Научная статья на тему 'ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
интеллект / особенности развития интеллекта / мальчики / девочки / наблюдательность / интеллектуализация / intelligence / intelligence development / boys / girls / observation / intellectualization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобкова В.А.

В статье анализируются половые особенности развития интеллекта в подростковом возрасте. Представлено сравнительное исследование интеллекта мальчиков и девочек подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX PECULIARITIES OF INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

The article analyzes the gender peculiarities of intelligence development in adolescence. A comparative study of intelligence of boys and girls of adolescence is presented.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

Бобкова В.А.

студент

Московский государственный психолого-педагогический университет

(г. Москва, Россия)

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье анализируются половые особенности развития интеллекта в подростковом возрасте. Представлено сравнительное исследование интеллекта мальчиков и девочек подросткового возраста.

Ключевые слова: интеллект, особенности развития интеллекта, мальчики, девочки, наблюдательность, интеллектуализация.

В настоящее время, проблема изучения половых особенностей развития интеллекта в подростковом возрасте является наиболее актуальной на всех этапах развития психологической науки - как и отечественной, так и зарубежной.

Помимо этого, актуальность данной исследовательской работы состоит в том, что подростковый возраст является этапом, на котором осуществляются критические, значимые изменения личности, результат разрешения которых способен повлияет на дальнейшее функционирование личности подростка на следующих возрастных этапах.

Благодаря происходящим кризисам, которые обеспечивают возникновение качественных повышений интеллектуальный ресурсов психики, возникает так же и противоречие: подростковый возраст - лучший сензитивный период для того, чтобы развивался интеллект, но также на данном этапе онтогенеза возникает снижение темпа его интеллектуального развития.

Объект исследования: феномен развития интеллекта.

Предмет исследования: половые особенности развития интеллекта в подростковом возрасте.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть феномен развития интеллекта в психологии,

2. Проанализировать структуру особенностей развития интеллекта,

3. Выявить половые особенности развития интеллекта в подростковом возрасте,

4. Эмпирическим путём исследовать половые особенности развития интеллекта подростков.

Методологическая база исследования: Операциональная теория развития интеллекта Ч. Спирмена, принцип детерминизма С. Л. Рубинштейна, Культурно-историческая теория высших психологических функций Л. С. Выготского, Идеи факторной концепции Ч. Э. Спирмена.

Были использованы следующие эмпирические методы:

1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (сокр. IST).

2. Тест прогрессивные матрицы Равена (сокр. ПМР).

Изучение данного феномена - относительно новое течение, появившееся в XIX веке и до сих пор продолжающееся в виду наличия многих разногласий. Основоположником введения данного понятия считается Ф. Гальтон, утверждавший, что весь спектр интеллектуальных способностей и факторы любых индивидуальных различий наследственно зависимы, а «роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной».1 Дальнейшее изучение феномена интеллекта строилось на основе данной теории.

Определение понятия интеллекта в психологии выдвигалось многими известными отечественными (П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и т.д.) и зарубежными (Ж. Пиаже, Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд и др.) авторами, поскольку изучение феномена его развития началось с

XIX века, когда наиболее остро встала проблема его исследования. В 1905 году появились первые тестирования, предназначенные для оценки уровня умственных способностей. Создателями данных тестирований были Т. Симон и А. Бине (шкала Бине-Симона), которые рассматривали интеллект в качестве уровня развития психического здоровья, соответствующего конкретному возрастному периоду.

Однако общим является то, что интеллект рассматривается как сложно организованная система. Данная позиция легла в основу многих системных теорий интеллекта. Так, Г. Гарднер (1983) вывел теорию множественности форм интеллекта, в которой интеллект рассматривается не как доминирование одной общей способности, а как проявление в разнообразных конкретных условиях.

Г. Гарднер утверждал, что «существует широкий спектр когнитивных способностей и есть лишь очень слабая корреляция между ними. Например, ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому процессу».2

Данным вопросом так же занимался Л. С. Выготский (1983), который отмечал, что ведущую роль в перестановке познавательных функций играет понятийное мышление, ибо понятийные системы являются «ключом ко всем процессам развития и процессам распада».3

Согласно его культурно-исторической теории, все ВПФ - по природе своей социальны, т. е. «их состав генетическая структура, способ действия -одним словом, вся их природа социальна, даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».4

Существует много подходов к пониманию интеллекта, но мы в своей работе будем опираться на определение интеллекта Ч. Спирмена, а также Ж. Пиаже. Ч. Спирмен утверждал, что интеллект - это «независимая от других личностных характеристик человека единица, поскольку не может содержать в своей структуре неинтеллектуальные качества личности». Спирмен заметил, что оценки, полученные подростками по каждому из предметов, показывают прямую взаимосвязь, так что подросток, получивший приемлемые оценки по

одному предмету, будет иметь тенденцию также иметь хорошие результаты по остальным предметам, однако зависимости между уровнем интеллекта и успешностью ребёнка - нет, поскольку влияние здесь оказывает наполненность резерва умственной энергии в моменте.

Проведя исследование, мы выявили следующие половые особенности развития интеллекта в подростковом возрасте:

По методике «Прогрессивные матрицы Равена» уровень внимательности, статического представления, воображения и визуального различия не сильно различается между разнополыми подростками, способности к линейной дифференциации и умозаключениям на основе линейных взаимосвязей выше у девочек, так же выделена равная способность к быстрой наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, аналитико-синтетическая деятельность выявлена больше у девочек, чем у мальчиков, что говорит о незначительной степени превосходства развитости мышления и интеллекта.

Таблица 1. Эмпирические значения Ц-критерия Манна-Уитни по методике «Прогрессивные матрицы Равена».

Названия шкал Среднее значение в группе «девочки» Среднее значение в группе «мальчики» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

А 10.400 9.967 514.0 0.332

В 10.433 9.400 627.5 0.007**

С 9.767 9.233 527.5 0.244

В 8.967 9.033 421.0 0.652

Е 8.700 9.567 324.0 0.058

* - р <0,05 ** - р <0,01 *** - р <0,001

По результатам вычисления Цэмп по формуле мы получили Шмп = 10, что находится в зоне незначимости, следовательно подтверждается гипотеза о том, что половые различия в развитии интеллекта между подростками мужского пола и женского пола, связанные с интеллектуальным, вербальным, математическим, пространственным интеллектом отсутствуют, либо выражены минимально и связаны с индивидуально-психологическими особенностями.

После проведения математико-статического метода Ц-критерия Манна-Уитни, сравнение показало значимые различия по Субтестам 2, 5, 6, 7.

Данные, полученные в ходе проведения методики «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра выявили незначительную разницу между тем, как проявляет себя развитость интеллекта у разнополых подростков. Во многом отклонения связаны с тем, что, например, различаются уровни притязаний у детей и «существуют как различия, так и сходства в когнитивных способностях девочек и мальчиков, но нет никакого обоснования, основанного на данных, чтобы поддержать идею о том, что либо умнее, либо превосходит пол».5

Девочки Мальчики

25 20 15 10

/ У / / У / / / У

¿V с V «» V ч^ V V

> ** . О ЛУ чу

^ / ^ /

о* ^ 4 4

^ V" **

Рисунок 1. Профиль интеллекта по методике «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра.

5

0

Имеются различия в развитости теоретического математического мышления (преобладание у мужского пола) и уровне вербального интеллекта (преобладание у женского пола), что находит подтверждение в исследованиях Эрла Б. Ханта, утверждавшего, что женщины более способны в решении задач, связанных с вербальными способностями, а мужчины же, напротив, в решении задач, основанных на применении пространственных и математических способностей. Однако известный психолог Льюис Терман полагал, что: «дискриминация, отсутствие возможностей, обязанности женщин в материнстве или эмоциональные факторы, возможно, объясняли тот факт, что немногие женщины имели карьеру в интеллектуальных областях». 6

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что различие в значениях данных шкал связано, скорее, с социальным фактором влияния, нежели с тем, что имеются видимые отличия в развитии интеллекта у разнополых подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Бендас Т.С. [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - с. 431;

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - с. 520;

3. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. - с. 512;

4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта //М.: Вильямс. - 2007. - с. 539;

5. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / под ред. Д.А. Леонтьева, пер. с англ. Л. В. Трубициной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - с. 290

Bobkova V. A.

Moscow State Psychological-Pedagogical University (Moscow, Russia)

SEX PECULIARITIES OF INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Abstract: the article analyzes the gender peculiarities of intelligence development in adolescence. A comparative study of intelligence of boys and girls of adolescence is presented.

Keywords: intelligence, intelligence development, boys, girls, observation, intellectualization.

1 Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / под ред. Д.А. Леонтьева; пер. с англ. Л. В. Трубициной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - с. 290;

2 Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта //М.: Вильямс. - 2007. - с. 539;

3 Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - с. 520;

4 Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. - с. 512;

5 Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Бендас Т.С. [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - с. 431;

6 Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: «прайм -Еврознак», 2001. - с. 320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.