УДК 911.3
Е. Г. Кропинова ТУРИЗМ КАК ПРИОРИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Обосновывается роль туризма как одного из приоритетов регионального развития. Рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие превращению туризма в ведущую отрасль экономика Калининградской области. Проводится анализ существующих программ развития, нацеленных на развитие туризма. Предложена характеристика туристических услуг в Калининградской области по секторам на примере деятельности турфирм и средств размещения.
The role of tourism as one of the priority of regional development is grounded. The positive and negative factors of transforming tourism into the leading branch of the Economy of the Kaliningrad Oblast are formulated. The existing programmes targeting the tourism development are examined. There is characteristic of tourism services in Kaliningrad region by branches focusing on the economic activities of tourist companies and accommodations as an example.
Ключевые слова: туризм, рекреация, приморский регион, туристические услуги.
Key words: Tourism, recreation, seashore region, services of tourism.
Туризм — одно из приоритетных направлений развития Калининградского региона. Это объясняется, с одной стороны, благоприятными природными и социально-экономическими предпосылками, а с другой
— теми возможностями, которые предоставляет развитие рекреации и туризма в экономике области. Калининградское взморье — один из немногих приморских регионов России, благоприятных для летнего отдыха населения. Оно не менее привлекательно, чем приморские районы Германии или Швеции, а по некоторым показателям даже превосходит их. Расположенные на морском побережье курортные центры Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск в 1999 г. получили статус курортов федерального значения.
Туризм относится к быстро развивающимся отраслям экономики. В 2007 г. в регионе побывало 456 тыс. туристов, что на 28 % больше по сравнению с 2006 г. (356 тыс.). По сравнению с 1997 г. (164 тыс.) число туристов увеличилось более чем в 2,5 раза. И впервые за последние 18 лет этот показатель превысил результаты 1990 г. (около 400 тыс. человек).
В 2007 г. 314 тыс. человек, или 69,7 %, составили российские туристы. Из них половина приходится на внутриобластной туризм, вторая половина — на туристов из других российских регионов. Численность иностранных туристов достигла 142 тыс. человек, что вдвое больше показателя 2005 г. (76 тыс. человек). Иностранные туристы делятся сле-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 92 — 99.
дующим образом: 50 % прибывает из Германии; 15 % — из государств Балтии (преимущественно из Литвы), 9 % — из Скандинавских стран, 4 % — из Беларуси и 4 % — из других стран.
Только северное побережье Калининградского полуострова сейчас является относительно развитой курортно-рекреационной зоной. Курортные центры — Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский — являются основными центрами отдыха и лечения. Для этой территории разработан и действует генплан развития курортной зоны. Крупным туристским центром является Калининград. Однако широкие возможности развития туризма и рекреации имеют и многие другие районы области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 февраля 2007 г. утверждена региональная целевая программа «Развитие Калининградской области как туристского центра на 2007— 2011 годы». Ее цель — формирование условий по созданию на территории региона конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе эффективного использования туристского потенциала и имеющихся ресурсов. Программа будет реализовываться по следующим основным направлениям:
— совершенствование нормативно-правовой базы для создания благоприятных организационно-правовых условий развития туризма и рекреации;
— информационно-рекламная политика и продвижение регионального туристского продукта для формирования привлекательного образа региона как туристского центра и увеличения потока туристов в область;
— развитие туристско-рекреационной инфраструктуры и повышение за счет этого инвестиционной привлекательности региона;
— поддержка и развитие приоритетных и востребованных на рынке видов туризма, содействие диверсификации пакета туристских услуг;
— расширение международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, интеграция в российский и международный туристский рынки и вхождение в международные (европейские) туристские маршруты;
— совершенствование региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
На реализацию программы предполагается выделение средств областного бюджета в размере 31,8 млн руб. Большие средства планируется привлечь из федерального бюджета, в том числе 533,4 млн руб. в рамках реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 г., 1,5 млрд руб. — на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Куршская коса».
Ожидается поступление крупных частных инвестиций: на развитие туристской инфраструктуры — 8 млрд руб., на реализацию проектов в рамках создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Куршская коса» — 5,8 млрд руб., на проект строительства многофункционального выставочного комплекса — 846,6 млн руб., на рекламное продвижение области за счет организаций туристского бизнеса — 53,7 млн руб. Из европейских структурных фондов в рамках
международных проектов (развитие сети велодорожек и разработка новых туристских маршрутов) привлекается 25,2 млн руб.
Реализация Программы обеспечит создание конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая станет одной из ведущих отраслей специализации региона. Калининградская область превратится в один из наиболее привлекательных туристско-рекреационных центров Балтийского региона, Европы в целом. Ожидается увеличение туристского потока к 2011 г. до 1,2 млн человек в год со средним сроком пребывания туристов в регионе в течение 7 дней.
Туристские услуги включают следующие секторы: размещения (организованное, в частном секторе); транспортный (воздушный, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт); посреднический (турагенты и туроператоры); развлечений и достопримечательностей (природные и антропогенные); другие услуги (частные и общественные) [8]. В данной статье мы осветим деятельности туристских фирм и средств размещения.
Туристские фирмы
Согласно данным государственной статистики, на рынке Калининградской области работают 114 турфирм. Большая их часть размещается в центре города или в непосредственной близости от него (в пределах 15 — 20 минут ходьбы).
Туроператоры позиционировались на рынке по нескольким направлениям. Первая группа туроператоров специализируется только на приеме иностранных туристов, прибывающих в регион на собственном автомобильном транспорте («Бризен», «Золотая орхидея», «Свенатур» и др.). Вторая группа туроператоров формирует предложения только по выездному туризму («Алвис», «Альба», «Амадеус-тур», «Вокруг света», «Ванг», «КалининградАВИА», «Филанд», «Универсал-сервис», «Мик-АВИА» и др.). Третья, самая значительная, — смешанная группа, специализирующаяся как на приеме, так и на отправке туристов («Анюта», «Балтма-тур», «Интурист-Калининград», «Ноктюрн», «Септима», «Универсал-тур»). Очень сложными в организационном плане оказались 2007 и 2008 гг. Ужесточение визового режима (для жителей Калининградской области были отменены «приграничные визы», долгосрочные и бесплатные) негативно сказалось на малых предприятиях, специализирующихся на выездах жителей области в близлежащие аквапарки, расположенные на территории Польши, а также на краткосрочных кулинарно-торговых и познавательных турах в Литву. Ужесточение визового режима со стороны дальних европейских государств (например, получение визы в некоторые страны сопровождается необходимым личным визитом в Москву или Санкт-Петербург для сдачи отпечатков пальцев и иных визовых процедур) снизило востребованность выездных туров (например, с образовательной целью в Великобританию). Введение в 2007 г. финансовых гарантий «запустило» процесс укрупнения туристских компаний и закрытия ряда мелких фирм. Ситуация еще более обострится в 2009 г., когда закон о финан-
совых гарантиях должен будет окончательно вступить в силу и размеры фингарантий увеличатся в несколько раз.
Инфраструктура размещения
Предприятия туристского обслуживания размещены на территории области крайне неравномерно. Такая ситуация сложилась еще со времен СССР, когда основным объектом путешествия туристов из других регионов Советского Союза было морское побережье, а главным видом рекреации — пляжный и санаторно-курортный отдых. Соответственно основная масса туристских организаций была сосредоточена вдоль побережья (90 %). С открытием области ситуация значительно изменилась. Историко-культурные объекты стали играть не меньшую, а с точки зрения международного туризма даже ведущую роль в привлечении туристов, что стимулировало развитие инфраструктуры туризма в других районах области.
Одновременно вовлечение Калининградского региона в туристские маршруты Балтийского региона и развитие делового туризма способствовали росту спроса на комфортабельные средства размещения. Это нашло отражение в резком росте числа гостиниц (с 5 в 1990 г. до 83 в 2003-м) и, соответственно, числа мест в них.
Всего в Калининградской области насчитывается 123 объекта размещения, в том числе 83 гостиницы (вместимость — 3140 мест), 19 санаториев (вместимость — 3838 мест), 11 пансионатов (вместимость 651 место), 10 домов отдыха (вместимость — 613 мест). Для сезонного размещения используются 30 туристских баз (1765 мест) и 25 детских оздоровительных лагерей (4240 мест). Получило развитие размещение туристов в гостевых домах и сельских усадьбах (более 100 объектов по области). Общая вместимость всех объектов размещения составляет около 15 000 мест.
Произошли значительные качественные изменения мест размещения. Большинство санаториев было отремонтировано и оснащено современным оборудованием. Реконструированы и построены новые, соответствующие европейским стандартам гостиницы. В наибольшей степени обустройство коснулось Калининграда, пограничных (Советск, Багратионовск) и курортных (Светлогорск и Зеленоградск) городов. Однако к настоящему времени имеется много долгостроев, объектов, заложенных в начале — середине 1990-х гг., но не законченных в силу ряда последовавших один за другим экономических кризисов.
Загрузка гостиниц области достигает 30 — 40 % в несезон (октябрь — апрель) и 100 % в сезон (май — сентябрь). Однако в г. Калининграде не хватает гостиниц, предоставляющих услуги высшего качества и пригодных для международных мероприятий (наличие конференц-залов, оборудования для синхронного перевода и т. д.). В области необходимо решать сразу количественный и качественный вопросы в размещении туристов.
В наиболее популярном и развитом с точки зрения предложения туристических услуг г. Светлогорске процесс обновления гостиниц и пан-
сионатов идет довольно успешно. Реконструированы старые пансионаты и санатории — «Балтика», «Волна», «Янтарный берег»; построены новые гостиницы — «Русь», «Лазурный берег», «Балтийская жемчужина», «Универсал», «Олимп», «Фалке-отель», «Гранд-Палас» и др.
Идет новое строительство и в другом приморском курорте — Зелено-градске. В настоящее время здесь на прием иностранных граждан ориентированы следующие гостиницы: «Балтийская корона», «Королева Луиза», «Самбия» и вилла «Лана». Кроме того, санатории Зеленоградска пользуются популярностью у жителей Литвы и Польши. На Куршской косе, наименее приспособленной для приема требовательного контингента туристов, выделяются гостиницы «Куршская коса», «Гелиан», Дом отдыха Центробанка (пос. Лесное), «Постоялый двор» (пос. Рыбачий), кемпинг «Досуг» (пос. Морское) и некоторые другие, однако большинство посетителей в силу недостатка комфортабельных мест предпочитает однодневные экскурсии в национальный парк «Куршская коса».
Во внутренних районах области также наметились тенденции к улучшению. Отель «У медведя» в г. Черняховске, гостиничный комплекс «Идеал-Сервис» в пос. Сосновка Полесского района, отели «У липы», «Россия», «Тильзитский двор» и «Марианна» в г. Советске в значительной степени способствуют развитию сферы туризма этих населенных пунктов. В приграничных районах появились объекты размещения и питания со смешанным капиталом (например, российско-литовским).
Согласно требованиям времени меняется территориальный охват предпринимательской деятельностью в туризме. Высокая активность по-прежнему проявляется в областном центре, Светлогорске и на Куршской косе. В региональной целевой программе «Развитие Калининградской области как туристского центра на 2007—2011 годы» практически все районы рассматриваются как потенциальный туристский рынок.
При поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса) разработана «Стратегия социально-экономического развития Черняховского муниципального образования на 2003—2010 годы», в которой одним из приоритетных направлений называется развитие туризма. Большое внимание в Стратегии уделяется историческому, конно-спортивному и культурно-познавательному видам туристской деятельности.
В Гурьевском районе под строительство объектов инфраструктуры туризма отведено десять земельных участков.
В рамках разработки стратегии социально-экономического развития Советска Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия подготовлена программа «Формирование нового стратегического направления развития Советска», связанная с сохранением и использованием историко-культурного наследия и развития туризма.
При поддержке администрации Полесского района создана организация «Общество развития сельского туризма "Лабиау"», в пос. Беломорское экологическим фондом «Зеленая планета» ведется строительство центра экологического туризма «Робинзон».
Администрация Краснознаменского района, принимая участие в трехстороннем проекте с Литвой и Польшей, разрабатывает международный туристский водный маршрут по реке Шешупе.
В пос. Хрустальный Славского района фирмой «Ресурсы Севера» ведутся работы по реконструкции охотничьих угодий «Паит».
Ремонтно-строительные работы по восстановлению уникального ансамбля зданий бывшего немецкого конезавода с прилегающей к нему гостиницей ведутся московскими инвесторами в Озерском районе, в перспективе здесь планируется строительство ипподрома.
Совместно с некоммерческим фондом «Созидание» (Озёрск) администрации Озёрского, Черняховского и Гусевского районов в целях развития приграничного туризма приступили к реализации первого этапа проекта разработки байдарочного маршрута по реке Анграпа от Великих Мазурских озер с посещением замков Инстербург, Георгенбург, древнего прусского городища Комсвикус.
Ведется активное строительство объектов инфраструктуры туризма в пос. Янтарный, что во многом обусловлено предварительным выбором этой территории для размещения здесь игорной зоны.
Администрации Гвардейского, Правдинского, Багратионовского, Озёрского районов рассматривают сельский туризм как одно из стратегических направлений развития муниципальных образований.
В целях более эффективного предоставления услуг в сфере туризма и повышения ее конкурентоспособности необходима реализация мероприятий, нацеленных на обеспечение развития системообразующих организаций, совершенствование технологий предоставления услуг, создание благоприятных институциональных условий, в том числе для привлечения российских и иностранных инвестиций (табл.).
Меры по стимулированию развития сферы услуг в туризме
Меры Конкретные мероприятия
Обеспечение развития системообразующих организаций Учреждение объектов размещения, питания, развлечения. Создание объектов производственной инфраструктуры (обеспечение водой, газом, теплом, электроэнергией и т. д.). Создание объектов транспортной инфраструктуры
Организационные меры по совершенствованию технологий предоставления услуг в сфере туризма и рекреации Внедрение современных технологий обслуживания (сетей туристских гостиниц, отелей, мотелей и других учреждений отдыха с надлежащим качеством услуг). Разработка тематических маршрутов. Совершенствование региональной системы подготовки и переподготовки кадров
Создание благоприятных институциональных условий Административные меры: — оказание поддержки организациям, работающим в сфере туризма и рекреации, в том числе субъектам малого предпринимательства; — устранение административных барьеров при сохранении государственного контроля за качеством услуг; — учет при подготовке градостроительной документации туристских маршрутов. Нормативно-правовые меры:
— создание благоприятных нормативно-правовых условий для хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере туризма и рекреации
Меры финансового обеспечения Обеспечение финансирования за счет различных источников (бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, иностранных инвестиций). Активное использование рыночных методов регулирования, а также конкурсных процедур при расходовании бюджетных средств
При рыночной экономике конкуренция для регионов означает их способность создавать и распространять свои доходы. Это возможно при помощи собственных инвестиций и в результате привлечения внешнего капитала. Чем выше способность региона генерировать и увеличивать свои доходы, тем больше его влияние на различные фрагменты глобальной экономики. Новая региональная экономика базируется на глобальной экономике. А новая глобальная экономика опирается на глобальную интеграцию торговли, производства и финансов, но к этим факторам необходимо добавить глобализацию современных ценностей, культур и социальных практик.
Тесные взаимоотношения между компаниями имеют несколько измерений, торговые отношения — лишь их часть. Концепция локализованной производственной системы ориентирована на переход от географического и отраслевого аспектов регионального развития (рассмотрение полюсов роста и центров роста в концепции полюсов роста) к организационному с акцентом на эндогенную составляющую развития, формирование специфических для данной территории умений и квалификаций. Ключевыми «игроками» в развитии территории оказываются компании.
Поскольку туризм нуждается в разнообразных услугах, то он может производить мультипликативный эффект в виде создания большего числа услуг и даже некоторых новых видов деятельности. Так, с развитием туризма уже получили развитие бизнес-услуги, связанные с управленческой деятельностью (консалтинг, аудит, тренинг, подбор персонала), услуги по информационному и коммуникационному обеспечению (размещение информации о своих предприятиях на сайте Правительства Калининградской области, ассоциации туристических фирм и др.), услуги по маркетингу (реклама, изучение рынка и др.). Развитие услуг в настоящее время является хорошим средством для развития экономики, это «агрегат товаров и услуг» [9], производимых различными секторами экономики.
Список литературы
1. Драгилева И. И., Корнеевец В. С., Кропинова Е. Г. Международное сотрудничество в развитии туризма в Калининградской области // Регион сотрудничества. Вып. 1 (44). Калининград, 2005. С. 11—19.
2. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб., 2005.
3. Пустовгаров В. И., Федоров Г. М. Приморская зона. Калининград, 2002.
4. Развитие Калининградской области как туристского центра на 2007 — 2011 годы. Областная целевая программа. URL: http://www.gov.kaIiningrad.ru
5. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. URL: http://www.gov.kaIiningrad.ru
6. Sinclair M. Th., Stabler M. The economics of tourism. London; New York, 1997.
7. The Economic Geography of the Tourist Industry: A SuppIy-side analysis / ed. by Dimitri Ioqnnides, Keith G. Debbage. London; New York, 1998.
Об авторе
Е. Г. Кропинова — канд. экон. наук, канд. геогр. наук, д-р экономики Гренобльского университета (Франция), доц., РГУ им. И. Канта.
The author
E. G. Kropinova — PhD in Economy, PhD in Geography, PhD in Economy Grenoble university (France), associated professor, IKSUR.