Научная статья на тему 'Адаптация зарубежного опыта развития туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики'

Адаптация зарубежного опыта развития туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM INDUSTRY / ДРАЙВЕРЫ РОСТА / GROWTH DRIVER / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина М. П., Мишурова А. И.

Предмет. Одно из условий создания конкурентоспособного туристического продукта на мировом рынке это комплексный подход органов государственной власти и частных структур к развитию туристической индустрии, позволяющий системно воздействовать на отдельные составляющие туристической сферы, повышая конкурентоспособность отечественного продукта на международном рынке. Цели. Систематизация зарубежного опыта разработки мер государственной политики в области туризма и путешествий. Анализ международной практики инициирования инвестиционной и предпринимательской активности в туристической сфере. Позиционирование туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики. Методология. Исследование построено на изучении международных компетенций реализации административных практик разработки проектов модернизации экономики. Использованы общенаучные методы исследования, такие как системно-структурный, научной абстракции, анализа и синтеза, сравнительного анализа. Результаты. В рамках настоящего исследования определены сферы генерирования инвестиций в туристическую индустрию РФ. Проведен сравнительный анализ реализации мер государственной политики в области туризма и путешествий в России и Испании. Выявлены созидательные инструменты стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, используемые в международной практике, и рассмотрены возможности их адаптации для экономики России. Выводы. Для генерации инвестиций в туристическую отрасль необходимо выявить причинно-следственные связи между состоянием бизнес-среды территорий и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов. Туризм может и должен быть драйвером роста национальной экономики. При разработке программ модернизации российской экономики необходимо учитывать опыт стран лидеров в сфере международного туризма и адаптировать инструменты стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности к отечественным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болодурина М. П., Мишурова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of foreign experience of the tourism industry development as a growth driver of the national economy

Importance A competitive tourism product can be created for the world market, if public authorities and private structures take a comprehensive approach to developing the tourism industry, which allows to systemically influence certain components of tourism, and promote the domestic product in the international market. Objectives The research systematizes foreign experience in developing the State policy for tourism and traveling. We analyze international practices of initiating the investment and entrepreneurial activity in the tourism sector and positioning of the tourism industry as the national economy growth driver. Methods In this research we examine international competencies in implementing administrative practices aimed to develop economic modernization projects. We use the general scientific methods of research, such as a system-structural method, scientific abstraction, analysis and synthesis, comparative analysis. Results We determine areas where investment in the tourism industry of the Russian Federation is generated. We carry out a comparative analysis of the way measures of the State policy for tourism and traveling are implemented in Russia and Spain. The research identifies international tools for encouraging the investment and entrepreneurial activities and possibilities of their adaptation to the Russian economy. Conclusion and Relevance To generate investment in tourism, it is necessary to identify the cause-effect relationships between the business environment of territories and investment activity of economic entities. When developing the Russian economy modernization programs, international tourism leaders’ experience shall be considered, with tools for stimulating the investment and entrepreneurial activity being adapted to domestic realities.

Текст научной работы на тему «Адаптация зарубежного опыта развития туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики»

pISSN 2073-2872 elSSN 2311-875X

Устойчивое развитие экономики

АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОМ ИНДУСТРИИ КАК ДРАЙВЕРА РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Марина Павловна БОЛОДУРИНА3', Анастасия Игоревна МИШУРОВАЬ

а кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов,

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

[email protected]

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 6149-7693

ь студентка финансово-экономического факультета,

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

[email protected]

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 30.10.2017 Получена в доработанном виде 19.11.2017 Одобрена 18.12.2017 Доступна онлайн 16.01.2018

УДК 338.001.36

D04, D78, Е66, Б43,

Р51

Ключевые слова:

туристическая индустрия, драйверы роста, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность

Аннотация

Предмет. Одно из условий создания конкурентоспособного туристического продукта на мировом рынке - это комплексный подход органов государственной власти и частных структур к развитию туристической индустрии, позволяющий системно воздействовать на отдельные составляющие туристической сферы, повышая конкурентоспособность отечественного продукта на международном рынке. Цели. Систематизация зарубежного опыта разработки мер государственной политики в области туризма и путешествий. Анализ международной практики инициирования инвестиционной и предпринимательской активности в туристической сфере. Позиционирование туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики.

Методология. Исследование построено на изучении международных компетенций реализации административных практик разработки проектов модернизации экономики. Использованы общенаучные методы исследования, такие как системно-структурный, научной абстракции, анализа и синтеза, сравнительного анализа. Результаты. В рамках настоящего исследования определены сферы генерирования инвестиций в туристическую индустрию РФ. Проведен сравнительный анализ реализации мер государственной политики в области туризма и путешествий в России и Испании. Выявлены созидательные инструменты стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, используемые в международной практике, и рассмотрены возможности их адаптации для экономики России.

Выводы. Для генерации инвестиций в туристическую отрасль необходимо выявить причинно-следственные связи между состоянием бизнес-среды территорий и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов. Туризм может и должен быть драйвером роста национальной экономики. При разработке программ модернизации российской экономики необходимо учитывать опыт стран - лидеров в сфере международного туризма и адаптировать инструменты стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности к отечественным реалиям.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Болодурина М.П., Мишурова А.И. Адаптация зарубежного опыта развития туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2018. - Т. 14, № 1. - С. 19 - 36. https://doi.Org/10.24891/ni.14.1.19

По данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), ежегодно публикующей доклады о состоянии туристической индустрии, 2016 г. стал седьмым подряд, показавшим положительные изменения динамики международного турпотока и денежных поступлений (среднегодовой темп прироста за этот период составил 3-4%), после кризисных 2008-2009 гг. (рис. 1)1. Следовательно, последствия кризиса глобальной экономики, волатильность экономического роста и политической обстановки не оказали значительного отрицательного влияния на мировую туристическую отрасль, позволяя ей расти быстрее промышленных направлений, ч то ст а но в и тс я суще с тв енны м преимуществом развития не экспортно ориентированных государств. Опыт стран -лидеров в сфере международного туризма может быть использован при разработке проектов и программ усиления российской экономики, обеспечения жизнеспособности страны, предусматривающих структурные преобразования в целях снижения сырьевой зависимости и определения драйверов роста национальной экономики.

По направлениям международного туризма ВТО выделяет в мире шесть туристических регионов: европейский, азиатско-тихоокеанский, южно-азиатский, американский, ближневосточный и африканский, в разрезе которых можно определить государства - драйверы роста рассматриваемой отрасли (табл. 1, 2).

На основе представленных в аналитических табл. 1, 2 данных можно сделать следующие выводы:

- лидерами по количеству прибывших иностранных туристов в абсолютном выражении на протяжении рассматриваемого периода являются

1 World Tourism Organization UNWTO. URL: http://2.unwto.org

Франция и США, а по привлекаемым доходам - США и Испания;

- Россия входит в десятку лидирующих стран по международному потоку туристов, однако не является страной - получателем высоких доходов от въездного туризма, что может быть объяснено относительно невысокими ценами на туристические услуги и обменным курсом рубля по отношению к доллару США;

- в относительном выражении наиболее высокий рост турпотока наблюдается в Таиланде (в среднем на 15-20% каждый год кроме 2014 г.);

- за рассматриваемый период поток иностранных туристов в европейские страны (Испанию, Италию, Великобританию, Германию) показывает тенденцию устойчивого роста без снижений;

- в 2014 г. не для всех стран наблюдалось резкое снижение потока поступлений: так, в США и Италии произошло значительное увеличение доходов (37,5 и 48,3% соответственно);

- события 2014 г. отразились на обменном курсе рубля по отношению к доллару США, что сказалось на серьезном сокращении доходов России от туризма в 2015 г. на 28,8%;

- начиная с 2015 г. отмечается тенденция снижение потока туристов в Турцию (в 2016 г. сокращение турпотока достигло 35,7%, а потока доходов на 29,7%), что объясняется введением российских санкций;

- относительная оценка представленных индикаторов свидетельствует о том, что российская туристическая индустрия за анализируемый период развивается нестабильно и имеющийся потенциал используется неэффективно [1].

Для выявления драйверов генерации

инвестиций в туристическую отрасль анализа

индикаторов «турпоток/доходы» недостаточно, поскольку эти показатели не характеризуют причинно-следственные связи между состоянием бизнес-среды территорий и инвестиционной активностью субъектов экономики, в то время как туризм может и должен быть катализатором территориального развития2 [1]. В частности, деловой туризм способствует развитию деловых связей между регионами - как международных, так и внутренних. А кроме того, он способствует появлению правильной туристической инфраструктуры, что, в свою очередь, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.

Для оценки влияния внешних и внутренних факторов на состояние туристической среды используют индекс конкурентоспособности туризма (The Travel & Tourism Competitiveness Index, TTCI), публикуемый Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum) раз в два года в качестве обоснованных рекомендаций для правительств и представителей бизнес-среды3 [2]. На основе 14 критериев конкурентоспособности отрасли определяются четыре субиндекса -составляющие TTCI, характеризующие состояние:

1) благоприятной окружающей среды;

2) политики в области туризма и путешествий;

3) инфраструктуры;

4) природных и культурных ресурсов (рис. 2).

Анализируя структуру и содержание рейтинга TTCI, можно выявить главное условие создания конкурентоспособного

туристического продукта на мировом рынке -комплексный подход органов государственной власти и частных структур к развитию

2 Болодурина М.П., Мишурова А.И. Подходы к трактовке категории «туристический потенциал»: материалы

IV Международной научно-практической конференции «Взаимодействие реального и финансового секторов в трансформационной экономике». Оренбург, 2016. С. 54-57.

3 World Economic Forum. URL: http://weforum.org

туристической индустрии, позволяющий системно воздействовать на отдельные составляющие туристической индустрии, повышая качество отечественного продукта на международном рынке [1-3].

Для определения стран - лидеров в области международного туризма, чей опыт развития может быть полезен для отечественной практики, на основе значений многофакторного индекса представим выборочный рейтинг ТТС1 за 2015 и 2017 гг. (с учетом отнесения страны к определенному региону, что оказывает влияние на специфику турпродукта). Поскольку при составлении рейтинга на основе индексного значения конкурентоспособности туризма отсутствует фиксированный регламент количества стран (в 2015 г. рейтинг включал в себя 141 страну, в 2017 г. - 136 стран), занимаемое в рейтинге определенным государством место не поддается объективной трактовке. Это обусловливает необходимость анализа конкретных значений индекса и их процентного изменения за представленный период (показатели оцениваются с помощью шкалы от 1 до 7 (самое низкое качество -самое высокое качество) (табл. 3, 4).

Стоит отметить, что в топ-10 стран по ТТС1, чья туристическая индустрия обладает высокими конкурентоспособными характеристиками, вошло лишь шесть государств - лидеров по основным макроэкономическим туриндикаторам. Это объясняется слабоэффективной маркетинговой политикой в сфере туризма и недостаточно сформированным туристическим имиджем ряда стран (например, Япония и Канада, которые не обладают статусом «туристической Мекки», имеют необходимые ресурсы для развития данной сферы и постепенно наращивают свои позиции); высокой стоимостью туристического продукта, что переориентирует потребителя в выборе страны для путешествия (например, Австралия); недостаточно благоприятными

условиями для ведения бизнеса и уровнем развития политики в сфере туризма и путешествий (например, Россия).

Для позиционирования туристической индустрии как драйвера роста национальной экономики, повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности особое внимание следует уделить факторам, которые отрицательно влияют на условия ведения бизнеса и тем самым сдерживают инвестиционную и предпринимательскую активность в туристической сфере [2-5].

В рамках настоящего исследования источники финансирования туризма определяют сферы генерирования инвестиций (рис. 3).

Государственное управление туристической индустрией в РФ предусматривает разработку федеральных и региональных программ, учитывающих направления и перспективы развития отрасли, формы государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской активности, а также степень участия4.

Эксперты выделяют три модели управления туристической отраслью на государственном уровне, основные характеристики которых представлены в табл. 5 [6].

Согласно данным индекса

конкурентоспособности Россия занимает низкую позицию по субиндексу «Политика в области туризма и путешествий», который характеризует приоритет отрасли на государственном уровне, международную открытость, ценовую конкурентоспособность и экологическую обстановку; в 2015 г. Россия занимала 99-ее место (3,87), но в 2017 г. поднялась на 87-е место (4,01). Мировой опыт и практика нормативно-правового регулирования сферы туризма характеризуются реализацией гарантий и

4Дремина Г.А. Возможности использования внутренних и

внешних источников финансирования предпринимательства в сфере туризма: материалы научно-практической конференции «Современное состояние и потенциал развития туризма в России». Омск, 2013. С. 102-104.

эффективности защиты прав и интересов потребителей туристического продукта, усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристическую деятельность. Однако данные характеристики в полной мере не способны отразить особенности реализации

административных практик государственного регулирования туристической индустрии отдельных стран.

Проведем сравнительный анализ реализации мер государственной политики в области туризма и путешествий между страной -лидером международного туризма - Испанией и Россией (табл. 6).

Таким образом, при реализации мер государственной политики РФ в области туризма и путешествий необходимо повышение степени участия государства, совершенствование нормативно-правовой базы, разработка комплексных программ развития, предусматривающих

предпринимательские инициативы и активное вовлечение частного бизнеса в развитие туристической сферы.

Характеризуя внутренние инвестиции как следующий элемент схемы генерирования инвестиций для туристической отрасли, следует отметить, что развитие частного предпринимательства в сфере туристических (на этапе создания турпродукта), квазитуристических, сопутствующих услуг (на этапе сопровождения турпродукта), а также иных направлений предпринимательской активности при наличии в стране благоприятных условий организации и ведения бизнеса юридическими лицами, физическими лицами или объединением юридических и физических лиц должно носить основополагающий характер [10]. Внутренние инвестиции способны генерировать необходимые объемы средств для дальнейшего развития и существования отрасли при условии ее инвестиционной привлекательности, что оказывает

положительное влияние на состояние туристической инфраструктуры и инвестиционного климата территории.

Внешние инвестиции (в форме участия иностранного капитала в отечественных организациях, прямых иностранных инвестиций или реализации совместных инвестиционных проектов) в сферу развития и использования туристического потенциала страны должны носить косвенный характер для сохранения допустимого уровня зависимости от экспортируемого из других государств капитала. В отличие от международных кредитов и займов внешнее иностранное инвестирование не увеличивает внешнего долга, служит источником получения новых технологий, финансовых и маркетинговых ресурсов и укрепляет внешнеэкономические связи [11].

Рассмотрим методы поощрения инвестиционной и предпринимательской активности, применяемые в разных странах, которые могут быть полезны в отечественной практике и адаптированы к российским реалиям5 (табл. 7).

Таким образом, анализ условий и методов стимулирования внутренних и внешних инвестиций показал, что среди развитых стран при формировании туристической политики наиболее распространенными являются меры, направленные на разностороннюю защиту прав инвесторов, упрощение налогообложения

субъектов туристической отрасли, ускорение процедур, связанных с использованием и приобретением недвижимости, земельных участков и проведением строительных работ. Однако все большее число государств при совершенствовании нормативно-правовой базы, являющейся основой создания и осуществления устойчивой туристической политики, уделяет внимание укреплению правовых институтов6 [7-9].

Туризм можно рассматривать как катализатор роста отраслей с высокой добавленной стоимостью. Для определения направлений совершенствования туристической индустрии в РФ, повышения ее инвестиционной привлекательности и разработки конкретных, специализированных мер представляется необходимым осуществление следующих мероприятий.

1. Районирование территории России по уровню развитию туризма (вид экономико-географического районирования, основная задача которого заключается в выявлении регионов со сравнительно однородной интенсивностью туристического развития, сходной специализацией и создании сети туристических регионов) [14].

2. Разработка имиджевой политики и брендирования туристических территорий (инструмент повышения экономической ценности территории на различных пространственных уровнях) [15].

5 Козыбагаров А.А. Зарубежный опыт инвестирования в туризм // Вестник университета Туран. 2015. № 4. С. 166-169; Масилевич Н.А., Войтехович А.Н. Экономика туризма в республике Беларусь: состояние и проблемы развития, возможности привлечения иностранных инвестиций // Труды БГТУ. Экономика и управление. 2012. № 7. С. 74-77; Цаценко Н.А. Особенности привлечения иностранных инвестиций в российскую индустрию туризма с учетом мирового опыта: материалы международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». Уфа, 2014. С. 295-297; Романова М.М., Чернова А.А. Стратегия развития индустрии туризма в Испании: опыт для России // Инициативы XXI века. 2014. № 3. С. 28-30.

6Дремина Г.А Возможности использования внутренних и внешних источников финансирования предпринимательства в сфере туризма: материалы научно-практической конференции «Современное состояние и потенциал развития туризма в России». Омск, 2013. С. 102-104; Козыбагаров А.А. Зарубежный опыт инвестирования в туризм // Вестник университета Туран. 2015. № 4. С. 166-169.

Таблица 1

Макроэкономические индикаторы мирового туризма в разрезе лидирующих стран, 2010-2016 гг.

Table 1

Macroeconomic indicators of international tourism by leading country, 2010-2016

Год Показатель Франция США Испания Китай Италия

2010 Турпоток, млн чел. 77,6 60 52,7 55,7 43,6

Доходы, млрд долл. США 47 137 38,8 45,8 54,6

2011 Турпоток, млн чел. 81,6 62,7 56,2 57,6 46,1

Доходы, млрд долл. США 54,5 115,6 59,9 48,5 43

2012 Турпоток, млн чел. 83 66,7 57,5 57,7 46,4

Доходы, млрд долл. США 53,6 126,2 56,3 50 41,2

2013 Турпоток, млн чел. 84,7 69,8 60,7 55,7 47,7

Доходы, млрд долл. США 56,1 139,6 60,4 51,7 43,9

2014 Турпоток, млн чел. 83,7 75 64,9 55,7 48,6

Доходы, млрд долл. США 58,1 191,9 45,9 44 65,1

2015 Турпоток, млн чел. 84,5 77,5 68,5 56,9 50,7

Доходы, млрд долл. США 44,9 205,4 56,5 45 39,4

2016 Турпоток, млн чел. 82,6 75,6 75,6 59,3 52,4

Доходы, млрд долл. США 42,5 205,9 60,3 44,4 40,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение таблицы

Год Показатель Великобритания Германия Таиланд Турция Россия

2010 Турпоток, млн чел. 28,3 26,9 15,9 31,4 22,3

Доходы, млрд долл. США 32,9 34,7 20,1 22,6 8,8

2011 Турпоток, млн чел. 29,3 28,4 19,1 34,7 22,7

Доходы, млрд долл. США 35,1 38,9 27,2 23 11,3

2012 Турпоток, млн чел. 29,3 30,4 22,4 35,7 25,7

Доходы, млрд долл. США 36,2 38,1 33,8 25,7 10,8

2013 Турпоток, млн чел. 31,2 31,5 26,4 37,8 28,4

Доходы, млрд долл. США 40,6 41,2 42,1 32,3 12

2014 Турпоток, млн чел. 32,6 33 24,8 39,8 25,4

Доходы, млрд долл. США 46,5 43,3 38,4 29,6 11,8

2015 Турпоток, млн чел. 34,4 35 29,9 39,5 26,7

Доходы, млрд долл. США 45,5 36,9 44,9 26,6 8,4

2016 Турпоток, млн чел. 35,8 35,6 32,6 25,4 24,6

Доходы, млрд долл. США 39,6 37,4 49,9 18,7 7,8

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org

Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org Таблица 2

Динамика основных макроэкономических индикаторов международного туризма 2011-2016 гг., % к предыдущему году

Table 2

Trends in key macroeconomic indicators of international tourism during 2011-2016, percentage points year-on-year

Период, гг. Показатель Франция США Испания Китай Италия

2010-2011 Турпоток 5,2 4,5 6,6 3,4 5,7

Доходы 16 -15,6 54,4 5,9 -21,2

2011-2012 Турпоток 1,7 6,4 2,3 0,2 0,7

Доходы -1,7 9,2 -6 3,1 -4,2

2012-2013 Турпоток 2 4,6 5,6 -3,5 2,8

Доходы 4,7 10,6 7,3 3,4 6,6

2013-2014 Турпоток -1,2 7,4 6,9 - 1,9

Доходы 3,6 37,5 -24 -14,9 48,3

2014-2015 Турпоток 1 3,3 5,5 2,2 4,3

Доходы -22,7 7 23,1 2,3 -39,5

2015-2016 Турпоток -2,2 -2,5 10,4 4,2 3,4

Доходы -5,3 0,2 6,7 -1,3 2

Продолжение т аблицы

Период, гг. Показатель Великобритания Германия Таиланд Турция Россия

2010-2011 Турпоток 3,5 5,6 20,1 10,5 1,8

Доходы 6,7 12,1 35,3 1,8 28,4

2011-2012 Турпоток - 7 17,3 2,9 13,2

Доходы 3,1 -2,1 24,3 11,7 -4,4

2012-2013 Турпоток 6,5 3,6 17,9 5,9 10,5

Доходы 12,2 8,1 24,6 25,7 11,4

2013-2014 Турпоток 4,5 4,8 -6,1 5,3 -10,6

Доходы 14,5 5,1 -8,8 -8,4 -1,7

2014-2015 Турпоток 5,5 6,1 20,6 -0,8 5,1

Доходы -2,2 -14,8 16,9 -10,1 -28,8

2015-2016 Турпоток 4,1 1,7 9 -35,7 -7,9

Доходы -13 1,4 11,1 -29,7 -7,1

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org

Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org Таблица 3

Рейтинг конкурентоспособности туристической индустрии стран-лидеров и РФ в 2015 и 2017 гг.

Table 3

Tourism competitiveness rating on the leading countries and Russian Federation in 2015 and 2017

Страна Ранг TTCI (2015 г.), место Ранг TTCI (2017 г.), место

Испания 1-е 1-е

Франция 2-е 2-е

Германия 3-е 3-е

Япония 9-е 4-е

Великобритания 5-е 5-е

США 4-е 6-е

Австралия 7-е 7-е

Италия 8-е 8-е

Канада 10-е 9-е

Швейцария 6-е 10-е

Россия 45-е 43-е

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org

Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org

Таблица 4

Значения и рейтинг факторов конкурентоспособности туризма стран-лидеров и РФ за 2015 и 2017 гг. Table 4

Values and ratings of tourism competitiveness factors in the leading countries and Russian Federation in 2015 and 2017

Страна Год Показатель Субиндекс A Субиндекс B Субиндекс C Субиндекс D Итоговый TTCI

Испания 2015 Место в рейтинге 35-е 8-е 2-е 4-е 1-е

Значение 5,26 4,66 5,68 5,64 5,31

индекса

2017 Место в рейтинге 30-е 7-е 4-е 3-е 1-е

Значение 5,5 4,8 5,6 5,9 5,4

индекса

Изменения, % (2015-2017 гг.) 4,56 3 -1,41 4,61 1,69

США 2015 Место в рейтинге 24-е 38-е 3-е 10-е 4-е

Значение 5,47 4,33 5,64 5,03 5,12

индекса

2017 Место в рейтинге 25-е 58-е 1-е 11-е 6-е

Значение 5,6 4,3 5,7 4,9 5,1

индекса

Изменения, % (2015-2017 гг.) 2,38 -0,69 1,06 -2,58 -0,39

Япония 2015 Место в рейтинге 13-е 26-е 31-е 11-е 9-е

Значение 5,76 4,41 4,65 4,93 4,94

индекса

2017 Место в рейтинге 13-е 11-е 13-е 7-е 4-е

Значение 5,8 4,7 5,1 5,4 5,3

индекса

Изменения, % (2015-2017 гг.) 0,69 6,58 9,68 9,53 7,29

Россия 2015 Место в рейтинге 62-е 99-е 49-е 23-е 45-е

Значение 4,86 3,87 4,05 3,05 4,08

индекса

2017 Место в рейтинге 60-е 87-е 45-е 27-е 43-е

Значение 5 4,1 4 3,5 4,2

индекса

Изменения, % (2015-2017 гг.) 2,88 5,94 -1,23 14,75 2,94

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Модели управления индустрией туризма Table 5

Tourism management models

Модель

Основные положения

Примеры

Восточная Характеризуется наличием сильного и авторитарного

министерства, регламентирующего деятельность всей отрасли. Для реализации необходимы значительные финансовые вложения средств в отрасль и инфраструктуру, а также в организацию

_продвижения национального турпродукта за рубежом_

Европейская Вопросы развития туризма решаются на уровне многоотраслевого министерства, как правило, имеющего экономический уклон и работающего в двух направлениях: государственное регулирование туризма (нормативно-правовое обеспечение, международное сотрудничество в сфере туризма и др.) и осуществление маркетинговой деятельности, участие в выставках,

_руководство представительствами за рубежом_

Американская Предполагает отсутствие центральной государственной администрации и решение различных вопросов на основе рыночной самоорганизации

Турция, Египет, Тунис, Таиланд

Франция, Испания, Италия,

В еликобритания

Страны

с высокоразвитой рыночной экономикой (США)_

Источник: [6] Source: [6]

Таблица 6

Сравнительный анализ реализации мер государственной политики в области туризма и путешествий Table 6

Comparative analysis of the implementation of the State policy for tourism and traveling

Фактор

Содержание

Россия

Испания

Нормативно- 1) Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-

правовые акты ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

2) Ст. 335.35. «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций» НК РФ;

3) Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

4) Указ Президента РФ от 18.11.2004 № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»;

5) пост. Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»;

6) пост. Правительства РФ от 29.05.2008 № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»;

7) пост. Правительства РФ от 11.12.1998 № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;

8) Положение об оказании помощи по _страховым случаям гражданам Российской

1) закон 50/1985 от 27 декабря: включает основные положения относительно деятельности системы региональных инициатив, финансируемых испанским правительством;

2) Королевский Декрет 899/2007 от 6 июля, а также Королевский Декрет 303/2015 от 24 апреля: перечислены типы регионов, имеющих право на получение помощи, и максимальные объемы инвестиций, приоритетные для инвестирования направления деятельности, одним из которых выступают туристские учреждения и создание дополнительных зон отдыха с акцентом на использование инновационных технологий, в особенности для улучшения экологической ситуации в регионе;

3) закон «О компетенции в области туризма» и Декрет «О деятельности частных туристских предприятий» от 14.01.1965 (статьи по туризму регулируют отношения между продавцом туристского продукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления услуг, а также меры контроля со стороны государства). Кроме общенационального

Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. пост. Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142. Можно сделать вывод о специализации нормативно-правовых актов на деятельности отдельных субъектов и органов регулирования, но приоритет туристической сферы выражен не ярко

закона, каждая из 17 автономий имеет свое собственное законодательство по туристической деятельности, основные положения которого соответствуют упомянутому закону;

4) закон «О комбинированных путешествиях» от апреля 1996 г. определяет права и обязанности как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг;

5) для бюджетной стабильности был принят Королевский Указ 20/2012, предусматривающий повышение налоговых ставок, применяемых в НДС, что оказало влияние на сферу туризма

Программы 1) Стратегия развития Оценка: Наличие общих Оценка:

туризма в Российской Программы программ и планов о Осуществление не

Федерации на период до носят общий развитии отдельных только

2020 г.; характер. Их видов туризма: всеобъемлющих,

2) Развитие внутреннего наличие не 1) Туристический план но и

и въездного туризма в убеждает Gorizonte 2020; узконаправленных

Российской Федерации международных 2) «Национальный планов. Стоит

(2011-2018 гг.); экспертов в всеобъемлющий отметить, что

3) Региональные приоритетности туристский план» большая часть

программы по развитию развития (Plan Nacional e программ

туризма; туристической Integral de Turismo- посвящена мерам

4) Конкурсная грантовая отрасли для PNIT); и действиям для

поддержка государства 3) план маркетинговой решения

предпринимателей, стратегии (Plan современных

реализующих проекты в Estrategico de требований рынка

сфере туризма Marketing); с целью

4) комплексный план диверсификации

качества туризма туристических

Испании (Plan de продуктов на

Calidad del Turismo основе

Espanol), План имеющегося

побережья XXI века опыта и качества

(Plan Litoral XXI); предоставления

5) «Всеобемлющий услуг

план сельского

туризма» и др.

Степень участия государства в управлении отраслью_

Степень участия меняется в зависимости от масштаба планируемых событий (например, Олимпиада 2014 г. в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 г.)_

Постоянно поддерживается на высоком уровне

Наличие органов управления

Система управления туризмом на федеральном уровне в РФ представлена двумя федеральными органами исполнительной власти -Министерством культуры РФ, Федеральным агентством по туризму РФ (Ростуризм), а также их региональными органами на уровне субъектов РФ (косвенного регулирования деятельности в сфере туризма касаются более 15 министерств, однако только в пределах государственных границ)_

Сфера туризма Испании входит в компетенцию министерства экономики и финансов, которой руководит Государственный секретариат по торговле, туризму, среднему и малому бизнесу. В подчинении секретариата находятся Главное управление по туризму, Испанский институт туризма Тш^рапа, Институт туристских исследований и некоторые другие институты, Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка стратегических направлений)

Наличие особых

экономических

зон

Наличие 7 особых туристско-рекреационных экономических зон, на

Оценка:

Особыми экономическим и зонами могут

Состоит из 17 региональных автономных сообществ, каждое из

Оценка:

Территориальная разобщенность является одним из

территории которых становиться которых имеет свои важнейших

возможно снятие 30% территории, собственные направлений

ограничений на перенос отвечающие культурно- деятельности

убытков на последующие следующим исторические, испанских

налоговые периоды; условиям: экономические и властей, общей

применение к основной отраслевая политические экономической

норме амортизации направленность, особенности; политики. Туризм

специального выгодное особые экономические помогает

коэффициента; положение туристические зоны сглаживать эти

возможность (близость к отсутствуют территориальные

установления границам, дисбалансы,

пониженной ставки выход к морю, создавая новые

налога на прибыль наличие зон для рабочие места,

организации модернизируя

отдыха); инфраструктуру и

незанятые т.д.

площади (для

размещения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых

предприятий),

что

ограничивает возможности регионов в получении

_привилегий_

За 2016 г. согласно программе «Развитие За 2016 год: 313,96 млн евро внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.):

261,64 млн евро_

Тип управления Европейская модель_

Источник: составлено авторами на основе [6-9]

Source: Authoring, based on [6-9]

Объем

государственного финансирования

Таблица 7

Инструменты стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности Table 7

Tools for boosting the investment and entrepreneurial activity

Инструмент

Разновидности

Страна

Упрощение системы налогообложения

Испания, Греция

Введение льготных налоговых режимов и ставка отчислений

амортизации инвесторам_

Наличие особой системы налогообложения для развития Египет туризма (освобождение инвесторов от уплаты налогов с начала эксплуатации предприятия, при реконструкции или

расширении - возобновление льготного срока)_

Возможность самостоятельного исчисления налоговых платежей

Китай, Турция, Канада

Освобождение инвестиций в сферу туризма от ввозной пошлины на длительный срок_

Панама

Упрощение процедур с недвижимостью и земельными участками

Создание нерезидентами вторичных резиденций (как одно из направлений гостиничного бизнеса), не требующих

постоянного проживания владельца_

Сдача земельный участков на длительный срок (до 50 лет) за незначительную плату с условием строительства гостиницы (с освобождением от налогов, выдачей беспроцентного кредита)_

США, Франция, Испания

Турция, также опыт был успешно использован в Египте и Тунисе_

Свободное приобретение недвижимости и земельных участков иностранными инвесторами с последующим освобождением от ежегодного налога и возможностью приобретения статуса резидента_

Египет

Упрощение процедур, связанных с осуществлением строительных работ

Введение системы «одного окна»

Гонконг, Чили

Получение разрешения на строительство в короткие сроки Польша

Введение системы рассмотрения строительных документов с учетом факторов и уровня риска_

Германия, Сингапур

Защита прав инвесторов

Предоставление иностранным инвесторам всех прав, что и

национальным компаниям_

Возможность отмены сделок в досудебном порядке_

Турция

США, Бразилия

Возможность доступа ко всем необходимым корпоративным документам до и при проведении судебных разбирательств

Ирландия, Израиль, Швеция, Япония

Введение требований о проведении сторонней экспертизы

сделок_

Возможность регулирования заключения и утверждения сделок

Австралия, Ирландия Франция,

В еликобритания_

Источник: составлено авторами на основе [9-13] Source: Authoring, based on [9-13]

Рисунок 1

Динамика развития мирового туризма 2010-2016 гг. Figure 1

Trends in tourism development worldwide, 2010-2016

8

Темп прироста

* 5 7 международного

k N. ,- турпотока, в % к

V^*4^^ предыдущему году

3 Темп прироста

2,6 ~ —-—__ доходов от

2 международного

^ туризма в

постоянных ценах, в

0 % к предыдущему

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 roflv

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org

Рисунок 2

Структура индекса конкурентоспособности туризма Figure 2

A structure of Tourism Competitiveness Index

бизнес-сред a

безопасность

здоровье и

человеческие р есур сы и рынок труда

готовность к р азвитию туризма в стране

Индекс конкурентоспособное? и туризма

Политика в области туризма и путешествий (В)

приоритезация отрасли туризма

межлуна р одные коммуникации

охрана окружающей среды

Инфр аструктур а (С)

ннфр а структур а воздушного транспорта

туристическая инфр а структур а

Природные и культурные р есур сы

CD)

природные ресур сы

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума. URL: http://weforum.org Source: Authoring, based on World Economic Forum data. URL: http://weforum.org

Рисунок 3

Основные сферы генерирования инвестиций для туристической отрасли Figure 3

The main areas for the tourism industry to generate investment

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Болодурина М.П., Мишурова А.И. Систематизация критериев для определения инвестиционной привлекательности туристического потенциала территории // Инновационное развитие экономики. 2017. № 2. С. 61-67.

2. Кульгачёв И.П., Низовцева А.И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 477-482.

3. Бухер С. Конкурентоспособность туризма на глобальном туристическом рынке // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 240-250.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии внутреннего и въездного туризма // Ars Administrandi. 2017. Т. 9. № 2. С. 217-236.

5. Заернюк В.М., Филимонова Н.Н. Стимулирование инвестиционной активности

в туристическом комплексе России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 53-64.

6. Бессонова Г.Б. Организационные модели государственного регулирования туризма за рубежом // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 1. С. 21-24.

7. Симонова М.М. Формы и методы государственного регулирования туризма в Испании // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 2. С. 34-41.

8. Абдихалыков А.А. Современное состояние развития туризма в зарубежных странах // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. Т. 220. № 4. С. 3-6.

9. Вязовская В.В. Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании) // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 4. С. 33-40.

10. Родионова Н.С., Асмолова Е.В., Пащинская Л.И. Инвестиционные процессы в туризме // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1. С. 65-67.

11. Горностаева Л.А. Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 60-63.

12. Мищенко Я.В. Межстрановой анализ конкурентоспособности туристской отрасли

// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-4. С.708-712.

13. Кабанова Е.Е., Егоршев И.А. Зарубежный опыт развития туризма // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3. С. 46-51.

14. Большаник П.В. Туристское районирование США // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 4. C. 7-12.

15. Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7. С. 66-71.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 Sustainable Development of Economy

elSSN 2311-875X

ADAPTATION OF FOREIGN EXPERIENCE OF THE TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT AS A GROWTH DRIVER OF THE NATIONAL ECONOMY

Marina P. BOLODURINA^, Anastasiya I. MISHUROVAb

a Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation

[email protected]

ORCID: not available

b Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation

[email protected]

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 30 October 2017 Importance A competitive tourism product can be created for the world market, if public Received in revised form authorities and private structures take a comprehensive approach to developing the tourism 19 November 2017 industry, which allows to systemically influence certain components of tourism, and

Accepted 18 December 2017 promote the domestic product in the international market.

Available online Objectives The research systematizes foreign experience in developing the State policy for

16 January 2018 tourism and traveling. We analyze international practices of initiating the investment and

entrepreneurial activity in the tourism sector and positioning of the tourism industry as JEL classification: D04, D78, the national economy growth driver.

E66, F43, P51 Methods In this research we examine international competencies in implementing

administrative practices aimed to develop economic modernization projects. We use the general scientific methods of research, such as a system-structural method, scientific abstraction, analysis and synthesis, comparative analysis.

Results We determine areas where investment in the tourism industry of the Russian Federation is generated. We carry out a comparative analysis of the way measures of the State policy for tourism and traveling are implemented in Russia and Spain. The research identifies international tools for encouraging the investment and entrepreneurial activities and possibilities of their adaptation to the Russian economy. Conclusion and Relevance To generate investment in tourism, it is necessary to identify the cause-effect relationships between the business environment of territories and Keywords: tourism industry, investment activity of economic entities. When developing the Russian economy growth driver, investment modernization programs, international tourism leaders' experience shall be considered, activity, investment with tools for stimulating the investment and entrepreneurial activity being adapted to

attractiveness domestic realities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Bolodurina M.P., Mishurova A.I. Adaptation of Foreign Experience of the Tourism Industry Development as a Growth Driver of the National Economy. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 1, pp. 19-36.

https://doi.org/10.24891/ni.141.19

References

1. Bolodurina M.P., Mishurova A.I. [Systematization of criteria for determining the investment attractiveness of the tourist potential of the territory]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki

= Innovative Development of Economy, 2017, no. 2, pp. 61-67. (In Russ.)

2. Kul'gachev I.P., Nizovtseva A.I. [Russia in the global rating by Travel and Tourism Competitiveness Index]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 6, pp. 477-482. (In Russ.)

3. Bucher S. [Competitiveness of the Russian Federation in the global tourism market]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 1, pp. 240-250. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.17059/2016-1-18

4. Guseva M.S., Amel'kina D.V. [Interaction of the State and business in the development of domestic and inbound tourism]. Ars Administrandi, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 217-236. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.17072/2218-9173-2017-2-217-236

5. Zaernyuk V.M., Filimonova N.N. [Stimulation of a tourist complex investment activity]. Servis v Rossii i za rubezhom = Service in Russia and Abroad, 2013, no. 3, pp. 53-64. (In Russ.)

6. Bessonova G.B. [Organizational models of State regulation of tourism abroad]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2016, no. 1, pp. 21-24. (In Russ.)

7. Simonova M.M. [Forms and methods of State regulation of tourism in Spain]. Nauchnyi vestnik MGIIT = Scientific Bulletin MSIIT, 2015, no. 2, pp. 34-41. (In Russ.)

8. Abdikhalykov A.A. [Current status of development of tourism in foreign countries]. Uchenye zapiski Kazanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi meditsiny im. N.E. Baumana

= Scientific Notes of the Bauman Kazan State Academy of Veterinary Medicine, 2014, vol. 220, no. 4, pp. 3-6. (In Russ.)

9. Vyazovskaya V.V. [Tourism in the economic regions' development (Case of Spain)]. Rossiiskii vneshneehkonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2017, no. 4, pp. 33-40. (In Russ.)

10. Rodionova N.S., Asmolova E.V., Pashchinskaya L.I. [Investment processes in tourism]. Kul'tura fizicheskaya i zdorove = Physical Culture and Health, 2009, no. 1, pp. 65-67. (In Russ.)

11. Gornostaeva L.A. [Attraction of foreign investments in the tourism industry]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2011, no. 8, pp. 60-63. (In Russ.)

12. Mischenko Ya.V. [Intercountry analysis of tourism sector competitiveness]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 12-4, pp. 708-712. (In Russ.)

13. Kabanova E.E., Egorshev I.A. [Foreign experience of tourism development]. Materialy Afanasevskikh chtenii = Materials of the Afanasyev Readings, 2016, no. 3, pp. 46-51. (In Russ.)

14. Bol'shanik P.V. [US tourist regionalization]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta = Yugra State University Bulletin, 2016, no. 4, pp. 7-12. (In Russ.)

15. Lutsenko E.L., Nikolaeva P.S., Golik A.S. [Image of the region as tool of investment attraction]. Vestnik NGIEI = Bulletin of NGII, 2016, no. 7, pp. 66-71. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.