Научная статья на тему 'Влияние транспортного сообщения на конкурентоспособность туристической индустрии Калининградской области['

Влияние транспортного сообщения на конкурентоспособность туристической индустрии Калининградской области[ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
848
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛИМАТ / COMPETITIVENESS / REGIONAL TOURIST COMPLEX / TRANSPORT ACCESSIBILITY / FAVORABLE TOURISM CLIMATE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Семенова Людмила Валерьевна

Туризм одна из наиболее динамично развивающихся отраслей многих стран, способная приносить устойчивый и постоянный доход в экономику государства. Для эффективного использования имеющихся туристских ресурсов (природные, климатические, географические, историко-культурные и пр.) необходимо четко знать ответы на следующие вопросы: чем привлекательна территория для посещений? какие сильные и слабые стороны, влияющие на эффективное привлечение массовых туристских потоков, у турпродукта? каким образом можно нивелировать существующие угрозы для развития туристской дестинации? и многие другие. Целью данного исследования является рассмотрение вопросов конкурентоспособности туриндустрии Калининградского региона и особенностей развития регионального туристского рынка. Одним из основополагающих аспектов формирования благоприятного туристского имиджа территории выступает вопрос транспортной доступности и грамотной логистики. В работе представлены и проанализированы основные элементы рейтинга конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма (Travel&TourismCompetitivenessIndex-TTCI), составляемого совместно Всемирным туристическим форумов в Давосе, Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO). Автором определено место и значение ключевых показателей конкурентоспособности в вопросе увеличения турпотока, кроме этого, описано современное состояние туристической индустрии и транспортной инфраструктуры Калининградского региона, рассмотрены элементы, влияющие на формирование на территории Калининградской области конкурентоспособного туристского регионального комплекса. Научно-практическое значение исследования заключается в анализе основных элементов транспортной доступности Калининградской области, которые можно использовать в разработке и корректировке стратегии развития туризма Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TRANSPORT CONNECTION ON THE TOURISM INDUSTRY COMPETITIVENESS OF KALININGRAD REGION

Tourism is one of the fastest growing industries in many countries, able to bring a steady and recurring income in the economy of the state. In order to effectively use the existing tourism resources (natural, climatic, geographic, historical, cultural, etc.), we must clearly know the answers on the many questions, among which the following are most important. What is attractive area for visitors? What are the strengths and weaknesses of tourist product affecting the attraction of the mass tourism flow? How to neutralize existing risk to tourist destinations development? The issues of tourism industry competitiveness of Kaliningrad region and features of regional tourism market development are the aim of the study. One of the fundamental aspects of the formation of a favorable image of a tourism territory is the issue of transport accessibility and competent tourism logistics. The article presents and analyzes the main elements of the ranking of countries competitiveness in travel and tourism (Travel & Tourism Competitiveness Index -TTCI), drawn up jointly by the World Tourism Forum in Davos, the International air transport association (IATA), the World Council of Travel and Tourism (WTTC) and the World tourism organization of the United Nations (UNWTO). The author determines the place and importance of the key indicators of the competitiveness relatively increasing numbers of tourists. In addition, the current status of the tourism industry and the transport infrastructure of Kaliningrad region are described, the elements that impact on formation of the regional competitive tourism complex in Kaliningrad region are considered. Scientific and practical significance of the study is in the analysis of the main elements of the transport accessibility of Kaliningrad region, which can be used in the design and adjustment of the tourism development strategy of Kaliningrad region.

Текст научной работы на тему «Влияние транспортного сообщения на конкурентоспособность туристической индустрии Калининградской области[»

УДК 338.58 DOI: 10.12737/20107

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕНИЯ

НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСК ОЙ ИНДУСТРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ1

Семенова Людмила Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент института рекреации, туризма и физической культуры, lsemenova@mail.ru

ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И.Канта» г. Калининград, Российская Федерация

Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей многих стран, способная приносить устойчивый и постоянный доход в экономику государства. Для эффективного использования имеющихся туристских ресурсов (природные, климатические, географические, историко-культурные и пр.) необходимо четко знать ответы на следующие вопросы: чем привлекательна территория для посещений? какие сильные и слабые стороны, влияющие на эффективное привлечение массовых туристских потоков, у турпродукта? каким образом можно нивелировать существующие угрозы для развития туристской дестинации? и многие другие.

Целью данного исследования является рассмотрение вопросов конкурентоспособности туриндустрии Калининградского региона и особенностей развития регионального туристского рынка. Одним из основополагающих аспектов формирования благоприятного туристского имиджа территории выступает вопрос транспортной доступности и грамотной логистики. В работе представлены и проанализированы основные элементы рейтинга конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма (Travel&TourismCompetitivenessIndex-TTCI), составляемого совместно Всемирным туристическим форумов в Давосе, Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (Ш^С) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO). Автором определено место и значение ключевых показателей конкурентоспособности в вопросе увеличения турпотока, кроме этого, описано современное состояние туристической индустрии и транспортной инфраструктуры Калининградского региона, рассмотрены элементы, влияющие на формирование на территории Калининградской области конкурентоспособного туристского регионального комплекса. Научно-практическое значение исследования заключается в анализе основных элементов транспортной доступности Калининградской области, которые можно использовать в разработке и корректировке стратегии развития туризма Калининградской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональный туристский комплекс, транспортная доступность, благоприятный туристский климат

1 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ «Диверсификация экономической деятельности субъектов Российской Федерации на основе трансграничного сотрудничества в области использования туристско-рекреационного потенциала территорий» (регистрационный номер НИОКТР АААА-А16-116021210138-0)

Введение

Вопросам конкурентоспособности в настоящее время уделяется большое значение во всех сферах экономического развития общества. Не стала исключением и индустрия гостеприимства. Во многих регионах (например, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Дальний Восток, Калининградская область и пр.) туризм является одним из приоритетных направлений регионального развития. Тем не менее наличие большого количества игроков на рынке туристских и гостиничных услуг заставляет туристские дестинации подробно анализировать собственный территориальный потенциал и выявлять значимые конкурентные преимущества, способные привлечь массовые туристские потоки. Несомненным конкурентным преимуществом туристской дестинации является наличие уникальных ресурсов (природных, климатических, исторических, культурных и пр.). Однако не всегда уникальные ресурсы могут обеспечить приток посетителей в тот или иной регион. Немаловажный фактор привлекательности территории - его транспортная доступность. Именно этот фактор для Калининградской области является основным сдерживающим элементом, не позволяющим привлекать то количество туристов, которое регион может принять.

Основные показатели конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке туристских услуг

Проблемы конкурентоспособности туристских дестинаций давно являются актуальными. Так, на протяжении многих лет ежегодно экспертами Всемирного туристического форума в Давосе, совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (1АТА), Всемирным советом по путешествиям и туризму ^ТТС) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO) составляется рейтинг конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма (Тгауе1&Тоип8тСошре1;Шуепе881пёех-ТТС1). Основными показателями

конкурентоспособности территории здесь являются уровень развития транспортной инфраструктуры, индустрии гостеприимства, правового обеспечения и политической стабильности, комфортности ведения бизнеса, участия государства в развитии отрасли, туристской привлекательности, безопасности в стране в целом, а также природного и человеческого потенциала территории.

Экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, затронула многие отрасли экономики. Не исключением стала и индустрия туризма, где произошло смещение акцентов с выездного к внутреннему

туризму. По данным Росстата, выездной туризм в 2015 году уменьшился на 31,3%, что стало самым большим значением за более чем 18 лет (до этого наибольшее снижение было зафиксировано в 1998 году -24,4%)1. Динамика выездного туризма из Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика выездов российских туристов, тыс. чел.

На туристские потоки и процессы их формирования в 2014-2015 годы оказали влияние несколько факторов, среди которых можно в первую очередь отметить снижение стоимости рубля (увеличение стоимости иностранной валюты) и введение разного рода санкций, в первую очередь запрет на посещение некоторых туристских регионов, таких как Турция, Египет. В сложившихся условиях проблемы конкурентоспособности российских регионов становятся всё более актуальными и привлекают всё больше внимания [1; 2; 5].

Российская Федерация согласно рейтингу Тгауе1&Тоип8тСотре1Шуепе881пёех (ТТС1) находится на 45 месте из 141 стран с оценкой 4,1. Основные показатели РФ по рейтингу ТТС1 представлены в таблице и на рисунке 2.

1 Федеральная служба государственной статистики РФ: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.04.2016)

Таблица - Индексы РФ по рейтингу конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма1

Показатель Место из 141 Оценка (макс. -7)

Благоприятная среда, 62 4.9

в том числе:

бизнес-среда 109 4.0

охрана и безопасность 126 3,9

здоровье и гигиена 6 6.7

человеческие ресурсы и рынок труда 38 4.8

Показатель Место из 141 Оценка (макс. -7)

информационно -коммуникационные технологии 46 4.8

Политика и создание благоприятных условий, 99 3,9

в том числе:

национальный приоритет путешествий и туризма 90 4.3

международная открытость 99 2.5

ценовая конкурентоспособность 41 5.0

экологическая устойчивость 106 3.7

Инфраструктура, 49 4.1

в том числе:

воздушный транспорт 22 4.4

наземная и портовая 92 3.1

туристские услуги 54 4.7

Природные и культурные ресурсы, 23 3.5

в том числе:

природные 34 3,8

культурные ресурсы и деловые поездки 21 3.3

Рисунок 2 - Состояние конкурентоспособности РФ в области путешествий и туризма согласно рейтингу ^С1

1 Отчет о конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2015/ (дата обращения: 31.03.2016)

Как отмечают эксперты, это сильная позиция [5]. Несмотря на то что РФ имеет относительно низкий рейтинг среди стран, где туризм является национальным приоритетом развития (90-е место), высокие баллы за природные (4-е) и культурные (10-е) объекты говорят о том, что туристическая отрасль может играть большую роль в экономике страны. Экспертами отмечено, что индустрия туризма в своем развитии могла бы опираться на инфраструктуру воздушного транспорта (22-е место в рейтинге), а также позитивным показателем является охрана здоровья и гигиена (6-е). Негативными факторами названы проблемы в области безопасности (126-е), экологической устойчивости (106-е) и бизнес-среды (109-е). На рисунке 2 представлено графическое изображение оценки составляющих элементов рейтинга конкурентоспособности стран в области путешествий и туризма Российской Федерации по семибалльной шкале.

Как видно из рисунка, максимальное положение занимает показатель здоровье и гигиена, что говорит о хорошем экологическом, здоровьесберегающем и здоровьеподдерживающем потенциале РФ, а также ценовая конкуренция (по оценкам экспертов, в Российской Федерации уровень цен на услуги индустрии гостеприимства в среднем ниже, чем аналогичные предложения других стран).

Практически все исследователи отмечают, что в более конкурентоспособном положении находятся регионы, обладающие большей транспортной доступностью (например, развитой сетью аэропортов и воздушных перевозок), т.к. для туризма этот фактор является одним из приоритетных [3]. Для регионов РФ вопросы транспортного обеспечения также являются актуальными, особенно тех, где туризм - приоритетное направление развития.

Развитие туризма в Калининградском регионе

В Калининградской области туризм является одной из самых быстрорастущих отраслей экономики. По оценке правительства Калининградской области, темпы прироста этой сферы могут достигать 4%, что больше общего прогноза роста экономики развитых стран, не превышающего 2%.1 В настоящее время туризм объявлен одним из приоритетных направлений развития экономики региона, где наиболее эффективно происходит формирование лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма. Изменение показателей въездного туризма представлено на рисунке 3.

1 Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу». URL: http ://gov39.ru/ekonomy/

Рисунок 3 - Динамика изменения въездного туризма в Калининградской области, тыс. чел.1

Как видно из данных, представленных на рисунке, на въездной туристский поток в Калининградскую область введённые в 2014 году санкции оказали положительное влияние - он увеличился за счёт посещения региона жителями других территорий Российской Федерации (в первую очередь это жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, а также центральной России (Воронеж, Смоленск) и Приволжья (Казань, Киров, Самара) и др.). Необходимо отметить, что для Калининградской области перспективным сегментом являются именно российские туристы, поскольку близость развитых европейских стран с аналогичными ресурсами (Республика Польша, Литовская республика) и отсутствие визовых ограничений для европейских жителей и граждан США не позволяют говорить о конкурентоспособности региона на международном рынке. Основные иностранные турпотоки - это ностальгический туризм бывших немецких жителей (Восточной Пруссии). Посетителей соседней Республики Польши нельзя назвать туристами, т. к. основная их цель пересечения границы - это ближайшая автозаправочная станция, где они, в связи с большой разницей цены на топливо на территории Калининградской области и их государства, заправляют свои автомобили и едут обратно. В индустрию туризма они не приносят никаких доходов [4; 8; 9].

Тем не менее одним из основных конкурентных преимуществ туристского региона является его транспортная доступность. Однако одновременно с этим из-за особого географического и геополитического положения Калининградской области транспортная составляющая в цене турпакета российского туриста достаточно существенна (в летний сезон стоимость авиабилетов «туда и обратно» составляет от 10 до 32 тыс. руб.).

1 Отчет министерства по туризму Калининградской области. URL: http://tourism.gov39.ru/ (дата обращения: 12.04.2016)

Железнодорожное сообщение более экономично, но при этом крайне неудобно по ряду причин: длительное время переезда (от Москвы до Калининграда - более 22 часов, от Санкт-Петербурга - около 25 часов) за счёт почти пятичасовых стоянок на границах, прохождение пограничного контроля в ночное время суток, обязательное наличие заграничного паспорта, низкий уровень сервиса. К сожалению, вопрос организации скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Калининградом не рассматривается, поскольку это экономически нецелесообразно из-за небольшого пассажиропотока и особенности данного пути (700 км из 1285 км пути, т. е. 54,5 % общего пути, проходят через другие страны, и инвестиционные затраты могут не окупиться и за 25 лет) [6; 7].

Кроме этого, на территории региона установлено 26 международных пунктов пропуска, из них функционирует - 23: 8 автомобильных, 4 железнодорожных, 6 морских, 3 речных, 2 воздушных («Храброво», «Черняховск» (контроль воздушных судов военно-транспортной авиации Министерства обороны РФ, по заявкам, как запасной). На российско-литовском участке государственной границы установлено 9 международных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:

-4 автомобильных: Чернышевское - Кибартай, Советск - Панемуне,

Пограничный - Рамонишкяй, Морское - Нида;

-2 железнодорожных: Нестеров - Кибартай, Советск - Пагегяй;

-3 речных: Советск - Юрбаркас, Советск - Русне, Морское - Нида.

Перечисленные выше автомобильные и железнодорожные пункты пропуска функционируют. Речные пункты пропуска не работают из-за отсутствия необходимой инфраструктуры (за исключением пункта пропуска Морское - Нида, который функционирует с июля 2013 года в режиме «по запросу»).

Организация водного транспорта между странами Балтии и Калининградом перспективна, но требует больших инвестиционных затрат. К морским пунктам пропуска относятся: «Калининград - торговый порт», «Калининград - речной порт», «Калининград - рыбный порт», «Светлый», «Пионерский», «Бассейны № 3 и 4» в г. Балтийске. Однако в настоящее время инфраструктура в морских и речных портах не обустроена. Благодаря наличию морских портов и развитой системе внутренних водных путей Калининградская область представляет собой транспортный узел, который может обеспечивать туристские потоки между европейскими странами и Россией. Но поскольку много лет калининградский морской и речной флот специализировался только на грузоперевозках и добыче рыбы, а пассажиропотоки были крайне ограничены, это привело к тому, что

инфраструктура для пассажирских линий и водного туризма была разрушена или реконструирована в грузоперевалочных целях (за исключением бассейнов № 3 и 4 в г. Балтийске, где были построены грузопассажирские терминалы).

Ещё в 2013 году исследователи определили, что для Калининградской области главными перспективными туристскими направлениями водного сообщения являются [9]:

- круизный (групповой) туризм на морских и речных пассажирских комфортабельных судах (в настоящее время регион не имеет своей причальной инфраструктуры);

- пассажирские перевозки на морских и речных судах на международных и внутренних водных линиях (можно организовать прогулки по заливам с посещением прибрежных поселков, туристские рейсы по Преголе в центральной части Калининграда, морскую рыбалку и др.);

- хождение маломерных моторных и парусных яхт, особенно следующих транзитом по международным водным путям Калининградской области (необходимо оборудовать места базирования, безопасные стоянки, заправки и т. д., пассажирские причалы в Краснофлотском, Балтийске, Калининграде, Гвардейске, Полесске, пос. Рыбачьем, Мысовке, Советске, а также сеть небольших причалов и стоянок вдоль трассы всех водных путей Калининградской области с привязкой их к историческим и живописным местам).

Однако в контексте сглаживания сезонности туристское использование водного вида транспорта не столь эффективно, т.к. он сам имеет ярко выраженную сезонность и применяется в основном с мая по сентябрь (максимум середина апреля - начало октября).

Основные выводы

В заключение следует отметить, что в настоящее время вопросам транспортного сообщения уделяется большое внимание, поскольку Калининградская область, с точки зрения туриста, не использует потенциал максимально. Причиной является недостаточное количество авиарейсов, хотя, по нашему мнению, воздушное сообщение наиболее перспективное. В последние годы этот вид транспортного сообщения активно развивается в Калининградской области. Например, в период с 15 мая по 15 сентября 2012 года в регионе действовала программа субсидирования пассажирских авиаперевозок на социально значимых маршрутах: Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург, а также в обратных направлениях. За этот период около 44 тыс. человек воспользовались перевозкой по специальному тарифу. В 2011 году в рамках программы предусматривался возрастной ценз: воспользоваться ею могли только жители региона моложе 23 и старше 60 лет. Билеты были проданы 3100 гражданам, сумма компенсации авиакомпаниям составила 5,5 млн. рублей [5; 6]. Однако программа не смогла обеспечить в полной мере потребности жителей области, так как основной возраст путешествующих как раз лежит в границах от 23 и до 60 лет. Кроме этого, в области действует программа

субсидирования аваиперелётов в Калининград из Москвы, Санкт-Петербурга и Симферополя. Так, по данным министерства по туризму Калининградской области в 2014 году льготными билетами воспользовались более 200 тыс. человек, а общий объём субсидий на эти цели из федерального бюджета составил 468 млн. руб. Тем не менее и этот инструмент не обеспечивает должной привлекательности региона для массовых туристских потоков. По нашему мнению, именно этому аспекту необходимо уделять внимание с целью дальнейшего развития туризма в Калининградской области.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на значительный туристско-рекреационный потенциал Калининградской области и реализацию программ туристского развития территории (в т. ч. и программ государственного субсидирования), её эксклавное положение и оторванность от основной территории, сложности с посещением потенциальными туристами не позволяет региону полностью реализовать свой потенциал по привлечению массовых туристских потоков.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 1. - С. 116-128.

2. Зайцева Н. А., Бессонова Е. Ю. Влияние роста спроса россиян на перспективы внутреннего туризма в долгосрочной перспективе // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -№ 1 (8). - С. 303-306.

3. Климанова О. А., Тельнова Н.О. Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 4. - С 49-55.

4. Корнеевец В.С., Семенова Л.В. Кластерный подход в развитии туризма Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 9. - С. 153-159.

5. Кропинова Е. Г., Кропинова Е. К. Архитектурные ландшафты Калининграда как объекты притяжения городского туризма // Балтийский регион. - 2014. - № 4. - С. 94-109.

6. Стратегии развития туризма в Калининградской области: проблемы и перспективы: монография / Л.В. Семенова, Е.Г. Кропинова, И.И. Драгилева, Н.А. Зайцева, И.С. Гуменюк. - М.: РУСАЙНС, 2016. DOI 10.15216/978-5-4365-0653-1.

7. Научно-методические подходы к разработке стратегии развития туризма в Калининградской области на основе кластерного подхода / Л.В. Семенова, Е.Г. Кропинова, И.И. Драгилева, Н.А. Зайцева, И.С. Гуменюк. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013.

8. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Research on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions. JournalofSustainableDevelopment, Vol. 8, No 6 (2015), P. 39-44. DOI 10.5539/jsd.v8n6p39.

9. Semenova L. V., Batuk I.W. The importance of local border traffic between Poland and Russia in the era of sanctions on Polish food products // Baltic Rim Ecomonics. University of Turku. Pan-European Institute. 2015. № 1. Р. 42-43.

THE IMPACT OF TRANSPORT CONNECTION ON THE TOURISM INDUSTRY COMPETITIVENESS OF KALININGRAD REGION

Lyudmila Semenova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail:

lsemenova@mail.ru

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russian Federation

Tourism is one of the fastest growing industries in many countries, able to bring a steady and recurring income in the economy of the state. In order to effectively use the existing tourism resources (natural, climatic, geographic, historical, cultural, etc.), we must clearly know the answers on the many questions, among which the following are most important. What is attractive area for visitors? What are the strengths and weaknesses of tourist product affecting the attraction of the mass tourism flow? How to neutralize existing risk to tourist destinations development?

The issues of tourism industry competitiveness of Kaliningrad region and features of regional tourism market development are the aim of the study. One of the fundamental aspects of the formation of a favorable image of a tourism territory is the issue of transport accessibility and competent tourism logistics. The article presents and analyzes the main elements of the ranking of countries competitiveness in travel and tourism (Travel & Tourism Competitiveness Index -TTCI), drawn up jointly by the World Tourism Forum in Davos, the International air transport association (IATA), the World Council of Travel and Tourism (WTTC) and the World tourism organization of the United Nations (UNWTO). The author determines the place and importance of the key indicators of the competitiveness relatively increasing numbers of tourists. In addition, the current status of the tourism industry and the transport infrastructure of Kaliningrad region are described, the elements that impact on formation of the regional competitive tourism complex in Kaliningrad region are considered. Scientific and practical significance of the study is in the analysis of the main elements of the transport accessibility of Kaliningrad region, which can be used in the design and adjustment of the tourism development strategy of Kaliningrad region.

Keywords: competitiveness; regional tourist complex; transport accessibility; favorable tourism climate

References:

1. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. Rossijskij turizm: anatomija krizisa [Russian tourism: the anatomy of the crisis] // Rossijskie regiony: vzgljad v budushhee [Russian regions: looking into the future]. 2015. № 1. Pp. 116-128.

2. Zaitseva N.A., Bessonova E.Yu. Vlijanie rosta sprosa rossijan na perspektivy vnutrennego turizma v dolgosrochnoj perspective [Effect of increase in demand for Russian domestic tourism prospects in the long term] // Prioritetnye napravlenija razvitija nauki i obrazovanija [Priority directions of science and education development]: Proceedings of the VIII Intern. Scientific and practical conf. (Cheboksary, January 29th, 2016) / Ed.: O.N. Shirokov and so on. Cheboksary: CNS "Interactive plus", 2016. Iss. 1 (8). Pp. 303-306.

3. Klimanova O.A., Telnova N.O. Prirodnyj i istoriko-kul'turnyj potencial regiona kak osnova formirovanija turistskogo obraza territorii [Natural and Historic and Cultural Potential of Region as Basis for Creating Territory Tourism Image] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2008. № 4. Pp. 49-55.

4. Korneevetc V.S., Semenova L.V. Klasternyj podhod v razvitii turizma Kaliningradskoj oblasti [The cluster approach in tourism development in the Kaliningrad region] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [IKBFU's Vestnik]. 2013. Vol. 9. Pp. 153-159.

5. Kropinova E.G., Kropinova E.K. Arhitekturnye landshafty Kaliningrada kak ob'ekty pritjazhenija gorodskogo turizma [Kaliningrad Architectural Landscape as a Tourist Attraction] // Baltijskij region [The Baltic Region]. 2014. № 4. Pp. 94-109.

6. Strategii razvitija turizma v Kaliningradskoj oblasti: problemy i perspektivy [Strategy of tourism development in Kaliningrad region: problems and prospects]: a monograph / L.V. Semenova, E.G. Kropinova, I.I. Dragileva, N.A. Zajceva, I.S. Gumenjuk. Moscow: RUSAINS, 2016. DOI 10.15216/978-5-4365-0653-1.

7. Nauchno-metodicheskie podhody k razrabotke strategii razvitija turizma v Kaliningradskoj oblasti na osnove klasternogo podhoda [Scientific and methodological approaches to the developing strategy of tourism development in Kaliningrad region based of cluster approach] / L.V. Semenova, E.G. Kropinova, I.I. Dragileva, N.A. Zajceva, I.S. Gumenjuk. Kaliningrad: Publisher IKBFU, 2013.

8. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Research on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. No 6. Pp. 39-44. DOI 10.5539/jsd.v8n6p39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Semenova L.V., Batuk I.W. The importance of local border traffic between Poland and Russia in the era of sanctions on Polish food products // Baltic Rim Economics. University of Turku. Pan-European Institute. 2015. № 1. Рp. 42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.