили в январе 1939 года. Заметим, что затем (с сентября 1939 года) военкомом эскадрильи Полтавских авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС являлся И.А. Тараненко, впоследствии Герой Советского Союза. Г.М. Прокофьев же занимался переброской авиационных частей с Украины на Кольский полуостров, принимал участие в советско-финляндской войне в декабре 1939 года. Затем он прошел курсы усовершенствования командного состава при военной Академии Генштаба и в 1940 году вернулся на прежнюю должность.

В начале Великой Отечественной войны Полтавские авиационные курсы усовершенствования штурманов несли дежурство по прикрытию штаба Юго-Западного направления в Полтаве. Соответственно, их эскадрильи вели боевые действия на переправах через Днепр в районе Бориславль - Каховка. Однако вскоре поступил приказ восстановить курсы и уцелевший в жёстких боях личный состав, которого к тому времени едва набралось на одну эскадрилью, перебазированную в Краснодар. Тем не менее, группа бомбардировщиков в составе 39 СБ и 9 ДБ-3, сформированная на базе курсов, под командованием полковника Прокофьева в течение полутора месяцев воевала на Перекопе и Сиваше. Потери были серьезными [15].

Следующий пункт дислокации курсов - город Ставрополь, где Прокофьев руководил действиями по воздушной разведке войск противника. В Ставрополе курсам предоставили помещение в здании краевой психиатрической больницы. Вуз базировался на юго-западной окраине Ставрополя на аэродроме Хуторская. Авиационные подразделения курсов занимались не столько плановой учебой, сколько боевыми действиями на различных направлениях по указаниям вышестоящего командования. После форсирования противником Дона личный состав курсов на бомбардировщиках Пе-2 участвовал в поддержке обороняющихся войск бомбовыми ударами по врагу и вел воздушную разведку.

Затем Полтавские военные курсы усовершенствования штурманов ВВС, передав авиационную технику 4-й воздушной армии, из Ставрополя перебазировались в город Соль-Илецк Чкаловской области [16, с. 48-49; 17, с. 112-115]. 26 июля 1942 года при отступлении из Ставрополя Прокофьева тяжело ранило при минометном обстреле аэродрома. Длинным, окружным путем его доставили в Чкалов (Оренбург). Едва врачи разрешили полковнику ходить, он включился в организацию учебного процесса.

Эвакуированные Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС прибыли в Соль-Илецк в середине сентября 1942 года. При этом их руководство сразу столкнулось с многочисленными проблемами. Курсы разместили в малоприспособленных помещениях. Особенно остро ощущался недостаток казарменного фонда. Огромные трудности курсы испытывали с обеспечением самолётами и моторами, горюче-смазочными материалами, новой авиационной техникой.

Зима 1942-1943 гг. выдалась на редкость суровой. Между тем, топливо стало большим дефицитом. В итоге, полковник Г.М. Прокофьев вынужден был обратиться за помощью в Чкаловский обком ВКП(б). Начальник Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС 26 января 1943 года в своем обращении писал: «Положение с топливом создалось катастрофическое. Имеющийся запас дров обеспечивает только пищеблок до 30 января 1943 года. Стоим под угрозой остановки пищеблока и срыва нормального хода учебно-боевой подготовки» [6, л. 15].

И все же, несмотря на тридцатиградусные уральские морозы, полёты проводились бесперебойно. Самолёты вылетали с рассвета и заканчивали работу с наступлением темноты. Командование военно-учебного заведения активно боролось за рост рядов отличников, классных специалистов, мастеров военного дела. Личный состав курсов во главе с начальником проводил работу по укреплению дисциплины, повышению бдительности. По данным Р.В. Стрельца картина выпусков Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС выглядела следующим образом: в 1942 году фронт получил 340 штурманов, в 1943 году - 332. Выполнение плана составило 67,2 % [3, с. 120].

Обращает на себя внимание статистика, приводимая в книге «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах», вышедшей в 1962 году [18]. Всего за военные годы Полтавские военные авиационные курсы выпустили 953 штурмана (по плану - 1430). Из них в

1942 году подготовили 299 специалистов (по плану - 500), в 1943 году повысили квалификацию -332 слушателя (по плану - 430), в 1944 году в боевые части отправили - 322 человека (по плану -500) [18].

За этими сухими цифрами стоят судьбы многих великих летчиков. К примеру, среди выпускников курсов отметим Д.В. Барченкова - Героя Советского Союза. Даниил Гаврилович родился 4(17) декабря 1917 года в деревне Голошевка Смоленской губернии. Учился в железнодорожной школе ФЗУ, занимался в Смоленском аэроклубе. В Красной армии находился с ноября 1938 года. Пройдя обучение в Одесской авиационной школе летчиков, он служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке. Летом 1943 года, окончив Полтавские авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС, летчик приступил к боевой работе в составе 897-го истребительного авиаполка 288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии. С августа

1943 года по май 1945 года Д.В. Барченков прошел путь от лётчика, заместителя командира-штурмана эскадрильи, командира авиаэскадрильи, воюя на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Он участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной и Правобережной Украины, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.

288-ю истребительную авиационную дивизию в мае 1944 года посетил бывший министр авиации Франции, представитель французского движения Сопротивления господин Пьер Кот. В первый день визита Пьер Кот знакомился с самолётами, живо интересовался вооружением машин, подолгу беседовал с лётчиками, возвращающимися после боевых заданий. На следующий день гость приехал рано утром. Именно тогда состоялись полёты с целью ознакомить молодых лётчиков 897-го авиаполка с районом боевых действий. «Старики» надёжно прикрывали в воздухе своих питомцев, да так, что при встрече с четырьмя Ме-109 опытные бойцы В. Меренков и Р. Сидоренко сбили два «Мессера», а спустя некоторое время командир звена Д. Барченков с молодым пилотом В. Колягиным срезали ещё один вражеский самолёт

В Югославии старший лейтенант Д. Барченков разведал, что на железнодорожных станциях Урошевац и Бовляк сосредоточено несколько эшелонов противника. Чтобы выиграть время, Д. Барченков произвел посадку на ближайшем аэродроме и попросил помощи у штурмовиков. Командование выделило две группы Ил-2. Ведомые старшим лейтенантом Д. Барченковым, они вышли на цель и мощным ударом уничтожили вражеские эшелоны.

К середине января 1945 года командир эскадрильи 897-го истребительного авиаполка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан Д. Г. Барченков произвёл 230 боевых вылетов, участвуя в 39 воздушных боях, лично сбил 19 самолётов противника [19, с. 95-96]. Отважный лётчик к концу войны совершил 286 успешных боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3. В 52 воздушных боях он лично сбил 21 вражеский самолёт (по другим данным - 16). За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны заслуженный летчик продолжал службу в строевых частях ВВС (в Южной группе войск в Румынии). Окончил Липецкие высшие офицерские летно-тактические курсы в 1948 году, служил заместителем командира авиационного полка в Белорусском военном округе. Погиб герой в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей 30 мая 1950 года. Д.В. Барченков, награжденный орденами Ленина, Александра Невского, Красной Звезды, тремя орденами Красного Знамени, многими медалями похоронен в Смоленске на кладбище «Клинок».

Обучение на курсах усовершенствования штурманов в Соль-Илецке в октябре 1943 года завершил С.Д. Герасимов. Сергей Дмитриевич родился 7 октября 1915 года в деревне Чижово (ныне Собинского района) Владимирской области в семье рабочего. Три курса Владимирского механического техникума он окончил в 1935 году и в том же году был призван в Красную Армию, где направлен в авиационное училище. Выпускник Ворошиловградской военной авиационной школы летчиков служил в бомбардировочной авиации. Совершил несколько боевых вылетов на

бомбардировку живой силы и техники японцев в боях на реке Халхин-Гол в составе 4-го авиационного полка 23-й авиационной дивизии в 1939 году, был награжден медалью «За отвагу».

Начало Великой Отечественной войны лейтенант С.Д. Герасимов встретил далеко от западных границ. До февраля 1943 года он служил в частях ВВС Дальневосточного фронта, летал в качестве шеф-пилота командующего фронтом. С февраля по май 1943 года прошел подготовку на Ил-2. Курсы штурманов полков в Соль-Илецке, капитан Герасимов окончил в октябре 1943 года. С октября 1943 года находился в действующей армии. В составе 655-го штурмового авиационного полка (Южный фронт) он участвовал в освобождении Донбасса. За два месяца совершил 18 боевых вылетов (10 раз в качестве ведущего) и был награжден орденом Красного Знамени. Весной 1944 года гвардии капитан Герасимов воевал в небе Крыма и к апрелю 1944 года имел 38 боевых вылетов. В жарких боях приходилось подниматься в воздух несколько раз в день. Так 8 апреля, на подступах к Севастополю, он трижды водил шестерки Ил-2. 15 апреля «за отличное и умелое вождение группы самолетов» командир эскадрильи Герасимов был награжден вторым орденом Красного Знамени.

После освобождения Крыма полк перебросили в Белоруссию. Герасимов продолжал водить группы штурмовиков на боевые задания в небе Белоруссии, Прибалтики. Он умело руководил эскадрильей, грамотно организовывал подготовку к боевому вылету, и поэтому в очередном представлении к награждению отмечалось «... за время вождения групп ни одного случая потери самолетов». 20 апреля 1944 года гвардии капитан Герасимов награжден третьим орденом Красного Знамени. К августу 1944 года он совершил уже 93 боевых вылета [20, с. 49].

10 августа 1944 года майор Герасимов последний раз поднялся в небо. В тот день командир эскадрильи повел группу Ил-2 в «свободный поиск» с задачей найти и уничтожить вражеские эшелоны с бензином, предназначенным для немецких танков. Два состава цистерн обнаружили на литовской станции Альвитас. При заходе в атаку самолет Герасимова был подбит зенитной артиллерией. Объятый пламенем штурмовик не свернул с курса. Однополчане услышали в эфире последние слова комэска: "Иду на таран!". Горящий самолет, подчиняясь воле пилота, врезался в гущу цистерн с бензином. На следующий день советские войска освободили станцию и увидели страшные следы таранного удара: обгоревшие остовы вагонов, дымящиеся шпалы. Недалеко от воронки нашли только тело стрелка старшины Александра Зубкова, выброшенное взрывом. Он нарушил последний приказ командира и не покинул горящий самолет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Герасимову Сергею Дмитриевичу посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Среди его наград - орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу».

На станции Альвитас, на месте подвига, отважному экипажу установили памятник. Имя Герасимова присвоено улице в селе Бабаево Собинского района Владимирской области, также имя героя носит Ставровская средняя школа Собинского района. Стела с барельефом героя установлена в мае 2010 года на мемориале на площади Победы города Владимира. В деревне Чижово Шуйского района Ивановской области установлен памятный знак. Имя С.Д. Герасимова увековечено на мемориале Героев в городе Иваново.

Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС в 1944 году окончил В.К. Фалин, удостоенный звания Героя Советского Союза в мае 1946 года. Василий Константинович родился 25 апреля 1919 года в деревне Малое Колодезное - ныне в составе городского округа города Новомосковск Тульской области (по другим данным в деревне Иван-Озеро Новомосковского района), в крестьянской семье. Окончил 9 классов и школу фабрично-заводского ученичества, работал старшим аппаратчиком на химическом комбинате в городе Сталиногорск (ныне Новомосковск), был призван в армию в январе 1940 года Сталиногорским горвоенкоматом. Окончив военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне Оренбург) в 1942 году, с 5 июля 1943 года В.К. Фалин находился в действующей армии, сражаясь на штурмовике Ил-2 в 305-й штурмовой авиационной дивизии на Юго-Западном, 3-м Украинском, 3 -м и 2-м Прибалтийских, Ленинградском фронтах.

На Юго-Западном (с 20 октября 1943 года - 3-м Украинском) фронте он участвовал в составе 17-й воздушной армии в Изюм-Барвенковской наступательной операции; Донбасской

стратегической наступательной операции, в том числе в освобождении города Павлоград; Запорожской наступательной операции - этапе Нижнеднепровской стратегической операции, в том числе в освобождении города Запорожье.

Окончив Полтавские курсы усовершенствования штурманов в 1944 году, с июля 1944 года он вновь служил в действующей армии, в своем полку. На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии он участвовал в Псковско-Островской наступательной операции и освобождении городов Остров и Псков; в Тартуской наступательной операции, в том числе в освобождении города Тарту (Эстония). В составе 14-й воздушной армии на 3-м Прибалтийском фронте, а затем в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском фронте он участвовал в Прибалтийской стратегической наступательной операции (14 сентября - 24 ноября 1944 года), в том числе в Рижской наступательной операции (14 сентября - 22 октября 1944 года) и освобождении столицы Латвии города Рига. С ноября 1944 по май 1945 года в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском, а с 1 апреля - Ленинградском фронте участвовал в ликвидации группировки противника на Курляндском полуострове (западная часть Латвии).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Фалину Василию Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К концу войны летчик совершил 132 боевых вылета [21, с. 69-70].

После войны гвардии майор В.К. Фалин продолжал службу в Военно-воздушных силах, служил штурманом 166-го гвардейского штурмового авиационного полка 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 34-й воздушной армии (Закавказский военный округ, город Кутаиси). В 1956 году он окончил Военно-воздушную академию. Летчик награжден двумя орденами Ленина (23.02.1945; 15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (25.10.1943; 12.08.1944), орденами Александра Невского (30.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (17.01.1944), двумя орденами Красной Звезды (9.08.1943; 26.10.1955), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.11.1950). Он имел шестьдесят благодарностей от командования полка, дивизии и воздушной армии. Погиб летчик 6 июля 1958 года при исполнении служебных обязанностей.

Всего же, по информации Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Краснодарская школа штурманов ВВС (бывшие Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС) дали Отечеству 77 Героев Советского Союза [22].

В связи с дислокацией авиационных курсов в Соль-Илецке, здесь был создан военный городок (воинская часть 31170). Газета Соль-Илецкого района дважды публиковала групповую фотографию слушателей Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС с генералом Г.М. Прокофьевым в центре. На снимке запечатлены двадцать молодых офицеров, которых впереди ждал фронт. Эту фотографию впервые напечатали в газете «За коммунистический труд» Соль-Илецкого района в 1989 году. Снимок 1943 года сохранила В. Петрякова (Ситникова) - секретарь райкома ВЛКСМ в годы Великой Отечественной войны. На ней перед отправкой на передовую с начальником курсов запечатлены Светлов, Морозов, Серегин, Чернооченко, Самсонов, Зорин, Саяпин, Кирилов, Сергеев, Яичницин, Петлюк, Воробьёв, Балашов, Государев, Базовкин, Шестопалов, Пуриков и др. Все эти фамилии значатся на обороте фотографии. Как сложилась фронтовая биография этих и других штурманов, выпускников Полтавских курсов, ещё предстоит узнать [23, 24].

Удалось выяснить сведения о Н.Г. Чернооченко. Николай Григорьевич родился в селе Чечелово Кременчугского района Полтавской области (Украина) в 1918 году, был призван в Красную Армию в 1939 году. В Великой Отечественной войне он участвовал с 27 июня 1941 года. Служил в 33-м, 65-м, 828-м штурмовых авиационных полках. За первые три месяца войны летчик совершил 63 боевых вылета, из них с 20 августа по 25 сентября 1941 года -37 боевых вылетов. Младший лейтенант 65-го штурмового авиационного полка Н.Г. Чернооченко 25 сентября 1941 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Наградной лист подписал командир 65-го ШАП Герой Советского Союза майор В.И. Белоусов [25]. В наградном листе от 9 июля 1944 года сказано: «В 33-й ГвШАП на должность командира авиаэскадрильи прибыл в июле месяце 1943 года. За это время показывая образцы мужества и отваги, он произвёл 11 высокоэффективных боевых вылетов, из них 9 - ведущим группы. Отлично владеет своим боевым

оружием, он использует над полем боя все его возможности, чтобы больше уничтожить ненавистного врага... Эскадрилья за время его командования произвела 101 боевой вылет» [26].

Капитан Н.Г. Чернооченко был отмечен орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

На групповой фотографии среди молодых офицеров запечатлен также штурман П.А. Базовкин. Петр Андреевич родился в Курской области в 1914 году, с 1939 года - в Красной Армии. В годы войны летчик совершал боевые вылеты днём и ночью в сложных метеоусловиях. Летал на Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит, Хельсинки. «За период штурманской работы не имел на ни одного случая потери ориентировки». Приказом командования авиации дальнего действия 30 марта 1944 года он был награжден орденом Красного Знамени. Погиб при выполнении боевого задания 30 ноября 1944 года. Похоронен на кладбище деревни Новоселье Оршанского района Витебской области. [27, л.л. 17-18; 28, л. 25].

Судьбы других слушателей все еще предстоит выяснить.

23 октября 1943 года вышло Постановление Государственного комитета обороны «О перебазировании школ, училищ и ремонтных органов ВВС Красной Армии». План передислокации авиационных школ ВВС Красной Армии включал и Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС КА. Картину реэвакуации позволяет представить сам текст постановления:

«1. Утвердить представленный ВВС план перебазирования авиационных школ ВВС Красной Армии в сроки, указанные в плане.

2. Обязать НКПС (т. Кагановича) обеспечить перевозку поименованных в плане авиашкол в пункты новой дислокации потребным количеством подвижного железнодорожного транспорта в сроки, указанные в плане.

3. Обязать Военные Советы округов для передислоцируемых авиашкол освободить все жилые и служебные помещения, ранее ими занимаемые, выделить недостающие площади для их размещения, а также выделить потребное количество рабочей силы и строительных материалов на их ремонт и восстановление.

4. Разрешить передислоцируемым авиационным школам ВВС Красной Армии взять с собой в пункты новой дислокации все принадлежащее им учебное имущество, казарменное оборудование и другое имущество, а также собранный урожай подсобных хозяйств.

5. Разрешить Командующему ВВС КА выслать заблаговременно от каждой передислоцируемой школы передовые команды для приема подлежащих передаче школам жилых и учебных помещений.

6. Обязать начальников главных управлений НКО обеспечить нормальную работу авиашкол в пунктах их новой дислокации всеми видами положенного довольствия, строительными и горюче-смазочными материалами.

7. Обязать Начальника Генерального Штаба Красной Армии совместно с Командующим ВВС Красной Армии дать необходимые организационные указания во исполнение настоящего постановления».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно постановлению, надлежало передислоцировать 4 авиаэскадрильи, 171 самолёт, 765 человек постоянного состава и 190 - переменного состава. На перебазирование потребовалось 270 вагонов [5].

Заметим, что среди вузов, подлежавших передислокации, находились также Липецкие военные курсы усовершенствования командирского состава. Для сравнения приведем данные, относящиеся к этим курсам. Они выводились из города Серноводска (Приволжский военный округ) в Липецк. По штатному составу данные курсы имели 5 эскадрилий, 99 самолётов, 875 чел. постоянного состава и 280 чел. переменного состава.

Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС КА вернулись в Краснодар в апреле 1944 года. Для перебазирования отвели срок с 15.1.1944 г. по 1.У1.1944 г. В этот же год курсы переименовали в Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС КА. Соответствующий приказ народного комиссара обороны СССР №48 от 10 апреля 1944 года подписал И. Сталин. Через два года военное учебное заведение получило

наименование Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС КА, которая существовала до апреля 1960 года.

С Полтавскими военными авиационными курсами усовершенствования штурманов ВВС связаны также биографии начальника 3-й Чкаловской военной авиашколы пилотов В.И. Никитенко и её курсанта И.К. Голчина. В.И. Никитенко некоторое время занимал должность помощника начальника Полтавских курсов усовершенствования штурманов. Командира 140-го гвардейского штурмового авиационного полка И.К. Голчина в конце 1944 года направили в Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС КА, в которой он обучался до апреля 1945 года. Звания Героя Советского Союза капитан И.К. Голчин был удостоен 27 июня 1945 года. В победный 1945 год из её стен выпустились питомцы Первой ЧВАТТТП Герои Советского Союза И.А. Филатов и Ю.В. Чибисов.

Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС окончили выпускники Первой ЧВАШП Герои Советского Союза А.Я. Плешаков (1947 г.), Г.Ф. Пастухов (1949 г.), А.И. Грошев (1951 г.), Б.Н. Тихонов (1951 г.); выпускники 2-й Чкаловской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров Герой Советского Союза Д.И. Лебедев (1947), Г.А. Сметанин (1952 г.); выпускник Третьей ЧВАШП Герой Советского Союза Н.П. Кузнецов (1947 г.) и др.

Звание генерала начальник школы Г.М. Прокофьев получил, находясь в Соль-Илецке. Краснодарской высшей офицерской школой штурманов ВВС генерал Г.М. Прокофьев руководил до 1947 года. По окончании Высшей академии Генштаба в 1949 году и военно-исторического факультета этой же академии в 1951 году, он служил заместителем начальника Военно-воздушной академии (Монино). После отставки генерал-майор Г.М. Прокофьев проживал в поселке Монино Московской области. О прославленном авиаторе рассказывает книга М.П. Сухачева «Штурман воздушных трасс», вышедшая в серии «Богатырь» издательства «Московский рабочий» в 1981 году, но о пребывании генерала в Соль-Илецке в ней почему-то не упоминается [9].

В целом, история Оренбуржья неразрывно связана с такой прославленной личностью как Герой Советского Союза Г.М. Прокофьев, удостоенный медали «Золотая Звезда» Героя №43 (т.е. в числе первых). Также он был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Полтавские высшие авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии, находясь в городе Соль-Илецке Чкаловской (Оренбургской) области, внесли весомый вклад в Победу. Только в 1943 году они подготовили 332 специалиста.

Отчёты по учебной и боевой деятельности курсов за 1942-1943 годы содержатся в Центральном архиве Министерства обороны РФ в фонде 60679. Исследователям, опираясь на архивные свидетельства, еще предстоит раскрыть эту интересную страницу военной истории страны.

Отметим также, что на базе Краснодарской высшей офицерской школы штурманов и Батайского военного авиационного училища летчиков в апреле-мае 1960 года было организовано Краснодарское военное ордена Дружбы народов летно-техническое училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова для подготовки военнослужащих для стран народной демократии. Первые группы курсантов и слушателей из стран Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии) прибыли в училище в мае 1960 года. Героями Вьетнама стали 38 выпускников училища.

В последующие десятилетия училище неоднократно меняло свое наименование. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 768-р, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова стало самостоятельным высшим военным учебным заведением в составе Воздушно-космических сил Министерства обороны Российской Федерации.

Литература и источники

1. Урал ковал Победу: сборник-справочник к 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / П.Г. Агарышев и др. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. - 382 с.

2. Федорова А.В. Роль местных органов государственной власти Российской Федерации в обеспечении фронта пополнением в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (На материалах Южного Урала). Дис. ... докт. ист. наук. - СПб., 1996. -450 с.

3. Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2004. - 136 с.

4. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) Ф.60679. Оп.35825. Д. 1.

5. Постановление ГКО «О перебазировании школ, училищ и ремонтных органов ВВС Красной Армии». ГОКО №4404сс от 23 октября 1943 г.

6. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф.371. Оп.7. Д. 616.

7. ЦАМО РФ. Ф.4. Оп.11. Д.65.

8. На поле ратном / сост Батуркин П.А. - М.: Москов. рабочий, 1977. - 336 с.

9. СухачёвМ.П. Штурман воздушных трасс. - М.: Москов. рабочий, 1981. - 128 с.

10. Шахт Эрнст Генрихович родился в городе Базиль (Швейцария). Из-за политических преследований в апреле 1922 года эмигрировал в СССР. В 1924 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 декабря 1936 года. С ноября 1940 года - заместитель командующего ВВС Орловского военного округа по вузам. Расстрелян 23 февраля 1942 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году.

11. Проскуров Иван Иосифович родился в селе Малая Токмачка (Украина) в 1907 году. Советский лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (21 июня 1937 г.), генерал-лейтенант авиации. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, золотыми часами от наркома обороны СССР (1936 г.) за перелёт Москва-Хабаровск.

12. Командующий ВВС Черноморского флота Герой Советского Союза Н.А. Остряков погиб под Севастополем в 1942 г.

13. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1983. - 223 с.

14. БеляковА.В. В полет сквозь годы. - М.: Воениздат, 1981. - 350 с.

15. Секретные донесения начальнику Управления по укомплектованию войск Генштаба Красной Армии начальника Полтавских авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС полковника Прокофьева о безвозвратных потерях начальствующего и рядового состава с 1 по 10 сентября 1941 года. № 0899 от 23 сентября 1941 года, г. Краснодар.

16. Пшеняник Г.А. Крах плана «Эдельвейс». Советская авиация в битве за Кавказ. 1942-1943. - М.: Изд-во «Центрполиграф», 2013. - 379 с.

17. Карташев А.В. Бои на Ставрополье: Жаркий август сорок второго. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2021. - 260 с.

18. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. - Текст электронный.

19. БыковМ.Ю. Все асы Сталина 1936-1953 гг. - М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. - 1392 с.

20. Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Владимирцы - Герои Советского Союза. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1963. -326 с.

21. СмирновН. Сквозь все преграды // Герои-новомосковцы. 1941-1945. 2-е изд., испр. и доп. - Новомосковск, 2010.- 79 с.

22. https: // kvvaul.mil.ru/Ob uchilische/istoriya

23. Петрякова В. Чтобы помнили потомки // Илецкая защита. - 1995. - 22 июня.

24. Подковыров Н. Устремляясь ввысь // Илецкая защита. - 2000. - 8 мая.

25. Наградной лист Н.Г. Чернооченко. 25 сентября 1941 г.

26. Наградной лист Н.Г. Чернооченко. 9 июля 1944 г.

27. ЦАМО РФ. Ф.ЗЗ. Оп. 686044. Д. 3826.

28. ЦАМО РФ. Ф. 20109. Оп.2. Д.2.

References and Sources

1. Ural koval Pobedu: sbornik-spravochnik k 50-letiyu Pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne / P.G. Agaryshev i dr. - Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1993. - 382 s.

2. Fedorova A.V. Rol' mestnyh organov gosudarstvennoj vlasti Rossij skoj Federacii v obespechenii fronta popolneniem v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 - 1945 gg. (Na materialah Yuzhnogo Urala). Dis. ... dokt. ist. nauk. - SPb., 1996. - 450 s.

3. Strelec R.V. Organizaciya Yuzhno-Ural'skogo voennogo okruga i ego rol' v podgotovke voennyh kadrov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. -Orenburg: Izd-vo Orenburg. gos. ped. un-ta, 2004. - 136 s.

4. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF (CAMO RF) F.60679. Op.35825. D. 1.

5. Postanovlenie GKO «O perebazirovanii shkol, uchilishch i remontnyh organov VVS Krasnoj Armii». GOKO N°4404ss ot 23 oktyabrya 1943 g.

6. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (OGAOO). F.371. Op.7. D. 616.

7. CAMO RF. F.4. Op.11. D.65.

8. Na pole ratnom / sost Baturkin P.A. - M.: Moskov. rabochij, 1977. - 336 s.

9. Suhachyov M.P. SHturman vozdushnyh trass. - M.: Moskov. rabochij, 1981. - 128 s.

10. Shaht Ernst Genrihovich rodilsya v gorode Bazil' (Shvejcariya). Iz-za politicheskih presledovanij v aprele 1922 goda emigriroval v SSSR. V 1924 godu okonchil Borisoglebskuyu voennuyu aviacionnuyu shkolu lyotchikov. Zvanie Geroya Sovetskogo Soyuza prisvoeno 31 dekabrya 1936 goda. S noyabrya 1940 goda - zamestitel' komanduyushchego VVS Orlovskogo voennogo okruga po vuzam. Rasstrelyan 23 fevralya 1942 goda. Posmertno reabilitirovan v 1955 godu.

11. Proskurov Ivan Iosifovich rodilsya v sele Malaya Tokmachka (Ukraina) v 1907 godu. Sovetskij lyotchik-bombardirovshchik, Geroj Sovetskogo Soyuza (21 iyunya 1937 g.), general-lejtenant aviacii. Nagrazhden ordenami Lenina i Krasnogo Znameni, dvumya ordenami Krasnoj Zvezdy, zolotymi chasami ot narkoma oborony SSSR (1936 g.) za perelyot Moskva-Habarovsk.

12. Komanduyushchij VVS CHernomorskogo flota Geroj Sovetskogo Soyuza N.A. Ostryakov pogib pod Sevastopolem v 1942 g.

13. Kuznecov I.I., Dzhoga I.M. Pervye Geroi Sovetskogo Soyuza (1936-1939). - Irkutsk: Vost.-Sib. izd-vo, 1983. - 223 s.

14. Belyakov A.V. V polet skvoz' gody. - M.: Voenizdat, 1981. - 350 s.

15. Sekretnye doneseniya nachal'niku Upravleniya po ukomplektovaniyu vojsk Genshtaba Krasnoj Armii nachal'nika Poltavskih aviacionnyh kursov usovershenstvovaniya shturmanov VVS polkovnika Prokof'eva o bezvozvratnyh poteryah nachal'stvuyushchego i ryadovogo sostava s 1 po 10 sentyabrya 1941 goda. N° 0899 ot 23 sentyabrya 1941 goda, g. Krasnodar.

16. Pshenyanik G.A. Krah plana «Edel'vejs». Sovetskaya aviaciya v bitve za Kavkaz. 1942-1943. - M.: Izd-vo «Centrpoligraf», 2013. - 379 s.

17. Kartashev A.V. Boi na Stavropol'e: ZHarkij avgust sorok vtorogo. - Stavropol': Izd-vo StGMU, 2021. - 260 s.

18. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v cifrah. - Tekst elektronnyj.

19. Bykov M.Yu. Vse asy Stalina 1936-1953 gg. - M.: OOO «Yauza-press», 2014. - 1392 s.

20. Nagornyj A.F., Travkin V.V. Vladimircy - Geroi Sovetskogo Soyuza. - YAroslavl': Verhne-Volzhskoe kn. izd-vo, 1963. - 326 s.

21. Smirnov N. Skvoz' vse pregrady / Geroi-novomoskovcy. 1941-1945. 2 e izd., ispr. i dop. - Novomoskovsk, 2010.- 79 s.

22. https: / kvvaul.mil.ru/Ob uchilische/istoriya

23. Petryakova V. Chtoby pomnili potomki / Ileckaya zashchita. - 1995. - 22 iyunya.

24. Podkovyrov N. Ustremlyayas' vvys' / Ileckaya zashchita. - 2000. - 8 maya.

25. Nagradnoj list N.G. Chernoochenko. 25 sentyabrya 1941 g.

26. Nagradnoj list N.G. Chernoochenko. 9 iyulya 1944 g.

27. CAMO RF. F.33. Op. 686044. D. 3826.

28. CAMO RF. F. 20109. Op.2. D.2.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор, Оренбургский государственный аграрный университет (publcentr@mail. ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor, Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:373 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-122-126

ЛАСТОЧКИН А.А.

ШКОЛЬНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1943-1944 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ульяновская область, советские школьники, помощь фронту, социалистические соревнования, детские дома, пионерские лагеря, комсомол.

На основе документов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), которые впервые вводятся в научный оборот, в статье рассмотрены основные мероприятия, осуществлявшиеся государством в отношении школьной молодежи в годы Великой Отечественной войны на территории Ульяновской области. В центре внимания автора - учащиеся образовательных школ и воспитанники детских домов, которые так же, как и вся страна, включились в оказание посильной помощи фронту. Показано, что, наряду с традиционными сферами классных занятий, отдыха и воспитания, значительное место уделялось организации трудовой деятельности подростков. При этом они, наряду со взрослыми, активно включались в социалистическое соревнование. Рассматриваются приоритеты политики, проводимой государством в лице Ульяновского обкома ВЛКСМ среди молодого поколения, в первую очередь, связанные с поддержкой образовательных школ, детских домов, организацией деятельности пионерских лагерей и пр.

LASTOCHKIN, A.A.

SCHOOLCHILDREN OF THE ULYANOVSK REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE HISTORY OF THE SOVIET YOUTH POLICY 1943-1944

Key words: Great Patriotic War, Ulyanovsk region, Soviet schoolchildren, aid to the front, socialist competitions, orphanages, pioneer camps, Komsomol.

Based on the documents of the State Archive of Contemporary History of the Ulyanovsk Region (GANI UO) and the State Archive of the Ulyanovsk Region (SAUO), which are first introduced into scientific circulation, the article discusses the main activities carried out by the state in relation to school youth during the Great Patriotic War on the territory of the Ulyanovsk region . The author focuses on the students of educational schools and orphanages, who, like the whole country, are involved in providing all possible assistance to the front. It is shown that, along with the traditional spheres of classroom studies, recreation and education, a significant place was given to the organization of labor activity of adolescents. At the same time, they, along with adults, were actively involved in socialist competition. The priorities of the policy pursued by the state in the person of the Ulyanovsk regional committee of the Komsomol among the younger generation, primarily related to the support of educational schools, orphanages, the organization of pioneer camps, etc., are considered.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для страны, в том числе для ее тыла. При этом, наряду с обеспечением фронта необходимыми ресурсами (продукцией промышленных предприятий, продуктами питания и пр.), в числе важнейших задач тыла, в частности, оказались: подъем трудовой активности молодого поколения, организация патриотического воспитания школьников, подготовка допризывной молодежи к армии и т.д. Работа в молодежной среде предполагала не только физическую, но и морально-психологическую мобилизацию - через трудовое воспитание, здоровое соперничество в трудовой деятельности, общественно-политическую подготовку и пр. Патриотический лозунг «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» имел глубокий, емкий смысл для всех советских граждан, в том числе для совсем юных. Он определял оптимальную модель поведения, помогал как в быту, так и в производственной сфере, как в промышленности, так и в сельскохозяйственном секторе экономики.

Рассматриваемая проблема работы с молодежью в Ульяновской области привлекала внимание многих региональных историков. В частности, среди них выделим А.Г. Пашкина, Р.А. Мухамедова, А.В. Карпова и др. [1-3]. Среди прочего, ими было показано, чти творческая инициатива населения рождала массовый трудовой героизм советских людей, в том числе всё новые и новые формы социалистического соревнования. Как известно, в военные годы широкий размах получило соревнование по профессиям, движение многостаночников, соревнование комсомольско-молодёжных бригад, начинающих рабочих. При этом меньше известно о том, что в годы военного лихолетья получили распространение индивидуальные соревнования и соревнования среди школьников и пионерских лагерей по оказанию помощи фронту. Между тем, в военные годы учащиеся средних и неполных средних школ активно привлекались для оказания помощи фронту и удовлетворения хозяйственных нужд страны. К примеру, трудовую силу школьников широко использовали для помощи в сельскохозяйственном секторе, на фабриках,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.