Научная статья на тему '10-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

10-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ / ЧКАЛОВСКАЯ (ОРЕНБУРГСКАЯ) ОБЛАСТЬ / СОРОЧИНСК / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ШКОЛА ПИЛОТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ПОЛЬСКИХ ПИЛОТОВ / 638-Й НОЧНОЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

Статья освещает историю 10-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения, эвакуированной из Белоруссии на Южный Урал в 1941 году. Показано, что с июля 1942 г. по май 1945 г. школа находилась в поселке Сорочинск Чкаловской (Оренбургской) области. 10-я ВАШППО выпустила в военное время 2658 пилотов. На базе 10-й авиашколы в августе 1942 г. был сформирован ночной бомбардировочный полк. В 1944 г. школа подготовила также две группы пилотов для польских ВВС. Автор подчеркивает, что по уровню профессиональной подготовки выпускники 10-й ВАШППО были готовы в реальных условиях войны успешно выполнять боевые задачи, полностью используя боевые возможности самолётов. Успех боевых действий пилотов обусловливался высокими морально-боевыми качествами советских лётчиков и их командиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

10TH MILITARY AVIATION PILOT SCHOOL OF INITIAL TRAINING

The article covers the history of the 10th military aviation school for pilots of initial training, evacuated from Belarus to the South Urals in 1941. It is shown that from July 1942 to May 1945 the school was located in the village of Sorochinsk, Chkalov (Orenburg) region. The 10th VASHPPO produced 2658 pilots in wartime. On the basis of the 10th aviation school in August 1942, a night bomber regiment was formed. In 1944, the school also trained two groups of pilots for the Polish Air Force. The author emphasizes that in terms of the level of professional training, the graduates of the 10th VASHPPO were ready to successfully carry out combat missions in real war conditions, fully using the combat capabilities of aircraft. The success of the combat operations of the pilots was determined by the high morale and combat qualities of the Soviet pilots and their commanders.

Текст научной работы на тему «10-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

2. КноповМ.Ш., Алексанян И.В. Военно-полевая хирургия в годыВеликой Отечественной войны. - М., 2000. - 328 с.

3. КноповМ.Ш., Алексанян И.В. Главные хирурги фронтов в годы Великой Отечественной войны. - М., 2003. - 201 с.

4. Отчет о хирургической работе в госпиталях и медико-санитарных батальонах 31-й армии Западного фронта // Архив Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ (ВММ МО РФ). Ф. 15. Оп. 7507. Д. 28. Л.Л. 231-257.

5. Отчет о хирургической работе лечебных учреждений 39-й армии Калининского фронта // Архив ВММ МО РФ. Ф. 18. Оп. 21. Д. 8. Л.Л. 61-75.

6. Отчет о хирургической работе лечебных учреждений 3-й ударной армии Калининского фронта // Архив ВММ МО РФ. Ф. 18. Оп. 7514. Д. 20. Л.Л. 21-30.

7. Переписка начальника военно-санитарного управления Западного фронта // Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 208. Оп. 2454. Д. 27. Л.Л. 1-218.

8. СмирновЕ.И. Фронтовое милосердие. - М.: Воениздат, 1991. - 430 с.

9. Тарануха К.В. Военно-полевая терапия в годы Великой Отечественной войны. - М., 2001. - 130 с.

10. Чиж И.М. Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 гг. II Всероссийская конференция. - М., 2006.

References and Sources

1. Vishnevskij A.F. Organizaciya i taktika sanitarnoj sluzhby Krasnoj Armii, - M.-L., 1946. - 45 s.

2. Knopov M.Sh., Aleksanyan I.V. Voenno-polevaya hirurgiya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - M., 2000. - 328 s.

3. Knopov M.Sh., Aleksanyan I.V. Glavnye hirurgi frontov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - M., 2003. - 201 s.

4. Otchet o hirurgicheskoj rabote v gospitalyah i mediko-sanitarnyh batal'onah 31-j armii Zapadnogo fronta // Arhiv Voenno-medicinskogo muzeya Ministerstva oborony RF (VMM MO RF). F. 15. Op. 7507. D. 28. L.L. 231-257.

5. Otchet o hirurgicheskoj rabote lechebnyh uchrezhdenij 39-j armii Kalininskogo fronta // Arhiv VMM MO RF. F. 18. Op. 21. D. 8. L.L. 61-75.

6. Otchet o hirurgicheskoj rabote lechebnyh uchrezhdenij 3-j udarnoj armii Kalininskogo fronta // Arhiv VMM MO RF. F. 18. Op. 7514. D. 20. L.L. 21-30.

7. Perepiska nachal'nika voenno-sanitarnogo upravleniya Zapadnogo fronta // Central'nyj arhiv Ministerstva oborony RF (CAMO RF). F. 208. Op. 2454. D. 27. L.L. 1-218.

8. Smirnov E.I. Frontovoe miloserdie. - M.: Voenizdat, 1991. - 430 s.

9. Taranuha K.V. Voenno-polevaya terapiya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - M., 2001. - 130 s.

10. Chizh I.M. Istoricheskij opyt mediciny v gody Velikoj Otechestvennoj vojny v 1941 - 1945 gg. II Vserossijskaya konferenciya. - M., 2006.

ЗУБАРЕВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант Института общественных наук РАНХиГС (zubarev-petr@mail.ru). ZUBAREV, PETR A. - Ph.D. student, RANEPA Institute of Social Sciences (zubarev-petr@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:377.5:358.4:93 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-162-168

ФЁДОРОВА А.В.

10-Я ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА ПИЛОТОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная авиация, Чкаловская (Оренбургская) область, Сорочинск, военно-учебные заведения, школа пилотов первоначального обучения, подготовка польских пилотов, 638-й ночной бомбардировочный авиационный полк.

Статья освещает историю 10-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения, эвакуированной из Белоруссии на Южный Урал в 1941 году. Показано, что с июля 1942 г. по май 1945 г. школа находилась в поселке Сорочинск Чкаловской (Оренбургской) области. 10-я ВАШППО выпустила в военное время 2658 пилотов. На базе 10-й авиашколы в августе 1942 г. был сформирован ночной бомбардировочный полк. В 1944 г. школа подготовила также две группы пилотов для польских ВВС. Автор подчеркивает, что по уровню профессиональной подготовки выпускники 10-й ВАШППО были готовы в реальных условиях войны успешно выполнять боевые задачи, полностью используя боевые возможности самолётов. Успех боевых действий пилотов обусловливался высокими морально-боевыми качествами советских лётчиков и их командиров.

FEDOROVA, A.V. 10th MILITARY AVIATION PILOT SCHOOL OF INITIAL TRAINING

Key words: The Great Patriotic War, aviation, Chkalovskaya (Orenburg) region, Sorochinsk, military educational institutions, pilot school of initial training, training of Polish pilots, 638th Night bomber Aviation Regiment.

The article covers the history of the 10th military aviation school for pilots of initial training, evacuated from Belarus to the South Urals in 1941. It is shown that from July 1942 to May 1945 the school was located in the village of Sorochinsk, Chkalov (Orenburg) region. The 10th VASHPPO produced 2658 pilots in wartime. On the basis of the 10th aviation school in August 1942, a night bomber regiment was formed. In 1944, the school also trained two groups of pilots for the Polish Air Force. The author emphasizes that in terms of the level of professional training, the graduates of the 10th VASHPPO were ready to successfully carry out combat missions in real war conditions, fully using the combat capabilities of aircraft. The success of the combat operations of the pilots was determined by the high morale and combat qualities of the Soviet pilots and their commanders.

С началом Второй мировой войны остро встала проблема подготовки военных авиационных кадров. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР №386-167сс от 25 февраля 1941 года, в ВВС Красной Армии стали создаваться школы пилотов первоначального обучения (ШППО), вводились новые учебные планы и программы [1, с. 17]. В числе других, 1 мая 1941 года на базе Харьковского аэроклуба Осоавиахима (Общество содействия обороне,

авиационному и химическому строительству) началось формирование 10-й ШППО под руководством полковника С.А. Богаченко. 9 июня 1941 года из города Харькова Украинской ССР военно-учебное заведение перебазировалось в город Гомель Белорусской ССР. Формирование школы закончилось в Гомеле 28 июня 1941 года. Основными ее кадрами стали представители лётно-технического состава Харьковского и Гомельского аэроклубов, а также выпускники Молотовской (Пермской) военной школы пилотов [2, л. 18].

Стремительное наступление немецких войск в Белоруссии привело к тому, что школу уже в начале войны пришлось экстренно эвакуировать в Башкирскую АССР, где она некоторое время дислоцировалась в Уфе (8.07.1941 - 15.12.1941), а затем была перебазирована в село Булгаково Уфимского района (15.12.1941-30.06.1942). В данном контексте следует отметить, что в первые месяцы войны многие школы пилотов и школы первоначального обучения расформировали вовсе, в связи с чем количество военно-учебных заведений ВВС сократилось на 29 процентов [3, с. 61]. Примечательно, что 10-я ВАШППО не попала под сокращение. Школа перешла на обучение курсантов по планам и программам военного времени. На командование школы возлагалось обучение курсантов пилотированию на учебном самолёте и усвоение ими программы по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке. Новые учебно-тематические планы настойчиво проводились в жизнь.

Руководил школой полковник С.А. Богаченко. Семён Авксентьевич родился в селе Ласецелы Балтского района Одесской области в 1900 году. Молодым парнем 30 марта 1919 года он был призван в Красную Армию. Связав жизнь с армией, он избрал для себя судьбу военного летчика. В 1924 г. он стал выпускником 2-й высшей школы красных военных лётчиков и с тех пор проходил военную службу в различных подразделениях. Опыт приходил со временем, а уважать и беречь своих подопечных Семён Авксентьевич умел и ценил эти качества в других.

С 30 июня 1942 года вуз приступил к переезду в рабочий поселок Сорочинск Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. Отметим, что Сорочинск в 1941 году являлся именно рабочим поселком, а не селом [4, с. 72]. Здесь школа пилотов с первых дней пребывания столкнулась с множеством проблем, которые необходимо было оперативно решать. Руководство Сорочинского района предоставило в распоряжение 10-й военной летной школы ряд зданий. В районной поликлинике разместился штаб, в школе акушеров устроили санчасть, здание мечети выделили под парашютный класс и хранилище парашютов, в ресторане расположилась столовая офицерского состава, торговые помещения приспособили под общежитие шоферов, мотористов и техсклад [5, л. 23]. Учебное заведение испытывало серьезные трудности: не хватало преподавательских кадров, оборудования, ощущался постоянный недостаток горючего. Чрезвычайно важной проблемой для школы стало укомплектование авиационной техникой.

Сорочинский райсовет депутатов трудящихся отвел авиашколе также территорию под четыре аэродрома: аэродром № 1 - в 5 км от поселка Сорочинска площадью 1200 м на 1200 м; аэродром № 2 - рядом с селом Спасским, в 7 км от поселка Сорочинска площадью 1500 м на 1500 м; аэродром № 3 - у села Фёдоровка, в 6 км от поселка Сорочинска площадью 1200 м на 1200 м; аэродром № 4 - у разъезда Уран, в 15 км западнее поселка Сорочинска площадью 1500 м на 1500 м (аэродром получил название «Уран») [6, л. 9]. Сразу же начались работы по обустройству лётных полей: расширение, укатка, перенос мешающих полетам столбов телефонной связи и пр. Приведенные нами сведения основаны на архивных данных. В частности, краевед В.А. Шестаков, опираясь на воспоминания, так пишет об этих аэродромах: «...школа располагала четырьмя аэродромами: Спасский - село Осьминка, Николаевский - село Николаевка, Троицкий - село Троицкое и Сорочинский располагался на околице села Сорочинского, в районе нынешней городской подстанции» [7, с. 106]. Землянки на аэродромах для проживания личного состава оборудовали сами курсанты школы [2, л. 11].

Серьезной проблемой являлось содержание аэродромов в зимнее время. Районный Совет депутатов трудящихся в 1942 году обязал ряд колхозов предоставлять подводы с возчиками по требованию аэродрома: 50 подвод и 50 человек из 21 сельсовета [8, л. 262]. Из них Баклановский сельсовет должен был выделить 4 человека, Толкаевский сельсовет - 3 человека, Сорочинский сельсовет - 3 человека, Гамалеевский - 2 и т.д. Согласно решению Сорочинского районного Совета депутатов трудящихся, по 10 подвод с извозчиками направили авиаторам колхозы «14 лет Октября» Сорочинского сельсовета, «Красный партизан» 2-го Михайловского сельсовета,

«Красный артиллерист» Николаевского сельсовета, «Первомайский» Михайловского сельсовета, «Красные огни» и им. Т.Г. Шевченко Фёдоровского сельсовета, им. М.И. Калинина Гамалеевского сельсовета.

Аэродромный отдел Управления ВВС Южно-Уральского военного округа в январе 1943 года потребовал выделять 10-й авиационной школе также 5-10 человек и 3-4 подводы для расчистки летно-посадочных полос [9, л. 3об.]. Тем не менее, школа не всегда качественно проводила расчистку и вывоз снега на аэродромах. При рассмотрении вопроса о зимнем содержании аэродромов на закрытом заседании бюро Чкаловского обкома ВКП(б) в январе 1943 года в адрес 10-й авиашколы в этой связи было вынесено замечание [10, л. 123 об.].

С учетом известных продовольственных затруднений, райисполком отвёл 10-й авиашколе также земельный участок для подсобного хозяйства, который к 1945 году расширился до 217 гектаров и обрабатывался личным составом школы. [2, л. 7].

Вопреки всем трудностям, курсанты успешно осваивали программу теоретической и лётной подготовки курсантов-пилотов ШППО. Будущие авиаторы извлекали поучительные уроки из занятий. Их обучали главному правилу: «.что бы не произошло, главная цель решений и действий летчика заключается в том, чтобы сделать все возможное для выполнения задания и сохранения жизни экипажа». Эти слова принадлежат Герою Советского Союза Эстелю Пусепу, чья биография тесно связана с Оренбургской военной школой лётчиков [11, с. 44].

По национальному составу в школе в основном преобладали русские и украинцы, но встречались и белорусы, татары, чуваши, мордва, казахи и т.д. Продолжительность рабочего дня для курсантов устанавливалась в двенадцать часов, из которых отводилось время на классные занятия, а также строевую и физическую подготовку, которые проводились ежедневно, в том числе и в лётные дни. Кроме того, выделялись часы на политзанятия, изучение Уставов ВВС и Красной Армии, стрелковую и военно-санитарную подготовку и др. Готовность к самостоятельным вылетам определял инструктор, а итоговое решение принимал командир отряда.

10-я ВАШППО в 1942 году обучила 637 пилотов на самолёты У-2 и УТ-2 со средним налётом 30 часов на каждого выпускника (в поселке Сорочинске занятия начались только в июле 1942 г.) [12, л. 18]. Это было довольно серьезная цифра, учитывая, что 3490 человек приобрели квалификацию в 1942 году в советских школах пилотов первоначального обучения [1, с. 17].

В 1943 году успешно закончили 10-ю ВАШППО еще 694 курсанта на самолёте УТ-2 со средним налетом 48 часов на каждого выпускаемого. Средний балл выпускников составлял 4,4, налёт всей школы за 1943 год составил 41471 час., посадок насчитывалось 151 798. План Управления военными учебными заведениями ВВС был реализован на 62 % по выпуску пилотов, по налету - на 80 % [8, л. 262]. В 1944 году школа обеспечила ВВС квалифицированными кадрами в количестве 1206 пилотов на самолёт УТ-2 со средним налетом 47 часов 36 минут на каждого выпускника. Налёт школы за 1944 год составил 56368 часов, количество посадок достигло 188660. Программу выпуска пилотов осуществили на 105 % [12, л. 18; 8, л. 7 об.]. В целом, всем пилотам, которым предстояло приобщиться к боевой деятельности, была дана базовая подготовка.

Выполнение решения Управления военными учебными заведениями ВВС на сто процентов являлось большим достижением, так как во многих военно-учебных заведениях план подготовки авиационных кадров не удавалось реализовать в течение всей войны [1, с. 17-21]. К заданиям руководства коллектив 10-й ВАШППО относился ответственно, так как понимал, что «это был сильный и коварный противник. И дрался он не на жизнь, а на смерть. именно так к нему относились, не ожидая лёгких побед и быстрых успехов» [13, с. 92]. Благодаря этому школа подготовила немало прекрасных летчиков. К примеру, среди курсантов 10-й ВАШПО 1944 года был Г.К. Мосолов [14, с. 11; 15, с. 158-161]. Он всегда хотел учиться, совершенствовать свои знания и навыки, идти вровень с авиацией, которая стремилась в небо семимильными шагами. «Вы один из лучших в мире лётчиков-испытателей», - эти слова первый землянин, вступивший на Луну Нейл Армстронг много лет спустя сказал Георгию Константиновичу Мосолову, Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю, заслуженному мастеру спорта СССР [16, с. 48-50].

За успехи в работе по подготовке военных пилотов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года начальника 10-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения полковника С.А. Богаченко наградили орденом Красного Знамени. (Указ Президиума Верховного Совета СССР № 219/152 от 3.11.1944 г.). А 30 апреля 1945 года С.А.

Богаченко был отмечен орденом Ленина. В мае 1945 года его наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Сорок лет спустя, в 1985 году С.А. Богаченко был удостоен ордена Отечественной войны II степени.

Хотя военные вузы действовали в неблагоприятных условиях, одновременно с увеличением количества выпускников неуклонно улучшалось качество подготовки молодого пополнения. В частности, по сравнению с 1941 годом, налет на обучение одного пилота увеличился в 1944 году более чем в четыре раза [17, с. 296]

10-я авиашкола пилотов первоначального обучения внесла свой вклад также в подготовку авиационных кадров для польских ВВС. В 1944 году в вузе приняли две группы поляков. Офицеры выступали в роли не только руководителей, наставников, щедро передающих подчиненным свои знания и опыт. Они способствовали выработке у курсантов-поляков высоких волевых качеств, инициативы, настойчивости и смекалки. Первая группа польских курсантов прибыла в Сорочинск 9 июня 1944 года в количестве 57 курсантов, а вторая группа в количестве 53 человек поступила 27 июня 1944 года. Для них оборудовали специальные классы, выделили лучших преподавателей - вдумчивых и требовательных лётчиков-инструкторов. Занятия проводились в составе четырёх отделений. Потекли дни напряженных занятий. По окончании теоретического цикла 6 августа 1944 года отряд, сформированный из курсантов польской национальности, приступил к полётам и 30 ноября 1944 года завершил обучение. 72 пилота отправили по месту назначения [8, л. 63]. 35 человек отчислили по следующим причинам: медицинское несоответствие - 7 человек, теоретическая неуспеваемость - 2 человека, летная неуспеваемость - 14 человек и т.д. Курсантский налёт поляков составил 4867 часов, количество посадок - 17694. Общий налёт отряда за период подготовки составил 5067 часов, 18280 посадок. Отряд работал без аварий и катастроф. Польские курсанты занимались по чрезвычайно уплотнённому графику, тем не менее руководство Сорочинского района позаботилось о встречах между представителями советских органов и курсантами-поляками, оказывало содействие в снабжении их продуктами питания, организовало концерты художественной самодеятельности и другие культурные мероприятия.

Огромную помощь, которую оказало Советский Союз в деле возрождения польских вооруженных сил, высоко оценивали руководители послевоенной Польши. Ведь помимо самолётов, орудий и танков они получили в своё распоряжение десятки тысяч подготовленных военных специалистов, аэродромы и многое другое. В беседе с И. Сталиным В. Гомулка, генеральный секретарь Польской рабочей партии как-то поинтересовался: «Сколько мы должны платить Советскому Союзу за вооружение, которое получила Польша?». «За кровь нет платы. Союзники кровью не торгуют», - ответил Сталин. Кто знал тогда, как повернётся колесо истории на рубеже веков.

Кроме оборудования общежитий, строительства землянок на аэродромах в местах дислоцирования личный состав авиашколы принимал участие в работе военного завода в городе Куйбышеве [18, л. 11]. Частью подготовки являлось военно-патриотическое воспитание. В агитационно-массовой работе использовались наглядная агитация, политинформации, публичные чтения газет, сводок Информбюро, приказов Верховного Главнокомандующего, плакаты, стенгазеты и т.д. Школа в 1942-1943 гг. также шефствовала над совхозом им. Я.М. Свердлова. Будущие пилоты помогали собирать урожай, а совхоз посеял для школы 50 га проса и пшеницы [7, с. 106]. Курсанты вспахали в 1944 году для колхозов и совхозов Сорочинского района 235 га, вывезли хлеба на элеватор -550 тонн, а также дров для жён фронтовиков - 430 м3. На работах в посевную и уборочную затратили 5400 человеко-дней. Личный состав школы производил погрузку зерна, муки с элеваторов, мяса с мясокомбината в железнодорожные эшелоны, отправляемые в действующую армию, на что потратили в 1944 году 3445 человеко-дней [2, л. 11].

В 1945 году 10-я ВАШППО выпустила 56 пилотов при общем налёте 20856 часов и 91007 посадках [12, л. 18].

К настоящему времени не выявлены полные данные по выпуску пилотов в 10-й ВАШПО лишь за вторую половину 1942 года. Это предстоит ещё установить исследователям. За 1943-1944 гг. 10-я военная авиационная школа пилотов первоначального обучения, дислоцируясь в поселке Сорочинске Чкаловской (Оренбургской) области, обучила 1900 пилотов, направленных в боевые полки. Согласно архивным данным, всего за 1941-1945 годы школа подготовила 2656 пилотов при

общем налёте 162746 часов и 611522 посадках. 17 мая 1945 года школа перебазировалась в город Волчанск Харьковской области [12, л. 18].

По нашим данным за 1941-1945 годы было выпущено 2658 пилотов, в том числе: 1941 г.-65 чел., 1942 г. - 637 чел., 1943 г. - 694 чел., 1944 г. - 1206 чел., 1945 г. - 56 человек.

Армия постоянно нуждалась в летных кадрах. И 10-я школа, наряду с другими вузами, участвовала в восполнении потерь, а также росте численности советских ВВС. Приказом по ВВС ЮжУрВО 6 августа 1942 года в 10-й ВАШППО сформировали полк ночных бомбардировщиков, который убыл из Сорочинска на фронт (Приказ ВВС ЮжУрВО за № 0032 от 25 августа 1942 года на основании директивы ГУ обучения, формирования и командования ВВС КА от 22 августа 1942 г.). Заметим, что только в 1941-1942 гг. ВВС КА сформировали и отправили на фронт 570 авиационных частей. [17, С.296]

Часть специалистов прибыла из 1-й и 2-й чкаловских военных авиационных школ. Одной из эскадрилий командовал капитан К.В. Штовба. Это курсанты его подразделения в первый день войны обратились к командованию 1-й ЧВАШП с просьбой «послать. в действующую Красную Армию, чтобы разбить наголову и изгнать со священной советской земли оголтелого врага. Мы будем драться до полного уничтожения фашистской своры не щадя сил, а если надо - отдадим жизнь на благо народа». [19]

Бывший штурман М.В. Жадан вспоминал о К.В. Штовба: «Познакомился с каждым лично, сказал, кто в какой экипаж входит, и на каком самолёте будет летать. Здесь (в Сорочинске - авт.) мы отрабатывали полёты и ночное бомбометание».

Эскадрилья ночных бомбардировщиков в сентябре 1942 года улетела на фронт и влилась в 638-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Первые боевые вылеты состоялись под Орлом. О ночных боях Герой Советского Союза Эстель Пусеп писал: «Ночью виден каждый орудийный выстрел. Даже пулеметная и автоматная очереди оставляют видимый след, который время от времени пересекается с ярко светящимися огненными черточками трассирующих пуль. А вслед за залпом зенитной батареи, облачко немного побольше, - на месте взрыва снаряда» [11, с. 45-46].

Комэска К.В. Штовба 13 ноября 1943 года назначили командиром 638-го ночного бомбардировочного полка. Карп Васильевич родился 13 октября 1905 года в селе Голяковка Христиановского района Киевской области, был призван в ряды Красной Армии в ноябре 1927 года. В апреле 1929 года окончил военно-техническое училище в Ленинграде, в 1930 году -Борисоглебскую военную авиационную школу. Служил с 1934 года в 3-й военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова (Оренбург) - инструктором, командиром звена, командиром отряда, командиром эскадрильи. На фронте - с ноября 1942 года. За время войны К.В. Штовба в составе полка совершил 398 вылетов. Войну закончил в Прибалтике в звании подполковника. 638-м авиаполком ночных бомбардировщиков командовал с ноября 1943 года по 9 мая 1945 года. Тактически грамотно действовали в борьбе с врагом воспитанники К.В. Штовба. Это и о Карпе Васильевиче можно сказать словами маршала И.С. Конева: «... командир полка был на войне тем мастером, без которого не обойтись в любом деле, в любом цехе, тем более в цехе войны. Без мастера - знатока всех элементов данного производства - дело также не пойдет, как на войне без командира полка - знатока всех элементов общевойскового боя» [20, с. 276]

С 18 апреля 1943 года полк носил наименование 638-й ночной бомбардировочный авиационный Двинский Краснознаменный полк [21]. Полк был расформирован в 1946 году (н.п. Шааксвитте, Восточная Пруссия).

Родина высоко оценила боевое мастерство и героический путь К.В. Штовба. Он был награжден орденом Отечественной войны I степени (28.09.1943 г.), четырьмя орденами Красного Знамени (9.04.1943 г., 01.08.1944 г., 11.06.1945 г., 6.11.1947 г.), орденами Красной Звезды (3.11.1944 г.), Александра Невского (23.03.1945 г.), Ленина (20.04.1953 г.) [22].

В состав полка зачислили М.Ф. Жадана, прибывшего в Сорочинск из 2-й Чкаловской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров. Первое боевое крещение Михаил Филиппович получил в боях за Орел. Последний вылет совершил в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней. 24 июня 1945 года М.Ф. Жадан вместе с другими лётчиками торжественно шагал на Параде Победы по Красной площади. М.Ф. Жадан вспоминал:«Я никогда не думал, что стану участником Парада

Победы. В нашем полку было много достойных этой чести. Но какая радость охватила меня, когда начштаба вызвал нас - несколько человек и сказал: «Вам шестерым оказана высочайшая честь и почёт. Вы направляетесь завтра в Москву на Парад Победы. Поздравляю!». Так я стал участником торжества,о котором двумя словами не расскажешь. Одно скажу - для меня это отдельная страница и самый счастливый момент в моей жизни!» [23, с. 6]. После войны М.Ф. Жадан был отмечен орденом Октябрьской революции. Долгое время работал в Сорочинском ветеринарном техникуме [23, с. 6; 24, с. 14; 25, с. 7].

Таким образом, по уровню профессиональной подготовки выпускники 10-й ВАШППО были готовы в реальных условиях войны успешно выполнять боевые задачи, полностью используя боевые возможности самолётов. Успех боевых действий пилотов обусловливался высокими морально-боевыми качествами советских лётчиков и их командиров.

Литература и источники

1. Астраханцев О.Н. О количестве подготовленных авиационных кадров в военно-учебных заведениях ВВС в годы Великой Отечественной войны // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - №1.

2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 3.

3. Гончаров А.В. Подготовка военных кадров в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. - 1985. -№7.

4. Административное и территориальное деление Чкаловской области. - Чкалов: Чкалов. обл. изд-во, 1939.

5. ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 38.

6. ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 28.

7. Шестаков В.А. Земли лоскутик драгоценный. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2006. - 268 с.

8. ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 8.

9. Оренбургский государственный архив социально-политической истории. (ОГАСПИ). Ф.371. Оп.7. Д. 619.

10. ОГАСПИ. Ф.371. Оп.7. Д.622.

11. Пусеп Э. На дальних воздушных дорогах. - М.: Воениздат, 1975. - 184 с.

12. ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д. 4.

13. СавицкийЕ.А. Полвека с небом. - М.: Воениздат. 1988. - 413 с.

14. Университетский меридиан. (Оренбург). - 2012. - №1.

15. Герои Советского Союза, наши земляки. - Казань,1984. - Кн.2.

16. РумянцевЕ. Испытание жизнью // Российская Федерация. - 2012. - №22.

17. ТимоховичИ.В. В небе войны. 1941-1945. - М.: Воениздат, 1986. - 332 с.

18. ЦАМО РФ. Ф. 60430. Оп. 35985. Д.18.

19. Контакт. Многотиражная газета Чкаловской военной авиационной школы. - 1941. - 23 июня. - №1.

20. Конев И.С. Сорок пятый. - М.: Воениздат, 1970. - 286 с.

21. Освобождение городов. Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945. - М.: Воениздат, 1985. - 598 с.

22. ЦАМО РФ. Картотека награждений. Полковник К.В. Штовба. Шкаф 99. Ящик 14.

23. Жадан М. Ф. Хроники ночного бомбардировщика // Сорочинский вестник. - 2021. - 7 мая.

24. Жадан М.Ф. С неба не будет угрозы // Сорочинский вестник. - 2021. - 5 февраля.

25. Жадан М. Ф. Асы ночного неба // Сорочинский вестник. - 2021. - 26 февраля.

References and Sources

1. Astrahancev O.N. O kolichestve podgotovlennyh aviacionnyh kadrov v voenno-uchebnyh zavedeniyah VVS v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - №1.

2. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (CAMO RF). F. 60430. Op. 35985. D. 3.

3. Goncharov A.V. Podgotovka voennyh kadrov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 1985. - №7.

4. Administrativnoe i territorial'noe delenie Chkalovskoj oblasti. - Chkalov: Chkalov. obl. izd-vo, 1939.

5. CAMO RF. F. 60430. Op. 35985. D. 38.

6. CAMO RF. F. 60430. Op. 35985. D. 28.

7. SHestakov V.A. Zemli loskutik dragocennyj. - Orenburg: Pechatnyj dom «Dimur», 2006. - 268 s.

8. CAMO RF. F. 60430. Op. 35985. D. 8.

9. Orenburgskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii. (OGASPI). F.371. Op.7. D. 619.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. OGASPI. F.371. Op.7. D.622.

11. Pusep E. Na dal'nih vozdushnyh dorogah. - M.: Voenizdat, 1975. - 184 s.

12. CAMO RF. F. 60430. Op. 35985. D. 4.

13. Savickij E.A. Polveka s nebom. - M.: Voenizdat. 1988. - 413 s.

14. Universitetskij meridian. (Orenburg). - 2012. - №1.

15. Geroi Sovetskogo Soyuza, nashi zemlyaki. - Kazan',1984. - Kn.2.

16. Rumyancev E. Ispytanie zhizn'yu // Rossijskaya Federaciya. - 2012. - №22.

17. Timohovich I.V. V nebe vojny. 1941-1945. - M.: Voenizdat, 1986. - 332 s.

18. CAMO RF. F. 60430. Op. 35985. D.18.

19. Kontakt. Mnogotirazhnaya gazeta CHkalovskoj voennoj aviacionnoj shkoly. - 1941. - 23 iyunya. - №1.

20. Konev I.S. Sorok pyatyj. - M.: Voenizdat, 1970. - 286 s.

21. Osvobozhdenie gorodov. Spravochnik po osvobozhdeniyu gorodov v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945. - M.: Voenizdat, 1985. -598 s.

22. CAMO RF. Kartoteka nagrazhdenij. Polkovnik K.V. SHtovba. SHkaf 99. Yashchik 14.

23. Zhadan M.F. Hroniki nochnogo bombardirovshchika // Sorochinskij vestnik. - 2021. - 7 maya.

24. Zhadan M.F. S neba ne budet ugrozy // Sorochinskij vestnik. - 2021. - 5 fevralya.

25. Zhadan M.F. Asy nochnogo neba // Sorochinskij vestnik. - 2021. - 26 fevralya.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного аграрного университета (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor of Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:355.241 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-168-172

КРАСНОЖЕНОВА Е.Е., КУЛИК С.В. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (1942-1945 гг.)

Ключевые слова: Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, промышленность, оборона, восстановительные работы, фронтовые заказы, техника, вооружение, модернизация.

В статье рассмотрены особенности восстановления предприятий ленинградской промышленности, показана их техническая модернизация, связанная с необходимостью выполнять военные заказы. В условиях постоянных артиллерийских обстрелов блокадного Ленинграда ремонтно-восстановительные работы на промышленных предприятиях становились необходимым условием их производственной деятельности. В процессе технической модернизации не только осуществлялся ремонт оборудования заводов, но и происходило освоение выпуска новых видов продукции для фронта. Заводы военной промышленности и тяжелого машиностроения города возобновили производство уже в 1942-1943 гг. На предприятиях легкой промышленности Ленинграда восстановительный процесс начался позже. К 1945 г. многие из них еще не начали свою работу.

KRASNOZHENOVA, E.E., KULIK, S.V.

RESTORATION AND TECHNICAL MODERNIZATION OF ENTERPRISES OF THE LENINGRAD INDUSTRY

(1942-1945)

Key words: Great Patriotic War, Leningrad blockade, industry, defense, restoration work, front-line orders, equipment, weapons, modernization.

The article discusses the features of the restoration of enterprises of the Leningrad industry, shows their technical modernization, associated with the need to fulfill military orders. In the conditions of constant artillery shelling of besieged Leningrad, repair and restoration work at industrial enterprises became a necessary condition for their production activities. In the process of technical modernization, not only was the repair of the equipment of factories carried out, but also the development of the production of new types of products for the front took place. The factories of the military industry and heavy engineering of the city resumed production already in 1942-1943. At the enterprises of light industry in Leningrad, the restoration process began later. By 1945, many of them had not yet begun their work.

Огромную роль в Победе советских войск под Ленинградом сыграли промышленные предприятия города, обеспечивавшие фронт необходимой военной продукцией, а гражданское население - пищевыми заменителями. Восстановительные мероприятия в ленинградской промышленности, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов города, начались еще в годы блокады.

Актуальность темы исследования обусловлен значительным исследовательским интересом к ней. За послевоенный период появилась обширная и разнообразная историческая литература о Великой Отечественной войне Советского Союза. Первые труды, в которых дается характеристика военной экономике, исследуется работа промышленных предприятий, появились еще в годы войны [1]. Вся дальнейшая эволюция исследований по заявленной теме была связана с расширением круга источников. Значительное внимание было уделено вопросам развития советского военно-промышленного комплекса [2-4], подготовки рабочих кадров в учебных заведениях системы трудовых резервов и непосредственно на производстве [5-7]. Отдельный пласт научной литературы посвящен предприятиям ленинградской промышленности в годы войны. В научных публикациях В.А. Ежова и А.Р. Дзенискевича показана работа промышленных предприятий Ленинграда в годы войны [8; 9]. А.Р. Дзенискевич рассматривает особенности перестройки промышленности Ленинграда на военный лад, показывает работу производство оружия и боеприпасов для фронта, пошив обуви для красноармейцев [10].

В последние годы продолжается процесс переосмысления накопленного материала, вырабатываются новые подходы. Работе промышленных предприятий блокадного Ленинграда посвящены исследования М.В. Ежова [11], А.М. Рябкова [12], Н.А. Ломагина [13] и других исследователей.

Восстановление промышленности Ленинграда имело огромное значение для усиления военной экономики. В течение всей блокады фашисты систематически бомбили и обстреливали Ленинград. Огромный ущерб промышленности и городскому хозяйству нанесли возникшие в результате обстрелов и бомбежек пожары [14, л. 58]. В результате, 840 промышленных зданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.