Научная статья на тему 'Эволюция университетского образования для взрослых в Польше (1953–2013 гг. ): от вузов для работающих до образования 50 плюс'

Эволюция университетского образования для взрослых в Польше (1953–2013 гг. ): от вузов для работающих до образования 50 плюс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция университетского образования для взрослых в Польше (1953–2013 гг. ): от вузов для работающих до образования 50 плюс»

ЭВОЛЮЦИЯ

УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПОЛЬШЕ (1953-2013 ГГ.):

ОТ ВУЗОВ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ДО ОБРАЗОВАНИЯ 50 ПЛЮС

Р. Томашевский

Институциональное образование для взрослых на академическом уровне связано с функционированием в Варшаве Свободного польского университета1 - непубличной Высшей академической школы с правом выдачи дипломов государственного образца. В тридцатые годы XX в. школа предназначалась главным образом для учителей, однако в ее стенах могли получать образование представители других профессий. До начала Второй мировой войны возраст студентов не был принципиален, в большей мере барьер представляла экономическая состоятельность студентов и стоимость образования. В ходе войны наибольшие биологические потери произошли в группе людей с высшим образованием, в первую очередь потому, что плановые чистки польской интеллигенции проводили обе оккупационные стороны: Германия и СССР. Потери были еще более болезненны, если принять во внимание, что до 1939 г. 24 высшие академические школы в Польше подготовили всего 60 тыс. выпускников2. Таким образом, после войны крайне необходимо было восстановить высшее образование, а также осуществить либерализацию правил и форм обучения. В результате к 1946 г. в Польше функционировали 32 академических вуза, их количество увеличивалось до 1950 г. Парадоксально, но Свободный польский университет после войны не открыли, однако рост социально-экономических потребностей привел к открытию вечерних и заочных форм обучения для взрослых в новых вузах.

Общей тенденцией того времени стало сокращение времени обучения с одновременной попыткой поддержать относительно высокий уровень без учета формы обучения (для взрослых или же стационарная форма). Обе формы обучения практиковали как в государственных, так и в семи частных и религиозно-духовных учебных заведениях. Перелом наступил в 1950 г. Прежде всего, по идеологическим причинам - изменение строя и доминирование компартии с ее идеологией. В результате практически все высшие заведения были национализированы, кроме 2-3 независимых религиозно-духовных вузов. Идеологические причины, как ни парадоксально, привели к увеличению количества взрослых студентов. В 1950-1951 учебном году на всех формах обучения было 7,5 тыс. студентов: в условиях того времени это можно считать большим достижением. Однако процедура приема в вузы изменилась, прежде всего, вводились ограничения для некоторых социальных групп. С этого момента начали говорить об образовании для работающих, а профес-

1 Wo^ Wszechnicа Ро^ка.

2 Wesotowska A. E., Ksztafcenie ustawiczne w polityce edukacyjnej panstwa, Wyzwania wspotczesnej edukacji dorostych. T. I. Andragogika jako przedmiot akademicki, red. nauk. A. Fabis, Mystowice. Zakopane, 2004. S. 82.

357

сионально неактивных людей считать политически подозрительными, хотя формально обязанности работать не существовало1.

Дополнительной характеристикой системы академического образования для взрослых (работающих) после 1950 г. было бесплатное образование, что также в большей мере определялось идеологическими факторами, нежели общими образовательными тенденциями. Одновременно в период между 1950-1953 гг. условия приема в высшие учебные заведения были ужесточены, в результате чего большая часть выпускников школ потеряла возможность поступить в вуз. Принятые квоты (60 % студентов из рабочих, а 30 % из крестьян) касались и обучения взрослых (работающих). По отношению к сельскохозяйственному характеру общества и его социальной структуре количество выходцев из крестьянской или рабочей среды, получивших аттестат зрелости, было минимальным, при этом выпускников школ из интеллигенции старались не допустить к вступительной кампании как идейно чуждый элемент. Следующим фактором в функционировании академического образования в 1950-х гг. стали хозяйственные потребности, что фактически свело на нет возможность бескорыстного образования (т. е. не зависящего от социально-экономических причин). На обеих формах дневного обуче-ния/образования для взрослых (работающих) польские университеты и политехнические учебные заведения сохранили относительно высокий уровень. Это стало причиной формирования натуральных механизмов селекции выпускников из крестьянской или рабочей среды. В первой половине 1950-х гг. они были относительно слабее подготовлены к учебе в вузе, поскольку достаточно часто получали аттестат зрелости в ускоренном режиме. Попыткой решить эту проблему стали так называемые Высшие школы для передовых рабочих2, организованные в 1950-1955 гг. Несмотря на идеологическую подоплеку, их цель заключалась в формировании новой интеллигенции, идейно связанной с коммунизмом. Эти школы предлагали относительно высокий уровень обучения. К парадоксам стоит зачислить тот факт, что немало выпускников данных вузов в будущем связались с коммунистической оппозицией.

Очередной перелом в академическом образовании взрослых наступил в результате общественно-политического кризиса в июне-октябре 1956 г.3. Большинство общественно-политических ограничений при наборе в вузы, в том числе для работающих взрослых, были упразднены. В тот же период расширили высшие педагогические школы в больших областных центрах, а в 1956 г. большинство из них получили академический статус. Они предназначались для академического обучения работающих, профессионально активных учителей4. Увеличились также возможности образования взрослых в области технических наук, что было связано с индустриальным импульсом, который изменил характер польской экономики с сельскохозяйственного на промышленный. В определенной мере эти два направления в обучении взрослых - политехническое и учительское - предлагали лучшие условия для

1 Kluczynski J. Szkolnictwo wyzsze w czterdziestoleciu Polski Ludowej, Warszawa; Krakow, 1986. S. 21.

2 Wyzsze Szkoty dla Przoduj^cych Robotnikow.

3 В литературе это получило название «Польский Октябрь '56».

4 Wesotowska A. E. op. cit. S. 85.

358

получения высшего образования работающими лицами. Тогда же были урегулированы организационные стандарты, которые разграничивали обучение академической молодежи и обучение работающих лиц. Академической молодежью считали людей до 34-летнего возраста, при этом минимальный возраст взрослых студентов составлял 25 лет. Условиями обучения на заочной форме были стаж (минимум два года), а также согласие работодателя. Поскольку большинство из них не поддерживали кандидатов в возрасте до 30 лет, практически всех работающих студентов в 1956-1985 гг. можно рассматривать как полностью взрослых. Следующим элементом, определяющим возможность обучения в вузе для работающих взрослых, была связь учебной специальности с местом работы взрослого студента. С одной стороны, этому имелись рациональные причины, в особенности на технических специальностях, с другой - это стало определенным барьером. В общественной мысли вузы для работающих считались менее ценными, а их тип записывался в дипломе (например, вечернее отделение, заочная форма обучения, экстернат). В то же время формально-законодательные условия обучения были очень удобны, поскольку работодатели были обязаны предоставлять оплачиваемые выходные и отпуска для сессии, а также предоставляли другие формы факультативной поддержки работающих студентов. Следует также подчеркнуть, что случаи нарушения подобных социальных привилегий были редкостью. Основной проблемой скорее было получение согласия на учебу от работодателя или направления на учебу. Первая форма (согласие работодателя) не предполагала возможности начать обучение, поскольку абитуриенты должны были сдавать обязательные вступительные экзамены. Вторая форма (так называемый целевой набор) давала возможность избежать вступительных экзаменов. Подобная система была организована в 1950-1953 гг. и функционировала с 1953 г. до 1984 (1985) г. Около 435 тыс. работающих студентов получили, таким образом, высшее образование, что составляло около 28 % выпускников всех высших учебных заведений в Польше. Нужно, однако, подчеркнуть, что количество вузов в этот же период возросло почти в три раза1.

Фактором, мотивирующим работающих взрослых получать образование, был актуальный в Польше миф о высшем образовании, а также этос интеллигенции, который в польском обществе был довольно крепок, несмотря на пролетарские ценности, пропагандируемые коммунистической властью. В определенном смысле упомянутый этос нашел свое подтверждение в ограниченности возможностей высшего образования: до 1990 г. вузы могли предоставить места только 10 % выпускников средних учебных заведений. Возобновление связей Польши с Западной Европой после 1956 г. и дальнейшее увеличение интенсивности этих контактов в период Эдварда Герека стали причиной рождения новой тенденции в университетском образовании взрослых в Польше. Появился новый мотивирующий фактор - бескорыстное образование, которое было вызвано не экономической необходимостью, а желанием самореализации. В Польшу из Великобритании проникла идея открыто-

1 Kluczynski J., op. cit., s. 21; Ratus B. Edukacja w okresie reform ustrojowych. Studia i szkice pedagogiczne, Zielona Gora, 1996. S. 57.

359

го университета. В 1978-1986 гг. общественная организация Общество универсальных знаний1 2 в сотрудничестве с Ягеллонским университетом предприняло попытку создать польский открытый университет по образцу Британского открытого университета. Значительную роль в этой инициативе сыграл доктор Франчишек Янушкевич, педагог и деятель образования. Польская идея открытого университета свелась к созданию негосударственного вуза, например Свободного польского университета, возглавляемого Обществом универсальных знаний, организацией, вполне контролируемой коммунистами. Впрочем, открытие Свободного польского университета как негосударственного вуза было слишком сложной идеей, чтобы ее приняла коммунистическая власть. Замысел вызвал разногласия между академическим педагогическим сообществом и Министерством образования. И хотя в 1986 г. вуз был почти на пороге открытия, власть не дала окончательного согласия. По всей вероятности, причиной этого стала живучесть мифа о формальном высшем образовании, которое ассоциировалось с традиционными представлениями: аттестат зрелости - учеба в вузе - академический диплом как символ образования и профессии на всю жизнь. Британский открытый университет допускал возможность учебы для тех, у кого не было формального аттестата зрелости,

однако этот вопрос так и не решили в польских проектах открытого универси-

2

тета .

1985-1986 учебный год был связан с демографическим кризисом, повлиявшим на количество потенциальных работающих абитуриентов, в результате чего средний возраст работающих студентов сильно уменьшился (до 30 лет)3. Свою роль здесь сыграли и другие эффекты. В совокупности до середины 1980-х гг. польские вузы выпустили около 1,2 млн специалистов. Тогда же вузы в значительной мере приняли на себя функции профтехобразования. При этом они практически не проявляли инициативы в вопросе бескорыстного образования взрослых студентов4. Перелом 1989-1990-х гг. носил политический характер, поскольку был связан с внезапным увеличением спроса на академическое образование, а новые реалии предоставили возможность для соответствующей реакции в форме «образовательного взрыва». На протяжении десяти лет количество вузов в Польше возросло с 92 до 450, из которых 300 - негосударственные (частные коммерческие, религиозно-духовные). Часть новых вузов получила академический статус, однако во всех из них, государственных и негосударственных, произошла смена пропорций. Прежний расклад - 70 % студентов стационара на 30 % взрослых студентов изменился. На сегодняшний день количество студентов всех форм (и стационара, и для взрослых) увеличилось в четыре раза и составляет около 2 млн, из чего почти 1,5 млн - это взрослые студенты. В первой фазе до 2005 г. факторами роста были рост безработицы и надежда, что высшее образование увеличит конкуренцию на рынке труда. Движущей силой стал так-

1 Towarzystwo Wiedzy Powszechnej.

2 Wesotowska A. E., Brytyjski Uniwersytet Otwarty. Stan aktualny, Kultura i Edukacja 3/1993.

S. 69.

3 Kluczynski J., op. cit. S. 24.

4 Suchodolski B. Problemy i zadania polityki oswiatowej, nauka a rozwoj kraju. Wybrane problemy / red. E. Haton, Ossolineum, 1980. S. 183, 196-197.

360

же внезапный рост квалификационных требований в некоторых группах профессий, дополнительно усиленных формальными требованиями вследствие интеграции Польши с Европейским союзом. После 2005 г. ситуация постепенно начала меняться. Улучшение экономических стандартов одновременно с относительно неплохой экономической ситуацией в следующие годы кризиса в значительной мере сократили прессинг экономических факторов на академическое образование взрослых. С 2010 г. ощутимым стал эффект спада рождаемости, а также результаты изменений возрастной структуры поляков -прирост лиц предпенсионного возраста (в том числе тех, кто имел право на раннюю пенсию)1. Одновременно с этим сформировался спрос на создание или упорядочение системы бескорыстного академического образования взрослых в Польше. Уже с середины 1990-х годов соотношение тех, кто выбрал платное обучение, однако не по экономическим причинам, а только лишь для собственного удовольствия и самореализации, начал сильно расти и на сегодняшний день составляет около 15-20 % взрослых студентов.

Одновременно с этим возникла дилемма дидактической и научной эффективности польских вузов (государственных и частных) в условиях возрастающего демографического кризиса. На сегодняшний день вузы располагают слишком большим потенциалом, которым следует правильно распорядиться. Это явление возникло одновременно с появлением совершенно нового типа студентов. Вот уже 2-3 года вместе с академической молодежью (19-20летними) учатся взрослые студенты (40-50-летние). Это своеобразный феномен, равноценный динамическому развитию Университетов третьего возраста, предлагающих участие в занятиях без привычных академических правил для лиц в возрасте после 40 лет. Как правило, основным требованием таких Университетов является наличие среднего образования (аттестата зрелости). Существуют и специализированные Университеты третьего возраста, например для людей с ограниченными возможностями. Такой университет с 1999 г. существует в Эльблонге. Всего в Польше в 2012 г. функционировало 385 Университетов третьего возраста2.

В вузах появился новый тип взрослого студента - «нетрадиционные студенты», которые, будучи взрослыми, поступают на различные формы академического обучения, получая как первое, так и второе образование. Стационарная форма является бесплатной. Профессор Богуслава Д. Голембняк обращает внимание на влияние этой группы студентов (не считая учащихся из-за границы, например, по программе Эразмус) на создание совершенно новых студенческих групп - ad hoc - «случайных, временных образовательных сообществ»3. Самым новым феноменом, который зародился в моем род-

1 Уменьшение количества рабочих мест возникало, прежде всего, как результат технологического развития или миграции за границу (например, в англоязычную среду выехали 2 млн молодых, профессионально активных поляков).

2 http://www.federacjautw.pl/putw/images/glowna/standardy.pdf Standardy dziafania Uniwersytetow Trzeciego Wieku w Polsce, opracowanie zbiorowe, Nowy S^cz, 2012. S. 8-11; Boczukowa B., Edukacja trzeciego wieku jako czynnik procesu ksztafcenia i wychowania dorosfych, Wyzwania wspotczesnej..., op. cit., s. 191-192.

3 Got^bniak B. D. Poszukiwanie - refleksyjnosc - dialektyczne uczenie siq. Nowe praktyki edukacyjne w szkole wyzszej, Innowacje w edukacji akademickiej. Szkolnictwo wyzsze w procesie zmiany, red. nauk. J. Piekarski i D. Urbaniak - Zaj^c, todz 2010. S. 257.

361

ном вузе, является академическое образование для взрослых в виде формулы «50 плюс». Это дневная форма обучения, бесплатная, адресованная пенсионерам. Данная форма занятий более чем полноценная, поскольку она позволяет получить диплом, предполагая все нормы и полную программу занятий, незначительно модифицированную по сравнению с программой курсов для академической молодежи. Парадоксально, но на специальность «история» на первый курс приняли более 50 студентов формулы «50 плюс». Таким образом, их количество доминирует на этой специальности. Необходимо подчеркнуть, что желающих было значительно больше, и, вероятно, при наборе на следующий учебный год будут доминировать взрослые студенты (пенсионеры), которые станут учиться по полноценной программе стационарной формы обучения.

Сегодня трудно определить доминирующий мотив в принятии решения учиться в таком возрасте. В определенной мере можно говорить, что на заочной форме обучения преобладает экономический фактор, хотя он не является наиболее ощутимым. Однако практически все студенты формулы «50 плюс» руководствуются идеей самореализации. У взрослых студентов стационара, предназначенного для академической молодежи, нет однозначной мотивации, однако стоит подчеркнуть их старательность и дисциплину. В свою очередь, взрослые студенты перестали быть большинством на нестационарной форме (заочной или вечерней). Все описанные тенденции требуют более глубокого анализа и наблюдений в длительной перспективе, по крайне мере на протяжении трех-четырех лет, поскольку вузы должны будут среагировать на изменения в структуре студентов и, возможно, сделать свои предложения более эластичными. Я считаю, что формула «50 плюс» может оказаться интересной инвестицией в общественную активность лиц в возрасте между общественно-профессиональным динамизмом и поздней взрослостью.

362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.