Научная статья на тему 'Психологические особенности эмоционального выгорания работников автошкол'

Психологические особенности эмоционального выгорания работников автошкол Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РАБОТНИКИ АВТОШКОЛ / ИНДЕКС ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT / DRIVING SCHOOL EMPLOYEES / LIFE SATISFACTION INDEX / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнеев Рафаэль Камильевич, Карнеева Ольга Александровна

Проведенное исследование раскрывает существенные закономерности взаимосвязи общего психологического состояния, типов межличностных отношений и эмоционального выгорания работников автошкол. Установлено, что для работников автошкол с высокими показателями фазы напряжения характерны низкие показатели последовательности в достижении целей, согласованности между поставленными и достигнутыми целями, положительной оценкой себя и собственных поступков, а также общим индексом жизненной удовлетворённости. В ходе исследования изучены половозрастные различия по симптомам и фазам формирования эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карнеев Рафаэль Камильевич, Карнеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT OF DRIVING SCHOOL EMPLOYEES

The research reveals essential patterns of correlation between a general psychological condition, types of interpersonal relations and driving school workers’ emotional burnout. It is established that low indices of consistency in purpose achievement, coordination between set and reached purposes, a positive estimation of self and self acts, and life satisfaction are common for driving school employees with high level of the pressure phase. In the study, sex and age differences have been examined as far as emotional burnout symptoms and phases are concerned.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности эмоционального выгорания работников автошкол»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Карнеев Рафаэль Камильевич

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск); кандидат психологических наук, доцент Карнеева Ольга Александровна

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (г. Брянск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ

АВТОШКОЛ

Аннотация. Проведенное исследование раскрывает существенные закономерности взаимосвязи общего психологического состояния, типов межличностных отношений и эмоционального выгорания работников автошкол. Установлено, что для работников автошкол с высокими показателями фазы напряжения характерны низкие показатели последовательности в достижении целей, согласованности между поставленными и достигнутыми целями, положительной оценкой себя и собственных поступков, а также общим индексом жизненной удовлетворённости. В ходе исследования изучены половозрастные различия по симптомам и фазам формирования эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, работники автошкол, индекс жизненной удовлетворенности, межличностные отношения.

Annotation. The research reveals essential patterns of correlation between a general psychological condition, types of interpersonal relations and driving school workers' emotional burnout. It is established that low indices of consistency in purpose achievement, coordination between set and reached purposes, a positive estimation of self and self acts, and life satisfaction are common for driving school employees with high level of the pressure phase. In the study, sex and age differences have been examined as far as emotional burnout symptoms and phases are concerned.

Keywords: emotional burnout, driving school employees, life satisfaction index, interpersonal relationships.

Введение. На современном этапе развития общества, меняющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности, участившихся социальных стрессах, осуществление эффективной профессиональной деятельности затрудняется при возрастании вероятности развития неблагоприятных психических состояний. Современные психологические исследования, касающиеся работников профессий коммуникативной направленности (педагоги, юристы, врачи, психологи и др.) показывают подверженность их синдрому эмоционального выгорания. По данным отечественных и зарубежных исследований синдром эмоционального выгорания появляется в ситуациях активного общения с людьми в процессе профессиональной деятельности под влиянием различных факторов внешних и внутренних по содержанию и проявляется во множестве негативных эмоциональных и поведенческих особенностей.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологических особенностей эмоционального выгорания определяется тем, что число трудных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники различных образовательных организаций, в последнее время значительно возросло.

Согласно К. Маслач «главной причиной синдрома эмоционального выгорания является психологическое, душевное переутомление. Когда внутренние и внешние требования длительное время преобладают над внутренними и внешними ресурсами человека, у него нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания» [6].

Синдром «эмоционального выгорания» рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» являются чрезмерная рабочая нагрузка и ее продолжительность в ситуациях напряженных межличностных отношений. «Особенности такой работы сопровождаются потерей энергии, развитием психосоматической усталости и эмоционального истощения, беспокойством, раздражением, понижением самооценки на фоне развития психосоматических расстройств, семейных проблем» [8, с. 45].

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального выгорания», Плотникова А.Н. называет «чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки» [8, с. 46].

В работе Н.А. Каиновой и М.В. Лыткиной указывается «на связь эмоционального выгорания с недостаточным уровнем коммуникативной компетентности» [3, с. 124]. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Установлена зависимость появления синдрома эмоционального выгорания и величины педагогического стажа [5].

Подверженность педагогов развитию синдрома эмоционального выгорания объясняется тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью [1]. Труд работников образовательных организаций любого уровня относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, информационными перегрузками, эмоциональной напряженностью, требует большого объема памяти, содержит элементы творчества и тесно связан с ответственностью за жизнь обучающихся.

Психологические особенности работников автошкол имеют различную выраженность, так как к работникам автошкол относятся как преподаватели, так и мастера или инструктора производственного обучения вождению, которые в свою очередь имеют специфику осуществления педагогической деятельности.

В соответствии с нормативно-правовыми документами, в автошколах, как образовательных организациях, осуществляющих подготовку начального профессионального образования по профессии «водитель транспортного средства определенной категории», к сотрудникам предъявляют некоторые требования к уровню образования, выраженности профессиональных компетенций и т.д. [10, с. 82]. На сегодняшний день сформулированы требования к работникам автошкол, позволяющие определить педагогическую компетентность, которая была разработана с учетом обозначенных трудовых функций и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Однако вопросы психологического здоровья работников автошкол в современных исследованиях представлены не достаточно, что и определило цели и задачи нашего исследования.

Организация и методы эмпирического исследования.

Цель исследования: изучить психологические особенности эмоционального выгорания работников автошкол.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностные особенности работников автошкол могут являться предрасполагающими факторами формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности; существует взаимосвязь между элементами структуры личности и эмоциональным выгоранием работников автошкол.

Выборка исследования. Исследование проводилось на базе частного профессионального образовательного учреждения «Автошкола «Фаэтон» и частного учреждения профессионального образования «Автошкола «ПИКАР». Общую выборку в исследовании составили испытуемые в количестве 30 человек в возрасте от 28 до 55 лет.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были использованы следующие методики исследования: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) [7], тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ, адаптирован Н.В. Паниной) [12], методика «Интерперсональный диагноз» (Т. Лири) [11]. Статистическая обработка проводилась с помощью программы IBM SPSS 21. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрические критерии Краскела-Уоллиса, Манна - Уитни. Исследование взаимосвязи между феноменами проводилось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эмпирического исследования нами была проведена диагностика эмоционального выгорания работников автошкол.

Результаты исследования выраженности и сформированности фаз эмоционального выгорания показали следующее. У 20% сотрудников автошкол фазы «напряжения» и «истощения» находятся на стадии формирования и у 80 % испытуемых данные фазы не сформировались или не выявлены.

Фаза эмоционального выгорания «резистенция» имеет различные уровни сформированности у работников автошкол. У 30% испытуемых фаза находится в стадии формирования. Также у 10% испытуемых фаза «резистенции» является сформировавшейся и проявляется негативным настроением, установками, определяющими не только отношение к работе, но и качество труда, продуктивность.

В таблице 1 представлены результаты исследования выраженности симптомов фаз эмоционального выгорания.

Таблица 1

Результаты исследования симптомов фаз эмоционального выгорания (в %)

Фазы Напряжение Резистенция Истощение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Не сложившийся 56,7 100 100 80 53,3 66,7 70 56,7 73,3 63,3 86,7 83,3

Складывающийся 13,3 0 0 13,3 40 26,7 6,67 13,3 26,7 36,7 13,3 16,7

Сложившийся 3,33 0 0 6,67 3,33 3,33 13,3 16,7 0 0 0 0

Доминирующий 26,7 0 0 0 3,33 3,33 10 13,3 0 0 0 0

Примечание: Напряжение - 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств, 2. Неудовлетворенность собой, 3. «Загнанность в клетку», 4. Тревога и депрессия.

Резистенция - 5. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, 6. Эмоционально-нравственная дезориентация, 7. Расширение сферы экономии эмоций, 8. Редукция профессиональных обязанностей.

Истощение - 9. Эмоциональный дефицит, 10. Эмоциональная отстраненность, 11. Личностная отстраненность (деперсонализация), 12. Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Из таблицы 1 видно, что на фазе «напряжения» симптом эмоционального выгорания «переживания психотравмирующих обстоятельств» является доминирующим у более чем 25% работников, а такой симптом как «тревога и депрессия» находится в стадии формирования у 20%. Таким образом, наиболее выраженным симптомом эмоционального выгорания на фазе «напряжения» является симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Далее, на фазе «резистенции» доминирующими симптомами являются симптомы «экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей». У 13,33% испытуемых симптом «редукции профессиональных обязанностей» находится в стадии формирования. Также у 16,67% и 13,33% испытуемых данный симптом является сложившимся и доминирующим соответственно. Следовательно, у испытуемых с выраженным симптомом редукции профессиональных обязанностей происходит упрощение профессиональных обязанностей, возникает желание сократить обязанности, происходит уменьшение самого внимания по отношению к субъекту взаимодействия.

Данные показывают, что на фазе «истощения» симптом «эмоционального дефицита» у 73,77% работников автошкол является не сложившимся, а у 26,67 % испытуемых данный симптом находится на стадии формирования. Следовательно, большинству работников автошкол не свойственны негативные эмоции, отсутствие сочувствия и сопереживания. В тоже время почти у трети испытуемых начинает складываться, усиливаться симптом «эмоционального дефицита», то есть все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные, такие как резкость, грубость, раздражительность, обиды.

У более трети работников автошкол (36,67%) симптомы «эмоциональной отстраненности» и «личностной отстраненности» находятся на стадии формирования. Следовательно, у испытуемых данной группы постепенно складывается эмоциональная защита, почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности, во взаимоотношении с другими людьми. Начинает формироваться утрата интереса к объекту общения, профессиональной деятельности. Работники, в процессе формирования деперсонализации начинают терять интерес к работе, снижается удовлетворенность трудом.

Таким образом, исследование эмоционального выгорания показало, что доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются симптомы: «переживания психотравмирующих обстоятельств», «экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей».

На следующем этапе исследования нами было проведено изучение типов отношений по методике «Интерперсональный диагноз» Т. Лири.

Таблица 2

Результаты диагностики типов межличностных отношений

Типы отношений Ср.зн. Выраженность отношения

Авторитарность 9,33 высокая

Эгоистичность 6,80 умеренная

Агрессивность 6,93 умеренная

Подозрительность 4,53 низкая

Подчиняемость 6,27 умеренная

Зависимость 6,27 умеренная

Дружелюбие 9,73 высокая

Альтруизм 9,03 высокая

Как видно из таблицы 2, для работников автошкол в большей степени характерны сотрудничающий -конвециональный, властный-лидирующий и ответственный - великодушный типы отношений. Таким образом, испытуемым в большей степени свойственно дружелюбие, ориентация на принятие и социальное одобрение, стремление помочь другим, сострадание, отзывчивость, доминантность в отношениях, энергичность, переоценка собственных возможностей. В меньшей степени испытуемым характерен недоверчивый - скептический тип отношений, характеризующий испытуемых как реалистичных в суждениях и поступках, критичных по отношению к окружающим, скептичных и неконформных.

Далее мы изучили особенности показателей эмоционального выгорания в связи с полом, возрастом, уровнем удовлетворённости жизнью работников автошкол. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова, мы определили отсутствие нормальности распределения. Поэтому, для выявления различий мы использовали непараметрические критерии, такие как критерий Н Краскела-Уоллиса и критерий и- Манна - Уитни.

Для выявления различий в выраженности компонентов и фаз формирования эмоционального выгорания у работников автошкол относительно пола испытуемых был применён критерий и- Манна - Уитни.

Нами выявлены достоверные статистически значимые различия по полу по таким симптомам и фазам формирования эмоционального выгорания как: фаза «напряжения» и=35,500, при уровне значимости р<0,05; симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» и=42,500, при уровне значимости р<0,05; симптом «неудовлетворенности собой» и=45,000, при уровне значимости р<0,05; симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» и=46,500, при уровне значимости р<0,05. Показатели вышеперечисленных симптомов эмоционального выгорания у работников мужского пола выше, чем у представительниц женского пола.

Для выявления различий компонентов и фаз формирования эмоционального выгорания с разным уровнем удовлетворённости жизнью у работников автошкол, нами был применён критерий Н - Краскела-Уоллиса.

Выявлены статистически достоверные значимые различия уровней удовлетворённости жизнью по таким симптомам и фазам формирования эмоционального выгорания как: симптом «тревоги и депрессии» Н = 6,906, при уровне значимости р<0,05; симптом «расширения сферы экономии эмоций» Н=10,201, при уровне значимости р<0,001; симптом «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей» Н = 8,132, при р<0,01; симптом «эмоционального дефицита» Н=7,846, при р<0,05; симптом «эмоциональной отстраненности» Н = 13,170, при р<0,001; симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» Н=14,007, при р<0,001; симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» Н = 10,120, при р<0,01; фаза «резистенции» Н=8,167, при р<0,05; фаза «истощения» Н=10,655, при р<0,01. То есть можно сказать, что удовлетворенность жизнью у данной группы испытуемых связана с симптомами эмоционального выгорания. Чем ниже удовлетворённость жизнью, тем выше выраженность симптомов «тревоги и депрессии», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей», «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстраненности», «личностной отстраненности», или «деперсонализации», «психосоматических» и «психовегетативных нарушений».

Для выявления взаимосвязи между сферами жизни и фазами эмоционального выгорания мы рассчитали коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (г8).

Анализ корреляционных связей показал наличие отрицательных связей между фазой эмоционального выгорания «напряжения» и компонентами удовлетворённости жизнью, такими как: «последовательность в достижении целей» ^=-0,421, при р<0,05, «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» ^=-0,502, при р<0,01, «положительная оценка себя и собственных поступков» г=-0,538, при р<0,01, «индекс жизненной удовлетворённости» ^=-0,435, при р<0,05.

Следовательно, чем ниже показатели фазы эмоционального выгорания «напряжения», тем выше выраженность последовательности в достижении целей, согласованности между поставленными и достигнутыми целями, положительной оценкой себя и собственных поступков, а также общим индексом жизненной удовлетворённости. Также нами выявлена положительная корреляционная связь между фазой эмоционального выгорания резистенции и типом отношений «недоверчивый - скептический» г=0,6б0, при р<0,01, а также отрицательная корреляционная связь между фазой резистенции и типом отношений

«ответственный - великодушный» r=-0,435, при p<0,05. Следовательно, испытуемым с высокими показателями фазы эмоционального выгорания «резистенции» характерна внутренняя напряженность.

Выводы. Деятельность работника автошкол представляет собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность работника автошкол характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью, широкой сетью контактов разного уровня, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Проведённый математико-статистический анализ показал, что у исследуемых сотрудников автошкол проявляются такие симптомы формирования эмоционального выгорания как: переживания психотравмирующих обстоятельств, редукция профессиональных обязанностей, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и эмоционально-нравственная дезориентация.

Проведенное исследование раскрывает существенные закономерности взаимосвязи психологического состояния, межличностных отношений личности и эмоционального выгорания работников автошкол, служит основой для разработки методических рекомендаций по преодолению синдрома эмоционального выгорания на основании полученных результатов, программы сопровождения по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания работников автошкол как одного из видов образовательных организаций.

Литература:

1. Демьянчук, Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры. // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 12-28.

2. Ильина, И.Е., Лянденбурский В.В., Пылайкин С.А., Евстратова С.А. Применение тренажеров для повышения квалификации инструкторов вождения // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №. 1 (20). С. 96

3. Каинова, Н.А., Лыткина М.В. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 3. С. 122-127.

4. Клепач, Ю.В., Гридяева Л.Н., Сергеева Е.Д. Особенности эмоционального выгорания педагогов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 258-262.

5. Курнаева, И.Т. Связь статуса педагогов в коллективе и выраженности фаз эмоционального выгорания // Вестник экспериментального образования. 2015. № 1 (1). С. 29-33.

6. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/article_1322.html.

7. Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко / Электронный ресурс. Режим доступа: http://psylab.info

8. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «Эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №2. -С. 44-46

9. Полякова, С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №. 17 (372). - С. 52-57.

10. Сячина, Т.Ю. Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 180. С. 81-86.

11. Собчик, Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. руководство. -М., 1990.

12. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А.А. Кроника. - М.: Прогресс, 1993. - С. 107-114.

Психология

УКД: 159.9.072.43

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск); студентка Стежко Полина Александровна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Анализируются основные подходы к пониманию категории «эмоциональный интеллект». Особое внимание уделено тендерным особенностям эмоционально интеллекта в подростковом возрасте, поскольку развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте претерпевает существенные качественные изменения и во многом определяет эффективность социальной адаптации. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором наряду с другими методиками использован опросник TEIQue-ASF, разработанный Константиносом Петридес, профессором психологии и психометрии Психометрической лаборатории при университетском колледже Лондона (UCL). Результаты исследования позволили определить особенности эмоционального интеллекта современных подростков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, гендерные различия, подростковый возраст. Annotation. This article addresses the issue of emotional intelligence. The main approaches to understanding emotional intelligence are analyzed. Particular attention is paid to the gender characteristics of emotional intelligence in adolescence, since the development of emotional intelligence in adolescence undergoes significant qualitative changes and largely determines the effectiveness of their social adaptation in society. The article presents the results of an empirical study, in which, along with other methods, the TEIQue-ASF questionnaire developed by Konstantinos Petrides, a professor of psychology and psychometry at the Psychometric Laboratory located at the University College London (UCL), was used. The results of the study allowed to determine the peculiarities of emotional intelligence of modern adolescents.

Keywords: emotional intelligence, gender differences, adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.