ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕЙТИНГЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ Неретин А.В. Email: Neretin 643@scientifictext.ru
Неретин Артём. Васильевич - магистрант, кафедра географии и картографии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: развитие туристической индустрии в Российской Федерации невозможно без определения места страны в мировой системе туристического хозяйства. В статье описываются современные подходы к оценке конкурентоспособности стран в сфере туризма, критерии оценки туристической индустрии стран, перечисляются организации, занимающиеся данным видом деятельности, а также описывается место Российской Федерации в международном рейтинге туристической привлекательности, сильные и слабые стороны туристической отрасли страны, определившие её место в итоговом рейтинге. Ключевые слова: туризм, туристический рынок, конкурентоспособность туристической индустрии, рейтинг, инфраструктура.
STATUS OF RUSSIA IN THE INTERNATIONAL RATING OF TOURIST
ATTRACTION Neretin A.V.
Neretin Artyom Vasilyevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY AND CARTOGRAPHY, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD, RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the development of the tourism industry in the Russian Federation is impossible without determining the place of the country in the global system of tourism. The article describes modern approaches to assessing the competitiveness of countries in the sphere of tourism, the criteria for assessing the tourism industry of the countries, lists organizations involved in this type of activity, describes the place of the Russian Federation in the international rating of tourist attraction, strengths and weaknesses of the country's tourism industry, in the final rating. Keywords: tourism, tourism market, industry competitiveness, rating, infrastructure.
УДК 338.24
На сегодняшний день, туризм становится одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Потому развитие туристической индустрии является одной из важнейших социально-экономических миссий Российской Федерации. Однако, развитие туристической отрасли, является невозможным без исследования международного туристического рынка и оценки места России в нём.
Современные подходы оценки конкурентоспособности стран в сфере туризма отличаются в основном количеством и составом показателей, которые используются для определения уровня страны, а также их весовыми коэффициентами. Выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге вариативен и зависит от используемой методологии, возможности получения необходимой информации, а также уровня затрат на получение этой информации. Обычно частично используются общедоступные статистические данные, а также экспертные оценки. Так, при составлении ежегодных рейтингов Всемирным экономическим форумом совместно с партнерскими организациями проводятся полевые исследования, включающие опросы экспертов и руководителей компаний. Оценка конкурентоспособности относится к сопоставительным исследованиям, в которых широкое распространение получил балльный или индексный рейтинговый подход [1].
Наиболее известной является оценка конкурентоспособности туриндустрии стран, проводимая Всемирной организацией туризма и путешествий (WTTC). В ежегодном докладе Travel and Tourism Competitiveness Report, публикуемом в рамках Всемирного экономического форума World Economic Forum (WEF), рассматривается индекс конкурентоспособности путешествий и туризма разных стран (Travel & Tourism Competitiveness Index — TTCI),
учитывающий факторы, влияющие на привлекательность туриндустрии для развития и инвестиций. Этот индекс TTCI состоит из трех субиндексов А, В и С. Состав субиндексов следующий:
A) нормативно-правовая база: -законодательные нормы,
-защита окружающей среды (экологическая устойчивость), -охрана и безопасность, -медицина (здоровье) и гигиена, -приоритетность сектора путешествий и туризма;
B) бизнес-среда и инфраструктура: -инфраструктура воздушного транспорта, -инфраструктура наземного транспорта, -инфраструктура туризма,
-информационно-коммуникационная инфраструктура; -ценовая конкурентоспособность туристического сектора,
C) человеческие, природные и культурные ресурсы: -людские ресурсы,
-отношение к внешним туристам, -природные ресурсы, -культурные ресурсы, -изменение климата.
При составлении рейтинга и индекса конкурентоспособности секторов путешествий и туризма (TTCI) используются статистические данные и исследования всемирных организаций, в том числе, Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Международного союза по сохранению природы (IUCN), Всемирной организации по туризму (UNWTO), Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), а также результаты опросов топ-менеджеров. В каждой из стран, участвующих в рейтинге, проводится специальное исследование уровня развития туристического сектора с помощью двух методик. Первая базируется на использовании открытых статистических данных по туризму и всем смежным с ним отраслям, в частности, оцениваются стоимостные составляющие туров (цены авиабилетов, гостиничных номеров, стоимость портовых и аэропортовых сборов), учитывается количество памятников, охраняемых ЮНЕСКО и т.п. Вторая методика включает опрос руководителей крупных компаний из всех секторов экономики об их отношении к туристическому сегменту. На основе этих данных составляется интегрированный рейтинг конкурентоспособности туристской индустрии стран [1].
В России такое исследование проводит компания «Бауман инновейшн» («Стратеджи Партнерс Групп» — Strategy Partners Group), официальный партнер WEF1. В 2008 году в рейтинге участвовали 124 страны (Россия заняла 64 место), в 2009—133 страны (Россия заняла 59 место), в 2011—139 стран (Россия осталась на 59 месте). В 2013 году в рейтинге участвовало 140 стран, Россия заняла 63 место. Преимущества России были оценены так: -низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1 место); -хорошее школьное образование (4 место); -число врачей на единицу площади (4 место); -количество и доступность внутренних авиаперевозок (6 место); -железнодорожный транспорт (30 место); -приемлемая цена на топливо (30 место);
-наличие офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35 место). Недостатки России: -качество дорог (103 место); -въездной режим (104 место);
-отношение обычных россиян к приезжим (119 место); -ненадежная работа правоохранительных органов (120 место).
Главными недостатками России стали — въездной режим и качество дорог. Стоимость получения российских виз варьируется от 60$ до 480$ в зависимости от типа визы, сроков ее оформления и длительности.
Исследование показало, что туристские ресурсы и возможности страны оцениваются очень высоко. Так, например, по числу природных объектов мирового значения Россия заняла 5 место, а по культурным — 9.
Однако по многим инфраструктурным показателям Россия заняла одни из последних мест:
- уровень авиатранспорта (88 место);
- число мест в гостиницах (85 место);
- ценовая доступность размещения в гостиницах (115 место);
- приоритет сектора туризма для государства (127 место);
- эффективность маркетинговой политики и брендинга в сфере туризма (122 место);
- государственные расходы на туризм (83 место);
- открытость для туризма (108 место);
- отношение местного населения к иностранцам (131 место).
В отчете 2011 года по сектору путешествий и туризма Всемирного экономического форума (ВЭФ), который озаглавлен «По ту сторону кризиса», верхние строчки рейтинга заняли Швейцария, Германия, Франция, Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада, Сингапур. Россия осталась на 59 месте, как и в 2009 году [3].
Оценка конкурентоспособности в туризме на иерархических уровнях может преследовать различные цели. Являясь относительным показателем, она позволяет определить местоположение оцениваемого субъекта на международном, национальном или локальном туристском рынке. Оценка потенциальной конкурентоспособности может быть полезна при решении вопросов инвестиционного характера. Оценка конкурентоспособности в туризме на иерархических уровнях, являясь относительным показателем, позволяет определить местоположение оцениваемой туристской подсистемы на международном, национальном или локальном туристском рынке, тем самым косвенно оценивая эффективность ее функционирования [2].
Список литературы / References
1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. М.: Юнити-Дана, 2006. 255 с.
2. Лысикова О.В. Туризм как освоение пространства-времени: мобильность коллективной памяти / О.В. Лысикова // Теория и практика общественного развития, 2011. № 7. С. 95-100.
3. Морозов М.А. Экономика туризма Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ Неретин А.В. Email: Neretin 643@scientifictext.ru
Неретин Артём. Васильевич - магистрант, кафедра географии и картографии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: международный туризм стал важной отраслью мировой экономики. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, его вклад в мировой ВВП составляет почти 11%, обеспечивая занятость более 10% всей рабочей силы и 11% инвестиций и почти столько же налоговых поступлений. В мире понимают значение доходов от развития туризма для экономики своих стран и поэтому прилагают немало усилий для поощрения приезда иностранцев. В таких условиях особенно важно понимание и описание основных центров туристического притяжения и выделение самых путешествующих стран. В статье описывается распределение международных туристических потоков по регионам мира, ранжируется востребованность различных туристических мест для жителей различных регионов.
Ключевые слова: туризм, туристический рынок, макрорегион, рейтинг, туристический поток.
INTERNATIONAL TRAVEL FLOWS Neretin A.V.
Neretin Artyom Vasilyevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY AND CARTOGRAPHY, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD, RUSSIAN FEDERATION