Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ АНТИВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ АНТИВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВИТАЛЬНОСТЬ / АНТИВИТАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна, Квашнина Анна Сергеевна

В статье представлены результаты изучения компонентов антивитальности (антивитальные мысли, действия и переживания, страх негативного оценивания, наличие микросоциального конфликта, чувство одиночества, вредные привычки, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению), а также показателей витальности (жизненный тонус, целеустремленность, стрессоустойчивость, независимость) у подростков. Акцент сделан на половых различиях обучающихся 6-9 классов. Выявлены половые различия у подростков 6-9 классов по ряду компонентов антивитальности (антивитальные переживания, чувство одиночества и недоверчивость, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению) и витальности (целеустремленность, стрессоустойчивость, общий уровень витальности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX DIFFERENCES OF ANTI-VITALITY IN ADOLESCENCE

The article presents the results of studying the components of anti-vitality (anti-vital thoughts, actions and experiences, fear of negative evaluation, the presence of microsocial conflict, loneliness, bad habits, anxious rumination, tendency to antisocial behavior) as well as indicators of vitality (vitality, purposefulness, stress resistance, independence) in adolescents. The emphasis is done on the gender differences of 6-9 grades students. Sex differences were revealed in a number of components of antivitality (antivital experiences, feelings of loneliness and distrust, anxious ruminations, a tendency to antisocial behavior) and vitality (purposefulness, stress resistance, general level of vitality).

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ АНТИВИТАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

УДК 159.9.07 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_121

Елена Анатольевна Быкова, Светлана Владимировна Истомина, Анна Сергеевна Квашнина

г. Шадринск

Половые различия антивитальности в подростковом возрасте

В статье представлены результаты изучения компонентов антивитальности (антивитальные мысли, действия и переживания, страх негативного оценивания, наличие микросоциального конфликта, чувство одиночества, вредные привычки, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению), а также показателей витальности (жизненный тонус, целеустремленность, стрессоустойчивость, независимость) у подростков. Акцент сделан на половых различиях обучающихся 6-9 классов. Выявлены половые различия у подростков 6-9 классов по ряду компонентов антивитальности (антивитальные переживания, чувство одиночества и недоверчивость, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению) и витальности (целеустремленность, стрессоустойчивость, общий уровень витальности).

Ключевые слова: подростки, витальность, антивитальные тенденции, половые различия.

Elena Anatolyevna Bykova, Svetlana Vladimirovna Istomina, Anna Sergeevna Kvashnina Shadrinsk

Sex differences of anti-vitality in adolescence

The article presents the results of studying the components of anti-vitality (anti-vital thoughts, actions and experiences, fear of negative evaluation, the presence of microsocial conflict, loneliness, bad habits, anxious rumination, tendency to antisocial behavior) as well as indicators of vitality (vitality, purposefulness, stress resistance, independence) in adolescents. The emphasis is done on the gender differences of 6-9 grades students. Sex differences were revealed in a number of components of antivitality (antivital experiences, feelings of loneliness and distrust, anxious ruminations, a tendency to antisocial behavior) and vitality (purposefulness, stress resistance, general level of vitality).

Keywords: adolescents, vitality, anti-vital tendencies, gender differences.

Проблема изучения витальности и антивитальности современных подростков в настоящее время становится всё более актуальной. Нестабильность политической, экономической и социальной обстановки в мире снижает способность подрастающего поколения к сопротивлению стрессовым ситуациям и возможности использования жизненных ресурсов для преодоления препятствий на пути к достижению поставленных целей.

Витальность рассматривается в ряде исследований как ощущение личностью собственного благополучия и наполненности жизненной энергией [2,6]. Изучению витальности посвящены работы Р. Райана, С. Фредерика, Гроу, где вводится понятие субъективной витальности (1997). Авторами показано, что высокий уровень витальности тесно связан с физическим здоровьем, психологическим благополучием, удовлетворённостью жизнью. Удовлетворение психологических потребностей, как и отношения со значимыми близкими, ощущение причастности, любовь и близость повышают уровень витальности. При этом, неблагоприятные жизненные ситуации, сложные условия и стресс снижают уровень жизненной энергии, повышают тревогу и депрессию.

В отечественной науке проблемой витальности занимались О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев [8],

Л.А. Александрова [1], И.Н. Цисарь, А.А. Гуляева, О.С. Богинская [4] и др. В настоящее время особо остро встаёт вопрос разработки программ профилактики антивитального поведения молодёжи: Е.В. Кий [6], Е.Г. Вдовина [5] и др.

В состоянии высокой витальности, указывает Л.А. Александрова, человек способен направлять жизненную энергию в деятельность для достижения результата, поскольку она связана с мотивацией. Этим она отличается от простого ощущения счастья и удовольствия [1].

Следовательно, мы можем заключить, что подростки с высоким уровнем витальности потенциально более успешны в учебной деятельности и в различных видах социальной активности. Витальность даёт подросткам ресурсы для совладания с повседневным стрессом, способствует регуляции негативных эмоциональных состояний, повышает уровень психологического благополучия [2, С. 135].

В том случае, если деятельность требует много волевых усилий, а её течение и результат сложно поддаются контролю, уровень витальности снижается. Этому способствует низкая мотивация и отсутствие возможности выбора и ситуация вынужденного самоконтроля (Р. Баумайстер).

Как указывает О.А. Сагалакова, неудовлетворенность актуальных мотивов подростка, несфор-мированность стратегий самореализации и преодоления неуспеха обуславливают потерю смысла жизни и приводят к антивитальному вектору поведения с последующим риском суицидального поведения [8, С. 4]. При этом антивитальное поведение редко носит характер истинного желания нанести себе ущерб, но используется как попытка управления и воздействия на субъективно непереносимую ситуацию.

Антивитальность понимается как некая совокупность убеждений субъекта в своей способности противостоять стрессовым ситуациям, преодолению препятствий, нарушающая общий уровень адаптивности [8, С.4]. Антивитальное поведение направлено против биологических потребностей организма. Может выражаться в пассивном размышлении или рисковых для здоровья действиях, не имеющих целью лишить себя жизни [8]. Согласно клинико-психологическому подходу в развитии суицидального поведения А.Г. Амбрумовой размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти относятся к антивитальным переживаниям. При этом антивитальные переживания не обладают конкретной аутоагрессивной (суицидальной) направленностью [2].

Риск антивитальных тенденций возрастает в подростковом возрасте. Это связано с кризисным периодом детства, а также с неустойчивостью психических процессов и состояний. Особый тип эмоционального реагирования на жизненные события, незрелость ценностно-смысловой сферы, недостаточной уровень социальной компетентности приводят к усилению антивитального вектора и требуют более детального изучения механизмов, факторов и условий возникновения антивитальных настроений молодёжи.

Анализ современных исследований, посвя-щённых вопросам антивитальности в подростковом возрасте, показал недостаточное количество данных, касающихся половых различий в уровнях и особенностях проявления антивитального поведения подростков. Так, в исследовании О.А. Сага-лаковой показано, что в общей склонности к саморазрушительным мыслям и антивитальным переживаниям и действиям, социальной тревоге различий между юношами и девушками не обнаружено. «...Вероятность антивитального поведения, как у юношей, так и девушек увеличивается с ростом уровня социальной тревоги и сопутствующим снижением способности к регуляции эмоций в условиях оценивания [8, С. 98]. При этом, отмечены половые различия в способности к совладанию и стратегии жизнестойкости.

В связи с актуальностью проблемы и необходимостью более тщательного изучения феномена антивитальности для его своевременного преду-

преждения целью нашего исследования было: изучение половых различий в антивитальности у подростков.

В нашем исследовании принял участие 451 обучающийся 6-9 классов МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области и МАОУ «Школа №3» г. Камышлова Свердловской области, из них 57,7% девочек и 42,3% мальчиков. В качестве психодиагностического инструментария для изучения показателей антивитальности и витальности подростков были использованы следующие методики:

- опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева [7] позволяет изучить такие показатели ативитальности как антивитальные мысли, действия и переживания, страх негативного оценивания, наличие микросоциального конфликта, чувство одиночества, вредные привычки, тревожные руминации, склонность к асоциальному поведению; состоит из 72 вопросов, подразумевающих ответы «нет, «скорее нет», «скорее да», «да». Анализ результатов включает сопоставление общей суммы баллов респондента с нормативным показателей по каждой шкале;

- «Тест витальности» Г.В. Резапкиной [3] включает 40 вопросов, на которые респондент отвечает утвердительно или отрицательно. Суммирование баллов по шкалам (жизненный тонус, целеустремленность, стрессоустойчивость, независимость и общая витальность) позволяет выделить уровни данных показателей: низкий, умеренный и высокий.

Анализ эмпирических данных методики «Антивитальность и жизнестойкость» (табл. 1) показал, что по шкале «Антивитальные мысли и действия» высокие показатели чаще встречаются у мальчиков (61,4%), нежели у девочек (53,2%). Полученные данные показывают наличие высокого антивитального риска, суицидальных тенденций, включая самоповреждающие, аутоагрессивные действия. При этом возможно обдумывание и даже подготовка к нанесению себе повреждений различного характера, а также неспособность совладать с отрицательными эмоциональными состояниями в условиях стресса и напряжения. Подростки данной группы часто прибегают к демонстративному поведению посредством антивитальных действий. Разница в среднем уровне составляет 10%: у девочек встречается чаще. Однако мальчиков с низким уровнем саморазрушающих мыслей и действий в два раза больше, чем девочек.

При подсчете половых различий применялся пакет прикладных компьютерных программ SPSS 17,0, в частности критерий Mann-Whitney. Эмпирическое значение критерия показывает отсутствие значимых различий между сопоставляемыми группами (U= -1,114 при р=0,265), следовательно антивитальные мысли и поступки характерны для подростков обоих полов.

Таблица 1

Распределение испытуемых по результатам проведения опросника «Антивитальность и жизнестойкость», в %

Уровень Показатели антивитальности

АМиД АП СНО МК

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

низк. 2,9 5,3 2,4 6,0 2,9 4,0 3,4 4,0

сред. 43,9 33,3 33,9 60,7 62,9 62,7 57,6 56,0

выс. 53,2 61,4 63,7 33,3 34,2 33,3 39,0 40,0

ОН ВП ТР САП

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

низк. 2,0 4,7 4,9 9,3 2,4 4,0 4,9 1,3

сред. 39,0 62 61,0 56,7 60,0 62,0 61,0 61,3

выс. 59,0 33,3 34,1 34 37,6 34,0 34,1 37,4

Условные обозначения: АМиД - антивитальные мысли и действия; АП - антивитальные переживания; СНО - страх негативной оценки; МК - микросоциальный конфликт; ОН - одиночество, недоверчивость; ВП - вредные привычки; ТР - тревожные руминации; САП - склонность к асоциальному поведению

Схожая картина наблюдается и при анализе данных по антивитальным переживаниям: треть мальчиков (33,3%) и 63,7% девочек воспринимают настоящее и будущее в негативном свете, что приводит к обесцениванию значимости своей личности и собственных возможностей, ощущение, что они никому не нужны, в общении с ними никто не заинтересован, а в целом - накоплению негативных эмоций, ухудшению психологического здоровья и психическому истощению, появлению стойких проблем в учебной деятельности. Вышеперечисленные факторы являются катализатором появления саморазрушающих тенденций у подростков, при этом числовые показатели выше у девочек. Мальчиков с низким уровнем данного типа переживаний в 2,5 раза меньше, чем девочек. Нами обнаружены различия по данному показателю антивитальности (Ц= -2,267 при р=0,023), что показывает необходимость большей психологической поддержки девочек для снижения эмоционального напряжения.

Страх негативной оценки со стороны окружающих выражен практически в равной степени у испытуемых обоих полов. Третья часть респондентов тяжело воспринимает насмешки, критические замечания, шутки сверстников, боится непринятия, буллинга; для подростков значима оценка их внешности, фигуры, стиля одежды, по их мнению, другие уделяют большое вниманию этим особенностям. Низкие показатели диагностированы у 2,9% девочек и 4% мальчиков; гендерные различия отсутствуют -0,097 при р=0,923).

Настораживает тот факт, что лишь 3,7% подростков на момент обследования не имеют конфликтов с ближайшим окружением; 39% девочек и 40% мальчиков отметили наличие сложных отношений с другими (семья, педагоги, ровесники). Любой из видов конфликта провоцирует появление импульсивного поведения, снятие напряжения через антви-тальность. Усугубляет ситуацию низкая само-

оценка, неуверенность, отсутствие (несформирован-ность) копинг-стратегий, социально-одобряемых механизмов психологической защиты в трудных жизненных ситуациях. Значимые различия не выявлены -0,289 при р=0,773), следовательно подростки, вне зависимости от пола, а также их родители и педагоги должны быть включены в систему психологического сопровождения в образовательной организации (гармонизация детско-родитель-ских отношений, повышение благоприятности психологического климата школьных и педагогического коллективов, профилактика школьной травли и синдрома эмоционального выгорания).

Анализ диагностических данных показал, что девочки в большей степени переживают одиночество (59%) против 33,3% у мальчиков, что подтверждается критерием различий (и= -2,355 при р=0,016). Подростки не доверяют другим, не просят помощи в затруднительных моментах, стараются минимизировать время коммуникации, при этом чувствуют себя всеми покинутыми, ненужными, «потерянными». Можно предположить прошлого травмирующего опыта предательства дружбы, буллинга, жестокого обращения. Данная категория обучающихся нуждается в психологической помощи, как индивидуального, так и группового характера.

Показателем антивитального поведения являются вредные привычки, которые выражены у трети испытуемых нашей выборки (34%). Подростки вовлечены в употребление психоактивных веществ по разным мотивам: за компанию, чтобы не выглядеть «белой вороной» в референтной группе сверстников, для снижения скованности при коммуникации, поддержания разговора. При отсутствии стратегий совладания с трудностями подростки зачастую видят единственным вариантом - уход в саморазрушающие действия.

При этом не видна значительная разница межу мальчиками и девочками со средним и высоким уровнем выраженности вредных привычек, но

девушек с низкими значениями на 5% больше. Критерий Mann-Whitney показал отсутствие различий (U= -0,712 при р=0,476), следовательно все обучающиеся должны быть включены в мероприятия первичной и вторичной профилактики.

Тревожные сомнения и опасения в силу большей эмоциональности свойственны девочкам (60%), в то время как выраженный уровень отмечается у трети мальчиков (34%). Подросткам данной группы свойственно фиксирование на прошлом отрицательном опыте, неудачах, ошибках, воспоминаниях негативных ситуаций, которое не дает «двигаться дальше», развиваться и совершенствовать навыки какой-либо деятельности. Накопление психического напряжения может привести к антивитальному срыву. Лишь 2,4% девочек и 4% мальчиков имеют низкие показатели тревожных сомнений; средние нормативные показатели отмечаются у 37,6% девочек и 62% мальчиков. Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни показывает наличие незначительных различий по данному компоненту антивитальности (U= -1,989 при р=0,047): девочки более подвержены тревожным сомнениям.

Последняя шкала показывает склонность обучающихся к нарушению установленных правил, асоциальному поведению, манипулированию другими ради собственной выгоды. Для 61,3% мальчи-

Распределение испытуемых по ре

ков и 34,1% девочек значимость личности и потребностей другого снижена, что приводит к проявлениям агрессии в конфликтных ситуациях, самоутверждению за счет других. С данной категорией подростков нужна работа по формированию чувства ответственности за свои поступки, развитию эмпатии, сопереживания, социального и эмоционального интеллекта; включение школьников в волонтерскую деятельность, различные социальные акции, привлечение к помощи нуждающимся (дети, пенсионеры, животные) позволят снизить риск антивитальности. В большей степени данные мероприятия актуальны для мальчиков, что подтверждает математическая статистика (Ц= -2,494 при р=0,016). Настораживает тот факт, что лишь 1,3% мальчиков и 4,9% девочек не имеют описанной выше склонности.

Анализ диагностических данных позволил выделить подростков «группы риска» с высокими показателями по различным компонентам антивитальности для включения их в систему психолого-педагогического сопровождения школы с целью нивелирования выявленных особенностей.

Для выявления жизненных ресурсов у подростков экспериментальной выборки мы использовали результаты проведения «Теста витальности» Г.В. Резапкиной (табл. 2).

Таблица 2

ьтатам «Теста витальности», в %

Уровень Показатели витальности

жизненный тонус целеустремленность стрессоустойчивость

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

низкий 50,7 46,7 58,5 50,7 48,8 60,0

средний 42,0 46,7 31,2 44,0 36,1 31,3

высокий 7,3 6,6 10,3 5,3 15,1 8,7

независимость общая витальность

девочки мальчики девочки мальчики

низкий 48,8 46,7 58,6 52,0

средний 37,6 40,7 30,7 40,7

высокий 13,6 12,6 10,7 7,3

Как показывают эмпирические данные, незначительное количество школьников имеют высокий показатель жизненного тонуса: 7,3% девочек и 6,6% мальчиков; им интересна жизнь, окружающие люди, события, деятельность. В противовес им, 48,7% всей выборки имеют низкие показатели жизненных сил и энергии, что говорит об усталости, большом количестве неудач или проблемах соматического здоровья. Практически половина респондентов имеют умеренные показатели данной характеристики витальности. Половые различия не найдены -0,477 при р=0,633).

Более половины школьников имеют низкий уровень целеустремленности, что не должно быть характерно для данного возраста (54,6%). У подростков не выражена активность, самостоятельность, ответственность и целеполагание, при этом

развита неуверенность, тревожность, внешний ло-кус контроля. Эти особенности снижают эффективность и продуктивность учебной и будущей профессиональной деятельности, что требует коррекцион-ной работы в контексте саморегуляции. 10,3% девочек и 5,3% мальчиков имеют развитую целеустремленность и саморегуляцию в целом. У девочек показатели значительно лучше, что подтверждает критерий Манна-Уитни (№ -2,918 при р=0,004).

По шкалам «Стрессоустойчивость» и «Независимость» получены схожие результаты: большее количество школьников имеют низкие результаты, что позволяет сделать вывод о необходимости психологической поддержки обучающихся на протяжении всего периода обучения в среднем звене школы. 48,8% девочек и 60% мальчиков не способны справляться с возникающими стрессовыми

факторами, высокая тревожность, волнение и неуверенность в своих силах не позволяет успешно выполнять деятельность. 12% могут легко справляться с ситуациями напряжения, в частности экзаменов, конфликтов, стрессов. Третья часть респондентов способна мобилизоваться в трудный период, актуализировать весь свой потенциал, именно это можно использовать как ресурс в кор-рекционно-развивающей работе. В групповой психологической работе реакции девочек можно использовать в качестве ориентиров, образцов поведения, так как они имеют более высокие значения по данной шкале -2,002 при р=0,041).

При сопоставлении уровней независимости половые различия не выявлены (Ц= -0,003 при р=0,998). Практически у половины подростков выявлены низкие показатели по данной шкале, при этом ведущей потребностью, благодаря формированию чувства взрослости, должна стать самостоятельность и независимость. Вследствие чего мы можем сделать вывод о недостаточном уровне личностного развития у 212 обучающихся экспериментальной выборки, которые ориентированы на других в ущерб своим интересам, неспособны принимать решения, могут стать жертвами манипуляторов. 37,6% девочек и 40,7% мальчиков имеют умеренную степень независимости, то есть держат определенный баланс между возможностью принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, принимать «взвешенные» решения. 13% всех школьников уверены в себе, принимая решения, ориентированы на собственное мнение и взгляды.

Общий уровень витальности показывает наличие у 10,7% девочек и 7,3% позитивной ориентации на будущее, способность справляться с трудностями, сохраняя психологическое здоровья, не прибегая к антивитальным действиям. Остальным подросткам необходима психолого-педагогическая поддержка в контексте научения конструктивным стратегиям совладания с трудностями без использования антивитального поведения. Нами выявлены незначительные различия между полами (и= -2,000 при р=0,05): у девочек витальность несколько выше, нежели у мальчиков.

Обобщая данные нашего исследования, можем заключить, что более половины подростков демонстрируют наличие высокого антивитального

риска, суицидальных тенденций, включая самоповреждающие, аутоагрессивные действия. При этом для трети мальчиков (33,3%) и более половины девочек (63,7%) характерно негативное представление будущего -2,267 при р=0,023). Более половины мальчиков и треть девочек показали склонность к нарушению установленных правил, асоциальному поведению (U= -2,494 при р=0,016). Около 40% опрошенных юношей и девушек указывают на наличие конфликтов с ближайшим окружением; у трети опрошенных (33,3%) отмечены вредные привычки, что значительно снижает уровень витальности. Часть подростков (девочки в большей степени, чем мальчики) сложно переживают одиночество -2,355 при р=0,016).

В целом по выборке высокие показатели жизненной энергии (витальности) выявлены только у 7%. У более 50% подростков снижен уровень целеустремлённости, независимости (U= -0,003 при р=0,998).

Наличие половых различий выявлено у подростков 6-9 классов по ряду компонентов антивитальности (антивитальные переживания, чувство одиночества и недоверчивость, тревожные румина-ции, склонность к асоциальному поведению) и витальности (целеустремленность, стрессоустойчи-вость, общий уровень витальности).

Полученные результаты показывают необходимость реализации систематической целенаправленной работы с подростками по повышению витальных характеристик личности, жизнестойкости, способностей к конструктивному взаимодействию с окружающими и положительного образа будущего, снижению общей социальной тревоги.

Данные исследования и особенности половых характеристик витальности и антивитальности подростков целесообразно использовать при планировании и реализаций мероприятий психолого-педагогического сопровождения обучающихся подросткового возраста.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме: «Психологические особенности антивитального поведения в подростковой среде: выявление и предупреждение» №16-449 от 23.06.2022 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александрова, Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс / Л.А. Александрова. - Текст : электронный // Психологические исследования. - 2011. - № 3 (17). - С. 5. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16550090 (дата обращения: 30.08.2022).

2. Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы суицидологии : тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РФ. - Москва, 1978.

3. Резапкина, Г.В. Саморазрушительное поведение: причины и профилактика / Г.В. Резапкина. - Текст : электронный // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - № 2(24). - С. 18-24. - URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=29808145 (дата обращения: 30.08.2022).

4. Богинская, О.С. Выявление антивитальных настроений учащихся образовательных организаций / О.С. Богин-ская. - Текст : электронный // Методист. - 2018. - № 1. - С. 36-38. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32870357 (дата обращения: 30.08.2022).

5. Вдовина, Е.Г. Психолого-педагогическая модель профилактики антивитального поведения несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Алтайского края / Е.Г. Вдовина. - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. - 2021. - Т. 18, № 2. - С. 61-71. - URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=32870357 (дата обращения: 30.08.2022).

6. Кий, Е.В. Направления профилактики антивитального поведения подростков в условиях общеобразовательных учреждений / Е.В. Кий, А.А. Гуляева. - Текст : электронный // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи : сб. науч. тр.Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22 февр. 2022 г. / сост. А.А. Базулина. - Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. - С. 144-147. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48674466 (дата обращения: 30.08.2022).

7. Сагалакова, О.А. Опросник «Антивитальность и Жизнестойкость» / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. - Текст : электронный // Медицинская психология в России. - 2017. - Т. 9, № 2 (43). - С. 4. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29810024 (дата обращения: 30.08.2022).

8. Сагалакова, О.А. Социальная тревога при формировании антивитального и суицидального поведения у подростков / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. - Текст : электронный // Инновации в науке. - 2015. - № 51-2. - С. 90-98. - URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=25075505 (дата обращения: 30.08.2022).

REFERENCES

1. Aleksandrova L.A. Sub#ektivnaja vital'nost' kak lichnostnyj resurs [Subjective vitality as a personal resource]. Psiholog-icheskie issledovanija [Psychological research], 2011, no. 3 (17), pp. 5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16550090 (Accessed 30.08.2022).

2. Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Suicid kak fenomen social'nopsihologicheskoj dezadaptacii lichnosti [Suicide as a phenomenon of socio-psychological maladaptation of personality]. Aktual'nye problemy suicidologii: tr. Mosk. NII psihiatrii MZ RF [Actualproblems of suicidology]. Moscow, 1978.

3. Rezapkina G.V. Samorazrushitel'noe povedenie: prichiny i profilaktika [Self-destructive behavior: causes and prevention]. Akademicheskij vestnik Akademii social'nogo upravlenija [Academic Bulletin of the Academy of Social Management], 2017, no. 2(24), pp. 18-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29808145 (Accessed 30.08.2022).

4. Boginskaja O.S. Vyjavlenie antivital'nyh nastroenij uchashhihsja obrazovatel'nyh organizacij [Identification of anti-vital sentiments of students of educational organizations]. Metodist [Methodist], 2018, no. 1, pp. 36-38. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=32870357 (Accessed 30.08.2022).

5. Vdovina E.G. Psihologo-pedagogicheskaj a model' profilaktiki antivital'nogo povedenij a nesovershennoletnih v obshheo-brazovatel'nyh organizacijah Altajskogo kraja [Psychological and pedagogical model of prevention of anti-vital behavior of minors in general education organizations of the Altai Territory]. Vestnikprakticheskojpsihologii obrazovanija [Bulletin of Psychological Practice in Education], 2021, vol. 18, no. 2, pp. 61-71, URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32870357 (Accessed 30.08.2022).

6. Kij E.V., Guljaeva A.A. Napravlenija profilaktiki antivital'nogo povedenija podrostkov v uslovijah obshheobra-zovatel'nyh uchrezhdenij [Directions of prevention of anti-vital behavior of adolescents in conditions of educational institutions]. Bazulina A.A. (ed.) Profilaktika agressii i destruktivnogo povedenija molodezhi: sb. nauch. tr.Vseros. nauch.-prakt. konf., Moskva, 22 fevr. 2022 g. [Prevention of aggression and destructive behavior of young people]. Moscow: Moskovskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii im. V.Ja. Kikotja, 2022, pp. 144-147. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=48674466 (Accessed 30.08.2022). "

7. Sagalakova O.A., Truevcev D.V. Oprosnik "Antivital'nost' i Zhiznestojkost'" [Questionnaire "Anti-Vitality and Resilience"]. Medicinskajapsihologija v Rossii [Medicalpsychology in Russia], 2017, vol. 9, no. 2 (43), pp. 4. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=29810024 (Accessed 30.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sagalakova O.A., Truevcev D.V. Social'naja trevoga pri formirovanii antivital'nogo i suicidal'nogo povedenija u podrostkov [Social anxiety in the formation of anti-vital and suicidal behavior in adolescents]. Innovacii v nauke [Innovations in science], 2015, no. 51-2, pp. 90-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25075505 (Accessed 30.08.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID ID: 0000-0003-2700-2762.

С.В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: istomina-sv@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-6624-8875.

А.С. Квашнина, магистрант кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадрин-ский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: anuta.kvashnina@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0003-4435-0953.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID ID: 0000-0003-2700-2762.

S.V. Istomina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: istomina-sv@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-6624-8875.

A.S. Kvashnina, Master's Student, Department of Developmental Psychology and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: anuta.kvashnina@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0003-4435-0953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.