Научная статья на тему 'Полоролевые особенности формирования личности'

Полоролевые особенности формирования личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1046
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / РОДИТЕЛЬ / РЕБЕНОК / СИБЛИНГ / DEVELOPMENTAL APPROACH / GENDER-ROLE FEATURES / PERSONALITY / A PARENT / A CHILD / A SIBLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якунин Валерий Александрович, Филимоненко Юрий Иванович, Медина Бракамонте Наталья Анатольевна

Настоящая статья представляет анализ работы, проведенной в рамках темы « Исследование социобиологических и педагогических предпосылок формирования личности и индивидуальности». Материалом послужили результаты изучения полоролевых (гендерных) особенностей как системных адаптации и их влияния на формирование личности и индивидуальности человека. Цель данного направления исследования заключалась в описании роли и значения полоролевых особенностей человека как фактора, органично соединяющего в себе биологические и социальные, поведенческие и психологические уровни рассмотрения человека, влияющего на формирование его личности и индивидуальности. В статье изложены обнаруженные закономерности выявления значимых полоролевых различий: 1) в неспецифических (по возрасту, образованию, месту жительства и т. п.) выборках испытуемых и 2) в специфической среде учащейся молодежи (дошкольники, школьники, студенты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-Role Features of Personality Formation

This article analyzes the work on studying psychobiological and pedagogic prerequisites of personality and individuality formation. This work is based on the results of the study of the gender-role features as a system adaptation and their influence on personality and individuality formation. The purpose of this study is to describe the role and significance of gender-role features of a person as a factor which integrates biological, social, behavior and psychological levels of human being study and influences personality and individuality formation. The author discovers patterns of revealing principal gender-age differences: in nonspecific (age, education, place of residence and etc.) sample of subjects; in specific environment of youth (preschool age children, school children and students).

Текст научной работы на тему «Полоролевые особенности формирования личности»

В. А. Якунин, Ю. И. Филимоненко, Н. А. Медина Бракамонте

ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Введение

Изучение факторов формирования личности и индивидуальности человека невозможно без разностороннего исследования биологических (пол, возраст), социальных (семья, статус, профессия) и педагогических (обучение, воспитание) составляющих этого процесса. Подобное исследование в рамках НИР «Исследование социобиологических и педагогических предпосылок формирования личности и индивидуальности» с 2005 г. проводится на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии СПбГУ под руководством профессора В. А. Якунина.

Общая цель данной НИР видится в изучении роли основных факторов, вклад которых в становление личности наиболее важен. Рассматриваются следующие три группы таких факторов: целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка (ясли, сад, школа, вуз), диффузное малоосознаваемое влияние социума и родителей (общественные стереотипы, семейные традиции и т. п.), и наконец — врожденная готовность растущего человека усваивать преимущественно мужские или женские модели поведения и формировать соответствующие им психологические качества в зависимости от собственной половой принадлежности.

Материалом, изложению которого преимущественно посвящена данная статья, послужили результаты эмпирического изучения полоролевых особенностей как системных адаптаций, и их взаимосогласованности с индивидуально-психологическими и, отчасти, демографическими особенностями человека.

Оценка текущего состояния знаний по изучаемой проблематике. Направленность и выраженность полоролевых различий изучаются в рамках различных дисциплин уже длительное время. Однако в подавляющем большинстве результаты исследований носят узко прикладной и, что самое важное, констатирующий характер. Отсутствует сколько-нибудь приемлемая общая концепция сущности полоролевых различий, которая могла бы объяснить природу, смысловую направленность и их значение в реализации жизненного пути человека. Частные попытки построения подобной концепции базируются либо на генетикобиологических, либо на мировоззренческих посылках. Первые не могут адекватно отразить специфику психологического и поведенческого компонентов данных различий, вторые привязаны к исторически сложившимся социальным представлениям о «гуманности и справедливости», которые существенно модифицируются на разных периодах исторического времени и зависят от условий жизни конкретного социума.

Новизна нашего исследования заключается в построении эволюционной концепции в интерпретации полоролевых различий. Базовыми основаниями для такой концепции являются теоретические и эмпирические разработки в двух основных направлениях:

• изучение феномена полоролевых различий как универсальных адаптаций животного мира (а не только человеческого общества), обеспечивающих более эффективное выживание и воспроизводство каждого животного вида (включая и Homo sapiens);

© В. А. Якунин, Ю. И. Филимоненко, Н. А. Медина Бракамонте, 2008

• постулирование полоролевых различий не как собственно «различий», а в качестве взаимосогласованных и взаимодополняющих поведенческих и психологических ресурсов, делающих объединение мужчины и женщины в пару более жизнестойкой и жизнеспособной социальной системой, нежели каждый из них в отдельности.

Цель исследования заключалась в предварительном описании и последующем исследовании роли и значения полоролевых особенностей человека как фактора, органично соединяющего в себе биологические и социальные, поведенческие и психологические уровни рассмотрения человека и непосредственно участвующего в формировании личности.

Метод и методики исследования. Для разработки концепции полоролевых различий использовался анализ литературных данных по данной тематике (включая этологию и зоопсихологию) и обобщение его итогов в систему постулатов — «Эталонное полоролевое поведение в человеческом обществе», — которые в первом приближении описывают модели «мужского» и «женского» поведений (и соответствующие им психологические задатки) и в значительной мере являются эволюционно закрепленными, универсальными адаптациями. Для проверки эмпирической обоснованности этих постулатов привлекались материалы дипломных работ 2005-2008 гг., выполненных под нашим руководством.

В педагогической составляющей исследования основным методом являлось создание специальных педагогических (воспитательных или дидактических) ситуаций, включенных в процессы обучения и воспитания младших дошкольников и старшеклассников, а также в обучение студентов.

Для проведения исследования, как правило, использовался следующий психодиагностический инструментарий: специальная анкета, ориентированная на решение задач конкретной дипломной работы, а также стандартные методики: 8-цветовой тест М. Люшера, личностный опросник Г. Айзенка, опросник «Поведение в конфликтных ситуациях» К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, опросник «Уровень субъективного контроля», опросник «Личностный дифференциал», шкала «Личностная тревожность» опросника Ч. Спилбергера-Ю. Ханина, анкета «Самочувствие—Активность—Настроение».

Выборка испытуемых набиралась различными исследователями и в общей массе составила 507 взрослых, среди которых было 44 % мужчин и 56 % женщин. На момент обследования 67 % испытуемых состояли в браке, 11 % находились в разводе (или потеряли супруга), остальные были холосты. Возрастной разброс испытуемых 25-61 год при среднегрупповой оценке 36,7 года. В силу ряда обстоятельств выборку составили испытуемые с высоким уровнем образования (56 % — высшее, 26 % — незаконченное высшее). Соответственно этому значительная часть испытуемых причислила себя к управленческому персоналу (32 %), как исполнителей и (или) специалистов оценили себя 61 % испытуемых выборки, остальные 37 человек на момент обследования были безработными.

В педагогической части исследования были изучены студенты нескольких факультетов СПбГУ. Общая численность выборки здесь составила 200 студентов 2005-2007 годов обучения. Численность выборки школьников составила 246 старшеклассников 2005-2007 годов обучения.

Результаты эмпирического исследования

Интересующая нас тематика изучалась по двум основным направлениям, в соответствии с которыми будут далее излагаться и обсуждаться обнаруженные закономерности: выявление значимых полоролевых различий 1) в неспецифических (по возрасту, образованию,

месту жительства и т. п.) выборках испытуемых и 2) в специфической среде учащейся молодежи (дошкольники, школьники, студенты).

Проявление и сущность полоролевых различий. Уже само разнообразие и высокая значимость статистических различий, выявленных в нашем исследовании, доказывают значимость половой принадлежности как фактора, формирующего значительную часть психики человека. Однако в рамках нашего исследования более важным является то, насколько полученные в различных выборках результаты соотносятся с тем, что можно было получить, исходя из представлений о полоролевых различиях как эволюционно закрепленных универсальных адаптациях.

В таблице 1 представлена в качестве примера часть выявленных полоролевых различий. Из данных, приведенных в таблице, следует, что в полном соответствии с гипотезой о универсальных адаптациях мужская выборка ориентирована на обладание большей физической силой и потенциальной готовностью к агрессивному поведению. Женская выборка отличается сочетанием относительно повышенной эмоциональной неустойчивости (нейротизм, тревога, тревожность, страх) и, соответственно, позитивной нацеленности (экстраверсия) на социум как источник стабильности и поддержки. Частным следствием женской эмоциональной чувствительности можно считать увеличение насыщенности и субъективной значимости содержания ночных сновидений.

Таблица 1

Показатели, значимо различающие выборки женщин (ж) и мужчин (М)

Показатели психологических особенностей Ж М Р

Часто снятся младенцы (анкета) 3,9 1,6 0,00008

Насыщенность сновидений образами людей (анкета) 20,1 13,6 0,0002

Справедливый (шкала «Оценка» методики ОСА) 5,0 6,3 0,003

Нейротизм по самооценке (методика Айзенка) 16,0 10,2 0,003

Удовлетворенность собой как личностью (анкета) 3,2 4,3 0,003

Часто снятся знакомые люди (анкета) 5,5 4,0 0,002

Высокая значимость информации сновидений (анкета) 26,6 19,4 0,005

Частое общение со взрослыми детьми (анкета) 4,3 2,1 0,01

Нейротизм (методика Айзенка) 15,9 9,8 0,01

Спокойствие-тревога (методика Куликова) 59,7 49,4 0,02

Тревожность (методика Спилбергера-Ханина) 48,9 41,8 0,02

Сон часто несет важную информацию (анкета) 3,6 2,4 0,02

Примечание: здесь и далее для показателей анкет принята 7-балльная шкала оценок, в которой максимальный балл приписан тому полюсу показателя, который выступает в качестве его названия.

В эмпирических данных нацеленность женщин на социум выражается не только в большей заинтересованности женщин жизнью родственников и собственных детей, но также и в отношении к ресурсам Интернета, в характерных особенностях сновидений. Приоритет мужских среднегрупповых оценок обнаруживается только в показателях, косвенно отражающих уверенность в себе как проявление эволюционно оправданной готовности к борьбе (интернальность, самостоятельность и т. п.).

Устойчиво большие оценки удовлетворенности собой в различных социальных ролях в мужской подвыборке носят, скорее, защитный характер. Хотя и в этом можно разглядеть эволюционно оправданное «мужское» стремление хотя бы демонстрировать себя сильным и уверенным.

В таблице 2 отображены показатели психофизиологического состояния, значимо различающие обследованные подвыборки испытуемых. Если учесть, что цветовая методика Люшера существенно затрудняет целенаправленное искажение результатов оценки психофизиологического состояния, то следует признать усредненное состояние мужчин более благоприятным (сниженное значение СО, предпочтительность красного и желтого цветов), чем у женщин.

Таблица 2

Показатели психофизиологического состояния, различающие выборки женщин (ж) и мужчин (М)

Показатели состояния Ж М Р

Место черного цвета (методика Люшера) 6,9 5,1 0,006

Предпочтение желтого цвета (методика Люшера) 2,8 4,3 0,04

Предпочтение красного цвета (методика Люшера) 4,2 5,8 0,03

Суммарное отклонение от АТ-нормы (методика Люшера) 16,7 11,1 0,03

Отсутствие головных болей (анкета) 3,1 4,0 0,05

Некоторая смещенность черного цвета к началу цветового ряда интерпретируется как неблагоприятный признак в структуре состояния. Однако его смысл четко укладывается в эволюционно «правильные» мужские особенности: приближение черного цвета к началу ряда интерпретируется как нарастающее стремление к независимости, неприятие авторитетов и готовность оспаривать сложившиеся властные отношения.

В таблице 3 можно видеть показатели, которые констатируют полоролевую специфику некоторых жизненных установок. Здесь сразу же бросается в глаза четкое расхождение мужчин и женщин во взглядах на различные сферы жизнедеятельности: мужчины больше интересуются спортом и экономикой, которые в разной форме могут сделать «сильнее», и проявляют гораздо большее равнодушие к событиям культуры и искусства, в которых прямое проявление силы и доминирования весьма затруднительно.

Характерно, что, как и в остальном животном мире, у мужчин и женщин доминируют установки на то, что в паре мужчина должен быть выше ростом (как эволюционный символ силы) и старше (как символ потенциально более высокого иерархического положения). Причем, поскольку пользу от этих характеристик партнера получают преимущественно женщины, постольку и выраженность этой установки в женской выборке оказывается более сильной, чем в мужской.

В животном мире выработаны модели контролирующего поведения, обеспечивающие самцу действительное отцовство в отношении выращиваемого потомства. Аналогично этому, как видно из табличных данных, мужчины в гораздо меньшей степени склонны допускать самостоятельное посещение супругой мест развлечений (танцы).

Дополнительный анализ показывает, насколько разнопланово и одновременно закономерно проявляется гендерный фактор. Так, например, в отличие от мужчин, сновидения

Таблица 3

Полоролевые особенности ценностных установок

Показатели установок Ж М Р

Заинтересованность новостями спорта (анкета) 2,2 4,0 0,00

Заинтересованность событиями культуры (анкета) 3,9 2,8 0,01

Заинтересованность экономикой (анкета) 2,7 3,8 0,02

Важная роль интуиции в жизни (анкета) 4,2 5,3 0,03

Допустимость школы танцев порознь (анкета) 3,7 2,1 0,00

Без партнера легче с хозяйством (анкета) 3,7 2,6 0,00

Муж должен быть выше жены на .... см (анкета) 13,7 9,5 0,01

Муж должен быть старше жены на .... лет (анкета) 5,1 2,9 0,00

в женской выборке более сложны, разнообразны, в большей степени ассоциированы с реальной дневной жизнью. Сон эволюционно «правильного» мужчины должен быть менее нагруженным сновидениями («сны редко вспоминаются сами» и «не припоминаю сны»), более поверхностным для того, чтобы оставалась возможность контролировать внешние сигналы опасности и быстрого перехода ото сна к активному физическому действию («легко просыпаюсь»).

Полностью укладываются в представление о эволюционно закрепленных закономерностях характерные различия в речедвигательной активности у людей, принявших решение посвятить часть своего свободного времени улучшению своих коммуникативных навыков на специальных обучающих курсах. Здесь, во-первых, обнаруживается, что общий уровень мышечной активности в мужской выборке выше, чем в женской. И, во-вторых, как оказывается, курс подобного обучения в целом оптимизирует мышечную активность у всех обучаемых, однако исходное соотношение «женской» и «мужской» активностей остается неизменным. Этим дополнительно подчеркивается «правильность» преобладания установки на мышечную активность (как главное основание силы и способности выполнять свою эволюционную роль) у мужчин.

Опосредованное влияние полоролевых различий. В процессе анализа собранных эмпирических данных обнаружились результаты, которые, безусловно, нуждаются в дальнейшем уточнении, но в первом приближении хорошо ассоциированы с ожиданиями, вытекающими из эволюционного подхода.

Во-первых, речь здесь идет о том, что в животном мире самка в период вынашивания и выращивания потомства заинтересована в стабильности поведения партнера (в устойчивой семье), в то время как самец ориентирован на как можно большее распространение своих генов (фактически на количество потомков). Условным аналогом этих тендерных заинтересованностей могут служить заявляемые о себе данные испытуемыми: наличие-отсутствие официальных брачных отношений и количество детей. Значительная часть испытуемых не была лично знакома с исследователями, что открывало потенциальную возможность для «подправления» испытуемыми сообщаемых о себе данных. Соответственно, в этих данных могут находить свое выражение представления о том, что является «правильным» для мужчины и женщины.

По аналогии с известными социологическими данными мы зафиксировали в ряде подгрупп испытуемых, что мужчины склонны заявлять о наличии у себя большего

количества детей. В свою очередь женщины, в большей мере оказались замужними, нежели мужчины — женатыми.

Второй момент, проявившийся в результатах исследования — выраженное опосредованное влияния половой принадлежности ребенка на психологические особенности родителей. В таблице 4 приведены статистически значимые различия между подгруппами взрослых людей, имеющих или не имеющих сыновей или дочерей. В этих таблицах перечислена только часть всего массива обнаруженных различий.

Их анализ и осмысление представляются одной из задач дальнейшей работы. В настоящее время можно отметить по крайней мере две характерные особенности приведенных данных:

1) По всей совокупности данных наличие ребенка соотносится скорее с менее благоприятными показателями личности и психологического состояния родителя. Поскольку это противоречит идеологии эволюционного подхода, в дальнейшем предстоит выяснить, являются ли выявленные различия отражением реального положения дел (специфика социально-экономической ситуации) или же «улучшенные» самооценки бездетных служат формой психологической защиты от давления социальных стереотипов, настоятельно требующих выполнения всех функций, связанных с ролью родителя.

2) Уже первый взгляд на табличные данные обнаруживает тот факт, что с точки зрения психологических характеристик родителей не существует абстрактного «ребенка», а есть полоспецифичные — сын или дочь. Наличие-отсутствие дочерей соотносится с более разнообразными различиями в психологических характеристиках родителей, нежели наличие-отсутствие сыновей, а также с определенно большим количеством таких различий.

Таблица 4

Статистически значимые различия между группами взрослых людей, имеющих или не имеющих сыновей или дочерей

Наличие-отсутствие сыновей нет есть Р

Ненапряженность в сфере познания (анкета) 13,4 9,0 0,001

Интернальность в области неудач 3,7 4,9 0,002

Ненапряженность во всех сферах (анкета) 114 99 0,01

Неприятный сон не помнится долго (анкета) 4,1 3,0 0,01

Вижу во сне детей очень редко (анкета) 5,1 3,9 0,02

Сумма приемов психической саморегуляции (анкета) 10,4 12,2 0,02

Наличие-отсутствие дочерей нет есть Р

Во сне испытываю ярость очень редко (анкета) 6,6 5,2 0,0001

Просыпаюсь уставшим очень редко (анкета) 6,3 4,8 0,001

Просыпаюсь из-за кошмаров очень редко (анкета) 6,4 5,1 0,002

Личностная тревожность (Спилбергер-Ханин) 43,5 51,7 0,002

Количество приемов саморегуляции против волнения 1,2 1,6 0,003

Удовлетворенность собой как родителем (анкета) 4,3 5,3 0,008

Место коричневого цвета (Люшер) 5,8 4,3 0,008

Интернальность общая (опросник УСК) 4,2 4,9 0,01

Во сне испытываю обиду очень редко (анкета) 5,8 4,7 0,02

Во сне испытываю страх очень редко (анкета) 5,4 4,2 0,02

Поскольку пол ребенка предопределяется генетическими факторами, связь психологии родителя с половой принадлежностью ребенка может интерпретироваться только одним образом: половая принадлежность ребенка (и сцепленные с нею врожденные полоролевые проявления) приводит к тому, что какие-то индивидуально-психологические и поведенческие характеристики родителя по ходу жизни «притормаживаются», а какие-то, напротив, стимулируются к развитию.

Таким образом, не только родитель сознательно и неосознанно воспитывает своего ребенка, но и ребенок специфически формирует, «воспитывает» своего родителя.

Развивая этот результат, мы провели оценку различий психологических и демографических характеристик взрослых женщин, росших в родительской семье с сиблингами разного пола. При этом мы учитывали только пол сиблингов, а не особенности взаимоотношений испытуемых с ними, их личностные особенности и т. п.

Значимые различия по показателям «количество братьев» и «количество сестер» представлены в таблицах 5 и 6. Уже само существование подобных различий говорит о том, что половая принадлежность сиблингов, а также их численность являются достаточно значимыми факторами формирования личности женщины. Если давать самую общую оценку полученным различиям, то можно сказать, что наличие братьев способствует формированию личности женщины скорее по «мужскому» типу (более позднее вступление в брак и меньшая удовлетворенность от рождения ребенка, подчеркивание ценности активности и целеустремленности). Увеличению количества сестер соответствуют несколько сниженные показатели качества ночного сна и самооценки своего здоровья взрослой женщиной, ориентация на супруга скорее как на «кормильца» (зарплата), нежели «защитника» (телосложение).

Таблица 5

Значимые различия по показателю «Количество сестер»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 = «мало» сестер [0-1], 2 = «много» сестер [2-3])

Показатель М 1 М 2 Р

Сила (напряженная) 5,0 3,4 0,001

Отсутствие ночных кошмаров 6,5 5,5 0,008

Скорость засыпания 5,7 4,6 0,009

Степень качеств, воспитанных ребенком 5,1 6,0 0,03

Преобладание зарплаты мужа в семье 2,7 2,9 0,03

Сила (напряженная) 5,0 3,4 0,001

Отсутствие ночных кошмаров 6,5 5,5 0,008

Таблица 6

Значимые различия по показателю «Количество братьев» (1 = нет братьев, 2 = есть братья)

Показатель М 1 М 2 Р

Возраст первого брака 20,7 23,7 0,005

Активность (суетливая) 3,8 5,0 0,02

Степень качеств, воспитанных родителями 4,7 5,2 0,03

Удовлетворенность от рождения своего ребенка 5,5 4,6 0,04

Целеустремленность, воспитанная родителями 4,5 5,3 0,05

Активность сумма 4,9 5,5 0,05

Таким образом, имеются предварительные основания для расширения понимания роли и значения полоролевого фактора в формировании личности. Дело не только в том, что половая принадлежность (внутренний фактор) человека в какой-то степени ассоциирована с силой и направленностью его интересов, склонностей и способностей. Можно также говорить и о том, что существует достаточно выраженный внешний (средовой) полоролевой фактор — специфическое влияние отца и матери, брата и сестры, сына и дочки на психологические особенности человека.

Педагогическая составляющая исследования. Как уже указывалось выше, данная часть исследования касалась проблем воспитания младших дошкольников, обучения студентов и соотношений временной перспективы и самореализации старшеклассников в учебной деятельности.

У дошкольников исследовалась возможность «зарождения» основ нравственного воспитания в формировании личности с учетом полоролевых различий. Установлено, что процесс становления нравственно-ценностных отношений младших дошкольников протекает в единстве трех компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного и поведенческого (Е. В. Семыгина). И если ребенок испытывает положительное переживание в специально созданной ситуации взаимодействия, то он принимает нравственные идеи и ценности.

Особая роль здесь принадлежит взрослым, которые значимы для ребенка, поскольку он ориентируется на принятые ими решения в той или иной ситуации. Причем мальчики копируют значимых для них мужчин, а девочкам свойственно «женское» начало (забота). Замечено отчетливое влияние стереотипов воспитания: «мужское» и «женское». Значимых различий формирования ценностного отношения к людям в зависимости от пола в данной части исследования не выявлено.

Нами также изучались возможности использования мультимедийных средств обучения с учетом полоролевых особенностей для активизации самостоятельной работы студентов с целью формирования личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Материалом для самостоятельной работы студентов являлось содержание учебной дисциплины «Педагогика». Показано, что в самостоятельной работе студенты-юноши больше уделяли внимания структурированию информации, работе «кадров», выстроенной презентации и логике. Студентки выбирали «эффектность» и доступность.

При групповой работе выявлено дополнительное различие в специфике подготовки видеопрезентаций. При смешанном половом составе учебной группы материал представлялся более интересно, и сами студенты отмечали при этом большую легкость восприятия информации. Для некоторых выборок студентов, половой состав которых носит устойчиво ассиметричный характер (физики, математики, филологи и т. д.), при подготовке видеопрезентаций целесообразно выбирать такие формы организации и подачи учебного материала, которые будут наиболее адекватны полоролевым особенностям восприятия и усвоения новой информации.

Исследование старшеклассников базировалось на предположении о том, что временная перспектива учащихся 10-11 классов имеет различные характеристики в зависимости от типа учебного заведения и пола старшеклассника (Е. В. Рябикина). По результатам литературного обзора данной проблематики можно констатировать, что временная перспектива девушек отличается преобладанием социальной мотивации, большей ориентацией на период обучения в школе и в целом меньшей гибкостью. В перспективе юношей больше выражены стремление к активности и общечеловеческие ценности, преобладает период обучения в вузе; их представления о будущем более разнообразны.

Таким образом, критериями деления на старшеклассников на подгруппы были учебная успешность и пол. В результате обработки данных получено, что такие факторы, как «сосредоточенность на учении», «устремленность в будущее», «направленность на саморазвитие», характерны и для юношей, и для девушек. Факторы «философствование», «размышление» встречаются в основном у юношей, у девушек они почти не представлены. Фактор «жизнь сегодняшним днем» отличает высокоуспешных девушек и слабоуспевающих юношей. Другими словами, наличие ближней перспективы для девушек старшего школьного возраста благоприятствует высокому уровню учебной успешности, а на юношей, напротив, оказывает негативное влияния.

Для более детального описания был проведен кластерный анализ, по итогам которого тоже можно выделить ряд половых различий. В результате можно утверждать, что временная перспектива обнаруживает некоторые полоспецифические различия, а именно: в содержании временной перспективы девушек мотивация общения выражена больше, а стремление к активности и общечеловеческая, гуманитарная мотивация, наоборот, меньше, чем у юношей. Для девушек большее значение имеет школьный период, для юношей — обучение в вузе. В целом, перспектива девушек отличается меньшей гибкостью, наличием стандартных вариантов, тогда как у юношей наблюдается склонность к разнообразию, встречаются крайние типы.

Заключение

Эволюционный подход постулирует существование универсальных для животного мира (включая и человека) стратегий поведения (и обеспечивающих его психологических задатков), а также их согласованности у мужской и женской особей, благодаря которой разнополая пара оказывается гораздо более жизнестойкой, обладающей большим набором возможностей для выживания и развития, нежели однополая пара. Тем самым, полоролевые различия в качестве эволюционных приобретений следует трактовать не как «различия», а как взаимоувязанные и согласованные ресурсы адаптации.

В разноплановых литературных данных отчетливо прослеживается система эталонных поведенческих программ (и обеспечивающих их психологических механизмов), гипотетически вытекающих из положений эволюционного подхода. Эта система в значительной степени подтверждается в результатах проведенного эмпирического исследования.

Эволюционный подход никаким образом не предполагает жесткого единообразия «единственно верных» моделей поведения. Напротив, он констатирует «разнообразие» в качестве адаптивной видовой ценности. Практически это означает, что наряду с массовой «средней нормой» по любому полоролевому признаку должно иметь место некое количество исключений из нормы, которые делают социум более адаптивным к новым, неожиданным, нетипичным ситуациям и обстоятельствам.

С другой стороны, этот же подход предсказывает, что любые попытки посредством радикального изменения ценностей общественного сознания «преодолеть» т. н. полоролевые «стереотипы», «ограничения» (т. е. воспитать своего рода «унисекс-психологию») неизбежно приведут к негативным последствиям как индивидуально-личностного, так и социального плана.

Мировоззренческий аспект исследуемой проблемы заключается в том, что сложившиеся в обществе представления о природе человека, о его роли и месте в жизни служат скорее затормаживанию динамики личностного созревания и индивидуализации современной женщины, подталкивая ее на путь «мужского» видения окружающего мира и «мужской»

оценки своих возможностей и своей ценности. Поэтому важнейшей задачей практической психологии нам видится выработка системы взглядов «женского» мировоззрения.

Перспективными целями дальнейшей работы этого направления служат следующие:

Доработка опросника, оценивающего степень выраженности у испытуемого «эволюционно-адекватных» полоролевых качеств и установок, а также изучение степени ассоциированности «эволюционно-адекватных» характеристик с демографическими, карьерными и психологическими характеристиками испытуемых.

Изучение западно-европейского и американского опытов целенаправленно реализуемой эмансипации женщин в сферах предпринимательской активности и сексуального (семейного) поведения, а также разносторонних демографических и психологических последствий такой эмансипации.

Педагогическое направление изучения роли полоролевых различий в формировании личности целесообразно дифференцировать исходя из возрастных характеристик. В связи с этим намечены направления работы. Младший возраст — изучение индивидуальных различий в системе ценностных отношений у детей дошкольного и школьного возрастов. Период студенчества — индивидуальные особенности восприятия мультимедийных средств обучения и их влияние на учебную успешность; влияние социально-психологического климата в учебных группах на структурную организацию психозащитных механизмов у студентов на разных этапах их обучения; адаптационный потенциал личности и его микровозрастная динамика в период ранней взрослости. Взрослые (профессиональная педагогическая деятельность) — социальная толерантность педагога как фактор его профессиональной деятельности; самореализация педагога в его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.