Научная статья на тему 'Проблема оценки конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в странах европейского Союза'

Проблема оценки конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в странах европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1106
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТУРИЗМ В БОЛГАРИИ / РЕЙТИНГ TTCI / TRAVEL AND TOURISM COMPETITIVENESS INDEX / TOURISM / EUROPEAN UNION / TOURISM IN BULGARIA / TTCI RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова Ольга Васильевна

В статье дана оценка развитию и роли туризма в Европейском Союзе (ЕС). Рассмотрен самый авторитетный индикатор состояния и привлекательности отрасли для иностранных туристов индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI). На основании индекса проанализированы 5 стран ЕС, выделены сильные и слабые стороны. Проведен сравнительный анализ индекса конкурентоспособности лидеров рейтинга и Болгарии. Выявлены основные показатели, тормозящие развитие туризма и влияющие на привлекательность данной отрасли в Болгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EVALUATING THE COMPETITIVENESS OF THE TRAVEL SECTOR AND TOURISM IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

The articles evaluates the development and role of tourism in European Union (EU). The travel and tourism competitiveness index (TTCI) as the most authoritative indicator of the current condition and attractiveness of a country’s tourism sector has been used. The four most competitive EU countries based on the above index with their weakest and strongest features have been analysed. Based on the TTCI a comparative analysis between the four countries on one hand and Bulgaria on the other hand has been conducted. As a result the main indicators that are influencing the development of tourism in Bulgaria have been pointed out.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в странах европейского Союза»

УДК-312 JEL L83 DOI 10.26425/1816-4277-2018-3-75-82

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕКТОРА ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация. В статье дана оценка развитию и роли туризма в Европейском Союзе (ЕС). Рассмотрен самый авторитетный индикатор состояния и привлекательности отрасли для иностранных туристов - индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI). На основании индекса проанализированы 5 стран ЕС, выделены сильные и слабые стороны. Проведен сравнительный анализ индекса конкурентоспособности лидеров рейтинга и Болгарии. Выявлены основные показатели, тормозящие развитие туризма и влияющие на привлекательность данной отрасли в Болгарии.

Ключевые слова: индекс конкурентоспособности путешествий и туризма, туризм, Европейский союз, туризм в Болгарии, рейтинг TTCI.

THE PROBLEM OF EVALUATING THE COMPETITIVENESS OF THE TRAVEL SECTOR AND TOURISM IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

Abstract. The articles evaluates the development and role of tourism in European Union (EU). The travel and tourism competitiveness index (TTCI) as the most authoritative indicator of the current condition and attractiveness of a country s tourism sector has been used. The four most competitive EU countries based on the above index with their weakest and strongest features have been analysed. Based on the TTCI a comparative analysis between the four countries on one hand and Bulgaria on the other hand has been conducted. As a result the main indicators that are influencing the development of tourism in Bulgaria have been pointed out.

Keywords: travel and tourism competitiveness index, tourism, European Union, tourism in Bulgaria, TTCI rating.

Генеральная ассамблея ООН объявила 2017 г. «Международным годом устойчивого развития туризма», что свидетельствует о признании мировым сообществом приоритетности данного сектора для дальнейшего развития мировой экономики. Туризм - один из значимых социально-экономических показателей состояния общества и развития цивилизации, а кроме того, способ познания окружающей действительности, повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. Несмотря на финансовые кризисы, террористические атаки, экономические и политические войны с 2009 г. сектор путешествий и туризма демонстрирует непрерывный рост, опережая темпы роста мировой экономики. Повышение благосостояния населения различных стран, увеличение продолжительности жизни, прогрессирующая глобализация будут способствовать дальнейшему развитию мирового туризма. По данным Всемирной туристской организации ежегодные темпы роста мирового туризма будут составлять 4 % [11].

Общий доход сектора туризма и путешествий в 2016 г. составил 1,2 трлн долл. США, что составляет 10,2 % мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Особую роль этот сектор играет в создании рабочих мест: при общем вкладе в мировую экономику, составляющем 10,2 %, рекреационно-туристический сектор формирует рабочих мест в два раза больше, чем финансовый, на долю которого приходится 19,4 % ВВП. Так, в 2016 г. примерно 1 из 10 человек были заняты либо напрямую в сфере путешествий и туризма, либо в смежных отраслях, что составляет 292 млн чел. во всем мире. Принимая во внимание прогноз, по которому к 2030 г. количество туристических прибытий составит 1,8 трлн чел., этот сектор будет играть ключевую роль в создании рабочих мест и дальше [2].

Согласно исследованию, проведенному Всемирным советом по туризму и путешествиям (англ. World Travel & Tourism Council; далее - WTTC), для каждых 30 новых туристов в стране создается одно рабочее место, а к 2026 г. 86 млн новых рабочих мест будет создано этим сектором [7].

Туризм является третьим по величине сектором экономики в Европейском Союзе (далее - ЕС), внося значительный вклад в экономику ЕС и создание рабочих мест: в нем напрямую задействовано 1,8 млн предприятий,

Горбунова Ольга Васильевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва е-mail: logos84@list.ru

Gorbunova Olga

Postgraduate student, State University of Management, Moscow е-maiL■ logos84@list.ru

в основном малых и средних (МСП). Доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет 5 %, а число занятых - 5,2 % активного населения, что составляет около 9,7 млн чел. С учетом косвенного и индуцированного воздействия - более 10 % (ВВП) и не менее 12 % от общей занятости, что соответствует 13 млн работников. Пять стран ЕС входят в ТОП-10 по доходам от туризма (табл. 1) [1].

Таблица 1

Страны - лидеры по доходу от въездного туризма в 2016 г.

Позиция Страна Сумма дохода, трлн долл. США

1 США 205,9

2 Испания 60,6

3 Таиланд 49,9

4 Китай 44,4

5 Франция 42,5

6 Италия 40,2

7 Великобритания 39,6

8 Германия 37,4

9 Гонконг 32,9

10 Австралия 32,4

Источник: [1]

Европа - самый посещаемый регион в мире. Причина популярности Европы на мировом рынке объясняется не только превосходными условиями для отдыхающих, наличием всемирно известных памятников культуры и исторических мест, но и предпочтением многих европейцев проводить отпуск в ближнем зарубежье. Подавляющее большинство туристов в Европе - жители этого европейского региона. Международный туризм в других регионах растет быстрее, и, по данным исследования, проведенного Европейским парламентом совместно с Всемирной туристской организацией (англ. United Nations World Tourism Organization, далее - UNWTO) доля рынка по международным туристским прибылям и поступлениям в Европе в целом, и в ЕС в частности, будет сокращаться [3]. По итогам 2016 г. на долю ЕС приходится 500 млн прибытий (+5 % к 2015 г.), 40,5 % рынка, а доходы от въездного туризма составили 340 трлн евро (+5 трлн евро), что составляет 31 % от общемирового. Более низкий процент поступлений от сектора в сравнении с показателями туристского потока объясняется тем фактом, что туристы, посещающие ЕС, предпочитают непродолжительный отдых (до трех ночей) [4].

Количество ночей, проведенных туристами в странах ЕС, достигло 2,8 трлн в 2016 г., что на 2 % выше, чем в 2015 г. С 2009 г. наблюдается устойчивый рост данного показателя. При этом больше половины (55,7 %) ночевок нерезидентов в 2016 г. приходилось на Испанию (454 млн ночевок, +7,8 % в сравнении с 2015 г.), Францию (395 млн, +4,6 %), Италию (35 млн, +0,5 %) и Великобританию (292 млн, -4,5 %). Рост количества проведенных ночей в ЕС был обусловлен межрегиональным турпотоком, который увеличился на 3,6 %, в сравнении с 0,6 %, который приходится на внутрирегиональный [5].

Самый большой прирост ночевок наблюдался в Болгарии (+17,9 %) и Словакии (+16 %). Лидерами по увеличению доходов от туризма также являются эти две страны с приростом +15,7 % и +16,6 %, соответственно [1].

Что касается въездного турпотока в ЕС, то много лет подряд лидером является Франция, в которой отмечается более 82 млн прибытий в 2016 г., за ней - Испания (76 млн прибытий), Италия (52 млн прибытий), Великобритания (36 млн прибытий), Германия (36 млн прибытий), Австрия (28 млн прибытий), Греция (25 млн прибытий), Польша (17,5 млн прибытий), Венгрия (15 млн прибытий), Хорватия (14 млн прибытий).

Болгария занимает 17-е место по посещаемости в ЕС согласно данным UNWTO. В 2016 г. туристский поток в Болгарию составил 8 251 995 человек, не считая транзитных пассажиров, что на 16,5 % превышает показатели 2015 г. Больше всего туристов было зафиксировано из Румынии 1 096 874 (+11,2 % к 2015 г.), Греции 1 067 105 (+9,7 %),

Германии 826 939 (+32,8 %); жители нашей страны на 4-м месте с показателями 580 002 (+19,7 %); замыкает пятерку лидеров Турция - 560 тыс. туристов прибыло из этой страны [6].

Для удержания лидирующих позиций и разработки эффективных мер по привлечению иностранных туристов важно понимать конкурентоспособность отрасли и привлекательности стран ЕС для мирового сообщества.

Одним из самых известных и признанных индикаторов развития отрасли и притягательности сектора для иностранных туристов является индекс конкурентоспособности сферы путешествий и туризма (TTCI). Впервые опубликованный в 2007 г., индекс является ориентиром для всех заинтересованных сторон при принятии решений в области туризма и повышения конкурентоспособности отрасли в рамках национальной экономики. При его подготовке используют данные и мнения лидеров рынка, авторитетных экспертов (Intercontinental Hotels Group, Deloitte, SAAP и др.) и международных организаций, среди которых: UNWTO, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), WTTC. Индекс измеряет совокупность факторов, которые обеспечивают устойчивое развитие сектора и конкурентоспособность страны. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о состоянии туристической отрасли в каждой стране. TTCI публикуется раз в два года, в последнем индексе от 2017 г. участвовало 136 стран, которые вместе аккумулируют 98 % мирового ВВП. Шесть новых стран, которые были включены в расчет: Бенин; Босния и Герцеговина; Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Эквадор и Украина. Страны, которые выбыли из отчета из-за отсутствия релевантных данных: Ангола, Буркина-Фасо, Гвинея, Гайана, Гаити, Мьянма, Пуэрто-Рико, Сейшельские острова, Республика Суринам, Королевство Свазиленд.

Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI) имеет сложную структуру: он состоит из 90 отдельных индикаторов, которые распределены между 14 ключевыми показателями, а те сгруппированы в четыре подиндекса (рис. 1). Все индикаторы, используемые в отчете, находятся в диапазоне от 1 до 7. Каждый компонент рассчитывается как среднее взвешенное значение индикаторов. После этого вычисляются субиндексы, они представляют собой среднее взвешенное значение компонентов, из которых они состоят. А общий индекс конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма по каждой стране представляет собой среднее взвешенное значение четырех субиндексов [2].

Источник: [3]

Рис. 1. Структура индекса конкурентоспособности и туризма

Согласно опубликованным в 2017 г. данным, 5 стран Европейского союза — Испания, Франция, Германия, Великобритания, Италия — вошли в топ-10 (рис. 2). Основные причины для высоких позиций в рейтинге: развитая инфраструктура туризма, международная открытость, большое количество достопримечательностей, а также высокий уровень безопасности в сравнении с другими странами.

Испания Франция Германия Япония Великобритания США Австралия Италия Канада Швейцария

Источник: [3]

5,43

5,12 5,1

4,99 4,97

4,94

Рис. 2. Ведущие страны мира в рейтинге TTCI, 2017 г.

В 2017 г. Испания второй раз подряд заняла первое место с индексом 5,4 из 7, опередив Францию и Германию. Швейцария, которая долгое время до этого возглавляла отчет, в последнем отчете только на десятом месте.

Испания является третьей по посещаемости страной с точки зрения международных прибытий, в то время как самая популярная в заездах Франция сохраняет свою позицию под номером 2.

Успех Испании объясняется богатыми природными (2-е место в мире) и культурными (9-е место в мире) ресурсами в сочетании с прекрасной туристической инфраструктурой (2-е место). В докладе также отмечается, что инфраструктура воздушного транспорта входит в ТОП-10 в мире, но в последнее время качество снижается и необходима модернизация для сохранения высоких позиций. Высоко оценили эксперты и показатель «приоритетность отрасли» - 5-е место из 136 стран, где рассматривали такие критерии, как: расходы правительства на сектор туризма и путешествий, эффективность маркетинга, полнота и корректность статистической информации и др. Самый низкий показатель у Испании по показателю «ценовая конкурентоспособность» — 98-е место из 136 стран. Но это лишь означает, что Испания является относительно дорогой страной для посещения, принимая во внимание расходы на билеты, топливо, отели, рестораны и т. д. А также неудовлетворительной эксперты считают бизнес-среду в Испании, где анализируются трудности, связанные с запуском бизнеса, инвестированием и наймом рабочих, получением разрешений на строительство. Лидером по данному показателю среди стран ЕС является Великобритания.

В целом же туризм является крупной отраслью в Испании, совокупный вклад которой составляет около 16 % от национального ВВП страны. В сфере туризма в стране зарегистрировано более 400 000 предприятий преимущество средних и мелких, где было занято 2,5 млн человек в 2015 г., 13 % от общих занятых в стране. С учетом индуцированного воздействия занятость составляет 16,2 %, что намного выше среднего по Европе (9,1 %). В 2016 г. страну посетило более 75 млн туристов преимущественно из Великобритании, Италии и Германии. В первые семь месяцев 2017 г. был зафиксирован рекордный рост на 11,3 % (46,9 млн чел) по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Позиция Франции на втором месте также осталась неизменной, несмотря на террористические атаки в 2015 г. и 2016 г. Хотя по показателю «безопасность» Испания переместилась с 13-го на 18-е место, но это в полной мере компенсировалось улучшением на 21-ю позицию такого показателя, как «конкурентоспособность по ценам» за счет значительного снижения цен на отели и билеты. Правительством Франции были предприняты серьезные меры по защите окружающей среды, 22.04.2016 г. в ходе конференции по климату было подписано

Парижское соглашение, направленное на контроль эмиссии СО2 и снижение темпов глобального потепления. Благодаря этому страна поднялась на 17-е место (+6 позиций). В целом можно отметить, что, несмотря на теракты и потрясения, туризм во Франции продолжает развиваться и играет огромную роль в экономике страны. Прямой вклад сектора туризма в экономику Франции составил 90 000 млн долларов, 3,6 % от ВВП и обеспечил 1 180 500 рабочих мест (4,2 % от общей занятости). С учетом индуцированного воздействия цифры значительно выше: 198,3 трлн долл. США и 2 791 000 рабочих мест (9,9 % от общей занятости в стране) [1].

Следующую строчку в рейтинге по праву занимает Германия, где созданы отличные условия не только для отдыха (9-е место по показателю «Инфраструктура туризма»), но и для делового туризма (6-е место по критерию «культурное наследие и деловой туризм»). Третье место обусловлено также высокими значениями таких критериев, как: «здоровье и гигиена», показатель 6,86 из 7 - первое место в мире. «Людские ресурсы и рынок труда» - первое место среди стран ЕС по данному критерию. Общий вклад данного сектора в экономику страны составил 337,7 трлн евро (10,8 % от ВВП). В данном секторе и в смежных отраслях было занято более 6 млн чел., что составляет 14 % от всех работающих в стране [2].

Великобритания сохранила пятое место в индексе TTCI, несмотря на опасения возможных негативных последствий выхода Великобритании из ЕС. Туристский поток составил более 35 млн поездок, обеспечив место в ТОП-5 самых посещаемых стран ЕС. Общий вклад сектора в экономику, как и в Германии, составил 10,8 % в 2016 г., а доход только от въездного туризма составил 33,8 трлн евро. Высокая конкурентоспособность отрасли объясняется прекрасными культурными ресурсами (7-е место) и инфраструктурой мирового уровня (7-е место, +30 позиций с предыдущим отчетом 2015 г.). Также высоко эксперты оценила показатель «Бизнес-среда» - 4-е место в мире с показателем 5,86 из 7. Прогнозируемый выход из ЕС отрицательно сказался и на показателях «Безопасность» (78-е место, минус 15 позиций) и «Международная открытость» (20-е место, минус 9 позиций). Что касается приоритетности сектора для королевства, то эксперты поставили страну на 38-е место. На мой взгляд, уделив внимание вопросам безопасности и международной открытости, правительство сможет не только улучшить показатели по этим критериям, но и добиться еще более высокого рейтинга в общем зачете.

Болгария по рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ) среди стран ЕС занимает лишь 21-е место вслед за Эстонией, Чехией и Словенией и 45-е в общем зачете. С одной стороны, позиция достаточно низкая, и многие показатели далеки от десятки лидеров, с другой, если сравнить с отчетом 2015 г., то страна улучшила свое положение сразу на 4 пункта (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг стран по конкурентоспособности сектора туризма и путешествий по данным TTCI

Показатель Страна

Испания Франция Германия Великобритания Болгария

Место в общем рейтинге 1 2 3 5 45

Благоприятная среда

Бизнес-среда 75 46 18 4 61

Безопасность 18 67 51 78 89

Здоровье и гигиена 24 14 1 49 10

Человеческие и трудовые ресурсы 34 28 7 12 54

Информационные технологии 29 20 21 7 48

Политика в области туризма и путешествий

Международная открытость 43 19 18 20 48

Приоритетность отрасли для страны 5 27 52 38 92

Окончание таблицы 2

Показатель Страна

Испания Франция Германия Великобритания Болгария

Ценовая конкурентоспособность 98 118 115 135 37

Экологическая устойчивость 31 17 7 24 11

Инф »раструктура

Инфраструктура воздушного транспорта 9 13 12 8 80

Инфраструктура наземного транспорта 15 7 5 11 73

Инфраструктура туризма 2 17 9 7 14

Природные ресурсы и культурное наследие

Природные ресурсы 9 13 35 16 41

Культурные ресурсы и деловые поездки 2 3 6 7 52

Источник: [3]

Рассмотрим наиболее сильные стороны Болгарии. Прежде всего, стоит отметить хорошую инфраструктуру туризма, по данному показателю страна занимает 14-е место в мире. Среди показателей аналитическая группа ВЭФ оценивала количество гостиниц, качество и количество предоставляемых номеров. В 2016 г. количество мест в коллективных средствах размещения составило 328 264 по данным Национального статистического института Болгарии, из которых 60 % приходится на побережье Черного моря. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения выросло почти в 4 раза с 2001 г. по 2016 г. (с 839 до 3 331). Основной процент занимают отели - 68,5 %, из которых 41 % приходится на отели 4 и 5 звезд. Традиционно высокие показатели в Болгарии по критерию «здоровье и гигиена» - 10-е место в мире. Большую роль в этом сыграло отсутствие случаев заболевания малярией и очень низкий процент ВИЧ-инфицированных в стране. Также в стране большое количество врачей (12-е место) и больничных коек (14-е место). При этом по доступу к медицинским услугам Болгария лишь на 76-м месте. По экологической устойчивости страна занимает 11-е место, благодаря ратификации многих международных договоров в области экологии и большим лесным массивам. Что касается ценовой конкурентоспособности, то среди стран-ЕС Болгария остается одним из самых бюджетных направлений, а из 136 стран занимает 37-ю позицию [8].

Самыми слабыми сторонами Болгарии, по мнению мирового сообщества, является состояние транспортный инфраструктуры, приоритетность отрасли и показатель безопасности.

Инфраструктура воздушного транспорта на 80-м месте. При этом самая низкая позиция у индикатора «количество отправлений на 1 тыс. жителей» - 89-я позиция. В Болгарии функционируют 10 аэропортов, пять из которых международные (София, Варна, Бургас, Пловдив, Горна-Оряховица). Самый большой аэропорт в Софии, который обслужил более 5 млн пассажиров и более 21 000 тонн груза [9]. Из 18 авиакомпаний, действующих в стране, Bulgaria Air — самый крупный перевозчик, доля рынка которого составляет 33 %. Качество воздушного транспорта тоже только на 77-м месте из 136. Что касается наземного транспорта, то Болгария занимает 73-ю позицию из-за качества дорог. Несмотря на все усилия и финансирование ЕС, большой процент автомобильных путей в плохом состоянии, что отражается на высокой смертности на дорогах. Страна занимает первое место в Европе по количеству смертей в дорожно-транспортных происшествиях, 99 на 1000 жителей или 708 фатальных случаев в 2016 г., что почти в два раза превышает средний показатель в Европе. Более того, количество пострадавших в авариях выросло на 16 % в 2016 г. по сравнению с 2010 г. [2]. Развитие дорожной инфраструктуры, совершенствование услуг общественного транспорта и безопасность дорожного транспорта являются одними из ключевых приоритетов Интегрированной транспортной стратегии Болгарии до 2030 г. Страна намерена сократить количество дорожно-транспортных происшествий на 60 % до 290 человек в год к 2030 г. [6].

По показателю «приоритетность отрасли для страны» страна занимает 92-ю позицию. Здесь авторы рейтинга учитывают, в какой степени правительство соответствующей страны определяет в качестве приоритета развитие туризма и эффективность рекламы, направленной на продвижение туристического продукта и признание бренда. В 2015-2016 г. с Болгарией был связан ряд скандалов, вызванных неэффективным расходованием средств, проблемами в государственном управлении. Даже по поводу туристического логотипа разразились дебаты, приведшие к тому, что он так и не был выбран. По показателю «безопасность» страна занимает 89-е место, главными причинами являются низкие затраты на терроризм (106-е место) и низкая надежность полиции (103-е место), которая оценивается в возможности обеспечить соблюдение законности и правопорядка в стране.

Конкуренция является одним из необходимых элементом туристского рынка и важнейшим фактором его эффективного функционирования. Адекватная оценка конкурентоспособности позволяет определить местоположение организации или страны в целом на международном, национальном или локальном туристском рынке. Глобальный индекс конкурентоспособности путешествий и туризма является уникальным индикатором развития отрасли, который отражает основные тенденции и явления, присущие данному сектору. На основании полученных данных можно идентифицировать преимущества, а также препятствия для национального роста во всех 136 странах, участвующих в рейтинге в 2016 г. В данной статье проанализированы наиболее конкурентоспособные страны ЕС, проведен сравнительный анализ Болгарии с лидерами в данном секторе. Обнаружено, что Болгария, несмотря на большой потенциал, значительно отстает от лидеров по многим критериям. Данная работа может иметь практическое значение для выработки комплекса мер по увеличению конкурентоспособности на мировом рынке туристических услуг.

Библиографический список

1. Джул, М. Туризм и Европейский союз, последние тенденции и изменения в политике. - Brussels: EPRS, 2015. - 25 с.

2. Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма, 2017 г.: Создание условий для более устойчивого и инклюзивного будущего. - Давос: Всемирный экономический форум, 2017. - 387 с.

3. Маргарас, В. Руководство по фондам ЕС 2014-2020. - Brussels: EPRS, 2017. - 83 с.

4. Бармотетр международного туризма UNWTO Выпуск 16. Статистическое приложение: [Электронный ресурс] // UN-WTO, январь 2017 г. - Режим доступа: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom18_01_jan_excerpt.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

5. Маргарас, В. Основные проблемы для туризма ЕС и меры политики. [Электронный ресурс] // Европейский парламент. -Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Tourism_statistics (дата обращения: 25.02.2018).

6. Международный туризм в Болгарии (январь-декабрь 2016 г.): [Электронный ресурс] // Министерство туризма Болгарии, 2018. - Режим доступа: http://www.tourism.government.bg/sites/tourism.govemment.bg/files/documents/2017-01/bg_tour-ism_january_december_2016.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

7. Нассетта, К. Дж. Угроза поколению: решение глобального кризиса среди молодежи. [Электронный ресурс] // HUFF-POST. - Режим доступа: https://www.huffingtonpost.com/christopher-j-nassetta/a-generation-at-stake-add_b_11460868.html (дата обращения: 28.02.2018).

8. Национальный статистический институт Республики Болгарии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsi.bg/ (дата обращения: 28.02.2018).

9. Статистика воздушного транспорта [Электронный ресурс] // Евростат. Статистические данные. - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Air_transport_statistics (дата обращения: 28.02.2018).

10. EU transport Scoreboard [Электронный ресурс] // European Commission. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/transport/ facts-fundings/scoreboard/countries/bulgaria/people_en (дата обращения: 27.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition: [Электронный ресурс] // UNWTO, 2017. - Режим доступа: https://www.eunwto. org/doi/pdf/10.18111/9789284419296 (дата обращения: 25.02.2018).

References

1. Juul, M. Turizm i Evropejskij sojuz, poslednie tendencii i izmenenija v politike. [Tourism and the European Union, Recent trends and policy developments]. Brussels: EPRS, 2015. 25 p.

BecmuuK yuueepcumema № 3, 2018

2. Indeks konkurentosposobnosti puteshestvij i turizma, 2017: Sozdanie uslovij dlja bolee ustojchivogo i inkljuzivnogo budushhe-go. [The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017: Paving the way for a more sustainable and inclusive future]. Davos: World Economic Forum, 2017. 387 p.

3. Margaras, V. Rukovodstvo po fondam ES 2014-2020. [Guide to EU fundings 2014-2020]. Brussels: EPRS, 2017. 83 p.

4. Barmotetr mezhdunarodnogo turizma UNWTO Vypusk 16. Statisticheskoe prilozhenie. [Barometer of International Tourism UNWTO - Issue 16. January 2017. Statistical Annex]. UNWTO, January 2017. Available at: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/ files/pdf/unwto_barom18_01_jan_excerpt.pdf (Accessed: 28.02.2018).

5. Margaras, V. Osnovnye problemy dlja turizma ES i mery politiki. [Major challenges for EU tourism and police responses. European Parliament]. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Tourism_statistics (accessed 25.02.2018).

6. Mezhdunarodnyj turizm v Bolgarii (janvar'-dekabr' 2016). [International tourism in Bulgaria (January-December 2016)]. Ministry of Tourism of the Republic of Bulgaria. Available at: http://www.tourism.government.bg/sites/tourism.government.bg/files/ documents/2017-01/bg_tourism_january_december_2016.pdf (accessed 28.02.2018).

7. Nassetta, Ch. J. Ugroza pokoleniju: reshenie global'nogo krizisa sredi molodezhi. [A Generation at Stake: Addressing the Global Youth Unemployment Crisis]. HUFFPOST. Available at: https://www.huffingtonpost.com/christopher-j-nassetta/a-generation-at-stake-add_b_11460868.html (accessed 28.02.2018).

8. Nacional'nyj statisticheskij institut Respubliki Bolgarii [Nationalstatistical institute Republic of Bulgaria]. Available at: https:// www.wttc.org/media-centre/press-releases/press-releases/2017/global-tourism-supports-twice-as-many-jobs-as-the-financial-sector-new-wttc-research-shows/ (accessed 28.02.2018).

9. Statistika vozdushnogo transporta. [Air transport statistics]. EUROSTAT. Available at:http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Air_transport_statistics (Accessed: 10.01.2018).

10. EU transport Scoreboard. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/transport/facts-fundings/scoreboard/countries/ bulgaria/people_en (accessed 27.02.2018).

11. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition. UNWTO, 2017. Available at: https://www.eunwto.org/doi/ pdf/10.18111/9789284419296 (accessed 25.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.