Научная статья на тему '9-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

9-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЧКАЛОВСКАЯ (ОРЕНБУРГСКАЯ) ОБЛАСТЬ / ГОРОД БУГУРУСЛАН / АВИАЦИЯ / ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ / ПОДГОТОВКА ПОЛЬСКИХ ЛЁТЧИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова А.В.

В статье впервые делается попытка дать краткую историю 9-й военно-авиационной школы первоначального обучения, одной из тридцати, созданных в СССР в 1941 году. Используя документальные материалы Центрального архива Министерства обороны РФ, автор освещает деятельность школы с момента организации в июле 1941 года вплоть до ее расформирования в октябре 1945 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

9TH MILITARY AVIATION SCHOOL OF INITIAL TRAINING

The article represents a first attempt to give a brief history of the 9th Military Aviation School of initial training, one of thirty established in the USSR in 1941. On the basis of the documentary materials from the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the author examines the history of the school from the moment of its organization in July 1941 until its liquidation in October 1945.

Текст научной работы на тему «9-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377.5:358.4:93

9-я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2022 А.В. Фёдорова

Оренбургский государственный аграрный университет

Статья поступила в редакцию 04.02.2022

В статье впервые делается попытка дать краткую историю 9-й военно-авиационной школы первоначального обучения, одной из тридцати, созданных в СССР в 1941 году. Используя документальные материалы Центрального архива Министерства обороны РФ, автор освещает деятельность школы с момента организации в июле 1941 года вплоть до ее расформирования в октябре 1945 года.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Чкаловская (Оренбургская) область, город Бугуруслан, авиация, военно-авиационная школа первоначального обучения, курсанты, подготовка польских лётчиков. DOI: 10.37313/2658-4816-2021-4-2-66-72

Начавшаяся Вторая мировая война вызвала необходимость усилить подготовку и обучение авиационных кадров. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР №386 167-сс от 25 февраля 1941 года в Военно-воздушных силах Красной Армии начали организовывать школы пилотов первоначального обучения (ШППО), вводились новые учебные планы и программы. В течение 1941 года в СССР открыли 30 авиационных школ первоначального обучения.1 В советский период к изучению подготовки пилотов на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны первыми обратились преподаватели авиационного вуза в Оренбурге. Монография «Оренбургское летное: очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И.С. Полбина» вышла в свет в 1976 году.2

Южно-Уральское книжное издательство в 1983 году выпустило «Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС».3 В главе VIII, посвященной Великой Отечественной войне, отмечено, что кадры

Федорова Алла Владимировна, доктор историчес ких наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин. E-mail: publcentr@mail.ru

для фронта готовили «военные училища и курсы». Однако в «Очерках» отмечена только 1-я Чкаловская военно-авиационная школа пилотов.4 Остальные школы не названы, в том числе и авиационные.

Южно-Уральское книжное издательство в 1993 году опубликовало сборник-справочник «Урал ковал победу»,5 где в разделе «Военно-учебные заведения» указаны лишь 10 школ разного профиля подготовки, находившихся на территории Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Публикации, вышедшие к 2022 году, не ликвидировали имеющийся пробел. Несомненно, публикация сборника-справочника «Урал ковал победу» стала важным шагом в области изучения подготовки военных кадров в Чкаловской области в 1941-1945 гг. Однако в сборник не вошло значительное число военно-учебных заведений, перебазированных на Южный Урал в начале войны, включая авиационные. Среди них - Академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, Вторая Московская военная авиационная школа механиков спецслужб ВВС РККА, Полтавские военные авиационные курсы усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии, 9-я и 10-я

военные авиационные школы первоначального обучения, 11-я школа младших авиационных специалистов, 27-я учебная офицерская авиационная дивизия и др.

В монографии Р.В. Стрельца «Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны» особый интерес представляет раздел, посвященный подготовке специалистов для Военно-воздушных сил Красной Армии.6 Однако военным авиационным школам первоначального обучения Р.В. Стрелец уделяет мало внимания.

В настоящее время в научных и краеведческих изданиях, в оренбургских архивах, музеях отсутствует информация о большинстве военных училищ, школах, курсах, учебных дивизиях, бригадах, местом дислокации которых в 1941-1945 гг. являлась Чкаловская область.

В Чкаловской (Оренбургской) области в 1941-1945 гг. дислоцировались три военные авиационные школы первоначального обучения: 6-я - в селе Чебеньки Сакмарско-го района, 9-я - в городе Бугуруслане и 10-я - в поселке Сорочинск.

В данной статье рассматривается история 9-й ВАШПО. В основу исследования легли документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того привлечены документальные свидетельства Оренбургского государственного архива социально-политической истории, Абдулинского городского архива и музея.

Не претендуя на полноту изложения истории авиационного военного учебного заведения, автор поставил задачу осветить наиболее важные события.

К созданию 9-й военной авиационной школы первоначального обучения приступили 22 июля 1941 года в городе Кирсанове Тамбовской области. Формирование возложили на полковника Ивана Николаевича Лебедева. Решением Военного Совета Орловского военного округа от 29 июля 1941 года за № 005422 вузу передали 18 самолетов У-2 мичуринского аэроклуба. Для школы построили полевой

аэродром и приступили к обучению полетам курсантов. Эвакуация в город Шадринск Челябинской (ныне - Курганской области) проходила с 6 ноября по 27 декабря 1941 года7. (Указанные сведения приводятся в деле №1 фонда 9-й ВАШПО Центрального архива Министерства обороны РФ, однако данные, вошедшие в опись фонда 60428, отличаются от использованных автором). Затем школа была перебазирована в город Бугуруслан Чкалов-ской (Оренбургской) области, куда поступила 16 марта 1942 года8.

Школу с 17 августа 1941 года по 10 октября 1945 года возглавлял полковник Николай Иванович Мирошниченко. Родился он в 1903 году. В Красной Армии - с октября 1923 года. Воевал в Средней Азии с басмачами в 1928 - 1931 гг. Заместителем по политчасти являлся подполковник Алексей Степанович Павлов. Командирами эскадрилий были назначены капитаны В.В. Иванов, А.И. Рак, С.К. Марченко. Задача наставников школы состояла в обучении курсантов пилотированию на учебном самолете и приобретении ими общих знаний по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке. Курсанты должны были научиться пилотированию днем в простых условиях, групповым полетам в составе звена и получить практику полетов по маршруту.

Курсантов учили «наблюдать за положением самолета и корректировать его: ... следить, чтобы самолёт не опускал и не задирал нос; контролировать скорость, высоту; постоянно наблюдать за происходящим вокруг, а в военное время своевременно заметить противника. От этого зависит судьба экипажа. В больших самолетах надо еще следить за деятельностью экипажа.

.Но что бы не произошло, главная цель решений и действий летчика состоит в том, чтобы сделать все возможное для выполнения задания и сохранения жизни экипажа». Так писал известный в стране Герой Советского Союза Эндель Пусэп, обучавшийся в Оренбурге в 3-й школе летчиков и летчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова в 1929-1931 гг 9.

Обучение проводилось на самолетах У-2, затем перешли на самолет УТ-2. У-2 разрабатывался как самолет для первоначального обучения. Он обладал прекрасными пилотажными качествами. Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные. В годы войны его ласково называли и «огородник», и «кукурузник», «ночник». Такое отношение к себе снискал этот самолет потому, что безотказно трудился в войну. Немцы проклинали назойливый «рускартон» или «русфанер», причинивший им много беспокойства. Самолет У-2 создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 году. После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 году самолет в честь создателя переименовали в ПО-2.

Советская авиация часто употребляла для ночных бомбардировок самолет У-2 (ПО-2). Это одномоторный биплан многоцелевого назначения. Его использовали как самолет связи, как ближний разведчик, как легкий ночной бомбардировщик. Радиус действия У-2 позволял ему бомбить объекты, расположенные на расстоянии 60-80 км от переднего края обороны противника; при работе с передовых площадок радиус действия увеличивался еще на несколько десятков кило-метров10. У-2 строился серийно на многих заводах до 1953 года, а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено примерно 33000 самолетов этого типа11.

Среди офицерского и сержантского состава военного учебного заведения встречались участники обороны Сталинграда, Ленинграда, Одессы12. Начальник штаба школы майор Г.Н. Овчинников служил в По-ставской военно-авиационной школе пило-тов-бомбардировшиков, сформированной летом 1940 года в Поставах (Белоруссия). 24 июня 1941 года после неоднократных массированных налетов фашистской авиации Поставскую школу эвакуировали в Чка-ловскую область. Некоторые офицеры 9-й ВАШПО имели высокие правительственные награды. Орденом Красной Звезды

были награждены подполковник П.И. Калмыков (3.11.1944 г.), командир эскадрильи капитан С.К. Марченко (28.02.1944 г.), командир отряда, старший лейтенант В.А. Мареев (2.08.1944 г.). Медаль «За оборону Сталинграда» получил подполковник П.И. Калмыков, медаль «За взятие Кенигсберга» - старший лейтенант В.А. Мареев. Передача боевого опыта курсантам проходила в процессе разбора конкретных ситуаций, проведения показательных занятий по различным видам боя.

В центре внимания руководства находились стажировки постоянного состава школы во фронтовых частях. В развитие приказа Наркомата обороны (НКО) от 9 июля 1942 года в апреле 1943 года командующий ВВС утвердил Положение о прохождении боевой стажировки. Фронтовую закалку офицеры 9-й школы пилотов прошли в феврале и октябре 1944 года13. Школа имела авиамастерские, которыми руководил старший техник лейтенант Г.Г. Бутузов.

Напряженная работа коллектива школы дала большой эффект. В 1942 году подготовили и выпустили 965 человек, выполнив 95% годового плана. При этом следует учитывать, что два месяца ушли на перебазирование и в течение двух месяцев ощущался недостаток в авиамасле. В условиях перебоев с горюче-смазочными материалами (ГСМ) командованию школы пришлось проявлять незаурядные способности для выполнения плана летной подготовки.14 С момента поступления горючего личный состав школы старался использовать малейшую возможность летать.

С марта по ноябрь 1942 года школа наряду со своей основной деятельностью сформировала и отправила на фронт 6 маршевых ближних бомбардировочных полков - 21, 374, 634, 640, 649, 98715. Так, в марте 1942 года летно-технический состав 640-го бомбардировочного авиационного полка убыл на фронт. В июле 1942 года получил наименование 640-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Участвовал в боях на Брянском фронте. К середине сентября 1943

года полк выполнил 3259 боевых вылетов. За время участия в Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской, Кенигсбергской, Берлинской стратегических наступательных операциях полк совершил более тысячи успешных боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1945 года 640-й бомбардировочный Млав-ский полк был награжден орденом Суворова III степени.

Вуз неоднократно посещали представители высшего командного состава: маршал К.Е. Ворошилов, командующие войсками Южно-Уральского военного округа генерал М.Т. Попов, генерал-полковник М.А. Рейтер, а также командующий ВВС ЮжУр ВО генерал-майор П.С. Степанов. Внимание руководителей Южно-Уральского военного округа к вопросам подготовки летных кадров воодушевляло командиров, преподавателей, инструкторов и слушателей. Росло их стремление к совершенствованию летного мастерства16.

Проблема с расквартированием курсантов вновь обострилась в 1943 году. Пришлось серьезно уплотняться. По решению ГКО в 1943 году в 9-ю авиашколу прибыло 500 фронтовиков из числа политсостава для дальнейшего обучения. Разместить курсантов в существующий «квартирный фонд» не представлялось возможным. 14 июля 1943 года суженный исполком Бугурусланского горсовета депутатов трудящихся принял решение использовать корпус, принадлежавший ранее расформированному госпиталю №3316, а в июле 1943 года занимаемый эвакогоспиталем №4511. Данный корпус территориально находился отдельно от основных служб госпиталя17.

Аэродром, на котором проходили занятия, в зимнее время необходимо было убирать от заносов. На расчистку выходило 20 человек и подавалось 10 подвод18. Аэродромный отдел Управления ВВС ЮжноУральского военного округа обязал для обеспечения работы боевой авиации на период весенней распутицы производить на Бугу-русланском аэродроме расчистку взлетно-

посадочных полос от снега до грунта размером 1200-2000 м19.

В 1943 году 9-я ВАШПО подготовила 1189 пилотов, что составило 105,2% в отношении плана Управления военными учебными заведениями ВВС Красной Армии (УВУЗ ВВС КА) и раньше срока на два месяца20. За семь месяцев 1944 года школа выпустила 625 пилотов, курсанты налетали 34782 часа. Всего в 1944 году советская авиация получила из 9-й ВАШПО 1214 пилотов21. За этот период произошло всего 2 аварии, 6 поломок и 4 вынужденные посадки. Для сравнения: в 1943 году во 2-й Молотовской (Пермской) школе пилотов первоначального обучения ВМФ насчитывалось 62 летных происшествия, в результате которых разбилось четыре самолета У-2 и погиб один курсант22. Качество подготовки курсантов полностью отвечало требованиям и нормативам УВУЗ ВВС Красной Армии.

Отметим, что в ВВС по сравнению с 1941 годом налет на подготовку летчика увеличился в 1944 году более чем в 4 раза, а количество самолето-вылетов на обучение боевому применению возросло в 2,5 раза.

В 9-й ВАШПО прошли обучение польские военнослужащие. Численный рост 1-й Польской Армии во время Второй мировой войны заметно повысил ее потребность в офицерских кадрах и других специалистах. С этой целью с помощью советского командования значительно увеличили контингент польских слушателей и курсантов в советских военно-учебных заведениях.

Наряду с непосредственной помощью кадрами польским военным частям в годы войны были созданы польские отделы либо курсы при 27 военных училищах Красной Армии. «Список этих училищ очень длинен», - отмечает Здислав Романовский, автор статей о советско-польском военном сотрудничестве.23

3 июня 1944 года, согласно приказу №063, в 9-ю военную авиашколу первоначального обучения зачислили солдат и офицеров Польской Армии24. Задача подготовки авиационных кадров усложнялась

тем, что большинство польских курсантов не знали русского языка, не были знакомы с русской авиацией и техникой. Планировалось овладение техникой пилотирования, а затем обучение каждого боевым действиям в воздухе, а также поражению целей на земле.

Необычный энтузиазм курсантов и неутомимый труд советских летчиков-инструкторов сделали невозможное. Они считали своим долгом как можно быстрее и лучше обучить своих польских друзей. Чрезмерная нагрузка буквально валила советских специалистов с ног.

Четыре месяца занятий были трудны еще и тем, что они велись на русском языке, которым подавляющее большинство курсантов владело плохо. И вот долгожданный час: в торжественной обстановке 23 октября 1944 года состоялся их выпуск как «окончивших обучение и направленных для дальнейшего прохождения службы»25. Первые полеты с инструктором, первые трудности в воздухе, неуверенность новичка и последующий успех, когда машина становится послушной воле летчика, - все позади. Курсантов распределяли в боевые единицы. Всех восхищал быстрый успех. Этого результата достигли благодаря беспрекословной дисциплине и порядку, которые были характерны для советских военных школ.

9-я ВАШПО считалась одной из лучших в Южно-Уральском военном округе. В школе царствовал безупречный порядок, дисциплина, дружеские взаимоотношения, высокий боевой дух и сознательность.

Много сил организации учебного процесса отдавал ее начальник. Приведем характеристику, данную полковнику Н.И. Мирошниченко руководством ЮжноУральского военного округа в августе 1944 года: «Полковник Мирошниченко в должности начальника школы с августа 1941 г. Обладает большим опытом в летной работе, который умело применяет в руководстве школой, в результате чего в течение 1942 - 1943 гг. и 1944 г. школа, руководимая Мирошниченко, по всем показателям: в

учебном процессе, по дисциплине, военному порядку, организованности и выполнения выпуска пилотов среди первоначальных школ ВВС округа занимает ведущее место.

... Сам Мирошниченко является энергичным, дисциплинированным, решительным и требовательным командиром. Умело насаждает строгую воинскую дисциплину в школе и воспитывает офицерский, сержантский состав в духе уставных требований.

Вследствие умелого и твердого руководства Мирошниченко 9-я ВАШПО в течение 3-х лет среди первоначальных школ округа занимает первое место». Это строки из «Наградного листа» по случаю представления Николая Ивановича к правительственной награде.

Н.И. Мирошниченко особое внимание уделял командному, летному и техническому составу, но и предъявлял им высокие требования. Он требовал от техников исправности самолета, от пилотов - высокую степень готовности, а от командования -человеческого отношения к подчиненным. Своим личным примером и авторитетом он обязывал и других не отступать от этих правил, никому не прощал поверхностного отношения к делу.

Выпускники летной школы распределялись для прохождения службы в строевые части, лучшие выпускники оставались инструкторами в школе. В 1944 году «за высококачественную подготовку пилотов» 32 человека инструкторского и командного состава школы получили правительственные награды26. Начальник 9-й ВАШПО полковник Н.И. Мирошниченко «за умелое руководство школой, за перевыполнение плана подготовки летных кадров Вооруженных Сил Красной Армии в 1942-1944 гг., за успехи в учебно-боевой подготовке школы» был представлен к высокой награде - ордену Ленина. Наградной лист подписал 31 августа 1944 года зам. командующего ВВС Южно-Уральского военного округа по вузам генерал-майор авиации Скоблик.

Николай Иванович Мирошниченко об-

ладал необыкновенным тактом, завоевал уважение и доверие подчиненных. Мирошниченко знал каждого, о каждом заботился и каждого ценил по достоинству. Прекрасный организатор, он нашел путь к сердцу молодежи так скоро и незаметно, как может сделать только человек с врожденным талантом воспитателя. Человек справедливый, он сумел создать в школе образцовый порядок, не злоупотребляя дисциплинарными взысканиями.

9-я ВАШПО по плановому заданию в 1942-1944 гг. должна была обучить 2980 специалистов. План выполнили на 112,9 %, всего выпустили 3365 человек27.

Архивные источники помогают исследовать историю школы более детально. К примеру, одно из дел, с донесениями о боевом и численном составе 9-й ВАШПО, а также материалами о ее деятельности за 1942 год, включает 560 листов28.

Подготовку летных кадров для Польской Армии позволяют изучить списки выпускников школы 1944 года, хранящиеся в фонде документов 9-й ВАШПО.29

23 сентября 1945 года начальник 9-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения полковник Н.И. Мирошниченко вручил медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» офицерскому составу 9-й ВАШПО. Приведем их имена:

1. Зам. нач. школы по политчасти - подполковник Павлов Алексей Степанович

2. Начальник штаба школы - майор Овчинников Георгий Никитович

3. Ст. инженер школы - инженер-капитан Черваков Василий Алексеевич

4. Ст. нач. МГО - ст. лейтенант м/с Ле-скин Израиль Иосифович

5. Командир эскадрильи - капитан Иванов Владимир Владимирович

6. Командир эскадрильи - капитан Рак Александр Игнатьевич

7. Командир эскадрильи - капитан Марченко Семен Кириллович

8. Нач. отделения стр. и кадров - ст. лейтенант Киселев Ефим Иванович

9. Командир отряда - ст. лейтенант Захаров Алексей Романович

10. Начальник УЛО - подполковник Калмыков Павел Ильич

11. Начальник авиамастерских - ст. техник-лейтенант Бутузов Глеб Григорьевич

12. Начальник санслужбы - майор м/с Кириллов Иосиф Дмитриевич

13. Командир отряда - старший лейтенант Мареев Василий Андреевич

14. Командир отряда - старший лейтенант Каскевич Александр Антонович

15. Командир отряда - старший лейтенант Галушенко Игорь Павлович

16. Командир отряда - старший лейтенант Дегтяренко Анатолий Давыдович

17. Командир отряда - капитан Макей-чик Леонид Андреевич

18. Зам. нач. политотдела - майор Антипенко Филимон Ерофеевич

19. Начальник штаба эскадрильи - капитан Скиба Яков Гаврилович

20. Пом. начальника УЛО - техник-лейтенант Коновальцев Михаил Яковлевич30.

Таким образом, командование 9-й ВАШ-ПО в годы Великой Отечественной войны сталкивалось с объективными трудностями и необходимостью решать одновременно множество задач организационного, бытового и материального порядка. Но в результате целенаправленной деятельности руководящего состава 9-й военной авиационной школы первоначального обучения объемы и сроки подготовки пилотов были приведены в соответствие с потребностями фронта, улучшились организация учебного процесса и материально-техническое обеспечение школы.

Преодолевая огромные трудности военного времени, только 9-я военная авиационная школа первоначального обучения, располагающаяся в гор. Бугуруслане Чкаловской (Оренбургской) области, подготовила для фронта более трех тысяч пилотов, пополнивших десятки авиационных полков. Их боевые маршруты пролегали на разных фронтах, они совершали успешные, но очень рискованные полеты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны РФ (далее ЦАМО РФ). Ф.35. Оп. 11284. Д.1629. ЛЛ. 14-15.

2 Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное: очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И.С. Полбина. - М.: Воениздат, 1976. 268 с.

3 Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. 2-е изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. 416 с.

4 Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. 2-е изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. С. 233.

5 Урал ковал победу. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. 382 с.

6 Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та,

2004. С .43-49.

7 ЦАМО РФ. Ф.60428. Оп. 35982. Д.1. Л.1.

8 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 1. Л. 18.

9 Пусеп Э. На дальних воздушных дорогах. М.: Воениздат, 1975. С. 44.

10 Волков А.В. Самолеты на войне. М., Л. 1946. С. 82.

11 Симаков В.Л., Шипилов И.Ф. Воздушный флот страны Советов. М.: Воениздат, 1958. С. 398; Самолеты победы. М.: Машиностроитель.

2005. С. 9-12.

12 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 54. ЛЛ. 65-66, 112-141.

13 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 76. Л. 70.

14 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35985. Д.1. Л. 7.

15 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 36. ЛЛ. 57-58, 60-63,65-68.

16 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 1. Л. 17.

17 Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф.371. Оп.7. Д.620. ЛЛ. 49-50.

18 ОГАСПИ. Ф.371. Оп.7. Д.619. ЛЛ. 3 об., 15.

19 ОГАСПИ. Ф.371. Оп.7. Д.616. Л. 57.

20 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д.1. Л. 7 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Наградной лист полковника Н.И. Мирошниченко от 31 августа 1944 г. URL: http:// podvignaroda.ru/?#id=46725663&tab=navDetail ManAward

22 Подпрятов Н.В. Подготовка пилотов морской авиации в Молотовской области в годы Великой Отечественной войны // Технологос. 2020. №3. С. 67.

23 Романовский З. Братство, рожденное в боях // Братство по оружию. М.: Интерпресс, 1975. С. 80.

24 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 62. ЛЛ. 111118.

25 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 68. ЛЛ. 262270.

26 Наградной лист полковника Н.И. Мирошниченко от 31 августа 1944 г. URL: http:// podvignaroda.ru/?#id=46725663&tab=navDetail ManAward

27Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. Оренбург: Изд-во Оренб. гос. пед. ун-та, 2004. С.121.

28 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д.24.

29 ЦАМО РФ. Ф. 60428. Оп. 35982. Д. 62, Д. 76. ЛЛ. 262-270.

30 URL: http://m. vk.com/wall-176558385_1968.

9th military aviation school of initial training

© 2022 A.V. Fedorova

Orenburg State Agrarian University

The article represents a first attempt to give a brief history of the 9th Military Aviation School of initial training, one of thirty established in the USSR in 1941. On the basis of the documentary materials from the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the author examines the history of the school from the moment of its organization in July 1941 until its liquidation in October 1945.

Keywords: Great Patriotic War, Chkalov (Orenburg) region, Buguruslan, aviation, military aviation school of initial training, cadets, training of Polish pilots. DOI:10.37313/2658-4816-2021-4-2-66-72

Alla Fedorova, Doctor of History, Professor, Department of Humanities. E-mail: publcentr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.