Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисенко Юлия Вячеславовна, Белогай Ксения Николаевна, Аксенова Ольга Александровна

Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития высших психических функций (памяти и внимания) у детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. В исследовании приняли участие 156 испытуемых: 100 воспитанников социально-реабилитационного центра и 56 детей из общеобразовательных школ в возрасте 7-9 лет (M = 8,33; SD = 11,47). Диагностический инструментарий включал в себя методики «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт), «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов), «10 слов» (А. Р. Лурия), «Память на образы» (С. А. Римская), «Воспроизведение рассказа» (A. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина), «Диагностика опосредованной памяти» (Р. С. Немов). Средние значения показателей уровня развития концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости и объема внимания, а также видов памяти детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, ниже, чем у обучающихся средних общеобразовательных школ, у которых средние значения показателей свойств внимания располагаются в пределах нормы. Реализация специально разработанной программы развития высших психических функций у воспитанников социально-реабилитационного центра позволила отследить положительную динамику в развитии параметров памяти и внимания детей. Воспитанники социально-реабилитационного центра находятся в группе риска по развитию познавательных функций в младшем школьном возрасте. Однако целенаправленная работа в этом направлении способствует оптимизации развития высших психических функций - внимания и памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисенко Юлия Вячеславовна, Белогай Ксения Николаевна, Аксенова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MEMORY AND ATTENTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A SOCIAL REHABILITATION CENTER

The aim of this study was to identify, substantiate, and test the possibilities for developing higher cognitive functions, i.e., memory and concentration, in young residents of a social rehabilitation center. The experiment involved 156 subjects: 100 pupils from the social rehabilitation center and 56 children from comprehensive secondary schools aged 7-9 (M = 8.33; SD = 11.47). The diagnostic measures included the following techniques: Landolt Rings (E. Landolt), Remember and Dot (V. Bogomolov), Ten Words (A. R. Luria), Image Memory (S. A. Rimskaya), Retell a Story (A. F. Anufriev, S. N. Kostromina), Diagnostics of Mediated Memory (R. S. Nemov). The experimental group had poorer memory and lower average indicators for concentration and such attention characteristics as set-shifting, distribution, stability, and volume. In the control group, the mean values remained within the norm. A tailored program for developing higher cognitive functions triggered positive dynamics in memory and attention parameters in the children from the social rehabilitation center, whose cognitive functions are at risk at the primary school age. However, the targeted development of higher mental functions was able to improve their attention and memory.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Специфика развития памяти и внимания детей

>-

ее

и и

л f—

э <

OJ

л f—

>-

ее

и и

к

оригинальная статья

Специфика развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Борисенко Юлия Вячеславовна

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово

https://orcid.org/0000-0002-5218-2841

evseenkova@mail.ru

Белогай Ксения Николаевна

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово https://orcid.org/0000-0002-7033-6584

Аксенова Ольга Александровна

Центр социальной помощи семье и детям города Кемерово, Россия, Кемерово

Поступила в редакцию 10.01.2023. Принята после рецензирования 13.02.2023. Принята в печать 13.02.2023.

Аннотация: Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития высших психических функций (памяти и внимания) у детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. В исследовании приняли участие 156 испытуемых: 100 воспитанников социально-реабилитационного центра и 56 детей из общеобразовательных школ в возрасте 7-9 лет (M = 8,33; SD = 11,47). Диагностический инструментарий включал в себя методики «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт), «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов), «10 слов» (А. Р. Лурия), «Память на образы» (С. А. Римская), «Воспроизведение рассказа» (A. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина), «Диагностика опосредованной памяти» (Р. С. Немов). Средние значения показателей уровня развития концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости и объема внимания, а также видов памяти детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, ниже, чем у обучающихся средних общеобразовательных школ, у которых средние значения показателей свойств внимания располагаются в пределах нормы. Реализация специально разработанной программы развития высших психических функций у воспитанников социально-реабилитационного центра позволила отследить положительную динамику в развитии параметров памяти и внимания детей. Воспитанники социально-реабилитационного центра находятся в группе риска по развитию познавательных функций в младшем школьном возрасте. Однако целенаправленная работа в этом направлении способствует оптимизации развития высших психических функций - внимания и памяти.

Ключевые слова: когнитивные функции, память, внимание, младший школьный возраст, трудная жизненная ситуация, социально-реабилитационный центр

Цитирование: Борисенко Ю. В., Белогай К. Н., Аксенова О. А. Специфика развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 2. С. 125-132. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-2-125-132

full article

Developing Memory and Attention in Primary School Children in the Conditions of a Social Rehabilitation Center

Julia V. Borisenko

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

https://orcid.org/0000-0002-5218-2841

evseenkova@mail.ru

Ksenia N. Belogai

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo https://orcid.org/0000-0002-7033-6584

Olga A. Aksenova

G

^ Center for Social Assistance to Families and Children, Russia,

a

« Kemerovo

J $

U Received 10 Jan 2023. Accepted after peer review 13 Feb 2023. Accepted for publication 13 Feb 2023.

^ Abstract: The aim of this study was to identify, substantiate, and test the possibilities for developing higher cognitive

g functions, i.e., memory and concentration, in young residents of a social rehabilitation center. The experiment

^ involved 156 subjects: 100 pupils from the social rehabilitation center and 56 children from comprehensive secondary

o schools aged 7-9 (M = 8.33; SD = 11.47). The diagnostic measures included the following techniques: Landolt Rings

© (E. Landolt), Remember and Dot (V. Bogomolov), Ten Words (A. R. Luria), Image Memory (S. A. Rimskaya), Retell

ь и

n Ц

и п

л и н

а

чз

н

й4

S п с л

и д

с

м

а н

и я

к с

н и

H

и

м н

S п

чз с

ц

и п

с с

M

Developing Memory and Attention

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

a Story (A. F. Anufriev, S. N. Kostromina), Diagnostics of Mediated Memory (R. S. Nemov). The experimental group had poorer memory and lower average indicators for concentration and such attention characteristics as set-shifting, distribution, stability, and volume. In the control group, the mean values remained within the norm. A tailored program for developing higher cognitive functions triggered positive dynamics in memory and attention parameters in the children from the social rehabilitation center, whose cognitive functions are at risk at the primary school age. However, the targeted development of higher mental functions was able to improve their attention and memory. Keywords: cognitive functions, memory, attention, primary school age, difficult life situation, social rehabilitation center

Citation: Borisenko Ju. V., Belogai K. N., Aksenova O. A. Developing Memory and Attention in Primary School Children in the Conditions of a Social Rehabilitation Center. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2023, 7(2): 125-132. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/2542-1840-2023-7-2-125-132

Введение

Социальные, экономические и демографические проблемы современного общества определяют множественные факторы, обусловливающие детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Возрастает роль социально-реабилитационных центров (СРЦ) для несовершеннолетних, т.к. количество детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, не становится меньше. Особенно в группе риска находятся дети младшего школьного возраста. В силу того, что в данном возрасте высшие психические функции (ВПФ) становятся опосредованными, произвольными и более осознанными, развитие памяти, мышления и внимания происходит активно и интенсивно.

К настоящему времени в отечественной науке накоплено немало теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию вопросов развития ВПФ [1-4]. Программы по развитию внимания младших школьников представлены в работах [5; 6]; по развитию памяти - в работах [7; 8]. Современные зарубежные ученые активно исследуют возможности кратковременной, рабочей и долговременной памяти [9-13].

Внимание и память являются универсальными « психическими процессами. Их следует рассматри-^ вать как необходимую характеристику для любой ^ деятельности. Внимание и память обеспечивают осу-ся ществление деятельности и являются важным условием ^ познания, но не сводятся к нему [14, с. 554-555]. н Изучение показателей психического развития г детей младшего школьного возраста (1-4 класс), о проведенное Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульгой ^ и И. Ф. Дементьевой, позволило определить, что

^ в закрытых учреждениях у детей обнаруживаются

<

2 преимущественно средний и низкий уровни психи-^ ческого развития и лишь в единичных случаях отмечается более высокий уровень развития [15]. Также

" было установлено, что именно среди воспитанников

о

л этих учреждений имеется значительная группа детей

н с низким уровнем психического развития, классифи-

м цируемым как уровень риска [16, с. 91].

Согласно А. В. Быкову и Т. И. Шульге, дети, оторванные от семьи, входят в группу риска по развитию психической депривации и госпитализма. Отрыв ребенка от семьи и помещение его в учреждение для детей-сирот провоцирует серьезную психическую травму, нарушение чувства безопасности и привязанности ребенка. В итоге развиваются не только различные соматические заболевания (в силу отсутствия заботы о здоровье в биологической семье), проблемы в поведении, задержка психического развития разной степени выраженности, но и педагогическая запущенность, затрудняющая психопрофилактическую работу с такими детьми [17, с. 7].

Т. Ю. Разумовская полагает, что важнейшим фактором, определяющим проблемы развития познавательных процессов у детей, являются утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках. При этом снижаются возможности различных видов памяти, наблюдается недостаточность в развитии свойств внимания, особенно концентрации и объема, и операций мышления. Поэтому дети избегают поисковой и познавательной активности, не имеют познавательных интересов и испытывают трудности в постановке вопросов, анализе данных задачи или учебного материала [18].

Неравномерность и недостаточность развития познавательных функций у младших школьников -воспитанников интернатов - выявлены и в исследовании В. А. Медюшко, который полагает, что им свойственны «отставание в развитии высших психических функций...; неоднородный характер этого отставания; низкий уровень развития функций программирования и контроля произвольных форм деятельности, переработки слуховой информации и конструктивного мышления. по сравнению со сверстниками» [19, с. 96].

У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются дискоординация различных мыслительных и познавательных процессов (проблемы в освоении чтения, задержка развития функции вербального кодирования

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

серия: гуманитарные и общественные науки Специфика развития памяти и внимания детей

и упорядочивания информации, сложности в описании картинки или запоминании порядка месяцев в году, упрощенность, схематичность повторяемость и цветовая бедность рисунков); трудности в выполнении простых заданий, предъявляемых на слух, зрительных заданий на использование комбинаций точек и тире, заданий, в которых необходимо установить отношения порядка или последовательности между вещами [20, с. 322].

Кроме того, имеются и специфические социальные условия развития личности таких детей. Воспитанники учреждений интернатного типа общаются со взрослым достаточно ограниченно и практически всегда вместе с группой сверстников. Ограниченность личного общения со взрослым указаниями и инструкциями, жесткий режим дня и отсутствие возможности для принятия решений даже в мелочах (выборе игрушек, одежды, способа времяпрепровождения), - все это формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний. Поэтому у воспитывающихся вне семьи детей недостаточно сформированы планирование и самоконтроль -основные элементы произвольной регуляции поведения [21, с. 294]. Фрустрация потребности в общении со взрослыми при постоянном формальном контроле со стороны взрослых может привести к появлению агрессивного поведения и потребительского отношения младших школьников, воспитывающихся в интернатах, по отношению ко взрослым [21, с. 295].

Таким образом, дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся вне семьи, имеют специфические психологические особенности, проявляющиеся в замедленном и неравномерном развитии как познавательной сферы, так и эмоционального и личностного развития [16, с. 91-92]. Специфика условий развития таких детей, обедненность контактов со взрослым, психотравматический опыт не только создают трудности для психологической развивающей работы с детьми, но и определяют ее настоятельную необходимость.

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития ВПФ у детей младшего школьного возраста в условиях СРЦ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При организации исследования мы исходили из двух гипотез:

1. ВПФ детей младшего школьного возраста, пребывающих в условиях социально-реабилитационных центров, характеризуются выраженной гетерохронностью развития структурно-функциональных компонентов и сниженным уровнем развития в целом.

2. Специально разработанная коррекционно-развивающая программа обеспечивает оптимизацию развития ВПФ у младших школьников - воспитанников социально-реабилитационных центров.

Методы и материалы

В исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме), психодиагностические методы и методики, метод формирующего эксперимента, математико-статистические методы.

Подобранный нами диагностический инструментарий включает в себя следующие методики:

• «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт) - для изучения уровня развития устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания. Методика использовалась в виде экспериментальной пробы.

• «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов) -для оценки объема внимания. Методика использовалась в виде экспериментальной пробы.

• «10 слов» (А. Р. Лурия) - для изучения состояния слуховой кратковременной и долговременной памяти. Исследование состояло из 5 серий заучивания и воспроизведения испытуемым десяти слов. Показатель кратковременной слуховой памяти определялся по количеству воспроизведенных слов после первой серии, показатель долговременной слуховой памяти - после пятой серии.

• «Память на образы» (С. А. Римская) - для определения уровня развития образной (зрительной) памяти. Испытуемый за 20 сек. запоминал максимальное количество образов из предъявляемой таблицы с изображениями 16 различных предметов. После отведенного на запоминание времени ребенок воспроизводил вслух все запомнившиеся предметы.

• «Воспроизведение рассказа» (А. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина) - для изучения уровня развития словесно-логической памяти. Исследование осуществлялось в формате запоминания и воспроизведения рассказа по определенной схеме.

• «Диагностика опосредованной памяти» (Р. С. Немов) - применялась для оценки уровня развития опосредованной памяти младших школьников. Испытуемому последовательно зачитывались 10 слов и выражений. Цель - запомнить и воспроизвести слова в конце процедуры по вспомогательным рисункам и записям, которые ребенок сделал во время специальных пауз после каждого произнесенного экспериментатором слова.

Для обработки данных использовались следующие статистические методы: описательные статистики, ^критерий Стьюдента (для независимых и зависимых выборок), корреляционные матрицы и дисперсионный анализ. Применялась программа Statistica 10.0.

Описание выборки. Исследование проходило с декабря 2016 г. по апрель 2018 г. на базе ГКУ СРЦ «Маленький принц», а также средних общеобразовательных школ № 12, № 92, № 94 г. Кемерово. Выборку составили младшие школьники в возрасте 7-9 лет, всего

д

и

п Ц

и п

л и н

а

43

н

й4

К п с л

и д

с

ЕЙ

а н

и я

к с

н

и н и

ЕЙ н

Е п

43 с

ц

и п

с с

и

Developing Memory and Attention

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

С О I-

сл

[î >

г с с

U >-

< г

О

tî f-

г

156 испытуемых: 100 воспитанников СРЦ и 56 детей из школ. Всех воспитанников СРЦ мы разделили на две группы: 50 человек входили в состав контрольной группы (КГ), 50 - в состав экспериментальной группы (ЭГ). ЭГ проходила занятия по коррекционно-развива-ющей программе развития ВПФ, включающей 24 занятия. Занятия проводились с периодичностью два раза в неделю в течение трех месяцев. Дети из КГ участия в данной работе не принимали и занимались по обычной программе СРЦ.

Результаты

Сравнение средних значений показателей развития ВПФ у детей из СРЦ и из общеобразовательных школ с помощью описательных статистик и t-критерия Стьюдента для независимых выборок позволило заключить, что существуют статистически значимые различия между исследуемыми группами по показателям свойств внимания и показателям видов памяти (табл. 1). Большая часть воспитанников СРЦ имеют сниженный уровень развития произвольного внимания, тогда как у обучающихся средних

Табл. 1. Средние значения показателей развития ВПФ у воспитанников СРЦ и обучающихся средних общеобразовательных школ

Tab. 1. Higher mental functions: test group vs. control, mean values

Показатели Воспитанники СРЦ Обучающиеся средних общеобразовательных школ Р

Концентрация внимания 46,50 63,40 0,001

Переключаемость внимания 38,70 54,80 0,001

Распределение внимания 31,90 51,90 0,001

Объем внимания 4,30 7,60 0,001

Устойчивость внимания 4,40 6,30 0,001

Слуховая память (кратковременная) 5,20 7,10 0,001

Слуховая память (долговременная) 6,70 8,00 0,001

Зрительная память (кратковременная) 6,90 8,50 0,001

Словесно-логическая память 4,23 5,97 0,020

Опосредованная память 4,37 5,34 0,030

общеобразовательных школ преобладающим является средний уровень. Отметим, что у детей обеих групп менее других свойств развиты переключаемость и распределение внимания.

Согласно результатам исследования уровня развития памяти, выявлено, что такие ее виды, как слуховая (кратковременная и долговременная) и зрительная кратковременная, находятся в пределах нормы и имеют средний уровень развития у большей части испытуемых обеих групп. Значимо хуже у испытуемых развита словесно-логическая и опосредованная память. Результаты воспитанников СРЦ не превышают границы среднего уровня: у каждого второго ребенка ЭГ рассматриваемые виды памяти находятся ниже нормы. Младшие школьники недостаточно владеют и не пользуются мнемотехническими и рациональными приемами при заучивании материала, чаще опираясь на механическую память.

Согласно ключу диагностической методики «Кольца Ландольта», концентрация, переключаемость, распределение внимания имеют низкий уровень развития, т. к. их значения находятся в интервале от 0,00 до 0,49. В соответствии с интерпретацией диагностической методики «Запомни и расставь точки» значение коэффициента объема внимания, находящегося в интервале от 4 до 5 баллов, свидетельствует о низком объеме внимания воспитанников СРЦ обследуемой возрастной группы (4,30); значение от 6 до 8 баллов - о среднем объеме внимания детей из общеобразовательных школ (7,60).

Таким образом, средние значения показателей уровня развития концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости и объема внимания у детей, находящихся в СРЦ, ниже, чем у учащихся средних общеобразовательных школ, у которых средние значения показателей свойств внимания располагаются в пределах нормы.

Далее с целью выявления возможностей развития ВПФ у детей младшего школьного возраста в условиях СРЦ нами была реализована специально разработанная программа, основанная на разработке А. С. Родионовой [22]. С помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок на начальном этапе исследования было произведено сравнение средних значений по каждому из исследуемых показателей в КГ и ЭГ детей, пребывающих в СРЦ (табл. 2). Анализ результатов показал, что статистически значимых различий не обнаружено, что подтверждает однородность состава КГ и ЭГ до проведения формирующего эксперимента.

После реализации специально разработанной программы развития ВПФ у воспитанников СРЦ в КГ и ЭГ была проведена повторная диагностика уровня развития свойств произвольного внимания и видов памяти. Для анализа результатов

кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки Специфика развития памяти и внимания детей

Табл. 2. Средние значения показателей развития ВПФ в КГ и ЭГ до воздействия

Tab. 2. Initial mean values of higher mental functions: test group vs. control

Показатели КГ ЭГ Р

Концентрация внимания 47,60 46,50 0,772

Переключаемость внимания 38,30 38,70 0,917

Распределение внимания 30,90 31,90 0,760

Объем внимания 4,40 4,30 0,810

Устойчивость внимания 4,50 4,40 0,780

Слуховая память (кратковременная) 5,20 5,15 0,913

Слуховая память (долговременная) 7,10 6,70 0,406

Зрительная память (кратковременная) 7,00 6,85 0,796

Словесно-логическая память 4,35 4,23 0,775

Опосредованная память 4,50 4,37 0,735

был использован ^критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок по используемым нами методикам для сравнения средних значений и прослеживания динамики развития ВПФ у младших школьников (табл. 3).

У детей КГ статистически значимых различий значений показателей между начальным и заключительным этапами выявлено не было. У воспитанников СРЦ, вошедших в ЭГ, за время исследования произошли

статистически значимые изменения в показателях концентрация, переключаемость, объем и устойчивость внимания. Они значимо увеличились после проведения развивающей работы. В уровне развития показателя распределение внимания статистически значимых изменений не произошло.

В процессе математико-статистической обработки данных нами были обнаружены значимые различия в средних значениях показателей видов памяти в КГ и ЭГ на начальном и заключительном этапах исследования (табл. 4).

У воспитанников КГ после проведения формирующего эксперимента значимо улучшились показатели слуховая память (кратковременная и долговременная), зрительная память (кратковременная). У воспитанников ЭГ произошли статистически значимые изменения показателей слуховая память (кратковременная и долговременная), зрительная память (кратковременная), словесно-логическая память, опосредованная память. Эти показатели статистически значимо увеличились.

За время исследования произошли статистически значимые изменения в показателях ВПФ - произвольных форм внимания и памяти у воспитанников СРЦ. Статистически значимые изменения по показателям слуховая память (кратковременная и долговременная) и зрительная память (кратковременная) у испытуемых КГ могут быть обусловлены влиянием программы СРЦ, а также возрастно-временным развитием испытуемых. Полагаем, что специально разработанная программа развития ВПФ оказала влияние на повышение результатов внимания и памяти.

Табл. 3. Средние значения показателей свойств внимания в КГ и ЭГ по t-критерию Стьюдента Tab. 3. Initial T-test: test group vs. control

Показатель КГ Р ЭГ Р

До После До После

Концентрация 47,6 49,50 0,020 46,5 57,3 0,001

Переключаемость 38,3 40,00 0,050 38,7 48,2 0,050

Распределение 30,9 32,10 0,100 31,8 37,7 0,120

Объем 4,4 4,65 0,001 4,3 6,2 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивость 4,5 4,95 0,001 4,4 6,3 0,001

2

и

ж

д

и

п ц

и п

л и н

а

43

н

Е е

и

п с л

и д

с

и

а н

и я

к с

н

и н и

и н

Е п

43 с

ц

и п

с с

и

Табл. 4. Средние значения показателей видов памяти в КГ и ЭГ по t-критерию Стьюдента Tab. 4. T-test for memory parameters: test group vs. control

Показатель КГ р ЭГ Р

До После До После

Слуховая (кратковременная) 5,20 5,65 0,050 5,15 6,55 0,001

Слуховая (долговременная) 7,10 7,50 0,030 6,70 7,65 0,001

Зрительная (кратковременная) 7,00 7,80 0,030 6,85 8,55 0,001

Словесно-логическая 4,35 4,55 0,110 4,22 4,90 0,050

Опосредованная 4,50 4,68 0,140 4,37 5,55 0,001

Developing Memory and Attention

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

С О I-

сл

[î >

г с с

U >-

< г

О

с*

Е-

г

Обсуждение

Результаты экспериментального исследования показали, что целенаправленная работа по развитию ВПФ в условиях СЦР обеспечивает оптимизацию развития ВПФ (внимания и памяти) у младших школьников, способствует улучшению концентрации, переключа-емости, объема и устойчивости внимания.

Обнаруженное нами снижение возможностей различных видов памяти и недостаточность в развитии свойств внимания были выявлены также Т. Ю. Разумовской [18]. Наши данные согласуются и с выводами В. А. Медюшко о низком уровне переработки слуховой информации у воспитанников учреждений интернатного типа по сравнению со сверстниками [19].

Обучение и дальнейшее использование детьми рациональных приемов запоминания и мнемотехник совершенствует мнемическую деятельность, оказывает благотворное влияние на развитие словесно-логической и опосредованной памяти, что соотносится с более ранними исследованиями данной проблематики [23; 24]. Кроме того, наши выводы о результативности психопрофилактической развивающей работы с детьми, воспитывающимися вне семьи, подтверждаются данными других исследователей [25-27], описывающих возможности социализации таких детей с помощью специально организованных занятия с использованием различных психологических и педагогических средств, а также результатами нашего предыдущего исследования [28].

Заключение

Полученные результаты позволили заключить, что в сравнении с младшими школьниками общеобразовательных школ воспитанники СРЦ имеют сниженный уровень развития показателей внимания и памяти и в большей степени нуждаются в коррекционно-развивающей работе.

Развитие памяти и внимания детей младшего школьного возраста в условиях СРЦ осуществляется средствами коррекционно-развивающей программы, включающей в себя такие методы, как рассказ и беседа, специальные упражнения, направленные на развитие свойств внимания и изучение приемов запоминания, релаксационные упражнения и игротехники. Такие дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, составляют особую группу риска и нуждаются

в социально-психологическои поддержке и психолого-педагогическом сопровождении развития.

С помощью сравнительного анализа результатов первичного и заключительного (повторного) диагностического обследования испытуемых КГ и ЭГ нами выявлены статистически значимые различия в уровнях развития внимания и памяти. Динамика изменении показывает значительные улучшения показателей в ЭГ.

Доказано, что специально организованная кор-рекционно-развивающая работа по развитию ВПФ у детей младшего школьного возраста в условиях СРЦ способствует оптимизации развития ВПФ - внимания и памяти. Так как эффективное функционирование памяти и внимания является важным компонентом успешного обучения младшего школьника, целенаправленная работа в этот период, обращенная на развитие свойств внимания и овладение мнемической деятельностью, является наиболее продуктивной.

Примечания

Исследование проводилось с соблюдением норм профессиональной и исследовательской этики. Все испытуемые принимали участие в исследовании добровольно после подробного описания предполагаемой работы, им была гарантирована анонимность и возможность выйти из исследования на любом этапе работы. В силу специфики полученных данных открытый доступ к ним отсутствует. Материалы можно получить при обращении к авторам статьи. Авторы выражают благодарность всем участникам исследования.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

Литература / References

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с. [Vygotsky L. S. Selected works. Vol. 3. The issues of psychological development. Moscow: Pedagogika, 1983, 368. (In Russ.)]

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с. [Luria A. R. Lectures on general psychology. St. Petersburg: Piter, 2006, 320. (In Russ.)]

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с. [Leontev A. N. Selected psychology works. Moscow: Pedagogika, 1983, vol. 1, 392. (In Russ.)]

2.

3.

кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки Специфика развития памяти и внимания детей

4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. С. 220-228. [Galperin P. Ya. The problem of attention. The anthology for attention. Moscow: MSU, 1976, 220-228. (In Russ.)]

5. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 80 с. [Ermolaev O. Yu., Maryutina T. M., Meshkova T. A. Attention in schoolchild. Moscow: Znanie, 1987, 80. (In Russ.)]

6. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Кравцова Е. М., Москвитина О. А., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 208 с. [Dubrovina I. V., Andreeva A. D., Danilova E. E., Kravtsova E. M., Moskvitina O. A., Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Primary schoolchild: development of cognitive abilities. Moscow: Prosveshchenie, 2003, 208. (In Russ.)] https://elibrary.ru/wqjvid

7. Возрастные и индивидуальные различия памяти, под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. 300 с. [Age and individual differences in memory, ed. Smirnov A. A. Moscow: Prosveshchenie, 1967, 300. (In Russ.)]

8. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М.: Акад. Проект, 2005. 208 с. [Volkov B. S. Psychology of a junior high school student. Moscow: Akad. Proekt, 2005, 208. (In Russ.)] https://elibrary.ru/vrsgnj

9. Oberauer K., Lewandowsky S., Awh E., Brown G. D. A., Conway A., Cowan N., Donkin C., Farrell S., Hitch G. J., Hurlstone M. J., Ma W. J., Morey C. C., Nee D. E., Schweppe J., Vergauwe E., Ward G. Benchmarks for models of short-term and working memory. Psychological Bulletin, 2018, 144(9): 885-958. https://doi.org/10.1037/bul0000153

10. Bartsch L. M., Shepherdson P. Freeing capacity in working memory (WM) through the use of long-term memory (LTM) representations. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2022, 48(4): 465-482. https://doi.org/10.1037/xlm0001024

11. Bartsch L. M., Oberauer K. The contribution of episodic long-term memory to working memory for bindings. Cognition, 2023, 231. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2022.105330

12. Chuderski A. Even a single trivial binding of information is critical for fluid intelligence. Intelligence, 2019, 77. https://doi.org/10.1016/j.intell.2019.101396

13. Cowan N. Item-position binding capacity limits and word limits in working memory: a reanalysis of Oberauer (2019). Journal of Cognition, 2022, 5(1). https://doi.org/10.5334/JOC.193

14. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов. Общая психология. Тексты. Т. 1: Введение. М.: Психология; Генезис, 2001. С. 554-559. [Petukhov V. V. Basic definitions of cognitive and universal mental processes proper. General psychology. Texts. Vol. 1: Introduction. g Moscow: Psikhologiia; Genezis, 2001, 554-559. (In Russ.)]

15. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. д 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 256 с. [Oliferenko L. Ya., Shulga T. I., Dement'eva I. F. Social and pedagogic с support for children of risk group. 2nd ed. Moscow: Academia, 2004, 256. (In Russ.)] https://elibrary.ru/qtxxcb и

16. Верхотурцева Е. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения л родителей, к общеобразовательному учреждению. Международный журнал гуманитарных и естественных н

наук. 2016. № 1-2. С. 90-97. [Verkhoturtseva E. E. Socio-psychological adaptation of children-orphans and children >

'"d

left without parental care, educational institutions. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk,

tr1

2016, (1-2): 90-97. (In Russ.)] https://elibrary.ru/xbelpp £

17. Быков А. В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки и детей и подростков. 2-е изд. М: Юрайт, 2023. 121 с. [Bykov A. V., Shulga T. I. Psychological service in institutions с of social and pedagogical support for children and adolescents. 2nd ed. Moscow: Iurait, 2023, 121. (In Russ.)] £

18. Разумовская Т. Ю. К проблеме школьной дезадаптации детей с нарушением психического развития орга- с нического генеза. Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. а Т. 1. № 1. [Razumovskaia T. Iu. School disadaptation in children with impaired mental development of organic ^ genesis. E-Proceedings PsyJournals.ru, 2009, 1(1). (In Russ.)] URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/ ^ archive/2009_1/22716 (accessed 5 Feb 2023).

19. Медюшко В. А. Сравнительный нейропсихологический анализ высших психических функций младших н школьников, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Вестник Кемеровского государственного т университета. 2013. № 4-2. С. 92-97. [Medyushko V. A. Comparative neuropsychological analysis of higher в mental functions observed in primary school pupils brought up in families and in orphanages. Vestnik Kemerovskogo ы gosudarstvennogo universiteta, 2013, (4-2): 92-97. (In Russ.)] https://elibrary.ru/rswmmd х

20. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424 с. [Rutter M. Helping troubled children. Moscow: р Progress, 1987, 424. (In Russ.)] Ц

21. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся с без попечения родителей. In: Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуткина Н. И., Козлова В. Т., с Круглов Б. С., Прихожан А. М., Снегирева Т. В., Толстых Н. Н., Юферева Т. И. Рабочая книга школьного в

Developing Memory and Attention

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

психолога. М.: Просвещение, 1991. С. 274-302. [Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. The work of a psychologist in residential institutions for children left without parental care. In: Dubrovina I. V., Akimova M. K., Borisova E. M., Gutkina N. I., Kozlova V. T., Kruglov B. S., Prikhozhan A. M., Snegireva T. V., Tolstykh N. N., Yufereva T. I. Workbook of a school psychologist. Moscow: Prosveshchenie, 1991, 274-302. (In Russ.)] https://elibrary.ru/xijjwn

22. Родионова А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста. Концепт. 2015. Т. 10. С. 106-110. [Rodionova A. S. Psychological and pedagogical conditions of memory development in children of primary school age. Concept, 2015, 10: 106-110. (In Russ.)] https://elibrary.ru/tsjqar

23. Barsagayeva S. V., Korbmakher T. V., Grotskaya N. N., Urvantseva A. K. Learning methods of memorization poems for primary school children. Economic and social trends for sustainability of modern society: Proc. ICEST-II 2021, Krasnoyarsk, 19-21 May 2021. European Publisher, 2021, vol. 116, 1381-1387. https://doi. org/10.15405/epsbs.2021.09.02.155

24. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Особенности детей, оставшихся без попечения родителей. In: Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска. Казань: Бриг, 2015. С. 92-103. [Rybakova L. A., Babynina T. F. Children left without parental care. In: Rybakova L. A., Babynina T. F. Children at risk: features of development, psychological and pedagogical technologies of working with children at risk. Kazan: Brig, 2015, 92-103. (In Russ.)]

25. Луговская Т. В. Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома. Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 4. С. 84-90. [Lugovskaya T. V. Development of teenagers' personality in the process of psychological prevention of aberration behavior in boarding school. Vestnik Iakutskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, 6(4): 84-90. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/laladt

26. Авдеева С. Н., Криванчикова А. А., Чистякова С. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах ребенка. Современная психология: III Междунар. науч. конф. (Казань, 20-23 октября 2014 г.) Казань: Бук, 2014. С. 21-24. [Avdeeva S. N., Krivanchikova A. A., Chistiakova S. V. Psychological and pedagogical problems of raising children in orphanages. Modern psychology: Proc. III Intern. Sci. Conf., Kazan, 20-23 Oct 2014. Kazan: Buk, 2014, 21-24. (In Russ.)] https://www.elibrary.ru/sxbtcb

27. Стукалова О. В., Михайлина Е. В., Береговая Е. Б. Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов. Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 235-241. [Stukalova O. V., Mikhailina E. V., Beregovaya E. B. The effect of art classes in social institutions: pupils' socialization, and prevention of teachers' professional burnout. Kazan Pedagogical Journal, 2021, (1): 235-241. (In Russ.)] https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.145.2.032

28. Аксенова О. А., Борисенко Ю. В. Развитие внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5. [Aksenova O. A., Borisenko Ju. V. Development of attention of primary school children in the conditions of a social rehabilitation center. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia, 2018, (5). (In Russ.)] URL: https://human.snauka.ru/2018/05/25004 (accessed 5 Feb 2023). https://elibrary.ru/uqktps

С О I-

[î >

fz с с

и >-

с* <

z

и с

с*

Е-

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.