Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цигичко Е.А.

В детском и подростковом возрасте процессы познания играют ключевую роль в развитии детей. Их интенсивность и эффективность напрямую связаны с когнитивными характеристиками индивидов, представляющими собой совокупность элементов, среди которых: память, внимание, быстрота мыслительных реакций, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Цель настоящего исследования - выявление особенностей когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта. Приведены интерпретации соответствующих понятий в психологических исследованиях. Проанализированы результаты исследования параметров памяти и внимания у детей младшего подросткового возраста с различным уровнем развития невербального интеллекта. Определены значимые различия в объемах зрительной опосредованной, кратковременной и долговременной памяти, слуховой опосредованной памяти, а также в процессах переключения и распределения внимания на общей выборке испытуемых избранной категории. Получены статистически достоверные различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта с учетом половой принадлежности респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цигичко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF COGNITIVE PROCESSES IN YOUNGER ADOLESCENTS WITH HIGH AND LOW LEVELS OF NONVERBAL INTELLIGENCE

During childhood and adolescence, cognitive processes play a key role in children’s development. Their intensity and effectiveness are directly related to the cognitive characteristics of individuals, which are a set of elements, including: memory, attention, speed of thought reactions, imagination, speech, the ability to reason logically, perceive information with the senses. The aim of the present study is to identify the peculiarities of cognitive processes of younger adolescents with different levels of development of nonverbal intelligence. The interpretations of the relevant concepts in psychological research are given. The results of the study of memory and attention parameters in young adolescent children with different levels of development of nonverbal intelligence are analyzed. Significant differences in the volumes of visual mediated, short-term and long-term memory, auditory mediated memory, as well as in the processes of switching and distributing attention in the general sample of subjects of the selected category are determined. Statistically reliable differences were obtained according to the results of the study of the peculiarities of cognitive processes of younger adolescents with different levels of nonverbal intelligence development taking into account the respondents’ gender.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.12

Сравнительный анализ сформированности когнитивных процессов у младших подростков с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта

Елена Александровна Цигичко

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, lenacigichko@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9723-3323

Аннотация. В детском и подростковом возрасте процессы познания играют ключевую роль в развитии детей. Их интенсивность и эффективность напрямую связаны с когнитивными характеристиками индивидов, представляющими собой совокупность элементов, среди которых: память, внимание, быстрота мыслительных реакций, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Цель настоящего исследования - выявление особенностей когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта. Приведены интерпретации соответствующих понятий в психологических исследованиях. Проанализированы результаты исследования параметров памяти и внимания у детей младшего подросткового возраста с различным уровнем развития невербального интеллекта. Определены значимые различия в объемах зрительной опосредованной, кратковременной и долговременной памяти, слуховой опосредованной памяти, а также в процессах переключения и распределения внимания на общей выборке испытуемых избранной категории. Получены статистически достоверные различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта с учетом половой принадлежности респондентов.

Ключевые слова: когнитивные процессы, психологические исследования, мыслительная деятельность, память, внимание, невербальный интеллект, младший подростковый возраст, гендерные различия

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Цигичко Е.А. Сравнительный анализ сформированности когнитивных процессов у младших подростков с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 8. С. 94-99. https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.12.

Original article

Comparative Analysis of the Formation of Cognitive Processes in Younger Adolescents with High and Low Levels of Nonverbal Intelligence

Elena A. Tsigichko

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, lenacigichko@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9723-3323

Abstract. During childhood and adolescence, cognitive processes play a key role in children's development. Their intensity and effectiveness are directly related to the cognitive characteristics of individuals, which are a set of elements, including: memory, attention, speed of thought reactions, imagination, speech, the ability to reason logically, perceive information with the senses. The aim of the present study is to identify the peculiarities of cognitive processes of younger adolescents with different levels of development of nonverbal intelligence. The interpretations of the relevant concepts in psychological research are given. The results of the study of memory and attention parameters in young adolescent children with different levels of development of nonverbal intelligence are analyzed. Significant differences in the volumes of visual mediated, short-term and long-term memory, auditory mediated memory, as well as in the processes of switching and distributing attention in the general sample of subjects of the selected category are determined. Statistically reliable differences were obtained according to the results of the study of the peculiarities of cognitive processes of younger adolescents with different levels of nonverbal intelligence development taking into account the respondents' gender.

Keywords: cognitive processes, psychological research, mental activity, memory, attention, non-verbal intelligence, early adolescence, gender differences

Funding: Independent work.

For citation: Tsigichko, E.A. (2023) Comparative Analysis of the Formation of Cognitive Processes in Younger Adolescents with High and Low Levels of Nonverbal Intelligence. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 94-99. Available from: doi:10.24158/spp.2023.8.12 (In Russian).

Введение. В психологии когнитивность в широком смысле трактуется как процесс познания, в узком - как способность к умственному познанию и обработке поступающей информации (Болбаков, 2014). Когнитивная психология занимается изучением акта познания и непосредственно согласована

© Цигичко Е.А., 2023

с исследованием таких процессов, как память, внимание, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. При этом особо отмечается воздействие умственных или познавательных процессов на образ действий человека.

Развитие когнитивных способностей происходит на протяжении всего подросткового возраста, этим обусловлено увеличение диапазона восприятия происходящего, совершенствование воображения, представлений и суждений. Эти возрастающие возможности запаса знаний содействуют довольно быстрому накоплению умственного багажа (Овчинникова, 2022). В юношеском возрасте определены взаимосвязи уровня понятийных способностей и невербальной креативности (Волкова, 2018: 56).

Под понятием «невербальный интеллект» мы подразумеваем продуктивную умственную деятельность, которая заключает в себе решение сомнений, создание новой постановки проблемы, выход за границы существующих данных, чтобы обнаружить незаметное или неочевидное (Давыдова, Птуха, 2013).

H.Г. Немировская репрезентирует подход В.Н. Дружинина к проблеме интеллекта и отмечает его убеждение в том, что способность мыслить числами может быть рассмотрена в качестве элемента знаково-символического фактора, входящего в свою очередь в структуру невербального интеллекта (Немировская, 2014: 209).

В исследовании Т.Н. Тихомировой и коллег определено наличие тесных корреляционных связей невербального интеллекта с математическими компетенциями, проявляющимися в наличии умений совершать различные действия с числами (Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование ..., 2016: 7).

Интерес современных исследователей к проблеме развития когнитивных процессов обусловлен возрастающими проблемами обеспечения продуктивности обучения. Получены данные о взаимосвязи эффективности образования с такими когнитивными параметрами, как объем памяти, скорость переработки информации, невербальный интеллект (Когнитивные ресурсы успешности обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с атипичным и типичным развитием ..., 2018).

О сквозном характере когнитивных процессов пишут в своем исследовании М.А. Нурова и Л.В. Мамедова (Нурова, Мамедова, 2020).

В.Ш. Масленникова рассматривает перспективы когнитивного моделирования воспитательной деятельности (Масленникова, 2019).

О необходимости учета особенностей протекания когнитивных функций заявляют в своих исследованиях Н.Г. Савкина и Н.П. Шевелева (Савкина, Шевелева, 2016).

Е.И. Комкова отмечает, что эффективность обучения детей младшего подросткового возраста обусловливается проявлениями как вербальных, так и невербальных компонентов умственных способностей (Комкова, 2011).

Мы согласны с мнением Т.С. Копосовой и Е.В. Казаковой, которые подчеркивают, что, несмотря на широкую изученность когнитивных процессов, поиск новых научных сведений приходится признать важным в настоящий период времени, поскольку совершенствование познавательной сферы детей подросткового возраста представляет собой необходимое требование развития интеллектуальных способностей индивида (Копосова, Казакова, 2015).

Наше исследование направлено на определение специфики функционирования когнитивных процессов у младших подростков с учетом уровня развития их невербального интеллекта. Новизна полученных данных определяется наличием особенностей памяти и внимания младших подростков, имеющих различный уровень невербального интеллекта.

Материалы и методы исследования. Для исследования памяти младших подростков в возрасте 11-12 лет использовались следующие методики:

I. определение объема зрительной опосредованной памяти - тест Амтхауэра (субтест 9)1;

2. изучение объема слуховой опосредованной памяти - методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти» Р.С. Немова2;

3. исследование объема кратковременной и долговременной зрительной памяти - методика «Память на числа»3;

4. определение объемов кратковременной и долговременной слуховой памяти - методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия4.

Для исследования внимания применялись следующие методики:

1. определение степени переключения - тест Б. Бурдона «Корректурная проба»5;

1 Сборник психологических тестов. Часть II : пособие / сост. Е. Е. Миронова. Мн., 2006. 146 с.

2 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д., 2010. 510 с.

3 Там же.

4 Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 107-111.

5 Там же.

2. оценка уровня устойчивости - методика «Перепутанные линии Рисса»1;

3. диагностика избирательности - тест Г. Мюнстерберга2;

4. оценка распределения - тест В. Поппельрейтера3;

5. исследование объема - методика «Запомни и расставь точки»4.

Определение уровня невербального интеллекта осуществлялось при помощи методики «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)»5 - субтест «Числовые ряды». Используя данные, представленные в работе Е.В. Поповой и Т.В. Волокитиной, мы оценили продуктивность выполнений субтеста в процентах: высший уровень успешности - 95 % и больше; хороший уровень - 75 % и больше; средний уровень - больше 25 % и меньше 75 %; слабый - 25 % и меньше; очень слабый -5 % и меньше (Попова, Волокитина, 2012). Показатели невербального интеллекта у обучающихся 5 классов, расположенные в интервале от 0 до 5 баллов, свидетельствуют о низком уровне развития. Если процесс выполнения задания оценивается значениями показателей от 6 до 15 баллов, это интерпретируется как индикатор среднего развития невербального интеллекта. Показатели от 16 до 20 баллов служат основанием для диагностирования высокого уровня развития.

В исследовании приняли участие 200 младших подростков (100 мальчиков и 100 девочек) средней общеобразовательной школы № 36 г. Кемерово. Результаты проведенной работы свидетельствуют о наличии преобладающей части испытуемых со средним уровнем развития невербального интеллекта, что явилось основанием отбора части участников исследования для проведения сравнительного анализа. Были сформированы группы испытуемых с низким и высоким уровнем в сопоставимом объеме в количестве 25 человек соответственно. В группе мальчиков и девочек также были определены группы респондентов с высоким и низким уровнем, количество которых составило по 25 респондентов.

Результаты и их обсуждение. Статистически значимые различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов на общей выборке младших подростков получены по показателям «объем зрительной опосредованной памяти», «объем зрительной кратковременной памяти», «объем зрительной долговременной памяти», «объем слуховой опосредованной памяти», а также «переключение внимания», «распределение внимания» (табл. 1).

Таблица 1 - Средние значения показателей когнитивных процессов младших подростков с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта

Table 1 - Mean Values of Measures of Cognitive Processes of Younger Adolescents with High

and Low Development of Nonverbal Intelligence_

Показатель Средние значения t Р

высокий уровень низкий уровень

Зрительная опосредованная память 7,00 4,88 4,25 p < 0,001

Зрительная кратковременная память 7,80 3,64 5,51 p < 0,001

Зрительная долговременная память 5,20 2,12 6,27 p < 0,001

Слуховая опосредованная память 6,40 3,96 7,78 p < 0,001

Слуховая долговременная память 8,00 2,12 10,71 p < 0,001

Переключение 7,80 6,64 2,78 p < 0,05

Распределение 9,60 8,04 5,15 p < 0,001

Проанализируем значимые различия средних значений представленных показателей. Выявленные уровни невербальных способностей становятся детерминантами протекающих процессов заучивания и удержания материала, обеспечивая сохранение совокупности сведений о мире в невербальной форме.

По-видимому, невербальный интеллект выступает в качестве интегрального образования, поддерживающего развитие наглядно-действенного мышления с помощью визуальных образов и пространственных представлений.

Рассмотрим особенности когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта с учетом половой принадлежности респондентов.

1 Сборник психологических тестов. Часть II ... С. 14-17.

2 Психологические тесты / сост. С. Касьянов. М., 2006. С. 336.

3 Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М., 2010. 18 с.

4 Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб., 2008. 432 с.

5 Борисова Е.М., Логинова Г.П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993. 11 с.

На выборке мальчиков статистически значимые различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов были получены по показателям «объем зрительной опосредованной памяти», «объем зрительной кратковременной памяти», «объем зрительной долговременной памяти», «объем слуховой опосредованной памяти», «объем слуховой долговременной памяти», а также «переключение внимания», «распределение внимания», «объем внимания» (табл. 2).

Таблица 2 - Средние значения показателей когнитивных процессов мальчиков с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта

Table 2 - Mean Values of Cognitive Process Indicators of Boys with High and Low Level of Nonverbal Intelligence Development_

Показатель Средние значения t p

высокий уровень низкий уровень

Зрительная опосредованная память 6,80 4,48 4,40 p < 0,001

Зрительная кратковременная память 7,68 2,72 6,93 p < 0,001

Зрительная долговременная память 5,12 1,44 8,97 p < 0,001

Слуховая опосредованная память 6,28 3,84 7,69 p < 0,001

Слуховая долговременная память 7,92 6,68 3,41 p < 0,01

Переключение 7,68 6,48 3,03 p < 0,01

Распределение 9,56 7,80 5,38 p < 0,001

Объем 10,00 9,64 2,22 p < 0,05

Можно предположить, что у мальчиков с высоким уровнем развития невербального интеллекта наблюдается ярко выраженная продуктивность процессов зрительного и слухового запоминания. Они более восприимчивы к сознательному переносу внимания с одного объекта на другой, способны рассредоточить его на значительном пространстве, а также воспринимать большее количество предметов или совершать некоторое количество действий одновременно по сравнению с мальчиками с низким уровнем развития невербального интеллекта.

На выборке девочек статистически значимые различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов получены по показателям «объем слуховой опосредованной памяти», «объем слуховой кратковременной памяти», «объем слуховой долговременной памяти», а также «устойчивость внимания», «избирательность внимания», «распределение внимания», «объем внимания» (табл. 3).

Таблица 3 - Средние значения показателей когнитивных процессов девочек с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта

Table 3 - Mean Values of Cognitive Process Indicators of Girls with High and Low Level of Nonverbal Intelligence Development__

Показатель Средние значения t p

высокий уровень низкий уровень

Слуховая опосредованная память 6,24 4,48 5,62 p < 0,001

Слуховая кратковременная память 9,72 9,04 3,04 p < 0,01

Слуховая долговременная память 7,92 6,76 3,78 p < 0,001

Устойчивость 1,00 0,48 2,98 p < 0,01

Избирательность 2,28 3,44 -2,58 p < 0,05

Распределение 9,48 8,20 4,51 p < 0,001

Объем 10,00 9,28 2,75 p < 0,05

Девочки с высоким уровнем развития невербального интеллекта демонстрируют выраженную продуктивность процессов слухового запоминания. У них более развита устойчивость внимания, а значит, они более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Большинство из них на должном уровне обладает умением распределять внимание, то есть одновременно сосредоточивать его на различных процессах и объектах, а также воспринимать большее количество объектов за ограниченный отрезок времени. Однако стоит заметить, что девочки с низким уровнем развития невербального интеллекта способны к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Результаты нашего исследования сопоставимы с данными, полученными другими учеными. М.К. Кабардов и М.А. Матова обращают внимание на тот факт, что невербальный интеллект, определенный в значительной мере функционированием правого полушария, также согласован с результативностью узнавания и точностью в процессе запечатления воспринятой информации (Ка-

бардов, Матова, 1988). В исследовании И.С. Депутат показано, что уровень невербального интеллекта определяет функции произвольного внимания, визуального запоминания, зрительно-пространственной деятельности (Депутат, 2010).

Заключение. Под познавательными процессами понимаются психические процессы, обеспечивающие приобретение, удержание и повторение сведений из окружающей реальности. В ходе проведенного нами исследования были изучены такие познавательные процессы, как память и внимание у детей младшего подросткового возраста с различным уровнем развития невербального интеллекта.

Установлено, что младшие подростки с высоким уровнем интеллекта демонстрируют более выраженные показатели объемов зрительной опосредованной, кратковременной и долговременной памяти, слуховой опосредованной памяти, а также переключения и распределения внимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получены статистически достоверные различия по результатам исследования особенностей когнитивных процессов младших подростков с различным уровнем развития невербального интеллекта с учетом половой принадлежности респондентов. Мальчики в младшем подростковом возрасте с высоким уровнем интеллекта характеризуются более выраженными показателями объема зрительной опосредованной, кратковременной и долговременной памяти, слуховой опосредованной памяти, а также переключения, распределения и объема внимания. Девочки - большим объемом слуховой опосредованной, кратковременной и долговременной памяти, а также устойчивостью внимания, способностью к его распределению и удерживанию.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении консультаций по проблемам продуктивности обучения с педагогами и родителями. Применение диагностического инструментария для изучения когнитивных процессов и принятие во внимание сведений, собранных в результате эмпирического исследования, обеспечит возможность разработки оптимальных программ обучения для детей младшего подросткового возраста.

Список источников:

Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы науки и образования. 2014. № 4 (10). С. 15-19.

Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование / Т.Н. Тихомирова [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 4. С. 6-22.

Волкова Н.Э. Соотношение общих (креативность, интеллект) и понятийных способностей у девушек в период ранней взрослости // Акмеология. 2018. № 3 (67). С. 52-57.

Давыдова Ю.А., Птуха М.В. Индивидуальные особенности невербального интеллекта у младших школьников // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2013. Т. 13, № 3. С. 94-98.

Депутат И.С. Невербальный интеллект детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2010. № 11. С. 47-51.

Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 106-115.

Когнитивные ресурсы успешности обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с атипичным и типичным развитием / Т.Н. Тихомирова [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 3. С. 63-79.

Комкова Е.И. Современные исследования когнитивно-личностного развития на разных этапах онтогенеза // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, № 3. С. 139-146.

Копосова Т.С., Казакова Е.В. Развитие когнитивных функций семи - одиннадцатилетних школьников приполярного региона // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 42-48.

Масленникова В.Ш. К проблеме когнитивного моделирования воспитательной деятельности в условиях цифровизации высшего образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). C. 134-140. https://doi.Org/10.26293/chgpu.2019.102.2.018.

Немировская Н.Г. Подход В.Н. Дружинина к проблеме интеллекта: концепция «Когнитивного ресурса» и модель «Интеллектуального диапазона» // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3. С. 206-211.

Нурова М.А., Мамедова Л.В. Классификация видов памяти, их характеристика // Вестник науки и образования. 2020. № 21-1 (99). С. 55-58.

Овчинникова А.Г. Становление и особенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков // Endless Light in Science. 2022. № 3-3. С. 358-366. https://doi.org/10.24412/2709-1201-2022-2022-358-366.

Попова Е.В., Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 77-86.

Савкина Н.Г., Шевелева Н.П. Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учащихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 136-138.

References:

Bolbakov, R. G. (2014) Analysis of Cognition in Science and Education. Perspectives of Science and Education. (4 (10)), 15-19. (In Russian).

Davydova, Yu. A. & Ptukha, M. V. (2013) Individual'ny'e osobennosti neverbal'nogo intellekta u mladshix shkol'nikov [Individual features of nonverbal intelligence in younger schoolchildren]. VestnikKy'rgy'zsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta. 13 (3), 9498. (In Russian).

Deputy, I. S. (2010) Nonverbal Intelligence in Children of Primary School Age with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Human Ecology. (11), 47-51. (In Russian).

Kabardov, M. K. & Matova, M. A. (1988) Mezhpolusharnaya asimmetriya i verbal'ny'e i neverbal'ny'e komponenty' pozna-vatel'ny'x sposobnostej [Hemispheric asymmetry and verbal and nonverbal components of cognitive abilities]. Voprosy' psixologii. (6), 106-115. (In Russian).

Komkova, E. I. (2011) Contemporary Studies of Cognitive and Personality Development at Different Stages of Ontogenesis. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 8 (3), 139-146. (In Russian).

Koposova, T. S. & Kazakova, E. V. (2015) Razvitie kognitivny'x funkcij semi - odinnadczatiletnix shkol'nikov pripolyarnogo regiona [Development of cognitive functions of seven- eleven-year-old schoolchildren of the Circumpolar Region]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. (6 (61)), 42-48. (In Russian).

Maslennikova, V. S. (2019) Cognitive Modeling of Educational Activity in the Conditions of Digitalization of Higher Education. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. (2 (102)), 134-140. Available from: doi:10.26293/chgpu.2019.102.2.018. (In Russian).

Nemirovskaya, N. G. (2014) V. N. Druzhinin's Approach to the Intelligence Problem: Conception of "Cognitive Resource" and a Model of "Intellectual Range". Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2 (3), 206-211. (In Russian).

Nurova, M. A. & Mammadova, L. V. (2020) Classification of Memory Types and Their Characteristics. Vestnik nauki i obra-zovaniya. (21-1 (99)), 55-58. (In Russian).

Ovchinnikova, A. G. (2022) Stanovlenie i osobennosti razvitiya kognitivnogo komponenta samosoznaniya u podrostkov [Formation and features of development of the cognitive component of self-consciousness in adolescents]. Endless Light in Science. (3-3), 358366. Available from: doi:10.24412/2709-1201-2022-2022-358-366. (In Russian).

Popova, E. V. & Volokitina, T. V. (2012) Features of Intellect Structure Development in Schoolchildren Aged 11 -18 Years. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki. (1), 77-86. (In Russian).

Savkina, N. G. & Sheveleva, N. P. (2016) The Specifics of the Selection of Teaching Methods Based on Students'' Cerebral Structure of Cognitive Processes. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 136-138. (In Russian).

Tikhomirova, T. N., Malykh, A. S., Kvashennikova, N. A., Bykovskaya, T. S. & Kondratieva, N. V. (2018) Kognitivny'e resursy' uspesh-nosti obucheniya russkomu yazy'ku detej mladshego shkol'nogo vozrasta s atipichny'm i tipichny'm razvitiem [Cognitive resources of success in teaching Russian to Primary School children with atypical and typical development]. Teoreticheskaya i e'ksperimental'naya psixologiya. 11 (3), 63-79. (In Russian).

Tikhomirova, T. N., Misozhnikova, E. B., Kuzmina, Yu. V. & Malykh, S. B. (2016) Vzaimosvyaz' neverbal'nogo intellekta i uspesh-nosti v matematike v mladshem shkol'nom vozraste: longityudnoe issledovanie [The Relationship of nonverbal intelligence and success in mathematics at Primary School age: a longitudinal study]. Teoreticheskaya i e'ksperimental'naya psixologiya. 9 (4), 6-22. (In Russian).

Volkova, N. E. (2018) The Ratio of General (Creativity, Intelligence) and Conceptual Abilities in Girls during Early Adulthood. Akmeologiya. (3 (67)), 52-57. (In Russian).

Информация об авторе Е.А. Цигичко - ассистент кафедры педагогики и психологии Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1150150

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.A. Tsigichko - Assistant, Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1150150

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.