Научная статья на тему 'Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков'

Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2827
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / GENDER DIFFERENCES / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна, Стежко Полина Александровна

В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Анализируются основные подходы к пониманию категории «эмоциональный интеллект». Особое внимание уделено гендерным особенностям эмоционально интеллекта в подростковом возрасте, поскольку развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте претерпевает существенные качественные изменения и во многом определяет эффективность социальной адаптации. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором наряду с другими методиками использован опросник TEIQue-ASF, разработанный Константиносом Петридес, профессором психологии и психометрии Психометрической лаборатории при университетском колледже Лондона (UCL). Результаты исследования позволили определить особенности эмоционального интеллекта современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аnalysis of the Problem of Emotional Intelligence of Modern Adolescents

This article addresses the issue of emotional intelligence. The main approaches to understanding emotional intelligence are analyzed. Particular attention is paid to the gender characteristics of emotional intelligence in adolescence, since the development of emotional intelligence in adolescence undergoes significant qualitative changes and largely determines the effectiveness of their social adaptation in society. The article presents the results of an empirical study, in which, along with other methods, the TEIQue-ASF questionnaire developed by Konstantinos Petrides, a professor of psychology and psychometry at the Psychometric Laboratory located at the University College London (UCL), was used. The results of the study allowed to determine the peculiarities of emotional intelligence of modern adolescents.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков»

«ответственный - великодушный» r=-0,435, при p<0,05. Следовательно, испытуемым с высокими показателями фазы эмоционального выгорания «резистенции» характерна внутренняя напряженность.

Выводы. Деятельность работника автошкол представляет собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность работника автошкол характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью, широкой сетью контактов разного уровня, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Проведённый математико-статистический анализ показал, что у исследуемых сотрудников автошкол проявляются такие симптомы формирования эмоционального выгорания как: переживания психотравмирующих обстоятельств, редукция профессиональных обязанностей, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и эмоционально-нравственная дезориентация.

Проведенное исследование раскрывает существенные закономерности взаимосвязи психологического состояния, межличностных отношений личности и эмоционального выгорания работников автошкол, служит основой для разработки методических рекомендаций по преодолению синдрома эмоционального выгорания на основании полученных результатов, программы сопровождения по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания работников автошкол как одного из видов образовательных организаций.

Литература:

1. Демьянчук, Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры. // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 12-28.

2. Ильина, И.Е., Лянденбурский В.В., Пылайкин С.А., Евстратова С.А. Применение тренажеров для повышения квалификации инструкторов вождения // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №. 1 (20). С. 96

3. Каинова, Н.А., Лыткина М.В. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 3. С. 122-127.

4. Клепач, Ю.В., Гридяева Л.Н., Сергеева Е.Д. Особенности эмоционального выгорания педагогов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 258-262.

5. Курнаева, И.Т. Связь статуса педагогов в коллективе и выраженности фаз эмоционального выгорания // Вестник экспериментального образования. 2015. № 1 (1). С. 29-33.

6. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/article_1322.html.

7. Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко / Электронный ресурс. Режим доступа: http://psylab.info

8. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «Эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №2. -С. 44-46

9. Полякова, С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №. 17 (372). - С. 52-57.

10. Сячина, Т.Ю. Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 180. С. 81-86.

11. Собчик, Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. руководство. -М., 1990.

12. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А.А. Кроника. - М.: Прогресс, 1993. - С. 107-114.

Психология

УКД: 159.9.072.43

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск); студентка Стежко Полина Александровна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Анализируются основные подходы к пониманию категории «эмоциональный интеллект». Особое внимание уделено тендерным особенностям эмоционально интеллекта в подростковом возрасте, поскольку развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте претерпевает существенные качественные изменения и во многом определяет эффективность социальной адаптации. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором наряду с другими методиками использован опросник TEIQue-ASF, разработанный Константиносом Петридес, профессором психологии и психометрии Психометрической лаборатории при университетском колледже Лондона (UCL). Результаты исследования позволили определить особенности эмоционального интеллекта современных подростков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, гендерные различия, подростковый возраст. Annotation. This article addresses the issue of emotional intelligence. The main approaches to understanding emotional intelligence are analyzed. Particular attention is paid to the gender characteristics of emotional intelligence in adolescence, since the development of emotional intelligence in adolescence undergoes significant qualitative changes and largely determines the effectiveness of their social adaptation in society. The article presents the results of an empirical study, in which, along with other methods, the TEIQue-ASF questionnaire developed by Konstantinos Petrides, a professor of psychology and psychometry at the Psychometric Laboratory located at the University College London (UCL), was used. The results of the study allowed to determine the peculiarities of emotional intelligence of modern adolescents.

Keywords: emotional intelligence, gender differences, adolescence.

Введение. Проблема эмоционального интеллекта является актуальной как для зарубежной, так и отечественной науки. В известной степени эмоциональный интеллект связан с тендерными особенностями. Вместе с тем тендерные особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте на сегодняшний день малоизучены, а проведенные исследования в данной области показывают различные результаты (порой противоречивые), что не дает возможности однозначно судить о разнице эмоционального интеллекта девочек и мальчиков.

Эмоциональный интеллект начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, однако в подростковом -он претерпевает качественные изменения, которые касаются когнитивной, эмоциональной, личностной сфер. Именно в этом возрасте развивается способность адекватно интерпретировать как собственные эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей, формируется способность обрабатывать информацию, исходящую от эмоций, используя её для умозаключения и принятия конкретного решения. Эмоциональный интеллект является основой эффективного взаимодействия подростков с окружающими людьми.

Знания гендерных особенностей эмоционального интеллекта подростков позволят грамотно организовать психологическое консультирование и коррекционно-развивающую работу с подростками.

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта мы находим в работах как зарубежных (Х. Гарднер, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Майер, Г. Орме, К.В. Петридес, П. Сэловей, Н. Холл, и др.), так и отечественных учёных (С.В. Агеев, А. Алёшина, В.С. Астахова, Т.П. Березовская, Ю.В. Давыдова, С.П. Деревянко, И.В. Долгович, Ю.Н. Емельянов, А.В. Карпов, Д.В. Люсин, А.И. Чеботарь, С. Шабанов и др.). Ими разработан понятийный аппарат, определена сущность эмоционального интеллекта, подчеркнут социальный смысл эмоций.

«Эмоциональный интеллект», как правило, определяется способностью субъекта к распознаванию (идентификации) и проявлению (выражению) эмоций, управления ими и использования эмоциональной информации в мышлении и жизнедеятельности.

Существенный вклад в теорию интеллекта внес Ховард Гарднер (автор одной из современных концепций интеллекта). В 1983 г. Х. Гарднер [7] заявил о «множественном интеллекте», выделив семь его форм: логико-математический; вербальный (лингвистический); визуально-пространственный; телесно-кинестический; музыкальный; межличностный (эмоциональный); духовный (экзистенциальный).

По мнению Х. Гарднера, эмоциональный (или, как автор его называл - межличностный) интеллект и экзистенциальный (духовный) интеллект аналогично традиционно измеряемому IQ (логико-математический и вербальный интеллект) очень важны для личности человека. Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия, а позднее и первой модели эмоционального интеллекта. Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Сэловеем и Дэвидом Карузо в 1990 г., определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. В модели Д. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо эмоциональный интеллект представлен четырьмя составляющими:

• эмоциональное восприятие - способность человека распознавать эмоции других людей по мимике, внешнему виду, голосу, жестам и пр., сюда же относится идентификация собственных эмоций;

• использование эмоций для стимулирования мышления - способность человека, обусловленная необходимостью человека активизировать мыслительный процесс и развивать креативность, путем использования эмоций в качестве мотиватора;

• понимание эмоций - способность человека понимать причину, суть эмоции, идентифицировать взаимосвязь между эмоцией и мыслями, понимать сложные чувства и пр.;

• управление эмоциями - способность «укрощать», побуждать и направлять собственные и эмоции другого человека для решения различных задач, а также выборе поведения.

Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте вышеперечисленных исследователей, расширил их, и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» [8], которая стала очень популярной в США. Это послужило началом для обширного изучения и разработки этой темы. В своей книге Д. Гоулман акцентировал внимание на практическом применении теории эмоционального интеллекта в быту и на производстве. Он предложил внедрять программы обучения эмоционального интеллекта в школах, обуславливая это тем, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический. Учёный выделил четыре компонента эмоционального интеллекта: 1) самосознание; 2) самоконтроль; 3) социальное понимание; 4) управление взаимоотношениями.

Взаимосвязь процессов интеллекта и чувств раскрыта в трудах отечественных психологов XX в. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев): их идеи легли в основу развития категории «эмоциональный интеллект». Идеи А.А. Бодалева [5] об общении, межличностных отношениях также важны для понимания данной категории. В работах ученого описаны три главных элемента: умение разбираться в людях и правильно определять их психологические особенности, релевантно эмоционально реагировать на их поведение и состояние и находить по отношению к каждому человеку подход с учетом индивидуальных особенностей.

Современные учёные более детально, содержательно раскрыли суть категории «эмоциональный интеллект».

Д.В. Люсин и Д.В. Ушаков [15] рассматривают эмоциональный интеллект как психологический феномен, формирующийся прижизненно, он связан с направленностью личности к познанию внутреннего мира людей и собственной личности, склонностью к анализу поступков и поведения.

Ю.Н. Емельянов [12] отождествляет социальный и эмоциональный интеллект. Учёный считает, что эмоциональный интеллект связан со способностью активно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, в условиях совместной деятельности вести себя так, чтобы быть понятым другими.

И.Н. Андреева [2], Ю.В. Давыдова [9] указывает на то, что именно подростковый и юношеский возраст является сензитивным периодом развития эмоционального интеллекта. Его развитие связано с индивидуальными проявлениями мировоззрения.

Эмоциональный интеллект имеет гендерные особенности.

Так, в исследовании Н.Р. Харрода [21] были выявлены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками (подростками). По мнению исследователя, у мальчиков уровень

эмоционального интеллекта в целом ниже. В исследовании Ю.В. Давыдовой [9] выявлено, что эмоциональный интеллект у девочек подросткового возраста выше, чем у мальчиков. Есть и другие данные. Согласно исследованиям Н. Холла, Д. Люсина [15], общий уровень эмоционального интеллекта у мальчиков с небольшим разрывом выше, чем у девочек.

Исследование, проведенное нами, позволяет выделить гендерные особенности эмоционального интеллекта подростков 13-15 лет. Фактологической базой исследования выступила МАОУ СОШ №38 г. Петрозаводска. В исследовании приняли участие 30 человек, из которых 15 мальчиков и 15 девочек. В исследовании применялись следующие методики: «Оценка эмоционального интеллекта» (Н. Холл), «ЭмИн» (Д.В. Люсин) и опросник TEIQue-ASF (К.В. Петридес). Следует отметить, что опросник TEIQue-ASF (К.В. Петридес) был переведен автором статьи П.А. Стежко, согласован с разработчиком опросника Константиносом Петридес, профессором психологии и психометрии Психометрической лаборатории при университетском колледже Лондона (ЙСЦ [21].

Обратимся к результатам исследования.

Методика Н. Холла.

Методика содержит 30 высказываний, каждое из которых отражает разные стороны жизни и позволяет понять, каким образом применяются эмоции в жизни и учёбе, а также помогает увидеть, как происходит управление эмоциями в принятии решений. Результаты использованной методики позволили оценить эмоциональный интеллект подростков по следующим шкалам:

- эмоциональная осведомлённость - осознание и понимание собственных эмоций;

- управление своими эмоциями - эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, произвольное владение собственными эмоциями;

- самомотивация - умение контролировать свое поведение с помощью управления эмоциями;

- эмпатия - способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека и готовность помочь;

- управление эмоциями других людей - способность понимать и воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

В результате проведенного исследования обнаружены различия эмоционального интеллекта у мальчиков и у девочек по вышеперечисленным параметрам, а именно: такие составляющие эмоционального интеллекта, как «эмпатия» и «эмоциональная осведомлённость» у мальчиков занимают позицию низкого уровня, а такие составляющие эмоционального интеллекта как «самомотивация», «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» - позицию среднего уровня. Вместе с тем, такие составляющие эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «самомотивация» у девочек занимают позицию низкого уровня, а такие составляющие как «эмпатия» и «управление эмоциями других людей» -позицию среднего уровня.

Согласно методике Н. Холла, был определён интегративный уровень эмоционального интеллекта подростков. Уровень низкого эмоционального интеллекта был выявлен у 6 мальчиков и 13 девочек. Уровень среднего эмоционального интеллекта - у 8 мальчиков и 1 девочки, а высокий уровень эмоционального интеллекта выявлен у 1 мальчика и 1 девочки.

Таким образом, можно сделать вывод, что интегративный уровень эмоционального интеллекта по количественным показателям у мальчиков выше, чем у девочек. Согласно проанализированным данным можно заключить следующее: мальчики управляют своими эмоциями лучше девочек, и уровень их «самомотивации» превышает уровень этого показателя у девочек. Однако уровень показателя «эмпатии» и уровень показателя «управления эмоциями других людей» у девочек выше, чем у мальчиков.

Методика Д.В. Люсина (тест «ЭмИн»).

Тест эмоционального интеллекта Люсина является психодиагностической методикой, основанной на самоотчёте и предназначенной для измерения эмоционального интеллекта (EQ).

Опросник состоит из 46 утверждений. В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

а) может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

б) может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

в) понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Согласно полученным данным, был выявлен общий уровень эмоционального интеллекта мальчиков, который составил 1265 баллов, а у девочек 1090 баллов, что также свидетельствует о разнице, пусть и незначительной, в общем интеллекте у обоих полов. У девочек был выявлен более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта («эмоциональность» и «межличностные отношения»). Наиболее выраженным компонентам является «эмпатия», «понимание эмоций других» и «управление эмоциями». Наименее выражены такие компоненты, как «эмоциональная лабильность», «управление собственными эмоциями» и «контроль экспрессии». Можно предположить, что девочки хорошо понимают эмоции и чувства других людей и осознают причины, которые их вызвали. Они способны сочувствовать и сопереживать другим людям и способны проникнуться проблемами другого человека. Однако, они не всегда способны воздействовать и управлять своими собственными эмоциями, при этом понимая и осознавая причины их возникновения.

У мальчиков преобладают внутриличностные показатели («самоутверждение», «способность к управлению стрессом» и «контроль импульсивности»). Наиболее выраженными компонентами эмоционального интеллекта являются: «контроль экспрессии», «управление собственными эмоциями» и «эмоциональная лабильность»; наименее выражен такой компонент, как «эмпатия».

Опросник TEIQue-ASF.

Методика представлена в виде опросника, который был разработан на базе Психометрической лаборатории при университете колледжа Лондона (иСЦ. Эта лаборатория является родиной программы исследования эмоционального интеллекта. Лабораторию возглавляет К.В. Петридес, профессор психологии и психометрии. По соглашению с правообладателем этой методики К.В. Петридес (K.Petrides) нами была выполнена процедура адаптации англоязычного текста на русскоязычной выборке (30 респондентов). Цель

опросника - выявление уровня эмоционального интеллекта подростков старших классов. Опросник содержит 30 наименований, 4 фактора, глобальный показатель эмоционального интеллекта для возрастной категории от 12 до 17 лет. К четырём факторам или шкалам относятся: «эмоциональность», «самоконтроль», «коммуникабельность» и «благополучие».

Сравнительный анализ результатов исследования указывает на то, что общий эмоциональный интеллект у девочек выше, чем у мальчиков. Тем не менее, следует отметить, что показатели эмоционального интеллекта различаются у девочек и мальчиков по отдельным его факторам. Например, фактор «эмоциональность» по показателям выше у мальчиков, чем у девочек, а факторы «коммуникабельность» и «самоконтроль» по показателям выше у девочек, чем у мальчиков. В основном девочки очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей и осознают причины, которые их вызвали; они способны сочувствовать и сопереживать другим людям, способны идентифицироваться с другим человеком и почувствовать то, что он ощущает, способны проникнуть в переживание другого человека. Соответственно они способны успешно воздействовать на эмоции других людей, регулировать их определенным образом, вызывать, поддерживать или прекращать определенные эмоциональные состояния.

Эмоциональная сфера мальчиков характеризуется высокой амплитудой изменения настроения, эмоции их лабильны, легко сменяют друг друга, отсутствует тенденция к «застреванию» на определенной эмоции. При этом мальчики способны управлять своими эмоциями, контролировать и регулировать их.

Стоит обратить внимание на то, что результаты по фактору «благополучия» не сильно различаются по своим показателям у мальчиков и у девочек.

Выводы. Исследование эмоционального интеллекта подростков по гендерному признаку вызывает огромный интерес у профессионалов в сфере психологии и педагогики: какие эмоции и как влияют на жизнь и деятельность подростков. Методики Н. Холла, Д. Люсина и К. Петридес позволили нам выявить особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек подросткового возраста по таким шкалам, как МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект), ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект), ПЭ (понимание эмоций), УЭ (управление эмоциями). Выявлено, что внутриличностный интеллект выше у мальчиков, а межличностный интеллект выше у девочек: мальчики лучше понимают и управляют собственными и чужими эмоциями, а девочки лучше понимают эмоции других людей и успешно управляют ими; мальчики более общительны, лучше контролируют свои эмоции, тогда как девочки практически не контролируют всплески эмоциональной сферы, при этом также общительны и чуть менее, чем мальчики -эмоциональны.

Литература:

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. -М.: МГУ, 1990. - 240 с.

2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2009. - C. 31-40.

3. Астахова, В.С. Идеальный руководитель: харизма или "эмоциональный интеллект"? / В.С. Астахова // Фестиваль науки в РУДН: Сборник работ студентов и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН / Под. ред. Н.П. Нарбута. - М.: РУДН, 2009.

4. Березовская, Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология: сб.ст. / Под ред. АЛ. Лобанова, НЛ. Радчиковой. - Мн.: БГПУ,

2006. - С. 16-20.

5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

6. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л.С. Выготский // Вопр. психол. 1968. - № 2. - С. 79.

7. Гарднер, Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М.: Изд. Вильямс,

2007. - 512 с.

8. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. -М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2018. - с. 544.

9. Давыдова, Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю.В. Давыдов // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. - No4. - С. 113-118.

10. Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - № 1(9). -С. 92-95.

11. Долготович, И.В. Эмоциональный интеллект: методологический аспект проблемы / И.В. Долготович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №6. - С. 206-207.

12. Емельянов, Ю.И. Обучение паритетному диалогу / Ю.И. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 107 с.

13. Карпов, А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии. - 2006. - № 4. -С. 3-24.

14. Кочетова, Ю.А., Климакова, М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Том 9. - N4. - C. 65-74. - doi: 10.17759/psyedu.2017090407 (дата обращения: 12.02.2019).

15. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. -2004. - С. 29-36.

16. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. - М.: "КСП+", 2003. - 272 с.

17. Сайт журнала Психоголос. Энциклопедия практической психологии. Социальный интеллект. Эмоциональный интеллект. URL:https://www.psychologos.ru/articles/view/socialnyy-in... (дата обращения: 10.02.2018).

18. Сайт Лондонской психометрической лаборатории. TEIQue-ASF. URL: http://www.psychometriclab.com/adminsdata/files/TEIQu.. (дата обращения: 26.11.2018).

19. Чеботарь, А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека / А.И. Чеботарь. - 1999. - Вып. 4. - С. 129-134.

20. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алёшина. - М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. - 425 с.

21. Petrides, K.V. Intelligence, Emotional. Reference Modulein Neuroscience and Biobehavioral Psychology. 2017.

Психология

УДК 59

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Кобзарева Инна Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Донцов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель кафедры психологии Андреева Елена Анатольевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема профилактики молодежного экстремизма в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа. Выявлена и обоснована необходимость решения данной проблемы совместно на государственном уровне и уровне образовательных, досуговых организаций. На основе проведенного исследования автором предлагается решать проблему на уровне образовательных, досуговых организаций, используя комплекс технологий социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социальная ответственность; социально-ответственное поведение; социально-культурная деятельность; технологии социально-культурной деятельности.

Annotation. This article deals with the problem of prevention of youth extremism in the modern educational environment of the University. Identified and justified the need to solve this problem together at the state level and the level of educational, leisure organizations. On the basis of the study the author proposes to solve the problem at the level of educational, leisure organizations, using a set of technologies of social and cultural activities.

Keyword: social responsibility; socially responsible behavior; socio-cultural activities; technologies of socio-cultural activities.

Введение. В условиях трансформации системы ценностей обусловленных глобализацией в экономической, политической, культурной сферах подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной категорией населения.

Наряду с позитивными характеристиками молодежи в настоящее время в России стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности; утраты национальной культурной идентичности; индивидуализма и эгоцентризма; девиантное и делинквентное поведение, воинствующий национализм; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации [1].

Возникновение таких проявлений личности в молодежной среде способствует распространению экстремистской идеологии и внедрению самого экстремизма в современную молодежную среду.

Молодежный экстремизм в России детерминирован деформациями «процесса формирования и развития личности: снижение образовательного и культурного потенциала, разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализация сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности» (А.В. Сериков [7]).

Изложение основного материала статьи. Исследовав меры профилактики экстремизма, предлагаемые учеными (Ростокинский А.В., Гаджиева А.А.; Стариков Н.В., Мамина И.В.) мы увидели, что данную проблему необходимо и можно решить на следующих уровнях:

• на государственном (через создание и развитие сети научных центров, занимающихся проблемами экстремизма; институты гражданского общества; формирование национальной идентичности посредством СМИ; поиск и удаления сайтов экстремистского содержания; специальную подготовку специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма);

• на уровне образовательных, досуговых организаций (через обновление форм образовательной и воспитательной работы; усиление правового и патриотического воспитания; воспитание толерантности и культуры межэтнического общения; психологическую помощь и т.д.).

Анализ законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам государственной молодежной политики показал, что за период с 1993 года по настоящее время включительно, Правительством Российской Федерации принято ряд документов (законы, указы, постановления), посвященных вопросам реформирования молодежной политики.

Однако этого явно недостаточно, так как на современном этапе общественного развития остаются нерешенными целый ряд проблем в данной области. В настоящее время одна, из значимых проблем современной молодежи - значительное снижение развитости такого качества личности, как социальная ответственность и соответственно проникновение экстремистских воззрений в молодежную среду.

В Большом психологическом словаре по психологии и педагогике [4] отмечается, что социальная ответственность - отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок.

Поскольку качества личности проявляются в поведении, то в дальнейшем будем говорить о социально-ответственном поведении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.