Научная статья на тему '3-я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ'

3-я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Чкаловская (Оренбургская) область / военно-авиационная школа / обучение курсантов / самолёт Ил-2 / Поставская военно-авиационная школа / Петрозаводская военно-авиационная школа / Great Patriotic War / war / Chkalovsky (Orenburg) region / military aviation school / cadet training / IL-2 aircraft / Postavskaya Military Aviation School / Petrozavodsk Military Aviation School

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

В статье освещается история 3-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов, начавшей формироваться в сентябре 1941 года на основе остатков авиационных школ, ранее дислоцированных на западе страны и разбитых фашистами. Даётся характеристика начальникам школы, приводится статистика выпусков специалистов. Отмечается, что в процессе обучения в школе использовались самолёты СБ, Ил-2. Автор акцентирует внимание на исключительно трудных условиях, в которых учебный процесс осуществлялся в 1941-1942 гг., в частности, острую нехватку топлива, горючего, а зачастую и продовольствия. Тем не менее, школа подготовила многих известных летчиков – Героев Советского Союза. Всего в 3-й Чкаловской ВАШП было подготовлено 1200 пилотов, хотя планировалось выпустить 3160. Выполнение плана составило 39,2%. Упоминается о приеме и размещении эвакуированных Поставской военной авиашколы пилотов, прибывшей из Белоруссии и Петрозаводской военной авиашколы пилотов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3rd CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL OF PILOTS

The article highlights the history of the 3rd Chkalov Military Aviation Pilot School, which began to form in September 1941 on the basis of the remnants of aviation schools previously stationed in the west of the country and defeated by the Nazis. The characteristics of the heads of the school are given, the statistics of the graduates of specialists are given. It is noted that in the process of training at the school, SB, Il-2 aircraft were used. The author focuses on the extremely difficult conditions in which the educational process was carried out in 1941-1942, in particular, the acute shortage of fuel, fuel, and often food. Nevertheless, the school has trained many famous pilots Heroes of the Soviet Union. In total, 1200 pilots were trained in the 3rd Chkalovskaya VASHP, although it was planned to release 3160. The plan was fulfilled by 39.2%. Mention is made of the reception and accommodation of the evacuees of the Postavy Military Aviation School of Pilots, who arrived from Belarus and the Petrozavodsk Military Aviation School of Pilots.

Текст научной работы на тему «3-я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ»

Надо отметить, что некоторые меры по усилению контроля в условиях войны, бесспорно, были закономерны. Однако тотальная настороженность, неоправданная подозрительность как властей, так и населения оказывали отрицательное влияние на жизнь немцев-колонистов, вселяли в них неуверенность, а возможно и неприязнь к новому Отечеству. Таким образом, с одной стороны, немцы - переселенцы способствовали подъему экономики сельского хозяйства края, развитию производительных сил, внедрению современных агротехнических приемов, выращиванию новых сельскохозяйственных культур, утверждению капиталистических отношений, а с другой - обострению земельного вопроса из-за наплыва колонистов.

Литература и источники

1. Эхо. - 1996. - №7 (29).

2. Решетов Д.Г. Немецкие колонисты западных губерний России, депортированные в Поволжье в годы Первой мировой войны. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. - М., 1997.

3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 11. Оп. 58. Д. 46.

4. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 11. Д. 304.

5. Плохотнюк Т.Н. Немецкое население Северного Кавказа: социально- экономическая, политическая и религиозная жизнь (конец XVIII - середина XX века.). Дисс. ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 1996.

References and Sources

1. Ekho. - 1996. - №7 (29).

2. Reshetov D.G. Nemeckie kolonisty zapadnyh gubernij Rossii, deportirovannye v Povolzh'e v gody Pervoj mirovoj vojny. // Migracionnye processy sredi rossijskih nemcev: istoricheskij aspekt. - M., 1997.

3. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya (CGA RSO-A). F. 11. Op. 58. D. 46.

4. CGA RSO-A. F. 11. Op. 11. D. 304.

5. Plohotnyuk T.N. Nemeckoe naselenie Severnogo Kavkaza: social'no- ekonomicheskaya, politicheskaya i religioznaya zhizn' (konec XVIII - seredina XX veka.). Diss. ... kand. ist. nauk. - Stavropol', 1996.

АЛИЕВ ХИБИ КУРБАНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). МАГОМеДоВА МАРЬЯМ МАГОМЕДОВНА - директор МБОУ «СОШ № 26» г. Махачкалы, кандидат исторических наук, доцент кафедры обществоведческих дисциплин и правоведения Дагестанского государственного университета народного хозяйства (magomedova@mail.ru)

МУРАДОВ МАГОМЕД МАГОМЕДСАИДОВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой Махачкалинского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) ALIEV, KHIBI K. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Procedure, North Caucasian Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (aliev@mail.ru).

MAGOMEDOVA, MARYAM M. - Director of MBOU "Secondary School No. 26", Makhachkala, Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Social Sciences and Law, Dagestan State University of National Economy

MURADOV, MAGOMED M. - Ph.D. in History, Head of the Department of the Makhachkala branch of the Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) (muradov@mail.ru).

УДК 94(470.56).084.8:354.355 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-89-95

ФЁДОРОВА А.В.

3-я ЧКАЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Чкаловская (Оренбургская) область, военно-авиационная школа, обучение курсантов, самолёт Ил-2, Поставская военно-авиационная школа, Петрозаводская военно-авиационная школа.

В статье освещается история 3-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов, начавшей формироваться в сентябре 1941 года на основе остатков авиационных школ, ранее дислоцированных на западе страны и разбитых фашистами. Даётся характеристика начальникам школы, приводится статистика выпусков специалистов. Отмечается, что в процессе обучения в школе использовались самолёты СБ, Ил-2. Автор акцентирует внимание на исключительно трудных условиях, в которых учебный процесс осуществлялся в 1941-1942 гг., в частности, острую нехватку топлива, горючего, а зачастую и продовольствия. Тем не менее, школа подготовила многих известных летчиков - Героев Советского Союза. Всего в 3-й Чкаловской ВАШП было подготовлено 1200 пилотов, хотя планировалось выпустить 3160. Выполнение плана составило 39,2%. Упоминается о приеме и размещении эвакуированных Поставской военной авиашколы пилотов, прибывшей из Белоруссии и Петрозаводской военной авиашколы пилотов.

FEDOROVA, A.V. 3rd CHKALOV MILITARY AVIATION SCHOOL OF PILOTS

Key words: Great Patriotic War, war, Chkalovsky (Orenburg) region, military aviation school, cadet training, IL-2 aircraft, Postavskaya Military Aviation School, Petrozavodsk Military Aviation School.

The article highlights the history of the 3rd Chkalov Military Aviation Pilot School, which began to form in September 1941 on the basis of the remnants of aviation schools previously stationed in the west of the country and defeated by the Nazis. The characteristics of the heads of the school are given, the statistics of the graduates of specialists are given. It is noted that in the process of training at the school, SB, Il-2 aircraft were used. The author focuses on the extremely difficult conditions in which the educational process was carried out in 1941-1942, in particular, the acute shortage of fuel, fuel, and often food. Nevertheless, the school has trained many

famous pilots - Heroes of the Soviet Union. In total, 1200 pilots were trained in the 3rd Chkalovskaya VASHP, although it was planned to release 3160. The plan was fulfilled by 39.2%. Mention is made of the reception and accommodation of the evacuees of the Postavy Military Aviation School of Pilots, who arrived from Belarus and the Petrozavodsk Military Aviation School of Pilots.

Не так давно был снят гриф секретности с документов о подготовке лётно-технических кадров в вузах ВВС СССР в период с 1 января 1941 по 1 мая 1945 гг., что позволило представить общую картину деятельности авиационных школ и училищ в годы Великой Отечественной войны. В данной связи известно, что на 1 января 1941 года в составе Военно-воздушных сил Красной Армии насчитывалось 40 военно-авиационных школ пилотов. В течение 1941 года было сформировано 44 военных авиационных учебных заведения, среди них одно - в Чкаловской области [1, лл. 14-15; 2, с. 17].

В сентябре 1941 года из остатков разбитых фашистами авиашкол, ранее дислоцированных на западе страны, приступили к созданию 3-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов (3-я ЧВАШП) [3, л. 5]. Поставскую военную авиационную школу пилотов приняли на станции Чебеньки Сакмарского района Чкаловской области (Оренбургская область в 1941-1945 гг. именовалась Чкаловской). Она формировалась летом 1940 года в городе Поставы Белорусской ССР и размещалась в казармах ранее стоявшего там полка гродненских уланов. Возглавлял вуз полковник ВВС В.А. Тимофеев. В первый день войны учебное заведение подверглось мощной бомбардировке. 24 июня 1941 года удалось по железной дороге эвакуировать уцелевший личный состав, а также оборудование и имущество, хранившееся на складах. Путь личного состава школы в Чкалов пролёг через город Оршу Витебской области и Москву.

Летчик Н.Т. Смольский вспоминал: «Нас сначала поместили в здание, которое занимала 1-я ЧВАШП Мы там пожили недели две-три или больше. Помню, чтобы быть более или менее прилично одетыми, когда идёшь в увольнение, приходилось собирать у кого сапоги, у кого брюки... Когда вернёшься - всё раздашь, и останутся на тебе какие-то обноски ... Обмундирование получили, когда нашу школу разместили в двух сёлах Чкаловской области -Чебеньки и Чёрный Отрог». Некоторых курсантов Поставской авиашколы пилотов для продолжения учёбы направили в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов им. К.Е. Ворошилова. В частности, в их числе оказались Б.Н. Мошков и Г.Ф. Пастухов, отмеченные впоследствии званием Героя Советского Союза [4, с. 376, 407]. Среди прибывших из Белоруссии военнослужащих, ставших курсантами 3-й ЧВАШП, были два закадычных друга Алексей Кривонос и Николай Опрышко - будущие Герои Советского Союза. Они сдружились до войны в Ростовском аэроклубе. Вместе с ними из города Поставы прибыли на Южный Урал москвич Б.С. Заворызгин и С.Г. Чепелюк, также удостоенные звания Героя Советского Союза в конце Великой Отечественной войны.

В состав 3-й ЧВАШП вошла и часть курсантов эвакуированной Петрозаводской военной авиационной школы пилотов, в том числе И.А. Солдатов, звание Героя Советского Союза которому посмертно присвоено в июне 1945 года, а также Н.П. Кузнецов, получивший звание Героя Советского Союза в июле 1945 года [4, с. 296, 504].

Начальником 3-й Чкаловской авиашколы пилотов назначили бывшего руководителя Поставской ВАШП полковника В.А. Тимофеева. Биография Вячеслава Арсентьевича наполнена яркими событиями и фактами. В молодости он работал на заводах Самары, Петрограда, Перми; за антивоенную агитацию в 1917 году был заключён в тюрьму. В Гражданскую войну В. Тимофеев участвовал в подавлении антисоветских выступлений белоказаков и мятежа белочехов под Оренбургом, в боях на Восточном и Южном фронтах, в разгроме деникинских войск. Он встречался с В.В. Куйбышевым, Н.М. Шверником, М.Н. Тухачевским, Г.Д. Гаем [5, с. 5]. Лётную подготовку В.А. Тимофеев прошёл в Высшей школе стрельбы и бомбометания в 1923 году. Спустя год начал учиться в Ленинградской высшей школе летчиков-наблюдателей. В 1932 году он окончил командный факультет Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского, затем командовал тяжелобомбардировочной авиаэскадрильей, скоростной бомбардировочной авиабригадой. 25 мая 1936 года за умелое руководство боевой подготовкой летчик был награждён орденом Ленина. Не обошли его и сталинские репрессии. Поставскую военную авиашколу пилотов ВВС РККА он возглавил в октябре 1940 года, затем организовав её эвакуацию на Южный Урал.

Руководил 3-ей ЧВАШП В.А. Тимофеев до марта 1943 года, а затем убыл на фронт, где принимал участие в Курской битве, командовал 197-й, 300-й штурмовыми авиадивизиями. За время войны комдив Тимофеев был пять раз персонально упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего. Он также был награждён орденом Ленина (21.02.1945), орденом Красного Знамени (3.11.1944), орденом Суворова II степени (29.05.1945), орденом Кутузова II степени (23.08.1943), тремя медалями.

После войны В.А. Тимофеев состоялся как писатель. Его перу принадлежат повести «Штурмовики», «Товарищи лётчики: записки авиационного командира». Книга «На незримом посту: записки военного разведчика» посвящена Гражданской войне, становлению советской контрразведки.

В контексте нашей статьи, особый интерес представляют записки авиационного командира, в которых описана эвакуация Поставской лётной школы и первый, самый сложный год деятельности 3-й ЧВАШП В своём письме к В.А. Тимофееву маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский отметил, что его книга «послужит воспитанию нашей славной молодёжи в духе беззаветной преданности и любви к нашей Родине, к нашему народу». Действительно, подготовленная им книга весьма интересна; повествование автора с первых страниц вводит в атмосферу военного времени. Тимофеев пишет: «Две небольшие школы решено было влить в нашу, другие мелкие также рассовать по более крупным школам ... У нас теперь четыре авиаэскадрильи, немного прибавилось людей, но авиационного имущества, запасных частей к самолётам и автотранспорта стало значительно меньше, кое-что пришлось передать в распоряжение округа. Там сказали «нужно» и нам пришлось смириться».

Размещение школы определялось близостью железной дороги, наличием в Чебеньках учебного аэродрома и авиамастерских, ранее относившихся к 1-й Чкаловской ВАШП. На станции Чебеньки расположились штаб авиашколы, две учебные эскадрильи и авиамастерские, в селе Чёрный Отрог Гавриловского района (ныне - Саракташского) - политотдел авиашколы, две учебные эскадрильи, авиамастерские [6, л. 3]. Ещё одна учебная эскадрилья находилась в селе Саракташ. В короткое время подготовили учебные и запасные аэродромы, поступила техника, самолёты, наладили снабжение. Преподавательский и командный состав, курсантов, техников расселили по домам, а также в приспособленных под казармы зданиях школ, магазинов, учреждений. Часть курсантов устроили в землянках. «Было настолько тесно, что для запасного батальона, занявшего сельмаг и склад, пришлось построить нары в четыре яруса» [7, с. 224].

Учебные занятия проходили в классах сельских школ и в других помещениях, в том числе в землянках и под открытым небом. «Есть у нас одна школа, разместилась она почти на голом месте. Скажу прямо, живут там плохо. Курсанты зимуют в бывших коровниках, землянках. Самолёты ремонтируют в гараже», - так герой книги В.А. Тимофеева характеризует 3-ю ЧВАШП [7, с. 268].

В 3 -ю Чкаловскую авиашколу направляли молодежь из разных регионов страны. Так, несколько человек, среди них находился будущий дважды Герой Советского Союза Т.Я. Бегельдинов, приняли из Балашовской военной авиационной школы пилотов (Саратовская область). Из Омска прибыли курсанты Таганрогской военной школы пилотов им. В.П. Чкалова, эвакуированной в Сибирь из Ростовской области. Выпускник 3-й ЧВАШП С.Т. Вагин вспоминает: «Курсанты нашей школы в количестве 400 человек были направлены для дальнейшего обучения в лётные школы города Оренбурга (в 1-ю и 3-ю). Я учился в третьей школе на станции Чебеньки» [8, с. 93].

Представить повседневную жизнь школы опять-таки помогает В.А. Тимофеев: «Перед нами встали новые трудности. Все гончарки для подогрева воды и масла были отправлены на фронт, эскадрильям пришлось строить самодельные водогрейки. Достали котлы, кирпич, трубы, шланги. Золотые руки курсантов помогли и в этом деле.

. Наступили холода. Примитивная оснастка водомаслогреек принудила комэсков выделять команды курсантов для подвозки воды, колки дров, подогрева воды и масла для самолётов. Курсантам приходилось подниматься с полуночи и трудиться до темноты. Работа механиков в мороз, на ветру, в открытом поле была равна подвигу, но люди будто не замечали этого.

... Зимнее лётное обмундирование... давно отправлено на фронт, простая шинель и сапоги заменили меховой комбинезон и унты».

Между тем, зима 1941-1942 гг. выдалась суровой. И вновь возвращаемся к В.А. Тимофееву, так как он практически в документальной форме даёт зарисовку, в частности, сложившейся ситуации с топливом, которая коснулась всех лётных вузов Чкаловской области: «В ноябре школе не дали бензина. Полёты пришлось прекратить. Курсантов перевели на теоретические занятия, но в классах ниже нуля, а топить нечем. Часть курсантов пришлось отправить на очистку леса и заготовку дров. Областной город сам жил без топлива».

К тому же поубавился продовольственный паёк. Вячеслав Арсентьевич пишет: «Сырые сакмарские дровишки еле тлеют в печах. Приготовление пищи на кухнях стало запаздывать, привычный ритм жизни школы нарушается. Нет, с этим больше мириться нельзя. Поднимаем всю школу и на несколько дней отправляем на заготовку дров. Через неделю приступаем к занятиям. Однако жизнь продолжает оставаться сложной и тяжёлой. Лютый мороз испытывает наше терпение, проверяет выдержку. В классах замерзают чернила, коченеют руки, стынет спина. Успеваемость резко упала». Нам, живущим восемь десятилетий спустя, интересны любые детали, «мелочи» из жизни школы: «... Ещё раз обшарили все чемоданы, и все, что нашлось подходящего отдали в караул, где часовые хотя и сменяются каждый час, но сильно страдают от холода. Занятия перенесли в общежития, всё же там теплее, чем в промерзших классах.

Всех свиней, которых откармливали при курсантской столовой, пришлось заколоть: кормили их картофельными очистками, но теперь картошку варим «в мундире» и отходов больше нет».

Большой проблемой стала весенняя распутица. Весной 1943 года в 3-й ЧВАШП привлекали по 40-45 человек и 10-15 подвод для расчистки от снега взлётно-посадочной полосы [9, л. Зоб.].

Но, несмотря на трудности, молодежь не унывала. В частности, даже в столь трудных условиях, много внимания уделялось художественной самодеятельности. Курсанты любили своих артистов. Тимофеев так описывает одну из репетиций: «В укромном уголке идёт репетиция. Курсант Целомоидзе с двухрядной гармошкой и Опрышко с гитарой сидят на табуретках, а Бегельдинов под их аккомпанемент поёт протяжную песню. ... Пел Талгат с увлечением, как умеют петь восточные народы.

Его место занял Опрышко. Он выпрямился и, точно солдат на торжественном смотре, держа гитару, как винтовку, замер на секунду. Объявил негромко: «Солнце нызенько!», ловко выбросил гитару вперёд и лихо ударил по струнам. Слушая его, я только диву давался: откуда взялся у этого молодца такой певучий «задушевный» голос?» [7, с. 244]. В книге В.А. Тимофеева «Товарищи лётчики» замполит так характеризует курсанта Николая Опрышко: «. Из всех курсантов, которых я знаю, один Опрышко действительно «на все руки»: отличный гимнаст, знаменитый гитарист. Рассказывают, что когда он выступал с гитарой в Ростовском аэроклубе, девчата плакали ... Он же отличный пилот, вот что главное!» [7, с.239].

3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов готовила специалистов с 15 августа 1941 года по 1 октября 1945 года [10]. Центральный архив Министерства обороны РФ хранит большой массив документов, позволяющих изучить историю вуза, к примеру, «Доклад о работе школы с декабря 1942 г. по сентябрь 1943 г.» - 412 л. [11], «Доклад о работе и составе школы за 1944 г.» - 95 л. [12].

На протяжении всего времени в школе шла напряженная работа. Постепенно налаживался учебный процесс. Преподаватели требовали от курсантов высокой организованности, собранности, чёткости, внимательности. До 1943 года школа обучала пилотов экипажей бомбардировочной авиации с самостоятельным налётом примерно 20 часов, в среднем - 25-35 часов. Срок обучения продолжался 6 - 9 месяцев. 3-я ЧВАШП в 1941-1943 годы подготовила 538 пилотов на бомбардировщики СБ, из них - 103 отправили на фронт в 1941 году (по плану - 960), 424 - выпустили в 1942 году (по плану - 770). Выполнение плана составило 31,1 %. В 1943 году пополнили боевые части 111 пилотов (по плану - нет) [13]. Основным учебным самолётом являлся бомбардировщик СБ.

Атмосферу одного из первых выпусков прекрасно передал В.А. Тимофеев: «... Как бы ни была дорога школа, никто из курсантов не желает остаться в ней даже лишний день. Тем более

теперь, когда идёт война, и каждый курсант бредит фронтом. Последние полёты в строю проходят торопливо, у всех одна думка: «Скорее! Ведь впереди - фронт!»

... Курсанты выстроены перед штабом в одну шеренгу. На их лицах печать минувшего года войны. Они одеты в поношенные гимнастёрки, потёртые брюки, старые ботинки.

«Видимо, так и не увидим их одетыми в выходную форму», - с грустью думаю, всматриваясь в их взволнованные лица.

... Начальник отдела кадров. громко и внятно читает приказ: выпускники производятся в военные лётчики, им присваиваются сержантские звания. ... Однако теперь после объявления приказа, перед нами стоят не курсанты, а военные лётчики» [7, с. 267].

17 мая 1942 года состоялся выпуск 10 курсантов, которых направили пилотами в авиационные полки Южно-Уральского военного округа. Среди них - В.Н. Бирюков, будущий Герой Советского Союза. В середине июня 1942 года в одном строю выпускников стояли Т.Я. Бегельдинов, П.Ф. Головко, И.К. Голчин, Г.Б. Гофман, А.Н. Дерябин, Б.М. Зайцев, Н.А. Опрышко, Л.П. Павлов, удостоенные в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

В учебных эскадрильях школы приступили к освоению самолёта Ил-2. Этой машине суждено было стать классическим образцом самолёта штурмовика, позволившим по-новому судить о штурмовой авиации. «Создание Ил-2 явилось революцией не только в самолётостроении, - отмечает дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов, - а в тактике, в самой сущности штурмовых действий. Самолёт Ил-2 возродил, дал новую сущность и полнокровную жизнь штурмовой авиации» [14, с. 98].

«Летающий танк» - так называли этот штурмовик на фронте. Он имел достаточно высокую броню и мощное бортовое вооружение. Своё впечатление о новом самолёте Тимофеев передаёт следующим образом: «Ил-2» знаком нам по наставлениям, по фотоснимкам, но не больше. Издалека мы видим выстроенные в длинный ряд темно-зелёные, обтекаемые формы, с горбатой прозрачной кабиной приземистые «илы».

Это не игривая белокрылая стрекоза «СБ». Нас поражает грозная красота закованного в броню самолёта: длинные стволы пушек, скорострельные пулемёты в передней кромке крыла, установки для реактивных снарядов под крыльями».

Заметим, что начальник школы В.А. Тимофеев встречался с конструктором С.В. Ильюшиным в 1938 году на авиационном заводе, затем на опытном заводе в Москве. Здесь Сергей Владимирович показал ему опытный штурмовик Ил-2 [7, с. 266].

Выпускник 3-й ЧВАШП, Герой Советского Союза С.Г. Чепелюк писал: «Это был качественно новый самолет, созданный впервые в мире. Жизненно важные части самолёта: мотор, кабина лётчика, водорадиатор, бензо- и маслосистемы, были закрыты броней, что резко повысило его живучесть» [15, с. 22].

3-ю ЧВАШП в феврале 1943 года возглавил полковник Виктор Иванович Никитенко [16, л. 134]. Он родился в городе Остер Козелецкого района Черниговской области (Украина) в 1901 году. Добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Учился в лётных школах Киева, Ленинграда, Борисоглебска, Серпухова. Занимал должности старшего инструктора-лётчика, командира звена, командира отряда, старшего инспектора ВВС Белорусского округа. Являлся помощником начальника Таганрогской военной школы пилотов им. В.П. Чкалова по лётной подготовке, помощником начальника Полтавских военных авиационных курсов усовершенствования штурманов ВВС Красной Армии. Орденом Красной Звезды награжден в 1936 году за успехи в учебно-боевой подготовке. Среди наград летчика - орден Ленина, орден Красного Знамени, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» [17].

К выпуску лётчиков-штурмовиков в 3-й Чкаловской авиашколе перешли с 1943 года. Главное назначение штурмовой авиации характеризуется следующим образом: «непосредственная поддержка наземных войск на поле боя и для поражения резервов противника, артиллерии, танков, авиации на аэродромах. Её основные усилия в наступлении и обороне всегда сосредотачивались на решающем направлении. Боевые задачи штурмовая авиация выполняла днём и ночью как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами авиации» [18, с.6].

С 1943 по 1945 год в 3-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов обучалось 702 курсанта на самолёт Ил-2 (по плану - 1430). В 1943 году выпустили 287 (по плану - 600), в 1944 -356 (по плану - 750), в 1945 году - 59 (по плану - 80). Выполнение плана составило 49,1%. Всего

за годы войны отправили на фронт 1240 пилотов (по плану - 3160 пилотов), выполнение плана составило 39,2 % [13]. В мае 1944 года авиашколу перевели в Ворошиловград, где она продолжила подготовку лётчиков, сохранив прежнее название [19, 20]. 3-ю ЧВАШП расформировали в декабре 1945 года, а ее курсантов и преподавателей перевели в Новосибирскую, Балашовскую, Ворошиловградскую и другие военные авиационные школы пилотов.

Большую работу по изучению истории 3-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов проводит музей В.С. Черномырдина, находящийся в селе Чёрный Отрог Саракташского района Оренбургской области. Заведующий научно-методическим отделом музея Д.В. Мещеряков и научный сотрудник музея С.С. Афанасьев выявили в Центральном архиве Министерства обороны РФ, оренбургских архивах интересные документальные материалы, собрали воспоминания ветеранов и более 200 фотографий. Музейные работники составили списки, куда вошло около одной тысячи военнослужащих-курсантов, солдат и офицеров из числа личного состава авиашколы. Среди них установлены имена более 500 человек, удостоенных правительственных наград. По сведениям, опубликованным музеем, 22 выпускникам 3-й ЧВАШП было присвоено звание Героя Советского Союза [20]. 23-й выпускник Третьей Чкаловской ВАШП, Герой Советского Союза, был выявлен автором данной статьи. Это Сергей Георгиевич Чепелюк.

Участником Парада Победы стал дважды Герой Советского Союза Талгат Якубекович Бегельдинов. По Красной площади 24 июня 1945 года вместе с другими лётчиками шагал в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта и другой воспитанник 3-й Чкаловской авиашколы Герой Советского Союза Алексей Никитович Дерябин.

1240 лётчиков подготовила 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов. Каждый из воспитанников внёс свой личный вклад в Победу над врагом. Опытный состав инструкторов и преподавателей 3-й ЧВАШП с успехом выполнял поставленные задачи. Благодаря их неукротимой энергии, самоотверженности, повседневному напряженному труду были обучены сотни лётчиков, которые впоследствии показали примеры безграничной преданности Родине. На занятиях, в классах, в поле, на тренировках, учениях, полётах под руководством офицеров курсанты учились эффективно использовать оружие, поражать цели на предельных дальностях.

Литература и источники

1. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф.35. Оп.11284. Д.1629.

2. Астраханцев О.Н. О количестве подготовленных авиационных кадров в военно-учебных заведениях ВВС в годы Великой Отечественной войны // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1.

3. Оренбургский государственный архив социально-политической истории. (ОГАСПИ). Ф.371. Оп.6. Д.580.

4. Оренбургские крылья Родины / авт.-сост. В.П. Баранов, В.С. Рябов. - Оренбург: Печат. дом «Димур», 2011. - 619 с.

5. ТимофеевВ.А. На незримом посту. - М.: Политиздат, 1989. - 265 с.

6. ЦАМО РФ. Ф. 6040. Оп. 35985. Д.82.

7. Тимофеев В.А. Товарищи-лётчики: записки авиационного командира. - М.: Воениздат, 1963. - 384 с.

8. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Оренбург: Издательский центр Оренбург. гос. аграр. ун-та, 2013. - 275 с.

9. ОГАСПИ. Ф.371. Оп.7. Д.619.

10. ЦАМО РФ. Ф.60394. Оп. 35918. ДД. 1,2.

11. ЦАМО РФ. Ф.60394. Оп. 35918. Д. 16.

12. ЦАМО РФ. Ф.60394. Оп. 35918. Д.23.

13. Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах. - М., 1962.

14. Чуев Ф. Ильюшин. - М.: Молодая гвардия, 2010.

15. Чепелюк С. Развитие тактики штурмовой авиации в Великой Отечественной войне// Военно-исторический журнал. - 1970. - №1.

16. ОГАСПИ. Ф.371. Оп.7 Д.622.

17. ЦАМО РФ. Шк. 669. Ящ. 1156.

18. Московский В.П. Советская авиация в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1947.

19. Постановление ГКО «О перебазировании школ училищ и ремонтных органов ВВС Красной Армии» № ГОКО - 04404 сс от 23 октября 1943 г.

20. Мещеряков Д.В., Афанасьев С.С. Герои Советского Союза - выпускники 3-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов // Дорофеевские краеведческие чтения. Сборник статей. - Оренбург, 2020.

References and Sources

1. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (CAMO RF). F.35. Op.11284. D.1629.

2. Astrahancev O.N. O kolichestve podgotovlennyh aviacionnyh kadrov v voenno-uchebnyh zavedeniyah VVS v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. №2 1.

3. Orenburgskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii. (OGASPI). F.371. Op.6. D.580.

4. Orenburgskie kryl'ya Rodiny / avt.-sost. V.P. Baranov, V.S. Ryabov. - Orenburg: Pechat. dom «Dimur», 2011. - 619 s.

5. Timofeev V.A. Na nezrimom postu. - M.: Politizdat, 1989. - 265 s.

6. CAMO RF. F. 6040. Op. 35985. D.82.

7. Timofeev V.A. Tovarishchi-lyotchiki: zapiski aviacionnogo komandira. - M.: Voenizdat, 1963. - 384 s.

8. Mohunov G.A. Geroi Orenburzh'ya. - Izd. 2-e, dop. i pererab. - Orenburg: Izdatel'skij centr Orenburg. gos. agrar. un-ta, 2013. - 275 s.

9. OGASPI. F.371. Op.7. D.619.

10. CAMO RF. F.60394. Op. 35918. DD. 1,2.

11. CAMO RF. F.60394. Op. 35918. D. 16.

12. CAMO RF. F.60394. Op. 35918. D.23.

13. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne v cifrah. - M., 1962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Chuev F. Il'yushin. - M.: Molodaya gvardiya, 2010.

15. Chepelyuk S. Razvitie taktiki shturmovoj aviacii v Velikoj Otechestvennoj vojne// Voenno-istoricheskij zhurnal. - 1970. - №1.

16. OGASPI. F.371. Op.7 D.622.

17. CAMO RF. SHk. 669. YAshch. 1156.

18. Moskovskij V.P. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne. - M.: Voenizdat, 1947.

19. Postanovlenie GKO «O perebazirovanii shkol uchilishch i remontnyh organov VVS Krasnoj Armii» N° GOKO - 04404 ss ot 23 oktyabrya 1943 g.

20. Meshcheryakov D.V., Afanas'ev S.S. Geroi Sovetskogo Soyuza - vypuskniki 3-j CHkalovskoj voennoj aviacionnoj shkoly pilotov // Dorofeevskie kraevedcheskie chteniya. Sbornik statej. - Orenburg, 2020.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного аграрного университета (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor of Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:339.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-95-100

МОРОЗ И.А.

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ КУЛЬТТОВАРАМИ В СССР

В 1950-60-е ГОДЫ

Ключевые слова: народное хозяйство СССР, советская торговля, торговля культтоварами, спортивные и туристические товары, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, покупательский спрос, поставщики.

В статье автор анализирует состояние советского народного хозяйства в послевоенный период, характеризует особенности продажи населению товаров культурного назначения. Особое внимание обращено на потребительский спрос и его реализацию с учетом качества и ассортимента выпускаемой продукции. Автором сформулированы основные проблемы в сфере торговли и пути их решения с учетом передовых методов. Показано, что широкое развитие и внедрение новых форм торговли, открытие магазинов и секций с узкой специализацией, продажа сопутствующих товаров, возможность приобрести товары в кредит и с доставкой на дом намного улучшили обслуживание покупателей и способствовали формированию спроса. Работникам магазинов принадлежала большая роль в формировании и изучении спроса покупателей и выстраивании логических цепочек поставки необходимого товара хорошего качества и в срок. Уже к началу 1960-х годов большую роль играло изучение запросов покупателей, умение работать с поставщиками, обязательное повышение культуры торговли.

MOROZ, I.A.

ON THE HISTORY ON THE ORGANIZATION OF TRADE IN CULTURAL PRODUCTS IN THE USSR

IN THE 1950-60S YEARS

Key words: national economy USSR, soviet trade, cultural goods, sports and travel goods, musical instruments, school accessories, consumer demand, suppliers.

In the article, the author analyzes the state of the Soviet national economy in the post-war period, characterizes the features of the sale of cultural goods to the population. Particular attention is paid to consumer demand and its implementation, taking into account the quality and range of products. The author formulated the main problems in the field of trade and ways to solve them, taking into account advanced methods. It is shown that the widespread development and introduction of new forms of trade, the opening of shops and sections with a narrow specialization, the sale of related products, the ability to purchase goods on credit and with home delivery have greatly improved customer service and contributed to the formation of demand. Store employees played a big role in the formation and study of customer demand and building logical supply chains of the necessary goods of good quality and on time. Already by the beginning of the 1960s, the study of customer requests, the ability to work with suppliers, and the obligatory increase in the culture of trade played an important role.

Как в советской, так и в современной российской исторической науке при изучении истории СССР преимущественное внимание традиционно уделялось, прежде всего, воссозданию картины развития промышленности и сельского хозяйства страны. При этом сфера торговли чаще всего отодвигалась на второй план и рассматривалась лишь как относительно второстепенная сфера между производством и потреблением. Однако появившиеся в последнее время работы, посвященные различным аспектам истории развития отечественной торговли, её достижениям и проблемам на различных этапах развития нашей страны, позволяют лучше изучить данную проблематику, в том числе рассмотреть те методы и приемы, которые использовались в торговле ранее и приносили положительный результат. Целью данной статьи является изучение и анализ передового опыта, накопленного в сфере торговли в 1950-1960-х годах, в ракурсе исключительно актуальной для СССР торговли в таком специфическом сегменте товаров народного потребления, как товары социокультурного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.