Однако по многим инфраструктурным показателям Россия заняла одни из последних мест:
- уровень авиатранспорта (88 место);
- число мест в гостиницах (85 место);
- ценовая доступность размещения в гостиницах (115 место);
- приоритет сектора туризма для государства (127 место);
- эффективность маркетинговой политики и брендинга в сфере туризма (122 место);
- государственные расходы на туризм (83 место);
- открытость для туризма (108 место);
- отношение местного населения к иностранцам (131 место).
В отчете 2011 года по сектору путешествий и туризма Всемирного экономического форума (ВЭФ), который озаглавлен «По ту сторону кризиса», верхние строчки рейтинга заняли Швейцария, Германия, Франция, Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада, Сингапур. Россия осталась на 59 месте, как и в 2009 году [3].
Оценка конкурентоспособности в туризме на иерархических уровнях может преследовать различные цели. Являясь относительным показателем, она позволяет определить местоположение оцениваемого субъекта на международном, национальном или локальном туристском рынке. Оценка потенциальной конкурентоспособности может быть полезна при решении вопросов инвестиционного характера. Оценка конкурентоспособности в туризме на иерархических уровнях, являясь относительным показателем, позволяет определить местоположение оцениваемой туристской подсистемы на международном, национальном или локальном туристском рынке, тем самым косвенно оценивая эффективность ее функционирования [2].
Список литературы / References
1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. М.: Юнити-Дана, 2006. 255 с.
2. Лысикова О.В. Туризм как освоение пространства-времени: мобильность коллективной памяти / О.В. Лысикова // Теория и практика общественного развития, 2011. № 7. С. 95-100.
3. Морозов М.А. Экономика туризма Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ Неретин А.В. Email: Neretin [email protected]
Неретин Артём. Васильевич - магистрант, кафедра географии и картографии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: международный туризм стал важной отраслью мировой экономики. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, его вклад в мировой ВВП составляет почти 11%, обеспечивая занятость более 10% всей рабочей силы и 11% инвестиций и почти столько же налоговых поступлений. В мире понимают значение доходов от развития туризма для экономики своих стран и поэтому прилагают немало усилий для поощрения приезда иностранцев. В таких условиях особенно важно понимание и описание основных центров туристического притяжения и выделение самых путешествующих стран. В статье описывается распределение международных туристических потоков по регионам мира, ранжируется востребованность различных туристических мест для жителей различных регионов.
Ключевые слова: туризм, туристический рынок, макрорегион, рейтинг, туристический поток.
INTERNATIONAL TRAVEL FLOWS Neretin A.V.
Neretin Artyom Vasilyevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF GEOGRAPHY AND CARTOGRAPHY, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD, RUSSIAN FEDERATION
Abstract: international tourism has become an important sector of the world economy. According to the World Tourism and Travel Council, its contribution to world GDP is almost 11%, providing employment for more than 10% of the total workforce and 11% of investment and almost as much tax revenue. The world understands the value of tourism revenues for the economies of their countries and therefore makes great efforts to encourage the arrival of foreigners. In such circumstances, it is especially important to understand and describe the main centers of tourist attraction and highlight the most traveling countries. The article describes the distribution of international tourist flows in the regions of the world, the demandfor various tourist places for residents of different regions is ranked. Keywords: tourism, tourist market, macroregion, reiting, tourist flow.
УДК 338.24
ВТО выделяет шесть, несколько отличных по составу от принятых в отечественной географии, туристских макрорегионов мира:
- Европейский — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);
- Американский — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;
- Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания;
- Африканский — страны Африки, кроме Египта и Ливии;
- Южно - Азиатский — все страны Южной Азии;
- Ближне - Восточный — страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.
Региональное распределение международных туристских потоков в главных чертах
сложилось давно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка. Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится 4/5 всех прибытий в мире.
Европа является самым крупным рынком для туризма с отдыхом и развлечениями. Здесь формируются и сюда направляются главные туристские потоки. Внутрирегиональный характер туризма выражен более ярко, чем межрегиональный. Интенсивному внутриевропейскому обмену способствуют:
- большое количество стран на относительно малой территории;
- тесные экономические, культурные и этнические связи между государствами;
- развитая сеть наземных транспортных коммуникаций;
- упрощенные туристские формальности;
- большое разнообразие природных рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей;
- развитая туристская инфраструктура [3].
Наиболее посещаемыми странами туризма отдыха и развлечений являются Франция, Испания и Италия.
География выездного туризма отдыха и развлечений в Европе похожа на пространственную картину въездного туризма. Разница лишь в том, что в межрегиональном обмене возрастает роль Африки, Ближнего Востока и Южной Азии [6].
Самой путешествующей нацией не только в Европе, но и в мире считается Германия. Ежегодно немцы совершают свыше 80 млн туристских поездок.
Американский макрорегион по прибытиям занимает 2-е место в мире. Из 4-х регионов Америки наиболее посещаемым является Северо-Американский регион (70 %), стремительно возрастает количество туристов в Южной Америке (14,4 %).
В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивен обмен между США, Канадой и Мексикой. Так, Мексику ежегодно посещает свыше 20 млн туристов из США, Канаду - свыше 15 млн человек. Ежегодно американцы совершают свыше 1 млрд поездок преимущественно для отдыха и развлечений, а также посещения родственников и знакомых. Маршруты большинства из них пролегают внутри страны [2].
Главным направлением межрегионального обмена для американцев является европейский континент (22 % посещений). Среди других направлений выделяется быстрорастущий поток в
Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. Наиболее привлекательными странами для американцев являются Китай, Япония, Республика Корея, Сингапур [1].
В Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе туризм еще очень молод. Основные туристские потоки направляются в Восточную Азию (57 %). Странам Юго-Восточной Азии отдают предпочтения 1/3 часть туристов макрорегиона, Сянган, Малайзия. Сингапур, Таиланд, Корея, Индонезия и Тайвань являются наиболее популярными туристскими направлениями.
Экономический рывок этих стран привел к резкому развитию индустрии отдыха и развлечений. Эти территории притягивают туристов возможностями пляжного отдыха и экзотикой. Привлекает своей индустрией развлечений Япония, играющая главную роль во всём туристическом хозяйстве региона (до 30 млн поездок с целью развлечений и покупок).
Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. Основной «поставщик» деловых туристов в Европе — Германия. Ежегодно свыше 5 млн. немцев отправляются в командировки, из них 3% выезжают за рубеж, 21% путешествуют за границу и внутри своей страны, 76% совершают служебные поездки по Германии.
Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона — 5-6 дней, а по своей стране — 3-4 дня.
Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС.
Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, а в Великобритании — каждое третье.
Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, лидирующие на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. Увеличивается количество прибытий со служебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику.
В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
- христианская Европа,
- Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями,
- Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями,
- Северная Африка с преобладанием ислама,
- Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,
- Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,
- Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,
- Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,
- Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.
Крупнейшим религиозным центром мира является Иерусалим. Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы с познавательными целями проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию — наследницу великой Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон, и в Ватикан — центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов Францию
Список литературы / References
1. Жолдасбеков А.А. Туристско-рекреационные ресурсы как основа туристско-рекреационного
потенциала / А.А. Жолдасбеков, М.Д. Мамадияров, Б.А. Жолдасбекова // Международный
журнал экспериментального образования, 2013. № 11. С. 213-214.
2. Ливийская О.А. Природное и культурное наследие / О.А. Ливинская // Вестник ПсковГУ, Серия «Природное и культурное наследие», 2012. № 14. С. 120-126.
3. Морковкина А.Г. Критерии выбора территории для организации объектов туризма / А.Г. Морковкина, В.А. Рассыпнов, Н.Б. Максимова. // География и туризм, 2014. № 28. С. 32-47.
РЕКРЕАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
РОССИИ
Перепелицын В.В. Email: [email protected]
Перепелицын Владислав Валерьевич — магистрант, кафедра географии и картографии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: любое исследование конкретного района с целью развития в нем туризма должно, прежде всего, исходить из определения тех видов туризма, которые в наибольшей степени будут отвечать специфике этого района. Сложность типологизирования регионов заключается в большой разнице их специфик. Историко-культурная, природно-климатическая и отчасти социально-экономическая специфика каждого отдельного региона, в том числе и Европейского Севера России, позволяет говорить о возможности реализации разных видов туризма и различных их сочетаний.
Ключевые слова: рекреационная специализация, типы рекреационной специализации.
RECREATIONAL SPECIALIZATION OF THE EUROPEAN NORTH OF
RUSSIA Perepelitsyn V.V.
Perepelitsyn Vladislav Valerievich — undergraduate,
ACCOUNTING DEPARTMENT, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD
Abstract: any study of a particular region for the purpose of developing tourism in it should first of all be based on the definition of those types of tourism that will most suit the specifics of the area. The complexity of typology of regions lies in the great difference in their specifics. The historical, cultural, natural and climatic and partly socio-economic specifics of each separate region, including the European North of Russia, allows us to talk about the possibility of realizing different types of tourism and their various combinations.
Keywords: recreational specialization, types of recreational specialization.
УДК 338.48
Рекреационная специализация является одной из важнейших характеристик любого рекреационного района. Он отражает степень освоенности региона, а также экономические, исторические, географические, культурные особенности и, соответственно, зависит от спектра рекреационных ресурсов, представленных на данной территории, а также от уровня развития туристской инфраструктуры, определяющей степень развитости того или иного вида туризма. Абсолютно каждый рекреационный район исходя из своих исторических, культурных, экономико- и физико-географических особенностей имеет рекреационную специализацию.
Важность определения рекреационной специализации заключается в большой значимости комплексного подхода изучения туристической отрасли, как отдельного региона, так и государства в целом. Выявление рекреационного потенциала позволяет более точно определить слабые и сильные стороны рекреационного потенциала региона, а также правильно оценить степень рекреационной освоенности региона.
Европейский Север России — характеризуется меньшими и неоднородно распределенными рекреационными потребностями, избыточными рекреационными ресурсами, которые, однако, не всегда доступны для освоения. Степень рекреационной освоенности варьирует от слаборазвитой до развитой. Это территория политически стабильная перспективная для ближайшего освоения.
Продолжительность процесса определения рекреационной специализации может быть существенно различной, в зависимости от конкретных исторических условий.