ПОЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ (1971-2011 гг.)
Р. Томашевский
Большая часть работ по вопросам образования в 1970-х гг. была отражением цикла международных конференций, посвященных образованию взрослых, которые были проведены между 1949 и 1972 гг. Идею непрерывного образования сформулировали на конференции в Монреале (1960), а затем ее включили в международные образовательные экспертизы. Эти идеи стали популярны в Польше. Следует, однако, обратить внимание, что их чертой было предвосхищение - ибо они появились до технологического перелома 70-80-х гг. В Польше это накладывалось на усиленную индустриализацию -последний импульс развития тяжелой промышленности, а также на «гереков-скую» открытость Западу. Обобщение различных международных экспертиз и оценок по вопросам образовательных стратегий осуществил в 1978 г. проф. Чеслав Куписевич1.
Идеи непрерывного образования, образования в течение всей жизни, а также инновационного образования для будущего находили в Польше всеобщее признание. Они были отражены в польских публикациях (1973 г.) по вопросам образования (проф. Ян Щепаньски) и 1989 г. (проф. Чеслав Куписе-вич). Эти идеи появлялись в декларациях властей, в академических кругах, а также в образовательной практике. В те годы были созданы Центры непрерывного образования. С 1975 г. до переломного 1990 г. функционировало в общей сложности 54 учреждения такого типа, в которых обучалось около 40 тыс. взрослых учеников. Эти центры осуществляли также методическое консультирование для других учреждений образования взрослых. Однако между 1977 и 1987 г. число участников непрерывного образования в школах сократилось на 57 %, а в вузах - на 62 %. Кроме того, проблемы с транспортной и социальной инфраструктурой приводили к тому, что участниками образования взрослых были главным образом жители городов2. Попытки дистанционного образования (например, Телевизионный сельскохозяйственный техникум или Радиотелевизионный учительский университет) в силу технических возможностей оказались малоэффективными. После 1980 г. планировалась реформа системы непрерывного образования, которая должна была учесть специфику взрослых учеников и содержала в себе попытку соотнесения с рынком труда. В результате экономического кризиса от этой реформы отказались в 1987 г.3
1 Kupisiewicz C. Przemiany edukacyjne w swiecie. Warszawa, 1978.
2 Wujek T. Oswiata dorostych. Stan i kierunki przebudowy. Warszawa; Krakow, 1989. С. 8-9 (тематический доклад № 27).
3 Potturzycki J. Oswiata dorostych w Polsce - stan i kierunki przebudowy. Warszawa; Krakow, 1989. С. 11 (тематический доклад № 26). Основной чертой государственной системы непрерывного образования было доминирование профессионального обучения или повышения квалификации, что было связано с получением формальных прав или сертификатов для профессиональной деятельности.
99
В 70-е гг. в Польше были созданы также Центры усовершенствования учителей и Университеты третьего возраста. Идея «образование в течение всей жизни» уже тогда прилагалась как к сфере профессионального усовершенствования, так и к образованию как самоцели. Обе формы, однако, организовывались под патронажем государственных университетов. До 1989 г. государство по идеологическим соображениям контролировало все формы образования в течение всей жизни. На этом фоне после 1982 г. возникла также дискуссия между обществом и государством по проблеме Открытого университета1. В противоположность Университетам третьего возраста, инициатива создания которых первоначально исходила от врачей, идея открытого образования в ПНР была выработана педагогами вузов. Она адресовалась лицам всех возрастных групп, желавшим расширить свои знания независимо от их профессиональных или внепрофессиональных мотиваций. Открытый университет был организован в Польше в качестве негосударственного образовательного учреждения в 1986 г., но коммунистические власти превентивно по идеологическим причинам заблокировали его деятельность. В настоящее время предпринимаются попытки вернуться к этой идее, но фактически она реализовывалась в совершенно иной форме, которую проф. Богуслава Голэмбяк назвала «возникающими ad hoc случайными, временными сообществами обучения» - в рамках формального высшего образования (в университетах)2.
Высоко оцениваемой и наиболее желаемой формой образования в Польше было и остается высшее образование, получаемое в академическом вузе (в оптимальном варианте - в государственном университете). До сих пор остается второстепенным вопрос о том, происходит ли это сразу же после получения аттестата зрелости, т. е. в возрасте 20-26 лет, или же на маршруте непрерывного образования в форме академического высшего образования для взрослых. Я полагаю, что этот миф родился из существовавшей прежде ограниченной доступности высшей школы, создававшей возможности обучения лишь для 10 % выпускников средних школ (до 1991 г.), а также из надежды, сохранявшейся после 1990 г., что диплом высшей школы является верительной грамотой, защищающей от безработицы. Действительно, до 2000 г. безработных среди поляков с высшим образованием практически не было.
До 1990 г. в 91 польском академическом вузе обучалось около 500 тыс. студентов, в том числе также и в рамках непрерывного образования. В настоящее время имеется уже 450 вузов, в том числе более 300 негосударственных. В общей сложности там обучается более 2 млн студентов, из них 60-70 % - в рамках непрерывного образования. Миф высшего образования и статуса интеллигента был вполне однозначным до 2000 г., и, как я полагаю, весьма позитивно мотивировал поляков к саморазвитию. Парадоксальным
1 Там же. С. 59-60. В то время это был перенос на польскую почву британской идеи открытого университета (Wesotowska E. A. Brytyjski Uniwersytet Otwarty. Stan aktualny // Kultura i Edukacja, 1993. № 3. С. 69-77).
2 Got^bniak B. D. Poszukiwanie - refleksyjnosc - dialektyczne uczenie si§. Nowe praktyki edukacyjne w szkole wyzszej // Innowacje w edukacji akademickiej. Szkolnictwo wyzsze w procesie zmiany / Red. nauk. J. Piekarski i D. Urbaniak - Zaj^c. todz, 2010. С. 257.
100
образом он существенно ослабел после подписания в 1999 г. и полного введения в действие в 2004 г. Болонской декларации. По мнению большей части польской профессуры, Болонская декларация как инструмент передачи американской модели (посредственного) вуза в европейскую традицию нанесла серьезный ущерб идее университета1. Вузы в Польше до 1990 г. имели 2030 % обучающихся заочно в системе непрерывного образования, в настоящее время их уже 70 %. В результате возникло явление «заталкивания» большинства вузов в сферу задач непрерывного образования. Этому благоприятствует болонская система с доминантой вузовского образования первой ступени, а также тенденция резкого сокращения программ последипломного образования, зачастую до шести месяцев.
До 1990 г., а в некоторой степени и до 2000 г., в польских условиях высшее образование (статус выпускника академического вуза) давало возможность становиться пожизненным профессионалом, что противоречит идее непрерывного образования и образования в течение всей жизни. В настоящее время это уже миф, хотя и очень привлекательный. Рынок образовательных услуг в Польше сейчас наиболее развит в сегменте высшей школы. Практически большая часть частных вузов представляет собой учреждения непрерывного образования с преобладанием взрослых студентов (90 %). Девяностые годы в Польше характеризовались лавинообразным приростом негосударственных учебных заведений и образовательных центров. Особенно динамично развивались вузы или частные учреждения непрерывного образования, реализующие задачи профессиональной переподготовки. В рамках этих тенденций были приватизированы государственные Центры непрерывного образования. Многообразие организационных форм малых частных предприятий образовательных услуг в наше время может создать впечатление организационного хаоса. Как средние школы для взрослых, опирающиеся зачастую на средства, получаемые от программы «Человеческий капитал», так и отчасти вузы характеризуются большой гибкостью. Эти учреждения охотно берутся за выполнение всяческих учебных задач, рассматривая ученика или студента как определенного рода клиента.
В городе средней величины, каким является Слупск, где до 1990 г. существовал один центр непрерывного образования, теперь таких центров пять, и все они приватизированы. Единственный до 1996 г. местный университет столкнулся в 1996-2010 гг. с конкуренцией трех частных вузов, в том числе одного академического. Отмеченная конкуренция имела место, прежде всего, в сфере предложений непрерывного образования для взрослых студентов, обучающихся в выходные дни. В регионе появились также образовательные учреждения, специализирующиеся в самоценном образовании типа Университета третьего возраста. Однако характерной чертой регионального рынка образовательных услуг является образование в сферах так называемых книжных знаний. Это означает преобладание малозатратных (с малым капиталом) частных образовательных учреждений, руководствующихся фак-
1 Hejnicka - Bezwinska T. Szanse i zagrozenia zwi^zane z integraj roznych rodzajow wiedzy o edukacji. //Innowacje w edukacji akademickiej... С. 27 и 29 и 32-34.
101
тором прибыли1. Я полагаю, что фактор качества еще не стал определяющим на польском рынке образовательных услуг, пытающемся выполнять задачи непрерывного образования. Этот рынок в преобладающей степени ориентируется на прибыль, нежели на реализацию образовательных идей, содержащихся в международных или в польских программах: от образовательных докладов 70-х гг. до современной европейской программы «Человеческий капитал». Проф. Александр Налясковский называет такой рынок базаром2. Статистические показатели могут создавать предубеждение, что поляки представляют собой общество, опирающееся на знания. Число взрослых людей, стремящихся получить высшее образование, впечатляет, но это касается преимущественно направлений гуманитарных (педагогика, политология, английская филология) или экономических (менеджмент) и в меньшей степени - юридических (преимущественно администрация). Некоторые социальнопрофессиональные группы, например, медсестры, учителя, сотрудники администрации, служащие военизированных структур в настоящее время преобладают на программах для взрослых с нестационарной формой обучения. Таким образом, высшая школа в Польше по-прежнему играет ключевую роль в системе непрерывного образования и с точки зрения жизненности ранее упомянутого мифа высшего образования, и в силу высокого показателя взрослых студентов (до 70 %), и по все нарастающему показателю молодежи все новых годов рождения, поступающей на программы высшего образования (в настоящее время до 60 %), а прогнозы говорят, что он вырастет до 75 %, что делает академическое образование всеобщим3. Однако эта тенденция, очень яркая в 2011/2012 учебном году, не подтверждает существования в Польше общества, основанного на знаниях (knowledge based society). Министр науки и высшей школы проф. Барбара Кудрицка популяризирует эту метафору как символ польского шанса на достойное место в цивилизации. Однако понятие и идея общества знаний нечетки и неоднозначны. Оно может описываться и пониматься двояко: (а) как обращение к естественным и техническим наукам, что якобы призвано привести к быстрому преобразованию экономики и общества в большой «мегатехнопарк». Польше предстояло бы стать европейской мутацией «силиконовой долины»; (б) как полное растворение польского общества с помощью непрерывного образования в глобальной и многомерной цивилизации Запада (прежде всего в технологическом, экономическом и коммуникационном аспекте). В обоих упомянутых пониманиях имеет место, однако, лишь основанное на желаемом мышление центральной администрации, частично опирающееся на «технофобию» и «техноэтику», фетишизирующих технологическое развитие, отождествляемое с прогрессом. Замечаются только те черты прогресса, которые тождественны технологическому или экономическому прогрессу и упускаются из виду человеческий фактор и культура. В этом контексте непрерывное образование не может не принять атрибутов производственности и быстрой окупаемости. Так что при-
1 рассчитанные на прибыль и эксплуатацию работающие фабрики дипломов" -определение проф. Зигмунта Лэмпицкого.
2 Nalaskowski A. Widnokr^gi edukacji. Krakow, 2002. С. 409.
3 Woznicki J. Model publicznej szkoty wyzszej i jej otoczenia systemowego. Warszawa, 1998.
С. 30.
102
нятие информации за знания сопровождается отождествлением профессиональной подготовки с образованием. Техника не может мыслить вместо нас, даже в условиях суперсложности. Она может лишь помогать нам. Я полагаю, что польская научная и отчасти образовательная администрация стремится к выдвижению в качестве идеала лозунга построения общества, опирающегося на знания, при условии, что это будет знание технологическое. Пути упомянутой социально-экономической и производственной трансмиссии отождествляются со структурами политехнических вузов, участие которых в непрерывном образовании в Польше маргинально.
Самой частой формой дополнительного образования является получение квалификации через курсы вне учебных заведений. Практически в каждом польском городе, насчитывающем не менее 15 тыс. жителей, существуют образовательные центры, организующие такие курсы. Эти учреждения очень гибки и склонны браться за любую задачу на коммерческих принципах. Это делают также некоторые профессиональные училища, средние или высшие -в особенности негосударственные. Правда, уровень оказываемых образовательных услуг в Польше оценивается компетентными органами контроля качества, однако, я думаю, что пробелы в экономической рыночной игре не способствуют во всех отношениях высокому качеству, несмотря на формальные подтверждения в виде сертификатов. Можно также говорить о дополнительном обучении в больших группах сотрудников, в которых административно навязываются новые квалификационные требования, например, получение среднего или высшего образования. В результате многочисленная группа поляков, получающих дополнительное образование через вузовские программы для работающих, делает это превентивно, сочетая свои интересы и стремления с предупреждением возможного роста требований со стороны работодателей. Все меньшее значение в реализации разных форм дополнительного образования имеют в Польше давние центры профессионального усовершенствования, которые оказались менее конкурентоспособными рядом с частными образовательными фирмами. В Польше средние или даже крупные негосударственные фирмы охотно организуют курсы усовершенствования для своих сотрудников. С одной стороны, это инвестиция в местный (фирменный) человеческий капитал, а с другой - это дает ощущение стабильной занятости участникам внутренней системы усовершенствования кадров фирмы.
После 1990 г. расширились возможности получения образования как самоцели, несмотря на то, что они также подверглись коммерциализации и давлению рынка, где знания рассматриваются как товар. Экономические обстоятельства сделали невозможным возвращение к идее открытого университета, но я полагаю, что не менее важной причиной были и остаются в Польше формальные обстоятельства, например, наличие аттестата зрелости как безоговорочного условия поступления в вуз. Поэтому большинство поляков в зрелом возрасте поступает на учебу ради образования в средние или высшие школы. Недостатком этого маршрута непрерывного образования, несмотря на то, что участники относятся к нему как к хобби и занимаются им ради собственного развития, является обязательность соблюдения определенных жестких стандартов программ и формальных требований. Правда,
103
дополнительным результатом является одновременно диплом, формальные квалификации или умения и компетенции, но, однако, это направление неизбежно опирается на компромисс интереса или способностей, понимаемых как антоним производительности, со школьными формами организации такого образования. Это противоречит одному из главных принципов образования как самоцели - индивидуализации путей обретения знаний, а также идеи соучастия в выстраивании образовательных программ. Считая образование как самоцель одной из форм развлечения и удовольствия, которая не должна обязательно вести к результату продуктивного знания, многие вузы приспосабливают свое предложение под представленную выше группу студентов, заинтересованных образованием как таковым.
Таким образом, в вузах появился новый тип студента, разнообразный по возрасту, интеллекту, с разными жизненными стратегиями. Для польского академического образования это так называемый «нетрадиционный студент». Он может не быть партнером профессора и соучастником порождения научного знания; но он остается человеком самореализующимся. Это можно выразить метафорой: «Самоучка пришел в вуз, так зачем ему аттестат зрелости и академическая традиция?», «Зачем какие бы то ни было формальности, уровни образования и даже дипломы?» Проф. Эва Курнатович усматривает в формальных элементах типа «аттестат зрелости» и иных свидетельств лишь барьер для образования в течение всей жизни. Таким образом, экономическая полезность обучения в течение всей жизни для экономического роста и производительности или «трудоустраиваемости» конкурирует с жизненной игрой в учебу или игрой в свободу.
Импульс глобализации наряду с постмодернистским императивом в польской педагогике привел к ряду осложнений в практике образования взрослых. Экономическая эффективность в настоящее время конкурирует с гуманитарным аспектом развития личности в течение всей жизни как в польской академической педагогике второго десятилетия XXI в., так и в практике профессионального перепрофилирования или экономической активизации. Дилемма продления времени профессиональной активности поляков (о чем заявляет правительство) до 67 лет оказывается в 2012 г. параллельна недоработкам в сфере непрерывного образования. Поляки живут все дольше, так что им придется дольше быть и профессионально активными в условиях конкуренции на рынке труда. Они будут также дольше пользоваться пенсиями. Задачей заката жизни в большей степени может оказаться активность в сфере культуры, нежели экономическая достаточность пенсии. Как длительная перспектива производственной активности, так и следующей после нее активности или пассивности в подержании своей личностной формы неизбежно заставят обратиться к стратегии образования в течение всей жизни. Дилемма - будет ли в польской педагогике после 2011 г. доминировать экономика и производственный подход или же гуманитарный подход? -остается открытой.
104